Конспект нод по ознакомлению с природой и лепке для детей среднего дошкольного возраста. Индивидуально – дифференцированный подход

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

План- конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: «Лиса и заяц»
Задачи:1.Развивать связную речь детей. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. Продолжать формировать умения детей составлять короткий рассказ по картине. Развивать умение описывать внешний вид лисы и зайца, опираясь на прием «Синквейн».
Совершенствовать звуковую культуру речи. Закрепить умение подбирать слова со звуком С.
Совершенствование грамматического строя речи: согласование прилагательных с существительными, согласование существительных с числительными, составление простых предложений и распространение их прилагательными.
Развивать умения образовывать существительные, обозначающих животных с помощью суффиксов, придающих слову эмоциональные оттенки. (Речевое развитие)
2. Развитие зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением. (Коррекционно-развивающая работа)
3. Развивать самостоятельность, инициативность. Воспитывать умение выслушивать друг друга, умение отстаивать свою точку зрения. Воспитание любви и бережного отношения к природе. (Социализация)
4. Развивать познавательный интерес. Продолжать развивать внимание. Развивать мыслительные операции. Дополнить и расширить знания о жизни животных зимой, Закрепить знания о том, что заяц линяет в зависимости от времени года. (Познавательное развитие)
5. Создать условия для отдыха детей. Развивать моторику пальцев рук. Повысить двигательную активность, подвижность тела; восстановление психоэмоционального состояния.Материал:
Демонстрационный: аудиозапись с текстом письма, картина «Зимний лес», элемент ритмического лото «Заяц скачет».
Раздаточный: подносы с манкой.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Предварительная работа: беседы с детьми о диких животных зимой, познавательно- исследовательская деятельность: «Как заяц меняет шубу»
Виды деятельности:
Коммуникативная Беседа по картине «Зимний лес» , беседа «Кто прислал письмо?»
Позавательно- исследовательская Рассматривание картины
Решение проблемной ситуации: «Откуда у зайца зимой морковка?»
Игровая Дид. игра «Давайте посчитаем»
Дид. игра «Назови ласково»
Дид.игра «Назови слова со звуком С»
Дид. игра «Посчитай части (слоги) слов)Игры с манкой- «снегом»
Дид.игра «Сколько зайцев и лисичек спряталось»
Логоритмика «По следам зайца»
Двигательная Пальчиковая игра «Здравствуй, зайчик»
«Здравствуй, лисонька- лиса»
Дыхательная гимнастика «Лиса вынюхивает зайца»
План - конспект
№ Деятельность педагога Деятельность детей Планируемые результаты
1 Педагог собирает около себя детей и сообщает им новость: «Ребята, сегодня на электронную почту мне пришло сообщение. Давайте его прослушаем.
Педагог включает аудиозапись следующего содержания: «Здравствуйте, ребята. Спасибо вам за новую шубку. Теперь лиса меня с трудом выследит.» Дети стоят около воспитателя. Мотивировать
детей на включение в игровую и познавательную деятельность.
2 - Как вы думаете, кто прислал нам это письмо?
- Почему вы так решили? Дети отвечают на вопросы воспитателя. Развивать мыслительные операции,
Закрепить знания о том, что заяц линяет в зависимости от времени года.
3 Педагог помещает на мольберт картину «Зимний лес» Дети рассматривают картину. Развивать познавательный интерес. Продолжать развивать внимание.
4 Педагог проводит беседу:
-Какое время года изображено на картине?
-Почему вы так решили?
-Каких животных вы видите на картине?
-Что можно сказать о шубке зайца?(по приему «Синквейн»)
-Кто?
-Какой?
-Что делает?
- Высказывание личного отношения.
-подбор слова, связанного с первым (синоним).
Аналогично описывается внешний вид зайца. Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети отвечают на слова воспитателя, составляя короткий описательный рассказ о внешнем виде лисы и зайца.
Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, дополнить и расширить знания о жизни животных зимой, развивать умение описывать внешний вид лисы и зайца.
