Научный комплекс России. Научно-технический комплекс России: состояние, прогнозы и перспективы развития. Конспект урока "научный комплекс россии" Этап усвоения новых знаний

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Тема: «Научный комплекс – вершина экономики».

Цели:


  1. Воспитывать аккуратность в заполнении контурных карт и рабочих тетрадей.

  2. Знать: состав, значение научного комплекса, факторы размещения, основные центры; понятия «научный комплекс», «технополис».

  3. Уметь показывать и называть по карте основные центры научного комплекса.

  4. Развивать общеучебные навыки работы с учебником, умение анализировать текст, составлять вопросы и частнопредметные навыки работы с картой.

План

Изучение новой темы

Стадия Вызов

1.Целепоглагание.

2.Актуализация знаний , необходимых для изучения новой темы в форме «Эскалатор» - форма закрепления и контроля знаний в парах сменного состава.

Термины и понятия закрепления и контроля:


  1. Хозяйство

  2. Структура хозяйства России

  3. Отрасль народного хозяйства

  4. Межотраслевой комплекс (МОК)
3.Работа с таблицей «ЗХУ».

А) Учитель предлагает детям записать в первой колонке то, что им известно о научном комплексе. Затем дети обсуждают написанное, в группах. Каждая группа представляет свои записи. Учитель на доске составляет аналогичную таблицу, заполняя ее, ответами детей.

Б) Учитель предлагает детям записать во второй колонке возникшие у них вопросы, спрашивает, где они могут найти ответы на свои вопросы.

Таблица «ЗУХ»

1.Учитель предлагает поработать с учебником (§ 16, учебник Дронов В.П., Ром В.Я. 9 класс) и найти ответы. При этом дети самостоятельно читают текст, делая на полях пометки карандашом.

V – знал раньше, информация подтвердилась;

Это новое для меня;

Это меня удивило.

2.Учащимся предлагается заполнить в таблице третью колонку. После этого они обмениваются своими записями в группе. Учитель просит нескольких учеников озвучить свои записи.

Дети записывают в своих тетрадях термин «технополис».

3.Работа с картами учебника, атласа. Учитель предлагает отметить на контурной карте географию научных центров, технополисов России.

Стадия Рефлексия

1.Работа в группах . Учитель предлагает в течение 2 минут ответить в группе на вопрос, выбрать отвечающего.

1 группа. Из каких секторов состоит научный комплекс.

Нарисуйте схему на доске.

2 группа. Какие изменения произошли в научном комплексе

За годы реформ в России.

3 группа. Что такое «технополис»? Какое значение они будут иметь

При переходе России в постиндустриальное общество.

Группы озвучивают свой вопрос и ответ, при необходимости дополняют.

Учитель предлагает дома составить план изучения МОК, который бы подошел для всех остальных комплексов, которые будут изучаться дальше. И предлагает дополнительное задание повышенного уровня сложности: приготовить сообщение на 5 минут «Закрытый город, город-призрак России».

Тема:

Цели:


  1. Знать понятия: «кооперирование», «специализация», «географическое разделение труда», «машиностроительный комплекс».

  2. Уметь обобщать, выделять главное, работать с различными источниками информации.

  3. Развивать навыки формирования терминов, аккуратного оформления контурных карт и тетрадей.

  4. Воспитать уважительное отношение друг к другу

План

Изучение новой темы

Стадия Вызов

Изучение любого МОК можно выразить в плане. Что же важно знать о каждом МОК, и для чего это нужно?

1.Учитель предлагает обсудить в группах планы МОК, составленные детьми дома. Затем каждая группа представляет свой план. Учитель корректируя, записывает на доске.

Стадия Содержание

1.Учитель предлагает детям просмотреть на компьютере диск «География России. Хозяйство и регионы», тема « Машиностроительный комплекс России» и при помощи плана, учебника и просмотренных материалов составить кластер.

Затем одна из групп рисует свой кластер на доске, другие группы при необходимости дополняют.

Стадия Рефлексия

1.Учитель приводит примеры специализации и предлагает учащимся при помощи общепринятой схемы, памятки, просмотренного фильма составить определение понятия «специализация» (учебники закрыты).

Учитель говорит, что специализация и кооперирование, составные части географического разделения труда. Что же такое, географическое разделение труда? Попробуйте составить его определение.

Затем дети зачитывают свои определения.

