Самая важная мысль капитанской дочки. Основная идея повести капитанская дочка. Главные герои и их характеристика

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Капитанская дочка» - одно из первых и наиболее известных произведений русской исторической прозы, повесть А. С. Пушкина, посвящённая событиям Крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва.

Какая же основная мысль, идея и тема Капитанская дочка

Капитанская дочка основная мысль

Основная идея Капитанская дочка — любой человек может стать храбрым, сильным и мужественный. О том, как может настоящая любовь изменить человека.
Верность родине и любимой женщине, готовность защитить их и сила преодолевать любые препятствия делает из «маменькиного сынка» настоящего мужчину.

Тема Капитанская дочка — посвященна восстанию под предводительством Емельяна Пугачева,тому сложному времени когда происходил крестьянский бунт. Вторая тема – любовь разных поколений. В повести автор рассказывает о любви Марьи Ивановны и Петра Андреевича, Василисы Егоровны и Ивана Кузьмича

Центральная фигура в произведении- Гринёв,дворянского рода,сын офицера,который по велению отца,отправляется на новую службу.В пути встечается с Пугачевым,который в то время был еще простым казаком в бегах.За помощь оказанную Пугачевым,Гринев его отблагодарил,подарив ему тулуп и накомив его.Позже это и помогло ему избежать расправы.

Основная мысль Капитанская дочка: Раскрытие автором патриотизма жителей и защитников Белогорской крепости, преданность их присяге, мучительная,но героическая смерть коменданта крепости Миронова и его жены; настоящая преданность в любви Маши Мироновой и Петра Гринёва, его смелость и верность присяге, предательство Швабрина..

Почему Пушкин назвал повесть Капитанская дочка

Так же автор подчеркивает в этом повествовании,образ настоящей русской женщины.Маша Миронова,которая из скромницы,превращается в храбрую защитницу своей любви.Именно этот образ и навеял автору дать название своему произведению-«Капитанская дочка»

– это историческое произведение. Пушкин описывает в нем не свое время, а успевшее стать частью истории. В произведении упоминаются реальные исторические лица: разбойник Емельян Пугачев , Императрица Екатерина 2 . Да и события, происходившие в романе, были максимально приближены к реальным. Для изучения Пугачевской войны Пушкин выезжал в Оренбургский край, побывал в Казани. Здесь ему представилась возможность изучить документы, связанные с пугачевским бунтом, он встречался с постаревшими уже очевидцами тех давних событий, записал их рассказы.

Собирая материалы для истории Пугачевского бунта, Пушкин посетил Симбирск, Уральск (Бывший Яицкий город), побывал в Бердской слободе, видел церковь, в которой венчался разбойник.

Знакомство с местами, где происходили основные события, дало пищу для понимания характера его основных героев, и наряду с документальной историей Пугачевского бунта, у него возник замысел «Капитанской дочки», произведения в котором была заложена тема народной войны, бессмысленности крестьянского бунта.

Одновременно в произведении на первое место была поставлена идея дворянской чести. Неслучайно на протяжении всего произведения Пушкин противопоставляет двух героев: и . Неслучайно невзлюбила Швабрина. Она интуитивно чувствовала его непорядочность, бесчестие.

Для российских дворян честь была превыше всего. Честь и верность Государю-императору. В данном случае – императрице Екатерине II. За оскорбленную честь дрались на дуэлях. Правда, Швабрину нужна была, как повод избавиться от соперника. Ведь он, в самом деле, оклеветал Машу. Для него было в порядке вещей сплетничать и про других обитателей крепости. Когда Гринев обвинил его во лжи, «оскорбился» и вызвал на дуэль молодого человека, прекрасно понимая, что Гринев может оказаться слабым противником по молодости лет. Швабрин уже был замешан в какой-то темной истории, из-за которой его сослали в эту удаленную крепость.

Швабрин нарушил верность долгу, когда присягнул . Он переступил через дворянскую честь и достоинство, когда ползал перед самозванцем на коленях и целовал ему руки. В то же время Гринев, встречаясь с предводителем разбойников, о верности государю и Родине не забывал никогда. И тем заслужил большее уважение Пугачева. Предателей всегда презирают как с одной, так и с другой стороны. Пугачев прекрасно понимал, что такие люди, как Швабрин способны нанести удар в спину.