5 Педагог ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Откуда у зайца зимой морковка?» Дети предлагают свои варианты ответов: чем питается заяц зимой, где достает морковь. Развивать мышление, умение выслушивать друг друга, умение отстаивать свою точку зрения.
5 Педагог предлагает составить рассказ по картине. Дети составляют рассказ по картине. Развивать связную речь, развивать умение составлять небольшой рассказ. Развивать инициативность.
6 Педагог проводит пальчиковую гимнастику:
Здравствуй, зайчик!
Как живешь?
Как ты зиму проведешь?
-Буду я зимой скакать,
У осин кору глодать.
-Здравствуй, лисонька- лиса,
Ненаглядная краса.
Как ты, лисонька, живешь,
Как ты зиму проведешь?
-буду бегать по лесам,
Буду бегать по полям
И в деревню загляну,
Может курочку найду.
Дети проговаривают слова и выполняют движения пальцами: шевелят указательным и средним пальцами, безымянный палец и мизинец прижаты к ладони большими пальцами.
Дети показывают пальчиками лису. Как она открывает и закрывает пасть.
Указательный палец и мизинец подняты вверх. Средний и безымянный пальцы ровно вытянуты вперед, прижаты к большому пальцу. Большой палец то поднимается, то опускается. Стимулировать развитие речи дошкольников,
Создать условия для отдыха детей.
Развивать моторику пальцев рук.
7 Педагог показывает ритмический рисунок в виде следов зайцев проводит ритмическое упражнение: «Зайка скачет»
- А как еще можно показать следы зайца (в каком ритме)? Дети хлопают в ладоши в ритме, изображенным на рисунке: ** *
* **
Дети предлагают свои варианты ответов. Продолжать развивать чувство ритма. Развивать самостоятельность.
7 Педагог проводит чистоговорку:
Са-са- са- к нам бежит лиса.
Су- су- су – вижу я лису.
Сы- сы – сы- нет нигде лисы. Дети повторяют чистоговорку:
Са-са- са- к нам бежит лиса.
Су- су- су – вижу я лису.
Сы- сы – сы- нет нигде лисы. Совершенствовать звуковую культуру речи.
8 Педагог проводит игру «Назови слова со звуком С» Дети называют слова, начинающиеся или имеющие в своем звучании звук С. Закрепить умение подбирать слова с заданным звукам.
9 Педагог проводит дыхательную гимнастику:
«Лиса вынюхивает зайца» Дети принимают и.п. – о.с. (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются). Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох.
Потом тоже самое с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто). Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии. Повышение двигательной активности, подвижности тела;
восстановлению психоэмоционального состояния.10 Педагог проводит игру: «Назови ласково» Дети называют ласково животных:
-лиса- лисичка, лисенок, лисонька
Заяц- зайчишка, зайчонок, зайка Развивать умение называть животных ласково
11 Педагог проводит игру «Сколько частей в словах»
Предлагает детям прохлопать количество частей- слогов в словах: лиса, лисичка, лисенок Дети прохлопывают количество слогов- частей
в словах: ли-сали-сич-ка
ли-се-нок Развивать умение определять количество частей- слогов в двусложных и трехсложных словах.
11 Педагог проводит игру: «Сколько зайцев и лисичек спряталось» Дети считают количество зайцев и лис, пользуясь количественным счетом:
Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Формировать умение согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже.
12 Педагог предлагает детям сесть за столы с приготовленными подносами с манкой- «снегом» и поиграть в игру: «Зайчик убегает от лисы» Дети отрывистыми движениями пальцев имитируют прыжки зайца, проговаривая слова:
Зайчик по лесочку прыг- прыг- прыг
Зайчик по снежочку тык- тык- тык.
Изображают, как зайцы петляют, убегая от лисы.
Затем изображают, как лиса заметает свои следы. Развивать моторику пальцев рук,
снять эмоциональное напряжение, создать положительный настрой.
13 Рефлексия занятия в виде беседы:
- какую картину мы рассматривали?
-что интересного мы выполняли во время занятия?
-что вам понравилось на занятии? Дети отвечают на вопросы воспитателя. Закрепить знания.
Создать ситуацию успеха.

