Друзья! Вы попали в Страну Чудес. Здесь вас ждут самые интересные произведения — литературные сказки. А знаете ли вы, что такое сказка?.. Правильно, в сказке всегда совершаются чудеса, в ней живут удивительные существа. Литературные сказки сочиняют необыкновенные писатели. Они умеют придумывать необыкновенные истории и необыкновенных героев. А можете ли вы сейчас вспомнить имена самых знаменитых сказочников?
В этом разделе вы встретитесь с произведениями писателей, многие из которых вам ещё не были знакомы. В сказках Геннадия Цыферова, Дональда Биссета, Сергея Козлова, Натальи Абрамцевой, Редьярда Киплинга вы встретитесь со смешными и забавными героями, с неожиданными ситуациями и необычными словами. Все эти сказки очень разные, но их объединяет замечательное свойство — они учат нас видеть чудеса в самых обычных вещах.
Чтобы попасть в Страну Чудес, вам будет нужна ваша фантазия и выдумка, ваш юмор и доброта. А ещё вам пригодятся краски и карандаши, чтобы нарисовать разноцветную Страну Чудес, в которую нас поведут сказочники-фантазёры и мечтатели.
Геннадий Цыферов «Про цыплёнка, солнце и медвежонка»
Когда я был маленький, я знал очень мало и всему удивлялся, и любил сочинять. Летит, например, снег. Люди скажут — осадки. А я подумаю: наверное, где-то на синих лугах отцвели белые одуванчики. Или, может, ночью на зелёной крыше присели отдохнуть весёлые облака и свесили белые ножки. И если облако потянуть за ножку, оно вздохнёт и полетит. Далеко полетит куда-то.
К чему я тебе всё это рассказываю? А вот к чему. Вчера в нашем курятнике случилась удивительная вещь: из белого куриного яйца проклюнулся жёлтый цыплёнок. Вчера он проклюнулся, а потом весь день, всю неделю всему удивлялся. Ведь он был маленький и всё видел впервые. Вот о том, как он был маленький и всё видел впервые, я и решил написать книжку.
Хорошо быть маленьким. А ещё лучше — всё видеть впервые.
Удивление первое
Чему удивился цыплёнок вначале? Ну конечно, солнышку. Он взглянул на него и сказал:
— А это что? Если это шарик, то где же ниточка? А если это цветок, то где его ножка?
— Глупый, — засмеялась мама-курица. — Это же солнышко.
— Солнышко, солнышко! — пропел цыплёнок. — Надо запомнить.
Потом он увидел ещё одно солнышко, в маленькой капельке.
— Маленькое солнышко, — шепнул он ему в жёлтое ушко, — хочешь, я отнесу тебя в наш маленький дом, в курятник? Там темно и прохладно.
Но солнышко там не захотело светить. Опять вынес цыплёнок солнышко на улицу и топнул лапой:
— Глупое солнышко! Где светло — светит, а где темно — светить не хочет. Почему?
Но никто, даже самые большие и взрослые, не могли объяснить ему это.
Удивление второе
А чему удивился цыплёнок потом? Опять солнышку.
Какое оно? Конечно, жёлтое. Таким цыплёнок увидел его впервые и решил, что таким оно будет всегда.
Но однажды озорной ветер размотал золотой клубочек. На пути, где ходило солнышко, от зелёных холмов до синей речки, протянулась разноцветная радуга.
Взглянул цыплёнок на радугу и улыбнулся: да ведь солнышко совсем не жёлтое. Оно разноцветное. Как матрёшка. Открой синюю — в ней зелёная. Открой зелёную — в ней голубая. А в голубой ещё красная, оранжевая...
Так и солнышко. Если раскатать, размотать его клубочек, будет семь полосочек. А если каждую из этих полосок смотать отдельно, будет семь цветных солнышек. Жёлтое солнышко, синее, голубое, зелёное — всякие солнышки.
А сколько дней в неделе? Тоже семь. Значит, каждый день взойдёт какое-нибудь одно солнышко. В понедельник, например, — синее, во вторник — зелёное, в среду — голубое, а в воскресенье — жёлтое. Воскресенье — весёлый день.
Как цыплёнок впервые сочинил сказку
Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.
У домика на телячьих ножках росли рожки.
У домика на заячьих ножках росли ушки.
У домика на слоновьих ножках висела труба- хоботок.
А у домика на курьих ножках алел гребешок.
Домик на заячьих ножках запищал: «Хочу прыгать!»
Домик на телячьих ножках замычал: «Хочу бодаться!»
Домик на слоновьих ножках запыхтел: «П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!»
А домик на курьих ножках пропел: «Ку-ка-ре- ку! Не пора ли вам спать ложиться?»
Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.
Про друзей
Друзей у цыплёнка было мало. Всего один. Это потому, что он искал друзей по цвету. Если жёлтый — значит, друг. Если серый — нет. Если бурый — тоже нет. Шёл как-то цыплёнок по зелёной дорожке, увидел жёлтую ниточку и пошёл, и пошёл по ней. Шёл, шёл и увидел жёлтую гусеницу.
— Здравствуй, жёлтая, — сказал цыплёнок, — это ты, наверное, мой жёлтый дружок?
— Да, — проворчала гусеница, — наверное.
— А что ты тут делаешь? — с интересом спросил цыплёнок.
— Не видишь разве? Тяну жёлтый телефон.
— А зачем?
— Не догадываешься? Голубой колокольчик, что живёт в лесу, и синий колокольчик, что живет на лугу, решили сегодня позвонить друг другу.
