Илья глазунов портрет жены. Любовный треугольник: поклонник женской красоты Илья Глазунов и его музы. Меценаты должны быть

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

После похорон Нины Виноградовой-Бенуа её родственники перестали общаться с художником.

9 июля не стало Ильи ГЛАЗУНОВА. «Сегодня в 6.03 скончался наш дорогой отец и дедушка… Просим ваших молитв о новопреставленном рабе божиим Илие», - написала его дочь Вера. Илья Сергеевич умер от сердечной недостаточности. В последний год художник много болел. Говорили о тяжелом хроническом недуге, о котором, впрочем, близкие старались не распространяться. Именно сейчас, на девятый день после смерти, душа этого человека предстала на поклонение перед Всевышним. Теперь только Бог ему судья - а нам остается молиться о милосердии к усопшему.

Он ушел в 87 лет, будучи верующим человеком. Писал на библейские сюжеты, спасал иконы, собрав замечательную коллекцию. Илья Глазунов искал их повсюду. Икону XVI века «Святитель Николай в житии» увидел в поездке по Северу близ Сольвычегодска, в разоренной церкви, переоборудованной под машинно-тракторную станцию. Святой образ был написан на старой доске, над которой стоял двигатель. Художник выискивал предметы церковной утвари в антикварных магазинах и на барахолках, в том числе на знаменитом Измайловском рынке. Вместе с женой Ниной Виноградовой-Бенуа восстанавливал их, потом доверил это дело знакомым реставраторам.

Сын Иван (слева) с женой, дочь Вера (третья справа), жена ГЛАЗУНОВА Инесса ОРЛОВА (справа), внуки во время прощания с Ильей Сергеевичем

Но при всей своей обращенности к Богу он не был святым - добродетели в душе художника тесно уживались с пороками. Эта земная, грешная сторона жизни Глазунова связана прежде всего с женщинами, которых он знавал немало. В день, когда стало известно о смерти мастера, его двоюродная правнучка Юлия Гончарова поделилась очень личным.

Умер Илья Глазунов... с ним была связана загадочная и трагическая история нашей семьи. Нина Виноградова-Бенуа, двоюродная сестра моего деда, вышла замуж за безвестного тогда молодого художника, когда ей было 18. Родители ее считали брак мезальянсом. Но как-то ведь они прожили вместе 30 лет... пока Нина не покончила с собой. В нашей семье всегда довольно жестко озвучивалась совсем другая версия. И все родственники со стороны деда перестали с Глазуновым общаться после похорон... Я пыталась вытащить хоть какие-то подробности, но тема оказалась как заколдована - закрыта для обсуждения раз и навсегда. Послала сегодня маме SMS: умер Илья Глазунов. Получила в ответ: жернова Господни мелят медленно, но верно...

Трагедия, о которой говорит Юлия, случилась в 1986-м - за день до открытия персональной выставки Глазунова. Жена художника выбросилась из окна.


Обряд отпевания народного художника СССР провёл викарий патриарха, епископ Егорьевский Тихон ШЕВКУНОВ

Нина: любовь и терпение

Нина часто появлялась на полотнах мужа - красивая и всегда печальная. После трагедии кто-то скажет о нехорошей судьбе героев, запечатленных на картинах. Но вначале была любовь - сильная до самопожертвования. Глазунов вспоминал:

Однажды у меня кончились краски. Денег не было, и тут пришла Нина и, как добрая фея, протянула пакет: «Вот краски. Мне дали деньги родители». А через несколько дней из ее паспорта выпал зеленый билетик. Я на нем прочел: «Донорский обед». Моя жена продавала свою кровь и меняла ее на краски!

Официально он был женат лишь раз. Нина Александровна Виноградова-Бенуа - искусствовед и театральный художник - происходила из знаменитого рода, давшего миру прославленных архитекторов, скульпторов и живописцев.

Глазунова попрекали: дескать, примазался к громкой фамилии. Мастеру на пересуды было наплевать. Он не скрывал: Нина - единственная женщина, от которой он хотел иметь детей. В 1969 году у супругов родился сын Ваня, через четыре года появилась на свет дочка Вера.

Нина ВИНОГРАДОВА-БЕНУА

Почему все оборвалось так страшно? Нину нашли под окнами мастерской в знаменитом Доме Моссельпрома в Калашном переулке. Ходили слухи, что женщина была неизлечимо больна и от этого у нее помутился рассудок. Но говорили и другое: кто-то «помог» Нине выпасть из окна. На погибшей была меховая шапка - якобы она надела ее, чтобы муж не увидел ее разбитое лицо. Но Илья Сергеевич настаивал: шапка чужая, дома такой не было.

Спустя полгода мне принесут из 83-го отделения милиции ее обручальное кольцо с привязанной к нему картонкой - на бирке простым карандашом было написано: «Нина Александровна Виноградова-Бенуа, год рождения 1936, умерла 24 мая 1986 года...» Били по мне - попали в нее. Я плохо помню сквозь черный туман горя те страшные дни ее гибели... Почему ее обручальное кольцо мне не отдавали полгода? - вспоминал Глазунов.

На окне на последнем этаже того самого дома, где произошло несчастье, долгое время был прикреплен рисунок углем: лицо женщины на белом листе. Скорее всего, это был портрет Нины. Единственной женщины, которую Илья Сергеевич по-настоящему любил.

Лариса КАДОЧНИКОВА, бывшая любимой моделью и музой мастера, приехала проводить его в последний путь

Лариса: искушение и страсть

Говорят, Виноградова-Бенуа знала о многочисленных увлечениях мужа, но старалась внушить себе, что это неизбежно: художнику постоянно нужна муза. И сама подталкивала к супругу вдохновительниц, которые быстро оказывались в его постели.

В 1957-м на выставке картин своего мужа она встретила звезду советского кино Нину Алисову с 18-летней дочкой Ларисой Кадочниковой .

Какие необыкновенные у вашей девочки глаза, - восхитилась она. Представила барышень мужу, предложила ему написать портрет Лары.

Когда девушка пришла в мастерскую, Глазунов оглядел ее со всех сторон, а потом сдернул с ее ушей дешевенькие клипсы:

Странный овал, тревожные черные глаза, страдающие и заставляющие страдать. То, что я искал. Такие лица были у героинь Достоевского

Он был полноват, немного мешковат, с удивительными глазами. Обладал каким-то непередаваемым магнетизмом, вспоминала Лара.

