Маска… …всегда скажет нам больше, чем само лицо. Оскар Уайльд
- Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то. На протяжении всего существования люди делали маски. В глубокой древности маски (от латинского слова mascus) были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем - традиционные народные зрелища.
- Трагическая и комическая маски применялись еще в античном театре. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей. Маски преследовали двоякую цель: заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса, что было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы. Маска надевалась вместе с париком через голову, имела отверстия для глаз и рта; последнее было снабжено металлическим резонатором, усиливающим голос.
- В наше время зрители встречаются с масками в детском театре, в театре кукол, цирке, пантомиме, мультипликации.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Карнавальные маски урок 20-21
Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то. На протяжении всего существования люди делали маски. В глубокой древности маски (от латинского слова mascus) были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем - традиционные народные зрелища. Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска).
АНТИЧНЫЙ ТЕАТР У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом передавать характер ролей. Маски заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса. В Европе трагическая и комическая маски применялись еще в античном театре. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей. Маски преследовали двоякую цель: заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса, что было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы. Маска надевалась вместе с париком через голову, имела отверстия для глаз и рта; последнее было снабжено металлическим резонатором, усиливающим голос.
ВОСТОЧНЫЙ ТЕАТР Своеобразие Восточного театра определяется характером мифологии, религии и философии стран Востока, где до сих пор широко используют маски. Китайский театр оказал влияние на развитие традиционного театрального искусства других стран Востока. Развитие театрального искусства в Корее связано с искусством сказителей, танцевальными представлениями в масках и народным кукольным театром, главным героем которого был корейский Петрушка - Пак Чхом Чжи. Один из видов традиционного индонезийского театра - театр масок - это разновидность пантомимы. Содержание пьесы излагает ведущий речитативом или в песенной форме, а актеры держат перед лицами маски. Нередко маска заменяется гримом.
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов гистрионов, в XII-XIII в. в. проникла в церковную драму, применялась и в мистериях. В XVI в. в Италии возникла комедия дель арте или комедия масок. В основе представления комедии дель арте была не пьеса, а краткий сценарий, текст же и отдельные ситуации артисты импровизировали прямо на глазах у зрителей. Маска в комедии это и собственно маска, закрывавшая лицо актера, и социальный типаж, с неизменным физическим обликом и чертами характера. Актер, выступивший удачно в какой-то маске, затем постоянно появлялся с ней на сцене; так возникло понятие "амплуа". Публика с радостью узнавала глупого и жадного купца Панталоне, хвастуна и труса Капитана, лжеученого Доктора. Душой представления были слуги: весельчак Бригелла, ребячливый Арлекин, разбитная Серветта; между ними разыгрывались уморительно смешные интермедии с трюками, плясками и веселыми песенками.
СОВРЕМЕННЫЕ МАСКИ В наше время зрители встречаются с масками в детском театре, в театре кукол, цирке, пантомиме, мультипликации. В театре утверждается амплуа - специализация актёра на определённом круге ролей. Театральное искусство как и в прежние времена - прежде всего искусство игры, лицедейства, осуществляемого при помощи и фантазии и веры в то, что играешь. Прошли времена, сейчас актер не одевает масок на сцене, но так или иначе, его внешность, его сценический облик (костюм, прическа, грим), как и в древние времена, определяют художники.
Маскарад
Формы масок
Практическая часть Складываем лист бумаги пополам. Делаем надрез по центру – это нос. Чуть ниже надрез – рот. Вырезаем глаза, линию подбородка.
Обратите внимание, что форма носа и рта могут быть различными на ваше усмотрение. Выражение “лица” у маски может быть разным. Затем загибаем внутрь верхний уголок, часть между носом и ртом и часть между ртом и нижним краем
Цель : формирование у учащихся художественной культуры как высшей ценности человеческой цивилизации.
