Карлос Кастанеда - биография, история жизни: Король мистификаций. Карлос Кастанеда: что таит в себе биография этой загадочной личности От чего умер карлос кастанеда

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Имя: Карлос Кастанеда (Carlos Castaneda)

Возраст: 72 года

Место рождения: Сан-Паулу, Перу

Место смерти: Лос-Анджелес, Калифорния, США

Деятельность: Доктор философии по антропологии

Семейное положение: был женат

Карлос Кастанеда - биография

Писатель, духовидец, ученый, шарлатан, бизнесмен... Все это можно сказать про Карлоса Кастанеду, и все это будет истиной. Впрочем, далеко не всей.

О его жизни известно очень мало, а то, что известно - недостоверно. Ведь его учение включает в себя «стирание памяти»: воин должен говорить о себе как можно меньше правды. Поэтому биография «большого лгуна и верного друга» (так назвал Кастанеду его знакомый Жозе Бракамонте) весьма противоречива. Даже на многих «его» фотографиях изображен однофамилец, не имеющий к Карлосу никакого отношения. Изложенная ниже история -разрозненные кусочки мозаики, собранные в единую картину. Но кто поручится, что их нельзя сложить иначе?..

Карлос Кастанеда - Туманное начало

Дон Хуан Матус: «Все пути одинаковы: они ведут в никуда».

Место и время появления Кастанеды на свет теряются в тумане. Он родился в Перу, Бразилии или Аргентине, а дата рождения «плавает» между 1925 и 1946 годами. Его отец был преуспевающим дельцом, мать рано ушла из жизни. Самой большой радостью в жизни маленького Карлоса/ были причудливые рассказы дедушки-итальянца. Возможно, именно эти чудесные истории определили судьбу писателя-мистика. Через десятки лет в одной из своих книг он скажет «прощай» духу любимого родственника...

Повзрослев, юноша отправился учиться в США. По «официальной» версии тогда ему было 15 лет, скептики же переносят событие на десять лет вперед и намекают на скандал с внебрачным ребенком,заставивший его бежать. За границей молодой человек с головой окунулся в науку.

Круг его интересов необычайно широк - философия, психология, искусство. Он опубликовал в журналах несколько своих стихотворений, ради заработка писал картины на заказ. Женился на Маргарет Раньян, у них родился сын. Через десятки лет Маргарет издаст первую биографию Кастанеды, но сам он будет отрицать факт супружества с ней.

Учение Дона Хуана

Дон Хуан Матус: «И я осознал, что жизнь, которую я вел, не стоит того, чтобы жить. Поэтому я изменил ее».

Поворотным моментом стала полевая практика Кастанеды в Калифорнийском институте. Изучая шаманские обряды, молодой ученый встретил индейца из племени яки - брухо (колдуна) Хуана Матуса. Старик пригласил Карлоса в свою хижину; так началась история, которая позже стала первой книгой Кастанеды. Пытавшийся оставаться сторонним наблюдателем, антрополог все сильнее втягивался в учение дона Хуана. Сознание западного человека отвергало мистику, и для его «расширения» ученик брухо употреблял пейотль - вид кактуса, содержащий галлюциноген мескалин.

Кастанеда всегда настаивал на реальности изложенных в его книгах событий - дескать, европеец не сумел бы придумать такого персонажа, как дон Хуан. Скептики же находили в них несоответствия известным антропологическим фактам об индейцах. Сам автор лишь добавлял тумана, выступая с противоречивыми заявлениями. Существовал на самом деле старый брухо или нет, дон Хуан стал литературным альтер эго Карлоса Кастанеды.

К 1965 году из-за денежных проблем Кастанеде пришлось оставить занятия. Тогда он взялся за собранные для дипломной работы полевые заметки. Из них получился роман. Но лишь спустя три года после многих исправлений он был опубликован университетом. И сразу -грандиозный успех. Новые тиражи печатались уже в самых престижных издательствах США. К бедному ученому пришла слава - письма от поклонников, организованные литературными агентами встречи...

Последние оказались потрясением для фанатов. Читавшие «Двери восприятия» Хаксли и боготворившие Тимоти Лири хиппи ожидали увидеть соответствующего их кругу автора: босые ноги, копна волос, туманный взор... Вместо этого перед ними представал приземистый и зажатый ученый в строгом сером костюме.

Вскоре увидели свет еще две книги: «Отдельная реальность» и «Путешествие в Икстлан». В основе последней - диссертация, которая в 1973 году принесла Кастанеде ученую степень по антропологии. Критика не умолкала, однако услышать ее становилось все труднее: популярность на-гвализма - мистического учения дона Хуана - росла. И тут Кастанеда совершил один из тех резких разворотов, которыми была так богата его жизнь: навсегда удалился от научной деятельности.

Нагваль Дон Карлос

Дон Хуан Ма-тус: «Не объясняй слишком многого. В каждом объяснении скрывается извинение».

Неподалеку от Лос-Анджелеса Кастанеда приобрел особняк, который стал его постоянной резиденцией. В его жизни появилось множество женщин. Первыми из них стали бывшие ученицы «сгоревшего во внутреннем пламени» дона Хуана, про которого Карлос утверждал, что тот не умер, а перешел на иной уровень существования. Теперь Кастанеда сам стал лидером «партии воинов нагваля», «тольтеков» - магов, чьи традиции якобы исходят от древних индейских мудрецов. В сообщество принимали и новых участниц: недостатка в желающих не было. По примеру своего учителя они «стирали биографию» - меняли имена, разрывали отношения с семьями.

Никто в точности не знает, что происходило за стенами его дома. Одна из подопечных мистика, Эмма Уоллес, впоследствии напишет книгу «Ученица мага. Моя жизнь с Карлосом Кастанедой». В ней она опишет жизнь в общине колдунов как нечто среднее между тоталитарной сектой, гаремом и группой психоанализа. Однако множащиеся слухи лишь повышали интерес к Кастанеде. Именно в годы «затворничества» вокруг него сложился настоящий культ. Встречи с ним искали Шон Коннери и Клинт Иствуд .

Сам Федерико Феллини загорелся идеей экранизации «Путешествия в Икстлан», но дон Карлос отказался даже встречаться с великим режиссером.

Огонь изнутри

Дон Хуан Матус: «Смерть - это вызов для нас. Мы все рождены, чтобы принять этот вызов».

