Информационный справочник: медицинские центры, салоны красоты, аптеки. Методики для диагностики семейных и детско-родительских отношений - файл n1.doc

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие Посысоев Николай Николаевич

2. Методы диагностики семейных отношений

В рамках общего процесса консультирования семьи выделяется особый этап, когда консультант осуществляет диагностику семейных отношений. На практике проведение диагностики с использованием тех или иных методов и техник может осложняться определенными причинами. Ряд из них выделен Г. Навайтисом. Он отмечает следующие факторы, которые должны учитываться консультантом на данном этапе.

? Отсутствие единого подхода к диагностике семейных отношений. Каждая модель консультирования содержит собственное толкование как методов диагностики, так и тех фактов, на которые следует обращать внимание.

? На оценку семейных отношений может влиять проекция опыта самого психолога, а также уровень развития способности к их рефлексии самих консультируемых.

? Различное толкование динамики семейных отношений членами семьи, искаженное не полностью осознанными внутриличностными проблемами.

Автор подчеркивает необходимость профессиональной рефлексии собственной деятельности, в частности осознания того, почему он применяет тот или иной метод, как предвидит последствия его применения и учитывает специфические особенности клиентов. Однако можно выделить некоторые общие принципы, на которые обычно опираются семейные консультанты.

Одной из первых задач, решаемых консультантом, является создание доверительных отношений с членами семьи. Для этих целей традиционно используются различные техники (от активного слушания до присоединения).

Выбор времени и места для проведения диагностической процедуры в рамках консультативного процесса определяется в зависимости от предварительно сформулированной гипотезы и общей схемы работы с семьей.

Семейную диагностику целесообразно начинать со сбора демографическо-биографической информации, используя для этого метод генограммы.

Работа по систематизации и описанию специальных методов и техник диагностики внутрисемейных отношений была проведена американскими специалистами в области семейного консультирования Р. Шерманом и Н. Фредманом. С их точки зрения, под методом понимается комплекс приемов и предложений, осуществляемых непосредственно консультантом. Метод является орудием психологической помощи семье. При его использовании большое значение имеет временной аспект, процедура применения и опыт консультанта в интерпретации результатов.

Для диагностики состояния семьи и ее психологического благополучия традиционно используются следующие методы:

? проективный тест « Скульптура семьи »;

? метод генограммы;

? метод « Семейное пространство »;

? проективный тест « Рисунок семьи ».

Генограмма

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных отношений в трех – четырех поколениях. Она предложена М. Боуэном в 1978 г. в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поколений семьи. Цель ее – показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некой интегральной, вертикально направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая «скелет из шкафа». Этот подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но его главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи.

Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые, наряду с другими данными, применяются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Когда собрана информация об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьбы, смертей, разводов, рождений, приступают к сбору других важных сведений о функционировании семейной системы, таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень открытости-закрытости семейных субсистем и семьи в целом. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Процедура

Цель методики – получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой сбор информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, выполняется в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей симптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник, каково было его клиническое течение. Причем физические, эмоциональные и социальные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а поведение симптомоносителя отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими, как, например, смерть ближайшего родственника.

Затем начинается описание семейной истории с того времени, когда встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Особое внимание необходимо уделять следующим фактам: возрасту супругов, точной дате их первой встречи; тому, чем они занимались, когда были женихом и невестой; влиянию порядка рождения детей на их физические и психологические особенности. Важно выяснить то, где семья жила и когда именно переезжала на другое место (особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи). На данном этапе беседы выясняются также данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей.

Далее обсуждается история расширенной семьи как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье, важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Консультант использует структуру генограммы для того, чтобы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости субсистем, о многообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними.

По мере поступления информации в процессе беседы с семьей она фиксируется специальными символами. Каждый консультант может использовать удобную для него символику, однако общепринятыми обозначениями являются следующие символы:

Скульптура семьи

Суть данной техники, предложенной В. Сатир, состоит в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи создает свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, рассматривая каждого в роли, которую они играют по отношению к друг другу, и те чувства, которые при этом испытывают. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картинке и проецируется на нее. Одним из многих преимуществ метода «скульптура семьи» является его способность преодолеть чрезмерную «завербализованность» и «заинтеллектуализированность» (разнообразные защиты, проекции и обвинения), часто существующие в семейной системе. Членам семьи не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, появляются различные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении «скульптура семьи» – довольно хорошее диагностическое средство.