2.Учитель предлагает при помощи атласа обозначить на контурной карте крупнейшие центры машиностроительного комплекса, данные им на листочках каждой группе.

Итог урока и домашнее задание

Общее. Найти в учебнике и других источниках информации определение понятий изученных на уроке и записать в словарь наиболее точное.

Для I уровня . Составить домино по изучению МОК терминами.

Для II уровня . На рис. 34 «Состав и связи машиностроительного комплекса», а так же текста учебника, найти примеры внутриотраслевых и межотраслевых связей машиностроительного комплекса.

Тема: «Машиностроительный комплекс»

Практическая работа: «Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

Цели:


  1. Формировать понятия предыдущего урока.

  2. Уметь анализировать таблицы, карты, рисунки, делать выводы.

  3. Развивать умение составлять картосхемы.

Комбинированный урок

1.Проверка домашнего задания.

Учитель предлагает в группах обсудить написанные в словарях учеников определения, выбрать лучшие. Далее группы озвучивают свои определения.

2.Учитель предлагает одному ученику из класса перечислить выделенные им примеры внутриотраслевых и межотраслевых связей машиностроительного комплекса, объяснить их различие. Остальные дополняют. А один из учеников, пользуясь планом, оценивает ответ и дает рецензию. (Приложение 1).

3.Учитель предлагает проанализировать рис. 34, заполнить таблицу, предложенную учителем и ответить на вопрос.

Каков принцип классификации отраслей в учебнике и в таблице данной учителем?

4.Практическая работа.

Дети при помощи таблицы 24, рис. 36 (учебника) и алгоритма работы для слабых учащихся выполняют практическую работу.

5.Учащимся, выполнившим практическую работу, предлагается:

А) Собрать домино по терминам (составленное детьми) или составить Синквейн «Машиностроение».

Итог урока и домашнее задание

Подготовиться к тестированию по темам «Научный комплекс» и «Машиностроение России». Принести и приготовиться к выступлению по ранее заданной теме «Закрытый город, город-призрак России».

Творческое задание. Составить картосхему «Специализация, факторы развития машиностроения» (при помощи таб. 25, рис. 102 в учебнике и атласе). А также изготовить образцы различных картосхем для оформления стенда в классе.

Тема: «Военно-промышленный комплекс России»

Цели:


  1. Воспитать патриотизм и любовь к Родине.

  2. Уметь ставить цели урока, анализировать, делать выводы, рассуждать, свертывать информацию в схемах, выделять главное.

  3. Знать понятия «ВПК», «конверсия».

План

1.Текущий контроль знаний по пройденным темам (10 минут).

Тест


  1. Что такое «технополис»:
а) центр, где «рождаются» новые идеи;

Б) скопление технических вузов и промышленности;

В) город с большим количеством транспорта, разнообразной техники.


  1. Установите соответствие:
1. Набережные Челны а) КамАЗ;

2. Тольятти б) ВАЗ;

3. Москва в) ГАЗ;

4. Ульяновск г) УАЗ.


  1. Установите соответствие:
Отрасль Фактор размещения

1. Производство с/х комбайнов а) трудовой;

2. Производство горно-шахтного оборудования б) сырьевой;

3. Электронное машиностроение в) научный;

4. Автомобилестроение г) потребительский.


  1. К трудоемкому машиностроению относятся:
а) приборостроение;

Б) станкостроение;

В) металлургическое.


  1. К металлургическим базам тяготеют предприятия…
а) точного машиностроения; б) тяжелого.

  1. Район благоприятный для размещения авиационного завода:
а) Норильск;

Б) Чебоксары;

В) Владивосток;

Г) Якутск.


  1. Владимир и Волгоград являются центрами:
а) судостроения;

Б) тракторостроения;

В) тяжелого машиностроения.


  1. Автомобили «Жигули» производит завод:
а) в Набережных Челнах;

Б) в Нижнем Новгороде;

В) в Тольятти.

Дополните предложения.


  1. Сочетание на одном предприятии связанных производств разных отраслей…..

  2. Производственные связи между предприятиями…..

  3. Машиностроительный комплекс это…..

Стадия Вызов

1.Россия крупнейшая военная держава мира. Она обладает наилучшими в мире разработками, оружием, военной техникой. И сегодня мы будем изучать ВПК. Давайте поставим цели урока. Что мы должны знать про ВПК, чему должны научиться.

Учитель предлагает составить кластер.

Уметь рассказать про ВПК по плану, с показом на карте центров.

