Помогают ли друзья в жизни. Почему люди стали не нужны друг другу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Есть ли у вас друг? Умеете ли вы дружить? Может ли быть между мужчиной и женщиной дружба? Нужны ли человеку друзья? Задавались ли вы когда-нибудь такими вопросами?


Я не раз задавала себе эти вопросы. Долгие годы я мечтала иметь подругу. Заблуждалась в том, что между мужчинами и женщинами может быть дружба. Сегодня я с уверенностью могу сказать: Может ли быть между мужчиной и женщиной дружба? - Нет. Есть ли у меня друг? – Есть. Умею ли я дружить? – если есть у меня подруга, значит, умею я дружить. Нужны ли человеку друзья? – Да.
Соглашусь с великими Омар Хайамом:
Знайся только с достойными дружбы людьми,
С подлецами не знайся, себя не срами,
Если подлый лекарство нальет тебе - вылей!
Если мудрый подаст тебе яду - прими!

Скрытый текст виден только зарегистрированным пользователям!

Кто-то скажет «У меня нет друзей». Кто-то скажет «Мой дом полон друзей». Кто счастлив здесь и кто несчастен? Можно ли иметь много друзей?


Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Чтобы ответить на эти вопросы, обращусь к тому, как трактуют само понятие «дружба». «Дружба - это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, которые основаны на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях». Следует обратить внимание на то, что обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.


Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Теперь разберем по частям дружбу. Есть ли у вас бескорыстные личные взаимоотношения с вашим другом? Так же относится бескорыстно к вам ваш друг, или кто-то все же имеет личный интерес в вашей дружбе?


Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Можете ли вы доверять другу, быть с ним искренним? Так же искренен ваш друг по отношению к вам? Вытягивает ли он у вас информацию о вашей личной жизни или вы охотно делитесь с ним событиями своей жизни?


Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Есть ли симпатия между вами, имеются ли общие интересы?


Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Не обязательно чтобы друзья были схожи между собой по характеру. Напротив, чаще всего друзья кардинально отличаются и характером, и темпераментом между собой. И лишь терпение, уважение, понимание и симпатия могут заставить двух совершенно разных людей, имеющих общие взгляды и увлечения перейти из категории знакомых в категорию друзей.


Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Со многими людьми я хотела дружить, многие люди пытались со мной дружить, но все это была лишь имитация дружбы, подделка дружбы. Лишь с одним человеком свела меня жизнь, с которым наши отношения переросли в дружбу. Мы по характеру настолько же разные, как и выглядим внешне, но нам удалось сохранить уважение и понимание друг к другу. Важную роль в нашей дружбе сыграло то, что наши отношения были основаны на бескорыстности и честности.


Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Приходится наблюдать как между «друзьями» по-настоящему дружит лишь один человек, а второй, под маской дружбы и заботы просто использует своего товарища, которому очень нужен друг. В такой «дружбе» нужно быть сильной личностью, чтобы отказаться от этой имитации дружбы.

Скрытый текст виден только зарегистрированным пользователям!

Как же хорошо иметь друга. Дружба рождает спокойное и радостное чувство. Дружба это не действие, а чувство. Нужны ли человеку друзья? – если вам нужно что-то получить от друга, то вам уж точно не нужна дружба, вы просто пожизненный коммерсант.

Уважаемая К.!

Конечно, все люди хотят иметь друзей, крепкая и преданная дружба воспевается в литературе и искусстве. Есть пример преданной и возвышенной дружбы в Танахе - дружба будущего царя Давида и Йонатана, сына царя Шауля. И даже в Пиркей Авот сказано: «Купи (приобрети) себе друга». Понятно, что настоящую дружбу невозможно «купить» привычным нам способом. Но самый простой смысл текста таков: даже поверхностная, «покупная» дружба лучше, чем ее отсутствие.

Обычно пары (реже компании) закадычных друзей формируются спонтанно с детских лет. Но редко удается сохранить такую дружбу на всю жизнь. Большинство их распадается после окончания совместной учебы или переезда. Новые обстоятельства жизни приносят с собой новые дружеские связи и ослабляют старые. Сейчас есть больше возможностей поддерживать отношения на расстоянии, но это не может полноценно заменить живое общение и какие-то совместные занятия. Отношения, которые правильнее назвать приятельскими, как правило, не выдерживают испытания расстоянием.

Судя по Вашему письму, Вы не страдали от отсутствия друзей в школе - просто от тех приятельских отношений ничего не осталось после ее окончания. Теперь перед Вами и Вашими ровесницами - перспектива найти спутника жизни и построить собственный дом. Совершенно естественно, что в этот период все прежние связи ослабевают, уступая место новым - гораздо более важным. Ведь, как сказано в Торе (Бэрейшит 2: 24), даже собственных родителей - самых близких людей! - человек оставляет, чтобы «прилепиться» к своему партнеру в браке. Более того, известно немало случаев самой настоящей ревности новоиспеченного супруга/супруги к друзьям или подругам своей половины, если он/она пытается во что бы то ни стало сохранять отношения на прежнем уровне. Каждый, кто занят поиском пары, должен иметь в виду, что брак будет совершенным, только если супруг будет для него самым близким другом, а интересы супруга и обязательства перед ним будут первыми в списке приоритетов! Чрезмерная приверженность старым отношениям может сильно навредить миру в строящемся доме!

