Конспект фразеологизмы. Конспект урока на тему "Фразеологизмы" (6 класс). Объяснение нового материала

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тарико Татьяна Михайловна
Конспект урока «Фразеологизмы и их употребление»

3 н а т ь : о фразеологизмах - устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи

Уметь : употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения.

I. Взаимопроверка домашнего задания.

II. Класс работает над лексическим диктантом (записать слово, угадав его по лексическому значению) .

1) Красная строка, отступ в начале строки (абзац) .

2) Небольшая дощечка или металлическая пластинка с вырезом для большого пальца, на которой живописцы кистью смешивают краски и с которой они берут их во время работы (палитра) .

3) Краски, замешанные на воде (акварель) .

4) Камень цвета морской воды (аквамарин) .

5) Художник, рисующий морские пейзажи (маринист) .

6) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата) .

7) Устойчивое сочетание слов (фразеологизм ) .

III. Слово учителя.

Прослушайте стихотворные строки :

Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершённой фразе .

В. Брюсов.

Слова эти взяты из «Сонета к форме» известного поэта Серебряного века В. Брюсова и являются эпиграфом к нашему уроку . А тема нашего урока- фразеологизмы и их употребление .

IV. Работа по вопросам.

Что называют фразеологическим оборотом ? Приведите примеры.

Как по-другому можно назвать фразеологический оборот ? (фразеологизм , устойчивое сочетание слов)

Назовите источники возникновения фразеологизмов и приведите примеры . (пословицы и поговорки : много снега- много хлеба;, исторические события : Пусто, словно Мамай прошёл)

V. Национальный характер фразеологических оборотов .

Например, мы часто говорим : «быть между молотом и наковальней» или «между двух огней» , когда оказываемся в трудном положении, между двумя враждебными сторонами. Англичане же сказали «находиться между дьяволом и глубоким синим морем» .

Синонимом к слову «никогда» в русском языке является фразеологический оборот «когда рак на горе свистнет» , в английском –«когда луна превратится в зелёный сыр» , в немецком –«когда собаки залают хвостами» , в болгарском – «когда свинья в жёлтых шлёпанцах на грушу вскарабкается» , в киргизском – «когда хвост верблюда коснётся земли» .

VI. Вспомните фразеологические обороты со словом рука. Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.

(Возможные варианты : валится из рук (не клеится, не работается) ; взять голыми руками (легко сделать) ; дать по рукам (наказать, отучить) ; из рук в руки (непосредственно) ; не покладая рук (неустанно) ; из рук вон плохо (очень плохо) и мастер на все руки, дать руку на отсечение, лёгкая рука т. д.)

VII. 1. Дайте толкование фразеологизмов :

На птичьих правах – временно, незаконно.

Собаку съел – приобрел опыт, навык в чем-либо.

С иголочки – совершенно новый, только что сделанный, изготовленный.

Сказка про белого бычка – бесконечное повторение одного и того же.

Как с гуся вода – совершенно безразлично, все нипочем, ничего не действует.

2. Дайте толкование фразеологизмов . Как говорят о человеке :

Который часто меняет свои решения – семь пятниц на неделе;

Которого трудно заставить поверить чему-либо – Фома неверующий;

Кротком, безобидном, добром – мухи не обидит;

Робком, скромном, незаметном – тише воды, ниже травы;

Который чувствует большую неловкость – готов сквозь землю провалиться;

Очень болтливом – язык без костей;

Который испытывает чувство сильного испуга, ужаса – волосы дыбом становятся.

VIII. В русском языке много фразеологизмов , которые обозначают высшую степень различных признаков. Назовите их по толкованию.

Беречь – как зеницу ока;

Любить – души не чаять, на руках носить;

Ругать – на чем свет стоит;

Сильно краснеть – до корней волос;

Крепко спать – как убитый, без задних ног;

Быстро скакать – во весь опор;

Быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову;

Смеяться – кататься со смеху, животики надорвать;

Громко кричать – во все горло;

Промокнуть, промерзнуть – до костей;

Хорошо знать – как свои пять пальцев.