С того момента она стала не просто музой Глазунова - она была его собственностью, о местонахождении которой набирающий популярность художник должен был знать поминутно. Врывался с цветами в аудитории ВГИКа, где училась любимая, бесконечно звонил. Если Ларисе не удавалось приехать в мастерскую, прибегал на Дорогомиловку, где она жила, среди ночи:

Где ты была? С кем?

Нас задержали на прогоне спектакля.

А почему не позвонила?

Не успела.

У тебя испуганный взгляд… Ты лжешь!

Заканчивалось все тем, что Глазунов хлопал дверью и в ярости выбегал из квартиры. Лариса рыдала всю ночь. А утром он звонил и просил прощения. Они мирились, и на какое-то время Илья успокаивался. Потом все начиналось по новой: куда пошла, с кем, зачем?..

Живописец с супругой Инессой нередко заглядывали на блошиный рынок в Измайлово...

Эта связь продолжалась три года. В курсе ли была Нина? Конечно.

Однажды мы пересеклись с ней в мастерской, - рассказывала Кадочникова. - Нина держалась естественно и дружелюбно. «Неужели ничего не знает? - думала я. - Но это невозможно! Я бы не смогла улыбаться любовнице мужа…»

Нина закрывала глаза на его измены. А Глазунова «свободный брак» вполне устраивал.

Лариса забеременела. Услышав новость, Илья только пожал плечами:

Ты можешь родить, но я не готов стать отцом.

Мама Ларисы пригласила Глазунова домой:

Вы должны что-то решить. Нельзя так издеваться над девочкой.

...где находили весьма ценные вещицы

Художник заявил с ходу:

Я Ларису люблю. Но ни о каком замужестве не может быть и речи. Я никогда не разведусь с женой.

И Лара пошла на аборт. В тот, первый, раз, еще можно было все поправить. Кадочникова быстро восстановилась, даже съездила с Глазуновым в Крым. Чувствуя вину, Илья был заботлив и мягок. Но вскоре кошмар повторился. Лариса снова забеременела и снова убила ребенка. Стать матерью ей было не суждено.

С Ильей какое-то время я продолжала встречаться, - вспоминала Лариса Валентиновна. - Это была уже не любовь, а какое-то наваждение, гипноз.

Наконец они расстались. Стали что-то обсуждать, заспорили - и почти одновременно сказали: «Все, хватит!»

Мне рассказали, что незадолго до нашего последнего свидания Глазунова вызвали в «компетентные» органы и попросили определиться с личной жизнью, - рассказывала Кадочникова. - У него намечалась выставка за границей, но отпустить туда могли только художника с безупречной репутацией. Вот он и определился.

Расставшись с художником, Кадочникова дважды выходила замуж и много лет служила в Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки в Киеве.

Приходящие музы: ревность и тщеславие

После Ларисы у мастера было много разных воздыхательниц. Подруги, сколько могли, терпели тяжелый характер гения, пользовались его деньгами, а потом исчезали. Одну чаровницу художник выгнал сам, застав в постели с собственным водителем. Другая бывшая содержанка мастера вспоминала:

Он щедрый, задаривал шубами, машинами, цацками. Но очень ревнивый. Я как-то поехала к зубному врачу с личным шофером Глазунова, попала в затор. Мобильных тогда не было. Так вот по дороге, когда машина останавливалась, я бежала звонить из таксофона Илье и отчитывалась, где нахожусь. Тут уж ничего не нужно - ни его деньги, ни он сам. Слава богу, Илья Сергеевич отпустил меня с миром.


Инесса ОРЛОВА

Инесса: милосердие и покой

До последних дней мастера рядом с ним находилась Инесса Орлова - директор его картинной галереи на Волхонке, 13. Они познакомились на улице - Инесса шла в консерваторию. Глазунов потом скажет, что его поразило ее прекрасное лицо.

Я художник, хочу вас нарисовать! - воскликнул он. Ему было за 60, ей - 45, но его мужское обаяние, этакая богемность, всегда присутствующая в его облике, сыграли свою роль. Более 20 лет Инесса Дмитриевна окружала его вниманием, заботой и любовью.

Считаю, она меня не предаст, я полностью ей доверяю, хотя и не верю никому - тем более женщинам, - незадолго до смерти заявил мастер.


Мазки к портрету

  • Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году, окончил Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
  • Его мать, Ольга Флуг , принадлежала к древнему роду, восходившему к чешской королеве Любуше - основательнице Праги. В ХVIII веке один из ее потомков, Готфрид Флуг , приехал в Петербург по приглашению Петра I - преподавать фортификацию и математику.
  • Во время блокады Ленинграда будущий художник потерял почти всю семью. «Отец умирал мучительно тяжело. Укутанный в пальто, он лежал на кровати и громко, протяжно кричал на одной ноте: «А-а-а-а!» Врач потом сказал, что у папы случился приступ голодного психоза. Мама, пытаясь меня успокоить, повторяла: «Не бойся, Илюша. Мы все умрем». Однажды я приоткрыл дверь в соседнюю комнату и в ужасе отпрянул, увидев двух крыс, соскочивших с тетиного лица», - вспоминал Глазунов.
  • От голодной смерти Илью спас дядя, брат отца, главный патологоанатом Северо-Западного фронта. 12-летнего Илюшу вывезли в Новгородскую область. А мама осталась в городе. Мальчик получил от нее три письма. В апреле 1942-го связь навсегда прервалась.
  • Первая выставка работ художника состоялась в Москве в 1957 году. Его дипломную работу «Дороги войны» об отступлении Красной Армии запретили как противоречащую советской идеологии.
  • Галерею на Волхонке, 13 художнику помог открыть Юрий Лужков . Узнав, что с художника за аренду залов в Манеже дерут $300 тысяч, мэр взревел: «Да они озверели!» - и замутил грандиозную реконструкцию.
  • С 1987 года Глазунов занимал пост ректора Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

9 июля стало известно, что на 88-м году жизни скончался художник Илья Глазунов. Его творчество вызывало множество вопросов, знатоки искусства кривились и говорили, что его работы к настоящей живописи отношения не имеют – мол, это "полусуррогатный реализм и выморочная эклектика".