Конспект НОД по теме «Заяц»

Цель : Закрепить и расширить знания о зайцах.

Познакомить детей с особенностями приспособления

крымских зайцев к местному климату.

Уточнить понятие о травоядных животных, о временах

года, о способах приспособления животных к окружающему

Познакомить с пословицей о зайце, вспомнить знакомые

сказки с участием зайцев.

Словарь: травоядный, наст.

Развивать мышление, мелкую моторику.

Воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование : картинки и фотографии зайца, игрушечный

плюшевый заяц, карточки белого, зеленого,

красного и желтого цвета по количеству детей,

наборы фигур для игры «Танграм» по количеству

Ход занятия:

Сегодня мы отправляемся в Крымский лес, что бы поближе познакомиться с одним его обитателем. Этот зверь чаще других встречается в сказках разных народов. Он невелик. Совершенно несправедливо его считают трусом. Вы, конечно, уже догадались, о ком речь? (Ответы детей). Заяц.

Давайте сразу же поиграем в игру «Вспомни сказку». Вот этого плюшевого зайца будем передавать тому, кто назовет сказку с участием зайца. (Проводится игра).

Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. Точно так же защищает их мать от пернатых врагов. А если враг нападает с воздуха, зайчиха опрокидывается на спину и задними ногами старается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю. Случается и гибнет, спасая детей. Так что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережет».

Сами зайцы – травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей). Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста. Зубы у зайцев для этого подходящие. Что вы можете сказать о заячьих зубах? (Ответы детей). Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему? (Ответы детей). У каких еще животных задние лапы приспособлены для прыгания? (Ответы детей). Тушканчик, кенгуру. Посмотрите на эти картинки и фотографии. (Показ).

А сейчас поиграем в «Танграм». Ваша задача из семи фигур выложить изображение зайца по предложенному рисунку-образцу.

(Дети выполняют задание).

В течение года зайцы периодически линяют. И в это время валяются в пыли, лезут в колючие кусты, ерзают спиной и брюхом по земле, стараясь быстрее сбросить старый шерстяной покров.

Новая шубка – осенне-зимняя – качеством получше. Всем вам известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? (Ответы детей). Это верно для других зайцев, живущих в более холодных местах. А нашему крымскому зайцу полностью белеть, смысла нет. Подумайте, почему? (Ответы детей). У нас в Крыму снег не только не лежит всю зиму, бывают такие теплые года, что снег и вовсе не разу землю не покроет. Так зачем же зайцу белым становиться, не для того же, чтоб его – белого, на серой грязи хорошо видно было. Но наши крымские зайцы не глупые: к зиме только чуть-чуть посветлее шубку наденут, светло-серую. «Побелеешь, -- наверное размышляет заяц, -- снег растает, и крутись потом на темной грязи, каждому хищнику хорошо заметный. Нет уж, лучше я останусь серым. Себе спокойнее и врагам невдомек». А если иногда снег выпадет, зайцы в это время отлеживаются, стараются не бегать по лесу.

В середине зимы у зайцев бывают первые свадьбы. В это время зайцы танцуют и «поют»-гукают. Если на одну зайчиху несколько женихов претендуют, драки не избежать. Лягаются задними ногами, встав на дыбы, лихо боксируют передними лапками.

Давайте немного поиграем. Игра «Зайцы и одуванчики». Часть детей – зайцы, стоят на краю игровой площадки. Остальные дети – цветы одуванчика, сидят на коленях с поднятыми вверх и в стороны руками с сомкнутыми ладонями. На слова:

Скачут среди травки зайцы быстроногие,

сбили одуванчики лапками у дороги

дети-зайцы прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед и руками касаясь детей-одуванчиков, которые после касания встают и опускают руки. Они начинают подскакивать и кружиться после слов:

Закружились, будто снег в воздухе пушинки,

А зайчата скачут быстро по лесной тропинке.

