Старец паисий семейная жизнь. Читать онлайн «Слова IV. Семейная жизнь. Принятие решения о выборе жизненного пути

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Впоследствии супруги должны, насколько это возможно, возделывать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними пребывал Третий - наш Сладчайший Христос. Конечно, вначале, пока семейная жизнь новобрачных не войдет в нормальное русло и пока они не узнают друг друга как следует, они могут испытывать некоторые трудности. Такое происходит в начале любого дела. Несколько дней назад я наблюдал за одним птенцом. Он в первый раз вылетел из гнезда, чтобы найти себе пищу. Бедняжка не умел ловить насекомых и, летая на высоте человеческой ладони от земли, потратил целый час, пока не поймал какую-то козявку. Глядя на птичку, я размышлял о том, что любое дело начать не просто. Выпускник университета, получив диплом и начав работать, на первых порах испытывает трудности. Послушник в монастыре в начале своей иноческой жизни тоже испытывает трудности. И молодой человек, вступивший в брак, тоже будет испытывать трудности на первых порах.

Молдова была тогда независимой страной, очень свободно связанной с турецким султанатом. Мотивы были благоприятными для православной веры, кроме Украины. Эти переживания углубили симпатию Петрова к румынам, которые уже были пробуждены духовной дружбой с Джеромом Пачоми.

В этом посте он получил новое имя, Партени. Вместе с ним его друг Платон был расстрелян, а братья в монастыре ошибались за свое имя, что в конце концов Платон стал Партени и наоборот. Поэтому Петр остался именем Платона, и он принял это мягко. Сейчас мы опускаем детали того, как Платон пытался в разных монастырях в Украине найти духовного учителя и как он приобрел опыт в Киево-Пейерсе, где у него была возможность познакомиться с художественными отпечатками в стране. Долгое время он понял свое обещание не искать горцев, богатых возможностью комфорта тела.

Геронда, допустимо ли, чтобы невеста была старше жениха?

Нет такого правила Церкви, которое говорило бы, что если девушка на два, три или даже на пять лет старше молодого человека, то им нельзя вступить в брак.

В разнице характеров кроется божественное согласие

Однажды ко мне в каливу пришел человек и стал жаловаться, что он очень расстроен из-за постоянных разногласий с женой. Однако я понял, что между ним и его супругой не было чего-либо действительно серьезного. У этого человека есть свои «сучки» и «шишки», у его жены - свои, поэтому они не могут приладиться друг к другу. И того, и другого надо немножко «построгать». Возьми две неструганые доски. У одной сучок в одном месте, у другой - в другом. И если ты хочешь соединить их как есть, нестругаными, то между ними останется щель. Однако если ты чуть построгаешь первую доску в одном месте, вторую - в другом, они тут же прилягут одна к другой. Только строгать надо одним и тем же рубанком .

Какого черта там, конечно, желание духовного учителя. Украина находится в то время на правом берегу Демппра при польском правительстве. Вот почему регион называется «Правая Украина». Православные люди жили здесь ради своей веры. Положение православных христиан можно примирить, по крайней мере, с преследованием христиан от язычников в первые века духовенства. На почве Западной, правой Украины, в результате этих событий была развязана римско-католическая и униатская пропаганда, и развязались фанатичные, глупые преследования всех, кто стоял за православных.

«Я не нахожу общего языка со своей женой! - жалуются мне некоторые мужья. - Мы совершенно разные по характеру! Она человек совершенно другого склада. Как же Бог допускает такие несуразицы? Неужели Он не мог устроить все таким образом, чтобы у супругов были одинаковые характеры, так, чтобы они могли жить духовно?» - «Неужели вы не понимаете,- отвечаю им я, - что в разнице характеров кроется божественная гармония? Разные характеры слагаются в гармонию. Представь, если бы и у тебя, и у твоей жены были одинаковые характеры! Да Боже упаси!

Русские православные, православные, были ослаблены, и враг почувствовал возможность посадить православную последнюю рану. Особенно причудливые иезуиты встали против беззащитного православного неродного польского дворянства. Польское полярное дворянство относится к темным пятнам в знаменитых произведениях польского народа и неоправданных преступников на Западных Балканах, о силе власти победить «союз» с Шимой. Православные монастыри жили на западе Днепра. Враг знал, что монастыри и монахи являются надежной опорой православных людей, и поэтому их гордость сосредоточена в основном против них.

Представь, что бы было, если бы, к примеру, и ты, и твоя жена легко приходили в негодование. Вы бы не оставили от вашего дома камня на камне. А если бы у обоих супругов были одинаково мягкие, кроткие характеры? Да вы бы спали на ходу! Если бы ни у тебя, ни у твоей жены нельзя было зимой выпросить снега то вы бы, конечно, подходили друг к другу, но и пошли бы оба в адскую муку. А если бы оба были расточительными? Разве вы смогли бы вести домашнее хозяйством. Вы пустили бы ваше состояние на ветер, а дети остались бы под открытым небом».

Один за другим, православные монастыри в Украине были закрыты или монахи были объединены в Соединенных Штатах. Монахи искали границу за пределами границ. Террор коснулся монастыря Св. Микулаш, в котором монах Платон - будущее святого Монахам было приказано принять союз, и когда они отказались, им было запрещено проводить православное богослужение, а их церкви были запечатаны. Монах Платон признается в Молдове, где Бог ведет его к выполнению своей миссии в жизни.

В этот период жизни молодой монах прибыл на встречу, которая, вероятно, имела ключевое значение. Прежде всего, с Джерошимахом Михаилом. Он был великим стариком Василия Полььяномерульского и дал ему много ценных советов в духовной жизни, которую он получил от своего духовного учителя. Здесь это было просто прикосновение, пересечение путей, но через несколько лет Бог снова привел их на собрание - уже на Святой Афон, когда это было уже на месте.