Другим преимуществом «скульптуры семьи» является тот эффект, который она производит на членов семьи, заставляя их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое, и каждый его элемент. Невозможно изолировать любую систему внутрисемейного взаимодействия без учета последствий, которые они будут иметь для всей семьи. Скульптура не только объединяет семью, она еще и подчеркивает индивидуальность каждого. Кроме того, она требует от члена семьи обобщить свой личный опыт, осмыслить его, а затем проинтерпретировать. Скульптура также дает терапевту возможность прямой интервенции в семейную систему. Структурный терапевт при этом помогает членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя, таким образом, созданию более приемлемых границ внутрисемейных субсистем. В этом контексте можно утверждать, что скульптура используется для внесения позитивных изменений в семью для ее полноценного функционирования.

Процедура

Техника «Семейная скульптура» применяется на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые используются в качестве замены отсутствующих на сессии членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое требуемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.

Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объясняет, что она помогает прежде всего прочувствовать, что значит быть членом данной семьи. Иногда легче бывает это показать, чем рассказать. Каждый член семьи по очереди показывает свое видение внутрисемейных взаимоотношений, изображая их в живой скульптуре так, чтобы их позы и положения в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.

Консультант предлагает скульптору обращаться с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая могла бы его охарактеризовать невербально. При этом психотерапевт занимает в семейной скульптуре место самого скульптора, как сам скульптор его видит. «Ваяние» продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно обращаться с собой как с «материалом», зная, что потом они поменяются с ним местами.

Когда каждый член семьи создает свою реальную «семейную скульптуру», отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент, можно попросить создать скульптуру «идеальной» семьи.

Консультант имеет возможность вмешиваться в этот процесс, предлагая свои варианты и непосредственно комментируя происходящее. Впоследствии можно обращаться к скульптуре «идеальной» семьи для того, чтобы проследить динамику консультативного процесса. При этом несоответствия между представлениями о структуре семьи различных ее членов очень существенны для понимания происходящего в семье, а их легче выявить с помощью «семейной скульптуры», чем на основе традиционных вербальных техник.

Существует много вариантов использования методики «Семейная скульптура». Некоторые психологи, применяющие эту методику, просят скульптора придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Членам семьи предлагается последовательно произносить эти фразы, при этом достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.

Обсуждается не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Консультант может также задавать вопросы. Например, такие:

1. (каждому члену семьи ) Как вы себя чувствуете на этом месте среди ваших родственников?

2. (всей семье ) Удивила ли вас данная скульптура?

3. (каждому члену семьи ) Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас именно так, как он это изобразил?

4. (всей семье ) Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в скульптуре?

5. (скульптору или семье ) Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?

6. (скульптору раньше всех других вопросов ) Придумайте название вашему произведению.

Можно организовать прямо на сессии обсуждение семьей, скульптором и консультантом проделанной работы. Скульптура используется и при индивидуальной психотерапевтической работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель и другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, он так же помогает внести позитивные изменения в семейную систему.

При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, поскольку она отражает не объективную внутрисемейную ситуацию, а лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира.

Из книги Экстремальные ситуации автора

2.8 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПТСР В мировой психологической практике для диагностики ПТСР разработан и используется громадный комплекс специально сконструированных клинико-психологических и психометрических методик. Основным клинико-психологическим методом выступает

Из книги Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход автора Пылаева Наталия

Методы следящей диагностики В этой части представлен опыт работы нейропсихолога в Центре лечебной педагогики в группе детей с выраженной задержкой психомоторного и речевого развития, которые прослеживались с пятилетнего возраста в течение 4 лет. Сначала нейропсихолог

Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Реконструкция семейных отношений Принято выделять следующие этапы реконструкции: присоединение психотерапевта к существующему в данной семье распределению ролей, формулирование итоговой цели, собственно реконструкцию семейных отношений. Присоединение заключается в

Из книги С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров автора Академия Международная Педагогическая

2. Динамика семейных отношений при наркомании Анализ результатов наших исследований и клинической практики, а также публикаций по проблемам наркомании и алкоголизма однозначно убеждает в том, что сколько-нибудь эффективная профилактика наркомании невозможна вне