— А зачем? — спросил цыплёнок.
— Наверное, чтобы узнать о погоде. Ведь в дождь они закрываются.
— И я тоже, — сказал цыплёнок и спрятал голову. И тем очень удивил гусеницу.
Она очень долго не могла понять, кто же это — цветок или птица?
— Наверное, цветок, — решила гусеница и подружилась с цыплёнком. Ведь гусеницы боятся птиц.
Что делали два жёлтых друга
Что делают все маленькие? Играли. Плясали. Выдували пузыри. Шлёпались в лужу. А ещё грустили. А ещё иногда плакали.
Почему они грустили
В понедельник вот почему. В этот день они обманули своих мам. Они сказали им: «Мы пойдём на лужок». А сами пошли на речку ловить карасей.
Конечно, если бы это был мальчик, он бы покраснел. Если девочка — тоже.
Но они были жёлтый цыплёнок и жёлтая гусеница. И они весь день желтели, желтели, желтели. А к вечеру стали такие жёлтые, что на них никто без синих очков не мог смотреть. А кто смотрел без синих очков, тот вздыхал и плакал: «Как всё это печально! Как это всё печально! Они обманули своих мам! И теперь такие, такие жёлтые в такой синий вечер!»
Почему они смеялись
В среду решили они играть в прятки. Утром решили, в обед считались:
— Раз-два-три-четыре-пять! Кто играет — тот бежать!
Убежал цыплёнок и спрятался под крылечко. Уползла гусеница и спряталась под листочек. Ждут,
кто кого найдёт. Час ждали — никто никого не нашёл. Два ждали — никто никого не нашёл...
Наконец вечером нашли их мамы и отчитали:
— Разве это прятки? Прятки — это когда кто-нибудь от кого-нибудь прячется. Кто-то кого-то ищет. А когда все прячутся, это не прятки! Это что-то другое.
В это время загремел гром. И все спрятались.
Геннадий Цыферов «Как лягушки чай пили»
Покраснел помидорчик на один бок. Теперь — как маленький светофорчик: там, где солнышко взойдёт, бок красный; где луна — зелёный.
На лугах спит мохнатый туман. Трубку он курит. Дым под кусты пускает.
Вечером у синей-синей реки из белых-белых кувшинок пили чай зелёные лягушки.
Берёзка спросила сосну, куда она тянется.
— К небу.
— Хочу облачко-парус надеть на верхушку.
— Для чего?
— За голубую речку, за белую горку улететь.
— К чему?
— Посмотреть, куда солнышко садится, где оно, жёлтое, живёт.
Вышел звёздной ночью гулять ослик. Увидел в небе месяц. Удивился: «А где же ещё половинка?» Пошёл искать. В кусты заглянул, под лопухами пошарил. Нашёл её в саду в маленькой лужице. Посмотрел и тронул ножкой — живая.
Шёл дождь, не разбирая дороги, по лугам, по полям, по цветущим садам. Шёл, шёл, споткнулся, вытянул длинные ноги, упал... и утонул в последней луже. Лишь пузырьки кверху пошли: буль-буль.
Весна уже, а ночами холодно. Мороз студит. Показала верба почки-пальчики и надела на них меховые варежки.
Нарисовал мальчик солнышко. А кругом лучи — ресницы золотые. Показал папе:
— Хорошо?
— Хорошо, — сказал папа и нарисовал стебелёк.
—- У! — удивился мальчик. — Да это подсолнух!..
Виктор Хмельницкий «Паучок»
Паучок висел на паутинке. Вдруг она оборвалась, и паучок стал падать.
«Вот это да!..» — подумал паучок.
Упав на землю, он тут же встал, потёр ушибленный бок и побежал к дереву.
Забравшись на ветку, паучок теперь выпустил сразу две паутинки — и стал качаться на качелях.
Виктор Хмельницкий «Галчонок и звёзды»
— Когда засыпаешь, прячь голову под крыло, — учила чёрного-чёрного галчонка его мама.
— У меня шея болит, — отвечал непослушный галчонок...
И вот однажды морозной ночью, когда на небе сверкали огромные звёзды, а на земле серебрился снег, галчонок случайно проснулся.
Проснулся и решил, что всё вокруг — сон.
И холодный ветер показался не таким холодным. А глубокий снег -— мягким и приветливым.
Огромные звёзды показались галчонку ещё ярче, а чёрное небо — синим.
— Здра-а-асти! — закричал галчонок на весь синий свет.
— Привет, — откликнулись звёзды.
— Привет, — улыбнулась круглая Луна. — Ты почему не спишь?
— Ка-ак?! — закричал галчонок. — Разве это не сон?
— Конечно, сон, — замигали звёзды. — Сон! Сон! Им было скучно и хотелось поиграть. К тому же глаза галчонка сверкали, как настоящие звёзды.
— А Луна спрашивает, почему я не сплю?
— Она пошутила!
— Ур-р-ра! — закричал галчонок. — Со-о-он!!!
Но тут от его крика проснулся весь лес. И мама ему такую взбучку устроила, что с тех пор галчонок, как все птицы, засыпая, прячет голову под крыло — чтоб, и проснувшись ночью, звёзд-обманщиц не видеть!
Виктор Хмельницкий «Плод воображения»
— Очень интересно, — начал лягушонок, — придумать что-нибудь такое!.. А потом это увидеть.
— Плод воображения, — поддержал, подпрыгнув, кузнечик.