Если тяжелый, своенравный человек найдет и жену себе под стать - такую, что хоть кол ей на голове теши, а она будет делать по-своему, - то они, конечно, друг другу подойдут. Разве не так? Однако через день совместной жизни они вцепятся друг другу в волосы! Поэтому смотри, как все устраивает Бог: Он делает так, чтобы хороший, добрый человек вступил в брак со строптивым, и тогда второй из супругов сможет получить помощь, потому что изначально он мог быть расположен по-доброму, но в молодом возрасте мог увлечься злым.

Паисий богаче о многих духовных переживаниях. Из этого меньшего монастырского центра он работал в других русских и римско-католических обществах. Священно-аскетические советы старого Василя, вдохновившие его стихи, к которым мы также можем принадлежать почтенному Паисию Великому, вытекают из подлинной традиции святых православных аскетов; захвачены в его уступках произведениям св. Шихо Синай, блаженство Исихии Иерусалимского, Филотея Синайского и досточтимого Нилы Сорски, русского аскета. Они самые глубокие и глубокие учителя православной духовной жизни.

Небольшая разница в характерах супругов помогает создать гармоничную семью, потому что один из супругов дополняет другого. В автомобиле необходимы обе педали: и газ, для того чтобы ехать, и тормоз, чтобы вовремя остановиться. Если бы у машины был один тормоз, она не двигалась бы с места, а если бы у нее имелся только акселератор, то она не могла бы остановиться. «Вы - оба на одну ногу, - сказал я одной супружеской чете, - и поэтому друг другу не подходите.» Оба этих человека были очень впечатлительными. Если у них дома что-то случалось, то оба бросали поводья и начинали причитать. «Ох, какая же с нами случилась напасть!» - причитает муж. «Ох, что ж это за горюшко горькое!» - всхлипывает жена. То есть один супруг «помогает» другому впасть в еще большее отчаяние! Муж не может подбодрить жену и сказать ей: «Постой-ка, да ведь то, что с нами произошло, не так уж и серьезно». Я видел такое во многих семьях. Имея разные характеры, супруги могут большего достичь и в воспитании детей. Один из супругов станет их немножко притормаживать, а другой будет говорить: «Ну дай ты детям немножко свободы»." Если и муж, и жена закрутят все гайки своим детям, то потеряют их. Но они потеряют детей и в том случае, если оба будут позволять им делать что вздумается. Если же мать и отец обладают разными характерами, то дети их пребывают в равновесии. Я хочу сказать, что в семье необходимо все. Конечно, супруги не должны перегибать палку в отношении особенностей своего характера, но каждый из них в соответствии со складом своего характера должен помогать другому. Если съесть, к примеру, что-нибудь очень сладкое, то захочется чего-нибудь солененького. К примеру, когда наешься винограда, хочется заесть его кусочком сыра, чтобы перебить сладость. Или oгoродная зелень: если она слишком горькая, ее невозможно есть. Но если овощи будут чуть с горчинкой или с кислинкой, то они и вкусны, и полезны. Но вот если человек кислого склада станет говорить, что всем остальным надо стать такими же кислыми, а тот, у кого горький норов, будет призывать всех становиться горькими, третий - соленый будет настаивать на том, чтобы все стали солеными, - то к взаимопониманию они не придут.

По их словам, старый император Василий особо подчеркивает, в частности, внутреннюю сторону жизни веры. Цель монахов, по его вдохновению, заключается не в том, чтобы спрашивать, то есть об отказе, а не о потере тела потомством, а о «внутреннем действии» - оскорбительной дилемме Церкви. Эта внутренняя усердная работа над нами - это терпение и непрерывное обучение сердца от великого и морального возвышения. Отец Василий не боится правил монашеской жизни, монахов. Это оставляет монахам полную свободу.

Он предполагает, что их внешняя жизнь будет соответствовать внутреннему. Он концентрирует всех искателей внутреннего спасения в качестве основного и наиболее важного элемента и форпоста в христианской жизни. Опять же, Агоста объясняет, что главный - «до свидания». Мы бы, однако, ошибались, принимая этот особый ортодоксальный аскетический термин как простую «интеллектуальную деятельность» и полагая, что это интеллектуальное измерение человека, рационализация интеллектуальных способностей души. У православной духовности есть нечто большее, чем разум, разум.

Уважение между супругами

Бог премудро распорядился всем. Мужчину он наделил одними дарованиями, женщину - другими. Он дал мужчине мужество для того, чтобы тот находил выход из трудных ситуаций и для того, чтобы женщина повиновалась ему. Ведь если бы Бог дал такое же мужество женщине, то семья не могла бы устоять.

Таковы вольные, распущенные дети прежнего поколения. Во что же превратятся другие - те малыши, родители которых развелись по закону об автоматическом разводе? Сколько же молодых, принимающих наркотики, прошли нынешним летом через мою каливу! Большинство этих несчастных - дети из распавшихся семей. Парню двадцать семь лет, а он находится в отчаянии и просит помощи! И знаешь, ведь детей из распавшихся семей видно издалека у меня возле каливы на лавочке стоит банка с лукумом. И вот когда приходят такие ребята, они берут из банки кусочек лукума и начинают его есть, а потом, увидев, как я выхожу из каливы на крыльцо, еще не доев сладость, сразу подбегают, чтобы меня поцеловать. Руки у них все в сахарной пудре от лукума, вот и уделают меня всего! Эти дети лишены любви и нежности. Для них нет никакой разницы, есть у них родители или нет. Приходит ли домой их отец, уходит ли, живет ли с ними, не живет ли - для несчастных ничего не меняется.

Это вся сфера сердца - сердце, чувство и воля. Внутренняя духовная деятельность - это на самом деле полнота молитвы. Действительно, молитва - это на самом деле молитва со всем сердцем, со всей силой души, разума и воли. В молитве Бог Всемогущий призывает к постоянному присутствию Божьего имени во всех духовных и физических проявлениях постоянной активации этого святого присутствия Христа в человеке. Это молитва без слов, всего существа, полного погружения человеческого сердца в сладкое и сильное имя Иисуса Христа, Сына Божьего.

