Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Школьные сочинения). Образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание в цитатах Сообщение кто такой гриша добросклонов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В этой статье описывается образ Гриши Добросклонова, его характер, биография и жизненные идеи.

Вам нужно написать по литературе сочинение про Гришу Добросклонова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Первое, что нужно знать, это народный заступник, который вместе со всеми людьми того времени искал, кому же все-таки на Руси жить хорошо, но так и не нашел.

Образ Гриши начинает раскрываться во главе: «Доброе время – добрые песни». В этой поэме жизнь героя описывается хорошо. Более детально можно ознакомится с ней в этой статье, которую можно использовать для написания школьных сочинений. Вы можете писать по плану, графы которого выделены в отдельные подзаголовки или брать информацию частями для коротких, но интересных и емких эссе.

Гриша Добросклонов - биогафия

Гриша Добросклонов

Гриша Добросклонов – сын дьячка Трифона. Биография Гриши Добросклонова не самая «радужная»: постоянная нехватка средств, тяжело больная, а впоследствии, умершая мать. Исходя из слов автора, нетрудно догадаться, что семья церковнослужителя низшего сана живет очень бедно. Как и подобает ребенку священника, парень учится в духовном семинарии. Несмотря на некие трудности и финансовые проблемы, Гриша амбициозен – он хочет поступать в московский университет.

Юноша умен и образован. Его жизнь в семинарии не настолько «сладка», как может показаться – он мерзнет, недоедает. Автор показывает, что мать очень любила своего сына и вряд ли хотела бы для него такой участи.

Отец испытывает гордость за Гришу и его брата, Савву. Тем не менее, ни усилия дьячка, ни старания его сыновей пока не приносят результата – бедность сопровождает их на каждом шагу, из нее очень сложно выпутаться.

Парни стараются заработать на кусок хлеба, помочь отцу. Они выполняют «черновую» работу, взамен получая материальную благодарность от крестьян. Склонен Гриша и к философии – простой люд нередко подмечают, что он изрекает «умные мысли», делится своими рассуждениями с окружающими.

Правда, они далеко не всегда понимают всю суть. Героя можно назвать «особенным», ведь у него есть дар располагать к себе людей и врожденные лидерские качества. Также Гриша искренний – он никогда не лукавит и говорит то, что думает. Конечно, иногда это польза, а иногда – вред.

Парень довольно часто думает о недостатках жизни крестьян на Руси, и искренне желает, чтобы не только он, а и все люди жили хорошо. Мало того, за эту идею он даже готов отдать жизнь. А исходя из описания ему всего-то 15-16 лет от роду.

Однажды Гриша сочиняет песню «Русь», с помощью которой стремится поднять «боевой дух» простых тружеников, дать им надежду на светлое будущее. Можно сказать, что его сочинения - это гимн о народном счастье, которое рано или поздно обязательно настанет.

Как проходило детство Гриши Добросклонова?

Детство Гриши Добросклонова прошло в труде и бедности. Впервые читатель знакомится с ним во время пира, на который был приглашен отец. Подмечается, что сыновья его, Гриша и Савва, как работают в поле наравне со взрослыми, так и пьют водку в праздники в том же количестве. Примечательно, что дьяк жил настолько бедно, что даже кошка с собакой сбежали из семьи, уже не ожидая получать достаточного пропитания. Духовное сословие не играло роли. Семья Гриши жила «хуже самого последнего крестьянина».

Вполне возможно, что бедное детство сыновей связано с тем, что отец любит не в меру выпить. Ведь в произведении описывается, как братья ведут пьяненького родителя домой. К слову, непомерная любовь к крепкому алкоголю – еще одна исконно русская беда. В семинарии, куда поступает учиться парень, серо, уныло и голодно. Именно там в его голову приходят идеи о песнях – он вспоминает, что их пела покойная мать и сам находит в этом отдушину.

Он начинает слагать песни – о том, что родная страна прозябает, что труженики гнут спину, подрывают свое здоровье за гроши, а взамен получают лишь унижение и пренебрежение, о том, что лишь надежда поможет выбраться из этого ада, и будущее нужно приближать самим, объединившись, взяв свою волю в кулак.

Гриша Добросклонов: история жизни



Гриша Добросклонов

Гриша родился в семье дьячка - уважаемого всеми священника. Смышленый молодой человек, часто голодает, судьба бросает его «во все тяжкие». Возможно, именно поэтому он так явно чувствует всю несправедливость и все неимоверные мучения, которые испытывают его соотечественники. Поэтому парень, не раздумывая, встает на путь защиты своего народа и той социальной прослойки, к которой принадлежит сам.

Герой понимает, что многие из крестьян думают так же, как он - просто не все находят в себе силы и смелость открыто об этом сказать. Именно поэтому Гриша Добросклонов считает своим долгом мотивировать людей с помощью своих песен и это его история жизни. Он очень уважает свой народ, понимает, как простым людям тяжело и искренне желает облегчить их участь.
Гриша считает, что если все, кто способен держать в руках вилы, перестанут молчать и наконец, восстанут, то у угнетателей просто не будет иного шанса – они сдадутся под натиском народного праведного гнева. «Да, свобода возможна, но ее нужно выбороть» — вот, что пытается донести юноша.

Не гнушается парень и физической работы – чтобы прокормить семью, они с братом выполняют поручения крестьян. Тем не менее, казалось бы, в неприметном мальчике живет отважный и идейный революционер, который по мере развития действия в произведении, вырывается наружу.

Какое авторское отношение к Грише Добросклонову?

Некрасов относит Гришу Добросклонова к типу тех неординарных, удивительных людей, что были поцелованы Богом. По характеру мальчик чем-то схож с Добролюбовым – возможно, тем, что оба этих персонажа нашли свое счастье в великих, глобальных целях, которых так сильно старались достичь.

Можно сказать, что Гриша является собирательным образом, ведь автор отображает в его облике дух революционной молодежи того времени. Мало того, писатель также считал борьбу за долю простого народа своей прямой обязанностью. В этом прослеживается все авторское отношение к герою поэмы.

