Мои мысли после прочтения гранатовый браслет. Куприн гранатовый браслет - сочинение. III. Доработка сочинения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.

Краткий анализ

Год написания - 1910

История создания - На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.

Тема - В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.

Композиция - Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.

Жанр - Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.

Направление - Реализм.

История создания

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».

Тема

Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» - безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.

События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.

В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями - супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы» .

Система образов дополняется в эпизоде, воспроизводящем празднование именин княгини.

Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.

Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, без памяти влюбленный в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее.

«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль - искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция - пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка - получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий - рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым. Кульминация - признание Желткова, что его чувства убьет только смерть. Развязка - смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

Главные герои

Жанр

Жанр «Гранатового браслета» - повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана и анализируемая повесть. В ее основе реальные события, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 2115.


Очень сложно судить о любви, не познав её. Но даже в таком случае у человека есть собственные мысли и представления по этому поводу. Возможно, некоторые люди стараются поставить себя на место главного героя, чтобы хотя бы попробовать испытать подобные чувства. Другие же поддаются влиянию сложившихся стереотипов.

Но ведь любовь -это самое светлое и яркое из всех чувств.

Далеко не каждый человек способен испытать подобное. Г.С. Желткову очень повезло в этой жизни, потому что он всё же нашел ту единственную, с которой связаны самые приятные и нежные воспоминания. Да, его любовь не была взаимной, но, благодаря ей, он чувствовал себя живым.

Несмотря на то что Вера попросту не обращала внимания на Желткова, а порой вообще не воспринимала его чувства всерьёз, он не отчаивался и продолжал писать, а на день рождения даже подарил гранатовый браслет, не ожидая слов благодарности. Его любовь абсолютно бескорыстна и чиста, словно божий дар.

Надеюсь, что в будущем многим из нас посчастливится встретить именно такую любовь - одну на всю жизнь.

Обновлено: 2015-05-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет”

Нам говорит согласие струн в квартете,

Что одинокий путь подобен смерти.

Шекспир.

Куприн, как и всё без исключения писатели всех времён и народов, не обошёл в своём рассказе тему любви, но у него любовь особая и не на что не похожая – безответная, но к этому вопросу мы вернёмся позже.

Сразу же можно задать вопрос – а любила ли вообще кого-нибудь Вера. Или слово любовь в её осмыслении нечто иное, как понятие супружеского долга, супружеской верности, а не чувства к другому человеку. Наверное, только одного человека – свою сестру, которая была для неё всем, у неё и в мыслях не было любить своего мужа, не говоря даже про Желткова которого она не разу живым и не видела.

Желтков, что про него можно сказать – был ли он больной человек, и преследовал несчастную женщину, или он был болен любовью – безответною, самою жестокою любовью на свете, не дававшею надежд на взаимность. Но всё же он надеялся на волю судьбы, что она сведёт их, и они будут жить долго и счастливо. Но нет – судьба в лице Веры имела другие планы, ей нужно было всё рассказать своему мужу – зачем?! Ведь можно было поговорить с Желтковым самой, успокоить его, вежливо попросить больше не писать ей. И всё.

Куприн на протяжение всего рассказа пытается внушить читателям “понятие любви на грани жизни”, и делает он это через Желткова, для него любовь – это жизнь, следовательно нет любви – нет жизни. И когда муж Веры настойчиво просит прекратить любовь, прекращается и его жизнь: “…вам предлагают одно из двух: либо вы совершенно отказываетесь от преследования княгини Веры Николаевны, либо, если на это вы не согласитесь, мы примем меры, которые нам позволят наше положение…”.

Возвращаясь к вопросу о неразделённой любви – а достойна ли любовь потери жизни, потери всего, что только может быть на свете. Можно вспомнить “Ромео и Джульетту ” Шекспира: ведь они отдали свои жизни – ради любви, ради самого дорогого, что у них было, чтобы иметь любовь на небесах. На этот вопрос должен отвечать каждый сам для себя – а хочет ли он этого, и что для него дороже – жизнь или любовь? Желтков ответил – любовь: “Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас…”.

А была ли необходимость Вере идти смотреть на мёртвого Желткова. Возможно, это была попытка как то самоутвердится, не мучить себя всю оставшеюся жизнь угрызениями совести, посмотреть на того от кого она отказалась, и если возможно полюбить его. Понять, что в её жизни не будет ничего подобного этому - “В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. ” . От чего мы оттолкнулись, к тому мы и пришли – безответная любовь, только теперь всё наоборот, она любит его, а он не может ответить ей взаимностью. А кто в этом виноват – он сам или его любовь.