В молитве человек испытывает истинное присутствие Христа, и он осознает и слышит свое благородство, грехи и малость перед святостью Бога. Старик Василий подчеркивает, что внутренняя деятельность - «дилеммы» - это не только количество людей, освобожденных от святых и святых, как их воображают. По его словам, такой взгляд состоит в том, чтобы остановить людей из-за пределов молитвы, а затем только сохранить сердца и плач слез, тропанов и царей, забыв, что этот вид внешней молитвы был дан нам Святым Отцом только из-за нашей слабости, и это просто пока мы не поднялись на высоту.

«Прав» и «виноват» в супружеской жизни

Я обратил внимание на то, что некоторые духовники говорят мужьям, которые живут в неладах со своими женами: «Потерпи, такой уж у тебя крест. Что тут поделать? За такое терпение Бог даст тебе мзду». Потом этим духовникам идут жены, которым они говорят то же самое: «Терпи, терпи, чтобы иметь мзду от Бога». То есть оба супруга могут быть виноватыми и обоих при этом духовник уговаривает терпеть. Или же виноват один из супругов, а духовник говорит ему: «Терпи, терпи». Таким образом супруг, виновный в том, что в семье нет мира, успокаивает свой помысл тем, что он якобы терпит другого супруга, тогда как на самом деле он его ежедневно терзает.

Таким образом, внешняя молитва является лишь поддерживающей стадией перехода к молитве, которая происходит в «уму». Старик настаивает на том, что молитвенное действие в «умме» не только может, но и должно практиковаться всеми, то есть начинать и исполнять брак, чтобы «разум» и постоянный пороки в их сердцах подавляли, уничтожали, уничтожали все славные, от Бога, божественных тенденций, желаний, мыслей, устремлений, импульсов тела, которые, подобно волнам, могут или могут нарушить мирный уровень сердца, вонючая и находящаяся в Боге.

В «Молитве Иисуса» старый учитель Василий в духе этой православной традиции видит путь к провидению веры, потому что эта молитва помогает не только в борьбе с великим, но и раскрывает славу, которая тайно гнездится и паразит в человеческом сердце. Вспомним, что молитва Иисуса, этот мало-грамматически неверный призыв, который должен сказать «молитва Иисусу» или «молитва в Иисусе» в определенной форме: «Иисус Христос, Сын Божий, будь милостив ко мне». В более короткой форме: «Господь Иисус Христос, будь милостив ко мне!» Или это самое простое, в православной литургии повторялось так много раз: «Яхве, любовь», он сказал: «Господи, дорогой!» Он постоянно повторяется в сердечном ритме, сердце, весь человек, отчетливое присутствие Святого Имени Бога и святое присутствие Спасителя постоянно производит в душе, в сознании, во всем существе человека.

Однажды ко мне в каливу пришел некий человек и стал жаловаться на то, что плохо живет с женой. В их семье дело пахло разводом. Ни он, ни его жена не хотели друг друга видеть. Оба были учителями, у них было двое детей. Дома они никогда не ели: муж после уроков шел обедать в один ресторан, а жена - в другой. А для детей они покупали какие-нибудь сэндвичи, и несчастные дети, когда их родители приходили домой, лезли к ним в карманы и в сумки, чтобы посмотреть, что папа и мама принесли поесть! Дети переживали большую драму! Помимо всего прочего, этот человек пел в церкви, однако в ту церковь, где он пел, его жена не ходила - она ходила в другой храм. Настолько сильной была их неприязнь друг к другу «Что тут поделать, отче, - говорил он мне, - я несу большой крест. Очень большой. Каждый день у нас в доме скандалы». - «А к духовнику ты ходил?» - спросил его я. «Да, - ответил он, - ходил. Духовник сказал мне: "Терпи, терпи. Ты несешь большой крест». - «А ну-ка,- говорю я ему тогда, - сейчас посмотрим, кто несет большой крест. Давай начнем сначала. Когда вы поженились, тоже так ругались?» - «Нет, - отвечает. - Восемь лет мы прожили очень дружно. Я обожал мою жену! Я благоговел перед ней больше, чем перед Богом! Потом она стала другим человеком. Стала изводить меня своим нытьем, придирками, странностями...» Слышишь, что творится! Он благоговел перед ней больше, чем перед Богом. «А ну-ка,- говорю,- иди-ка сюда, голубчик! Так, значит, ты благоговел перед женой больше, чем перед Богом? Ну и кто же теперь виноват в том, что вы дошли до такого состояния, ты или она? Это из-за тебя Бог забрал Свою Благодать от твоей жены». Потом я его спросил: «И что же ты теперь думаешь делать?» - «Скорее всего, мы разведемся», - сказал он. «Может быть, - спрашиваю, - ты завел себе роман на стороне?» - «Да, - отвечает, - я думаю уйти к одной женщине». - «Опомнись! - говорю.- Приди в себя. Неужели ты не понимаешь, что во всем виноват ты сам? И прежде всего тебе надо попросить прощения у Бога за то, что ты благоговел перед своей женой больше, чем перед Ним. Потом пойди к своей жене и попроси у нее прощения. Скажи ей: «Прости меня. Это я виноват в том, что наши отношения дошли до такого состояния, и в том, что теперь мучаются наши дети». Потом пойди поисповедуйся - и благоговей перед Богом как перед Богом, а жену свою люби как жену. И ты увидишь, что у вас все уладится». Моя взбучка пошла ему на пользу. Он начал плакать и пообещал, что послушается моего совета. В скором времени он снова приехал ко мне, уже радостный: «Благодарю тебя, отче, ты спас нашу семью. Все у нас прекрасно: и у меня с женой, и у наших детей». Видишь как? Сам во всем виноват, а при этом думает, что «несет очень 6ольшой крест»!

Старик, Василий, предложил молодому Величкову на самой первой встрече поселиться в своем монастыре, но Платон - Св. Паисий в искушении боялся, что старик Василиус, известный, недолговечный недостаток священников в Церкви, убедит его быть рукоположен в служении. Паисий также принял эту услугу. Но теперь он почувствовал, что больше не делает этого. Оба мужчины разводятся в этот момент, но они будут встречаться снова в будущем, по словам Бога.