Некрасов видит в семинаристе настоящего заступника и бунтаря. И хоть руки Добросклонова не так крепки, он изможден и худощав, но его воля действительно сильна. Гриша чем-то напоминает Павку Корчагина из произведения «Как закалялась сталь», но в иную эпоху. Ведь ему также присущи жертвенность, непреодолимое желание участвовать и победить в классовой борьбе, он стойко терпит все тяготы и лишения, что выпали на его долю.

Поэт вкладывает в героя огромное количество своих личных качеств, «снабжает» его собственными песнями - значимыми, осмысленными. Поэтому иногда кажется, герой слишком смышлен для своих лет. Но это объяснимо – тяжелая жизнь заставляет рано взрослеть.

Из какой среды вышел Гриша Добросклонов?



Гриша Добросклонов

Из какой среды вышел Гриша Добросклонов? Можно сказать, что юноша принадлежит к простой среде, он вышел из народа. Однако с другой стороны, его можно причислить и к обедневшей интеллигенции. Да, мама Гришы – батрачка, но отец, несмотря на несовершенства его, как личности, все же имеет духовный стан, следовательно, он уже чем-то выше простых крестьян.

Правда, Некрасов характеризует дьячка как человека приземленного, без особых амбиций. Именно поэтому благородство его сына настолько восхищает. Казалось бы, нет у парня никаких ген и предпосылок к таковому. Но факт остается фактом – в обычной бедной семье, родилась неординарная личность, способная творить историю.

Гриша Добросклонов - характер: основные черты

Можно сказать, что данный герой является симбиозом всех положительных качеств, которые только могут быть в человеке. Возможно, что автор не напрасно лишает его недостатков. Ведь любой человек, несущий свободу и революционные идеи, априори идеализируется.

Тем не менее, парень действительно предстает пред читателем практически идеальным – и, как личность, и как семинарист, и как сын, и как верный защитник своего обездоленного народа.

Какие основные черты характера присущи Грише:

  • Целеустремленность – следуя своим идеалам и принципам, герой ни на секунду не сомневается в том, что поступает правильно. Им движет не только желание перемен, но и вера в светлое будущее, которое обязательно настанет.
  • Трудолюбие – физической работы, равно, как и работы умственной, Гриша совершенно не боится. Он с детства привык смотреть в лицо трудностям и не робеет при этом.
  • Отзывчивость – юноша всегда готов прийти на помощь, а защиту униженных, обездоленных, обиженных и оскорбленных считает своей прямой обязанностью.
  • Любовь к земле и своему народу – парнишка любит Родину, как мать. Уважает и ценит труд простых крестьян.
  • Решительность – возможно, это максимализм, но Добросклонов свято уверен в том, что на пути к своей цели он никогда не остановится.
  • Смелость – она присутствует как в словах, так и в действиях. Даже сам факт, что парень говорит то, что думает и не боится осуждения, уже вызывает уважение.
  • Находчивость – Гриша смышлен, изобретателен. Поэтому, при желании может найти выход из любой ситуации.
  • Воля к победе и жизни – привыкший к лишениям, герой, уже не боится ни голода, ни холода, ни бедности.
  • Творческая жилка – вкладывая в песни особый смысл, основанный на жизненных реалиях, юноша не только находит способ самовыражения, но и пытается изменить мир, облегчить судьбу людей и приблизить их к лучшей жизни.
  • Доброта – герой искренне старается помочь людям, не преследуя при этом никаких корыстных целей.
  • Тяга к справедливости – Гриша полагает, что лишь только жизнь «по совести» может считаться по – настоящему счастливой.

Как видно, герой обладает стойким, волевым характером. Ему не чужды рассудительность и трезвый анализ ситуаций. Он очень жертвенный, целеустремленный и отзывчивый. Искренне верит в то, что делает и старается вселить эту веру в окружающих. Достаточно эрудирован. Ведь, несмотря на бедное существование, Гриша Добросклонов получил хорошее образование. Он свободолюбивый, не желает плыть по течению. Верный сын своего народа, для которого в первую очередь важно благосостояние страны, а уж потом – личные интересы.

Рассказ о родителях Гриши Добросклонова

Родители героя кардинально отличаются между собой. Даже странно, как они могли сойтись. Мать – типичная русская крестьянка, добрая, отзывчивая, работящая. Отец – местный дьячок, человек бездарный и ленивый, любящий «заложить за воротник», безразличный, не отличающийся амбициями. Но при этом они оба гордились своими сыновьями. Гриша и Савва Добросклоновы знали об этом, что и являлось для них вдохновением в жизни.

Портрет Гриши Добросклонова: описание внешности



Гриша Добросклонов

О внешности Гриши Добросклонова читателю известно мало. Упоминается, что у него широкая кость, возможно, данное утверждение пошло от того, что в работе он вынослив и достаточно силен. Однако у парня слишком уж исхудалое лицо. Наверное, потому что растущий организм в результате очень бедной жизни, не получал всех необходимых полезных веществ и достаточного количества пищи. Соответственно, представляется он юношей 15-16 лет от роду, среднего роста, худощавого (в силу недоедания), телосложения.

Хотя, по образу мыслей данного героя, ему вполне можно дать и 18-30 лет. Насколько здраво он порой рассуждает, настолько стойкая его жизненная позиция.

Что же касается деталей, автор не дает каких-либо явных упоминаний. Хотя, вполне разумно предположить, что у Гриши, свойственные русским, светлые либо рыжие волосы, бледная кожа, горящие огнем, живые глаза, приятные, но немного «простоватые» черты лица. Это возможный портрет героя, который представляется читателю.

Почему истинно счастливым поэт считает Гришу Добросклонова?

Несмотря на то, что Гриша работает за еду, он думает не о себе, а о стране, о жизни людей. Можно сказать, что парнишка своими глазами видит все те несовершенства, которые имеются в обществе – поэтому так яро желает их изменить.