Что такое

Значение

Центры

Факторы размещения

Состав

2.Учитель предлагает детям выступить с сообщением «Закрытый город, город-призрак России» и вывешивает на доску карту с отмеченными (цветной самоклеящейся бумагой) закрытыми городами.

Стадия Содержание

1.Учитель предлагает, детям прочитав текст, проанализировав карты атласа составить развернутый кластер или таблицу, отвечающие на пункты плана.

Стадия Рефлексия

1.Учитель предлагает провести дискуссию в группах в течение 7 минут по вопросам карточки, данной им.

Карточка

На проблему конверсии существует несколько точек зрения. Одни считают, что конверсия необходима для России. Огромные затраты на вооружение явились в свое время одной из причин, приведших экономику СССР к экономическому кризису. Другие считают, что следует придерживаться девиза оборонной промышленности США «Экспорт вооружения – лучше, чем конверсия».

Ответьте на вопросы


  • Каково ваше отношение к экспорту оружия в другие страны?

  • Как вы считаете, есть ли необходимость конверсии ВПК в России?

  • Столкнулся ли ваш район, в котором вы проживаете с проблемами конверсии?

  • ВПК оказывает мощное негативное влияние на окружающую среду. Как вы относитесь к проблеме утилизации отходов ядерного оружия?

Итог урока и домашнее задание

Опережающее задание: на ватмане составить кластер и по нему рассказать о своей отрасли с использованием карт и наглядных изображений с компьютерного диска по теме «ТЭК России».

1 группа. Нефтяная промышленность.

2 группа. Угольная промышленность.

3 группа. Газовая промышленность.

4 группа. Электроэнергетика.

Тема: «Топливно-энергетический комплекс»

Цели:


  1. Знать понятия «себестоимость», «единая газовая система», «энергосистема».

  2. Уметь называть и показывать по карте крупнейшие месторождения газа, угля, нефти, крупнейшие ГЭС, ТЭС, АЭС, ПЭС, геотермальные ЭС.

  3. Развивать речь, умение выступать перед аудиторией, работать с различными источниками информации.

План

Изучение новой темы

1.Целеполагание.

2.Выступление групп . Не выступающие дети срисовывают кластер с доски.

3.Работа с терминами . Запись терминов в словарь с подчеркиванием главного и второстепенного (себестоимость, энергосистема, единая газовая система).

Закрепление

1.Учитель совместно с учениками составляет схему «Отраслевой состав ТЭК и связи».

Рассказ учителя

2.Учитель рассказывает о топливно-энергетическом балансе, его необходимости, знакомит с понятием «условное топливо».

Работа с картой

3.Учитель предлагает нанести на контурную карту при помощи кластеров в тетради и карт атласа крупнейшие месторождения угля, нефти, газа, ТЭС, ГЭС, АЭС, ПЭС, геотермальных ЭС России.

Работа в группах

4.Учитель делит класс на 3 группы и дает задание: Выделить недостатки

1 группа – ТЭС

2 группа – ГЭС

3 группа – АЭС. Затем идет обсуждение выделенных недостатков.

Тест на закрепление темы и для диагностики уровня знаний

Или тестирование по пройденным темам на компьютерах по электронным учебникам.

Самые крупные запасы угля (общегеологические) имеет бассейн:

А) Кузнецкий;

Б) Печерский;

В) Тунгусский;

Г) Донецкий.


  1. Первое место в России по добыче угля занимает бассейн:
а) Кузнецкий;

Б) Печерский;

В) Южно-Якутский.


  1. Самый дешевый уголь (в 2-3 раза дешевле кузнецкого) в бассейне:
а) Печерский;

Б) Донецкий;

В) Канско-Ачинский.


  1. Самый дешевый способ добычи угля:
а) подземный;

Б) открытый;

В) фонтанный;

Г) насосный.


  1. Только подземным способом уголь добывают в бассейне:
а) Кузнецком;

Б) Печерском;

В) Канско-Ачинском.


  1. 70% нефти страна добывает в …(Западно-Сибирской базе или в Среднем Приобье).

  2. Самый дешевый способ добычи нефти … (фонтанный).

  3. 91% газа добывается в … (Западной Сибири, или в Приобье).

  4. НПЗ расположены в районах потребления продуктов ее переработки или в районах добычи нефти? (В районах потребления продуктов ее переработки. Это удобнее и экономичнее).

  5. Крупнейшие газопроводы идут от… (Уренгоя и Оренбурга).