Возможно, можно сказать, что после нескольких лет обучения духовность его духовной карьеры стала преподаваться. Он отправляется в Святую гору от монастыря к монастырю, от кегли до скита и ищет духовного учителя. Ему не нужно изучать традицию и власть Свате-Гори, поскольку он уже хорошо известен в Молдавии, где он чувствовал себя живым. Не один из двадцати монастырей Св. Солдаты располагаются в пустынной колибусе возле монастыря Пантократор. Там, в полной сонливости и постоянной молитве, Платон провел свою внутреннюю игру три с половиной года.

И вы никогда не оправдывайте женщин, которые приходят к вам в монастырь и жалуются на мужей. Я в подобных случаях не оправдываю ни мужей, ни жен. Напротив: заставляю задуматься и тех и других. К примеру, женщина начинает жаловаться: «Мой муж пьет, приходит домой поздно ночью, сквернословит...» - «Гляди, - советую я ей. - Когда он ночью приходит домой пьяный, веди себя с ним по-доброму. Если ты встречаешь его кислой физиономией и начинаешь «пилить»: «что же ты так поздно?», «да разве можно приходить домой в такое время?», «да когда же ты наконец изменишься?», «да что же это за горюшко горькое?», «да ведь это уже не день и не два продолжается!», «и сколько я буду все это терпеть?» - то диавол посоветует ему: «Да совсем ты, что ли, больной, что никак не расстанешься с этой дурой? Не лучше ли пойти и весело провести время с какой-нибудь другой?» То есть ты, может быть, права, но диавол подловит его с другого бока. А вот если ты поведешь себя с ним по-доброму, немножно перетерпишь происходящее и помолишься, не высказывая ему своих претензий, то, увидев от тебя немного солнечного тепла и света, он задумается и исправится». А потом приходит муж и начинает свое: «Моя жена пилит меня, изводит своим нытьем..» - «Ах, ты, - говорю, - бесстыдник! Твои дети и страдалица-жена с нетерпением ждут тебя до полуночи, а ты заваливаешься домой пьяным, начинаешь сквернословить! Стыд тебе и позор! Ты что, женился для того, чтобы мучить свою семью?» Но бывают случаи, когда могут быть правы и муж и жена. Однажды ко мне пришла группа паломников, и я рассказывал им о том, насколько целомудренным человеком был Макриянис . Он отличался и телесной, и душевной чистотой. Услышав это, один из моих слушателей подскочил и закричал: «He бывать тому, чтобы из Макрияниса еще и святого сделали!» - «Почему, - говорю, - "не бывать"?» - «Потому, - отвечает, - что он бил свою жену». - «Послушай, - говорю, - я объясню тебе, что происходило между ним и его женой. Когда у Макрияниса заводился в кармане грош и к нему приходила какая-нибудь вдова, у которой были дети, то он отдавал ей деньги. Его несчастная жена роптала и начинала его пилить. «Ведь у тебя, - говорила она ему, - есть свои дети. Зачем ты отдал деньги ей?» Тут он давал ей затрещину и говорил: «у тебя есть муж, который тебя обеспечит, а у этой несчастной мужа нет. Кто о ней позаботится? То есть был прав и Макриянис, и его жена».

И на церемонии они назвали его Паизием. Более опытный старик - духовный учитель, чем старик Василий, тщеславный. Он знал, что «никто не может учить других тому, чего у него нет, и что он не знает своего личного опыта». Чтобы он сначала контролировал ворчание этого человека. То, что он не может быть замечен без Спасителя - единственного лидера и победителя в этой области, поскольку Он, Иисус Христос, отразил все атаки сатаны постом, крещением и молитвой и обучением людей действовать аналогичным образом, давая им свою борьбу, чтобы заставить их, дела духовного врага. Смирение, тишина, нищета Христа, великое терпение, милосердие, любовь к Богу и плоть - это достоинства, которые должны приобрести все, кто хочет духовных путей.

Кроме этого, если один из супругов живет духовно, то, даже будучи прав, он некоторым образом «не имеет права» быть правым. Ведь, будучи духовным человеком, он должен отнестись к несправедливости духовно. То есть он должен относиться ко всему так, как этого требует Божественная справедливость. Он должен стремиться к тому, что доставляет покой другому. Ведь если кто-то совершает ошибку, будучи слабым, то он некоторым образом имеет смягчающие вину обстоятельства. Однако другой - тот, кто находится в лучшем духовном состоянии и не относится к первому с пониманием, не идет к нему навстречу, - согрешает намного больше. Если даже духовные люди относятся ко всему по-мирски - с позиции мирской, человеческой справедливости - то к чему это приведет? К тому, что они будут постоянно бегать по мирским судам. Вот от этого люди и мучаются.

Посвященные Богу отцы показали, как трудно искать такие образцы, - говорит Св. Паисий, поэтому они оставили нас с помощью своих трудов, в которых они ясно дали понять. Паисий первому ученику - Молдаване Виссариона. Позади него появился другой с желанием привести их в суть монастыря. Они сгруппированы вокруг как славян, так и румын. Когда ученикам исполнилось двенадцать лет, они смогли удалить старика, чтобы принять им священную жертву и обязанности спиритизма или свидетельство. Был ли его совет строгим - он подчеркивал абсолютное безразличие, необходимость освободиться от любви к собственности и бросил сердца, чтобы услышать их собственную волю и суждение, и чтобы жить в полном послушании старому, все больше и больше душ обращались к нему, который жаждал мистические предложения и молитвы в молоке.

Старец имеет в виду работу духовника с супругами. Эта работа отзывается результативной в том случае, когда муж и жена имеют одного духовника, то есть их «сучки» и «шишки» обстругиваются одним «рубанком».