Отмечается, что, хоть Добросклонова и роднят с крестьянами такие факторы, как изнурительная каждодневная работа, голод, холод, социальная несправедливость и гнет, бедность, он имеет острый ум и восприятие, нетипичное для среды, из которой он вышел. Зачастую парень мыслит гораздо шире, чем может позволить его крестьянское происхождение. Признаться честно, это действительно очень удивляет, делает данного героя уникальным.

Поэт считает Григория Добросклонова истинно счастливым, потому что тот имеет цель – принести людям счастье и свободу. Мало того, прекрасно осознает эту миссию и прилагает все свои силы для ее осуществления.

Поскольку Гриша в понимании Некрасова является неким нравственным идеалом, его счастье состоит в том, чтобы даровать людям свободу и ту жизнь, которой они достойны. Именно существование на благо других, приближение счастливых перемен и есть смысл жизни этого парнишки.

Мало того, учитывая, что и его мама погибла от тяжкого труда, герой считает, что пора положить этому конец и народ не должен гробить себя по указке господ, которые не ставят простой люд выше домашнего скота. Он остро воспринимает данную ситуацию, ведь люди –это не животные, у них есть свои права, мысли, мечты, которыми никак нельзя пренебрегать.

Какой выбор в жизни сделал Гриша Добросклонов?



Гриша Добросклонов

Выбор Григория был сделан неосознанно. Автор намекает на то, что к счастью существует два пути - один предполагает материальное (это богатство и власть), а второй заключается в духовном (борьба за права крестьян, их свободу, отстаивание их интересов). Какой выбор в жизни сделал Гриша Добросклонов?

Конечно же, как и любой юноша из бедной семьи, герой иногда задумывается о финансовом благополучии, материальное манит его – но все же, интересы простого люда для него стоят выше финансовой стабильности и набитого живота. Добросклонов понимает, что единение с народом – и есть тот «правильный» путь, по которому стоит идти вперед.

Прошлое Гриши Добросклонова

Несмотря на юный возраст, герой уже многое стерпел и перенес: крайне бедную жизнь, смерть матери, выходки пьющего отца, выполнение крестьянских поручений за еду совместно с братом, голодную и безрадостную учебу в семинарии. Ему ли бояться революции?

Вполне очевидно, что мальчик так уверен в своих убеждениях потому, что понимает, что «хуже уже не будет». Поэтому его попытки склонить крестьян к тому, чтобы перестать гнуть спину и начать отстаивать свои права вполне обоснованы и логичны. Кажется, что Грише и вовсе чужды страх и нерешительность – подросток ведет себя так, как будто руководить народными восстаниями для него не в новинку, не в диковинку – словно всю свою жизнь он только этим и занимался. В этом и есть все прошлое Гриши Добросклонова.

Почему Гришу Добросклонова можно считать счастливым?

В понимании автора счастливый человек – это тот, кто ставит всеобщее счастье выше собственного. Почему Гришу Добросклонова можно назвать счастливым? Хотя бы потому, что любовь к родной земле и народу окрыляет его, дает надежду. Даже, несмотря на то, что парня впоследствии ждали Сибирь и чахотка, именно он, практически единственный в произведении, испытывал состояние эйфории, которое не могли нарушить ни тяжелые жизненные обстоятельства, ни какие-либо иные факторы.

Гриша был счастлив, потому, что жил для людей. Это и было основной идеей – парнишка хотел посвятить жизнь заступничеству простого люда и помощи в скором достижении тех «светлых дней», когда крестьяне, наконец, перестанут испытывать муки.

Чему хочет посвятить свою жизнь Григорий Добросклонов?



Гриша Добросклонов

У каждого героя любого времени есть свои идеи. Были они и у Григория Добросклонова. Он хочет посвятить свою жизнь борьбе за свободу. Он мечтает освободить народ от угнетения. И это действительно восхищает. Поразительно, откуда у Гриши находятся физические и моральные силы – ведь, исходя из его детства, он должен быть сломленным, нерешительным, угнетенным.

Вместо этого перед читателями предстает вовсе не забитый голодный ребенок, а уверенный в себе, решительный молодой мужчина, который не только сам готов к переменам, но и может вести за собой армию единомышленников, при этом ежеминутно воодушевляя их и вдохновляя своим примером. Без сомнения, Гриша – убежденный лидер.

В чем смысл песен Гриши Добросклонова?

Песни Гриши Доброклонова – это отнюдь не увеселительные средства. Это оружие, которое герой крепко «сжимает в руках», что помогает в борьбе с угнетателями. В чем смысл песен Гриши Добросклонова? Их лейтмотивом является идея, что счастье народа невозможно без борьбы – только лишь восстав против несправедливой действительности, можно изменить свою жизнь в лучшую сторону, наконец, воспрянуть духом.

Исполняя эти творения, которые после расходятся по миру, одаренный юноша стремится вселить в народ ту мысль, что Россия не погибнет, что ситуацию можно изменить только путем революции. Но для того, чтобы справедливость восторжествовала, необходим еще один факт – изменение народного сознания. Без этого ничего не получится.

Как Гриша характеризует свою Родину?

Внутренне глубоко переживая кончину своей матери, Гриша невольно ассоциирует с нею Родину – потому, ему очень хочется, чтобы люди на родной земле, и она сама не пребывала в упадке, а напротив, встала с колен. Как Гриша характеризует свою Родину?

Анализируя образ, перед глазами Родина невольно представляется в виде простой женщины-крестьянки, для которой каждодневный, тяжкий и неблагодарный труд на чужое благо становится некой кармой, от которой невозможно скрыться не только ей, но и всем последующим поколениям.

Парень искренне любит землю, на которой родился, но в то же время, отмечает ее двойственность, называя ее в одно время «обильной» и «убогой», «бессильной» и «могучей», где «уживается сила с неправдою». Соответственно, герой понимает, что Родина имеет все возможности и потенциал, чтобы стать свободной, независимой, со счастливыми обитателями – только вот для этого нужно, чтобы все осознали необходимость перемен, начали приближать свое счастье делами.

