Почему время течет по разному. Почему с возрастом время течет быстрее

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Время – относительное понятие, придуманное людьми для обозначения той формы, в которой протекают физические и психические процессы жизнедеятельности. Время нужно для того, чтобы измерять жизнь. Но почему с возрастом время течет быстрее?

Еще А. Эйнштейн говорил, что время – это иллюзия, так же как и пространство. С великим физиком согласны и психологи.

Как можно узнать каково на самом деле время, если единственный инструмент познания – человеческий мозг? Весь окружающий мир – субъективное отражение объективной реальности. Психика определяет мир и течение времени. Личный жизненный опыт, сознание, память, мышление – все это не где-то снаружи, а внутри.

Если бы человек летел со скоростью света в открытом космосе, он воспринимал бы время так, как если бы ходил по земле, но год его полета был бы равен ста годам на Земле!

Два человека воспринимают одно и то же событие по-разному. То, как человек привык воспринимать мир, для него является нормой, он так привык жить. Трудно представить и догадаться что мир не такой, каким мы его видим. Простой пример: немало людей, страдающих дальтонизмом, узнают об этом совершенно случайно и только во взрослом возрасте. Например, на курсах по вождению автомобиля обнаруживается, что человек не различает красный свет на светофоре.

Физика относится к разряду точных наук, но физическое измерение времени не совпадает с тем, как его воспринимает человеческий мозг. Психика изменяет законы физики. У каждого человека есть свои, внутренние часы .

Когда человек счастлив, минуты для него пролетают очень быстро, и когда он находится в опасной ситуации, секунда практически останавливается, невероятно растягиваясь. Период, насыщенный событиями, по прошествии времени воспринимается как более продолжительный и долгий. Когда человеку скучно, часы идут медленно, кажется, что день никогда не закончится, но после, оглядываясь на череду таких дней, кажется, что время пролетело очень быстро и понапрасну.

В наши дни все большее количество людей замечает, что время с возрастом летит все быстрее , а ученые все чаще принимаются за изучение этого феномена.

Есть несколько версий , почему с возрастом время течет быстрее. Самые распространенные из них:

  • изменяется и ускоряется пространственно-временной континуум,
  • время ускоряется по мере замедления обмена веществ в организме человека;
  • люди в последние годы стали воспринимать время как все более ускоряющееся из-за информационной перегруженности,
  • с возрастом время ускоряется из-за того, что жизнь становится менее насыщенной новым опытом.

Последней версии придерживается большинство психологов.

Жизнь не измерить часами

Человеческий мозг концентрируется и запечатлевает в памяти новый опыт и значимые события чаще и ярче, нежели привычные действия. Количество прожитого времени исчисляется не годами, а важными событиями.

Психологами доказано, что восприятие времени зависит от того что думает, чувствует и делает человек в текущий момент.

В детстве и юности ребенок познает мир и себя. Каждый день он знакомится и изучает нечто новое, поэтому период жизни до 18 лет всегда кажется насыщенным и продолжительным. Взрослея, все меньше нового находит для себя индивид, все больше повторений и привычных действий. Шаблонные занятия складываются в «серые будни».

Взрослый человек живет «на автопилоте», поэтому мозг все реже «запечатлевает» жизнь. В 5 лет за один день малыш узнавал столько всего нового, сколько не узнает взрослый и за год жизни в 50 лет.

Занимаясь чем-то новым, необычным, познавая мир, человек «включает» мозг, большую часть времени работающий в «спящем режиме». Когда активируется внимание, мышление, воображение, ощущение и другие познавательные процессы, время словно бы замедляется. Почему и зачем? Чтобы появилась возможность усвоить информацию, сделать вывод, отреагировать правильно.

Экспериментально доказано, что в экстремальной ситуации головной мозг работает лучше. Так же известно, что в экстремальной ситуации замедляется время. Организм реагирует на стресс, инстинкт самосохранения активирует работу мозга и он начинает работать лучше. За долю секунды в опасных условиях можно придумать решение проблемы, которое не было бы найдено в спокойной обстановке.

