Мудрый старик и глупый царь. Маленький мудрец Сказки армянские о мудрецах и глупцах

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Жил один человек. Состарился он, захотел вернуться на ро-дину и там провести остаток своих дней. Пришел он к падиша-ху за разрешением. Говорит ему падишах:
- Дорога перед тобой открыта, ты свободен, поезжай. Но брать с собой имущество я не разрешаю, ведь ты его здесь при-обрел, здесь все и оставишь.
А был старик богатым, задумался он: "Если я вернусь на родину с пустыми руками, придется мне жить в нищете".
Однажды сидел он на камне, все думал, как быть. Увидел его мальчик лет двенадцати, спросил:
- Апо, что за печаль у тебя? Скажи, может, я помогу?
- Э, сынок, уйди, не береди мне душу, мое горе и так мена к земле клонит.
- А ты все-таки скажи, что с тобой случилось.
- Сыпок, молодость моя прошла в этой стране, здесь я тру-дился и зарабатывал себе на жизнь. Теперь на старости лет хочу вернуться на родину. Падишах позволил мне уехать, а имущество не позволяет брать с собой. Но не могу же я вер-нуться нищим. Вот и не знаю, как мне теперь быть.
- Только и всего? - спросил мальчик.
- Э, разве этого мало?
- Апо, не беспокойся, ты уедешь. Вернись к падишаху и снова попроси разрешения на отъезд, а когда он позволит уехать и выскажет свое условие, ты скажи ему: "Падишах, верни мне то, что я принес с собой,- мою молодость, а имущество пусть остается". Только ты не говори ему сразу, кто дал тебе-такой совет. Если уж очень будет настаивать, тогда скажи ему обо мне, я приду и отвечу.
Пришел старик к падишаху и попросил позволения вернуть-ся па родину.
Падишах ответил:
- Ведь я тебе уже сказал: дорога перед тобой открыта, да только брать тебе я ничего не позволю.
- Падишах, да продлит бог твою жизнь, мне ничего не нужно, только верни мне то, что я принес с собой,- мою моло-дость.
- Кто дал тебе такой совет, говори,- потребовал падишах.
- Никто, падишах, это я говорю.
- Нет, это не твои слова. Почему ты их раньше не говорил?
И пришлось старику рассказать обо всем. Велел падишах привести мальчика. Решил он испытать советчика. Мальчик пришел, видит: большое корыто, полное воды, поставлено у порога. Понял он, что падишах хотел этим сказать: мол, я силь-ный подобно морю, и ты утонешь в нем. Мальчик взял бума-гу, сделал лодку и пустил ее по воде. Этим он хотел сказать,. что, мол, я переплыву это море.
Увидел падишах мальчика, подкрутил усы и тронул свою корону. Этим он хотел сказать: "Я тебя уничтожу". Мальчик постучал пальцами себе по лбу и дал этим попять, что бог на-делил его умом.
Убедился падишах, что и впрямь мальчик умен, находчив и сметлив, и велел своему везиру наполнить его платок золотом и отпустить. А везир шепчет падишаху на ухо:
- О падишах, а ты не боишься, что этот мальчик, когда придет время, сбросит тебя с трона?
- Нет, везир, такого умного ребенка я не могу погубить,- ответил падишах.
Пока мальчик шел домой, слуги падишаха схватили его отца и привели во дворец.
Пришел мальчик домой, видит - нет отца.
- Матушка, а где отец?
- Сынок, твоего отца увели слуги падишаха. Вернулся мальчик во дворец, положил к ногам падишаха платок с золотом и промолвил:
- Падишах, ты мне дал золота, я подумал, что это подарок, во, оказывается, ты решил расплатиться за кровь моего отца. Падишах показал на отца и спросил:
- Разве этот осел твой отец? - Отец мальчика был неграмотным.
- Будь в здравии, падишах, отец мой не осел, вот дед был ослом. Если бы дед не был ослом, он дал бы отцу образование. Отец же мой - настоящий мужчина. Видишь, он дал мне возможность учиться, и я смог ответить на любые твои вопросы.
Не нашелся падишах, что ответить, и отпустил отца с сыном домой.

Я сегодня хочу рассказать вам о двух книгах для самых маленьких читателей: одна рассказывает о человеческой глупости, а вторая, наоборот, повествует о том, что смелость и смекалка, дополненные правыми намерениями, способны творить чудеса.