Но не надо думать, что для еврейской женщины муж должен быть единственным живым человеком на свете. От всех нас требуется сохранять теплые, дружеские отношения с окружающими, уметь выслушать, порадоваться их радостям, помочь в трудную минуту. Те качества и поступки, которые предписывает нам Тора, являются универсальным средством стать хорошим другом, супругом, родителем, учителем, учеником, соседом, деловым партнером… список можно продолжать до бесконечности. Каждый из нас должен стараться быть предельно честным и ответственным во всех сферах жизни, встречать всех с приветливым выражением лица, оказывать хесед , избегать сплетен и злословия, не мстить и не хранить злобу, короче - любить ближнего как самого себя и не делать другим того, чего не желаешь себе. Чтобы развить все эти качества, требуется постоянная работа над собой, преодоление своих слабостей. Того, кто обладает этими качествами, как правило, все любят и все рады считать своим другом, даже если речь идет только о поверхностных отношениях - приятельских или соседских. Для того же, чтобы развилась настоящая дружба, необходимо что-то, что объединяло бы людей - не только место проживания, работы или учебы. Как правило, объединить людей может то, во что они вместе вкладывают частичку себя, совместное преодоление испытаний. Поэтому супруги часто и оказываются самыми близкими друзьями.

Из всего этого можно сделать вывод: качества, позволяющие быть хорошим другом, развивать в себе необходимо - ведь это именно те качества, которых требует от нас Тора. Но специально искать друзей нет необходимости, да это и нереально: настоящая дружба не возникает «по заказу». Если каждый из нас будет стараться делать то, что на него возложено, жизнь сама расставит все по местам - и мы найдем свой круг близких людей. А будут они называться друзьями, родными, соседями или коллегами - не так уж и важно.

0 27.08.2016

Мысли, возникающие в процессе наблюдения за современным социумом, иногда просятся стать оформленными в написанный текст. Недавно такой "запрос" сформировала мысль, которая звучит, как вопрошание - почему же люди стали не нужны друг другу?

Почему давно уже происходит обособление людей, обособление, приводящее к равнодушию как норме, в ядре которого мысль "моя хата с краю - ничего не знаю"?

Размышления над этим вопросом привели меня к его пониманию через всем знакомое слово "свобода". "Из царства необходимости - в царство свободы", писал классик. Какой необходимости? И какой свободы?

"То объединение людей в общество, которое противостояло им до сих пор как навязанное свыше природой и историей, становится теперь (при социализме. - Сост.) их собственным свободным делом. Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы".

Про это очень подробно рассуждал Э. Фромм, описывая, как происходил отрыв отдельного человека от всех прежних общностей, и каким образом такой отрыв повлиял на его психологическое состояние. Вот что он пишет в предисловии к своей книге "Бегство от свободы":

"Основная идея этой книги состоит в том, что современный человек, освобожденный от оков доиндивидуалистического общества, которое одновременно и ограничивало его, и обеспечивало ему безопасность и покой, не приобрел свободы в смысле реализации его личности, то есть реализации его интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого".

И про это же рассуждает Достоевский в романе "Братья Карамазовы". Весь монолог Великого Инкизитора об этом - о тягостности свободы для человека:


"Тогда мы дадим им тихое, смиренное счастье, счастье слабосильных существ, какими они и созданы. О, мы убедим их наконец не гордиться, ибо ты вознес их и тем научил гордиться; докажем им, что они слабосильны, что они только жалкие дети, но что детское счастье слаще всякого. Они станут робки и станут смотреть на нас и прижиматься к нам в страхе, как птенцы к наседке. Они будут дивиться и ужасаться на нас и гордиться тем, что мы так могучи и так умны, что могли усмирить такое буйное тысячемиллионное стадо. Они будут расслабленно трепетать гнева нашего, умы их оробеют, глаза их станут слезоточивы, как у детей и женщин, но столь же легко будут переходить они по нашему мановению к веселью и к смеху, светлой радости и счастливой детской песенке. Да, мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им жизнь как детскую игру, с детскими песнями, хором, с невинными плясками. О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас как дети за то, что мы им позволим грешить."

Так что же происходит?