На поляне собрался весь цвет поля и леса. Здесь были голубые васильки, алые маки, белые бабочки, красные в белую точечку божьи коровки и так далее и тому бесподобное...
Кузнечик решил придумать слона.
Большого-большого слона!
«У меня, наверно, самый большой плод воображения!» — не без тайной гордости подумал он.
Но кузнечик напрасно тайно гордился. Белая ромашка придумала облако. А облако очень часто бывает больше, чем слон.
Ромашка придумала облако такое же белое, как она сама.
«Если уж что-то придумывать, — решил лягушонок, — так очень приятное...»
И лягушонок придумал дождь и лужи.
Божья коровка придумала солнце. На первый взгляд, это очень просто. Но только — на первый... А если на второй или на третий? Наверняка глаза заболят!
— Ну, кто что придумал? — спросил лягушонок.
— Я придумал большого-большого слона! — громче обычного объявил кузнечик.
— А я белое-белое облако, — сказала ромашка. — И увидела белое-белое облако в голубом прозрачном небе.
— Вон облако! — воскликнула ромашка. — Как раз такое, как я придумала!
Все посмотрели вверх и начали завидовать ромашке.
Но чем ближе подплывало облако, тем сильнее оно напоминало большого-большого слона.
— Вот он, мой слон! Это я его придумал! — обрадовался кузнечик.
А когда над поляной из облака-слона вдруг пошёл дождь и появились лужи, заулыбался лягушонок. Вот уж у кого улыбка действительно до ушей!
И, конечно, конечно, потом появилось солнце. А значит, пришла пора торжествовать и... божьей коровке.
Сергей Козлов «Ёжикина скрипка»
Ёжик давно хотел научиться играть на скрипке.
— Что же, — говорил он, — птицы поют, стрекозы звенят, а я только шипеть умею?
И он настрогал сосновых дощечек, высушил их и стал мастерить скрипку. Скрипка вышла лёгонькая, певучая, с весёлым смычком.
Закончив работу, Ёжик сел на пенёк, прижал к мордочке скрипку и потянул сверху вниз смычок.
«Пи-и-и...» — запищала скрипка. И Ёжик улыбнулся.
«Пи-пи-пи-пи!..» — вылетело из-под смычка, и Ёжик стал придумывать мелодию.
«Надо придумать такую, — думал он, — чтобы шумела сосна, падали шишки и дул ветер. Потом, чтобы ветер стих, а одна шишка долго-долго качалась, а потом, наконец, шлёпнулась — хлоп! И тут должны запищать комары и наступит вечер».
Он поудобнее уселся на пеньке, покрепче прижал скрипку и взмахнул смычком.
«Уууу!..» — загудела скрипка.
«Нет, — подумал Ёжик, — так, пожалуй, гудит пчела... Тогда пускай это будет полдень. Пускай гудят пчёлы, ярко светит солнышко и по дорожкам бегают муравьи».
И он, улыбаясь, заиграл: «У-у-у! У-у-у!..»
«Получается!» — обрадовался Ёжик. И целый день до вечера играл «Полдень».
«У-у-у! У-у-у!..» — неслось по лесу.
И посмотреть на Ёжика собрались тридцать Муравьёв, два Кузнечика и один Комар.
— Вы немножко фальшивите, — вежливо сказал Комар, когда Ёжик устал. — Четвёртое «у» надо взять чуть-чуть потоньше. Вот так...
И он запищал: «Пи-и-и!.,»
— Нет, — сказал Ёжик. — Вы играете «Вечер», а у меня — «Полдень». Разве вы не слышите?
Комар отступил на шаг своей тоненькой ножкой, склонил голову набок и приподнял плечи.
— Да-да, — сказал он, прислушиваясь. — Полдень! В это время я очень люблю спать в траве.
— А мы, — сказали Кузнечики, — в полдень работаем в кузне. К нам как раз через полчаса залетит Стрекоза и попросит выковать новое крылышко!..
— А у нас, — сказали Муравьи, — в полдень обед.
А один Муравей вышел вперёд и сказал:
— Поиграйте, пожалуйста, ещё немного: я очень люблю обедать!
Ёжик прижал скрипку и заводил смычком.
— Очень вкусно! — сказал Муравей. — Я каждый вечер буду приходить слушать ваш «Полдень».
Выпала роса.
Ёжик, как настоящий музыкант, поклонился с пенька Муравьям, Кузнечикам и Комару и унёс скрипку в дом, чтобы она не отсырела.
Вместо струн на скрипке были натянуты травинки, и, засыпая, Ёжик думал, как завтра он натянет свежие струны и добьётся всё-таки того, чтобы скрипка шумела сосной, дышала ветром и топотала падающими шишками...
Сергей Козлов «Ёжик-ёлка»
Всю предновогоднюю неделю в полях бушевала вьюга. В лесу снегу намело столько, что ни Ёжик, ни Ослик, ни Медвежонок всю неделю не мог ш выйти из дома.
Перед Новым годом вьюга утихла, и друзья собрались в доме у Ёжика.
— Вот что, — сказал Медвежонок, — у нас нет ёлки.
— Нет, — согласился Ослик.
— Не вижу, чтобы она у нас была, — сказал Ёжик. Он любил выражаться замысловато, особенно в предпраздничные дни.
— Надо пойти поискать, — предложил Медвежонок.
— Где же мы её сейчас найдём?.. — удивился Ослик. — В лесу-то темно...
— И сугробы какие!.. — вздохнул Ёжик.
— Всё-таки надо идти за ёлкой, — сказал Медвежонок.