Первая книга, это две сказки братьев Гримм: "Семеро храбрецов" и "Умная Эльза".

Герои сказок настолько беспросветно глупы, что задаёшься вопросом: "Как они вообще умудряются жить на этом свете?"

Храбрецы боятся всего на свете, - от кролика до шмеля, а Умная Эльза то рыдает из-за того, что возможно, когда-нибудь, у неё будет ребёнок, и его убьёт мотыгой, а то и вовсе не может понять, кто она такая, из-за обнаруженных на ней бубенчиков.

Но глупость, возведённая в такую степень абсурдности, - то, что надо для малышей, ведь после прочтения у них не останется ни малейшего сомнения в том, что герои книги безнадёжно глупы, и быть похожими на них уж точно не стоит.

Дополнены сказки прекраснейшими иллюстрациями Конашевича, знакомыми многим с детства: яркими, живыми и, как нельзя лучше подходящими этой сказке.

Формат А4, мягкий переплёт, мелованная бумага.
На возраст от 2х до 6ти примерно.

Вторая книга, "Коза с кудрявыми ножками" , это, по большому счёту, знакомая всем сказка "Волк и семеро козлят", только необычно рассказанная.

А всё потому, что "Коза с кудрявыми ножками", - это народная таджикская сказка.

В ней всё чуточку иначе: помимо волка, на козлят покушаются ещё собака и шакал, а козлят не семь, а всего три. Волк оказывается самым хитрым и съедает козлят. Безутешная коза отправляется на поиски своих деток, и, найдя волка, прибегает к небольшой хитрости, чтобы вызволить своих козлят на свободу.

Очень интересная и необычная интерпретация!

И, конечно, особый шарм книге придают иллюстрации Юрия Васнецова, - они бесподобны. В них так чётко подмечены и быт, и окружающий пейзаж, что просто не возможно не погрузиться в атмосферу сказки. Такое ощущение, что сам видишь у подножия гор и наблюдаешь за происходящим...

Во времена давно прошедшие был в одном городе молодой царь. Невзлюбил он стариков и повелел всех их убить. Лишь один мальчик спас своего отца-старика, спрятав его в подземелье.
Вскоре молодому царю объявил войну царь соседнего государства. Молодой царь стал собирать войско. Егет, укрывший отца, перед выступлением в поход спустился к отцу в подземелье, чтобы проститься. Отец напутствовал его такими словами:
- Сын мой, вы отправляетесь в очень далекие места. Вы там будете терпеть лишения и голод. Дело дойдет до того, что вы порежете всех коней и поедите их. Даже коня военачальника, и того зарежете. После этого вы повернёте обратно. На обратном пути все воины побросают снятые с коней сёдла и уздечки. А ты не бросай, хоть и тяжело будет нести. Вам встретится невиданной красоты конь. Тому, у кого не будет седла и уздечки, он в руки не дастся, а подбежит к тебе, остановится перед тобой и наклонит голову. Ты надень на него узду и отведи его к военачальнику. За это военачальник приблизит тебя к себе и считать своим другом. Ну, прощай, иди.
Всё случилось так, как предсказал старик. В походе у войска вышел весь запас пищи, и воины стали питаться мясом своих коней. Под конец зарезали коня военачальника, съели его и двинулись обратно. Чтобы освободиться от тяжести, воины побросали снятые с зарезанных коней сёдла и уздечки. Лишь один егет, тот, который помнил слова своего отца, не бросил ни седла, ни уздечки.
На обратном пути навстречу войску выбежал невиданной красоты конь. Все бросились ловить его, но он никому в руки не давался. Наконец он сам подбежал к егету, у которого были седло и узда, остановился перед ним и склонил голову. Егет накинул на коня узду, отвёл его военачальнику и отдал ему. С тех пор егет стал другом военачальника.
Однажды царь отправился со своим войском на прогулку к берегу моря. С берега царь увидел, что на дне моря что-то сияет. Он приказал своим воинам достать со дна моря то, что сияет. Многие воины нырнули и не выплыли.
Приближалась очередь нырять молодому егету, другу военачальника.
Егет быстро вскочил на коня и поехал домой. Он вошёл к отцу в подземелье и рассказал ему о том, что происходит на берегу моря. Старик выслушал сына и сказал:
- Сын мой, на берегу моря растет высокое дерево. На вершине того дерева есть птичье гнездо, а в том гнезде лежит большой алмаз. Сияние от этого камня отражается на морской глади и освещает её. Когда очередь нырять дойдет до тебя, ты скажи царю: «Государь, мне и так и этак придётся умирать, а потому дозволь мне забраться на это дерево и посмотреть в последний раз в сторону родного очага». Царь тебе разрешит, а ты достань из гнезда тот камень и отдай его царю.
Егет вернулся к берегу моря, и когда очередь нырять дошла до него, он сказал царю:
- Государь, мне и так и этак придётся умирать, а потому дозволь мне забраться на это дерево и посмотреть в последний раз в сторону родного очага.
Царь разрешил ему. Егет полез на дерево; как только он добрался до гнезда и схватил оттуда камень, сияние на море прекратилось, и все люди повалились с ног. Егет спустился с дерева и поднёс царю алмаз.
- Друг мой, как ты дознался до этого? Когда ходили на войну, ты подарил военачальнику коня, а теперь достал и подарил алмаз,- удивился царь.
- О государь,-ответил егет:- и скажешь - страшно, и не скажешь - тяжело. Ну уж ладно, положусь на твою милость и скажу: я укрыл своего отца, когда ты приказал убивать всех стариков, и всему, что я сделал, я научился у него. О государь мой, если бы ты не повелел убить всех стариков, много бы хороших советов они дали!
После этого царь повелел выпустить старика из подземелья, стал держать его при себе и оказывал ему большой почёт. Потом царь обратился к своим войскам и сказал:
- Воины мои, я сделал большую ошибку, когда повелел убить всех стариков. Если бы они были живы, весь наш город был бы полон мудрости.