(Воспитатель отмечает прыгучих «зайцев» и легких, как пушинки, «одуванчиков»).

Зайчата рождаются несколько раз в году и называются по-разному.

Те, что родились зимой – «настовики». Наст – это плотная корка на снегу. Почему этих зайчат зовут настовиками? Ответы детей).

А как вы думаете, когда рождаются зайчата «травники»? (Ответы детей). Весной, когда зазеленеет трава.

В какое время появляются зайчата «колосовики»? (Ответы детей). Когда хлеба колосятся.

Ну а когда появляются «листопадники»? (Ответы детей). Верно, осенью, во время листопада.

Поиграем в игру «Времена года». У вас на столе карточки четырех цветов – четырех времен года. Какой цвет какое время года обозначает? Почему? (Ответы детей). Зима – белый, весна – зеленый, лето – красный, осень – желтый.

Я буду называть зайчат, а вы поднимите карточку того цвета, в какое время года родились эти зайчата. (Проводится дидактическая игра).

К моменту появления зайчат, мать быстренько готовит ямку и выстилает ее травой. Рождаются зайчата очень симпатичными, пушистыми и глазастыми. Зубы у них вырастают через неделю. Мать кормит зайчат и сразу же уходит, чтобы своим запахом не привлечь внимание хищников. Дело в том, что зайчата в младенчестве ничем не пахнут, поэтому найти их по запаху не сможет никакой хищник. А зайчиху – может. Вот и уходит она от зайчат, чтобы сберечь их. Спустя несколько дней зайчиха возвратится, вновь покормит деток и уйдет. Молоко у зайчих не то что коровье, густое и жирное. Одного кормления зайчатам хватает на несколько дней. А если мимо будет пробегать чужая мама, то и она остановится, чтобы накормить малышей.

Запомните хорошенько и всем расскажите: если попадутся вам на глаза одинокие зайчата, не подбирайте их, не уносите домой. Они не брошенные, а законные мамины детки и тихо сидят там, где приказала мама, и ждут ее. Человеку выкормить недавно родившегося зайчонка все равно не удастся, погибнет.

Раньше в Крыму зайцев было превеликое множество. Сейчас стало поменьше. Но все же заяц крепко держится за крымскую землю. Ведь даже зимой ему еды вдоволь. К тому же зайчата рождаются четыре раза в год по 3-6 сразу. И хотя не все заячьи детки выживают, можно сказать, что зайцев у нас достаточно.

Ну а сейчас, сделаем вот такого симпатичного зайца. (Конструирование из бумаги). Но сначала потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Посмотрите, что за пальчик!

Ловко прыгает, как зайчик.

На бревно и на пенек

Скок да прыг и прыг да скок!

Дети сжимают руки в кулачки, вытягивая два пальца и сгибая их. Затем изображают руками прыгающие движения.

Вопросы:

1. Согласны ли вы с мнением о трусости зайцев? Почему?

2. Почему зайцев называют травоядными животными?

3. Как линяют крымские зайцы? Почему?

4. Какова численность зайцев в Крыму?

5. Как называют зайчат, родившихся в разное время года?

6. Для чего зайцу такие сильные и большие задние лапы?

7. Как проходят заячьи свадьбы?

8. Какими появляются на свет зайчата? Где?

9. Как зайчиха растит зайчат?

10. Как вести себя, наткнувшись в лесу на новорожденных зайчат?

Во второй половине дня:

Показать детям как изобразить зайца в теневом театре.

Чтение произведений художественной литературы и малого фольклорного жанра.

Разучивание стихов и потешек.

Лепка, аппликация на тему «Заяц».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7 «Ивушка» города Белореченска муниципального образования Белореченский район

Интегрированная образовательная деятельность

по конструированию из бумаги и ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы на тему:

«Заяц»

(ОО «Художественное творчество», ОО «Познание»)

Воспитатель

Гультяева Н.В.