Каковы жизненные позиции, идеалы и стремления Григория Добросклонова?

Все желания героя поэмы «Кому на Руси жить хорошо» направлены на одно – освобождение народа. Каковы жизненные позиции, идеалы и стремления Григория Добросклонова? Юноша ценит идеалы справедливости, демократии, любви и добра. Признаться честно, он и сам источает последнее. Даже тот факт, что люд идет за парнишкой, уже подтверждает это. Соответственно, энергетика от героя исходит позитивная, добрая, располагающая.

Гриша считает, что Россия имеет скрытый потенциал, следовательно, люди могут жить лучше, если приложить усилия, он верит в торжество справедливости. Он полагает, что лишь объединившись, можно добиться осуществления мечты и безоговорочной победы над крепостничеством.

Парнишка считает тяжкий труд несправедливым, готов положить жизнь ради благого дела в борьбе с угнетателями, любит односельчан, поскольку они напоминают его умершую мать. Он использует творчество, как оружие против социального неравенства и гнета, как средство воздействия на сознание широких масс.

Мечты Гриши Добросклонова



Гриша Добросклонов

Конечно же, как и любой молодой человек его возраста, Гриша Добросклонов мечтает, но не о юной деве либо несметном богатстве. Он лелеет мечту о том, чтобы его родная страна, наконец, изменилась, чтобы простой народ перестал испытывать унижения господ, прекратил гнуть спину на помещиков, а зажил тихой и спокойной жизнью, вне зависимости от социального статуса либо рода.

В мечтах юноши Россия преображается, становится могучей правовой державой, в которой нет господ и крепостных, в которой каждый человек имеет свои права и свободы. Причем, парень считает, что действовать нужно уже сейчас – именно к этому он и призывает в своих песнях.

«Не нужно бояться, довольно страданий, настало время бороться за свои права! Необходимо перестать быть бесправными, безропотными, от кого-то зависимыми! Каждый человек – сам кузнец своей судьбы, своего счастья! Настало время жить!» — именно это пытается донести до людей герой.

И, хоть он сам, возможно, в полной мере не осознает, насколько кровавыми могут быть бунты, сколько жизней может принести один протест – Гриша понимает, что терпеть и молчать больше нельзя. Даже если победа будет «пирровой».

Почему Гришу Добросклонова можно назвать народным заступником: образ народного заступника

Народным заступником Гришу называют не напрасно. Ведь все его мысли и стихи были посвящены освобождению народа от гнета, он искренне любил людей и родной край, и просто-напросто не мог позволить, чтобы здесь продолжались несчастья.

Юноша посвятил всю свою жизнь освобождению крестьян от царящей на русской земле, несправедливости. Он представляется немного суровым, но справедливым, преданным своей стране и людям, чутким к народным нуждам, ответственным, бескомпромиссным и, несмотря на внешнюю стройность и даже хрупкость, очень сильным (как физически, так и морально). Вот в этом и полностью раскрывается образ народного заступника.

Гриша Добросклонов: в чем его счастье?

Какие бы страдания не испытывал парень, счастье Гриши в том, что он важен и нужен своему народу, что он имеет возможность и право сказать о том, о чем другие боятся задуматься, направить народные мысли в «нужное русло», лишний раз напомнить о необходимости объединяться и бороться за свое счастье. К слову, люди, как правило, идут за юношей, что еще раз доказывает тот факт, что то, что он делает – не напрасно.

В чем видит свое предназначение Гриша Добросклонов?

Герой видит свое предназначение в борьбе за права своего народа, за то, чтобы все крестьяне обрели счастье и достойную жизнь. Он готов положить собственную молодость на благо заветной цели.

Прототип Гриши Добросклонова



Николай Добролюбов - прототип Гриши Добросклонова

Не напрасно считается, что основной прототип данного героя - поэт и публицист Н. Добролюбов. Последний был человеком очень талантливым. Уже в 13 лет он прослыл умелым переводчиком, занимался написанием критических статей. Роднит этих личностей и трагедия – а именно, материнская смерть. Мало того, оба этих человека стремились сделать мир лучше, добрее.

Можно заметить, что писатель изменил только вторую часть фамилии, а первую оставил «как есть», возможно, для того, чтобы намекнуть потенциальному читателю о том, с кого был писан этот харизматичный и «ключевой» персонаж. Вторая часть фамилии Добросклонова несет смысл «склонять», то есть влиять на людей посредством популяризации идеалов добра и справедливости.

Гриша Добросклонов: цитаты

Цитаты народных героев всегда имеют значение для современных людей и о многом говорят. Это наша история, которую нужно знать. Вот цитаты Гриши Добросклонова:

«В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать.
Но ты не погибнешь, я знаю.»

«Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином.»

«Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!»

«Удалась мне песенка! Вахлачков я выучу петь ее - не все же им петь свою «Голодную».

«Рать подымается -
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!»

«За обойденного.
За угнетенного -
Умножь их круг,
Иди к униженным,
Иди к обиженным -
И будь им друг!»

Видео: Николай Некрасов: Кому на Руси жить хорошо. Аудиокнига

Прочитайте статьи

Меню статьи:

Многие произведения не утратили своей актуальности и в наше время. Это, пожалуй, происходит потому, что большинство проблем и трудностей в жизни человека можно вынести за грани времени и развития человечества в целом. Людям всегда было сложно найти свое место в обществе, кому-то не хватало денег, чтобы получить должное образование, кому-то, чтобы выглядеть должным образом (человека в ветхом костюме общество не воспринимало ни в далекие нам времена, ни сейчас). Проблема обустройства быта, обеспечения продовольствием во все времена занимали умы людей, особенно низкого достатка. Как выйти из замкнутого круга таких проблем и можно ли сделать это честным способом? На этот вопрос пытается дать ответ Н.А. Некрасов в своей неоконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Многие образы могли бы послужить наглядным примером для раскрытия этой темы, но все же основной массив информации по данному вопросу приходится на образ Гриши Добросклонова.