Жизнь – это череда прожитых событий, а не лет. Чем более насыщенна жизнь, тем более долгой она кажется.

Шкала М. Кинера

Австралийский дизайнер М. Кинер спроектировал интерактивную шкалу , объясняющую как восприятие времени изменяется с возрастом. Его проект основан на теории П. Жане, разработанной еще в 1897 году.

Согласно этой теории, люди воспринимают время относительно, сравнивая его с уже прожитым периодом жизни. Чем больше прожито лет, тем короче кажется каждый следующий год по отношению к прожитому времени:

  • в возрасте одного года вся жизнь человека равна одному году, это 100% жизни,
  • в возрасте двух лет один прожитый год становится 50% жизни,
  • три года – 33, 3% жизни,
  • в двадцать лет один год – 5 % жизни,
  • в тридцать лет один год воспринимается как 3% жизни,
  • в девяносто лет год воспринимается как 1% жизни.

В семьдесят шесть лет год жизни воспринимается по длительности как каникулы после первого курса в университете.

Интересно, что после тридцати лет ускорение жизни замедляется и сохраняется восприятие одного года как примерно равного 3% жизни.


Таким образом, чем старше человек, тем меньшим периодом для него становится год. Именно по этой причине субъективно пожилые люди серединой жизни и лучшим временем считают возраст 18 лет.

Американский психолог Х. Хершвилд изучал явление прокрастинации (привычка откладывать даже срочные дела «на потом») и обнаружил, что человек себя в будущем представляет как некоего другого человека. Откладывая жизнь на потом, человек обманывается, думая, что решать проблемы и жить будет уже не он, а кто-то другой.

Откладывая жизнь, человек тратит время зря, и при взгляде назад кажется, что жизни не было вовсе, она промелькнула как мгновение.



Чтобы замедлить бег времени
психологи рекомендуют:

  • сделать свою жизнь более насыщенной яркими, новыми, эмоционально глубокими событиями;
  • постоянно узнавать и учиться чему-то новому;
  • чувствовать и говорить о чувствах искреннее, не играя и не откладывая «на потом»;
  • развиваться как личность;
  • выходить из зоны комфорта;
  • заниматься любимым и интересным делом;
  • не бояться менять свою жизнь, совершать то, что не свойственно и не привычно;
  • не бояться идти навстречу трудностям, страхам, конфликтам, переменам.

Нужно наполнять жизнь жизнью, оживлять ее, наслаждаться каждым днем, ценить мгновения и не тратить время зря!

Сосредоточьтесь на своих обязанностях. Хотя это может показаться немного странным, ведь мы и так думаем о нашей работе. Если вы думаете про себя: "Это 35,098,509 сэндвич, который я сделал за сегодняшний день", то работа будет казаться отвратительной. Секунды будут течь медленно. Вместо этого мысленно представьте себе, что сегодня вы уже накормили 35,098,509 человек. Стало гораздо лучше, ведь так?

  • Ставьте цель. Существует термин "сорваться". Некоторое время назад, среди работников почтамта появился серийный убийца. Одним из аргументов, объясняющих его срыв, стало однообразие работы на почте. Почему это стало причиной срыва? Каждый человек нуждается в мотивации. Если вы готовите свой сотый бутерброд или доставили свое сотое письмо, то запросто можно почувствовать, что вы топчитесь на одном месте изо дня в день. Ваш босс не может дать вам мотивацию. Это должны сделать вы. Какова ваша цель?

    • Если так будет проще, то подумайте о цели, лишь текущего дня. Как только вы поставили цель на день, постарайтесь поставить перед собой цель на неделю. Это поможет вам идти к намеченной цели и добиваться своего. И чем больше вы сделаете из того, что наметили, тем быстрее будет протекать для вас время.
  • Попросите вашего начальника поручить вам то, что вам нравится делать больше всего. Скорей всего у вас есть ряд обязанностей и поручений, которые вам необходимо закончить. Естественно среди них есть те, которые вам нравятся. Могут быть и такие поручения, за которые вы боитесь взяться. Сделайте себе одолжение и попросите начальника приступить к выполнению задач, которые вам по душе. Время будет идти намного быстрее, если будете получать удовольствие от выполняемой работы.