Спад популярности происходил постепенно, с общим угасанием контркультуры «детей цветов». Кастанеда по-прежнему выпускал одну книгу за другой, но ажиотажа они более не вызвали. Поток критики тоже мельчал -дурной знак...Тихий период завершился в 1992 году - и очень громко: Кастанеда объявил о создании корпорации Cleargreen. Теперь его целью стало обучение магическим пассам как можно большего количества людей. Разумеется, не бесплатно. Изменилась даже терминология - «магия» превратилась в «шаманизм».

Были запущены циклы семинаров, лекций, тренингов. Бизнес шел прекрасно: компания быстро набирала капитал, а мир снова заговорил о Кастанеде. Отныне публика связывала его не с хиппи, а с вполне встроенным в систему квазирелигиозным движением «Нью Эйдж» («Новая эра»). Некоторые недоумевали: почему, сакральные практики превратились в товар? Кастанеда успокаивал: дескать, так захотел «воскресший» в очередной раз дон Хуан.

Согласно нагвализму, маг в конце своей жизни должен «сгореть в огне изнутри», чтобы переродиться в трансцендентном мире. В «Сказках о силе» дон Хуан прыгает в пропасть и уже не возвращается. Кастанеда сомневался в том, что ему удастся повторить путь своего учителя: он много и тяжело болел. Среди членов его группы все чаще возникали разговоры о ритуальном самоубийстве...

27 апреля 1998 года Карлос Кастанеда умер от рака желудка, его тело кремировали. В завещании он отписал все имущество корпорации Cleargreen. Через некоторое время ее руководство сделало заявление, что Кастанеда не умер, а перешел в иное энергетическое состояние. Каста-неда-младший подал иск о подделке завещания -безуспешно. Путь мага завершился вполне земными раздорами.

Сразу после дона Карлоса бесследно исчезли женщины из его «группы нагваля». В 2003 году в мексиканской пустыне нашли обглоданные животными человеческие останки. Экспертиза ДНК показала, что одной из погибших была ученица Кастанеды.

В первую очередь, эта статья обращена к тем, кто уже читал Кастанеду и имеет хотя бы общие представления о том, кто он такой и о чем его книги. Но по всем основным позициям можно провести параллель и с любой другой системой духовного поиска, которая вам может быть знакома.

Для тех, кто не в теме. Кастанеда – американский то ли писатель, то ли антрополог, то ли мистик. Прославился тем, что написал серию книг-отчетов о своем обучении у индейского шамана дона Хуана, реальное существование которого, однако, осталось под вопросом. Общую информацию можно почерпнуть из Википедии – там достаточно . А мы перейдем к сути дела.

Основная критика свалилась на Кастанеду из-за первых двух его книг, где больше внимания уделяется магическим практикам, сопряженным с приемом различных естественных галлюциногенов. И хотя Кастанеда не подразумевал никакой наркотической пропаганды, так вышло, что первые книги были многими восприняты, как призыв лизать марки, жевать кактусы и курить траву.

Но начиная уже с третьей книги, Кастанеда сам признает, что, неправильно расставив акценты, совершил ошибку, и теперь заново рассказывает ту же самую историю, но уже в совершенно другом ключе. Именно с третьей книги начинается тот Кастанеда, который по-настоящему изменил ход многих личных историй.

На этом тему "наркотической" опасности кастанедовских книг закрываем, как банальную и скучную, и переходим к психологическому их воздействию, которое куда интереснее.

Дон Карлос

За всей мистической атрибутикой книги Кастанеды скрывают совершенно простую и четкую систему взглядов, которая, однако, часто ускользает и от самых рьяных его почитателей.

Концепция, предложенная Кастанедой, в мельчайших подробностях описывает путь подготовки ученика от полной его социальной бессознательности до состояния просветления. Там есть все: от решения базовых социально-психологических проблем, которыми занимается обычная наша психология, до технологии достижения принципиально иных и более высоких состояний сознания, которыми обычно занимаются духовные учения.

Сложность понимания книг Кастанеды заключается в том, что книги эти – художественные, и как таковые, они не имеют своей прямой целью стройного изложения эзотерической системы знания. И хотя Кастанеда несколько раз пытается разложить все по полочкам, целостную систему можно восстановить только после многократного прочтения и осмысления.


Но отличное литературное обрамление само по себе оказывает мощное влияние – оно действует, как ловушка для ума, заставляя его в погоне за сюжетом, все глубже погружаться в магический мир. А формат дневниковых записей, придает повествованию почти осязаемую реалистичность и зовет читателя войти в приоткрытую перед ним дверь.

Что ни говори, а Кастанеда – отличный писатель, умеющий увлечь читателя за собой, оторвать его от земли, от привычных умственных построений и зашвырнуть его в совершенно иной мир – таинственный, пугающий, непредсказуемый, но сказочно манящий.

Основная канва повествования разворачивается вокруг Пути Воина – особого мировоззрения и соответствующего образа жизни, который постепенно трансформирует обычного социального человека в настоящего мудреца, Человека Знания. Оба эти понятия условные, поскольку никакой особой воинственности и никакого конкретного тайного знания тут не подразумевается. Это просто образы, хорошо передающие суровый дух противостояния собственным демонам.

В других традициях Путь Воина соотносится с системой практик, необходимых для очистки и подготовки сознания к будущей трансформации, а просветление, которое наступает, когда сознание окончательно к этому готово, соответствует статусу Человека Знания. Как говорит дон Хуан, – "Когда становишься человеком знания, путь воина заканчивается".

Таким образом, Путь Воина – это своеобразный мостик из социально обусловленного состояния сознания, к состоянию вне всяких условностей, к полной Свободе, которая и есть конечная цель всякого Пути.

Принципы Пути Воина безо всяких противоречий включают в себя всю современную психологию, и даже сверх того – далеко выходят за ее рамки. Черпал ли Кастанеда вдохновение из уже существующих учений или творил что-то свое – тоже не так уж и важно. Даже если это просто талантливая компиляция, ее ценности это не умаляет.

Язык Кастанеды простой и хлесткий, он сбивает с ног, не оставляя читателю шансов ускользнуть от правды о самом себе. А выразительной четкостью формулировок и бритвенной остротой сделанных наблюдений, Кастанеда легко затыкает за пояс всех академических психологов, вынужденных из соображений политкорректности ходить вокруг да около. У Кастанеды талант называть вещи своими именами, и этому у него стоит поучиться любому психологу.