Что наша жизнь, игра – игра в любовь? Ну а как же цена жизни, ведь жизнь это самое дорогое, что у нас есть, именно её мы так боимся потерять, а с другой стороны любовь – это смысл нашей жизни, без чего она не будет жизнью, а будет пустым звуком в не бесконечной книге истории человечества.

Нам говорит согласие струн в квартете,

Что одинокий путь подобен смерти.

Шекспир.

Куприн, как и всё без исключения писатели всех времён и народов, не обошёл в своём рассказе тему любви, но у него любовь особая и не на что не похожая – безответная, но к этому вопросу мы вернёмся позже.

Сразу же можно задать вопрос – а любила ли вообще кого-нибудь Вера. Или слово любовь в её осмыслении нечто иное, как понятие супружеского долга, супружеской верности, а не чувства к другому человеку. Наверное, только одного человека – свою сестру, которая была для неё всем, у неё и в мыслях не было любить своего мужа, не говоря даже про Желткова которого она не разу живым и не видела.

Желтков, что про него можно сказать – был ли он больной человек, и преследовал несчастную женщину, или он был болен любовью – безответною, самою жестокою любовью на свете, не дававшею надежд на взаимность. Но всё же он надеялся на волю судьбы, что она сведёт их, и они будут жить долго и счастливо. Но нет – судьба в лице Веры имела другие планы, ей нужно было всё рассказать своему мужу – зачем?! Ведь можно было поговорить с Желтковым самой, успокоить его, вежливо попросить больше не писать ей. И всё.

Куприн на протяжение всего рассказа пытается внушить читателям “понятие любви на грани жизни”, и делает он это через Желткова, для него любовь – это жизнь, следовательно нет любви – нет жизни. И когда муж Веры настойчиво просит прекратить любовь, прекращается и его жизнь: “…вам предлагают одно из двух: либо вы совершенно отказываетесь от преследования княгини Веры
Николаевны, либо, если на это вы не согласитесь, мы примем меры, которые нам позволят наше положение…”.

Возвращаясь к вопросу о неразделённой любви – а достойна ли любовь потери жизни, потери всего, что только может быть на свете. Можно вспомнить “Ромео и Джульетту ” Шекспира: ведь они отдали свои жизни – ради любви, ради самого дорогого, что у них было, чтобы иметь любовь на небесах. На этот вопрос должен отвечать каждый сам для себя – а хочет ли он этого, и что для него дороже – жизнь или любовь? Желтков ответил – любовь: “Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в
Вас…”.

А была ли необходимость Вере идти смотреть на мёртвого Желткова.
Возможно, это была попытка как то самоутвердится, не мучить себя всю оставшеюся жизнь угрызениями совести, посмотреть на того от кого она отказалась, и если возможно полюбить его. Понять, что в её жизни не будет ничего подобного этому - “В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. ” . От чего мы оттолкнулись, к тому мы и пришли – безответная любовь, только теперь всё наоборот, она любит его, а он не может ответить ей взаимностью. А кто в этом виноват – он сам или его любовь.

Что наша жизнь, игра – игра в любовь? Ну а как же цена жизни, ведь жизнь это самое дорогое, что у нас есть, именно её мы так боимся потерять, а с другой стороны любовь – это смысл нашей жизни, без чего она не будет жизнью, а будет пустым звуком в не бесконечной книге истории человечества.

Вечные образы - персонажи литературных произведений, которые вышли за рамки произведения. Они встречаются в других произведениях: романах, пьесах, повестях. Их имена стали нарицательными, часто употребляются в роли эпитетов, указывают на какие-то качества человека или литературного персонажа. Вечных образов четыре: Фауст, Дон Жуан, Гамлет и Дон Кихот. Эти персонажи утратили свое чисто литературное значение и приобрели общечеловеческое. Они созданы однажды, но с тех пор они столько значили, что стали вновь появляться у писателей разных эпох, их черты порой всплывают в, казалось бы, далеких от н