    • Это хорошо и для вашего начальника. Счастливый работник, который наслаждается тем, что он или она делает, приносит больше пользы компании в долгосрочной перспективе.
  • Делайте перерывы. Вы можете думать, что потеряете темп. Однако дело обстоит с точностью наоборот. Перерывы помогут вашему мозгу отдохнуть, чтобы затем с новой силой приступить к работе. Если ваш начальник возражает, покажите ему результаты исследований в этой области. Доказано, что люди работают лучше, если делают 5 -10-минутные перерывы каждый час. Ваш мозг нуждается в перезарядке, так почему бы не отдохнуть?

    • Если вы сидите в течение дня, то непременно встаньте и подвигайтесь во время перерыва. Сходите в уборную. Пройдитесь или просто растянитесь. Это поможет усилить кровообращение.
  • В начале каждого дня, составьте список необходимых дел. Отделите трудные и легкие задачи. После этого, подумайте о вашем теле. В какое время дня вы наиболее энергичны и, когда вам просто необходимо вздремнуть? Закончите все свои сложные дела в пик вашей активности, а несложные оставьте на потом. Так вы с пользой потратите время и не заметите, как оно пролетит.

    • У каждого человека свой собственный ритм. Некоторые люди нуждаются всего в 4 часах сна, в то время как другие с трудом просыпаются по утрам. Только вам известны ваши биоритмы.
  • Ощущение времени, которое еще называется внутренними часами, присуще всему живому на Земле - людям, животным, растениям. В стародавние времена, когда не существовало даже самых примитивных измерителей времени, все они ориентировались по Солнцу: если оно взошло, значит, пора вставать, если же садится, нужно готовиться ко сну.

    Несмотря на все блага цивилизации - в данном случае, в виде разнообразных часов, начиная от ручных и заканчивая теми, которые можно увидеть на телефоне и компьютере - большинство людей по-прежнему обладает , которое тысячелетия эволюции не смогли из нас вытравить. Но бывают случаи, когда оно нам изменяет.

    "Как долго тянется урок"

    Известно, что в разном возрасте время для нас имеет разную продолжительность: в детстве и юности оно кажется бесконечным, в зрелые годы ускоряется, а в солидном возрасте и вовсе летит с огромной скоростью. Психологи объясняют эту особенность тем, что в детстве мы только познаем мир: каждое новое знание становится открытием, поэтому любой день наполнен впечатлениями и кажется длинным-предлинным. В общем, все в полном соответствии со словами старой песни: "Как долго тянется урок, впервые ждешь ты перемены".

    С возрастом у окружающего нас мира остается все меньше и меньше вещей, которые могут нас удивить, а процессы, которые мы раньше - путем проб и ошибок - осваивали, теперь осуществляем автоматически. Мы не концентрируемся на них - руки что-то делают, а мысли в это время витают очень далеко, и только закончив, мы изумленно замечаем: как быстро пролетело время!

    "Время нужно наполнять событиями"

    "Время нужно наполнять событиями, тогда оно летит незаметно", - говорил граф Калиостро - а точнее, автор сценария фильма, драматург Григорий Горин - в фильме Марка Захарова "Формула любви". И это - еще одна причина того, что время проходит быстро. Происходящее настолько сильно занимает и увлекает нас, что нет необходимости следить за движением стрелок. Если же мероприятие скучное и ничем нас не "цепляет", мы постоянно смотрим на часы и удивляемся тому, как медленно тянется время. То же самое происходит и тогда, когда мы чего-то очень ждем - как известно, "кто над чайником стоит, у того он не кипит".