Из книги Арт-терапия. Учебное пособие автора Никитин Владимир Николаевич

2. Проективные методы диагностики и терапии Проективные методы диагностикиНевербальные семантические шкалыВсякое искусство несет в себе символическую функцию. Искусство представляет собою проекцию внутреннего бытия человека вовне, удовлетворение его «внутренней

автора Макграт Хелен

22. Сохранение прочных семейных отношений Такие факторы, как общность интересов и ценностей, взаимная симпатия, совместимость характеров, уважение друг к другу, юмор, сексуальная удовлетворенность, проведенное вместе время, финансовая стабильность, умение дарить друг

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Девять принципов укрепления семейных отношений 1. Адреналин мешает решению проблем.2. Ограничьтесь текущим моментом и не копайтесь в мусорном ведре.3. Идеальных людей не бывает.4. Если человек не такой, как вы, это не значит, что он плохой или опасный.5. Поддерживайте

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Методики изучения семейных отношений Тест-опросник удовлетворенности браком Авторы В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. БутенкоТест предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности/неудовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу,

Из книги Любовь и другие человеческие отношения автора Петрушин Сергей

ПОДСИСТЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Из книги Виктимология [Психология поведения жертвы] автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Методы диагностики ПТСР Согласно клинической типологии и классификации посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), в эту группу расстройств отнесены затяжные патологические состояния у военнослужащих, ветеранов войны, бывших депортированных и

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Структура семейных отношений При описании структуры семейных отношений используются следующие понятия:1) сплоченность;2) иерархия;3) граница.Сплоченность определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи (Боуэн М., 2008; Stierlin Н., 1992).

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Процедуры и методы диагностики привязанности Существуют различные диагностические возможности для измерения поведения привязанности, а также репрезентаций привязанности (Brisch,

автора

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Проверил:

Бородина Викторина Николаевна

Канд. психологических наук, доцент

Каф. Психологии личности и спец. психологии

НОВОСИБИРСК 2015

СПЕЦИФИКА СЕМЕЙНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Семейная диагностика - это оценка семейной системы с точки зрения нарушений, следствием которых являются соматические или невротические нарушения у кого-то из членов семьи. Есть разные способы диагностики: проективные, бланковые, игровые и др. Есть разные направления в семейной терапии (стратегическая, структурная, динамическая, поведенческая и т.д.) и каждое из них имеет свои подходы к диагностике семьи.

Одна из задач психологии брачно-семейных отношений состоит в перестройке личности и устранении вредных отрицательных психологических факторов, а также в том, чтобы помочь личности самостоятельно разрешить сложную для нее ситуацию, чтобы облегчить достижение эмоциональной зрелости, которая сделает возможным самостоятельное принятие решений и ответственность за их реализацию. Исходя из этого, особое значение приобретает создание методики диагноза семейных взаимоотношений, а также прогноза развития этих отношений.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

семейный диагностика психология супружеский

Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период

Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые прямо или косвенно могут проявиться на каком-либо из этапов жизненного цикла.

Тесты, используемые психологом в практической деятельности, можно разделить на две группы:

· первая - позволяет исследовать оценку юношами и девушками себя как будущих супругов и родителей;

· вторая - направлена на оптимальный подбор пар для знакомства и потенциального супружества, помогает прогнозировать супружеские отношения в перспективе.

Методы диагностики супружеских отношений

Методы изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре. Общение между супругами лежит в основе семейного благополучия и включает очень важную функцию - помогает человеку обеспечить личный комфорт себе и своим близким. Общение дает возможность проявиться одной из важнейших супружеских ролей - психотерапевтической.

Общение и взаимоотношения супругов в благополучных семьях характеризуют открытость, интимность, доверие друг другу, высокий уровень взаимной симпатии, конструктивность, рефлексивность, гибкий, демократичный характер распределения ролей в семье, моральная и эмоциональная поддержка.

Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары исследуются с помощью специальных методик.

· Опросник «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская)включает в себя 48 вопросов, измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.

· Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Предложены следующие критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

Использование «семейной социограммы» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь и теперь» во время консультации или сеанса семейной психотерапии наглядно представить взаимоотношения членов семьи, а затем обсудить, что получилось

· Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.

Методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из 7-ми шкал. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие варианты ответов: "Полностью согласен", "В общем, это верно", "Это не совсем так", "Это неверно". Методика «РОП» позволяет определить субъективную ценность, а также ролевые ожидания и притязания супругов относительно реализации следующих семейных функций:

Интимно-сексуальная функция;

Функция личностной идентификации с супругом;

Хозяйственно-бытовая функция;

Родительско-воспитателъная;

Социальная активность;

Эмоционально-терапевтическая функция;

Внешняя привлекательность партнера

· Шкала семейного окружения (ШСО)

Шкала семейного окружения (ШСО) предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов. В ее основе лежит оригинальная методика Family Environmental Scale (FES), предложенная R. H. Moos в 1974 г. Основное внимание ШСО уделяет измерению и описанию: А) отношений между членами семьи (показатели отношений), Б) направлениям личностного роста, которым в семье придается особое значение (показатели личностного роста), В) основной организационной структуре семьи (показатели, управляющие семейной системой).

· Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман, Е. М.Дубовская).

Определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.

· Методика «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис).

Позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное - неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.

Методы исследования семейного досуга, интересов и ценностей.

Духовное взаимодействие партнеров, их духовная совместимость, проявляется на социокультурном уровне супружеских отношений. Это общность ценностных ориентации, жизненных целей, мотивации, социального поведения, интересов, потребностей, а также общность взглядов на проведение семейного досуга. Известно, что сходство интересов, потребностей, ценностей и т.д. является одним из факторов супружеской совместимости и стабильности брака.

· Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман)

Опросник дает возможность исследовать взгляды респондентов по десяти наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам жизни.

Рассматриваются как чисто «семейные» вопросы, так и позиция респондента относительно общих проблем (например, представление о людях вообще или альтернатива между чувством долга и стремлением к удовольствиям).

· Самоактуализационный тест (CAT) (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гоз-ман, Е.М.Дубовская) разработан на основе опросника личностных ориентации (РОУ) Шострома и используется индивидуально и в группах в исследовательских целях, а также в отдельных случаях коррекционной работы; позволяет определить ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность к себе, самоуважение и самопринятие.

Методы изучения нравственно -психологич еских основ супружеских отношений.

Большое число разводов свидетельствует о том, что неблагополучие семьи остается одной их актуальных общественных проблем. Условно среди них выделяют конфликтные, кризисные, проблемные (В.А. Сысенко), а также невротические (Э.Г. Эйдемиллер). В каждой из таких семей имеются постоянные сферы, где интересы, потребности, намерения и желания супругов приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. В таких случаях говорят об отрицательном психологическом климате семьи, в основе которого лежат нравственно-психологические факторы супружеских отношений.

Практический психолог, приступая к изучению нравственно-психологических основ супружеских отношений, может использовать тесты, диагностирующие супружеские конфликты, удовлетворенность браком, его стабильность.

· Шкал а Берджеса

Методика содержит 2 подшкалы. Первая из них позволяет оценить и выявить наиболее значимые для субъекта особенности супружеских отношений (чувства, понимание друг друга, превалирующие ценности). Вторая шкала предполагает оценивание каждым из партнеров личностных недостатков друг друга. Совокупность баллов по обеим подшкалам позволяет определить уровень приспособленности супругов к сложившимся семейно - брачным отношениям.

Крайне неприспособлен;

Несомненно неприспособлен;

Неприспособлен;

Неопределенно;

Более или менее приспособлен;

Приспособлен;

Несомненно приспособлен;

Хорошо приспособлен.

Русскоязычной адаптации опросника не существует

· Шка ла субъективной удовлетворенности браком (Т.М.Трапезниковой)

Методика содержит 5 пунктов, каждый из которых оценивается по 10 балльной шкале:

Прочность брака;

Субъективное ощущение счастья;

Исполнение ожиданий социальных групп;

Полное развитие личности супругов в браке;

Достижение семейной интеграции.

· Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман).

Дает возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре. Методика позволяет выявить особенности реагирования супругов в 8 сферах конфликтных ситуаций:

Проблемы отношений с родственниками и друзьями;

Вопросы, связанные с воспитанием детей;

Проявление стремления к автономии;

Нарушение ролевых ожиданий;

Рассогласование норм поведения;

Проявления доминирования;

Проявления ревности;

Расхождения в отношении к деньгам.

· Висбаденский опросник семейных отношений (WIPPF).

Методика разработана в целях определения способностей или механизмов реагирования на конфликты в семейных взаимоотношениях. Методика содержит 27 шкал, отражающих особенности поведения в фрустрируюших ситуациях семейной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. -- СПб.: Речь, 2004. -- 244 с.