И все трое вышли из дома.
Вьюга утихла, но тучи ещё не разогнало, и ни одной звёздочки не было видно на небе.
— И луны нет! — сказал Ослик. — Какая тут ёлка?!
— А на ощупь? — сказал Медвежонок. И пополз по сугробам.
Но и на ощупь он ничего не нашёл. Попадались только большие ёлки, но они всё равно бы не влезли в Ёжикин домик, а маленькие с головой засыпало снегом.
Вернувшись к Ёжику, Ослик с Медвежонком загрустили.
— Ну, какой это Новый год!.. — вздыхал Медвежонок.
«Это если бы какой-нибудь осенний праздник, так ёлка, может быть, и не обязательна, — думал Ослик. — А зимой без ёлки — нельзя».
Ёжик тем временем вскипятил самовар и разливал чай по блюдечкам. Медвежонку он поставил бочонок с мёдом, а Ослику — тарелку с лопушками.
О ёлке Ёжик не думал, но его печалило, что вот уже полмесяца, как сломались его часы-ходики, а часовщик Дятел обещался, да не прилетел.
— Как мы узнаем, когда будет двенадцать часов? — спросил он у Медвежонка.
— Мы почувствуем! — сказал Ослик.
— Это как же мы почувствуем? — удивился Медвежонок.
— Очень просто, — сказал Ослик. — В двенадцать часов нам будет уже ровно три часа хотеться спать!
— Правильно! — обрадовался Ёжик.
— А о ёлке вы не беспокойтесь. В уголке мы поставим табуретку, а я на неё встану, а вы на меня повесите игрушки.
— Чем не ёлка! — закричал Медвежонок.
И так они и сделали.
В уголок поставили табуретку, на табуретку встал Ёжик и распушил иголки.
— Игрушки — под кроватью, — сказал он.
Ослик с Медвежонком достали игрушки и повесили на верхние лапы Ёжику по большому засушенному одуванчику, а на каждую иголку — по маленькой еловой шишечке.
— Не забудьте лампочки! — сказал Ёжик.
И на грудь ему повесили грибы-лисички, и они весело засветились — такие они были рыжие.
— Ты не устала, Ёлка? — спросил Медвежонок, усаживаясь и отхлёбывая из блюдечка чай.
Ёжик стоял на табуретке и улыбался.
— Нет, — сказал Ёжик. — А сколько сейчас времени?
Ослик дремал.
— Без пяти двенадцать! — сказал Медвежонок. — Как Ослик заснёт, будет ровно Новый год.
— Тогда налей мне и себе клюквенного сока, — сказал Ёжик-ёлка.
— Ты хочешь клюквенного сока? — спросил Медвежонок у Ослика.
Ослик засыпал.
— Теперь должны бить часы, — пробормотал он.
Ёжик осторожно взял в правую лапу чашечку
с клюквенным соком, а нижней, притопывая, стал отбивать время.
— Бам, бам, бам! — приговаривал он.
— Уже три, — сказал Медвежонок. — Теперь давай я!
Он трижды стукнул лапой об пол и тоже сказал:
— Бам, бам, бам!.. Теперь твоя очередь, Ослик!
Ослик три раза стукнул об пол копытцем, но ничего не сказал.
— Теперь снова я! — крикнул Ёжик.
И все затаив дыхание выслушали последние «бам! бам! бам!».
— Ура! — крикнул Медвежонок, и Ослик уснул. Скоро заснул и Медвежонок.
Только Ёжик стоял в уголке на табуретке и не знал, что ему делать. И он стал петь песни и пел их до самого утра, чтобы не уснуть и не сломать игрушки.
Сергей Козлов «Ёжик в тумане»
Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках. Из-за туч вышла луна и, улыбаясь, поплыла по небу.
«Ммм-у!..» — вздохнула корова за рекой. Завыла собака, и сорок лунных зайцев побежали по дорожке.
Над рекой поднялся туман, и грустная белая лошадь утонула в нём по грудь, и теперь казалось — большая белая утка плывёт в тумане и, отфыркиваясь, опускает в него голову.
Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.
Красиво было так, что он время от времени вздрагивал: не снится ли ему всё это? А комарики не уставали играть на своих скрипочках, лунные зайцы плясали, а собака выла.
«Расскажу — не поверят!» — подумал Ёжик, и стал смотреть ещё внимательнее, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту.
«Вот и звезда упала, — заметил он, — и трава наклонились влево, и от ёлки осталась одна вершина, и теперь она плывет рядом с лошадью... А интересно, — думал Ёжик, — если лошадь ляжет спать, она захлебнётся в тумане?»
И он стал медленно спускаться с горы, чтобы тоже попасть в туман и посмотреть, как там внутри.
— Вот, — сказал Ёжик. — Ничего не видно. И даже лапы не видно. Лошадь! — позвал он.
Но лошадь ничего не сказала.
«Где же лошадь?» — подумал Ежик. И пополз прямо. Вокруг было глухо, темно и мокро, лишь высоко сверху сумрак слабо светился.
Полз он долго-долго и вдруг почувствовал, что земли под ним нет, и он куда-то летит. Бултых!..
«Я в реке!» — сообразил Ежик, похолодев от страха. И стал бить лапами во все стороны.
Когда он вынырнул, было по-прежнему темно, и Ёжик даже не знал, где берег.
«Пускай река сама несёт меня!» — решил он. Как мог, глубоко вздохнул, и его понесло вниз по течению.