Теоретическую базу и практическую сторону Пути Воина описывать здесь бессмысленно – задумчивые исследователи целые тома по этому поводу исписывают. Коль появится такой интерес, можно будет эту тему продолжить в других статьях, так что пишите заинтересованные комментарии. А пока двигаемся дальше.

Шило на мыло

Каким образом люди вообще попадают в эзотерику? Откуда возникает желание променять теплую и уютную привычную жизнь на невзгоды и тяготы Пути Воина?

Первая, самая распространенная и самая нездоровая причина – это самообман неудачника. Раз ничего не получается – пойду в воины. Такие люди составляют основной костяк любого мистического течения. Их привлекает возможность встать в позу и продемонстрировать всем вокруг свою возвышенную необыкновенность. Кто-то потом эту стадию проходит и двигается дальше, а кто-то застревает в ней до самого конца.

Вторая причина – своеобразный духовный нонконформизм, романтика поиска или побег от скуки. Для этих людей Путь Воина становится хобби – необычным развлечением, которому можно уделять некоторое количество свободного времени, а потом хвастаться перед друзьями своими открытиями. Опять же, некоторые из них потом идут дальше, но большинство просто находят себе другое развлечение.

Третья группа самая малочисленная – это те, кого сама жизнь поставила перед выбором, те, чье выживание находилось на грани, а Путь Воина стал единственным возможным выходом из ситуации. Таких людей немного. Иногда, они встречают своего дона Хуана, как это было с Кастанедой (он, кстати, был тогда на грани самоубийства), иногда, ищут свой путь на ощупь, иногда, находят своего учителя внутри, как это было с Юнгом.

Так или иначе, никто по доброй воле не станет покидать насиженное место.

Только дырявый горшок может пытаться стать человеком знания по своей воле. Трезвомыслящего человека нужно затягивать на путь хитростью. Найдется масса людей, которые с радостью захотят учиться, но эти не в счет. Обычно они уже с трещиной. Как пересохшая бутыль из тыквы, которая с виду в порядке, но начинает течь в ту же минуту, как только в нее наливают воду и появляется давление.

ДХ


А вот цитата из мира психологии.

Только принуждение заставляет шевелиться природу, в том числе и человеческую. Без нужды ничего не изменяется, и менее всего человеческая личность. Она чудовищно консервативна, если не сказать инертна. Только острейшая нужда в состоянии ее вспугнуть. Так и развитие личности повинуется не желанию, не приказу и не намерению, а только необходимости: личность нуждается в мотивирующем принуждении со стороны судеб, исходящих изнутри или приходящих извне.


…но также сознательное моральное решение должно дать свою силу процессу личностного развития. Если первое, т. е. необходимость, отсутствует, то так называемое развитие будет простой акробатикой воли; если отсутствует последнее, а именно сознательное решение, то развитие увязнет в тупом бессознательном автоматизме. Однако решиться на собственный путь можно только в том случае, если он представляется наилучшим выходом.

К. Г. Юнг
Путь Воина – это лишь противовес обычной социальной жизни, а не самостоятельная ценность. "Воинская" система ценностей нужна только для того, чтобы вырвать человека из привычной колеи, из привычной системы взглядов, но менять шило на мыло совершенно бессмысленно. Суть и цель Пути Воина не в том, чтобы подчинить себя более правильным ценностям, а в том, чтобы отказаться от ценностей вовсе.

В противном случае, если не происходит полного отказа от всяких ценностей, человек оказывается распятым на кресте противоречащих друг другу принципов. Вера в праведность Пути Воина не позволяет больше наслаждаться обычными социальными играми, а подавленные, но не отброшенные, социальные интересы никак не дают целиком посвятить себя воинскому образу жизни.

Возникает чудовищный внутренний конфликт, от которого человек становится дважды неуверенным в себе: теперь и член общества из него никудышный, и воин паршивый – ни то, ни се. И от этого на душе становится совсем тяжело.

Путь Воина – это лишь клин, который нужен, чтобы выбить другой клин. Не более того. В конечном счете, важна верность самому себе, а не тому или иному образу жизни. Система ценностей Пути Воина важна, как точка опоры, которую можно использовать, чтобы перевернуть мир привычных своих взглядов. Делать же из него религию – крайне опасно.

Сверхспособности вместо просветления

У йогов есть замечательная метафора, которая хорошо иллюстрирует данную проблему. Они говорят, что есть путь, а есть цветы у дороги. Цветы эти красивые и чудесно пахнут, но не они являются целью путешествия, они его лишь сопровождают, да и то не обязательно.

Описанный Кастанедой мир магов с их способностями превращаться в животных, мгновенно перемещаться в пространстве и быть в двух местах одновременно – это только цветы у дороги. Сущность Пути Воина не в том, чтобы развить в себе эти умения, и реальное продвижение по пути никак от них не зависит. Дерево рубят – щепки летят, но никак не наоборот.

Сверхспособностями больше всего увлекаются как раз те неудачники, которые не смогли утвердиться в социальной жизни, а теперь хотят утереть всем нос своими магическими фокусами. Иногда, это у них получается, но психологически они так и остаются наивными маленькими человечками с непомерными амбициями.

Кастанеда неоднократно обращает внимание на то, что конечная цель пути – Свобода, и в первую очередь, это свобода от потребности в самоутверждении, в утешении, в признании. Чувство собственной важности – это очень тяжелая ноша. Можно стать настоящим магом, но так остаться при этом полнейшим ничтожеством.

А посмотрите, чем заполнены форумы любителей Кастанеды – одно сплошное самолюбование и погоня за спецэффектами. Как и предрекают индусы, в эпоху Кали-Юги дешевая демонстративная эзотерика становится очень популярной.

Настоящий Путь Воина совершенно бесхитростен – нечем хвастаться и не перед кем. Ни крыши над головой, ни твердой почвы под ногами – одна сплошная неизвестность и полное одиночество. "У воина нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины, есть только жизнь, которую нужно прожить" – кому нужно такое путешествие?