ПО ТЕМЕ

А близкие художника обсуждали совсем другие вещи. "Умер Илья Глазунов... с ним была связана загадочная и трагическая история нашей семьи, – написала на свой странице в социальной сети двоюродная правнучка художника Юлия Гончарова. – Нина Виноградова-Бенуа, двоюродная сестра моего деда, вышла замуж за безвестного тогда молодого художника, когда ей было 18. Родители ее считали брак мезальянсом. Но как-то ведь они прожили вместе 30 лет... пока Нина не покончила с собой".

"В нашей семье всегда довольно жестко озвучивалась совсем другая версия. И все, все родственники со стороны деда перестали с Глазуновым общаться после похорон... Я пыталась вытащить хоть какие-то подробности, но тема оказалась, как заколдована – закрыта для обсуждения раз и навсегда. Написала сегодня маме СМС: умер Илья Глазунов. Получила в ответ: жернова господни мелят медленно, но верно..." – продолжает Юлия.

Что же за трагедия случилась в семье? 22 сентября 1986 года в Ленинградском манеже должна была открыться персональная выставка Глазунова. А накануне столицу облетела страшная весть: погибла жена мэтра – Нина Виноградова-Бенуа. Ее бездыханное тело нашли под окнами мастерской знаменитого "дома Моссельпрома" в Калашном переулке. Говорили, что из-за неизлечимой болезни у нее мог помутиться рассудок и она решила покончить жизнь самоубийством.

По другой версии, Нине "помогли" выпасть из окна... Но смерть женщины так и осталась загадкой. Как и то, зачем она перед прыжком надела шапку. Хотя этому факту есть объяснение: Нина боялась, что муж увидит ее обезображенное лицо.

"Спустя полгода мне принесут из 83-го отделения милиции ее обручальное кольцо с привязанной к нему картонкой – на бирке простым карандашом было написано: Нина Александровна Виноградова-Бенуа, год рождения 1936, умерла 24 мая 1986 года... Били по мне – попали в нее. Я плохо помню сквозь черный туман горя те страшные дни ее гибели... Почему ее обручальное кольцо мне не отдавали полгода?" – много лет спустя вспоминал сам Глазунов.

Нина – представительница прославленного рода Бенуа, будучи талантливой художницей по костюмам, искусствоведом, отказалась от карьеры ради служения живописцу. В трудные времена она даже сдавала свою кровь, чтобы купить мужу краски для работы. Про Глазунова же говорили, что молодой художник "примазался" к знаменитой фамилии, чтобы войти в мир искусства.

Он, кстати, был, как судачат сплетники, далеко не идеальным семьянином – то и дело менял женщин. А Нина все твердила: "Для творчества ему нужно постоянно находиться в состоянии влюбленности". В 1969 году в семье родился сын Иван, а через три года родилась дочь Вера. Но художник не остепенился...

Наверное, на вопрос о том, что случилось в центре Москвы майским днем 1986 года, уже не найти ответа. Возможно, его знал только Глазунов. И унес эту страшную тайну в могилу...

Илья Сергеевич Глазунов – советский и российский живописец, руководитель Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, академик РАХ, народный художник СССР. Илья родился 10 июня 1930 года в Ленинграде в семье историка и экономиста, преподавателя ЛГУ Сергея Федоровича Глазунова и дочери действительного статского советника Ольги Константиновны Флуг. В раннем возрасте мальчик занимался в школе искусств, затем поступил в художественную школу на Петроградской стороне.

Во время войны вместе с родителями остался в блокадном городе. Из всех ближайших родственников выжил только Илья, и в 1942 году подростка отправили по Дороге жизни в тыл - в деревню Гребло Новгородской области. После возвращения в Ленинград в 1944 году Илья пошел учиться в среднюю художественную школу при институте живописи. В 1951 году поступил в мастерскую профессора Бориса Иогансона в ЛИЖСА имени .

Живопись

В 1956 году молодой художник участвовал в международном конкурсе в Праге, где получил первую премию за портрет участника Движения Сопротивления Юлиуса Фучика. В этом же году был написан первый графический цикл «Русь», посвященный истории русской земли. В студенческие годы начал работать над графическим циклом о современном городе. Начав с лирических зарисовок – «Двое», «Размолвка», «Любовь» – художник углубился в раскрытие темы урбанизации пространства вокруг человека.


Картина Ильи Глазунова из цикла "Русь"

Дипломная работа «Дороги войны», на которой была изображена отступающая в 1941 году Красная армия, получила низкий балл. Холст был уничтожен как не соответствующий советской идеологии, но спустя годы автор сделал точную копию картины. По распределению Илья Глазунов отправился в Ижевск учителем рисования и тригонометрии, а затем перевелся в Иваново. Вскоре художник обосновался в Москве.


Картина Ильи Глазунова "Дороги войны"

Первая выставка Ильи Глазунова состоялась после окончания академии в начале 1957 года в московском Центральном доме работников искусств. Экспозицию составили четыре художественных цикла Глазунова – «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет». Ранние работы Илья Глазунов создавал в академическом стиле, но некоторые картины – «Ада», «Нина», «Последний автобус», «Двое», «Одиночество», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно» – отмечены влиянием импрессионизма.


Илья Глазунов за работой над картиной "Пробудившийся восток"

В 1958 году Глазунов познакомился с советским поэтом , который стал помогать молодому художнику. В 1959 году Илья Сергеевич работал над портретами литераторов и актеров: Сергея Михалкова, Бориса Слуцкого, Майи Луговской, . В 60-х годах творчество Ильи Глазунова было отмечено партийным руководством страны, и художник начал получать заказы на создание портретов первых лиц государства. Выезжал живописец и за рубеж.


Портреты знаменитостей Ильи Глазунова

Среди знаменитостей, над портретами которых работал Илья Сергеевич, были политические деятели, писатели, кинематографисты, артисты: , космонавт Виталий Севастьянов, . В 1964 году состоялась выставка Глазунова в служебном помещении Манежа. С этого же года Илья Сергеевич возглавил клуб патриотического воспитания «Родина», через год участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.