Мы видим христиан, имеющих семьи, которые воспитывают своих детей со страхом Божиим – сколько бы детей Он им не дал. И все дети (таких родителей) уравновешенны, радостны. Эти дети – благословение Божие. Они вырастают хорошими, старательными людьми. Мы вот все говорим: «Что же будет с миром?» — но одновременно видим, как Благодатью Божией сейчас набирает силу, подрастает доброе поколение. Диавол старается все разрушить, но и Благий Бог тоже трудится…

Паисий, в Атосе, должен был собирать аскетические сочинения для своей монашеской компании, сначала на славянском языке. Вскоре он обнаружил, что славянские манускрипты были либо неполными, либо неправильно истолкованными, либо ошибочными. Необходимо было бороться с русскими оригиналами, и выяснилось, что самые старые проходы требуют знания древнего языка, который отличается от нового Нового года.

Насколько это важно, реальность того факта, что что-то было сделано позже в аналогичной работе над сборником рукописей Св. Пачомия выросла до 60 человек и не могла обеспечить общую жизнь, оставив ее. Паисий его удивил в небе св. Пророк Илия, где он оставил свою живую традицию по сей день и отправился обратно на свою родину, точнее в Молдавию. Одной из причин было невыносимое условие того, что монахи - святые - создали турок, когда постоянные безжалостные подъемы давались из года в год в отчаяние.

Старец Паисий Святогорец

Старец говорил, что больше всего писем он получал от людей, имевших проблемы в семейной жизни, и подчеркивал, что причина этих проблем – удаление людей от Бога и их самолюбие. «В прежние времена, — говорил он, — жизнь была более умиротворенной и люди проявляли терпение. А сегодня все, кого ни возьми, — словно зажигалки: (сыпят искрами и) не могут вынести ни единого слова. И после этого автоматически следует развод».

Старец помогает современному человеку понять, что Бог есть Бог Живой и «действуяй вся во всех» (1 Кор.12, 6). Он действует не только в будущей жизни как Мздовоздаятель, но и в жизни настоящей – как нежный, любящий Отец. Однако человек должен показать свое благое произволение и подъять свой малый подвиг. Немного потрудившись, мы многое принимаем. Подъять этот малый труд человеку необходимо – чтобы дать Богу «право вмешиваться» в его жизнь многой божественной помощью…

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994):

Принятие решение в выборе жизненного пути

…У некоторых людей есть большая гордость, эгоизм, и потому Бог им не помогает…

— Геронда, однако сегодня мы переживаем нелегкие времена, поэтому некоторые юноши и девушки не решаются создать семью.

— Нет, это неправильная постановка вопроса. Если у них есть доверие Христу, то им нечего бояться. А годы гонений? Что, они были легкими? Но разве в те времена христиане прекращали вступать в брак и создавать семьи? (Наоборот -) сколько в нашей Церкви святых, которые приняли мучение вместе со своими детьми и супругами!

Главная предпосылка для правильного вступления

На избранный путь – это духовная жизнь

…Духовная жизнь есть основная предпосылка и для семейной и для монашеской жизни. Нынешний мир похож на засеянное пшеницей поле. Пшеница начала колоситься, но на поле зашли свиньи и всю ее истоптали, перерыли. И сейчас это поле выглядит так: перепаханная трава, земля, втоптанные в грязь колосья, и лишь кое-где по краям высятся нетронутые колоски пшеницы…

О слаженной семье

Доброе начало семейной жизни

…Если и жених и невеста с любочестием, изо всех сил постараются до свадьбы сохранить свое девство, то в Таинстве Брака, когда священник возложит на них венцы, они обильно приимут Благодать Божию. Потому что, как говорит Святой Иоанн Златоуст, венцы Таинства Брака – это символы победы над наслаждением* (* «Венцы возлагаются на головы новобрачных, символизируя победу – то, что, не подвергшись поражению, они приступают к брачному ложу, то, что они не побеждены наслаждением»).

О том, что терпение сохраняет семью

от распада

— Как поживает твоя сестра?

— Геронда, до меня доходят слухи, что у них не все гладко. Но она терпит, а когда требуется, тянет воз на себе.

— Так оно и бывает. Если пара быков впряжена в одно ярмо и один из них отличается слабинкой или ленцой, то другое животное упирается с большей силой и некоторым образом тащит, увлекает за собой другое. Видишь как: мирские люди, а занимаются работой над собой. А вы здесь как принцессы все равно!..

Терпение исполняет человека Божественной Благодатью

— Геронда, как вести себя с человеком, когда он раздражен, взвинчен?

— С терпением.

— А если у меня его нет?

— Надо пойти купить! Продается в супермаркетах!.. Гляди: если человек кипит гневом, что бы ты ему ни говорил, никакого толку не будет. В такой момент лучше замолчать и творить Иисусову молитву. От молитвы он утихнет, успокоится, и потом можно прийти с ним к взаимопониманию. Посмотри, ведь и рыбаки не выходят рыбачить, если на море волнение. Они терпеливо ждут, пока погода не наладится.

— Геронда, а чем объясняется нетерпение людей?

— Оно объясняется тем, что у них внутри очень много… мира! Бог поставил спасение людей в зависимость от их терпения: «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф.10, 22) – говорит Евангелие. Бог дает людям трудности, различные испытания, ради того чтобы они поднаторели в терпении.