Значение имени и прототипы

В литературе имена героев нередко носят символический характер. Их имена и фамилии в большинстве случаев являются краткой характеристикой литературной личности. Если вопрос о присвоении персонажам имен, в виду детализации их личностных качеств, спорный, то вопрос о значении фамилий практически всегда решается в пользу символичности. Авторы минувших веков брали в основу имена широко распространенные в обществе, в частности бралось во внимание описываемое сословие. Имя героя должно было быть близким и знакомым читателям. Фамилии персонажей же выдумывались авторами самостоятельно. Именно от ассоциаций с фамилией и заключалась дальнейшее развитие образа. Основывалось оно либо в игре на контрастах, либо на усилении эффекта личностных качеств личности.

Прототипом Гриши Добросклонова стал поэт и публицист Николай Алексеевич Добролюбов. В обществе он слыл человеком уникального трудолюбия и одаренности – в 13 лет он уже занимался переводами Горация, успешно писал литературно-критические статьи. Объединяет Добросклонова с Добролюбовым трагедия детства – смерть матери, которая нанесла неизгладимые впечатления как для первого, так и для второго. Сродные качества также возникают у них в социальной позиции – стремлении сделать мир добрее и лучше.

Как видим, Некрасов взял за основу фамилию литературного деятеля, видоизменив ее, но при этом нельзя отвергать факт ее символичности. Фамилия персонажа также отображает его личностные качества. В ее основе положено имя существительное «добро», что соответствует общей характеристике Гриши. Он действительно добрый человек по своей натуре, полон благих стремлений и мечтаний. Вторая часть его фамилии образована от глагола «склонять». То есть,

Возраст, внешность и род деятельности Григория Добросклонова

С образом Григория Добросклонова читатель знакомится в последних частях поэмы – частично в «Пире на весь мир» и, более детально, в эпилоге поэмы.

О точном возрасте героя мы не знаем, тот факт, что на момент рассказа он учиться в семинарии, дает право предположить, что его возраст около 15 лет, эту же догадку и подтверждает автор, говоря, что мальчик «лет пятнадцати».


Мать Григория звали Домной, она рано умерла:

Домнушка
Была куда заботлива,
Зато и долговечности
Бог не дал ей.

Отца его зовут Трифоном, он был дьяком, другими словами находился на нижней ступени карьерной лестницы церковнослужителей. Доходы семьи никогда не были высокими – мать старалась изо всех сил изменить эту ситуацию и дать должное образование своим детям – Грише и Савве. Женщине часто помогали односельчане прокормить детей, поэтому она

Батрачка безответная
На каждого, кто чем-нибудь
Помог ей в черный день.

Естественно, что тяжелый физический труд и плохие условия жизни крайне неблагоприятно влияли на здоровье женщины и вскоре она умирает. Григорий тяжело переживает утрату матери – она была доброй, хорошей и заботливой, поэтому по ночам мальчик «тужил о матушке» и тихонечко пел ее песню о соли.

Жизнь после смерти матери

После смерти Домны жизнь семьи значительно ухудшилась – «Беднее захудалого/Последнего крестьянина/ Жил Трифон». В их доме никогда не было достаточно еды:

Коровы нет, лошадки нет,
Была собака Зудушка,
Был кот - и те ушли.

Григория с Саввой часто подкармливают односельчане. Братья очень благодарны мужикам за это и стараются не оставаться в долгу – как-то помочь им:

Платили им молодчики.
По мере сил, работою,
По их делишкам хлопоты
Справляли в городу.

Некрасов подает скудное описание Гриши. У него «кость широкая», но сам он по виду не похож на богатыря – «лицо его слишком исхудалое». Это потому, что он всегда полуголодный. Будучи в семинарии он просыпался посреди ночи от голода и ждал завтрака. Отец их тоже не барствует – он такой же вечно голодный, как и его сыновья.


Григорий как и его брат « обозначены Божьей печатью» – способностями к наукам и умением вести за собой толпы, поэтому «дьячок хвалился детками».

Учеба в семинарии для Григория не радостна там, «темно, холодно и голодно», но отступать молодой человек не собирается, в его планах есть еще обучение в университете.

Со временем образ матери и малой родины слились воедино, вскоре они определились в стремление служить простому народу, делать жизнь простых мужиков лучше:

Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Григорий мечтает не о личном богатстве или благах. Он хочет, чтобы все люди жили в добре и достатке:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.

И молодой человек готов сделать все, что возможно, чтобы приблизится к исполнению своей мечты.

Добросклонов оптимистично настроен, это особенно заметно в текстах его песен, где он старается воспеть любовь к жизни, очертить прекрасное, жизнерадостное будущее.

Судьба Григория типична – нерадостное, голодное детство, печальные воспоминания об обучении в семинарии. Что будет дальше? Это вполне предсказуемо, судьба таких людей всегда одинакова:

Ему судьба готовила
Путь славный, Имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Подведем итог. Образ Григория Добросклонова оптимистичный. Молодой человек полон прекрасных стремлений – он будущий революционер, готовый пожертвовать собой ради блага других людей. Движет Григорием благое намерение улучшить жить простых людей, таких же, как он сам, обеспечить им достойную, а не нищенскую жизнь.

Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была более чем тяжела, отец был ленив и беден:

Беднее захудалого
Последнего крестьянина
Жил Трифон.
Две каморочки:
Одна с дымящей печкою,
Другая в сажень - летняя,
И вся тут недолга;
Коровы нет, лошадки нет,
Была собака Зудушка,
Был кот - и те ушли.

Таков был отец Гриши, он меньше всего заботился о том, что едят его жена и дети.

Дьячок хвалился детками,
А чем они питаются -
И думать позабыл.
Он сам был вечно голоден,
Весь тратился на поиски,
Где выпить, где поесть.

Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише. Она заставляла его вспоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.

И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей вахлачине
Слилась - и лет пятнадцати
Григорий твердо знал у же,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного Годного уголка.

Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Гриша выбирает для себя иной путь, становится народным заступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интересов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выводит его на новую дорогу, не позволяет оставаться равнодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добросклонова постепенно зреет уверенность, что его родина не погибнет, несмотря на все страдания и горести, которые выпали на ее долю:

В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.