Акция личностного развития – это, на взгляд постороннего, непопулярное предприятие, малоприятное уклонение от прямого пути, отшельническое оригинальничание. Поэтому неудивительно, что издавна лишь немногие додумывались до столь странной авантюры. Если бы все они были глупцами, то мы имели бы право исключить их из поля зрения нашего интереса как духовных "частных лиц". К несчастью, однако, личностями являются, как правило, легендарные герои человечества, те, кто вызывает восхищение, любовь и поклонение, истинные чада божьи, чьи имена "не прейдут в эонах". Они – подлинный цвет и плод, семена, порождающие древо рода человеческого.

К. Г. Юнг

Культ отсутствующей личности

Другая опасность, подстерегающая доморощенных воинов, – это желание вступить в то или иное сообщество любителей Кастанеды.

Многоуважаемая РПЦ в своей книге по (популярному) сектоведению перечисляет несколько организаций, действующих в этом направлении, в том числе, и в России.

Сей любопытный документ называет Кастанеду основателем секты, но основную критику направляет не на сущность учения, а на деятельность этих самых центров, групп и обществ свидетелей последователей Кастанеды.

Но опасность не в том, что, гипотетически, можно попасть под влияние этих горе-сектантов от Кастанеды, а в самом стремлении найти себе духовное пристанище, круг сообщников-единомышленников.

Вокруг всякого значимого учения рано или поздно начинают возникать разного рода тусовки. Люди общаются между собой, делятся опытом, открытиями и переживаниями, и на каком-то этапе такой взаимообмен вполне может способствовать настоящему развитию. Но если задержаться внутри такой тусовки дольше необходимого, она быстро перестает быть подспорьем и становится препятствием для дальнейшего развития.

В случае кастанедовского учения все осложняется еще и тем, что оно само подразумевает создание своей группы. У дона Хуана была группа магов, у Кастанеды тоже была, вот и читатели считают, что им срочно нужно искать себе группу или сколачивать свою собственную.

То же касается и поиска своего личного дона Хуана. В книгах несколько раз упоминается, что только учитель может показать ученику "темную сторону силы". И вот едут в Сонору последователи Кастанеды со всего мира, собирают кристаллы, ищут мескалито, бродят по пустыне, собрав глаза в кучу, и пристают к старым индейцам в потрепанных шляпах. А другие, кому подобный активный поиск не по карману и не по духу, вздыхают и вообще отказываются от всякого поиска – нет дона Хуана под рукой, значит придется жить обычной жизнью.

Однако настоящий поиск всегда происходит в одиночестве, наедине с собой, и чем дальше, тем более глубокого внутреннего уединения он требует. Учитель, гуру или бенефактор даже при всем своем желании не сделают из ученика Человека Знания. Они могут подсказать, подтолкнуть, показать пример, но взрастить в себе новую личность ученик может только сам. Только он сам несет ответственность за результаты своего поиска.

Дон Хуан говорит – "Доверяй своей личной силе, одного этого уже будет достаточно, чтобы пройти свой путь". "Но избран ли я для этого пути?" – сомневается ученик. А ответ один: степень собственной избранности может определить только сам ученик, вступив на путь и пройдя по нему.

Развитие личности означает верность собственному закону. Для передачи слова "верность" мне кажется более всего применимым греческое слово из Нового Завета, которое по недоразумению было переведено как "вера". Однако оно, собственно говоря, означает доверие, доверчивую лояльность. Верность собственному закону – доверие этому закону, лояльное выжидание и доверчивая надежда, а вместе с тем – установка наподобие той, которую верующий должен иметь по отношению к Богу.

К. Г. Юнг


Чтобы двигаться по своему пути, не нужен учитель, не нужны попутчики и не нужно само учение, нужна только вера в себя и свое предназначение, и только по вере этой воздастся.

И все-таки…

В последних книгах Кастанеды пошла совсем уж какая-то мистификация, а начатое им на новой волне движение Тенсёгрити и вовсе выглядит до крайности противоречиво. Он сам, конечно, подводит под это дело какую-то объяснительную базу, но выглядит это неуклюже и доверия не вызывает.

Можно было бы предположить, что такой поворот событий связан с потребностью в деньгах, но это тоже не кажется убедительным, поскольку гонорары за постоянно переиздаваемые по всему миру книги должны были быть баснословными. Может он запутывал какие-то следы, может занимался неделанием, а может окончательно двинулся от своих экспериментов.

Много споров ходит о реальной личности Кастанеды, о том, каким он был на самом деле и насколько соответствовал идеалам Пути Воина. Рассказы ходят всякие – верить им или нет, пусть каждый решает сам для себя.

Также не прекращаются и, наверное, никогда не прекратятся пересуды о том, был ли дон Хуан реальной личностью или это лишь собирательный образ. Кастанеда до самого конца придерживался своей легенды и утверждал, что дон Хуан и его линия магов существовали на самом деле, и он действительно проходил у них обучение.

Под вопросом находится и то, достиг ли Кастанеда своей конечной цели. Некролог говорит, что Кастанеда умер от рака печени в 1998 году. В интернете есть скан официального свидетельства о смерти некоего Carlos Castaneda, но для "верующих в Кастанеду" всегда остается надежда, что дон Карлос все еще где-то бродит по земле, а если и нет, то не потому, что его доконала болезнь простых смертных, а потому что пришел его час и он, как полагается настоящему Человеку Знания, сгорел огнем изнутри.

И все-таки… книги Карлоса Кастанеды для многих людей оказались тем самым кубическим сантиметром шанса, который открывает путь к настоящей Свободе. Суровый мужской дух его сказок о Силе – это как раз то, чего так не хватает современной культуре, тонущей в инфантильной бескостной женственности.

Путь Воина – это смертельная битва за собственную свободу, схватка со своими страхами и демонами, в которой еще неизвестно, кто победит. Кастанеда не рассуждает о божественной любви и всепрощении, он беспощаден в своих суждениях. Общество погрязло в жалости к себе, люди слабы и глупы, но у каждого есть шанс вырвать себя из этой дремоты.

А закончим еще одной цитатой швейцарского дона Карлоса, который разделял и проповедовал те же самые ценности.

Что же побуждает человека избрать собственный путь и таким образом вырваться, как из пелены тумана, из бессознательного тождества с массой? Это не может быть нуждой, потому что нужда приходит ко всем, и все спасаются конвенциями. Это не может быть и моральным выбором, потому что люди, как правило, выбирают конвенции. Что же тогда неумолимо склоняет выбор в пользу необыкновенного?