Тема: «Заяц»

Задачи:

научить детей изготавливать животных в технике оригами.

развивать умение работать по технологической карте;

познакомить с новой базовой формой «воздушный змей»;

развивать глазомер, моторику мелких мышц пальцев, художественное воображение, память, внимание;

в оспитывать аккуратность, усидчивость, любовь к животным.

Материал: бумага белого цвета (прямоугольник-21*30см), бумажная обрезь, ножницы, клей, кисть, карандаш.

Предварительная работа: чтение стихов, рассказов о зайцах, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях и альбомах.

Интеграция: ОО «Познание», ОО «Художественное творчество».

Методика : ИКТ, проблемно-поисковая

Ход НОД:

Ребята, я очень рада видеть вас сегодня, и хочу задать вам несколько вопросов.

Ребята, а вы много знаете сказок о животных? Молодцы!

Какие это сказки? Назовите их. (дети перечисляют сказки)

– Ой, как много вы сказок знаете. А я вчера дома тоже вспоминала сказки и подобрала к ним иллюстрации. Посмотрите, узнаете ли вы эти сказки. (Показ слайдов № 2-7)

- Да, правильно. Подумайте ещё. Молодцы.

Скажите, какие животные чаще встречались в сказках. (заяц, волк, лиса, медведь)

Я предлагаю вам придумать свою сказку, не похожую на другие. Главными героями в нашей сказке будут животные. Но сначала этих животных надо сделать.

Изготавливать мы их будем из бумаги, а потом «оживим», как настоящие волшебники. Хотите?

– Тогда закрывайте глаза, я произнесу волшебные слова: БАМБАРА, ЧУФАРА, ЛОРИКИ, ЁРИКИ, ПИКАПУ, ТРИКАПУ – ЯВИСЬ ПЕРЕД НАМИ ЗИМНИЙ ЛЕС. Открывайте глаза.

(показ слайда- зимний лес № 8)

Посмотрите, все вокруг белым бело,

много снега намело.

И блестит он, и скрепит.

Ой! Кто под ёлочкой сидит?

Он похож на снежный ком,

Только ушки торчком.

Эй, трусишка, вылезай-ка

Ты не бойся нас дружок,

Мы не серые волчата, не лисята,

Мы хорошие ребята!

– Какого же животного мы будем сегодня делать? Кто уже догадался? Конечно, это заяц.

(Показ слайда, на котором изображён заяц)

- Рассмотрите зайчика. Какие особенности его внешнего вида вы можете назвать? (Длинные уши, короткий хвост передние ножки короткие, а задние длинные.)

А теперь мы сами станем зайчатами. Я снова произношу волшебные слова: БАМБАРА, ЧУФАРА, ЛОРИКИ, ЁРИКИ, ПИКАПУ, ТРИКАПУ – ЯВИТЕСЬ ПЕРЕДО МНОЙ ЗАЙЧАТА.

Физкультминутка.

Два зайчонка на веранде маршируют по команде

В барабан они стучат, ловки лапы у зайчат.

Эй, зайчата на веранде вы потише барабаньте

На носочки поднялись, белый зайка, оглянись,

Не сидит ли за кустом серый волк с большим хвостом?

Молодцы ребята, весёлые из вас получились зайки.

Ребята, давайте подумаем, что поможет сделать нам зайчика?

Поможет нам как всегда – схема.

(показ слайда № 10)

Знакомство с технологической картой.

– Рассмотрите её внимательно.

Посмотрите на первый рисунок и скажите, какая базовая форма нам нужна, чтобы начать складывать зайчика (квадрат)

А у меня заготовка, какой формы? (прямоугольной)

Как получить квадрат из прямоугольника? (свернуть верхний правый угол к нижней стороне прямоугольника так, чтобы смежные стороны совпали, лишнюю отрезать.)