IX. Учитель поясняет, что слова и выражения, которые вошли в нашу речь из литературных источников, называют крылатыми словами.

Существуют особые словари метких, образных слов (например, «Крылатые слова» (Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. - М., 1986) . В них разъясняется смысл крылатых слов, указывается, откуда взято то или иное выражение.

Какие крылатые слова из басен Крылова вы помните? (У сильного всегда бессильный виноват; А Васька слушает да ест; А вы, друзья, как ни садитесь. ; Ларчик просто открывался и т. д.)

X.. На уроках литературы вы знакомились с мифами Древней Греции. Вспомните и запишите фразеологизмы , вошедшие из них в русский язык, объясните их значение.

(Авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, гордиев узел, гомерический хохот и др.)1

1. Укажите неверное утверждение :

а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы ;

в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Укажите фразеологизмы - синонимы к словосочетанию очень любить :

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

3. Найдите синонимические фразеологизмы :

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

з) как в воду канул.

4. Найдите антонимические фразеологизмы :

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;

2) Демьянова уха; б) А. Чехов;

3) рыльце в пуху; в) Н. Некрасов;

4) человек в футляре. г) И. Крылов.

XII. Подведение итогов урока .

XIII. Рефлексия

XIV. Домашнее задание.

Цели.

  • Вспомнить определение фразеологического оборота, углубить и расширить знания учащихся по теме урока.
  • Развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи.
  • Повышать речевую культуру школьников.

Ход урока

I. Организационный момент

Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Они, по словам Белинского, составляют “народную физиономию языка” (обращаемся к эпиграфу). Сегодня мы проведём занятие, на котором вы сможете вспомнить известные вам фразеологические обороты.

II. Подготовка к обобщению понятий по изучаемой теме

Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”.

Ребёнок не знал, что в языке есть фразеологизмы. А вы, ребята, уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же такое фразеологизмы.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.

III. Обобщение изученного

Умеете ли вы отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний?

Давайте сыграем в игру “Аплодисменты” .

Отметьте хлопком фразеологический оборот.

золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

В работе над темой нам поможет Тетрадь по фразеологии , в которой мы выполним ряд заданий.

Вспомните лексическое значение фразеологических сочетаний, данных в задании 1.

Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.

Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют синонимы. Найдите в задании 2 фразеологизмы-синонимы.

Бить баклуши –
Водить за нос –
Зарубить на носу –
С гулькин нос –

Слова для справок : лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.

Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют антонимы. Найдите в задании 3 фразеологизмы-антонимы.

Заварить кашу –
Во весь дух –
Душа в душу –

Слова для справок : расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.

Очень часто мы неверно объясняем значения фразеологизмов. Найдите и исправьте ошибки в толковании фразеологизмов. Выполните 4 задание и 6 задание.

  • тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост
  • наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму
  • заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить
  • кот наплакал – довести кота до слёз
  • подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку
  • показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку
  • кот наплакал – много
  • спустя рукава – прилежно
  • мартышкин труд – бесполезная работа
  • знать назубок – наизусть
  • во весь дух – очень медленно
  • от доски до доски – от начала до конца
  • с гулькин нос – мало
  • горе луковое – талантливый человек
  • при царе Горохе – очень давно

– О каких фразеологизмах напомнили вам фотографии животных?

Ученики, правильно назвавшие фразеологизм, выходят к доске и читают о том, почему мы так говорим, приводят примеры употребления фразеологизмов в речи.

Погнаться за двумя зайцами – преследовать две разные цели, выполнять несколько дел сразу.

  • Паша хватается за несколько дел сразу, ни одно до конца не доводит, забывает народную мудрость: “За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь”.

Ты знаешь пословицу: ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ – НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ? Именно она и дала жизнь фразеологизму погнаться за двумя зайцами .

Глухая тетеря – глухой или плохо слышащий человек; так говорят о человеке, который что-то прослушал, недослышал.