Это то, что зовется предназначением; некий иррациональный фактор, который фатально толкает к эмансипации от стада с его проторенными путями. Настоящая личность всегда имеет предназначение и верит в него; имеет к нему pistis, как к богу, хотя это – как, вероятно, сказал бы заурядный человек – всего лишь чувство индивидуального предназначения. Это предназначение действует, однако, как божественный закон, от которого невозможно уклониться. Тот факт, что очень многие погибают на собственном пути, ничего не значит для того, у кого есть предназначение. Он должен повиноваться собственному закону, как если бы это был демон, который соблазнял его новыми, странными путями. Кто имеет предназначение, кто слышит голос глубин, тот обречен.

К. Г. Юнг


P. S.

Если вы все еще думаете, что это была критика Кастанеды, от всей души вас поздравляю – вы ничего не поняли! Выбросьте все предрассудки из головы и перечитайте заново. Если бы статья называлась "Чем опасен скальпель" и рассказывала о том, как легко им по своей дурости порезаться, вы бы и ее тоже воспринимали, как критику скальпеля?

Статья не о том, что Кастанеда чем-то плох. Как и у любого инструмента, у него есть сильные и слабые стороны. Но статья и не об этом тоже – она о том, к каким проблемам приводит поверхностное знакомство и безответственное применение любого инструмента.

Карлос Кастанеда – американский писатель, исследователь индейской магии. Автор бестселлеров рассказывал в книгах о том, как расширить границы восприятия, познать Вселенную. Работы Кастанеды в научном сообществе считали художественной литературой, но некоторая информация представляла интерес и для ученых.

Детство и юность

Информация в биографии Карлоса Кастанеды разнится. Ученый рассказывал, что в бумагах указано имя Карлос Аранья, но после переезда в Америку решил взять фамилию матери – Кастанеда.

Писатель также рассказывал о том, что родился 25 декабря 1935 года на территории бразильского города Сан-Паула. Родители были зажиточными гражданами. Юный возраст матери и отца не позволял им воспитывать сына. На тот момент родителям едва исполнилось 15 и 17 лет соответственно. Это повлияло на то, что мальчика передали на воспитание сестре матери.

Но женщина скончалась, когда ребенку исполнилось 6 лет. А в 25 лет молодой человек потерял и биологическую мать. Карлос не слыл послушным ребенком. Юношу часто наказывали за связи с плохими компаниями и нарушениями, в том числе школьных правил.

В 10 лет Карлос отправился в путешествие, которое закончилось в интернате Буэнос-Айреса, но через 5 лет Кастанеду вновь ждал переезд. На этот раз пунктом назначения стал Сан-Франциско. Здесь юношу воспитывала приемная семья. Завершив обучение в Hollywood High School, Карлос отправился через океан – в Милан.


Молодой человек поступил в Академию изящных искусств Брера. Но долго постигать азы изобразительного искусства не сумел из-за отсутствия соответствующего таланта. Кастанеда принимает непростое решение и возвращается на калифорнийский берег США.

Постепенно в душе Карлоса просыпалась любовь к литературе, психологии и журналистике. Молодой человек в течение 4 лет посещал курсы в City College, расположенный в Лос-Анджелесе. Содержать парня было некому, поэтому Кастанеде приходилось тяжело работать. Будущего писателя пригласил на должность помощника психоаналитик.

Работа Карлоса заключалась в упорядочивании записей. Каждый день Кастанеда слушал рыдания и жалобы других людей. Только спустя некоторое время юноша понял, что многие клиенты психоаналитика похожи на него. В 1959 году Карлос Кастанеда официально стал гражданином Соединенных штатов Америки. После этого важного шага молодой человек сделал еще один – поступил в Калифорнийский университет, где получил диплом по антропологии.


Молодой Карлос Кастанеда

Журнал Time предложил другую версию биографии писателя. В 1973 году была опубликована статья, в которой сказано, что родился автор бестселлеров 25 декабря 1925 года в Кахамаркае, городе на севере Перу. В качестве подтверждения журналисты использовали данные иммиграционной службы.. Не совпадали данные относительно мест учебы писателя. По мнению исследователей, Кастанеда учился в Национальном колледже св. Девы Марии Гваделупской в Лиме, позже поступил в Национальную школу изящных искусств, расположенную в Перу.

Литература и философская мысль

Кастанеда не прекращал научную работу. Мужчина писал статьи о лекарственных растениях, которые использовали североамериканские индейцы. В командировке и произошло знакомство с человеком, изменившим восприятие мира Карлоса, – Хуаном Матусом.

Книги Карлоса Кастанеды пропитаны знаниями, полученными во время обучения у Хуана Матуса. Этот человек прославился магическими способностями. Эксперт в этой области был хорошо знаком с древними шаманскими практиками. Критики не воспринимали всерьез представленную в работах Кастанеды информацию, называя это невозможным и невероятным.


Но это не отталкивало поклонников Карлоса. У мужчины появились последователи, которые и сегодня продолжают деятельность Кастанеды. В учениях дон Хуан предстает мудрым шаманом. Некоторые люди видят в описании мага индейского колдуна. Но, по мнению писателя, это больше представитель академической науки.

В книгах Карлос описывал представление Хуана Матуса о мире, в основе которого лежат неизвестные для европейца понятии. Кастанеда представил новое устройство мира, на которое влияла социализация.

Ученики дона Хуана предпочитали жить по правилам учителя. Этот образ жизни называли Путь воина. Маг утверждал, что все живые существа, в том числе люди, воспринимают энергетические сигналы, а не объекты. Организм и мозг обрабатывают полученные данные и создают собственную модель мира. По мнению Матуса, познать все невозможно. Любые знания будут ограниченными. Эту идею переносил в книги и Кастанеда.


Обычно человек воспринимает лишь малую часть получаемой информации. В учениях дона Хуана ее обозначают как тональ. А та часть, в которой включены все аспекты жизни Вселенной, была названа нагвалем. Карлос Кастанеда истинно верил в то, что расширить тональ возможно, но для этого нужно пройти Путь воина.

Писатель рассказывал в книгах о возможности изменения местоположения энергетического поля человека, которое способствует поглощению внешних сигналов и развитию. По мнению Хуана Матуса, точки можно разделить на жестко фиксированную, множественное положение, полное осознание.