Получился квадрат, из которого мы и будем делать зайчонка. – Вернёмся к схеме. Все ли знаки вам понятны? Давайте вместе разберемся, что они обозначают.

– Посмотрите на первый рисунок, кто догадался, что нужно здесь сделать? (свернуть и развернуть)

– Ребята, а как вы думаете, что это за знак? Что он нам подсказывает? (повернуть заготовку)

– Разбираем следующий рисунок. Что же тут нам делать? (смежные стороны свернуть к сгибу)

– Ребята, у нас получилась новая форма,она называется –«воздушный змей» , запомните её.

– А что эти стрелочки нам подсказывают?

(разрезанные острые углы свернуть вверх).

– Ребята, обратите внимание на этот знак, как вы думаете, что он нам подсказывает? (угол свернуть вовнутрь)

– А на следующим рисунке есть такой же знак, только он в другую сторону.

– О чём он нам говорит? (вынуть угол, но не до конца).

– Что поможет нам оживить зайчика? (цветная бумага, ножницы, кисточка).

– Вот и получился у нас зайчик, молодцы ребята, как мы быстро разобрали схему.

Итак, вы готовы делать зайчонка? Справитесь? Расскажите мне, как вы будете делать.

Повторение плана выполнения работы.

Чтобы у вас получились красивые поделки, мы приготовим наши пальчики к работе. Выполним специальное упражнение.

– Что любят есть зайчики? (морковку). Вот мы сейчас для них приготовим морковный салат.

Упражнение для рук. (Салат).

Мы морковку рубим, рубим, мы морковку солим, солим,

Мы морковку трём, трём, мы морковку жмём, жмём.

– Вот наши пальчики готовы к работе, приступаем.

Работа выполняется строго по технологической карте и с помощью воспитателя. Напоминаю, как держать ножницы, как пользоваться кистью, салфеткой и т. д.

– Какого животного мы сегодня делали?

– Какой формы заготовку мы использовали?

– Какие новые знаки встретились в схеме? Что они обозначали?

(показ слайда №9)

– С заданием вы все справились. У вас получились замечательные зайчата. Ни один не похож на другого. И у каждого зайчика свой характер.

– Кто хочет рассказать о своём зайчике, какой он: весёлый, озорной, грустный, ласковый или ещё какой-то?

– Сегодня у вас будет небольшое домашнее задание. Дома вы постарайтесь сочинить небольшую сказку о зайчике. И подумайте, какие ещё животные нужны для вашей сказки. Мы продолжим делать других животных.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста»

Программное содержание :

Познакомить с русской народной сказкой «Заяц-хваста » в обработке А. Н. Толстого.

Задачи :

Образовательные :

  • Знакомство с детской литературой, подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки , к оценке поступков и характера главного героя;
  • Закрепить знания о жанровых особенностях сказки ;
  • Активизировать и обогащать словарный запас детей;

Развивающие :

  • Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;
  • Развивать умение инсценировать отрывки из сказки ;

Воспитательные :

  • Воспитывать интерес к устному народному творчеству
  • Воспитывать доброе отношение к природе, познавательный интерес;
  • Формировать нравственные качества : не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации.

Ход НОД

Воспитатель :

Ребята, а вы любите сказки ? (ответы детей)

Ребята назовите известные вам русские народные сказки.

Например: «В одной сказке непослушный братец в козленочка превратился Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ) . Слайд 2

Во второй - волк без хвоста остался Лисичка-сестричка и серый волк ») ». Слайд 3

В третьей - Иван Царевич пустил стрелу и упала стрела в болото к лягушке («Царевна лягушка») Слайд 4

В четвёртой - Стоял в поле теремок-и поселились в нём мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц, лиса, волк, медведь. («Теремок») Слайд 5

В пятой - Жил был Емеля и сказочная щука, которая исполняла все его желания («По щучьему веленью») Слайд 6

В шестой - Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Пошла Машенька в лес по грибы, заблудилась и попала к медведю. («Маша и медведь») Слайд 7

Молодцы! Много сказок знаете.