  • Вот глухая тетеря, пять раз повторил, а ты не слышишь.

Оказывается, в выражении глухая тетеря отразился важный для прошлой жизни трудовой процесс – охота. По наблюдениям охотников, тетерева во время токования не слышат ничего вокруг, даже приближения к ним людей.

Эй, глухие вы тетери,
Дверь откройте поскорее!
Здесь стоим уж пять минут,
Ждём, когда нам отопрут.

Вертеться как белка в колесе – быть в постоянных хлопотах, заботах; суетиться.

  • Целый день мать крутилась как белка в колесе; варила обед, стирала, убирала.

Ты читал басню И.А.Крылова “Белка”? Белка, посаженная в колесо-клетку, своим бегом вертит его, но сама нисколько не продвигается вперёд. Из басни и пошло выражение вертеться как белка в колесе .

У Агаты день рожденья,
Будет полон дом друзей.
Много нужно ей успеть,
Всех хлопот не перечесть.
Вот и вертится Агата,
Словно белка в колесе .

Работа в группах

Разгадаешь ребус – прочтёшь фразеологизм! Удачи!

Бить баклуши

Шесть загадок волшебного сундучка (ложка, лук, тарелка, решето, дудка, мешок).

– Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (учитель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.

  • Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это?
  • С этим овощем дружит горе. Что это?
  • В какой посуде чувствуют себя неловко?
  • В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это?
  • Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется?
  • В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это?
  • Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго (о чьём-либо медленном действии).
  • Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек.
  • Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.
  • Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном.
  • Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо.
  • Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что.

Работа в группах. Кроссворд “Фразеологизмы”.

– Какие слова пропущены в этих выражениях? Подсказка: эти слова – имена прилагательные.

По горизонтали:

1.Горе … . 6. По … велению. 7. … вопрос. 9. Во всю … . 12. … строка. 13.Через час по … ложке. 14. … верста. 18. … угол. 20. Вывести на … воду. 21. … труд. 22. Глаза на …месте. 23. … тетеря.

По вертикали:

2. … слёзы. 3. Плясать под …дудку. 4. С … нос. 5. Отложить в … ящик. 8. … доля. 10. Шут … . 11. … коню в зубы не смотрят. 15. На … небе. 16. … память. 17. На … ногу. 19. Избушка на … ножках.

Работа с текстом

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?

  1. На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.
  2. Встать с левой ноги – быть в плохом настроении.
  3. Со всех ног – очень быстро, стремительно (бежать).
  4. Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.
  5. Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо.
  6. Ноги не будет – кто-либо никогда не приедет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.

Работа в парах

Мы побываем в зимнем лесу. Перед вами картина И.И.Шишкина. Как она называется, вы узнаете, когда выполните задание.

Задание.

Перемешались фразеологизмы, попробуйте навести порядок: подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика так, чтобы они образовали устойчивые выражения. По первым буквам левого столбика прочитайте название картины Ивана Шишкина.

З амести следы, и грать на нервах, м артышкин труд, а хиллесова пята. Картина “Зима”.

Картинная галерея

По рисунку отгадай фразеологизм (мы увидим, что было бы, если бы мы понимали некоторые устойчивые выражения буквально).

Ни рыба ни мясо, чесать язык, сесть в лужу, зарубить на носу, медвежья услуга, купить кота в мешке.

Самостоятельная работа

Очень часто в ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, в которых требуется найти предложение с фразеологизмом.

1. В каком случае выражение является фразеологизмом?

1) чёрный муравей
2) белая ворона
3) белый заяц
4) рыжий лев

2. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) рукой подать, за тридевять земель
2) семи пядей во лбу, звезд с неба не хватает
3) капля в море, как с гуся вода
4) воспрянуть духом, повесить голову

3. Какой фразеологический оборот имеет значение “от скуки”?

1) от случая к случаю
2) от нечего делать
3) от чистого сердца
4) от корки до корки

IV. Итоги урока

Мои достижения в изучении темы “Фразеологизмы”.