  6. По добыче газа Россия занимает… (1 место).

  7. Ведущие предприятия газовой промышленности… (АО «Газпром»).

  8. По запасам нефти Россия занимает… (2 место в мире).

  9. Бурые угли добывают в бассейне:
а) Донецком;

Б) Канско-Ачинском;

В) Кузнецком


  1. Добыча угля в 90-х годах…
а) возросла;

Б) упала.


  1. Уголь этого бассейна идет на экспорт в основном в Японию.
а) Тунгусского;

Б) Южно-Якутского;

В) Канско-Ачинского.

Критерии оценки

Ошибок 0-1 – оценка «5»

Ошибок 2-4 – оценка «4»

Ошибок 5-8 – оценка «3»

9 и более ошибок – оценка «2»

Для сильных учащихся, которые тест выполнят быстрее других, предлагается дополнительный материал:

«Энергия ветра» (стр. 99).

«Солнечная энергия» (стр. 100).

Учитель проверяет у них тест, ставит оценки. Или учитель выставляет оценки поставленные компьютором.

После выполнения теста дети обмениваются тетрадями в парах и по открытым на доске ответам и критериям оценки проверяют и оценивают тесты.

Итог урока и домашнее задание

Составить географическое лото:

1 вариант – «Термины и понятия изученных тем».

2 вариант – «География важнейших центров изученных МОК».

География научного комплекса. Основная часть научных учреждений сосредоточена в крупных городах и агломерациях. Причины: Кооперация научных учреждений для организации исследований. Потребители Научных разработок расположены в крупных городах. Историческая.

Слайд 10 из презентации «Научный комплекс России» . Размер архива с презентацией 2478 КБ.

География 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Изумрудный город Новосибирск» - Академгородок. Наука. Сложные инженерно-технические объекты. Деловой дом. Зоопарк. Мемориал Славы. Спортивный комплекс «Динамо». Экономика. Попытки решения жилищной проблемы. Герб Новосибирска. Перспективы развития. Проект планировки центра Академгородка. Условия возникновения. Архитектурный облик Новосибирска. Музеи Новосибирска. Дом Ленина. Железнодорожный вокзал «Новосибирск-Главный». Период развития Новосибирской архитектуры.

«Донецк» - Крупные предприятия. Свято-Успенский храм. Фонтан по проспекту Ленина. Известные жители. Донецк. Фонтан а парке. Река Северский Донец. Кафе «Эдем». Улица Мира. Промышленность. Площадь Ленина. Город. Аквапарк «Водолей».

«Символы Мордовии» - Государственный флаг. Элемент мордовской вышивки. Значение гимна. Карта республики Мордовия. Гимн республики Мордовия. Герб. Значение герба. Красная лисица. Герб республики Мордовии. Флаг республики Мордовия. Государственные символы республики Мордовия.

«Религиозный состав населения России» - Национальный и религиозный состав населения России. Исаакиевский собор. Украинцы. Башкортостан. Православие. Московская соборная мечеть. Крупнейшая православная страна мира. Успенский собор. Казанская церковь. Численность. Вологодская область. Чуваши. Национальный состав населения России. Церковь Вознесения. Мусульманские народы. Интенсивные контакты народов. Крупнейшие языковые семьи. Число народов, проживающих на территории России.

«Характеристика Чёрного моря» - Островов в Чёрном море мало. Дельфины. Черное море. История Черного моря. Воды Чёрного моря. Берега Черного моря. Крупнейшие реки. Широкий диапазон солёности воды. Внутреннее море бассейна Атлантического океана. Данные по географии. Черноморское течение. Крупные города-порты. Спирорбис. Климат Чёрного моря. Отсутствие жизни. Район транспортных перевозок. Черноморские ракушки. Опасные животные Черного моря.

««Дальний Восток» 9 класс» - Климат Дальнего Востока. Рельеф Дальнего Востока. Зона хвойно-широколиственных лесов. Внутренние воды. Природные ресурсы Дальнего Востока. Руды цветных металлов. Запасы угля на Дальнем Востоке. 18 нефтяных и газовых месторождений. Только на полуострове Камчатка более 20 действующих вулканов. Биологические ресурсы. Природные зоны Дальнего Востока. Природные условия и ресурсы Дальнего Востока.