Уильям ШекспирГамлетТрагическая история о Гамлете, принце датскомПлощадь перед замком в Эльсиноре. На страже Марцелл и Бернард, датские офицеры. К ним позднее присоединяется Горацио, ученый друг Гамлета, принца Датского. Он пришел удостовериться в рассказе о ночном появлении призрака, схожего с датским королем, недавно умершим. Горацио склонен считать это фантазией. Полночь. И грозный призрак в полном военном облачении появляется. Горацио потрясен, он пытается с ним заговорить. Горацио, размышляя над увиденным, считает появление призрака знаком «каких-то смут для государства». Он решает расска

Пьеса Горького «На дне» сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. Безусловно, особое мастерство Горького отразилось в описании обитателей ночлежки. Можно заметить, что важную роль в пьесе играют женские образы. Василиса, Наташа, Анна, Настя, Квашня - интереснейшие персонажи, но после прочтения произведения становится горько от вида женщин, опустившихся на самое дно. Как правило, женщина является символом всего прекрасного. Это образ красоты, чистоты, нежности, материнства... Но

У каждого человека есть место, в которое всегда хочется вернуться, где тебя любят и ждут. Это маленькая деревенька или посёлок или город… Словом - это родина, на которую всегда неумолимо тянет. И ждёшь то время, когда собран чемодан и куплен билет. Скоро! Скоро! Скоро состоится эта долгожданная встреча с тем местом на карте, где тебя любят и ждут люди, улицы, скверы и … детские площадки. Своё взросление мы замечаем именно на детских площадках. Моя первая горка, первые качели были в городе Ростов-на-Дону. Этому городу всего 257 лет, он основан на пересечении южных торговых путей, и в нём нет па

Подготовка к сочинению

по рассказу «Гранатовый браслет»

Цели урока:

  • проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • воспитывать любовь к художественному слову.

Ход урока

I . Знакомство с целями урока

Темы сочинений:

1. Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

2. «...что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу «Гранатовый браслет»)

В тетрадях сделаны записи высказываний о любви. Кроме того, к первому занятию, посвященному рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет», учащиеся самостоятельно подбирали стихи, легенды, фразы о любви.

II. Этапы работы над сочинением

1. Учащиеся в процессе обсуждения называют восемь этапов подготовки к сочинению:

1) обдумывание темы сочинения;

2) определение основной идеи сочинения;

3) определение жанра сочинения;

4) подбор материала (цитат, высказываний и др.);

5) составление плана сочинения;

б) обдумывание вступления к основной части;

7) составление подробного плана основной части;

(«Я выбрала первую тему. Главное слово в ней, на которое я должна опереться в своей работе над сочинением, — «мысли»: мои мысли о героях и их чувствах. Свое сочинение буду писать в жанре письма, адресатом которого является автор произведения — А. И. Куприн, так как считаю, что, обращаясь к конкретному человеку, легче высказывать свои мысли».

«Я выбрал вторую тему: «... что это было: любовь или сумасшествие»? Она более конкретная, чем первая тема. Это сочинение-рассуждение, поэтому в нем должен быть тезис, т. е. мысль, которую надо доказать, следовательно, необходимы доказательства и вывод. Главное слово в ней или «любовь», или «сумасшествие» в зависимости от того, что буду доказывать».)

3. Формулировка идеи сочинения.

(«Чувства бедного телеграфиста Георгия Желткова к Вере Шеиной — это любовь, а не сумасшествие».

«Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».

«Редчайший дар высокой любви стал единственным содержанием жизни Желтков».

«Я считаю, что Желтков не безумец, не маньяк, что его чувства к Вере — это не сумасшествие, это любовь, и попытаюсь доказать свое мнение».

«Ваша история, уважаемый Александр Иванович, поможет читателям отличить истинную любовь от влюбленности».)

4. Обсуждение учениками выбранного материала для обоснования основной идеи сочинения.

Несколько учащихся зачитывают эпиграфы, выписанные из текста произведения цитаты, которые будут использовать для доказательства идеи сочинения, и пытаются обосновать свой выбор.

«В качестве эпиграфа к сочинению я решил взять слова Шекспира:

Нам говорит согласье струн в квартете,

Что одинокий путь подобен смерти.

Почему я выбрал именно этот эпиграф? Считаю, что данные слова перекликаются с описанной в рассказе трагичной судьбой Желткова».

(Эпиграф — строки из стихотворения Тютчева:

Любовь, любовь, — гласит преданье,

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет наконец».

«Мне показалось, — говорил князь, — что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже понял, что передо мною мертвый человек».

А. И. Куприн

«Мне понравились слова Омара Хайяма:

Словно солнце горит, не сгорая, любовь.

Словно птица небесного рая — любовь.