Размышления Григория, которые “в песне излились”, выдают в нем очень грамотного и образованного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотделима от этих проблем и трудностей. Исторически сложилось, что Россия “была глубоко несчастной страной, подавленной, рабски бессудной”. Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существенное влияние на формирование национального характера. Русский человек сочетает в себе рабскую покорность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.
Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов - это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход - радикальные изменения общественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.
Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время - и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.

«Кому живется весело, вольготно на Руси?» Российские школьники пытаются найти ответ на этот вопрос вместе с . Поэму писателя о странствиях мужиков по свету в поисках счастливого человека называют энциклопедией народной мудрости. Эпичное произведение «Кому на Руси жить хорошо» содержит множество персонажей, и лишь в конце появляется главный герой, который оказывается тем самым счастливчиком, – Гриша Добросклонов. «Народный заступник» мечтает о том, чтобы Родина поднялась с колен, а народ обрел истинную свободу.

История создания

Идея написать эпопею в стихах о жизни русского народа, как подведение итогов опыта и наблюдений революционного поэта, пришла к Николаю Некрасову в конце 1850-ых годов. За основу писатель взял личные впечатления от общения с простым людом, а также опирался на некоторые литературные произведения.

Так, основным источником вдохновения послужили «Записки охотника» . Здесь Некрасов подсмотрел колоритные образы персонажей и центральные посылы. И только в 1863 году, когда страна уже два года прожила без оков крепостного права, писатель сел за работу, в итоге потратив 14 лет на сбор и оформление материала.

По задумке народная поэма показывала развернутые судьбы самых разных слоев общества – от крестьян до правителя государства. Главные герои, ищущие счастливых людей на русской земле, должны были пройти путь от родных деревень до Петербурга, где случится даже встреча с царем. Время путешествия растянулось на год, вместившись в восемь частей. Однако задуманному не суждено было сбыться – тяжело болеющий автор успел подарить миру только четыре главы.


По мере готовности части печатались в журналах «Современник» и «Отечественные записки». Сегодня поэма выглядит так, как и публиковалась, потому что автор не успел уточнить «правильную» композицию:

  • «Пролог»;
  • «Последыш»;
  • «Крестьянка»;
  • «Пир на весь мир».

Последняя глава не дошла до читателя при жизни Николая Некрасова. Ее опубликовали через три года после кончины автора, и то с серьезными цензурными правками. Перед смертью литератор изменил замысел, постаравшись передать главную мысль, и сделал открытым финал, где появляется самый значимый персонаж – Гриша Добросклонов, который и стал искомым счастливцем.


Времени на проработку образа не осталось, поэтому читатели видели лишь намек на задуманный исход поэмы. Чувствуя конец жизни, Николай Алексеевич сокрушался:

«Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Писатель пытался сделать поэму максимально доступной для восприятия простых людей, поэтому старался привнести в труд ритмику народных сказаний, добавил россыпь песен, присказок и поговорок, диалектных слов.

В произведении нашлось место деталям из сказок: скатерть-самобранка, цифра «семь» (столько странников отправилось на поиски счастья), птичка, умеющая говорить человеческим голосом, неопределенность времени и места («в какой земле - угадывай» перекликается с фразой из фольклора «в некотором царстве, в некотором государстве»).

Сюжет и образ

Однажды «на столбовой дороженьке» встретились семеро крестьян, между которыми завязался спор о том, кому на Руси жить хорошо. Каждый озвучил собственное предположение: наверняка, счастливчики имеются среди попов, помещиков, чиновников, купцов, бояр. И, наконец, вольготно живется царю. К единому мнению прийти не удалось, поэтому мужики отправились на поиски счастливого человека, чтобы лично убедиться в его существовании.


Дорога приводит путников на Волгу, где герои знакомятся с крестьянами, которые скрывают от сумасшедшего старого помещика отмену крепостного права. Взамен родственники богатея после его смерти обещают мужикам отдать пойменные луга. Однако слово так и не сдерживают.

Слух о том, что в неком городе живет «доброумная» и удачливая «губернаторша», приводит странников к Матрене Тимофеевне. Однако та разочаровывает их, утверждая – на Руси и в помине нет женского счастья. В главе «Пир на весь мир» мужики села на Волге устраивают праздник по поводу смерти помещика. Среди зачинателей гулянки и появляется Гриша Добросклонов, 17-летний сын священника.

Автор создал образ народного заступника с непростой историей жизни. Юноша родился в семье ленивого нищего дьячка и батрачки из глухого села. Голодное детство, семинария, где тоже пришлось несладко… Не умереть с голоду помогла поддержка и щедрость крестьян-соседей, поэтому любовь к простому люду с ранних лет зародилась в сердце героя.


Из характеристики персонажа понятно, что Гриша Добросклонов видит счастье не в личном благе, а в том, чтобы народу стало легче и проще жить. Смысл его жизненного пути содержит фраза:

«…и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастья
Убогого и темного
Родного уголка».

Анализ образа и общественная позиция Некрасова отвечают на вопрос, почему Добросклонов счастливый. Герой стоит особняком в россыпи персонажей поэмы, отличается бунтарским характером и особым восприятием жизни. Все остальные действующие лица демонстрируют покорность судьбе, становятся жертвами обстоятельств. А Гриша – борец, воплощенный плод размышлений автора над путями, которые бы привели российский народ к благополучию.

Как считают критики, персонаж становится продолжением образа , героя произведения Ивана Тургенева «Отцы и дети», однако в отличие от него юноша из литературного труда Некрасова не одинок, революционный пожар уже основательно вспыхнул в умах людей.


Поэма содержит описание интеллигентного демократа, рожденного и выросшего в нищей глубинке, который ищет правду в книгах и убивает время за думами. Добросклонов – поэт, поющий пронизанные революционным оптимизмом песни. Отношение автора к герою теплое: Николай Некрасов вложил в Гришу собственные черты и мысли о торжестве демократии.

