Первый русский профессиональный актёр Фёдор Волков. Как возник русский профессиональный театр Первый русский профессиональный театр был

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
(1729-02-20 ) Место рождения: Дата смерти: Профессия: Гражданство:

Российская империя

Годы активности: Театр:

Русский для представления трагедий и комедий театр

Фёдор Григо́рьевич Во́лков ( -) - русский актёр и театральный деятель, который создал первый постоянный русский театр. Считается основателем русского театра.

Биография

…Императрица Елисавет Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизвалили: ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург <…> Для скорейшего оных людей и принадлежащего им платья сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги…

С конца января ярославцы во главе с Фёдором Волковым уже играли перед императрицей и двором. Репертуар составляли трагедии А. П. Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор» и шекспировский «Гамлет ». Также спектакли шли при Сухопутном шляхетском корпусе.

30 августа 1756 года был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России, а Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков, в 1761 году этот пост занял Волков. Но ради любимого дела Фёдор Григорьевич отказался от поста кабинет-министра, ордена Святого Андрея Первозванного , поместий и крепостных.

Фёдор Волков написал около 15 пьес («Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и др.), не сохранившихся до нашего времени, также был автором торжественных од (известно, что начал писать оду «Пётр Великий») и песен (сохранились «Ты проходишь мимо кельи дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди» о минувшем Золотом веке). Помимо этого он занимался художественным оформлением спектаклей; известна его картина, изображающая его и братьев во время спектакля, бюст Петра I; согласно преданию его работой является и резной иконостас Николо-Надеинской церкви в Ярославле. Играл на многих инструментах и создавал музыку к спектаклям.

До сих пор одним из самых не ясных моментов в его жизни является его роль во время переворота и восшествии Екатерины II на престол. После переворота он всегда имел доступ в кабинет государыни без доклада . На масляную неделю 1763 года в честь коронации императрицы Екатерины II в Москве был устроен многодневный «большой маскарад, называемый „Торжествующая Минерва“, в котором изъявится Гнусность пороков и Слава добродетели », который стал последним творением Волкова.

Во время маскарада он простудился и 4 апреля (15 апреля по новому стилю) 1763 года умер. Свой последний спектакль он сыграл 29 января , выступив в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира».

Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроникова монастыря . Никаких следов от его могилы не осталось. В средине 1990-х годов на кладбище установлена памятная доска.

Для театров нашей страны 2019 год, объявленный Годом театра в России, начался досрочно. 13 декабря 2018 года в Российском государственном академическом театре имени Ф.Г.Волкова в Ярославле, на родине первого русского профессионального актера Федора Волкова, собрались представители российских театров. На торжественном открытии Года театра театральных деятелей приветствовал Президент России Владимир Владимирович Путин: «Хотел бы поздравить всех с этим событием. Театр у нас любят, ценят и по праву гордятся театром, нашими актерами, драматургами, которые во все времена вносили существенный вклад, причем вклад высшей пробы, в национальную и мировую культуру».


Не случайно такое важное мероприятие проходило в Ярославле. Именно в этом городе был создан первый русский профессиональный театр, и основателем его является великий актер Федор Григорьевич Волков, которого В.Г.Белинский называл «отцом русского театра ».

Фёдор Волков родился в Костроме 20 (9 по старому стилю) февраля 1728 года и до 7 лет жил в Костроме. Он был старшим сыном костромского купца Волкова. Затем мать Федора, Матрёна Яковлевна, овдовев, переехала в Ярославль, где вышла замуж за местного купца Ф.Полушкина. Ярославль в то время был большим торгово-промышленным городом. В окрестностях его были крепостные театры, да и в самом городе, в домах помещиков и купцов давались спектакли. Жители Ярославля могли видеть народные драмы «Петрушка», «Царь Ирод» и др.

В 1741 году отчим отправил Федора в Москву «в науки». В столице и произошло знакомство Волкова с театральным искусством: он посещает спектакли гастролировавших тогда в России немецкой и итальянской труппы. Вот как он сам об этом вспоминал впоследствии: «… я пришёл в такое восхищение, что не знал, где был: на земле или на небесах, тут родилась во мне мысль завести свой театр в Ярославле».

В 1748 году Волков возвратился в Ярославль, где и приступил к осуществлению своей мечты. В первый же год своего пребывания в городе он собрал «охотников для играния комедий» и сформировал театральную труппу.