V. Домашнее задание

Я раздам вам буклеты с заданиями по фразеологии, а вы выполните понравившиеся задания. Надеюсь, что все чувствовали себя на уроке удобно, были в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу. А я на седьмом небе от общения с вами.

Конспект урока на тему «фразеология».

Два урока.

Задачи (общие для двух уроков):

1. добиться усвоения понятия фразеологизмов и их отличительных свойств

2. предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

3. добиться использования фразеологизмов в собственной речи учащихся

Урок первый.

Тип урока: первичное усвоение знаний.

Цель урока: сформировать представление о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.

Оборудование: учебник (Н.М. Шанский), фразеологический словарь (В. Волина), раздаточный материал, сигнальные карточки.

Ход урока:

1) Объяснение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Фразеологизмы».

Может быть, кто-нибудь из вас уже слышал что-нибудь о фразеологизмах и знает, что это такое?

Фразеологизмы – это устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному языку.

Ведь часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Для таких случаев и существуют фразеологизмы, которые мы часто используем в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства.

Ведь вы же слышали наверняка такие выражения: море по колено, за тридевять земель, висеть на телефоне …?

Приведите примеры своих фразеологизмов.

Так давайте же выясним, каковы отличительные свойства фразеологизмов. Как вы думаете?

Фразеологизм – это устойчивое словосочетание; оно неделимо и его составные части нельзя заменять другими словами («волчий аппетит», но не «львиный аппетит» - теряется смысл фразеологизма);

Между составными частями фразеологизма не ставится никаких знаков препинания («ни рыба ни мясо»)

Их можно заменить одним словом («куры не клюют» - «много»);

Они очень образны («родиться под счастливой звездой»);

Они в предложении являются одним членом предложения («после многих неудачных попыток чего-то добиться он опустил руки »).

Давайте обратимся к раздаточному материалу. Давайте вместе попробуем сделать первое задание. Каждый из вас, по очереди, прочитает по предложению и назовет фразеологизм(ы), встретившиеся в тексте.

Все ли фразеологизмы из текста вам понятны? Что же делать, если вам попадается фразеологизм, значение которого вы не знаете? Для этого и существуют словари фразеологизмов, к которым вы всегда сможете обратиться в подобных случаях.

Посмотрите словарь В.Волиной. Здесь вы сможете найти фразеологизмы с нужными вам словами и посмотреть, если нужно, их значение.

2) Закрепление.

1. Вместе сделаем задание 2 из раздаточного материала. Здесь приведены выражения и словосочетания; зачитываем каждое по очереди и отвечаем на вопрос: является ли оно фразеологизмом? (С помощью сигнальных карточек: да – зеленый, нет – красный). Без оценок.

2. Небольшое самостоятельное задание

Попробуйте найти синонимы и антонимы к фразеологизму «с гулькин нос» .

На задание 5 минут. Проверка сразу: отвечает кто-то один (по желанию), все остальные дополняют. Без оценок.

3) Подведение итогов.

Итак, что же такое фразеологизмы? (опред. выше)

Чем они отличаются от обычных словосочетаний? (фразеологизм – неделимое словосочетание; его составные части нельзя заменять другими словами; они являются одним членом предложения; их можно заменять одним словом)

Зачем нужны фразеологизмы? (чтобы добавить речи образность, яркость, эмоциональность)

4) Домашнее задание

1. Выбрать один фразеологизм и подготовить письменное сообщение, используя материал из словаря фразеологизмов. К выбранному фразеологизму подобрать синонимы и антонимы.

2. Написать небольшое сочинение (примерно на 10 предложений), активно используя фразеологизмы.

Урок второй.

Тип урока: закрепление материала.

Цель урока: закрепить навыки, полученные на предыдущем уроке по данной теме.

Оборудование: учебник (Н.М. Шанский), раздаточный материал.

Ход урока:

1) Проверка домашнего задания.

1. 4-5 человек зачитают свои доклады по фразеологизмам, остальные – сдадут в письменном виде.