Хотя Пугачев и назначил Швабрина управлять крепостью, он презирал его, считал ниже себя. А назначил потому, что некого было. Всех, кто был достоин этой чести, перевешали.

Швабрин оклеветал Гринева, перед следователями, «потянул за собой», прекрасно зная, что тот ни разу не преступил закон, не нарушил верность Государыне Императрице. В этом тоже выразилась подлость этого «дворянина».

Примечательно, что когда Гринев был приглашен за стол с Пугачевым, новоявленного «коменданта крепости» в комнате не оказалось, как не было там и вновь присягнувших. Гринев прямо и искренне признался Пугачеву, что он однажды присягнул императрице, и другой присяги быть не может. Этой твердостью своему слову, верностью Императрице он заслуживал уважение и Пугачева. Пугачев был недоверчив, все проверял самолично. В комнату, где лежала больная Маша, он зашел, чтобы только убедиться в том, что там действительно лежит больная девушка, а не прячется какой-нибудь коварный убийца. Пугачев понимал прекрасно, что 90 процентов из тех, кто присягал ему, готовы нанести удар в спину.

Каковы тема и идея романа. А. С Пушкина "Капитанская дочка" и получил лучший ответ

Ответ от КРИСТИНА.[гуру]
Тема повести: показать исторические события Пугачёвского бунта в художественном изображении и жизнь в этих событиях главных героев повести Петра ГРИНЁВА, СЕМЬЮ Миронова, предателя Швабрина и необыкновенный образ русской девушки, которая в начале повести--робкое застенчивое существо, но в годину смертельной опасности её будущему счастью превращается в бесстрашную женщину, которая уже ничего не боится, спасая свою любовь. Именно в честь Маши Мироновой Пушкин и назвал свою повесть не Пётр Гринёв или Емельян Пугачёа, а именно "Капитанская дочка".Идея повести фактически заключена в эпиграфе её, высказанном когда-то поководцем Суворовым: "Береги платье снову, а честь смолоду",Идея --в нравственном становлении бывшего барчука, избалованного дитяти, которому отец выбрал достойный путь настоящего мужчины, защитника своего Отечества, который напутствие отца беречь свою честь всегда и во всём ни разу не посрамил, не унизился, не струсил перед опасностью виселицы, не перешёл в стан врага, не предал присягу императрице и ОТЕЧЕСТВУ. Честь и достоинство молодого поколения--вот идея, которая двигала рукой автора, задумавшего написать эту повесть

Ответ от Вечный студент [гуру]
Начиная работу над “Капитанской дочкой”, писатель акцентирует внимание на “мнении народном”, как активном и даже решающем факторе истории. По мысли Пушкина изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянской массы. Вероятно, именно над этой идеей и размышлял Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”, в которой не только отражается восстание 1773-1775 годов, но и затрагиваются такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства.В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Петруша Гринев не является безликим средством передачи фактов и событий, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типического, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Показывая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины II. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих “ежегодно получаемый” “Придворный календарь”, уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий “барское дитяте” всем сердцем, тоже является типическим образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но ведь было и много таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев.Образы Швабрина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его “господами генералами” - все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называл эти образы “чудом совершенства по верности, истине содержания мастерству изложения”.Эту повесть можно назвать историческим сочинением не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно ясно в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности - восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала) .Из вышеизложенного можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было именно крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Пытаясь найти пути сближения дворянства с крестьянами и показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет: что дворяне еще не способны понять низшее сословие. В некоторых местах повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников; он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву. Дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя против своего сердца.Пушкин, конечно, не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая нам возможность увидеть, на каких идеалах стояло общество того времени. Это еще раз показывает, что повесть носит исторический характер.Подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные автором в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.