Художественная канва произведения соткана из случайных встреч и разговоров, в ней переплелись отдельные судьбы, а все вместе создает картину бедной, грязной и пьяной Руси, стоящей на пороге изменений.

Произведение ни разу не попало в поле зрения режиссеров. Хотя в 1989 году появился тезка поэмы – на экраны вышел фильм «Кому на Руси жить хорошо» с , и в ролях. Но картина не перекликается с некрасовской поэмой: действия разворачиваются в послевоенные годы 20 века.

Цитаты

«Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного –
Пел он воплощение счастия народного!»
«Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь».
«Жалеть – жалей умеючи...»
«И рад бы в рай, да дверь-то где?»
«Недотерпеть - пропасть! Перетерпеть - пропасть».
«О матушка! о родина!
Не о себе печалимся, –
Тебя, родная, жаль».
«Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся -
Обидно поглядеть!»

Один из спорных для некрасоведов вопросов - роль Григория Добросклонова и смысл этого образа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» : создавал ли Некрасов образ «заступника народного», борца за народное счастье, «разночинца, революционера 60-х гг. и революционного народника 70-х гг.», или просветителя, воспитателя народа. В черновой редакции главы, как отмечают исследователи, был «яснее истинный смысл образа Гриши Добросклонова - народного заступника. Именно здесь Некрасов сравнивал его с Ломоносовым и предрекал ему тяжкую судьбу: «чахотку и Сибирь». «Чахотка» и «Сибирь» были, безусловно, точными указаниями на революционную, противоправительственную деятельность Гриши Добросклонова. Но Некрасов еще на начальном (доцензурном) этапе работы зачеркнул строки: «Ему судьба готовила / Путь громкий, имя славное / Народного заступника, / Чахотку и Сибирь». Только по воле издателей поэмы уже в советское время эти строки были включены в текст. Но вопрос, почему автор отказался от этих строк, напрямую указывающих на революционную деятельность героя, - остается. Сделал ли это Некрасов в результате автоцензуры, т.е. заранее зная, что строки не будут пропущены? Или это было вызвано изменением концепции образа Гриши?

Возможное объяснение отказа Некрасова от указаний на трагическую судьбу Гриши Добросклонова нашел Н.Н. Скатов, который увидел причину в стремлении создать обобщенный образ представителя молодого поколения. «С одной стороны, - пишет исследователь, - он (Гриша Добросклонов) человек совершенно определенного быта и образа жизни: сын бедного дьячка, семинарист, простой и добрый парень, любящий деревню, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый бороться за него. Но Гриша - и более обобщенный образ молодости, устремленной вперед, надеющейся и верующей. Он весь в будущем, отсюда некоторая его неопределенность, только намеченность. Потому-то Некрасов, очевидно, не только из цензурных соображений, зачеркнул уже на первом этапе работы стихи».

Споры вызывает и место героя в повествовании. К.И. Чуковский склонен был отводить этому герою ключевую роль. Собственно, появление такого героя, как Гриша Добросклонов, и стало для исследователя важнейшим аргументом в определении композиции поэмы. «Счастье» народного заступника Гриши Добросклонова и должно венчать, по мнению К.И. Чуковского, поэму, а не восторженный гимн «благодетельнице»-губернаторше, который звучит в «Крестьянке». Как итоговый в размышлениях Некрасова о «счастье» воспринимают образ Гриши Добросклонова и другие исследователи. По предположению Л.А. Евстигнеевой, «в следующих главах центральной фигурой поэмы должен был стать Гриша Добросклонов, образ которого только намечен в «Пире...».

Но есть и иная точка зрения, согласно которой Гриша Добросклонов - не кульминация поэмы, не ее венец, а всего лишь один из эпизодов в поисках крестьян. «Встреча с Григорием Добросклоновым, - полагают исследователи, - была одним из эпизодов путешествия странников - важным, знаменательным, принципиальным и т.д., но все же лишь эпизодом, который вовсе не означал окончания их поисков». Эту же позицию разделяет и В.В. Жданов, автор книги «Жизнь Некрасова»: «Маловероятно, что все линии пути многосложного повествования, все многообразие образов и характеров можно свести к Грише Добросклонову, - утверждает он, - вероятно, что это один из этапов на пути к завершению всего труда». Ту же мысль высказывает и Н.Н. Скатов: «Сам по себе образ Гриши не ответ ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце». Исследователь мотивирует свои слова тем, что «счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать, хотя бы и борьбу за всеобщее счастье) еще не разрешение вопроса, так как поэма выводит к думам о «воплощении счастья народного», о счастье всех, о «пире на весь мир».

Для такого понимания роли героя есть все основания: путешествие мужиков, действительно, не должно было заканчиваться на Вахлачине. И в то же время, трудно согласиться и с тем, что Гриша Добросклонов - всего лишь один из многочисленных героев. Не случайно в образе Гриши Добросклонова явственны черты столь дорогих некрасовскому сердцу людей - Добролюбова и Чернышевского.

Но проблема заключается не только в определении места героя в поэме. Спорным представляется вопрос о том, принимал ли Некрасов «счастье» Григория Добросклонова как высшее представление о счастье? Обращаясь к этой проблеме, К.И. Чуковский утверждает, что в своем творчестве Некрасов соотносил с представлением о счастье жизнь только богатых и влиятельных людей, например, счастливым был назван «владелец роскошных палат» из стихотворения «Размышление у парадного подъезда». Но это утверждение не совсем точно. У Некрасова было и другое понимание счастья. И оно тоже выразилось в его лирике. Счастливцем, например, он называл И.С. Тургенева:

Счастливец! из доступных миру
Ты наслаждений взять умел
Все, чем прекрасен наш удел:
Бог дал тебе свободу, лиру
И женской любящей душой
Благословил твой путь земной.