Но еще не любовь — соловьиные стоны,

Не стонать, от любви умирая, — любовь!

Именно эти строки, по-моему, как нельзя лучше передают смысл рассказа Куприна «Гранатовый браслет». Они очень точно определяют образ телеграфиста Желткова и его чувства к княгине Вере, вот поэтому я беру их как эпиграф к своему сочинению».)

5. Составление плана сочинения.

План — это каркас сочинения. Без него невозможно выразить свои мысли последовательно и логично. Ученики читают составленные планы сочинений и комментируют их.

1. Вступление. В нем я буду обращаться к писателю со словами приветствия, поскольку свое сочинение я пишу в эпистолярном жанре.

2. Основная часть. Я назвал ее так: (Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет»:

а) генерал Аносов о любви;

б) обретенные чувства;

в) любовь и письма Желткова;

г) бездушные люди;

д) последнее письмо;

е) соната номер два.

3. Заключение. М. Горький о любви. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

«Свое сочинение я буду писать по такому плану:

1. Вступление. «Тема любви в творчестве писателей и поэтов».

2. Основная часть: Что это было: любовь или сумасшествие?» Главная мысль заключается в следующих словах: «Я считаю, что Желтков не безумец, не маниак, что его чувства к Вере — это не сумасшествие, а любовь». В качестве доказательства привожу письма Желткова к Вере.

Основная часть состоит из пунктов.

а) глубина чувств Желткова;

б) последнее письмо Желткова;

в) отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова.

3. Заключение. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

6. Выбор вступления.

Вступление — первый пункт плана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению.

Учитель и ученики перечисляют и характеризуют виды вступлений.

1. Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которую создавалось произведение, или описывается история его создания).

2. Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения).

3. Биографическое (важные сведения из биографии писателя).

4. Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию одной и той же темы).

5. Лирическое вступление (на жизненном или на литературном материале).

(1. «Листая, отрывной календарь, я обратил внимание на небольшую притчу Феликса Кривина. В ней он рассказывает о том, как однажды «Былинка полюбила Солнце... Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара — Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию.

«Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделенная».

Какая красивая сказка... — подумал я. — А ведь она мне напоминает какое-то произведение. И вдруг в моей памяти всплыли имена: телеграфист Желтков и княгиня Вера... Былинка — Желтков и Солнце — Вера».

Я считаю, что это лирическое вступление.

2. «Многоуважаемый Александр Иванович! Пишет Вам почитательница Вашего творчества. Обращаюсь к Вам со словами благодарности и почтения за прекрасные Ваши творения. Особый интерес вызвал у меня Ваш рассказ «Гранатовый браслет». Это произведение произвело на меня огромное впечатление: перечитываю его третий раз».

Это вступление лирическое.

3. «Любовь — излюбленная тема писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству. Тонко описывает любовь Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков — в романе «Мастер и Маргарита». У Тютчева есть прекрасные строки о любви:

Любовь, любовь, — гласит преданье, —

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет наконец.

Любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет» Куприн».

Это вступление сравнительное.)

При обсуждении учащиеся выявляют достоинства и недостатки прочитанных вступлений. Например, в последнем вступлении, по их мнению, следует определить, какая любовь описывается в каждом из названных произведений.

7. Обдумывание вариантов заключения.

Ученики отвечают на вопрос о том, о чем необходимо писать в конце сочинения, и читают свои варианты заключений.

1. «В заключение можно написать о значении творчества Куприна, привести высказывания о писателе и его произведении, высказать свое мнение по поводу прочитанного рассказа».

2. «Пройдут годы, но идеал любви как проявление высшей духовной силы человека будет по-прежнему жить в сознании Куприна и воплощаться в новых его произведениях».

3. «Этот рассказ рассчитан на утонченного читателя, который может глубоко понять душу героев Куприна».

III. Доработка сочинения

После обсуждения этапов работы над сочинением следует дать учащимся время, чтобы они доработали план сочинения, более тщательно подобрали материал к сочинению и т. д.

IV . Чтение и обсуждение сочинения-образца

Если остается время, то целесообразно обсудить услышанное сочинение: определить жанр сочинения; выделить вступление, основную часть, заключение; сформулировать основную мысль сочинения; понять, как полно и логично она обоснована в сочинении; проанализировать, насколько удачен подбор материала (цитат, высказываний и пр.).

Домашнее задание

Написать сочинение на одну из предложенных тем.

Рассказать друзьям