Река шуршала камышами, бурлила на перекатах, и Ёжик чувствовал, что совсем промок и скоро утонет.
Вдруг кто-то дотронулся до его задней лапы.
— Извините, — беззвучно сказал кто-то, кто вы и как сюда попали?
— Я — Ёжик, — тоже беззвучно ответил Ежик. — Я упал в реку.
— Тогда садитесь ко мне на спину, — беззвучно проговорил кто-то. — Я отвезу вас на берег.
Ёжик сел на чью-то узкую скользкую спину и через минуту оказался на берегу.
— Спасибо! — вслух сказал он.
— Не за что! — беззвучно выговорил кто-то, кого Ёжик даже не видел, и пропал в волнах.
«Вот так история... — размышлял Ёжик, отряхиваясь. — Разве кто поверит?!» И заковылял в тумане.
Сергей Козлов «Как поймать облако»
Когда пришла пора птицам улетать на юг и уже давно увяла трава и облетели деревья, Ёжик сказал Медвежонку:
— Скоро зима. Пойдём поудим напоследок для тебя рыбки. Ты ведь любишь рыбку!
И они взяли удочки и пошли к реке.
На реке было так тихо, так спокойно, что все деревья склонились к ней печальными головами, а посередине медленно плыли облака. Облака были серые, лохматые, и Медвежонку стало страшно.
«А что, если мы поймаем облако? — подумал он. — Что мы тогда с ним будем делать?»
— Ёжик! — сказал Медвежонок. — Что мы будем делать, если поймаем облако?
— Не поймаем, — сказал Ёжик. — Облака на сухой горох не ловятся. Вот если бы ловили на одуванчик...
— А на одуванчик можно поймать облако?
— Конечно! — сказал Ёжик. — На одуванчик облака только и ловятся!
Стало смеркаться.
Они сидели на узеньком берёзовом мостке и смотрели в воду. Медвежонок смотрел на поплавок Ёжика, а Ёжик на поплавок Медвежонка. Было тихо- тихо, и поплавки неподвижно отражались в воде...
— Почему она не клюёт? — спросил Медвежонок.
— Она слушает наши разговоры. — сказал Ёжик. — Рыбы к осени очень любопытны!..
— Тогда давай молчать.
И они сидели целый час молча.
Вдруг поплавок Медвежонка заплясал и глубоко нырнул.
— Клюёт! — крикнул Ёжик.
— Ой! — воскликнул Медвежонок. — Тянет!
— Держи, держи! — сказал Ёжик.
— Что-то очень тяжёлое, — шепнул Медвежонок.— В прошлом году здесь утонуло старое облако. Может, это — оно?
— Держи, держи! — повторил Ёжик.
Но тут удочка Медвежонка согнулась дугой, потом со свистом распрямилась — и высоко в небо взлетела огромная красная луна.
А луна покачнулась и тихо поплыла над рекой.
И тут пропал поплавок Ёжика.
— Тяни! — шепнул Медвежонок.
Ёжик взмахнул удочкой — и высоко в небо, выше луны, взлетела маленькая звезда.
— Так... — прошептал Ёжик, доставая две новые горошины. — Теперь только бы хватило наживки!..
И они, забыв о рыбе, целую ночь ловили звёзды и забрасывали ими всё небо.
А перед рассветом, когда горох кончился, Медвежонок свесился с мостка и вытащил из воды два оранжевых кленовых листа.
— Лучше нет, чем ловить на кленовый листик! — сказал он.
И стал было уже задрёмывать, как вдруг кто-то крепко схватился за крючок.
— Помоги!..— шепнул Ёжику Медвежонок.
И они, усталые, сонные, вдвоём еле-еле вытащили из воды солнышко.
Оно отряхнулось, прошлось по узенькому мостку и покатилось в поле.
Кругом было тихо, хорошо, и последние листья, как маленькие кораблики, медленно плыли по реке...
Сергей Козлов «Красота»
Когда все забились по своим норкам и стали ждать зимы, неожиданно прилетел тёплый ветер. Он обнял своими широкими крыльями весь лес, и всё ожило — запело, застрекотало, зазвенело.
Вылезли греться на солнышке паучки, проснулись задремавшие лягушки. Заяц сел посреди поляны на пенёк и поднял уши. А Ёжик с Медвежонком просто не знали, что им делать.
— Пойдём искупаемся в реке, — сказал Медвежонок.
— Вода ледяная.
— Пойдём наберём золотых листьев!
— Листья-то облетели.
— Пойдём наберём тебе грибков!
— Какие грибы? — сказал Ёжик. — Откуда?
— Тогда... Тогда... Айда ляжем — будем лежать на солнышке!
— Земля холодная.
— Вода ледяная, земля холодная, грибов нет, листья облетели, а зачем — тепло?
— То-то и оно! — сказал Ёжик.
— То-то и оно! — передразнил Медвежонок. — А что же делать-то?
— Пойдём напилим тебе дров!
— Нет, — сказал Медвежонок. Дрова пилить хорошо зимой. Вжик-вжик! — и золотые опилки в снег! Небо синее, солнце, мороз. Вжик-вжик! — хорошо!
— Пойдём! Попилим!
— Что ты! А зимой? Бац! — и пар изо рта. Бац! Колешь, поёшь, а сам дымишься. Это такая радость — в звонкий солнечный день колоть дрова!
— Тогда не знаю, — сказал Ёжик. — Думай сам.
— Пойдём наберем веточек, — сказал Медвежонок. — Голых ветвей. А на некоторых — один листик. Знаешь, как красиво!