Несомненным слагаемым «счастья» для Некрасова была не праздность, а труд. И потому, рисуя картины счастливого будущего в поэме «Горе старого Наума», Некрасов воспевает «вечный бодрый труд над вечною рекою». Известно и такое некрасовское признание. В мае 1876 г. сельская учительница Малоземова написала ему письмо - отклик на прочитанную поэму, которая завершалась главой «Крестьянка». Учительнице казалось, что поэт не верит «в существование счастливых людей», и она старалась разубедить его: «Я уже стара и очень некрасива, - писала она, - но очень счастлива. Сижу у окна в школе, любуюсь природой и наслаждаюсь сознанием своего счастья... В прошлом моем много горя, но я считаю его благом-счастьем, оно выучило меня жить, и без него я не знала бы наслаждения в жизни...». Некрасов ответил ей много позднее - его письмо датировано 2 апреля 1877 г.: «Счастие, о котором Вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы. Ей не суждено окончиться». Означают ли эти слова, что в дальнейшем автор хотел продолжить рассказ о жизни Гриши Добросклонова? Ответить на этот вопрос невозможно. Но нельзя не заметить, что Гришино понимание счастья действительно близко счастью сельской учительницы. Так, когда благодарный Грише за добрые слова, за помощь, Влас желает ему счастья, как он его понимает, счастья крестьянского:

Дай Бог тебе и серебра,
И золотца, дай умную,
Здоровую жену! -

Гриша Добросклонов отвечает несогласием с таким пониманием счастья, противопоставляет ему свое:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!

Исследователями давно отмечена близость судьбы и образа Гриши Добросклонова с судьбами и личностями Николая Чернышевского и Николая Добролюбова. Семинаристское прошлое, происхождение Чернышевского, черты личности Добролюбова и даже его фамилия - становятся непосредственными источниками образа. Известно и то, как Некрасов воспринимал своих сотрудников по «Современнику»: в стихотворениях, посвященных Добролюбову и Чернышевскому, их судьбы утверждаются как воплощение идеальной судьбы. Но можно отметить еще целый ряд деталей, которые свидетельствуют об особенной значимости для автора образа Гриши Добросклонова. Некрасов явно сакрализирует образ Гриши: представляя Гришу как «посланца Божьего», отмеченного «печатью дара Божьего». На путь, избираемый им, - «дорогу тесную», «честную», призывает ангел милосердия. Песня «Средь мира дольнего», которую поет ангел милосердия, в черновой редакции называлась «Куда идти?» Исследователи видят в этом названии явную аналогию с названием романа Чернышевского «Что делать?» Но можно предположить и другой источник этих слов: они перекликаются со словами апостола Петра, вопрошавшего, как свидетельствуют древние апокрифы, Христа о цели его пути: «Куда идешь?» Отвечая на вопрос Петра, Христос сказал: «В Рим, чтобы снова принять распятие». «После этого Христос возносится на небо, а Петр, видя в словах Христа провозвестие своей мученической смерти, возвращается в Ром, где его распинают вниз головой». Эта аналогия также позволяет увидеть высший смысл Гришиного пути. Интересно отметить, что первоначально имя некрасовского героя было - Петр.

Но автор не случайно отказывается от этой прямой аналогии с судьбой последователя Христа, как отказывается и от прямых указаний на революционную деятельность Гриши Добросклонова. Гриша предстает как просветитель, «сеятель знанья на ниву народную», который и призван «сеять разумное, доброе, вечное». Характерно, что стихотворение, призывающее «сеятелей знанья на ниву народную», было написано одновременно с главой «Пир на весь мир». Но если в стихотворении «Сеятелям» Некрасов сетовал на «робость» и «слабость» сеятелей, то в поэме он создает образ героя, наделенного и целеустремленностью, и нравственной силой, и пониманием народной души. Рожденный в народной среде, испытавший все его горести и печали, он знает и народную душу, и пути к народному сердцу. Он знает, что может «оживить» Русь. Жизнь, отданная возрождению народной души, просвещению народа, и мыслится Некрасовым как счастье. Именно поэтому Некрасов и заканчивает свою поэму словами:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного -
Пел он воплощение счастия народного!..

Следует согласиться с В.И. Мельником, который пишет о том, что поэт воспевал «всякую жертву человека, всякий подвиг - лишь бы он делался во имя других людей. Такое самопожертвование стало как бы религией Некрасова».

Наделяя своего героя истинно «счастливой» судьбой, Некрасов тем не менее не завершает главу возвращением странников в родные деревни. Их путешествие должно было продолжиться. Почему? Ведь заключительные строки указывали не только на согласие автора с таким пониманием счастья, но и на то, что странники уже были готовы его разделить. Один из возможных ответов на этот вопрос дал Г.В. Плеханов, известный революционный деятель. Он увидел причину такой концовки в том, что народ и «народные заступники» не были едины в своих стремлениях. «В том-то и дело, что странники-крестьяне разных деревень, порешившие не возвращаться домой, пока не решат, кому живется весело, вольготно на Руси, - не знали того, что творилось с Гришею, и не могли знать. Стремления нашей радикальной интеллигенции оставались неизвестны и непонятны народу. Ее лучшие представители, не задумываясь, приносили себя в жертву его освобождению, а он оставался глух к их призывам и иногда готов был побивать их камнями, видя в их замыслах лишь новые козни своего наследственного врага - дворянства».

Это замечание, отражающее действительные реалии русской жизни, все же не совсем справедливо по отношению к некрасовской поэме: Гриша не предстает как борец-одиночка в поэме, «вахлаки» и слушают его, и прислушиваются к его мнению. И все же Некрасов не хотел завершить искания своих героев в Вахлачине. Странствие должно продолжиться, и, как справедливо пишет один из исследователей, «неизвестно, к чему оно может привести мужиков. Ведь поэма строится на основе развития авторской идеи, а Некрасову очень важно показать, чему учатся странники во время путешествия, что, в частности, они почерпнули из тех новых встреч, о которых рассказывается в «Пире...». Поэтому события, изображенные в «Пире...», вовсе не должны быть концовкой поэмы, напротив, они становились новым стимулом в дальнейших поисках семи мужиков, дальнейшем росте их самосознания».

Рассказать друзьям