Максимального уровня внимания человек способен добиться в случае прекращения внутреннего диалога. Ради этого придется поступиться жалостью к собственной личности и жизни, отказаться от веры в бессмертие, постичь искусство сновидения. Итогом многолетнего сотрудничества с Матусом стала книга «Учение дона Хуана». Эта работа позволила Кастанеде получить степень магистра.

В 1968 году Карлос продолжил учиться у дона Хуана. На этот раз писатель собрал достаточное количество материала для создания новой книги «Отдельная реальность». Работу опубликовал только через три года. Спустя год выходит очередной бестселлер Кастанеды под названием «Путешествие в Икстлан». Карьера ученого развивается стремительно. Труды, написанные под воздействием индейского мага, помогли получить докторскую степень.

С этого дня о Карлосе Кастанеде начинают ходить слухи. Постепенно писатель «стирает личную историю». В учениях дона Хуана этот этап описывается как первая ступень к развитию. Общение с индейцем заканчивается книгой «Сказки о силе». Здесь Кастанеда рассказывает о том, что Матус покидает мир. Теперь Карлосу приходится вспоминать и самостоятельно разбираться с новой для себя системой мировоззрения.

На протяжении 20 лет жизни Карлос Кастанеда создал 8 книг, каждая из которых становилась бестселлером. Работы автора разбирали на цитаты. Постепенно писатель уходил от обыденности и предпочитал жить в укромном месте, не общаясь ни с кем. Заботами об устройстве быта, публикации книг занимались сторонние лица.

Помимо создания книг, Кастанеда пытался постичь магию. Мужчина практиковал это направление так, как учил дон Хуан. С Карлосом постичь мир пытались Тайша Абеляр, Флоринда Доннер-Грау, Кэрол Тиггс, Патрисия Партин. Только в начале 1990 годов автор бестселлеров вновь предстал в обществе. Ученый вернулся к преподавательской деятельности в Калифорнийский университет. Позже стал ездить по США и Мексике с платными семинарами.


В 1998 году мир увидел две книги от Карлоса Кастанеды. Это «Магические пассы» и «Колесо времени». Работы оказались итогом жизни писателя. В трудах автор рассказывает о наиболее важных моментах постижения Вселенной, представляет сложную информацию в форме афоризмов. В книге под названием «Магические пассы» Карлос описывает комплекс движений, ставший инструментом для расширения границ познания.

В числе работ Карлоса Кастанеды присутствуют бестселлеры «Сила безмолвия» и «Огонь изнутри». О загадочной личности автора книг сняли не один документальный фильм.

Личная жизнь

В личной жизни Карлоса Кастанеды не все было просто. Через год после получения американского гражданства писатель отвел к алтарю Маргарет Раньян. О девушке не сохранилось никакой информации.


Тем не менее, брак продлился только лишь полгода. Несмотря на это, с официальным разводом супруги, которые уже не жили вместе, не торопились. Бумаги оформили спустя 13 лет.

Смерть

Загадки преследовали Карлоса Кастанеду на протяжении жизни. Официальная дата смерти американского антрополога обозначена как 27 апреля 1998 года. Но известно миру о кончине писателя стало 18 июня того же года. Эксперты утверждают, что в течение продолжительного времени Карлос страдал от тяжелого заболевания – рака печени, который убил автора многочисленных книг.

Цитаты

Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даешь.
Бесполезно тратить всю свою жизнь на один-единственный путь, особенно если этот путь не имеет сердца.
Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни всё, что угодно. В любое время. Мгновенно.
Искусство состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.
Ты не должен путать одиночество и уединение. Одиночество для меня понятие психологическое, душевное, уединённость же - физическое. Первое отупляет, второе - успокаивает.

Библиография

  • 1968 - «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки»
  • 1971 - «Отдельная реальность»
  • 1972 - «Путешествие в Икстлан»
  • 1974 - «Сказки о силе»
  • 1977 - «Второе кольцо силы»
  • 1981 - «Дарорла»
  • 1984 - «Огонь изнутри»
  • 1987 - «Сила безмолвия»
  • 1993 - «Искусство сновидения»
  • 1997 - «Активная сторона бесконечности»
  • 1998 - «Колесо Времени»
  • 1998 - «Магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики»

Умер Карлос Кастанеда... или, по крайней мере его личная история

Карлос Кастанеда, автор 11 книг, посвященных учению шаманов древней Мексики, 27 апреля умер в своем доме в Вествуде (Лос Анджелес) от рака печени; его тело было кремировано, а прах отправлен в Мексику - такова официальная информация. Сообщение об этом появилось в печати («Лос Анджелес Таймс», «Нью Йорк Таймс» и др.) 19 июня, т.е. спустя почти два месяца.

Что значит «умер»?

Самое первое, что мне хотелось бы сделать - это уточнить термин «умер».

В большинстве духовных традиций человек, достигший просветления (если говорить в терминах восточных традиций), сохраняет осознание после смерти, а его физическое тело остается в этом мире. Так произошло, например, с индийскими мастерами 20 века: Бабажди, Ошо Раджнишем, так умерли Будда, основатель Джайнизма Махавир, православный Сергий Радонежский. Однако в некоторых традициях такой ценный ресурс, как тело, на Земле не оставляют. В конце своего пути практикующий реализует Тело Света : он объявляет о том, что через семь дней умрет; его закрывают в комнате или палатке, а на восьмой день там обнаруживают только волосы и ногти. В традиции Дзогчен (в переводе означает «Великое Совершенство») Тело Света реализовали такие мастера, как Падмасамбхава и Вималамитра, в традиции Бон - Тапихрийца.

Многие традиции говорят о воплощениях, на могиле Раджниша написано: «Никогда не рождался, никогда не умирал. Только посетил эту планету Земля между 11.12.31 и 19.01.90». Не все люди могут достичь реализации за одну жизнь, тот же Раджниш помнил свое предыдущее воплощение, в котором ему не хватило трех дней до просветления.