Ответ от Арсений Родин [активный]
В повести не только описаны события 1773- 1774 гг. , но и затронуты вечные проблемы чести, долга, человеческого достоинства, роли личности в истории, эти проблемы интересовали и всегда будут интересовать человечество. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. На первых страницах повести Пушкин устами Савельича знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего… » Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. А перед отъездом на службу Гринев получает от отца завет: «Береги платье снову, а честь – смолоду» . Эта народная пословица также является эпиграфом к произведению. Вся дальнейшая история Гринева представляет собой выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, этого отцовского завета. Но честь – термин широко понимаемый. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения.Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения.В нем как бы соединились доброе, любящее сердце матери с честностью, прямотой, смелостью – качествами, которые присущи его отцу.Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Эти качества проявились в щедром подарке неизвестному ему «мужичку» , который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей его дальнейшей судьбе. И в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному в плен Савельичу.Испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Своим поведением здесь Петр Андреевич доказал верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Полной противоположностью честному и прямому Гриневу является его соперник Алексей Иванович Швабрин. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он клевещет на Машу Миронову, бросает тень на ее мать. Он наносит Гриневу вероломный удар на дуэли и вдобавок пишет лживый донос на него Гриневу-отцу. На сторону Пугачева Швабрин переходит не по идейным убеждениям: он рассчитывает сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачева сделать при нем карьеру, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильно жениться на девушке, которая его не любит.Честность и порядочность занимает особое место и в характеристиках героев. Поразительно, как честны друг перед другом Маша и Гринев. Между ними естественно понимать, спасать, жалеть друг друга. Взаимная преданность помогает им преодолеть жизненные трудности и обрести счастье.Во время бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев и низость других. Например, капитан Миронов и его жена предпочли умереть, чем сдаться на милость восставших. Так же поступил и Гринев, не желая присягнуть Пугачеву, но был помилован.


Ответ от Ёодном Балбаров [новичек]


Ответ от Ўра Петраш [активный]
«Береги честь смолоду» - этот завет является главным в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Именно ему следует Петр Гринев. Родителями героя были небогатые дворяне, которые в Петруше души не чаяли, ведь он был у них единственным ребенком. Еще до рождения герой был записан в Семеновский полк офицером. Петруша получил неважное образование - под руководством дядьки Савельича «на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Самым интересным занятием герой считал «гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками». Но в шестнадцать лет судьба Гринева круто переменилась. Он попадает на военную службу – в Белогорскую крепость. Здесь герой влюбляется в дочь коменданта крепости – Машу Миронову. Здесь Гринев становится участником восстания крестьян под предводительством Емельяна Пугачева. С самого начала героя романа отличает доброта, воспитанность, уважительное отношение к людям: «Муж и жена были люди самые почтенные». Петр больше всего ценит свое доброе имя и честь других людей. Именно поэтому он не присягает на верность Пугачеву: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Во время общения с ним герой относится к Пугачеву, как к преступнику, который хочет захватить святое – государственную власть. Очень достойно ведет себя Гринев, даже когда оказывается под следствием. Он держится спокойно, думает не только о себе, но и о честном имени Маши: «Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова». Пушкин показывает, что, только заботясь о своей чести, можно выйти победителем из всех испытаний: в итоге Гринева полностью оправдывают, а Швабрина справедливо приговаривают к заключению. Таким образом, в романе Пушкина «Капитанская дочка» Гринев является положительным героем. Он «живой человек», со своими достоинствами и недостатками (вспомним, как он проигрался в карты или обидел Савельича). Но по своим «взглядам» этот герой всегда остается на стороне добра. Именно поэтому автор и мы, читатели, симпатизируем ему.