    А вот в наших воспоминаниях по своей временной протяженности счастливые и скучные моменты меняются местами: лето, которое пролетело как один день, с течением времени кажется нам "маленькой жизнью", потому что включало в себя много приятных событий. А вот зима, которая тянулась так долго, как будто бы она была "не одна, а целых десять", в воспоминаниях кажется короткой, потому что ничем особенным не запомнилась.

    "Счастливые часов не наблюдают"

    "Счастливые часов не наблюдают", - заметил в свое время Александр Грибоедов, и - с психологической точки зрения - был абсолютно прав. Давно подмечено (кстати, наблюдения подтверждаются экспериментальным путем): когда мы переживаем счастливые жизненные моменты - например, свидание с любимым человеком - время идет гораздо быстрее, а когда горюем, переживая потерю, медленнее. С другой стороны, ожидание приятного события - скажем, похода на спектакль, который вы давно хотели посмотреть - кажется, длится вечно, зато неприятное - час, на который назначен прием у стоматолога - настигает нас очень быстро.

    Такое же субъективное восприятие времени мы демонстрируем, когда нам нужно сделать какую-то важную работу очень быстро. Как люди, которые в стрессовых ситуациях умудряются легко перемахнуть через двухметровый забор, мы можем выполнить сложное, трудоемкое и скрупулезное задание в кратчайшие сроки - время для нас будто бы "растягивается", а с каким-нибудь ерундовым занятием возимся долго и в результате не успеваем - время "сжимается" и нам его не хватает.

    Влияние современных технологий

    Чувство времени изменяет нам и тогда, когда мы входим в контакт с современными технологиями - например, интернетом, радио или телевидением. Каждый знает, как быстро летит время, когда блуждаешь по любимым сайтам или играешь в интересную игру - казалось бы, только что на часах было шесть часов вечера, а через пять минут, оказывается, что уже восемь.

    То же самое рассказывают и люди, участвующие в радио- и телепередачах, идущих в прямом эфире: по ту строну экрана или радиостудии время идет с совершенно другой скоростью, нежели по эту, на которой находятся зрители или слушатели. Услышав, что эфир уже закончился, люди, участвовавшие в программе, недоумевают: как, уже прошло сорок минут?! По ощущениям их было всего десять-пятнадцать, не больше. Учеными этот феномен еще до конца не изучен, его пока нужно просто принять на веру: под влиянием современных технологий все происходит именно так и не иначе. И помнить об этом, когда вы, подобно героине мюзикла "За двумя зайцами", захотите "ненадолго выйти в интернет".

    "Шизофрения, как и было сказано"

    Еще одна причина, по которой человек может не ощущать течения времени, - сугубо медицинская. Часто такая проблема возникает у тех, кому врачи ставят диагноз "шизофрения". Такие люди признаются, что время для них течет так медленно, что иногда кажется, будто бы оно остановилось. Теоретически они понимают, что оно движется, но совершенно этого не ощущают.

    Проблемы с восприятием времени могут возникнуть и у людей с травмами головного мозга - им бывает трудно распланировать свои дела, "уложив" их в определенные временные промежутки. Они быстро справляются с задачей, на которую отводили много времени, и, наоборот, затягивают дело, которое, на их взгляд, должно было решиться очень быстро. Но это - клинические случаи, которые к большей части читающей нас аудитории никакого отношения не имеют.

    Александра Волошина

    За помощь в подготовке материала благодарим психолога Марину Елисееву .

    У вас когда-нибудь было ощущение, что последний год пролетел быстрее, чем предыдущий? Почему же так происходит.


    Эта шкала времени объясняет, как с годами все больше и больше меняется наше восприятие времени, которое по ощущениям бежит все быстрее и быстрее. Она показывает, как мы чувствуем прожитый год, сравнивая его с нашим «абсолютным» временем.