— А что с ними делать?
— Поставим в доме. Только немного, понимаешь? — сказал Медвежонок. — Если много — будут просто кусты, а если чуть-чуть...
И они пошли, наломали красивых веток и с ветками в лапах направились к дому Медвежонка.
— Эй! Зачем это вам веники? — крикнул Заяц.
— Это не веники, — сказал Ёжик. — Это — красота! Разве не видишь?
— Красота! Вон её сколько, этой красоты! — сказал Заяц. — Красота — это когда мало. А здесь — вон сколько!
— Это здесь, — сказал Медвежонок. — А у нас зимой дома будет красота.
— И вы эти веники потащите домой?
— Ну да, — сказал Ёжик. — И ты себе тоже набери, Заяц.
— Да что я сдвинулся? — удивился Заяц. — Живу в лесу и голые ветки...
— Да ты пойми, — сказал Медвежонок, — возьмёшь две-три веточки и поставишь дома в кувшин.
— Лучше рябину, — сказал Заяц.
— Рябину — само собой. А ветки — очень красиво!
— А куда вы их поставите? — спросил Заяц у Ёжика.
— На окно, — сказал Ёжик. — Они будут стоять прямо у зимнего неба.
— А ты? — спросил Заяц у Медвежонка.
— И я на окно. Кто ни придёт — обрадуется.
— Ну вот, — сказал Заяц. — Значит, права Ворона. Она ещё утром сказала: «Если осенью в лес приходит тепло, многие шалеют». Вы ошалели, да?
Ёжик с Медвежонком посмотрели друг на друга, потом на Зайца, а потом Медвежонок сказал:
— Глупый ты, Заяц. И твоя Ворона — глупая. Разве это ошалеть — из трёх веточек сделать для всех красоту?
Литературная сказка как жанр, безусловно, является полноправным и полнокровным направлением литературы. Кажется, спрос на данные произведения не исчерпается никогда, они будут непременно и постоянно востребованы и детьми, и взрослыми всех возрастов. Сегодня сей жанр универсален, как никогда. Литературные сказки и их авторы популярны, хотя и случаются определенные неудачи. По-прежнему сохраняется связь с фольклором, но используются и современные реалии и детали. достаточно велик. Пробуя обозначить лишь самые-самые, можно исписать не один лист бумаги. Но все же попробуем сделать это в данной статье.
Особенности литературной сказки
Чем же она отличается от фольклорной, народной. Ну, во-первых, тем, что у нее есть конкретный автор, писатель или поэт (если она в стихах). А фольклор, как известно, предполагает коллективное творчество. Особенности литературной сказки в том, что она объединяет в себе принципы и фольклора, и литературы. Можно и так сказать: это следующая ступень эволюции фольклора. Ведь многие авторы пересказывают известные сюжеты сказок, считающихся народными, используя тех же персонажей. А иногда придумывают новых оригинальных героев и рассказывают об их приключениях. Оригинальным может быть и название. Литературных сказок придумано сотни, но у всех есть конкретное авторство и ярко выраженная
Немного истории
Обращаясь к истокам авторской сказки, условно можно отметить египетскую «О двух братьях», записанную еще в 13 веке до Также вспомнить о греческих эпосах «Илиаде» и «Одиссее», авторство которых приписывают Гомеру. А в церковные притчи - не что иное, как подобие литературной сказки. Во времена Ренессанса список литературных сказок представлял бы собой, наверное, собрание новелл известных писателей.
Дальнейшее развитие жанр получил в 17-18 веках в европейских сказках Ш. Перро и А. Галлана, российских - М. Чулкова. А в 19-м целая плеяда гениальных авторов в разных странах использует литературную сказку. Европейские - Гофман, Андерсен, например. Русские - Жуковский, Пушкин, Гоголь, Толстой, Лесков. Список литературных сказок в 20 веке расширяют своим творчеством А. Толстой, А. Линдгрен, А. Милн, К. Чуковский, Б. Заходер, С. Маршак и многие другие, не менее известные авторы.
Сказки Пушкина
Понятие «литературная авторская сказка», может быть, лучше всего иллюстрирует творчество Александра Пушкина. В принципе, данные произведения: сказки «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», «О попе и его работнике Балде», «О золотом петушке», «О мертвой царевне и семи богатырях» - не планировались для представления детской аудитории. Однако в силу обстоятельств и таланта автора оказались в скором времени в списке для чтения детям. Яркие образы, хорошо запоминающиеся строчки стихов ставят эти сказки в разряд безусловной классики жанра. Однако немногие знают, что Пушкин использовал в качестве основы для сюжетов своих произведений народные сказки, такие как «Жадная старуха», «Батрак Шабарш», «Сказка о чудесных детях». А в самом народном творчестве поэт видел неисчерпаемый источник образов и фабул.
Список литературных сказок
Можно долго говорить об оригинальности пересказов и переделок. Но в этом плане лучше всего будет вспомнить известную сказку Толстого «Буратино», которую автор «переписал» с коллодиевского «Пиноккио». Сам Карло Коллоди, в свою очередь, использовал народный образ деревянной куклы уличного театра. Но «Буратино» - совершенно другая, авторская сказка. Во многом, по мнению некоторых критиков, превзошедшая оригинал в плане своей литературно-художественной ценности, по крайней мере, для русскоязычного читателя.