В 1967 году был принят в Союз художников СССР. В середине 60-х выпустил книгу «Дорога к тебе. Из записок художника» автобиографического характера. Начиная с 60-х годов Илья Сергеевич регулярно работает над созданием иллюстраций к произведениям русских писателей: , Павла Мельникова-Печерского, .


Иллюстрация Ильи Глазунова к роману Достоевского "Идиот"

Получают известность первые значимые полотна автора – «Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж», цикл «Поле Куликово». Продолжая пополнять собственную галерею, художник создал ряд портретов исторических персонажей – « », «Легенда о царевиче Димитрии», «Князь Олег и Игорь», « », « ». С конца 70-х годов мастер обращается к масштабным полотнам и создает всемирно известные эпические картины – «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в Пасхальную ночь». В 1978 году начинает преподавательскую деятельность в Московском художественном институте.


Картина Ильи Глазунова "Мистерия ХХ века"

В 1980 году получает звание Народного художника СССР. В 1981 году при поддержке Министерства культуры РСФСР создает Музей декоративно-прикладного и народного искусства. В 1985 году режиссер А. Русанов на Центральной студии документальных фильмов снял картину «Илья Глазунов», посвященную творчеству художника. В 1986 году Глазунов становится основателем Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Глазунов занимался сценическим оформлением театральных и оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Большом театре, «Князь Игорь» и «Пиковая дама» в Берлинской опере, балет «Маскарад» в Одесском оперном театре. В начале 90-х курировал реставрационные работы зданий Московского Кремля – Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и 14-го корпуса. В 1997 году Илье Глазунову присвоили Государственную премию РФ.


Художник-постановщик Илья Глазунов балета "Маскарад" в одесском оперном театре

В 2004 году состоялось открытие Московской государственной галереи Ильи Глазунова, в которой разместилось более 300 картин мастера. В 2008 году художник выпустил вторую из книг – «Россия распятая», в основу которой легли размышления о судьбе страны, очерки из собственной биографии. В 2000-х появились картины «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», автопортрет «И снова весна».


Картина Ильи Глазунова "Изгнание торговцев из Храма"

В 2012 году Илья Сергеевич стал доверенным лицом . Именем Глазунова назвали одну из малых планет. Илья Глазунов – обладатель четырех Орденов за заслуги перед Отечеством. Русская православная церковь дважды награждала художника: в 1999 году был вручен Орден Преподобного , а в 2010 году – Орден Преподобного . В 2010 году прошла юбилейная выставка работ мастера в Манеже «Художник и время».


В начале июня 2017 года состоялось открытие Музея сословий, который расположился в крыле галереи Ильи Сергеевича. На трех этажах разместились экспозиции предметов быта, документов и фото, имеющих отношение к сословиям дореволюционного общества: дворянству, крестьянству и православию. Основу экспозиции составили древние иконы, которые Илье Глазунову удалось собрать в советское время по разным уголкам страны, а также полотна русских художников – , Нестерова, Кустодиева.


Последними картинами автора стали законченная «Похищение Европы» и незавершенные полотна «Россия до революции» и «Россия после революции». На официальном сайте художника можно ознакомиться с ретроспективой его творчества, литературными трудами, семейными и рабочими фотографиями.

Личная жизнь

В 1956 году состоялась свадьба Ильи Глазунова и Нины Александровны Виноградовой-Бенуа. Жена выпускника художественной академии тоже училась на живописца. Впоследствии Нина Александровна помогала супругу в оформлении многих полотен, а также в создании сценографии к оперным спектаклям.


Дети Ильи Глазунова – Иван и Вера – пошли по стопам родителей и оба стали художниками. Сын получил звание Заслуженного художника РФ и прославился созданием картины «Распни его!», а дочь получила известность после написания полотна «Великая княгиня Елисавета Феодоровна перед казнью в Алапаевске».


Илья Глазунов и вторая жена Инна Орлова

В 1986 году Нина Александровна погибла при невыясненных обстоятельствах, хотя следствие настаивало на версии самоубийства. Потеря близкого человека стала большим ударом для Ильи Сергеевича. Художник на долгие годы погрузился в творчество и общественную работу, оставив личную жизнь в стороне. В конце 90-х Глазунов познакомился с Инной Орловой, которая впоследствии стала второй женой мастера, а также заняла пост директора галереи Глазунова.

Смерть

9 июля 2017 года . Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Родственники художника получили официальные соболезнования в связи со смертью Ильи Сергеевича от президента В. Путина, а также от Дома Романовых.


Похороны были проведены по православному чину. Прощание с мастером состоялось на территории Сретенского монастыря, отпевание – в Богоявленском соборе в Елохове. Могила художника находится на Новодевичьем кладбище.

Картины

  • «Дороги войны» - 1957
  • Цикл «Поле Куликово» - 1980
  • «Прощание» - 1986
  • «Вечная Россия» - 1988
  • «Великий эксперимент» - 1990
  • «Моя жизнь» - 1994
  • «Мистерия XX века» - 1999
  • «Разгром Храма в Пасхальную ночь» - 1999
  • «Закат Европы» - 2005
  • «И снова весна» - 2009
  • «Изгнание торговцев из храма» - 2011
10 июля 2017, 05:22

На фото Илья Глазунов с семьей.

Никто не опубликовал пост на смерть Ильи Глазунова, а я его считаю нашим российским Энди Уорхолом, вернее советским. То,за что принято критиковать Глазунова: плакатность, элементы китча и т. д. на самом деле присутствует у подавляющего большинства знаковых западных художников его времени. В любом случае, Илья Сергеевич - яркая и заметная персона в культурной жизни нашей страны.

Картину "Царевич Дмитрий" очень люблю и искренне считаю ее шедевром (без всякой иронии), была бы я олигархом, я бы ее приобрела бы в свое собрание, а уж точно не мазню распиаренного Фрейда, которого нашему лошаре-нуворишу впарили за рекордные суммы.