2. Артамонова Психология семейных отношений с основами семейного консультирования М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских затруднений // Вопросы психологии. 1985. №5. С. 110 - 116.

4. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 1983. - Т.4, №3

5. Райгородский Д. Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2002. -752 с

6. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие, Ярославль 2003

7. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов.- СПб.: Речь, 2006, 352с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие семьи и брака. Сексуальные, духовные, материальные потребности супругов. Особенности семейных отношений в России. Методики исследования особенностей распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Понятие семейных отношений. Сферы семейных отношений и типы семейных взаимоотношений. Роль семейных отношений в развитии и воспитании ребенка. Негативное эмоциональное состояние, возникающее из-за нерешенных личностных проблем, возникновение конфликтов.

    реферат , добавлен 24.03.2012

    Выявление роли ожиданий и притязаний в развитии брачно-семейных отношений. Главные и второстепенные мотивы вступления в брак. Ролевая структура семьи и факторы, оказывающие на нее неблагоприятное воздействие. Методика исследования А.Н. Волковой.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2011

    Феноменология и концептуализация семьи, Функции, структура и динамика. Диагностика семейных отношений и факторы стабильности брака. Причины, обуславливающие семейные нарушения, Методы психотерапии и коррекции семейных отношений, совместимость супругов.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Гендерные особенности социально-психологического статуса после развода. Причины заключения повторного брака. Становление и развитие семейных отношений в повторном браке. Эмпирическое изучение особенностей отношений в повторном браке, анализ результатов.

    дипломная работа , добавлен 17.10.2010

    Изучение аспектов семейной жизни как межличностных отношений. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре. Программа психологического сопровождения молодых пар. Психодиагностика и практические рекомендации семьям.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2014

    Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте. Понятие семейных отношений. Типы семейных отношений. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2006

    Период добрачного ухаживания как сложный в психолого-педагогическом плане из всех этапов супружеской жизни, его специфика и основные этапы, главные цели и задачи. Выбора спутника жизни, его факторы и критерии, роль в благоприятных семейных отношений.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    Понятие семьи как системы. Основы развития взаимоотношений в семье. Современные формы семьи. Особенности брачно-семейных отношений. Опыт исследования внутрисемейных отношений в отечественной и зарубежной психологии. Нарушение процесса коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2011

    Анализ проблем любви в психологии. Периоды формирования супружеской пары. Влияние добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, на прочность брака. Классификация семейных конфликтов. Определение степени удовлетворенности браком.

2.2 Методы исследования семейных отношений

Как отмечалось выше, семья, в частности, внутрисемейные отношения, имеют различные составляющие, аспекты и уровни проявлений. Среди указанного разнообразия необходимо выделять ключевые доминанты, определяющие различные характеристики семьи. К таким основным характеристикам семьи относятся: совместимость, срабатываемость членов семьи, уровень развития межличностных отношений ее участников.

Перечисленные параметры семьи могут исследоваться различными методами.

Диагностика эффективности психокоррекционной работы может быть осуществлена на основе субъективных и объективных методик. Субъективные методики представлены отчетами испытуемых о проделанной работе: эссе, сочинения, беседы и т.д. Объективные методы – специально разработанные задания, предназначенные для диагностики определенных психологических качеств. Выбор диагностических методик должен быть основан на следующих критериях: валидность, орудийность, операциональность, надежность.

Для оценки эффективности психокоррекционной работы необходима диагностика межличностных отношений, семейных отношений, самоотношения и социально-ролевых отношений.

Диагностику следует проводить до и после проведения психокоррекционной работы. Сравнительный анализ позволяет выявить динамику значимых переменных.

Существуют следующие виды и способы диагностики:

I. Диагностика самоотношения.

1. Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса.

Личностный опросник, направленный на измерение самосознания. Предназначен для обследования детей в возрасте от 8 до 16 лет.

Опросник включает 80 утверждений, касающихся отношения к своему «Я», а также тех или иных обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения. Формулировки пунктов опросника основываются на коллекции детских утверждений относительно того, что детям обычно в себе нравится и что не нравится. Пункты построены в виде утверждений, на которые требуется ответить либо «Да», либо «Нет».

2. Опросник самоотношения.