Из оригинальных литературных сказок, где герои придуманы самим автором, можно выделить две истории про Винни-Пуха, проживающего со своими друзьями в Стоакровом лесу. Созданная в произведениях волшебная и оптимистическая атмосфера, персонажи жителей Леса, их характеры поражают своей необычностью. Хотя и здесь в плане организации повествования использован прием, ранее примененный Киплингом.
Интересны в данном контексте и сказки Астрид Линдгрен про забавного летающего Карлсона, живущего на крыше, и Малыша, который становится его другом.
Экранизации литературных сказок
Надо отметить, литературные сказки - благодатный и неисчерпаемый материал для экранизаций, художественных и «мультяшных». Чего только стоит экранизация цикла сказок Джона Толкина (Толкиена) о приключениях хоббита Бэггинса (в одном из первых переводов на русский - Сумкинса).
Или всемирно известная эпопея о молодых волшебниках и Гарри Поттере! А мультфильмам вообще несть числа. Тут тебе и Карлсон, и Волшебник Изумрудного города, и прочие герои, знакомые всем с детства персонажи литературных сказок.
Какие литературные сказки вы читали и кто их авторы?
Ответ
П.П. Ершов. «Конек-горбунок».
В.Ф. Одоевский. «Черная курица, или Подземные жители», «Мороз Иванович».
С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
Л.Н. Толстой. «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах».
В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».
М. Горький. «Про Иванушку-дурачка».
А.И. Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино».
В.В. Бианки. «Приключения Муравьишки».
Е.А. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял».
Очень интересна сказка В.А. Жуковского «Три пояса». В ней рассказывается о бедной девушке Людмиле, которую колдунья наградила за доброту и скромность волшебным поясом. Когда молодой князь Святослав обратил внимание на Людмилу, завистливые сестры предложили ей богатый наряд и отобрали волшебный пояс. Старушка-волшебница пожалела девушку и вернула ей пояс. Людмила стала женою Святослава.
Сказка похожа на народную тем, что в ней две старшие сестры завидуют младшей, счастье и жених достаются младшей — скромной и трудолюбивой, как, например, в сказке «Хаврошечка».
От народной сказка Жуковского отличается особенным языком, в котором много литературных слов и выражений, и тем, что автор особенно подчеркивает главную идею своей сказки. Жуковский говорит нам, что скромность важнее суетности, что зависть и самолюбие — страшные чудовища, которые отравляют душу человека, и счастье достается скромным и добрым.
Постепенно литературная сказка стала полноценным направлением художественной литературы. Сегодня этот жанр универсален, он отражает явления окружающей действительности, ее проблемы, достижения, успехи и неудачи. При этом связь с фольклором осталась прежней, неразрывной. Итак, попробуем разобраться, что такое литературная сказка.
Определение
Сначала дадим определение: сказка - это народно-поэтическое повествовательное произведение, рассказывающее о вымышленных событиях и героях. Часто с участием фантастических и волшебных явлений.
Теперь узнаем, что такое литературная сказка.
Это жанр повествования с фантастическим или волшебным сюжетом, происходящим в реальном или волшебном мире, в котором могут действовать как реальные, так и Автор может поднять моральные, социальные, эстетические проблемы истории и современности.
Определения похожи, но во втором, касающемся литературной сказки, есть определенная конкретизация и уточнения. Они касаются типов героев и пространства, а также автора и проблематики произведения.
Черты литературной сказки
Теперь перечислим главные черты литературной сказки:
- Отражает эстетику и мировоззрение своей эпохи.
- Заимствование у народной сказки персонажей, образов, сюжетов, особенностей языка и поэтики.
- Сочетание вымысла и реальности.
- Гротескный мир.
- Присутствует игровое начало.
- Стремление к психологизации героев.
- Позиция автора ярко выражена.
- Социальная оценка происходящего.
Народная и литературная сказка
Что такое литературная сказка, чем она отличается от народной? Авторскую сказку считают жанром, впитавшим в себя фольклорные и литературные принципы. Она выросла из фольклорной, трансформируя и изменяя ее жанровые отличия. Можно сказать, что народная сказка эволюционировала в литературную.
Литературная сказка проходит ряд этапов по мере своего удаления от первоисточника - сказки. Перечислим их в порядке увеличения дистанции:
- Простая запись фольклорных сказок.
- Обрабатывание записей народных сказок.
- Пересказ сказки автором.
- В авторской сказке внутренняя форма отличается от народной, а фольклорные элементы изменяются в зависимости от замысла писателя.
- Пародии и стилизации - их задачи связаны с педагогической направленностью.
- Литературная сказка максимально удалена от распространенных фольклорных сюжетов, образов. Речь и стилистика такой сказки ближе к литературной традиции.
В чем проявляются народные традиции литературной сказки
Что такое литературная сказка? Это, как мы уже сказали, соединения литературного и фольклорного. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, определим, что же народного унаследовала литературная сказка.
Писатели обычно берут за основу сюжеты фольклоров. Например:
- волшебное происхождение или рождение главного героя;
- нелюбовь мачехи к своей падчерице;
- испытания героя обязательно несут нравственный характер;
- спасенные животные, которые становятся помощниками героя и т. п.
Писатели также эксплуатируют наделенные определенными функциями. Например:
- Идеальный герой.
- Помощник идеального героя.
- Тот, кто отправляет в путь героя.
- Даритель волшебной вещи.
- Тот, кто вредит идеальному герою и мешает выполнить поручение.
- Похищенный персонаж или вещь.
- Ложный герой - тот, кто пытается присвоить себе чужие подвиги.