Соблюдая формат нашего сайта, помяну, что я практически "сталкер", и была (давно это было) представлена лично Илье Сергеевичу, и имела возможность немного с ним пообщаться. С сожалением должна признаться, что он подвел меня в тяжелый период моей жизни и это имело для меня очень плохие последствия. Смысла так поступать по отношению ко мне у Глазунова не было, но в оправдание ему нужно сказать, что Илья Сергеевич уже тогда был не вполне адекватен. По моим догадкам, его психику очень травмировало блокадное детство. Из неприятных личных воспоминаний о Глазунове: он странно общался с незнакомыми людьми, делал им бестактные замечания об одежде, например,ненавидел брюки на женщинах, ненавидел капюшоны и кроссовки (спортивную обувь), мужчины, по его мнению, должны ходить в костюмах, а женщины в нарядах стилизованных под приблизительно конец 19 века. То,что у людей может не быть личного транспорта и передвигаться по городу в виде, который приятен художнику, не удобно и не практично Илья Сергеевич не понимал, он жил в виртуальной реальности.

Разговаривать с Глазуновым было очень интересно, слушать - огромное наслаждение. Илья Сергеевич был очень образованным человеком, с прекрасной грамотной речью, великолепно знал русскую историю и культуру.

Глазунов очень заботился о своих студентах и много для них делал. (На этом описание личных впечатлений завершаю).

Илья Глазунов с мамой.

"Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Его отец был экономистом и историком и занимал должность доцента Ленинградского государственного университета. Мать Ильи Глазунова Ольга, в девичестве носящая фамилию Флуг, была дочерью действительного статского советника, "...."правнучка знаменитого историка и статиста Константина Ивановича Арсеньева, воспитателя Александра II." (Оба родителя- потомственные дворяне.Nebezopasni_vhod.)

Во время блокады фашистами Лениниграда один за другим, на глазах у Ильи Сергеевича, который был тогда ребенком, погибли все члены его семьи (папа, мама, бабушка, тетя, дядя) и многие знакомые. Отец Глазунова перед смертью впал в голодный психоз и страшно выл. Была проблема похоронить трупы.

"....Однажды студенты художника Ильи Глазунова спросили своего учителя, которого, кстати, очень любили и уважали, почему он такой жесткий. а иногда просто жестокий человек. Глазунов мог выгнать из своей академии любого из-за малейшего неповиновения, резко ответить. Студенты переживали, но все равно любили учителя.
Илья Сергеевич не стал уходить от вопроса студентов. Объяснил, что характер закладывается в детстве. А его детство выпало на ленинградскую блокаду. В 1942 году, года в городе было совсем плохо, по домам ходили спасатели и собирали людей, чтобы вывезти их через Ладогу на большую землю. Забирали только тех, кто мог сам двигаться. Мать Ильи Ольга Константиновна отдавала почти всю свою пайку сыну и была очень слаба. Она лежала и не смогла встать. Мальчика забрали, а мать оставили в холодной квартире. Всю дорогу Илья бился в руках сопровождающих спасенных ленинградцев людей и кричал "Почему вы не взяли мою маму?"....." (мать, уговаривая маленького Илью ехать без него, лгала ему, что ее тоже потом заберут и перевезут к нему. Она написала сыну письма и передала знакомым, которые отсылали их одно за другим Илье Сегеевичу, и маленький мальчик долго получал письма от уже погибшей матери и отсылал ей ответы. Nebezopasni_vhod.).

"....У И. Глазунова есть книга воспоминаний, в которой он описывает свое детство, блокаду, спасение. Ситуация там была еще драматичнее. В спасении мальчика участвовали его родственники со стороны отца, но мать мальчика они оставили в осажденном городе.
Цитата из книги Глазунова "Россия распятая" -
"Письма охватывают переломный период моей жизни с марта 1942 года, когда меня увезли из блокадного города, до возвращения осенью 1944 года в Ленинград. Мать тогда осталась лежать в холодной квартире, теряя силы с каждым днем, и я до сих пор не могу понять, почему родственники отца не вывезли ее вместе со мной из мертвого города. Я по сей день мучительно раздумываю над этим…" “Мне и сейчас по ночам слышатся завывание сирен и зловещее тиканье метронома по радио, глухие взрывы, от которых шатаются погасшие люстры на потолке. Помню сквозь слезы лицо умирающей матери, благословившей меня на спасение медной фамильной иконкой. “Я поправлюсь, сынок”, - шептала она. Но чуда не произошло… в эвакуации, учась в сельской школе, на уроках я стал заикаться после пережитого кошмара Ленинградской блокады. Летом с другими детьми был пастухом и работал на колхозных полях. Все мужчины были на войне...”

Глазунов о блокаде: "Нестерпимый холод. Свыше 40 градусов мороза. Мы даже спали в пальто, шапках, закутанные сверху шарфами. Но это не спасало. В квартире было так же холодно, как на улице. Снег всю зиму не убирали. Трупы упавших от дистрофии людей заносила снежная вьюга…

Я навсегда запомню Новый год 1942 года… Моя бедная мама решила устроить мне ёлку, как всегда до войны. Она воткнула ветку в пустую бутылку из-под молока, завёрнутую в белую ткань… Повесила несколько ёлочных игрушек… Нашла свечку. Разрезала её на несколько частей, прикрепила к ветви… Из соседних комнат медленно шли родственники, опираясь на палки, закутанные, с неузнаваемыми от истощения лицами. Глядя на пламя угасающих свечей, все вдруг заплакали.

Первым в январе 1942 г. не стало дяди, брата моей матери. Константин Константинович Флуг - знаменитый китаист, работал в Академии наук, специалист по древним рукописям Китая XV века, в прошлом офицер Добровольческой белой армии.

Потом умер мой отец. Он страшно, протяжно кричал: «А-а-а-а!» - в комнате, освещённой тусклым пламенем коптилки. Как сказал врач, вследствие «психоза от голода». Отцовский крик долго потом стоял у меня в ушах и вызывал ужас…

В начале февраля 1942 г. умерла моя бабушка. Елизавета Дмитриевна Флуг - внучка знаменитого русского историка и статистика Константина Ивановича Арсеньева, воспитателя государя-освободителя Александра II. Я зашёл к ней в комнату. «Бабушка! Бабушка! Ты спишь?» В темноте подошёл ближе. Глаза её были словно полуоткрыты… Я положил бабушке руку на лоб. Он был холоден, как гранит на морозе… Не помня себя от ужаса, вернулся к маме и сказал: «Она умерла!» В ответ - едва слышный шёпот: «Ей теперь лучше. Не бойся, мой маленький, мы все умрём».