Личностный опросник, направленный на исследование комплекса факторов отношения к себе. Методика содержит 62 пункта, сформулированных в виде утверждений, включает 4 шкалы:

· Самоуважение – отражает аспекты самоотношения к своим способностям, энергии, самостоятельности, оценки возможности контролировать свою жизнь, степень веры в свои силы.

· Аутосимпатия – шкала на позитивном полюсе объединяет доверие к себе и положительную самооценку. На негативном полюсе – видение в себе преимущественно недостатков, низкую самооценку, склонность к самообвинению.

· Самоинтерес – отражение меры близости к себе, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в собственном интересе для других.

· Ожидаемое отношение от окружающих.

3. Шкала Я- концепции Теннесси.

Опросник, предназначенный для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит 90 пунктов, направленных на анализ Я – концепции и 10 пунктов шкалы лжи. С его помощью можно выявить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность) и специфические формы самоотношения к своему телу, к себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т.д.

4. Шкала самоуважения Розенберга.

Опросник для подростков, выявляющий глобальное самоотношение. Состоит из 10 утверждений и может применяться с целью экспресс-диагностики самоотношения.

5. Тест двадцати утверждений на самоотношение.

Техника, основанная на использовании нестандартизованного самоописания с последующим контент-анализом. Испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?». Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботиться о последовательности, грамматике и логике. Анализ проводится на основе следующих выделенных категорий: социальные группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия), идеологические убеждения (философские, религиозные, политические и моральные высказывания), интересы и увлечения, стремления и цели, самооценка.

6. Экспрессивная проективная методика рисования человека, разработанная К. Маховер.

Испытуемому предлагается нарисовать человека. Важны графические особенности рисования, имеющие диагностическое значение, такие, как пол, форма частей, пропуск деталей, ориентация рисунка на листе, последовательность рисования и т.д.

II. Диагностика специфики межличностных отношений.

1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Методика предназначена для исследования представлений человека о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

2. Методика «Q – сортировка» В. Стефансона.

Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и «избегание борьбы». Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей – социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» – активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

3. Социометрический тест.

Исследует субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определённым сферам. На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяются индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отверженный, изолированный), структура межличностных отношений, сплочённость группы и т.д.

4. Методики наблюдения и экспертной оценки. Ситуационный тест.

Методики исследования межличностных отношений, в которых акцент делается на объективное и обширное описание интерпретации, что впоследствии интерпретируется, исходя из определённых теоретических воззрений.

III. Диагностика семейных отношений.

· Для меня семья это…

· Родители относятся ко мне, как к…

· Родители нужны мне…

· Все родители…

· Когда собирается вся семья я чувствую…

3. Сочинение на тему «Зачем мне родители?»

4. Сочинение на тему «Моя семья».

IV. Диагностика производственных и социально-ролевых отношений.

1. Методика незаконченных предложений:

2. Методика «Завершение истории».

3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

На завершающем этапе возможно проведение экспресс-диагностики всей психокоррекционной работы, которая представлена двадцатью незаконченными предложениями. Каждое незаконченное предложение в своем начале отражает проблематику каждого аспекта какого-либо вида отношений. Участников просят завершить это предложения, что позволяет собрать материал каждого занятия.

1. Люди по отношению друг к другу должны…

2. Деньги являются для людей …

3. По отношению к близким людям я чувствую…

4. Основным принципом в отношении с другими людьми является…

5. Когда я работаю, я чувствую…

6. Моя семья обращается со мной, как с…

7. Большинство известных мне семей…

8. Родители дают мне деньги тогда, когда…

9. Отношения на производстве строятся …

10. Любой труд должен …

11. Работа для меня это…

12. По отношению к своим родителям я чувствую …

13. Все люди …

14. Отношения людей можно регулировать с помощью …

15. Зарабатывать деньги мне помогает…

16. По отношению к людям я чувствую…

17. Когда я соблюдаю законы, я…

18. Те деньги, которые у меня есть, я трачу …

19. По отношению к себе я чувствую …

20. К себе нужно относиться …

Основные методы коррекции семейных отношений будут рассмотрены в следующем параграфе.

2.3 Методы психотерапии и коррекции семейных отношений

Семейная психотерапия как самостоятельная научно-практическая отрасль психотерапии оформилась в середине XX века. Ее возникновение есть, одновременно, и проявление кризиса семьи, и попытка найти новые, нетрадиционные способы и методы помощи семье: «... именно в тот период, когда распад семьи стал реальной угрозой, получила свежий импульс семейная терапия как своеобразный метод лечения семьи. Вместе с психологией развития и социальной психологией она пытается создать новую психологическую основу для понимания семьи.».