2. Все сдают свои сочинения.

Все задания на оценку.

2) Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос:

Что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые, неделимые словосочетания)

Как определить, что словосочетание является фразеологизмом? (фразеологизм – это неделимое сочетание, если смысл выражения теряется при замене одной из его частей, значит пред нами фразеологизм)

Как ведет себя фразеологизм в предложении? (является одним членом предложения)

Является ли выражение «Копейка рубль бережет» фразеологизмом?(нет, так как это – пословица)

Чем фразеологизмы отличаются от других устойчивых выражений? (пословицы/поговорки – это предложения, содержащие в себе целую законченную мысль, идею)

Почему фраза «У него дома книг хоть пруд пруди» звучит лучше, чем«У него дома очень много книг» ?(фразеологизмы добавляют образности речи)

- «В трех шагах» - это фразеологизм?(нет) Почему?(заменена часть фразеологизма «в двух шагах»)

3) Работа над закреплением материала.

1. Попробуем составить предложения с фразеологизмами. Я вам называю фразеологизмы, а вы записываете у себя в тетрадке предложения с ними.

Белая ворона

Бить баклуши

Кашу заварить

На седьмом небе

Чистой воды

Скрепя сердце

Душа в пятки ушла

Проверка сразу. Каждый зачитывает по 2-3 своих предложения.

2. А сейчас мы разделимся на три варианта.

Первый вариант придумывает фразеологизмы со словом «голова», второй – «глаз», третий – «ноги».

На задание – 5 минут. Проверка сразу. Кто-то один читает свои фразеологизмы, остальные дополняют (так каждый вариант).

3. Задание: дополните фразеологизм. Делаем устно. Я зачитываю вам начало фразеологизма, а вы его дополняете.

Из пустого… в порожнее

Золотые… руки

Кто в лес… кто по дрова

Лететь… стрелой

Как за каменной… стеной

Без задних… ног

Ждать у моря… погоды

Зарубить себе на… носу

Бросать слова на… ветер

4. Найдите ошибки в использовании фразеологизмов. Назовите правильный фразеологизм и объясните, с чем связаны эти ошибки.

«Он занимает важную роль »(«играть роль», ошибка в замене слова «играть» на «занимать»)

«Аристократ от мозга до костей »(«до мозга костей», ошибка в расширении фразеологизма)

«Нельзя опускать руки вниз и никому не верить»(«опускать руки», ошибка в расширении фразеологизма)

Какой вывод можно сделать, основываясь на этих ошибках? (фразеологизмы также нельзя сокращать, дополнять другими словами)

Общее оценивание учеников на уроке: самые активные получают хорошие оценки. За письменные работы (домашние) оцениваются все.

5. Попробуйте придумать какую-нибудь коротенькую забавную историю с использованием фразеологизмов (устно). Задание для всех. Спросить до 5-6 человек (самых неактивных). Остальные попробуют найти ошибки в речи (если они будут), связанные с употреблением фразеологизмов (и не только).

На оценку.

5) Домашнее задание.

Сделать задания из раздаточного материала.

Раздаточный материал (к первому уроку)

1) Найдите фразеологизмы в тексте:

О моем соседе, любителе экстремальных видов спорта, все говорили, что он в сорочке родился , и тому была причина. Сам он от этогона седьмом небе от счастья был. Даже когда он перевернулся на трассе в момент автогонок,золотые руки спасли его.

Валеру не интересовала мышиная возня , которая возникала вокруг его имени. Слухилопались как мыльный пузырь , как только люди видели его в деле. Он не умел делать ничегоспустя рукава и отдавался любому начинанию полностью: он нестроил воздушные замки , несчитал ворон , неносил воду решетом , а усердно трудился.

Был у Валеры напарник, про них говорили: «Два сапога – пара». Кажется, перед соревнованиями времени на подготовку автомобиля у них мало –кот наплакал , да и сама трасса –грош ей цена , но а они способны были создатьвосьмое чудо света даже там, где, казалось бы, другогокондрашка хватит .