Как-то мама пришла из магазина напротив дома, где нам выдавали по 125 граммов хлеба на человека. С трудом дыша, легла на кровать и тихо сказала: «У меня больше нет сил, кажется, что это так далеко». С тех пор она не вставала.

Однажды я добрался до крохотной каморки, там жила наша родственница - тётя Вера Григорьева. Она переехала к нам два месяца назад, когда её дом разбомбили. Приоткрыв дверь, я увидел: она лежит в постели в зимнем пальто, закутанная в платок, под старыми одеялами. С её объеденного лица прыгнули в мою сторону три огромные крысы. Я успел закрыть дверь…

В доме 4 трупа… Запаха нет, потому что вся квартира была огромным холодильником… Первой решили хоронить бабушку. За деньги не хоронили, только за хлеб. Но мама и тётя Ася с трудом уговорили дворничиху тётю Шуру взять два дневных пайка хлеба - 250 граммов и 100 рублей. Тело замотали простынёй и зашили. На углу были вышиты инициалы бабушки «Е. Ф.». Дворничиха обвила бабушку верёвкой и привязала к моим детским санкам. Она обещала отвезти и похоронить на Серафимовском кладбище.

Спустя несколько дней после организации бабушкиных похорон я снова вышел на улицу. Во дворе стоял грузовик: по городу время от времени ездила спецбригада, собирала мёртвые тела. Из-под лестницы нашего дома выносили трупы. Это были скелеты - некоторые в грязном белье, некоторые в пальто, некоторые запорошенные снегом, с сумкой, - они умерли прямо на улице… Гора одеревенелых от мороза мертвецов в машине всё росла - их кидали, как дрова. И вдруг я увидел, как выносят труп, привязанный к моим детским санкам… Я подбежал к грузовику и прочитал: «Е. Ф.»…

"После снятия блокады в 1944 году он вернулся в Ленинград, после чего поступил в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. В 1951 году Илью приняли на живописный факультет того же института. "

На фото Илья Глазунов, с супругой Ниной Виноградовой-Бенуа, представительницей знаменитой династии художников.

"Нина Виноградова-Бенуа – единственная жена Глазунова. "

"У Глазунова в 1969 году родился сын Иван. Через четыре года появилась дочка Вера.
22 сентября 1986 года в Ленинградском манеже должна была открыться персональная выставка художника. А накануне открытия Москву облетела трагическая весть: покончила с собой жена мэтра - Нина Виноградова-Бенуа. Выбросилась из окна. Тайну смерти женщины так и не разгадали. Почему она это сделала? Сама или кто-то «помог»? Зачем перед прыжком надела шапку? Хотя именно последнему факту многие нашли объяснение: хотела, чтобы муж увидел ее в последний раз красивой."

"Первая выставка работ Глазунова прошла в Центральном Доме работников искусств в Москве в феврале 1957 года. Этому поспособствовало получение Гран-при на международном конкурсе в Праге годом ранее. На выставке были представлены четыре цикла работа - «Образы Достоевского и русской классики», «Город», «Образы России» и «Портрет».

Удачный портрет Сергея Михалкова, на мой "скромный" взгляд.

Долгие годы художника опекал поэт и автор гимна СССР Сергей Михалков. Они познакомились в 1958 году, после чего Михалков начал просить за Глазунова у министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Карьера художника пошла в гору. Он написал портреты жены посла Швеции в СССР княгини Оболенской и мексиканского художника Давида Альфаро Сикейроса."

"Спустя год Глазунов запечатлел в своих картинах Сергея Михалкова, поэтов Бориса Слуцкого, Майи Луговой и Назыма Хикмета, актрису Татьяну Самойлову, режиссера Михаила Калатозова и писателя Анатолия Рыбакова."

Портрет писателя Валентина Распутина. Лично мне очень нравится.

"Позже он написал портреты многих политических деятелей, в число которых вошли президент Финляндии Урхо Кекконен, премьер-министр Индии Индира Ганди, чилийский лидер Сальвадор Альенде. Глазунову позировали итальянская актриса Джина Лоллобриджида, режиссер Федерико Феллини, космонавты, писатели, артисты и рабочие."

Илья Глазунов пишет портрет актрисы Джины Лоллобриджиды.

Илья Глазунов с Индирой Ганди,перед написанным им портретом Индиры Ганди.

"Набережная"- иллюстрация Ильи Глазунова к роману Ф.М. Достоевского "Идиот"

" В 1960-1970 из-под кисти Глазунова вышли иллюстрации к произведениям русских классических авторов, в том числе Николая Лескова, Александра Блока, Федора Достоевского, Николая Некрасова и Александра Куприна. В это же время художник создал большое количество исторических полотен - «Господин Великий Новгород», «Поле Куликово», Борис Годунов", «Иван Грозный», «Дмитрий Донской» и многие другие.

Иллюстрация к повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи".

Самыми известными его работами исторической тематики стали «Вечная Россия», «Мистерия XX века», «Разгром храма в пасхальную ночь» и «Великий эксперимент». Всего художник создал более трех тысяч картин.

В годе «застоя» на одной из экспозиций художника произошел скандал. В 1977 году власти СССР закрыли выставку Глазунова, содержащую картину «Дороги войны», как «противоречащую советской идеологии». Работу уничтожили, а спустя несколько лет художник написал ее авторскую копию."

"Глазунов также прославился как талантливый сценограф. Он оформил постановки опер «Князь Игорь и «Пиковая дама» в Берлинской опере, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Большом театре (Вставлю свои "пять копеек" в цитату: вот эту его работу я видела в Большом, никакими лестными личными впечатлениями поделится не могу, я была разочарована, грубый китч, неуместный, на мой вкус. Nebezopasni_vhod) и балет «Маскарад» в Одесском оперном театре. В этом ему помогала жена - Нина Виноградова-Бенуа.....

Глазунов организовал и возглавил в 1981 году Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. Спустя шесть лет по его инициативе была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества. Глазунов был бессменным ректором академии на протяжении 30 лет."

"После перестройки и развала Советского союза Илья Глазунов продолжил работу и сотрудничество с властями столицы. Он написал книги «Дорога к тебе» и «Россия распятая», в 1997 году по случаю 850-летия Москвы подарил городу все свои работы, а также руководил работами по реставрации Большого Кремлевского дворца.