Для чего нужны нам сказки ? (ответы детей)

Что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает ,

Сказка учит нас любить .

В сказке звери оживают ,

Начинают говорить.

Как обычно начинаются русские народные сказки. Жил-был, жили-были ».) М ногие русские народные сказки имеют сказочную концовку, например: «Тут и сказке конец, кто дослушал - молодец ».

А вы хотите попасть в сказку ? (ответы детей)

Мы сегодня побываем в сказке , где живет кто-то из животных. А вот кто, узнаете, если отгадаете загадку.

«Длинноухий, хвост короткий.

У него характер кроткий,

Очень шустрый, трусоватый,

В шубке беленькой, как вата,

Ну а летом - серый он,

И по бегу - чемпион!»

Правильно, это заяц .

Он герой многих сказок .

Посмотрите, сколько иллюстраций я приготовила для вас, напомните мне, как эти сказки называются. Слайд 8-9-10-11 Заюшкина избушка. Заяц Коська и родничок . У страха глаза велики. Колобок.

Молодцы, вы знаете много сказок , в которых есть заяц . Давайте вспомним, какой чаще всего бывает заяц в сказках ? (длинноухий, косоглазый, куцехвостый, трусливый, пугливый, осторожный, беззащитный, беспомощный)

А вот я знаю сказку , в которой заяц хвастался . Это русская народная сказка «Заяц-хваста » .

Но, прежде чем рассказать вам эту сказку , я познакомлю вас с новыми словами, которые встречаются в тексте :

«Крестьяне» - это жители сел и деревень, которые занимаются хозяйством. Слайд 12

«Гумно» - огороженные участок земли для хранения зерна. Слайд 13

«Кокорина» - коряга, дерево, вывороченное с корнем. С лайд 14

Теперь нам осталось выбрать зайца, которого мы возьмем с собой в сказку . (на экране 2 иллюстрации : на одной изображен заяц обыкновенный , на другой - сказочный . Дети определяют, какой заяц должен быть в сказке , объясняют свой выбор). Слайд 15-16

Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки „Заяц-хваста”: „У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи”»

«Должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» идет речь о зайце-великане»

Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки.
На море-океане,
На острове Буяне,
Там березонька стоит,
На ней люлечка висит,
В люльке зайка крепко спит.
Как у зайки моего
Одеяльце шелково,
Перинушка пухова,
Подушечка в головах.
Рядом бабушка сидит,
Зайке сказки говорит.
Сказки старинные
Не короткие, не длинные:
Про кошку,
Про ложку,
Про лису и про быка,
Про кривого петуха…
Про гусей-лебедей,
Про смышленых зверей…

«Итак, что же, в этой сказке действительно был заяц-великан?» - повторяет вопрос воспитатель после чтения произведения.

Рассказывание сказки «Заяц-хваста » .

Жил-был заяц в лесу : летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать :

— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался :

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала :

— Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел .

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел .

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему :

— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!

  • Кто был хвастуном в этой сказке ? (заяц)
  • Где жил заяц ? (в лесу)
  • Когда ему жилось хорошо и когда плохо? (летом-хорошо, зимой-плохо)
  • Куда он ходил и зачем? (на гумно воровать овёс)
  • Перед кем он хвастался? (перед стадом зайцев)

Что говорил заяц хвастаясь? (У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь)

  • Кому рассказали зайцы про хвастунишку? (тётке вороне)
  • Как ворона пристыдила зайца? (Боле не хвастай!)
  • Что случилось с вороной? (сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять)
  • Как заяц ей помог ? (Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца и бросили ворону.)
  • Что сказала ворона зайцу ? (Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!)

Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сказку . А как можно оценить поступки зайца? (дети оценивают поступки зайца с нравственной точки зрения) .

Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие в сказку . Как она называлась? (Заяц-хваста ) .

И как мы с вами всегда говорим : «Вот и сказке конец. А кто слушал молодец» .

Рассказать друзьям