Как мне это видится, происходит следующее. Человек в процессе прогресса последовательно освобождался от давления природы. И одновременно, освобождался от власти отношений, которые были сформированы для противостояния этому давлению. Ранее человек понимал, что ему не выжить физически в одиночку, и объединение с другими носило практически неотменяемый и обязательный характер. Это объединение обрастало различными дополнениями - ритуалами, обычаями, традициями. На эти дополнения влияли размышления человека о причинах и смысле различных природных явлений - так происходило обожествление различных стихий, возникали идеи жертвоприношений этим стихиям. Человеческий социум усложнялся, сами люди развивались и постигали всё более тонкие явления, связанные уже не столько с природой, сколько с более тонкими материями...

И, конечно же, происходило развитие внешней, материальной стороны жизни. Человек научился полностью защищать себя от опасностей дикой природы, освободился от её давления. Человек научился собираться в очень крупные группы, научился удерживать эти группы в стабильности путём регламентации отношений внутри этих групп. Создал разделение труда и тем самым выделил прослойку людей, которая занималась более тонким трудом, ещё более усложняя структуру социума и усиливая степень защищённости - как от внешних природных и военных угроз, так и от угроз голода от неурожаев или падежей скота. Затем социум ещё раз усложнился, и ещё, и ещё...

В итоге человек пришёл к тому, что ему стали не нужны прежние формы объединения, которые были ориентированны на обеспечение выживания и пропитания. Формы, основанные на защите от угроз, отмерли. Человека из них вытолкнуло током истории. Человек достиг "свободы от", он освободился от почти всех угроз со стороны природы планеты и научился надёжно себя сохранять и кормить. И он освободился от форм отношений, которые были созданы под эти цели. Результатом сушествования этих отношений стали "автоматические" структуры социума, которые функционируют независимо от отдельной личности.

Но освободившись, он не смог найти новых форм обьединения для достижения новых, более высоких целей. Не состоялось желанное Энгельсом и Фроммом осознание человеком своей способности направлять те силы, которые ещё недавно висели над ним роком. Прыжок из царства необходимости состоялся, но он привёл только лишь к "свободе от" внешнего давления, а это только полдела. Ведь прыжок должен состояться в "свободу для" сознательного созидательного направления своих усилий.

Человек пока не дошёл до понимания необходимости создания новых форм объединений, коллективов, которые позволят ему реализовать возвышающую "свободу для". Свободу для пробуждения и раскрепощения высших творческих способностей в каждом человеке. Ведь об этом же мечтали Маркс и Энгельс, которые так и написали в своём Манифесте:

"На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех."

Человек завис в затяжном прыжке, застрял в махровом материализме, выродившимся в общество потребления. "Овеществлению", превращению в товар подвергаются все сферы бытия человека, включая такие тонкие, как любовь, смысл жизни. И чем больше человек висит в этом прыжке, тем больше усугубляются процессы, описанные Фроммом. Человек растерял прошлые основы для объединения с другими и теперь мается от отсутствия других основ.

Человеку больше не нужен другой человек для выживания. В социуме, особенно в крупных городах, процессы жизнеобеспечения регламентированы и понятны. Есть дома/квартиры, в которых ты живёшь и которые обеспечены удобствами. Есть магазины для покупки еды и всего остального, что нужно для жизни. Есть работа по понятным правилам. Есть регламентированные же медицина и образование. Человек имеет дело с огромным социальным механизмом, который функционирует независимо от него. Он равнодушен к человеку. И человек уже не понимает, а зачем ему все эти люди? Кто они ему? Как и чем он с ними связан? Зачем ему семья, если для выживания она ему уже не нужна? Зачем ему вообще о ком-то заботиться? Как и чем жить?

Когда такие вопросы достигают сильного накала, человек начинает искать. И поиски могут закончиться грустно, в том числе, присягой "фюреру", о чём писал Фромм. Такая присяга ведь и производит с человеком то, что описывает Великий Инквизитор у Достоевского. Человек превращается в ребенка и теряет субьектность, т.е. способность намечать цели, достигать их и нести за это ответственность. В итоге неспособность допрыгнуть в царство "свободы для" оборачивается потерей и "свободы от".

СССР попытался допрыгнуть, но не сумел по многим причинам. Но это не значит, что допрыгнуть невозможно. Нужно проанализировать причины неудач и пытаться снова и снова, ведь мы уже хорошо видим, к чему приводит царство одной сплошной "свободы от". Оно приводит к инфантилизации в духе Великого Инквизитора и к мировому хаосу как основы мировой политики ведущих держав Запада. Ведь для организации политики на основе некоего порядка, понимание этого порядка должно быть. Порядок выстраивается под достижение некой высокой цели, а если высоких целей не ставится, то приходится прибегать к хаосу для сохранения этого безыдейного и безцельного существования.


И пытаться допрыгнуть, видимо, опять выпадет России, ведь только у ней был живой бесценный опыт коммунистического проекта с его идеей нового человека. Именно Россия должна дать миру новую весть, являясь сейчас самой внутренне свободной страной Западного мира. Если она не сможет её дать, то не будет ни России, ни привычного нам мира свободы, пусть даже и "свободы от".

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Рассказать друзьям