    Шкалу придумал консультант по дизайну BMW из Австрии Максимилиан Кинер (Maximilian Kiener), основываясь на высказывании философа Поля Жане. В упрощенной форме оно звучит так: 10-летний ребенок ощущает 1 год как 1/10 всей своей жизни, а 50-летний человек - как 1/50. Между тем вся жизнь, очевидно, представляет собой постоянную (или же абсолютную) величину. Когда ребенку всего 1 месяц, то неделя составляет четверть всей его жизни, а потому, естественно, кажется вечностью. Если вам 14 лет, 1 год составляет около 7% вашей жизни и тоже представляется довольно большим промежутком. Но в возрасте 30 лет неделя - всего лишь крошечная часть жизни, а год для 50-летнего человека - лишь 2% жизни, поэтому вы субъективно ощущаете эти интервалы как незначительные и уверены, что они проходят очень быстро.


    Другими словами, чем дольше мы живем, тем короче кажется каждый год относительно всей нашей жизни.

    И помните, если вам кажется, что один год пролетает гораздо быстрее, чем предыдущий, вы не сумасшедший, просто вы становитесь старше.

    Поэтому смакуйте каждый счастливый момент, ведь через несколько лет эти минуты радости будут проноситься все быстрее и быстрее. Прокрутите шкалу вниз и убедитесь сами.

    …И вот в один прекрасный день вам придет напоминание с одной из соцсетей, что у вашего друга сегодня день рождение. Несколько минут покопавшись в памяти вы подумаете: это, наверное, какая-то ошибка, у него день рождения в конце августа. Стоп! Но ведь сейчас конец августа!

    Наверняка, многим знакомо подобное ощущение… Ведь, когда мы были детьми, лето длилось целую вечность, а зимних праздников приходилось ждать и того дольше. Неужели время разное для детей, молодежи, людей среднего возраста и пожилых?

    ВИНОВАТ МЕТАБОЛИЗМ: КАК СВЯЗАНЫ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ОЩУЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ

    Одна из теорий связывает ощущение ускоренного времени с постепенным изменением наших внутренних биологических часов. С возрастом у нас замедляется обмен веществ, что приводит в том числе к изменению частоты пульса, дыхания. Это влияет на тот участок мозга, который принято называть «биологическими часами». Детские биологические часы работают быстрее, а это означает, что в раннем возрасте мы за тот же период времени испытываем больше телесных ощущений (сердцебиений, дыханий), поэтому кажется, что прошло больше времени.


    ВИНОВАТ МОЗГ: КАК ВРЕМЯ ЗАВИСИТ ОТ НОВОГО ОПЫТА

    Восприятие времени мы автоматически связываем с количеством усвоенной информации. Чем больше нового опыта и знаний мы получаем в текущий момент, тем, как нам кажется, больше времени это занимает.

    Этим легко объяснить ощущение замедленного движения во время автомобильной аварии: когда мозг в непривычной для него ситуации обрабатывает очень много информации и получает множество различных сигналов, кажется, что время идет медленно. Те же ощущения получают экстремалы – например, при свободном падении.

    Но новый опыт – это не просто разнообразные факты, которые мы, например, каждый день узнаем в интернете. Речь идет о новых навыках, совершенно непривычных переживаниях. Так ли их много у взрослых? С годами нас уже не так просто удивить. Мы все видели и все знаем, вот и кажется, что время летит быстрее.


    ВИНОВАТА ПРИВЫЧКА: ПРОКРУЧИВАЕМ ЧАСЫ «НА АВТОПИЛОТЕ»

    Чем старше мы становимся, тем меньше мы замечаем происходящее вокруг. А зачем? Старые знакомые, стабильная работа, один и тот же путь домой, наизусть выученные привычки окружающих.

    Это состояние, конечно же не с научной точки зрения, называется «жизнь на автопилоте».

    Например, мало кто вспомнит детально, как выглядит подъезд, количество ступенек. А вот для детей мир – это незнакомое место, наполненное новыми впечатлениями и удивительными открытиями. Им непонятно, что к чему, и это заставляет быть особенно внимательными к деталям, чтобы ухватить суть взрослого мира. Дети выделяют значительно больше мозговой активности на то, чтобы разобраться со всеми этими интересностями. Многим людям с возрастом вообще мало что интересно, кроме отсутствия пробок по пути в офис.