В эпиграфе к главе «Сержант гвардии» раскрывается понимание Андреем Петровичевым и Петрушей долга офицера. Петр Гринев – молодой дворянин, уездный недоросль. Он получил провинциальное образование у француза, который «не был врагом Бутылки» и любил хлебнуть лишнего» . Отец его - Андрей Петрович Гринев рассматривал понятие долга с позиции офицера. Он считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, «служить верно тому, кому присягнешь» . Отец сразу говорит о том, что «Петруша а Петербург не поедет» , и отправляет его в глухую Белогорскую крепость. Андрей Петрович Гринев не хочет, чтобы сын научился «мотать да повесничать» .
Эпиграфом ко 11 главе является старинная песня. В главе «Вожатый» появляется «мужичок» , который впоследствии становится предводителем восстания. С появлением Пугачева в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. Таким Петруша видит его уже в пророческом сне: «Мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны… Комната наполнилась мертвыми телами… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь… »
Пушкинский Пугачев «соткан» из фольклора. Не случайно его появление во время бурана, который становится символическим предвозвестием бунта.
В «Поединке» Швабрин советует Гриневу: «…чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег» . Поэтому между Гриневым и Швабриным происходит поединок.
В эпиграфе к пятой главе «Любовь» говорится о Маше. Это обыкновенная русская девушка, которая надеется встретить свою любовь. Поэтому ее внимание привлекает Швабрин, сосланный в Белогорскую крепость за участие в дуэли. Поначалу ее привлекает образованность и начитанность молодого офицера. Однако вскоре Швабрин совершает ряд подлых поступков, что заставляет Машу с негодованием отвергнуть его домогательства. Настоящую любовь Маша встречает в лице Гринева.
В эпиграф к главе шестой поставлена песня. Глава «Пугачевщина» говорит о том, как стихийно надвигается на Белогорскую крепость «неведомая сила» - войско Пугачева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и гибель.
В главе «Приступ» отражена ключевая ситуация «Капитанской дочки» - взятие крепости Пугачевым и поведение при этом героев. Все участники событий оказываются в ситуации выбора жизни или смерти: каждый из них делает его в соответствии со своими представлениями о морали, чести и долга.
В восьмой главе Гринев становится «незваным гостем» у Пугачева. На «странном военном совете» главный герой слышит «заунывную бурлацкую песню»: «Не шуми, мати зеленая дубравушка» . Его «пиитическим ужасом» потрясает не только сама песня, сколько поющие ее люди, «обреченные виселице» .
В эпиграфе к главе «Разлука» содержится основная мысль: «грустное» расставание двух влюбленных. Однако и это испытание они достойно проходят.
В главе десятой Гринев становится перед выбором: долг офицера или чувства. «В нощи» он пытается спасти Марью Ивановну.
В «Мятежной Слободе» Пугачев принимает Гринева «ласково» . Предводитель восстания живет по принципу: «Долг платежом красен» . Поэтому он решается еще раз помочь Петру Гриневу спасти Машу от Швабрина.
В главе «Сирота» Гринев и Пугачев приезжают в Белогорскую крепость. Там они находят Машу «в крестьянском оборванном платье» , «с растрепанными волосами» . Она осталась сиротой, - у нее «ни отца нету, ни матери» . Все надежды на спасение капитанская дочка возлагает на возлюбленного Гринева. Однако главным спасителем является Пугачев, который изъявляет желание быть «посаженым отцом» на их свадьбе.
В тринадцатой главе «Арест» для влюбленных появляется новое испытание: Гринев арестован и обвинен в предательстве.
В последней главе «Суд» Гринев не хочет рассказывать о капитанской дочке, которая замешана в истории с Пугачевым. Однако Маша Миронова сама смогла преодолеть все препятствия и устроить свое счастье. Честность и искренность Маши помогли получить прощение для Гринева у самой императрицы.

Екатерина II переименовала города, поселения и даже реку, чтобы искоренить память о пугачевском бунте. Но спустя всего 60 лет после восстания А. С. Пушкин посвящает этому событию одно из самых значимых произведений русской литературы, «Капитанскую дочку». Сочувствовал ли автор Пугачеву или находился на стороне закона? Где проходит граница между свободой и волей? В чем состоит преступление Гринева, а в чем - подвиг Маши Мироновой?

Пугачевское восстание - крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва (Пугачёвщина, Пугачёвский бунт, Пугачёвское восстание) - восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную войну казаков, крестьян и народов Урала и Поволжья с правительством императрицы Екатерины II.

В произведении раскрывается несколько тем:

· бунт, крестьянские восстания;

· общественный долг и честь, которые противоречат друг другу;

У Петруши Гринёва получилось столкновение двух обязательств. Он дворянин, должен воевать на стороне правительственных регулярных войск. Но он и нарушает правила, уезжает из крепости, в этом его впоследствии и обвинят. Также ему вменяют содействие бунтовщику. Из самого текста ясно, что это не так.