Оценка достигнутого уровня эффективности исполнения полномочий. Государственная инвентаризация лесов. Характеристика среднего лесничества. Развитие системы охраны лесов от пожаров. Организация системы управления охраной лесов от пожаров. Распределение площади лесов. Основные планируемые объемы работ по воспроизводству лесов. Территориальные органы государственной власти. Организация оценки эффективности исполнения.

«Химико-лесной комплекс России» - Тяготение к сырью. Какова в России площадь, покрытая лесом. Особенности химической промышленности. Выберите из перечисленных регионов те, которые являются лесоизбыточными. Химико-лесной комплекс. Фактор, который является определяющим. База ресурсодефицитная. Какая база химико-лесного комплекса обладает богатейшими запасами. Тяготение только к сырьевым источникам. База является наиболее сбалансированной.

«Современная экономика России» - Леонид Канторович. Экономика мира. Особенности современной экономики России. Василий Немчинов. Организация производства на большинстве российских предприятий. Вехи экономического развития России. Вызовы экономическому развитию. Экономика России прошла длительную историческую эволюцию. Расширение участия в международной экономике. Россия продолжает сталкиваться с серьезными экономическими проблемами.

«Хозяйство РФ» - Добыча и использование каменного угля. География пищевой промышленности. Циклы Кондратьева. Комплекс товаров народного потребления. Развитие и размещение лесной промышленности. Факторы размещения отраслей промышленности. Состав и структура народного хозяйства. Особенности развития машиностроения. Размещение предприятий машиностроения. Производство минеральных удобрений. Черная металлургия. Перспективы черной металлургии.

«Химико-лесной комплекс» - Химические волокна. Производство пластмасс и синтетических смол. Химико-лесной комплекс. Лесная промышленность. Концентрация производства удобрений. Химическая промышленность. Механическая обработка древесины. Большая часть фосфорных удобрений. Химия органического синтеза. Общий объем заготовок древесины. Производство синтетического каучука. Комплекс отраслей, связанный с переработкой древесины. Истощение лесов.

«Отрасли машиностроения» - Ракетно-космическая промышленность. Приборостроение. Основные центры машиностроения. Отрасль тяжёлой промышленности. Среднее машиностроение. Отрасли машиностроения. Диаграмма. Автомобильная промышленность. Железнодорожное машиностроение. Электротехническая промышленность. Тракторостроение. Производство электронной техники. Точное машиностроение. Судостроение. Авиационная промышленность. Тяжёлое машиностроение.

Урок 27. Научный комплекс

20.08.2014 11423 0

Цели: Познакомить с составом и географией научного комплекса России. Пока­зать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие тех­нополис.

Оборудование: Политико-административная карта России, дополнительная ли­тература.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

-Повторим изученное на прошлых уроках:

Межотраслевые комплексы - это группы отраслей, связанных в блоки, выпол­няющих общую народнохозяйственную функцию.

Задание :

Назовите межотраслевые комплексы России и определите хозяйственные функ­ции каждого комплекса по табл. 21 и рис. 30, с. 86-87, уч. Д. (Учащиеся называют МОК - межотраслевые комплексы (1 колонка табл. 21) и называют функции каж­дого МОК (2 колонка табл. 21)).

-Первый МОК - научный. Мы живем в век НТР (научно-технической револю­ции), когда значение научных знаний резко возрастает. Научный комплекс включает

3,5млн человек, из которых научными исследованиями занимались в 1990 году - 1 млн ученых, что составило 18% научных работников мира.

Проблемами научного комплекса являются:

1)сокращение числа научных организаций;

2)слабое финансирование науки;

3)сокращение численности работающих в науке;

4)«утечка умов» - выезд ученых за рубеж.

Задания :

1. По табл. 22 (уч. Д.) определите изменение числа организаций, выполняющих исследования и разработки с 1992 по 1999 гг. (Общая численность организа­ций уменьшилась с 4555 до 4022. Особенно уменьшилось число конструктор­ских бюро с (с 865 до 337), проектных организаций (с 495 до 97)).

2. По табл. 23 (уч. Д.) определите изменение персонала, занятого исследованиями и разработками с 1992 года по 1999 год. (Численность ученых сократилась с 1533 тыс. человек до 861 тыс. человек, т. е. почти в два раза. В два раза со­кратилась численность исследователей, в 2,5 раза - техников.)