Терпение начинается с любви. Чтобы ты терпел человека, тебе должно быть за него больно. Терпение спасает семью от разрушения. Мне приходилось видеть, как дикие звери становились агнцами. Если доверять Богу, то все проблемы разрешаются гладко и духовно…

Насколько я понял, самые большие скандалы – и не только в семьях, но и в жизни государств – происходят от малозначащих вещей. В семье один из супругов должен смиряться перед другим, он должен не только подражать его добродетелям, но и терпеть его причуды. Относиться к происходящему подобным образом очень помогает размышление о том, что Христос принес Себя в жертву за наши грехи и что Он, будучи Безгрешным, терпит нас всех – миллиарды людей – тогда как мы, мучаясь от чужих причуд, погашаем задолженности за собственные грехи. Благий Бог устроил все так, чтобы, имея дарование, человек помогал другому, а имея недостаток, смирялся перед ним. Ведь у каждого есть свои дарования. Однако и недостатки у каждого тоже есть, и надо подвизаться для того, чтобы их отсечь…

Дети из распавшихся семей

…Брак, дойдя сегодня до такого состояния, которое мы видим, потерял свой смысл. Семьи распадаются ни с того ни с сего. Несколько дней назад ко мне в каливу пришел один совершенно замороченный человек. Сперва у него было двое детей от одной любовницы. Потом он ушел к другой. Та родила ему ребенка, и он с ней развелся. После этого он женился в третий раз. Его третья жена тоже была разведенной и тоже имела трех детей: двух от первого брака и одного внебрачного. От этой женщины у него родилось еще двое детей. «Постой-ка, постой, — остановил его я, слушая все это. – От скольких же мам все эти дети и от скольких отцов?»

Так вот и гибнут несчастные дети. Те из них, кто, отличаясь чуткостью, не может преодолеть расстройство от случившейся с ними беды, впадает в отчаяние, а некоторые даже кончают жизнь самоубийством. Другие, чтобы забыться, начинают пить. Третьи связываются с наркотиками. И где только они находят на все это деньги?..

Таковы вольные, распущенные дети прежнего поколения. Во что же превратятся другие – те малыши, родители которых развелись по закону об автоматическом разводе? Сколько же молодых, принимающих наркотики, прошли нынешним летом через мою каливу! Большинство этих несчастных – дети из распавшихся семей. Парню двадцать семь дет, а он находится в отчаянии и просит помощи! И знаешь, ведь детей из распавшихся семей видно издалека…

О рождении детей

Человеческая логика относительно воли Божией о рождении детей

Часто супруги, обращающиеся ко мне, делятся своим безпокойством относительно рождения детей и спрашивают моего мнения. Некоторые супружеские пары хотят родить одного-двух детей, а другие – стать многодетными. Однако лучше, если они возложат проблему деторождения на Бога. Супруги должны вверять свою жизнь божественному промыслу и не оставлять собственных планов. Они должны верить в то, что Бог заботящийся о птицах небесных, проявит намного большую заботу о их детях…

Есть супруги, которые в первую очередь стараются упорядочить все прочие проблемы и лишь затем начинают думать о детях. Такие люди совсем не берут в расчет Бога. А другие супружеские пары говорят: «Нынешняя жизнь не легка. Пусть у нас будет один ребенок – и хватит. Тут и одного-то попробуй вырасти!» И не рожают других детей. Эти люди не понимают, насколько они согрешают, думая подобным образом, не полагаясь с доверием на Бога. Бог «сердоболен». Ему легко перестать давать супругам детей, если Он увидит, что их вырастить им уже не под силу.

Многие стремятся вступить в брак, не думая о том, что рождение детей и их воспитание в христианском духе должно быть целью (супружеской жизни). Люди не хотят иметь много детей, чтобы не обременять себя хлопотами, а потом держат в своих квартирах собак и кошек. Мне рассказывали, что сейчас в Америке вместо собак люди держат в домах свинок очень дорогой породы. Эти свинки остаются маленькими, не вырастают. Их специально вывели такими, чтобы можно было держать их в квартирах. Люди не хотят заводить детей, потому что им хлопотно мыть их, ухаживать за ними. А поросят они что – не моют? Собака, ладно – она, по крайней мере, сторож. Но держать в доме свинью! Страшное дело! Будучи в Австралии, я видел дом престарелых для собак и кошек. Там было даже кладбище для животных!.. И погляди: если кто-то убьет собаку, не исключено, что он заплатит за это денег больше, чем если бы убил человека. Конечно, зависит от того, кому этот пес принадлежал. До чего же мы дошли!.. Человек в наши дни стоит дешевле, чем собака…

Для многих людей, живущих по-мирски, семья сегодня лишена смысла. Поэтому такие люди не вступают в брак или же, вступив в него, избегают деторождения, либо убивают детей абортами и таким образом сами истребляют свой род. То есть не Бог уничтожает людей – люди уничтожают себя сами. Тогда как люди верующие, соблюдающие заповеди Божии, приемлют Божественную Благодать, поскольку Бог, если можно так выразиться, обязан помогать им в трудные годы, которые мы переживаем. Мы видим христиан, имеющих семьи, которые воспитывают своих детей со страхом Божиим – сколько бы детей Он им не дал. И все дети (таких родителей) уравновешенны, радостны. Эти дети – благословение Божие . Они вырастают хорошими, старательными людьми. Мы вот все говорим: «Что же будет с миром?» — но одновременно видим, как Благодатью Божией сейчас набирает силу, подрастает доброе поколение. Диавол старается все разрушить, но и Благий Бог тоже трудится. Он не допустит того, чтобы наш народ исчез с лица земли.

Трудности в деторождении

…Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам все! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу?..

Многодетные семьи

Бог особенно любит многодетные семьи. О них Он проявляет особенную заботу. В большой семье детям даются многие благоприятные возможности для нормального развития – при условии, что родители воспитывают их правильно. Один ребенок в многодетной семье помогает другому. Старшая дочь помогает матери, средний присматривает за младшим и так далее. То есть такие дети отдают себя друг другу и живут в атмосфере жертвенности и любви. Младший любит и уважает старшего. Эти любовь и уважение возделываются в многодетной семье естественным образом.