Традиция Кастанеды перевоплощения не признает, равно как не признает и возможности сохранить осознание, оставив физическое тело умирать в этом мире. Согласно учению магов, человеческое существо, рождаясь, получает осознание в качестве «аванса» от безличной могущественной Силы, которую маги образно назвали Орлом . В течение жизни человек развивает это осознание, обогащает его своим опытом. Когда приходит смерть, Орел забирает себе его осознание вместе с накопленным опытом и впечатлениями. Поэтому у каждого из нас только две возможности: либо мы умираем и Орел поглощает наше сознание, либо мы встаем на путь воина, чтобы иметь «кубический сантиметр шанса иметь шанс» достичь абсолютной свободы , или, другими словами, сгореть в огне изнутри . Так произошло с учителем Кастанеды, доном Хуаном Матусом, с его учителем, с учителем его учителя…

Дон Хуан говорил, что дальнейшая эволюция человека в биологическом теле уже невозможна. Согласно учению магов, обычный человек видит окружающий мир как твердые физические тела лишь потому, что его с детства учат интерпретировать подобным образом энергию, которую он воспринимает. Маги видят вселенную как множество светящихся энергетических волокон, «протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность». Человеческие существа с энергетической точки зрения представляют собой «светящиеся яйца», «коконы», через которые проходят энергетические волокна вселенной. В момент смерти маги преобразуют свое тело (которое, как и все в мире, является энергией) в энергию в чистом виде и становятся существами, не имеющими организма. Дон Хуан считал, что человек по своей природе является магическим существом, - существом, для которого главным является восприятие, и в восприятии человек может достичь необыкновенных глубин. Однако люди, выросшие и живущие в обществе, забыли о своем путешествии восприятия и просто движутся к дряхлости и смерти.

Кастанеда говорил: «Я хотел бы обрести целостность, чтобы покинуть этот мир таким же способом, которым это сделал он (дон Хуан), но нет никакой гарантии». Если Карлос Кастанеда действительно умер, это означает лишь то, что он не смог реализовать свой «кубический сантиметр шанса». Для тех, кто практикует техники, описанные в книгах Кастанеды, ездит на семинары по тенсегрити (современная версия магических пассов, открытых шаманами древней Мексики), ничего не изменилось - каждый из нас может иметь шанс, но не может иметь гарантий.

Кстати, семинары продолжаются. Они проходили и после 27 апреля: 2 мая в Санта Монике (США), 23-24 мая в Мюнхене, 6 и 13 июня в США. Семинары будут проходить и дальше. Ближайший планируется в Лос Анджелесе с 31 июля по 2 августа, следующий - в ноябре.

Версия вторая

Данные неофициальных источников таковы. Кастанеда и две женщины-воина его магической группы: Тайша Абеляр (автор книги «Магический переход») и Флоринда Доннер-Грау (автор книг «Сон ведьмы», «Шабоно», «Жизнь в сновидении») - покинули этот мир, сохранив осознание. Об этом заявила одна из energy trackers (следователей энергии - так называют группу женщин-практикующих, которые демонстрируют тенсегрити на семинарах) на встрече с участниками семинаров. (Сообщений о смерти Тайши и Флоринды в прессе не было). Из четырех членов магической группы Кастанеды здесь осталась только Кэрол Тиггс.

Литературный агент Кастанеды Треси Крамер сообщил: «В соответствии с традицией шаманов его линии, Карлос Кастанеда покинул этот мир в полном осознании» (цитирую по «Лос Анджелес Таймс»).

Действительно, на семинаре 4 апреля присутствовали все трое женщин-воинов (Кастанеда не появлялся на семинарах уже больше года). 2 мая была одна Кэрол (про смерть Карлоса она не сказала ни слова). На мюнхенском семинаре в конце мая должны были быть Тайша и Флоринда, однако они не приехали, организаторы даже понизили стоимость семинара и возвращали участникам разницу. 6 и 13 июня также никого из четырех магов не было. (На семинарах я была лично, так что информация из первых рук.)

Великий мистификатор

Вполне возможно, что обе версии смерти Кастанеды фальшивые. Газеты отмечают, что обстоятельства смерти Карлоса также полны мистификаций, как и его жизнь. В свидетельстве о смерти написано, что он учитель в коле в Беверли Хиллз - но в списках школы он не значится.

Согласно сообщению, он был кремирован «at once» («мгновенно», «сразу же») - подозрительная спешка. Однако сообщения в прессе опоздали на два месяца, в качестве объяснения издания приводят слова Деборы Друз, «адвоката и друга» Карлоса Кастанеды: «Он не любил быть в центре внимания. Зная это, я не взяла на себя ответственность за выпуск официального сообщения для печати».

Официально, он умер от рака печени - но участники семинаров, видевшие Кастанеду в его любимом ресторане в Лос Анджелесе в феврале (т.е. за два месяца до смерти), сообщают, что он был похож на кого угодно, только не на человека, страдающего раком печени.

Фотография «Кастанеда в 1951 году» выглядит малореальной: во -первых мужчине на фотографии под сорок, а Кастанеде в 1951-м было не более 26; во -вторых я провела мини-опрос тех, кто видел Кастанеду - конечно, мы видели его в 1996 году, сходства все равно мало. Вообще, Кастанеда запрещал себя фотографировать и снимать на пленку: «Запись - это способ зафиксировать вас во времени. Единственное, чего не должен делать маг, - это становиться статичным, инертным. Статичный мир, статичная картинка - это противоположность мага».

В 1997 в Канаде вышла книга Маргарет Раньян Кастанеды - бывшей жены Карлоса, она описывает его как мастера мистификаций. Вот пример. Согласно анкетам Калифорнийского университета, Карлос родился 25.12.1931 в Бразилии, согласно иммиграционной карточке - 25.12.1925 в Перу. Эта противоречие в информации было найдено и впервые опубликовано журналистом в марте 1973 года. Но это только один факт. Согласно учению, маг свою личную историю стирает, так что можно не сомневаться - большую часть информации о Кастанеде мы не узнаем никогда.

Для чего магу нужны мистификации? Цель мага - уйти, сохранив осознание. А для этого маг должен не только иметь достаточно энергии, он должен быть свободным и текучим. Личная история, общественное внимание, так же как и чувство собственной значимости, - это то, что мешает: связывает, отнимает энергию. Почти на каждый семинар приезжают люди, которые очень скоро забывают о том, зачем они приехали, - о практиках, о совершенствовании себя и о бесконечности. И начинают собирать факты биографии Кастанеды и женщин его магической группы. Для участников это - непозволительная растрата времени и энергии, для магической группы Кастанеды - очередная попытка фиксации. Но маг не может быть фиксированным!

Приведу эпиграф к книге Кастанеды «Сказки о силе»: «Пять условий для одинокой птицы:

    Первое: до высшей точки она долетает

    Второе: по компании она не страдает даже таких птиц, как она

    Третье: клюв ее направлен в небо

    Четвертое: нет у нее окраски определенной

    Пятое: и поет она очень тихо.