Подобно тому как традиционная индивидуальная психотерапия изначально тяготела к «медицинской модели» «нормализации» экспертом дефектного функционирования личности, выпадающей из социального контекста, семейная терапия также проектировалась и строилась на идеях гомеостаза и адаптации. В наиболее полном отечественном руководстве по семейной терапии эта научно-практическая дисциплина определяется следующим образом: «Семейная терапия является областью психотерапии, охватывающей изучение семьи и воздействие на нее с целью профилактики, лечения заболеваний, а также последующей социально-трудовой реабилитации. Методы семейной психотерапии применяются, прежде всего, при непсихотических психогенных нарушениях (неврозах, острых аффективных и суицидальных реакциях, ситуативно обусловленных патологических нарушениях поведения), при алкоголизме, наркоманиях, психопатиях, психозах и психосоматических заболеваниях».

Будучи областью психотерапии, т.е. системы «лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного», семейная психотерапия включает описание методов, показания и противопоказания к их использованию, изучает условия их применения при лечении различных заболеваний, оценку эффективности, вопросы подготовки психотерапевтов. Однако наряду с этим в семейную психотерапию входит ряд дополнительных аспектов, не рассматриваемых другими отраслями психотерапии, – это функционирование семьи в норме, виды семейных нарушений, их профилактика, влияние на психическое и соматическое здоровье ее членов, диагностика нарушений жизнедеятельности семьи. В семейную психотерапию входят все разделы, которые составляют любую отрасль медицины: норма, патология, диагностика, методы лечения и т.д.

Выделяют следующие типы методик:

1. Указания (директивы) – это высказывания психотерапевта о необходимости определенных действий; при этом конкретно и прямо указывается на то, что нужно сделать, чтобы добиться выздоровления, решения проблемы, разрешения конфликта в той или иной семье.

Директивы делятся на прямые и парадоксальные. В основе этого деления лежит разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае парадоксальной директивы истинная ее цель противоположна провозглашаемой (здесь можно привести в пример всем известные «Вредные советы» Г. Остера).

Психотерапевт требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены их семьи поступят как раз наоборот.

2. Изучение семьи.

В основе любой директивы лежит психологический расчет, учитывающий огромный набор фактов. Внимание, уделяемое семье в целом и отдельным ее участникам, в процессе изучения может оказывать позитивное воздействие.

3. Воздействие примером.

В ходе семейной психотерапии неожиданно возникает значительное число разнообразных проблем, ситуаций, положений. Члены семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из ситуации. При этом «выплывают» проблемные для них аспекты взаимоотношений. Психотерапевт же обязан выхватить из потока событий эти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, как можно их решить.


Опасными в отношении как сексуального насилия, так и жестокого обращения с ребенком, тяжких наказаний, и психологического насилия. Глава 2. Системный подход в семейной психотерапии 2.1. Определение семейной психотерапии и основные этапы её развития К настоящему моменту под семейной психотерапией понимают систему психологических воздействий на семью...

Скорее брачно-супружеских, нежели семейных. Однако, рано или поздно, с появлением ребенка супружеская диада становится семьей. В этом случае для описания восприятия человеком своего брака более правомерным будет использование понятия «удовлетворенность семейно-брачными отношениями». Тем не менее, во избежание путаницы мы собираемся использовать внутри работы более оперативный термин «УБ», который...

Взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. При этом он высоко оценивал роль педагога в работе с подростком, особенно из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен как-то корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях на юношей и девушек. Но такая коррекция невозможна без знания такой характеристики этих отношений, как их стиль. ...

И проблем, возникших между ее членами, информационного, поведенческого, мотивационного, эмоционального и характерологического характера. Можно выделить следующие компоненты психологического сопровождения воспитания толерантных отношений в семье: диагностический, консультационный, практический и прогностический. Диагностический компонент - это своевременное выявление причин интоле-рантности во...

Литература

Основная

    Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.

    Семья в психологической консультации /Под. реб. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.

    Системная семейная психотерапия (серия «Практикум по психотерапии) /Под.ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб, 2002.

    Филипова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. – Ярославль, 2003.

Дополнительная

    Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.

  1. Андреева т.В. Психология современной семьи. – сПб., 2005.