Поэтому если в семье есть только один или два ребенка, то родителям необходимо быть очень внимательными к тому, как они их растят. Обычно (в таких не многодетных семьях) родители стараются, чтобы дети ни в чем не нуждались. Такие дети имеют все, что ни пожелают, и таким образом вырастают совершенно ни к чему не приспособленными. Возьмем, к примеру, девушку – единственного ребенка богатых родителей. У нее есть горничная, которая в свое время накроет ей стол, приберется у нее в комнате и сделает всю необходимую работу по дому. Горничная получает за свою работу деньги, но одновременно она совершенствуется (в добродетели), потому что приносит пользу другим. Тогда как девушка, которую она обслуживает, не обучаясь никакой жертвенности, остается «пеньком», невозделанным человеком. Я советую юношам жениться на девушках из многодетных семей, потому что дети, которые растут в нужде, привыкают жертвовать, всегда думают, как помочь родителям. С детьми, которые растут катаясь как сыр в масле, такое случается редко…

Человек, у которого много детей, может вначале сталкиваться с трудностями. Но Бог такого человека не оставит…

Страшный грех абортов

— Геронда, одна сорокалетняя госпожа, мать взрослых детей. Забеременела и сейчас уже на третьем месяце. Ее муж настаивает на аборте и угрожает, что в противном случае разведется с ней.

— Если она сделает аборт, то расплачиваться за него будут ее другие дети – болезнями и несчастными случаями. Сегодня родители убивают своих детей абортами и лишаются благословения Божия. В прежние времена, если младенец рождался больным, то его крестили, и он умирал как ангелочек. И не было оснований беспокоиться насчет его загробной участи. У родителей оставались другие – крепкие – дети, и при этом с родителями пребывало и благословение Божие. А сейчас детей крепких родители убивают абортами, а детей больных стараются силой удержать в этой жизни. Родители ездят по англиям да по америкам, чтобы вылечить своих больных детей. Таким образом из поколения в поколение дети рождаются все менее и менее здоровыми. Потому что если родителям удастся вылечить своих детей и они не умрут и вступят в брак, то рожденные ими дети тоже могут быть больными. Видишь, что из всего этого выходит? А вот если бы родители рождали не одного, а нескольких детей, то им не приходилось бы так убиваться, скитаясь по врачам и заграницам, чтобы продлить жизнь ребенка больного. Больной ребенок уходил бы к Богу. И уходил бы к Нему как Ангел.

— Геронда, я где-то читала, что ежегодно во всем мире совершается 50 миллионов абортов, от которых умирает 200 тысяч женщин.

— Детей убивают потому, что если народонаселение умножится, то, как говорят, живущим нечего будет есть, людям не будет хватать необходимого. Но ведь пустует столько площадей, столько лесов, а при современных технических средствах их можно быстро превратить, к примеру, в оливковые рощи, которые можно раздать неимущим. И при этом нет опасности, что посажены деревья культурные. В Америке сжигают пшеницу, а здесь, в Греции, фрукты и другие плоды закапывают в землю (чтобы они не падали в цене). А тем временем в Африке люди умирают от голода. Когда в Абиссинии была страшная засуха и люди умирали от истощения, я попросил знакомого судовладельца, который помогает людям в подобных случаях, обратиться с просьбой к тем, кто закапывает фрукты и овощи в землю, и попросить их бесплатно загрузить ими корабль, чтобы отвезти голодающим. Но как он ни просил их об этом, они ответили ему отказом.

Сколько же тысяч человеческих зародышей ежедневно убивают! Аборт – это страшный грех. Аборт – это убийство, и не просто убийство, а убийство очень тяжкое, потому что убивают некрещенных детей. Родители должны уразуметь, что жизнь человека начинается с момента его зачатия.

Однажды ночью по произволению Божию мне довелось пережить страшное видение. После этого я понял, что такое аборты! Была ночь на вторник Светлой Седмицы. Как обычно, я зажег две свечи и поставил их в две консервные баночки. Обычно эти свечи горят и в то время, когда я сплю. Я ставлю их за тех, кто страдает душевно и телесно – я отношу к ним и живых, и усопших. И вот в двенадцать часов ночи, творя Иисусову молитву, я увидел большое, огороженное каменной изгородью поле. Поле было засеяно пшеницей, всходы едва-едва начали подрастать. Стоя за изгородью, я зажигал свечи за усопших и ставил их на каменную стену. Слева виднелась безводная, безплодная местность – одни скалы и каменистые обрывы. Эта местность, не переставая тряслась от сильного гула, в который сливались тысячи душераздирающих, разрывающих сердце, криков. Даже самый черствый человек, услышав это, не мог бы остаться равнодушным. Страдая от этих криков и не понимая, что происходит, я услышал голос, говорящий мне: «Поле, засеянное еще не начавшей колоситься пшеницей, это усыпальница душ умерших, которые воскреснут. В месте, сотрясающемся и дрожащем от душераздирающих криков, находятся души детей, убитых абортами». Пережив такое, я уже не мог прийти в себя от той великой боли, которую испытал за души этих детей. И лечь отдыхать тоже не мог, несмотря на то что очень устал.

— Геронда, а можно ли что-то предпринять, чтобы был отменен закон, легализующий аборты?

— Можно, на надо, чтобы государство, Церковь зашевелились – чтобы люди узнали о тех последствиях, к которым приведет недостаток рождаемости. Священники должны объяснить людям, что закон об абортах противоречит заповедям Евангелия. Врачи – со своей стороны – должны говорить о тех опасностях, которым подвергается делающая аборт женщина. Посмотри: европейцы, имея воспитанность, передали ее в наследство и своим детям. Мы же, имевшие раньше страх Божий, потеряли его и не оставили в наследство будущему поколению ничего. Поэтому сейчас мы разрешаем аборты, узакониваем гражданский брак…

Если евангельскую заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного. Однако, если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ – для того чтобы его воспитать.

О роли матери в воспитании детей

Материнская любовь

…Просто любить кого-то – это еще мало. Надо любить человека больше, чем себя самого. Мать любит своих детей больше, чем себя. Для того чтобы накормить детей, она остается голодной. Однако радость, которую испытывает она, больше той, радости, которую испытывают ее дети. Малыши питаются плотски, а мать – духовно. Они испытывают чувственный вкус пищи, тогда как она радуется духовным радованием.