В далёкой стране, чужой стороне жили-были на свете два человека. Это были обыкновенные люди, такие как я и ты. Один из них был весьма несчастен, ибо несчастным его делала собственная глупость. Весь мир этому несчастному виделся блеклым и серым, а потому невероятно скучным. Другой же из них был мудр и мудрость этого человека делала его весьма счастливым, ибо весь мир он видел в свете солнца... Он умел различать цвета и формы, он находил в этом смысл и умел радоваться такому разнообразию красок в свете дня. Умея это замечать, он учил замечать это и других, помогая им, тем самым, быть радостными и довольными...
И вот однажды, погожим солнечным днём, счастливый мудрец повстречался с несчастным глупцом:
-День добрый, уважаемый! - снял свою шляпу мудрец перед глупцом в знак приветствия.
-Здравствуй! - кивнул мудрецу глупец, - Только ничего доброго в этом дне я не вижу.
-Ах, вот оно что! - улыбнулся счастливый мудрец несчастному глупцу, - Вот почему ваш вид столь мрачен и угрюм, любезный! А чем же плох сегодняшний день, уважаемый? - поинтересовался счастливый у несчастного.
-Ну вот хотя бы, - начал обрадованный вниманием глупец объяснять мудрецу причины своей тоски, - поглядите на эти цветы... - и он присел на корточки, чтобы рассмотреть ландыши поближе.
-Какие восхитительные ландыши! - восхищённо прихлопнул в ладоши мудрец, - И что же вам в них не нравится?
-Они не белые, как я о них читал... - расстроенным голосом объяснял мудрецу глупец, - Они какие-то блеклые... Какие-то бледные, а васильки.... Только взгляните на них! Они же вместо того, чтобы быть голубыми - серые... Просто серые!
-Любезный! - засмеялся вдруг мудрец, - А вы не пробовали повернуть своё лицо к солнцу, чтобы разглядеть эти цветы в свете дня? - и он повернул глупца к свету.
Тот, зажмурившись на секунду, посмотрел на те же цветы и восхитился:
-Боже мой! - воскликнул он, - Какие они нежные, эти ландыши! Какая удивительная белизна! А васильки! Вы видете? Видете, какие они голубые-голубые?!
-Конечно, друг мой! - расхохотался мудрец, - Они всегда были такими...
-Нет, не всегда, - рассердился прозревший глупец, - Я не мог ошибаться, - доказывал он свою правоту, - Они всегда были бледными, серыми и невероятно скучными...
-Ах, ну да! - воскликнул вдруг мудрец, - Позволите мне показать вам нечто?
-Показывайте, - согласился несчастный.
-Только закройте, пожалуйста, ваши глаза, любезный.
Пожав плечами, глупец закрыл глаза и когда он закрыл их, мудрый человек повернул глупого спиной к солнцу так, что открыв свои глаза, несчастный человек увидел ландыши и васильки в собственной тени и они ему снова показались серыми:
-О! - огорчённо вздохнул глупец, - Я же говорил... Они снова как тень...
-Именно, Любезнейший! - воскликнул мудрец, - Именно тень делает весь мир серым и блеклым... Ваша тень, друг мой! Ибо вы и есть граница, пролегающая между тенью и светом! Повернитесь-ка! - развернул глупца мудрец от его тени к свету, - Видите?! Мир снова обрёл свои краски!
-Невероятно! - восхищённо воскликнул глупец, который, впрочем, больше не был глупцом, ибо научен был мудрецом видеть краски окружающего мира в свете.
Теперь этот человек, бывший некогда несчастным, стал счастливым, ибо познал, что видеть свет или тень в его власти, поскольку он сам стоит на границе этих двух - света и тени...