Пространство и время сказочного мира зачастую строятся по законам фольклорного. Это фантастическое неопределенное место, а время то замедляется, то убыстряется, оно тоже волшебное и не поддается законам реальности. Например: тридевятое царство, тридесятое государство; долго ли коротко ли; быстро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Стараясь приблизить свои сказки к народным, писатели прибегают к использованию фольклорной поэтической речи: эпитеты, троекратные повторения, просторечия, пословицы, поговорки и т. п.
Обратившись к народным традициям, мы смогли ответить, что такое литературная сказка в ее связи с фольклором. Рассмотрим теперь другую составляющую нашей сказки - литературную, и попробуем понять, что отдаляет ее от народного наследия.
Что такое литературная сказка и чем она отличается от народной
Примеры и сравнения литературных и народных сказок позволяют выделить ряд их отличий.
Литературная сказка отличается своей изобразительностью. Автор старается детально описать местность, события, сделать персонажей ближе к реальности, чтобы читатель поверил в происходящее как можно больше.
Таким образом, что такое литературная сказка, как не психологизм героев? Писатель пытается исследовать внутренний мир персонажа, изобразить переживания. Так, Пушкин в «Царе Салтане», изображая встречу героя с женой и сыном, описывает: «В нем забилось ретивое… дух в нем занялся царь слезами залился». В фольклоре такого не встретишь.
Ершов, Пушкин, Одоевский и другие писатели-сказочники наделяют своих персонажей полноценным характером. Это не просто герои, характерные для фольклора, это полноценные живые люди со своими стремлениями, переживаниями, противоречиями. Даже чертика в "Сказке о Балде" Пушкин наделяет наивным детским характером.
Чем еще отличается литературная сказка
Что такое литературная сказка? Ответы на этот вопрос можно найти в специфике А именно в яркой выраженности В сказке она проявляется через оценки, отношение к происходящему, по которым легко догадаться, кому из героев автор симпатизирует, а кого не любит или высмеивает. Так, описывая попа, его страхи и природную жадность, Пушкин высмеивает это.
Литературная сказка всегда будет отражать авторский взгляд на мир, его представление о жизни и идеи. Мы будем видеть писателя, его устремления, ценности, духовный мир, желания. В фольклорной же сказке могут отразиться только идеалы и ценности всего народа, личность рассказчика в ней будет стерта.
Итак, что такое литературная сказка в ее классическом понимании? Это слияние авторской самобытности и народных традиций.
Истоки литературной сказки
Корни литературной сказки уходят в глубокую древность. Существует записанная египетская сказка о двух братьях, датированная XIII в. до н. э. В эпосе также есть отсылки к сказочным сюжетам, например, в вавилонском цикле о Гильгамеше, у ассирийцев - в преданиях об Ахикаре, в греческом - это «Илиада» и «Одиссея».
Во времена Средневековья литературную сказку использовала церковь, превращая в притчу. Подобная традиция сохранилась вплоть до XIX в.
Эпоха Возрождения перенесла элементы сказок в новеллу, используя их для создания сатирических и дидактических элементов.
Появление литературной сказки
Но только в XVIII в. литературная сказка стала самостоятельным художественным жанром, во многом благодаря увлечению романтизма народными традициями. В это время, чтобы ответить на вопрос, что такое литературная сказка, примеры пришлось бы брать у Шарля Перро и А. Галлана в Европе и у М. Чулкова в России.
В XIX в. популярность литературной сказки возрастает. К этому жанру обращаются Гёте, Шамиссо, Тик, Эдгар По, Гофман, Андерсен. Русская литература этого периода также богата сказками. Это В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Толстой и др.
Сказки Пушкина
Что такое литературная сказка? Определение, которое мы дали выше, прекрасно иллюстрируют сказки А.С. Пушкина. Изначально они не рассчитывались на детей, но быстро оказались в кругу детского чтения. Названия этих сказок известны нам с детства:
- «Сказка о царе Салтане».
- «Сказка о попе и работнике его Балде».
- «Сказка о рыбаке и рыбке».
- «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях».
- «Сказка о золотом петушке».
Все эти сказки имеют сюжетную связь с народными. Так, «Сказка о Балде» напоминает народную сказку «Батрак Шабарш». «О рыбаке и рыбке» - «Жадную старуху», запись которой подарил поэту В. И. Даль, известный собиратель фольклора. «Сказка о Салтане» близка сказке «О чудесных детях». Пушкин видел в народном творчестве неисчерпаемые темы и сюжеты для литературы. Таким образом, сказки поэта лучше любого определения могут ответить на вопрос о том, что такое литературная сказка.
Краткое содержание «Сказки о попе и работнике его Балде»
Рассмотрим одну из сказок Пушкина. Сущность этой сказки в сатире на служителей церкви, обманывающих народ. Высмеиваются также человеческие качества: глупость, жадность и лицемерие. Из жадности поп решается нанять за гроши слугу, который будет выполнять тяжелую работу. Глупость вынуждает его согласиться на предложение Балды. Но по мере приближения расплаты в попе просыпается коварство и злоба - он решается погубить работника.
В этой сказке, как и в других, Пушкин создает психологически совершенных персонажей. Каждого автор наделяет характером и личностными особенностями. А язык хоть и стихотворен, максимально приближен к народному. Пушкин всегда стремился уйти от вычурного литературного стиха к чему-то более легкому, гибкому, свободному. Все эти качества ему удалось найти в народном творчестве.
Таким образом, литературная сказка имеет богатую историю развития, является уникальным сплавом фольклора и авторского произведения и продолжает развиваться и по сей день.