Иная девушка до замужества может спать до десяти часов утра и при этом еще рассчитывать на то, что мать подогреет ей молоко для завтрака. Сделать какую-нибудь работу такой девушке лень. Она хочет жить на всем готовеньком. Хочет, чтобы все ее обслуживали. К матери у нее претензии, к отцу претензии, а сама наслаждается бездельем. Несмотря на то что в ее (женской) природе есть любовь, она не развивается, потому что не переставая принимает помощь и благословение от матери, от отца, от братьев и сестер. Однако, став матерью сама, она начинает походить на самозаряжающееся устройство, которое чем больше напрягается в работе, тем больше заряжается – потому что в ней не переставая работает любовь… Раньше, когда ее будили, она громко выражала недовольство тем, что ее побеспокоили. Сейчас, когда ее ребенок плачет, она не спит всю ночь, и ей это не трудно. Она заботится о своем младенце и радуется. Почему? Потому что она перестала быть ребенком. Она стала матерью, и у нее появились жертвенность, любовь.

Надо сказать и о том, что мать достигает большей любви и жертвенности, чем отец, поскольку отцу не представляется столько благоприятных возможностей приносить себя в жертву. Мать мучается с детьми, возится с ними больше, чем отец, но одновременно она «подзаряжается» от детей, отдает им всю себя. А отец и не мучается с детьми так много, как мать, но и не «подзаряжается» от них, поэтому его любовь не столь велика, сколь любовь материнская.

Сколько же матерей приходят ко мне в слезах и просят: «Помолись, отче, за моего ребенка». Знаете, как они переживают! От немногих мужчин можно услышать: «Помолись, мой ребенок сбился с пути». Да вот и сегодня приходила одна мать с восемью детьми. С каким же трепетом эта бедняжка подталкивала своих малышей вперед и выстраивала их в рядочек, чтобы все они могли взять благословение. Увидеть отца, ведущего себя подобным образом, — большая редкость. И Россия удержалась благодаря матерям…

Правильное отношение к бездетности

Если не имеющая детей женщина не относится к своему положению духовно, то она страдает…

Женское сердце приходит в негодность, если та любовь, которую она имеет в своем естестве, не находит себе выхода. Ты погляди: у другой женщины может быть пять, шесть или даже восемь детей. За душой у несчастной может не быть ни гроша, однако она радуется. У нее есть и благородное великодушие, и мужественная стойкость. Почему? Потому, что она нашла свою цель…

Женщине необходимо приносить себя в жертву. Мужчина – даже если он не возделает в себе любовь, особого ущерба не терпит. Однако женщина, имея в себе любовь и не направляя ее в нужное русло, уподобляется включенному станку, который не имея исходного сырья, работает вхолостую, трясется сам и сотрясает других.

Материнская выносливость

— Геронда, святитель Нектарий Эгинсакий в одном из писем к монахиням призывает их не забывать, что они женщины, и подражать преподобным женам, а не преподобным мужам. Почему Святитель так говорит? Может быть, потому что женщинам не хватает выносливости?

— Кому? Это женщинам-то не хватает выносливости? Да я просто диву даюсь, какая у них выносливость! Они ведь семижильные! Тело женщины может быть более слабым, чем мужское, но у нее есть (сильное) сердце, и, работая им, она имеет такую выносливость, которая превосходит мужскую силу. Да, у мужчины есть телесные силы, но сердца, которое есть у женщины, у него нет…

Мать страдает, выбивается из сил, но ни боли, ни усталости при этом не испытывает. Она принуждает себя (к работе), но, любя детей, любя свой дом, все делает с радостью. Человек, который целыми днями лежит на боку, устает больше, чем она…

И чем больше проходит лет, тем сильнее мать любит дом. Ее годы уже не те, что раньше, однако, несмотря на это, она жертвует собой все больше и больше, чтобы и внучат вырастить. У нее остается все меньше сил, однако она совершает все свои обязанности от сердца, и ее силы превосходят даже силы ее мужа, и те силы, которые сама она имела в молодости.

Работающая мать

— Геронда, если женщина работает – это правильно?

— А что муж говорит по этому поводу?

— Он оставляет это на ее выбор.

— Женщине не просто оставить свою работу и посвятить себя детям, если она получила образование до замужества. А вот женщина, образования не получившая и работающая на какой-то простой работе, может оставить ее без затруднений.

— Геронда, многие женщины говорят, что они вынуждены работать, потому что не сводят концы с концами.

— Они не сводят концы с концами, потому что хотят иметь телевизор, видеомагнитофон, личный автомобиль и тому подобное. Поэтому они должны работать, а результатом этого бывает то, что они не радеют о собственных детях и теряют их. Если трудится только отец и семья довольствуется малым, то такой проблемы не существует. А оттого, что работает и муж, и жена – якобы потому, что им не хватает денег, — семья распыляется и теряет свой действительный смысл. И что после этого остается делать детям? Если бы матери жили более просто, то и сами они не выбивались бы из сил, и дети их были бы радостными. Один человек знал семь иностранных языков, а его жена предпринимала страшные усилия, чтобы выучить четыре. А еще она давала частные уроки и для того, чтобы быть в рабочей форме, жила на таблетках. Дети этой четы родились здоровыми, а выросли душевнобольными. Потом они стали прибегать к «помощи» психоаналитиков… Поэтому я советую матерям упростить свою жизнь, чтобы быть в состоянии больше заниматься детьми, которые в них нуждаются. Другое дело, если у матери дома есть какое-то дело, на которое она может переключаться, когда устает от забот с детьми. Сидя дома, мать может следить за детьми и заниматься каким-то другим делом. Это помогает семье избежать многих расстройств.

Сегодня дети «голодают» от недостатка материнской любви. Но даже родной материнский язык они не выучивают, потому что целые дни мать проводит на работе, а детей оставляет под надзором чужих – часто инородных – женщин. Дети из сиротского приюта, где среди воспитательниц окажется давшая обет безбрачия женщина из христианского сестричества, проявляющая к ним хоть немного нежности, находятся в положении в тысячу раз лучшем, чем те дети, чьи родители бросают их на попечение женщинам, получающим за это деньги!..

Старец Паисий Святогорец «Слова. Т.4 «Семейная жизнь». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2003г.

Рассказать друзьям