- Каким же образом, - возразил мой допросчик, - дворянин и офицер один пощажён самозванцем, между тем как все его товарищи злодейски умерщвлены? Каким образом этот самый офицер и дворянин дружески пирует с бунтовщиками, принимает от главного злодея подарки, шубу, лошадь и полтину денег? Отчего произошла такая странная дружба и на чем она основана, если не на измене, или по крайней мере на гнусном и преступном малодушии?

Однако Петруша всё-таки совершил преступление. У него были обязательства: любовь, честь, спасение Маши Мироновой. Сложно судить Гринёва, свой путь он выбрал сам.

Пушкин практически во всех произведениях поднимает три темы: честь, свобода и случай. В романе «Капитанская дочка» эти темы чётко прослеживаются, Петрушу Гринёва чаще всего спасает случай. Именно «случай» делает роман увлекательным.

Могли ли быть крестьянские восстания успешными? Например, Жакерия или другие крупные восстания.

Жакерия (фр. Jacquerie , от распространённого во Франции имени Жак ) - название крестьянского антифеодального восстания во Франции в 1358 году , вызванного положением, в котором находилась Франция вследствие войн с Эдуардом III Английским ; самое крупное в истории Франции крестьянское восстание.

Именно потому, что главная идея восстания - это свержение уже сложившегося устоя, тяжело упорядочить массы недовольных людей. Если взять войска Пугачёва, какая-то часть была организованна, но остальные занимались грабежом и насилием в окрестных городах и деревнях. Заставить людей, которые восстали против порядка, соблюдать какие-то правила сложно. Эта задача практически невыполнимая.

Они не знали, кому повиноваться. Правление было всюду прекращено. Помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду. Начальники отдельных отрядов, посланных в погоню за Пугачёвым, тогда уже бегущим к Астрахани, самовластно наказывали виноватых и безвинных...

Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка.

Реализовать восстание удалось в 1917 году большевикам. Для этого нужно было построить новую, специальную партию, что и сделал Ленин.

Интересно, что крупные восстания происходили под руководством казаков: Болотникова, Степана Разина, Пугачёва. Это люди, обладавшие определённой свободой, не крепостные. Вспоминается рассуждение философов, что человек должен знать, что такое свобода, чтобы за неё бороться.

Бороться за свободу можно только в том случае, если ею уже обладаешь.

Т. Котарбиньский

Есть и другое мнение, что человек рождается свободным и это понятие исходно в душе.

«Человек… не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность.

К. Маркс

Какое мнение верное - вопрос спорный. По словам Канта, нельзя принять утверждение в том, что некоторые люди, например помещичьи крепостные, недозрели до свободы.

Если принять подобные утверждения, то свободы не достичь вообще, ибо человек не способен дозреть до свободы, не приобретая ее сначала. Человек должен быть свободен, дабы научиться использовать свою свободу произвольно и пользой.

И. Кант

Возможно, это одно из теоретических объяснений, почему казаки были предводителями восстаний. С другой стороны, читая «Капитанскую дочку» кажется, что автор симпатизирует Пугачёву, его стремлению к воле.

Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса:

- Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.

- Нет, - отвечал он, - поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою.

- Слушай, - сказал Пугачёв с каким-то диким вдохновением. - Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орёл спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живёшь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? - Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орёл подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орёл да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! - Какова калмыцкая сказка? - Затейлива, - отвечал я ему. - Но жить убийством и разбоем - значит по мне клевать мертвечину.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Дворянин Пушкин должен быть на стороне порядка. Но само стремление к свободе, даже через кровь, в глазах автора заслуживает внимания и сочувствия.

Представим, что победил Пугачёв. Начались бы хаос и кровопролитие. Наступила бы война всех против всех. С одной стороны, хочется сочувствовать, с другой - мы понимаем, что освобождение не в перераспределении того, что имеем. Улучшение жизни и революционные изменения происходят не при помощи политических действий, а в техническом движении вперёд.

Когда вспомню, что это случилось на моем веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

До тех пор пока химики не придумали новых материалов, люди ходили в заплатах независимо от того, какое было устройство. Пока генетики, селекционеры не вывели сорта пшеницы, не придумали, как выращивать достаточное количество, люди жили впроголодь независимо от того, какой способ распределения продуктов они использовали. Поэтому бунту можно сочувствовать, но желать его победы не имеет смысла. Человечество только сейчас приходит к состоянию, когда можно жить достаточно свободно. Придуманы способы освободить человечество от тяжёлого физического труда, а иногда - от рутинного умственного.