Были давным-давно две страны. По одну сторону границы большая, по другую - маленькая.

Позарился король большой страны на маленькую, только и думает, как бы ее захватить. И так рассудил:

"Чтобы покорить маленькую страну, надо войну начать. А чтобы войну начать, узнать надо: умный там король или глупый. Если глупый - дело это простое. Если же мудрый - все надо хорошенько обмозговать". Рассудил так король и отправил к соседу кобылу и жеребенка. До того похожи - не отличишь. А в письме написал:

"Разберитесь, где кобыла, где жеребенок, и мне доложите".

Собрались вельможи да министры в королевском дворце, прочли письмо, а что ответить - не знают. Никак не разберут, где кобыла, где жеребенок. Думали, думали, так ничего и не придумали.

Пришел один сановник домой, жене обо всем рассказал; услышал их разговор мальчишка-батрак, улыбнулся и говорит:

Я знаю, как отличить кобылу от жеребенка. Ведь это же очень просто!

Удивился сановник и спрашивает:

Как же это ты отличишь кобылу от жеребенка? Может, скажешь?

А вот как! - отвечает батрак. - Как придете завтра в королевский дворец, задайте лошадям корм, которая из лошадей кобыла, непременно пододвинет корм жеребенку.

Так и сделал сановник. Пришел на следующий день во дворец, задал корм лошадям. Смотрит - одна лошадь другой корм пододвигает. Так и узнал сановник, где кобыла, где жеребенок.

Прислал тогда король большой страны соседям палку, с обоих концов одинаковую, а в письме написал:

"Разберитесь, где у палки верх, а где - низ. И мне доложите".

Снова собрались сановники. И так вертят палку, и эдак, никак не поймут, где верх, а где низ. Пришел сановник домой, мальчику-батраку обо всем рассказал. Улыбнулся мальчик и говорит:

Да это же совсем просто узнать, где верх, а где низ. Бросьте палку в речку, и она поплывет. Верхний конец впереди будет, нижний - сзади.

Так и сделал сановник. Пришел на следующий день во дворец, палку в речку бросил и сразу узнал, где верх у палки, а где низ.

Прислал тогда король большой страны двух змей - никак их не отличишь, а сам думает:

"Хоть и умен король маленькой страны, но на сей раз я его перехитрю". Подумал так король, а в письме написал:

"Разберитесь, которая из змей самец, а которая самка. Не отгадаете завтра же войной на вас пойду".

Стали сановники думать да гадать, где самка, где самец. Думали, думали, ничего не придумали. Пришел сановник домой, попросил мальчика помочь. А мальчик и говорит:

А что здесь думать? Положите рядом со змеями шелковую нить. Самка непременно к ней поползет, там и уснет, а самец в сторону отползет.

Так разгадали в маленькой стране все три загадки.

Подумал тогда король большой страны: "Если пойти войной на такого мудрого короля, непременно случится несчастье", - и больше не мечтал о захвате маленькой.

Узнал король маленькой страны, что, не разгадай он три загадки, не миновать войны, вызвал к себе сановника и спрашивает:

Как же ты отгадал все три загадки? Скажи!

Поклонился низко сановник и отвечает:

Не я их разгадал - батрак мой. Я только делал то, что он мне велел.

Приказал тогда король позвать батрака, наградил щедро, а сановника первым министром страны назначил.

Перевод Вадима Пака

Рассказать друзьям