Главный вопрос

А теперь мне хотелось бы задать вопрос. Может быть мы решаем не ту проблему? Умер Кастанеда, ушел Кастанеда или освободился от тяжести общественного внимания - что может дать нам обладание этой информацией? Как много копий сломано в обсуждении вопросов «был ли дон Хуан реальной личностью?», «не использовал ли Кастанеда труды других антропологов?», «реальны события его книг или это художественный вымысел?»! Но что и кому это дало?

Почему же мы продолжаем тратить на это время и энергию? Не потому ли, что обсуждать эти вещи намного привычнее и проще, чем задать себе (именно себе) главный вопрос: работают техники ли, описанные Карлосом Кастанедой? Ведь если задать себе этот вопрос, мы лицом к лицу столкнемся с тем фактом, что у нас мало времени и только один выбор: мы можем либо беспечно двигаться к собственной смерти, либо «бросить проклятую мелочность, которая свойственна людям, проживающим жизнь так, как если бы смерть никогда не тронет их».

Мой знакомый практикующий тенсегрити сказал: «Знаешь, для нас полезнее считать, что Кастанеда действительно умер. Становишься решительнее. Понимаешь, что ты один и ты должен мобилизовать все свои силы».

Действительно, «лучшее, на что мы способны, проявляется тогда, когда мы прижаты к стене».

Кастанеда говорил: «Намерение - это не рассуждения, это действие». Мастера традиции Дзогчен подчеркивают: «Речь идет не о философской доктрине, речь идет о практическом возвращении человека к его истиной природе». Есть много прекрасных сильных техник, описанных в разных традициях: молитва, медитация, йогические асаны… Почему же мы игнорируем их, либо превращаем в формальность, выполняя которую, мы никуда не движемся, не меняемся?!

Я позволю себе закончить словами Кастанеды, сказанными на одном из семинаров: «Мы все столкнемся лицом к лицу с бесконечностью, хотим мы того или нет. Почему же делать это, когда мы слабы и дряхлы, в момент смерти? Почему не тогда, когда мы сильны? Почему не сейчас?»

Карлос Кастанеда – один из самых популярных авторов эзотериков. Его имя навевает картину, в которой возле костра сидит шаман и слушает волчий вой. Книги автора понятны не всем, возможно, именно в этой загадочности и стиле автора вся прелесть. Рассмотрим подробнее биографию Карлоса Кастанеды.

Личность автора

Кто такой Карлос Кастанеда, правда или вымысел? Википедия и другие источники информации намекают, что он все-таки существовал в реальности, только эта реальность была непривычной для других людей. Необычна дата рождения писателя – она приходится на католическое Рождество. Будущий эзотерик родился 25 декабря 1925г в Перу. Но, не обошлось в его биографии без противоречивых данных.

Исследователи биографии писателя и мистика говорят, что в документах написано имя Карлос Аранья, а фамилия, принесшая ему известность, принадлежит его матери. Карлос был известен как писатель, еще за ним закрепилась слава исследователя индейской магии. В своих книгах он делился с читателями о том, как расширить восприятие и об инструментах познания Вселенной. Загадкой является даже дата смерти мистика. Официально ей считается 27 апреля 1998, но мир узнал о потере только 18 июня.

Детство и юность

Как у любого отшельника, пришедшего в эзотерику, у Карлоса Кастанеды была трудная судьба. Автор рассказывал, что его родители были не бедными, но совсем молодыми. Отцу было 17 лет, а матери – 15, когда у них появился маленький сын. Мальчика передали на воспитание к тетке, но та умерла, когда ему исполнилось шесть. Юный Карлос часто был наказан за нарушение школьных правил и попадание в плохую компанию. В десятилетнем возрасте мальчик отправился в путешествие, закончив его в интернате Буэнос-Айреса. Когда ему исполнилось пятнадцать, отправился в семью приемных родителей, живших в Сан-Франциско. Парень обучался в Hollywood High School, а после окончания переехал в Милан. Молодой человек стал студентом Академии Изящных Искусств Брера, но не обнаружил в себе способности к рисованию и вернулся в Калифорнию.

Карлос начал проявлять интерес к журналистике, литературе и психологии. На протяжении четырех лет он ходил в City College, находившийся в Лос-Анджелесе и обеспечивать свое содержание тяжелой работой. Однажды он стал помощником психоаналитика и должен был упорядочивать записи. Получив гражданство США, молодой человек стал студентом факультета антропологии.


Журнал Time настаивал, что писатель родился на севере Перу в городе Кахамаркае. Также издание приводит данные, согласно которым, Кастанеда был студентом колледжа святой Девы Марии, а после поступил в национальную школу изящных искусств, расположенную в Перу.

Творческая деятельность писателя

Кастанеда писал работы о лекарственных растениях, используемых племенами северо-американских индейцев, в одной из командировок познакомился с Хуаном Мантусом. Знания, полученные в процессе общения с ним, автор использовал в своих книгах. Хуан владел шаманскими практиками, которые научный мир не готов был принять. У Кастанеды появились последователи, которые и сегодня продолжают следовать его идеям. В книгах автор представил новое устройство мира, чуждое для европейцев. Ученики дона Хуана жили по правилам, называемым Путем война.

По утверждению шамана, люди и все живое на земле воспринимает не объекты, а энергетические сигналы. Принимая их, организм и мозг создают собственную модель мироустройства. Любые знания – ограничены, и все познать невозможно. Человек воспринимает тональ – малую часть из всей информации в пространстве. Нагваль – часть, содержащая все части жизни Вселенной. Человек сосредотачивает максимум внимания, остановив внутренний диалог. В 1968 вышла книга «Отдельная реальность». После выхода «Путешествия в Икстлан» карьера Карлоса пошла вверх. За двадцать лет он создал восемь книг.


Поздние годы и смерть

Попытки Карлоса постичь магию удалили его от общества до начала девяностых годов. Он стал преподавателем Калифорнийского университета, позже он стал давать семинары на платной основе. Незадолго до смерти он опубликовал две работы: «Магические пассы» и «Колесо времени». Писателя убил рак печени, обычно такое заболевание бывает у тех, кто много употребляет алкоголь.

Рассказать друзьям