3. По рис. 31 (уч. Д.) проанализируйте структуру научного комплекса России. (1. 60% научных кадров составляют ученые отраслевого сектора: это ученые науч­ных, конструкторских и проектных организаций и опытно-промышленных предприятий. Отраслевой и заводской сектора обслуживали оборонный ком­плекс, т. е. большая часть ученых России работали на ВПК; 2. Научно- исследовательские учреждения (НИИ РАН) составляют 10% от научных ра­ботников и занимаются теоретическими исследованиями.)

-Какова география российской науки? Научные учреждения и ученые сконцен­трированы в крупнейших городах. Главный центр науки и образования - Москва. Здесь находятся - РАН, академии: медицинская, сельскохозяйственная, образования и др., 80 академических институтов, работают 30% докторов наук.

Около Москвы расположены научные центры: Дубна, Обнинск, Жуковский, Зе­леноград и др.

Второй центр науки России - Санкт-Петербург. Здесь 15% научных кадров Рос­сии. В Санкт-Петербурге находится институт Арктики и Антарктики.

Задания:

1. Объясните причины такого размещения. (1. Учреждения науки и образования исторически первоначально создавались в столицах; 2. В крупнейших городах сосредоточены наукоемкие производства, т. е. потребители научных разра­боток; 3. Научные учреждения имеют тесные связи (кооперируются) для ор­ганизации исследований, поэтому они взаимопритягивают друг друга.)

Вывод: Научный комплекс России размещается крайне неравномерно.

2. Пользуясь рис. 32 (уч. А.), назовите центры науки в Поволжье, на Урале, в Си­бири, на Дальнем Востоке.

3. Значительная часть отраслевого и заводского секторов науки входит в состав технополисов. Что такое технополис? (Основой технополиса является научный центр, где «рождаются» новые идеи. Идеи используются на опытном предпри­ятии, где идет разработка технологии производства нового изделия. Затем технология передается на крупное промышленное предприятие. В технополи­сах наука связана с конкретным производством, что позволяет быстро вне­дрять в жизнь научные достижения (изобретения)).

- В оборонном комплексе (ВПК) созданы десятки закрытых городов-технополисов. В этих городах научные институты, конструкторские бюро работали над созданием и совершенствованием вооружения (атомного оружия, ракет и т. д.). Города не зна­чились на картах. Они имели шифр-цифру к названию крупного города, от которого закрытые города располагались иногда на расстоянии 100 км.

Назовите по рис. 38 (уч. Д.) закрытые города. Укажите их новые названия:

Арзамас-16 - Кремлев (или Саров)

Пенза-19 - Заречный

Свердловск-44 - Новоуральск

Челябинск-65 - Озерск и т. д.

Называют еще такие города - городами-призраками. Как призрак выплывает из тумана, так и эти города вдруг появились на картах России.

Вопрос к классу:

- Можно ли отнести закрытые города к городам-технополисам? (Да. Технополи­сы - это соединение науки (и оборонной) с наукоемкими предприятиями. Предприятия оборонной промышленности являются особенно наукоемкими.)

III.Закрепление

- Назовите сектора научного комплекса.

- Какие сектора включают наибольшее число ученых? (Отраслевой и заво­дской.)

- Как изменилась численность ученых в период перестройки экономики?

- Почему центрами науки России являются Москва и Санкт-Петербург?

- Назовите наукоемкие отрасли промышленности. (Машиностроение , химиче­ская, цветная.)

- Что такое технополис?

- Что такое закрытый город, город-призрак?

- Какие закрытые города находятся в вашей местности?

- Какие учреждения научного комплекса имеются в вашем городе, области, крае, республике?

Домашнее задание

По уч. Д.: §16, вопросы с. 93.

Дополнительный материал

Подготовить сообщение об одном из таких городов, например, г. Кремлев (Саров). Поскольку материалов по закрытм городам мало, стоит воспользоваться всеми воз­можными источниками, СМИ, Интернет и пр. Сообщение может быть небольшим и выглядеть следующим образом:

Город-призрак Кремлев (Саров)

Город Кремлев, он же Саров, он же Арзамас-16, город-призрак, город- невидимка, «закрытый город».

Это один из многих городов науки, технополисов, в которых велись секретные разработки оружия. В Арзамасе-16 (Кремлеве) был создан Федеральный Российский ядерный центр - ФРЯЦ. Здесь находится научный институт, который занимается фун­даментальными научными исследованиями в области экспериментальной физики.