В 2015 году стало известно, что отреставрированный Глазуновым 14-й корпус Кремля отправится под снос. Художник отреагировал на решение столичных властей стоически, заявив при этом, что лучше бы снесли построенный во времена «оттепели» Кремлевский дворец."

"В 2004 году в столице открылась Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова. Он был удостоен огромного количества наград, в том числе звания Народного художника СССР, лауреата Госпремии России, ордена «За заслуги перед Отечеством» всех возможных степеней. Ценили Глазунова и за рубежом. Среди его наград есть португальский орден Святого Михаила, индийская премия имени Неру и лаосский орден Вишну. Он также был удостоен двух орденов Русской православной церкви - Преподобного Сергея Радонежского в 1999 году и Преподобного Андрея Рублева в 2010 году.

Долгое время Илья Глазунов дружил с президентом России Владимиром Путиным. Накануне выборов в 2012 году художник даже зарегистрировался в качестве его доверенного лица. За три года до этого Путин посетил галерею Илью Глазунова и в шутливой форме прокомментировал работу художника «Князь Олег и Игорь». Президент посоветовал увеличить меч князя Олега, который «выглядел, как перочинный ножик», которым режут колбасу. Глазунов пообещал картину исправить и похвалил Путина за «хороший глазомер».

(Цитируемый текст: "От Феллини до Кремля: полвека творчества Ильи Глазунова" Дарья Щёкина)

Обновлено 10/07/17 07:01 :

Да, для тех кто не в теме, наверное,мне следовало добавить, что Илья Сергеевич Глазунов был сторонником академизма в искусстве. Именно в академическом направлении обучал студентов, я считаю правильный подход. Глазунов очень негативно относился к трюкачеству, циничному эпатажу и прочим мошенническим уловкам современных художников и не скупился в выражениях по поводу этого. Nebezopasni_vhod.

Еще я забыла написать, что Илья Сергеевич отдал в библиотеку основанного им учебного заведения ценнейшие книги принадлежавшие его семье, некоторые из которых были украдены и не найдены, что нанесло художнику очередную тяжелейшую психологическую травму. Nebezopasni_vhod.

Встречая 85-летие, художник покаялся в многочисленных изменах

Он и сейчас, убеленный сединами, будоражит женское воображение. А по молодости и вовсе не знал отказа от дам. Его талант вкупе с «неформатными», щегольскими баками и богемными пиджаками действовал на них безотказно. Илья Сергеевич признается: да, грешен, да, изменял. «Нормальный мужчина лет с 16, когда видит обнаженную красивую женщину, не может не реагировать», - искренне убежден он. «Изменял - но не предавал» - тоже его слова. В его личной системе жизненных координат художника эти понятия никогда не пересекались. Для ГЛАЗУНОВА это очень важно.

О его любвеобильности ходили легенды. Художник вспоминал историю, как после его первой выставки по Москве поползли слухи: Илья Глазунов не пропускает ни одну красивую натурщицу. Кое-кто решил этой славой воспользоваться. Как-то вечером художник пошел в мастерскую Академии художеств - забыл что-то. А там из-под двери свет. Постучал. Открывает сокурсник-искусствовед. И позади - голая девушка. Глазунов возмутился: «Что вы делаете в моей мастерской?» Оказалось, приятели, прикрываясь его именем, снимали девчонок. Красивым девушкам, говорили: «Хочу вас нарисовать». Брали листок картона, проводили пару линий и, расстроенные, откладывали «портрет» в сторону: «Вдохновения нет. Может, по бокалу шампанского?»
- Конечно, дело кончалось не рисунком, - смеется художник.

Портрет жены художника

Официально он был женат один раз. Супруга Нина Виноградова-Бенуа происходила из знаменитого рода, давшего миру известных архитекторов и художников. Глазунова даже втихаря попрекали, что он «примазался» к прославленной фамилии, дабы беспрепятственно войти в мир искусства. Мастеру на эти слухи было наплевать, он признается: Нина - единственная женщина, от которой он хотел иметь детей. Художник считал это главным доказательством любви. В 1969 году у супругов родился сын Ваня, спустя три года - дочка Вера.
Нина Виноградова-Бенуа часто появлялась на полотнах мужа - очень красивая и всегда печальная. Потом кто-то вспомнит о дурном предзнаменовании - нехорошей судьбе героев, запечатленных на известных полотнах. И действительно, позже в их семье случилось страшное.
Но пока была любовь - сильная до самопожертвования. Глазунов вспоминает:
- Однажды у меня кончились краски. Денег не было, и тут пришла Нина и, как добрая фея, протянула пакет: «Вот краски. Мне дали деньги родители». А через несколько дней из ее паспорта выпал зеленый билетик. Я на нем прочел: «Донорский обед». Моя жена продавала свою кровь и меняла ее на краски!
Илья Сергеевич и Нина Александровна прожили вместе почти 30 лет - и вдруг все оборвалось. В мае 1986 года обе столицы облетела жуткая весть: жена художника выбросилась из окна. Как, почему? На этот вопрос никто не ответил. На погибшей была зимняя шапка - видимо, она боялась, что муж увидит ее обезображенное лицо. Впрочем, Илья Сергеевич до сих пор уверен, что Нина не сама надела эту шапку, не было в доме такой вещи...

С того момента Лариса стала не просто музой Глазунова - по ее признанию, она была его собственностью, о местонахождении которой набирающий популярность художник должен был знать поминутно. Ревновал, врывался с цветами в аудитории ВГИКа, где училась любимая, бесконечно звонил. Если Ларе не удавалось приехать в мастерскую, прибегал на Дорогомиловку, где она жила, среди ночи:

Где ты была? С кем?
- Нас задержали на прогоне спектакля.
- А почему не позвонила?
- Не успела.
- Ты лжешь!
Глазунов хлопал дверью и в ярости выбегал из квартиры. Лариса рыдала всю ночь. Утром он звонил, просил прощения, и все начиналось по новой.
Эта связь продолжалась три года. Знала ли о ней Нина? Безусловно.
- Однажды мы пересеклись с ней в мастерской, - рассказывала Кадочникова. - Нина держалась естественно и дружелюбно. «Неужели ничего не знает? - думала я. - Но это невозможно! Я бы не смогла улыбаться любовнице мужа...»
Ларису эти отношения сильно изматывали. Друзья жалели ее, а поэт Геннадий Шпаликов даже написал:
Нескладно получается:
Она с другим идет.
Невестою считается,
С художником живет.
Невестою считается,
Пьет белое вино.
Нескладно получается,
Как в западном кино.
Пока домой поклонники
Ее в такси везут,
Сижу на подоконнике
Четырнадцать минут.
Взяв ножик у сапожника,
Иду я по Тверской
Известного художника
Зарезать в мастерской.