  2. Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских затруднений //Вопросы психологии. 1985. №5.

    Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2002.

    Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. – М., 1995.

Социально-психологическое исследование семьи по программе а.Н. Волковой и т.М. Трапезниковой

Анализ семейной структуры по следующим направлениям:

- Социально-психологические и демографические характеристики семьи.

В качестве методик исследования на данном этапе используйте – интервью и метод анализа документов. Охарактеризуйте следующие параметры: стаж брака; возраст супругов и разница в возрасте; образование супругов и род занятий; количество и возраст детей; семейный бюджет (размер и способы распределения); жилищные условия.

- Анализ добрачных отношений .

В качестве основной методики исследования на данном этапе используйте метод ретроспективного отчета при этом учитывайте следующие моменты: продолжительность знакомства супругов до заключения брака; ситуация знакомства (на работе, учебе, на вечеринке и т. д.); эмоциональный характер первого впечатления друг о друге; продолжительность обдумывания брачного предложения; инициатор брака.

    Анализ микроокружения семьи.

В качестве основной методики исследования микроокружения используйте беседу – интервью. Под микроокружением в данном случае понимается тот круг лиц, с которыми наиболее тесно взаимодействуют члены семьи (близкие родственники, друзья, коллеги по работе и т. д.)

    Учет стадии развития семьи.

На каждой стадии жизненного цикла семьи могут возникать специфические проблемы и конфликты. Их характер необходимо учитывать при проведении семейной диагностики.

    Оценка уровня благополучия супружеских взаимоотношений.

Для оценки уровня благополучия супружеских отношений можете использовать целый ряд психологических методик. К наиболее известным методикам относятся следующие: методика «Дифференциальная оценка отношений А.Н. Волковой; шкала субъективной удовлетворенности браком Т.М. Трапезниковой; тест – опросник удовлетворенности браком В.В. Столина и Т.Л. Романовой и др.

    Оценка отдельных феноменов супружеских взаимоотношений может проводится при помощи использования следующих методик: методика «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП) А.Н. Волковой; тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, проективный рисунок семьи и др.

    Оценка родительско-детских отношений.

Для оценки особенностей детско-родительских отношений можете использовать следующие методики: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина; методика PARY, разработанная В.С. Шефер и Р. К. Беллом; методика Рене – Жиля и др.

2. Напишите краткое сочинение по теме: «Особенности функционирования моей семьи», опирайтесь на «Модель Мак - Мастерса», разработанную Эпштейном, Бишопом. И Левином.

Предложенная психологами модель наблюдения направлена на изучение шести аспектов функционирования семьи. Охарактеризуйте каждый из аспектов этой модели.

    Способность семьи к решению проблем.

Способность семьи решать проблемы проявляется в следующих умениях: умение осознать проблему и владение информацией о ней у всех участников; умение рассматривать альтернативные пути решения проблемы и принять одно-единственное решение; умение осуществить решение; умение убедиться в успешности своих действий и способность оценить результат.

- Коммуникации в семье характеризуются двумя важнейшими особенностями.

1. Открытость или, напротив, замаскированность информации, которой обмениваются члены семьи. Например, предложение одного из супругов «Пойдем, погуляем!» коммуникационно открыто, а выражение «Как насчет того, чтобы подышать свежим воздухом?» - более замаскированный вариант, так как допускает многообразные толкования.

2. Прямой или косвенной является коммуникация. Если «послание» высказывается именно тому лицу, к которому относится, а не передается ему косвенно, то мы имеем дело с прямой коммуникацией и наоборот.

- Семейные роли. Ролевая структура семьи включает функции, которые выполняет та или иная семья; привычные образцы поведения, правила «приписывания» ролей членами семьи, установление ответственности за различные внутрисемейные события.

- Аффективная отзывчивость объединяет группу эмоциональных отношений.

- Аффективная вовлеченность это характер мотивации, определяющий отношение индивида к семье, его привязанность к ней (недостаточная эмоциональная вовлеченность в семью, «нарциссическая вовлеченность, сверхвовлеченность, симбиотическая связь и др).

    Контроль над поведением способ, посредством которого семья оказывает влияние на поведение своих членов, регулирует его (ригидный контроль, хаотический, гибкий и др.).

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ

Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трем основным группам: добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей.

Одним из главных направлений работы практического семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни.

Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.

Рассказать друзьям