Задачи:
- обучающая: изображение пропорции лица, повторение отдельных частей лица через гротеск маски, холодные и теплые цвета, соответствующие маскам печали и радости;
- развивающая: маска как образ персонажа, маски разных времен и народов; античные и театральные маски; обрядовые и карнавальные маски; условность языка масок и их декоративная выразительность;
- воспитательная: формирование у учащихся бережного отношения к культуре других народов; формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в искусстве и жизни.
Оборудование:
- иллюстративный материал с изображением различных масок (театральных, античных, карнавальных, боевых, обрядовых), таблички с одноименными надписями, маски, компьютер, телевизор
Ход урока
I. Подготовка к уроку
Дежурные раздают листы бумаги для рисунка, для палитры, ватные диски, баночки для воды; дети открывают краски и готовят свое рабочее место.
II. Беседа
Наш сегодняшний урок посвящен маске. Маска - предмет, накладка на лицо, которую используют с различными целями.
Какими? (дети отвечают).
Правильно.
Цели разные:
- чтобы не быть узнанным, скрыться.
- для украшения лица,
- для защиты лица,
- обрядовые,
- театральные
- ритуальные и т.д.
В переводе с латинского языка masca - призрак, а с арабского - шут, человек на маскараде.
Самой старой маске, дошедшей до нас - 5000 лет.
Из чего же изготавливаются маски? (дети отвечают).
Верно. Из дерева, металла, гипса, кожи, папье - маше, ткани, кости, перьев, бус и т.д.
Маски театральные
Впервые в Европе маски использовались в театрах Древней Греции и Древнего Рима (общеизвестные смеющаяся и плачущая маски). Греческие маски зачастую имели широко открытый рот и выполняли роль рупора . Их изготовляли из бронзы , и такие маски помогали голосу исполнителя достигнуть дальних концов амфитеатра.
Их надевали актеры во время спектакля в древнем театре. Сейчас театральные маски несколько видоизменились.
Широко использовались маски на балах, маскарадах, карнавалах.
Сейчас маски применяются на знаменитом карнавале в Венеции. Иногда маски использовались в балете. Герои в масках считаются предшественниками современных клоунов. Нам известен Арлекин - персонаж уличного театра.
Использование карнавальных масок пошло с древнеримских праздников, на которых рабам позволено было сидеть за столом с хозяевами. Маски нужны были. Чтобы люди не узнали друг друга.
Маски могут закрывать все лицо, либо частично.
Надевая ритуальные или обрядовые маски, человек или преображался в данный персонаж, защищался от злых духов или искал защиты добрых духов. Некоторые народности (а африканцы до сих пор) верили, что в маске воплощается дух умершего предка или какой-нибудь стихии, например, воды или огня.
Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов (культовых и магических танцев и других). Они широко известны с древнейших времён у многих племён и народов мира (в Африке, Северной и Южной Америке,Азии). Изготавливались маски из древесной коры, дерева, травы, кожи, материи, кости и других материалов и изображали человеческие лица, головы животных или каких-либо фантастических или мифологических существ.
Боевые маски использовались воинами во время боя для защиты лица или части лица, шеи (маска - шлем, маска - забрало у рыцарей).
Мы уже говорили, что маска - это накладка на лицо. Своей формой она повторяет лицо.
Что должна иметь маска? Конечно, прорези для глаз, рта, носа.
А теперь давайте вспомним основные правила построения лица.
На доске учитель чертит овал и вызывает ученика, чтобы тот показал правила построения лица.
Итак, делим овал на 3 равные части. На границе верхней и средней частей прорези для глаз, в средней части иногда бывают прорези для носа (иногда их нет), в нижней части - прорези для рта (несколько учеников показывают, где делаем прорези для носа, рта).
III. Самостоятельная работа
Во время работы на экране телевизора идет демонстрация масок в режиме слайд-шоу.
IV. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.
Рассматриваем работы учащихся. Выделяем достоинства работ.
Лучшие работы отобраны на выставку.