Любовь втроем

Когда Лариса объявила о беременности, Илья только пожал плечами:
- Конечно, ты можешь родить, но я не готов стать отцом.
Мама Ларисы пригласила Глазунова домой поговорить - словно на что-то надеясь. Художник заявил с ходу:
- Я разводиться не намерен. Пусть Лариса делает аборт. Впрочем, решать, конечно, вам. Это ваши женские дела.
Лара пошла на аборт.
В тот раз еще можно было все поправить. Кадочникова быстро восстановилась, даже съездила с Глазуновым в Крым. Чувствуя свою вину, Илья как никогда был мягок и заботлив. Но вскоре кошмар повторился. Лариса снова забеременела и снова убила своего ребенка. Стать матерью ей было не суждено. - С Ильей я продолжала встречаться, - вспоминала Лариса Валентиновна. - Это была уже не любовь, а какое-то наваждение, гипноз. Некоторые воспринимали меня исключительно как любовницу Глазунова. И смаковали подробности нашей жизни. Будучи беременной во второй раз, я снималась у Михаила Швейцера в картине «Мичман Панин». Главную роль играл Вячеслав Тихонов.
Токсикоз у меня был жуткий.
Помню, приехала на студию, оделась, загримировалась и вышла в коридор. Меня затошнило, я прислонилась к двери и услышала, как сплетничают гримеры:
- Видали красотку? Еле дышит. Беременная. От художника Глазунова.
- Да он вроде женат.
- Ну и что? Жена в курсе. У них любовь втроем. У этих молодых артисточек ни стыда ни совести.

И вдруг вмешался Тихонов:
- А ну прекратите! Чтобы я об этой женщине больше не слышал ни одного дурного слова! Расстались любовники быстро и по обоюдному согласию. Стали что-то обсуждать, заспорили - и почти одновременно сказали: «Все, хватит!»
- Мне рассказали, что незадолго до нашего последнего свидания Глазунова вызвали в «компетентные» органы, - рассказывала Кадочникова. - У него намечалась выставка за границей, но отпустить туда могли только художника с безупречной репутацией. И он сделал выбор.


После Ларисы у мастера было много муз. Они терпели тяжелый характер гения, пользовались его деньгами, а потом исчезали. Одну чаровницу художник выгнал сам, застав в постели с собственным водителем. Другая бывшая содержанка вспоминала:
- Он задаривал шубами, машинами, цацками. Но жить с ним тяжело. Я как-то поехала к зубному врачу на машине Глазунова с его личным шофером, попала в затор. Мобильных тогда не было. По дороге, когда машина останавливалась, я бежала звонить из таксофона Илье и отчитывалась, где нахожусь.
Сегодня рядом с мэтром новая любовь - 50-летняя Инесса Орлова, директор его картинной галереи на Волхонке, 13. Глазунов от нее в восторге:
- Мы познакомились на улице. Она шла в консерваторию. Меня поразило ее прекрасное лицо. «Я художник, хочу вас нарисовать!» - заявил я. Инна окружает меня вниманием и заботой. Она не предаст, я полностью ей доверяю, хотя и не верю никому - тем более женщинам.

Брежнев приревновал к Индире Ганди

* Создав множество портретов первых лиц государства, Илья Сергеевич не считает себя придворным живописцем. Говорит, чаще всего писал по фото. Перед визитом Л. И. Брежнева в Индию Глазунову поручили написать портрет Индиры Ганди. Изображение растрогало ее до слез. Брежнев, увидев такую реакцию, ревниво заметил: «Почему Глазунов рисует только буржуазных лидеров? Например, у меня скоро юбилей...» Генсека мастер изобразил, но уверяет, лично они так и не встретились.
* Галерею на Волхонке, 13 художнику помог открыть его друг Юрий Лужков, когда узнал, что за аренду залов в Манеже с Глазунова просят $300 тыс. «Да они совсем озверели!» - вспылил мэр и замутил грандиозную реконструкцию.
* В 2009 году тогдашний премьер-министр РФ Владимир Путин, рассматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), заметил, что меч князя Олега коротковат: «Как ножик перочинный в руках смотрится. Им как будто колбасу режут». Глазунов обязался оплошность исправить и похвалил «хороший глазомер» главы российского правительства.

С лица соскочили две огромные крысы
* Илья Глазунов считает себя убежденным монархистом и русофилом и гордится своими дворянскими корнями. Его мать, Ольга Флуг, принадлежала к древнему европейскому роду, восходившему к чешской королеве Любуше - основательнице Праги. В ХVIII веке один из ее потомков, Готфрид Флуг, приехал в Петербург по приглашению Петра I - преподавать фортификацию и математику.
* Во время блокады Ленинграда будущий художник потерял почти всю семью. «Отец умирал мучительно тяжело. Укутанный в пальто, он лежал на кровати и громко, протяжно кричал на одной ноте: «А-а-а-а!» - вспоминал Глазунов. - Слышать это было невыносимо, от ужаса волосы вставали дыбом, но хоть как-то облегчить страдания мы не могли. Врач потом сказал, что у папы случился приступ голодного психоза. Мама, пытаясь меня успокоить, повторяла: «Не бойся, Илюша. Мы все умрем». Однажды я приоткрыл дверь в соседнюю комнату и в ужасе отпрянул, увидев двух крыс, соскочивших с тетиного лица».
* От голодной смерти Илью спас дядя, брат отца. Он служил главным патологоанатомом Северо-Западного фронта и организовал его эвакуацию из Ленинграда. А мама осталась в городе. На Большой земле Илья получил от нее три письма. В апреле 1942-го связь навсегда прервалась.

Рассказать друзьям