    Взрослые как бы мысленно «вычеркивают» рутину, прокручивают часы жизни, словно видеозапись, а запоминают лишь то, что зацепило или вышло за рамки привычного.

    Субъективно кажется, что дни пролетают быстрее: рутина дома, рутина на работе, встреча с другом, рутина, семейный просмотр кино, сон. Только недавно проснулся – и уже опять ночь. У ребенка же каждый час занят отдельной игрой, познанием, собственным открытием. К вечеру значимых для него событий накапливается намного больше, чем у взрослого.


    ВИНОВАТА ХИМИЯ: ЧЕМ МЫ ИЗМЕРЯЕМ ВРЕМЯ

    За основу этой теории взят биохимический механизм «встроенный природой» в наше тело. Некоторые ученые полагают, что за наше восприятие времени отвечает гормон дофамин, который высвобождается при восприятии новых раздражителей. Это доказывает тот факт, например, что под воздействием наркотиков, обеспечивающих выброс огромного количества дофамина, людям кажется, что время течет очень медленно. Дофамин контролирует пульсирующие от любого раздражителя нейроны.

    Например, слуховые нейроны, возбужденные каким-то звуком, начинают передавать сигнал по цепочке, словно рябь расходится по воде. Второй звук начинает новую цепочку, а мозг, сличая цепочки, фиксирует, что прошло определенное количество времени.

    С 20-летнего возраста и до старости уровень этого вещества в нашем организме падает. Мозг реагирует на раздражители с перебоями, эти наши внутренние часыначинают спешить, отчего и кажется, что время постоянно ускоряется.


    ВИНОВАТ НЕЛИНЕЙНЫЙ ПОДХОД: К ЧЕМУ ПРИРАВНЯТЬ ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

    Мы воспринимаем время, как некую часть прожитого. Поэтому 12 месяцев – это совсем не одно и то же в разные периоды жизни.

    Когда ребенку два года, год для него – это пол жизни. Для десятилетнего год воспринимается, как 10% прожитого. В 20 лет – всего лишь 5%. А в 50 лет – 2%.

    Чтобы узаконить такой подход, для измерения прожитых лет жизни надо использовать не арифметическую шкалу, у которой все деления имеют одинаковую длину, а логарифмическую, в которой интервалы не равны друг другу.

    Кстати, логарифмическая шкала времени давно применяется при изучении исторических событий. Она показывает наиболее значимые исторические события на одной странице в десяти строках. В истории события далёкого прошлого имеют меньшее влияние на текущие события, чем недавние события. \

    Поэтому в строках будет последнее десятилетие с его событиями и изобретениями, в следующей – текущий век, затем уже – целое тысячелетие, в котором люди прошли путь от Средневековья. Далее – 10 тыс лет, где развитие начинается от бронзового века. А еще ниже – неандертальцы, каменный век, включающий в себя десять миллионов лет, палеозой и мезозой, в которые зародились животные и растения, и наконец последняя строка охватывает период 14 млрд лет, в который возникли звезды и галактики.

    Если составлять логарифмическую линейку времени отдельного человека, самым важным периодом, влияющим на жизнь, окажутся не последние события, а детство (то есть это обратный вариант). Таким образом первые девять месяцев пойдут отдельной строкой, затем период до 2 лет, 2-5 лет, 5-10 лет, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет. Согласно этой гипотезе, грудничок в раннице годы жизни настолько же интенсивно меняется, приобретает столько же важных навыков и особенностей личности, сколько и человек от 40 до 80 лет. Конечно, в зрелые годы кажется, что время летит быстро и ничего особенного не происходит…


    Но как бы не объяснялась быстротечность дней, унывать не стоит! Ученые давно доказали, что и в суете есть способы замедлить субъективное течение времени: с помощью йоги, практика медитации, концентрации на текущем моменте и многих других методик.

    Рассказать друзьям