Однажды к ним заехал организатор ралли – птица высокого полета . Начал онплести околесицу , задание дает –глаза на лоб лезут . Предложил он им много, но непотеряли наши героиголовы .Пока суд да дело , взялись они за работу. Предлагали им другие автогонщикиподождать у моря погоды , но не стали ониплясать под их дудку . Они не отчаялись и проехали так, что у завистниковглаза на лоб полезли .

2) Какие выражения и словосочетания являются фразеологизмами?

Мрачнее тучи ;плыть по течению ; строить замки;ни рыба ни мясо ; дождь на голову; куда глаза посмотрят;попасть впросак ;засучить рукава ; капля в речке; золотой браслет;потерять голову ; ни тьма, ни свет;ни свет ни заря ; водить за руку;водить за нос ;потерпеть фиаско* ; за кирпичным домом; хоть кол на голове теши .

*Фиаско (итальянское – fiasco) – полный провал, неудача.

Раздаточный материал (ко второму уроку)

1) Прочитайте стихотворение В.Н. Орлова «Ни пуха ни пера». В каком случае слова « ни пуха ни пера» употреблены в прямом значении, а где они являются фразеологизмом?

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила:

- Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши – уже пора.

Ну, ни пуха ни пера! (фразеологизм)

Через час еле живой

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера. (прямое значение)

2) Найти ответ на вопрос: Как появился фразеологизм « зарубить на носу» ? Что он обозначает?

(«Зарубить на носу» означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсе­гда.

Слово « нос» тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древ­ности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти дощечки и называли носами).

Тема урока: Фразеологизмы (слайд 1)

Цель и задачи урока (слайд 2)

Цель урока: формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи

Задачи урока:

Образовательная задача:

Сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи

Развивающие задачи:

Развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

Формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц; - обогащать словарный запас школьников;

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: комбинированный. Рассчитан на 40мин .

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point «Фразеологизмы», опросные карточки, учебники «Русский язык» 6 класс./ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2011, словари, рабочие тетради для индивидуальной работы учащихся во время урока.

Предполагаемые результаты урока:

1. Учащиеся могут охарактеризовать понятие «фразеологизм» и определить его признаки.

2. Учащиеся могут подбирать фразеологизмы для характеристики различных явлении и действий.

План урока: (слайд 3)

    Организационный момент, формулирование целей и задач урока (1 мин.).

    Словарная работа, актуализация знаний учащихся (5мин.).

    Проверка домашнего задания (3 мин.).

    Объяснение нового материала (12 мин.).

    Закрепление изученного материала (15 мин).

    Домашнее задание (2 мин.).

    Подведение итогов урока (2 мин.).

Ход урока

    Орг. момент – проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих, формулирование целей и задач урока.

    Словарная работа (с комментированием) – индивидуальная работа по опросным карточкам – 4 ученика, остальные учащиеся – фронтальный опрос

Поражать, бордовый, перила, терраса, исчезать, пропадать, солдат, изобретение, доллар, атмосфера, реформа.

    Проверка домашнего задания, фронтальный опрос учащихся (слайд 4).

Какие слова называют устаревшими?

Где можно встретить устаревшие слова?

Какая пометка делается в словарях для обозначения устаревших слов?

Что такое неологизмы?

Почему появляются неологизмы?

    Объяснение нового материала

Учитель: Ребята, мы сегодня познакомимся с новым понятием «Фразеологизмы». Для того, чтобы понять что это такое прочитайте стихотворение на слайде (слайд 5).

За деревней пугало

Шло походкой бравою,

Шло по полю пугало

С ГОЛОВОЙ ДЫРЯВОЮ

Опадал осенний лист,

Ветры в дырки дули,

И летел весёлый свист

Из пустой кастрюли.

В чаще что-то ухало.

С неба моросило.

Шло куда-то пугало,

А куда-забыло….