Во времени и пространстве нацию объединяет язык и культура. Остановимся на языке. Если взять какого-нибудь писателя или поэта допушкинской эпохи, например Хераскова, то читать будет сложно.

Пою от варваров Россию свобожденну,
Попранну власть татар и гордость низложенну;
Движенье древних сил, труды, кроваву брань,
России торжество, разрушенну Казань.
Из круга сих времен спокойных лет начало,
Как светлая заря, в России воссияло.

О ты , витающий превыше светлых звезд,
Стихотворенья дух! приди от горних мест,
На слабое мое и темное творенье
Пролей твои лучи, искусство, озаренье!

М.М. Херасков. «Россиада»

Чтобы понять поэму, нужно время и терпение. Пушкинский язык понятен и современному человеку. Что же произошло? Благодаря Александру Сергеевичу язык стал современным. Язык объединил нас не только в пространстве, но и во времени. В произведении «Капитанская дочка» прослеживается граничность предыдущего языка и современного.

Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: - Барин, не прикажешь ли воротиться?

- Это зачем?

- Время ненадёжно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Странно звучит «время ненадёжно». Что это значит? Время означало состояние природы, погоды (см. рис. 1).

Сейчас время ассоциируется с часами.

Рис. 1. Значение слова «время» в разных языках

В русском языке «врать» и «лгать» различны по смыслу. Человек может соврать, не зная правды, или приукрасить события. Если же намеренно вводит в заблуждения, то это называется ложью. Когда в Белогорской крепости размещают молодого Гринёва, капитанша говорит:

В эту минуту вошёл урядник, молодой и статный казак. «Максимыч! - сказала ему капитанша. - Отведи господину офицеру квартиру, да почище». - «Слушаю, Василиса Егоровна, - отвечал урядник. - Не поместить ли его благородие к Ивану Полежаеву?» - «Врешь, Максимыч, - сказала капитанша, - у Полежаева и так тесно».

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

В этом случае слово «врёшь», означает не намеренную ложь, а что так нельзя действовать. Когда читаешь, это звучит странно, но такие вещи нужно замечать, чтобы понимать, насколько язык «живой» и насколько он близок современному.

Еще одна особенность. Река Урал раньше называлась р. Яик, а уральские казаки - яицкими (см. рис. 2).

Рис. 2. Река Урал до 1775 г. - р. Яикъ

Екатерина II была обеспокоена восстанием и сделала всё, чтобы память о нём исчезла. Она переименовала города, сёла и реку.

Екатерина II закончила свое правление в 1796 году, за три года до рождения Пушкина. В 1836 голу выходит повесть о Пугачевском восстании «Капитанская дочка». Получается, название реки царица поменять смогла, но стереть память ей не под силу. Одно из самых знаменитых произведений русской литературы про бунт Пугачёва заставляет задуматься, что такое память и что во власти государей.

Хочется понять разницу между свободой и волей.

Свобода – это возможность вести себя в рамках определённых правил.

Пугачёв показывает свою волю, сначала он решает так, потом по-другому. Даже собственные указы ему не мешают обладать абсолютной волей и двигаться в разных направлениях. Однако мы знаем, что Пугачёв не обладал ни свободой, ни волей. Им управляла казачья старшина.

Одна из важных тем произведения – различие между свободой и волей. Читая стоит замечать, кто чувствует себя свободным, а кто вольным человеком.

Нужно обратить внимание на подвиг капитанской дочки, именно она поехала к императрице с просьбой и тем самым спасла своего любимого.

Вдруг Марья Ивановна, тут же сидевшая за работой, объявила, что необходимость её заставляет ехать в Петербург и что она просит дать ей способ отправиться. Матушка очень огорчилась. «Зачем тебе в Петербург?» - сказала она. - «Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть?» Марья Ивановна отвечала, что вся будущая судьба её зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность.

Произведение заставляет задуматься о том, что такое свобода, воля, бунт, как принимать решения, где границы дозволенного.

Рассказать друзьям