Город Кремлев имеет еще одно название - Саров. Рядом находился старинный Са­ровский монастырь. Монастырь Саровская пустынь был основан в XVIII веке. Мона­стырь способствовал распространению православия среди мордовского населения. В конце XVIII в. - начале XIX в. в монастыре жил монах-подвижник, канонизированный Русской православной церковью как Преподобный Серафим Саровский.

В 1927 году монастырь закрыли, и до Великой Отечественной войны здесь была колония малолетних преступников, а после окончания войны был создан Всесоюз­ный научно-исследовательский институт экспериментальной физики. Одним из ос­нователей института был академик Андрей Дмитриевич Сахаров. Здесь создавали атомное и водородное оружие.

В центре Сарова на берегу р. Саровки расположен монастырь, где в храме Всех Святых в 1993 г. возобновлено богослужение.

В городе своеобразный состав населения. Здесь высокая доля ученых, специали­стов. В строительной индустрии занято около 8000 работающих. Каждый десятый житель города - строитель. Здесь построены уникальные научно-экспериментальные и производственные комплексы, жилые дома. В городе есть Дом ученых, Театр дра­мы, Дворец культуры, Дом строителя, музей «Саровская пустынь», музей при ВНИИФ, 20 школ. Вокруг города леса Мордовского государственного заповедника. Леса скрывали «атомград», а он «защищал» леса, способствовав объявлению их за­поведником.

Тема урока: Научный комплекс России

Тип урока: комбинированный

Цели урока: познакомить с составом и географией научного комплекса России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие технополис. Развивать умение работать с текстом, картой.

Оборудование: политико-административная карта России, атлас 9 класс, учебник географии 9 класс.

Ход урока

1.организационный момент

2.целевая установка

3.проверка домашнего задания

Межотраслевые комплексы – это группы отраслей, связанных в блоки, выполняющих общую народнохозяйственную функцию

Назовите межотраслевые комплексы России и определите хозяйственные функции каждого комплекса по табл 14 с57

Учащиеся перечисляют МОК: научный, военно-промышленный, машиностроительный, топливно-энергетический, металлургический, химико-лесной, агропромышленный, инфраструктурный

Перечисляют хозяйственные функции.

4. Изучение нового материала.

Мы живем в век НТР, когда значение научных знаний резко возрастает.

Сколько составляло число занятых в научном комплексе России в 1990 году?

В 1990 году около 3,5 млн. чел., из которых непосредственно научным исследованием занималось около 1 млн ученых, или около 18% научных работников мира.

Назовите проблемы научного комплекса

1.Сокращение числа научных организаций

2.слабое финансирование

3.сокращение численности работающих в науке

4. «утечка умов» - выезд ученых за рубеж

Перечислите состав научного комплекса

1.академческий сектор

2.сектор вузовского образования

3.предпринимательский сектор

4.отраслевой сектор

5.заводской сектор

По таблице15 определите изменение числа организаций, выполняющих исследования и разработки с 1992 по 2007 год.

Общая численность уменьшилась. Особенно уменьшилось число конструкторских бюро, проектных организаций

По таблице16 определите изменение персонала, занятого исследованиями и разработки с 1992 года по2007 год

Численность ученых сократилась почти в 2 раза. В 2 раза сократилось численность исследователей, 2,5 раза - техников.

Какова география российской науки?

Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях

Почему основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях?

Перечислите крупнейшие центры науки и образования России.

Это объясняется множество причин.

1. Исторический - первоначально учреждения науки в России создавались в столичных городах

2.в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок

3.для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются

Москва, Санкт-Петербург

Вывод: научный комплекс России размещается крайне неравномерно.

Технополисы

Значительная часть отраслевого и заводского секторов науки входит в состав технополисов. Что такое технополис?

Основой технополиса является научный центр, где «рождаются» новые идеи. Идеи используются на опытном предприятии, где идет разработка технологии производства нового изделия. Затем технология передается на крупное промышленное предприятие. В технополисах наука связана с конкретным производством, что позволяет быстро внедрять в жизнь научные достижения (изобретения)

Вывод: технополис – это соединение науки (и оборонной) с наукоемкими предприятиями.

5.Закрепление

1.Назовите секторы научного комплекса?

2.Какие сектора включают наибольшее число ученых? (отраслевой и заводской)

3.Как изменилась численность ученых в период перестройки экономики?

4.Назовите наукоемкие отрасли промышленности? (машиностроение, химическая, цветная)

5.Что такое технополис?

6.Домашнее задание: параграф 16, вопросы стр 93.

Рассказать друзьям