Бодро топало вперёд,

К северу ли, к югу-

То ли к бабке в огород,

То ли в гости к другу.

Шло по скошенной траве….

Славно жить на свете,

Если пусто в голове-

Только дождь и ветер!

- Как вы думаете, что означает выражение «ГОЛОВА ДЫРЯВА Я?»

Ученики отвечают, что так говорят о человеке с плохой памятью.

Учитель разбирает с учениками выражения: голова дубовая, голова садовая, голова соломенная, пустая голова (слайд 6) .

Давайте прочитаем определение понятия «Фразеологизмы» в учебнике «Русский язык» на странице 46 (слайд 7):

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

Фразеологизмы - устойчивые, веками сложившиеся сочетания слов. Эти словосочетания в обычной речи не допускают никаких вариантов.

Во фразеологизме всё сочетание слов имеет одно значение, а в свободном словосочетании каждое слово имеет своё значение.

Свободное словосочетание - «надул шар, надул лодку» - могут сочетаться с другими словами: большой шар, моторная лодка.

А «надул губы» - фразеологизм, он обозначает «обиделся».

Сравните предложения:

Майор заткнул пистолет за пояс

В спортивных состязаниях наши ребята заткнули за пояс противника

В каком из них выражение «заткнуть за пояс» является фразеологизмом, а в каком свободным сочетанием?

Физкультминутка (слайд 8)

Ребята, а теперь давайте немножко отдохнем и разомнемся. Я буду вам читать стихотворение, а вы выполняете всё также, как написано в стихотворении:

Аты-баты, шли солдаты-

Выше ногу, взвод!

Вышли мы из-под лопаты

И пошли в поход!

Впереди шагал капрал-

Голова с ботвою.

А за ним шагал весь взвод

С песней боевою:

Раз-картошка,

Два-картошка,

Выступаем в путь:

Нос-картошкой, рот-картошкой

И картошкой-грудь!

По тропинке огородной

Вел их командир.

И сиял на всех походный

Новенький мундир.

Запевай громче песнь,

Шаг держите шире!

Не уроним нашу честь-

Честь у нас в мундире;

Раз-картошка,

Два-картошка,

Выступаем в путь:

Нос-картошкой,

Рот-картошкой

И картошкой грудь!

Аты-баты,шли солдаты

В кухню на заре….

А потом пошли в салаты,

В чипсы и в пюре.

Видел много я вояк.

Я и сам задира!

Но картошка лучше так.

В масле. Без мундира.

Отдохнули? А теперь скажите, о каком фразеологизме идёт речь? (картошка в мундире).

Продолжаем урок.

Откройте учебник, выполните упражнение № 98 и ответьте на вопрос «Почему девочка не поняла маму?».

А теперь заглянем во «Фразеологический словарь русского языка», прочитаем несколько фразеологизмов и узнаем их лексическое значение.

5. Закрепление полученных знаний

Представьте, что в сказке вместо «Змей Горыныч унёс царевну за тридевять земель» говорилось бы «Змей Горыныч унёс царевну далеко». В каком варианте чувствуется больше волшебства, загадочности?

Выполните задание упражнения № 100 и прокомментируйте получившиеся у вас предложения (слайд 9) .

6. Рефлексия (слайд 10)

Что нового узнали о фразеологических оборотах?

- Какую роль играют фразеологизмы в речи?

- Для чего фразеологизмы используются в речи?

7. Выставление оценок за урок

Подведение итогов проверки домашнего задания.

Оценивание работы учащихся в течение урока.

8. Домашнее задание (слайд 11).

1) Проектная работа. Выберите фразеологизм, опишите историю его появления, нарисуйте его, используя словари, исторические источники, Интернет.

2) Выполните упражнение № 99, запишите фразеологизмы и объясните их.

Список источников:

    Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2011.

    Усачев А. Великий могучий русский язык. - М.: Дрофа Плюс, 2012.

    Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся / Жуков В. П. - М.: Просвещение, 2005.

    http:// Foto-tur.ru

Рассказать друзьям