Созданный Волковым театр прошел в своем становлении два этапа: первоначально он был домашним, любительским, позднее – профессиональным, с регулярными платными спектаклями. Представления давались в сарае для хранения кож, но там было очень тесно, и Федор Волков сумел собрать средства на строительство нового здания. Опираясь на помощь дворян-меценатов, Волков построил на берегу Волги новое здание театра. Спектакли в нем начались в январе 1751 года. Этот театр имел неплохо оборудованную сцену, запас декораций и костюмов. В зале стояли деревянные скамьи, сцена освещалась сальными плошками.



В этом театре исполнялись сочинения Дмитрия Ростовского, трагедии Ломоносова и Сумарокова, а также сатирические пьесы самого Федора Волкова.

Театр Фёдора Волкова существовал в Ярославле недолго. Приехавший в город по служебным делам один из петербургских чиновников посетил представления Волкова, а затем сообщил о театре в столицу. В ярославскую канцелярию был доставлен указ императрицы Елизаветы Петровны: «…ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова… з братьями Гаврилом и Григорьем. Которые в Ярославле содержат театр и играют комедии… привесть в Санкт-Петербург» . На девятнадцати подводах восемь ярославских комедиантов за казённый счёт выехали в северную столицу. Вызванные Елизаветой Петровной ярославцы около двух недель находились в Царском Селе, где сыграли два спектакля. В Санкт-Петербурге они играли 6 и 9 февраля в частном немецком театре на Большой Морской улице. Так состоялись первые в русской истории гастроли провинциального театра в столице.


6 февраля 1752 года Елизавета Петровна посетила представление ярославцев. Игра труппы ей в основном понравилась. Императрица решила, что им не хватает образования. Троих ярославцев, в том числе и самого Фёдора Волкова, оставили в Санкт-Петербурге, направив учиться в привилегированное дворянское учебное заведение – Сухопутный шляхетский кадетский корпус. Остальных ярославцев, наградив подарками, отпустили в Ярославль. После окончания учёбы поступили в труппу созданного по указу Елизаветы Петровны в 1756 году «Русского для представления трагедий и комедий театра». Федор Волков возглавил первую русскую государственную труппу. В ней было всего 12 человек, и первое время им приходилось обходиться без актрис – женские роли отдавались молодым актерам.

Ф.Г.Волков и его товарищи на своих плечах вынесли всю тяжесть первых лет существования театра. Сам Федор Волков был директором (сменив в 1761 году А.Сумарокова), режиссером, архитектором, декоратором, капельмейстером, сам сочинял тексты и музыку и, конечно, прежде всего актером, ведущим, «первым актером российского театра». Им было написано 15 пьес. Т акже Волков писал торжественные оды, одна из которых посвящалась Петру Великому, песни (сохранились «Ты проходишь мимо кельи, дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди».

На сцене Волков выступал преимущественно в амплуа трагического героя. Репертуар его был обширен, но не все его роли известны. Главное место занимали трагедии Сумарокова – «Хорев», «Синав и Трувор», «Семира». В игре Волкова поражали сила страсти, темперамент. В те годы русский театральный классицизм, хотя и сложился под влиянием французского, имел свои черты и особенности, связанные с национальными традициями. Долг, честь, патриотические чувства почитались в трагедиях как высшие доблести.


Последней и одной из самых значительных работ Фёдора Григорьевича была подготовка маскарада в честь коронационных торжеств Екатерины II в Москве. В сценическую площадку был превращён целый город. В празднике участвовало до 5 тысяч исполнителей. Сценарий маскарада под названием «Торжествующая Минерва» Волков написал сам. Он же лично участвовал в изготовлении «маскарадных вещей и масок». Он организовывал и руководил карнавальным шествием. Огромное напряжение сил и простуда подорвали здоровье актёра, он скончался в апреле 1763 года в возрасте тридцати пяти лет. В торжественной обстановке, с большими почестями первый русский актер был погребен на кладбище Андроньева монастыря в Москве. К сожалению, никаких следов от его могилы не осталось. После его смерти безвозвратно исчезают многие документы, связанные с его биографией, ускользают важные моменты жизни актера.

Подробности характера, внешности, сведения бытового свойства о Волкове немногочисленны. По сохранившимся описаниям, он был среднего роста, некоторая полнота, однако, не портила его фигуры, приятное, с мягкими чертами лицо украшали темно-русые волосы. Имел он «взор быстрый», «голос «чистый». Во всем облике его было «много величественного и благородного». Таким запечатлен Волков на известном портрете, выполненном художником А.П.Лосенко незадолго до смерти актера (сохранились два авторских варианта портрета: один из них находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, другой – в Третьяковской галерее).

Федор Волков был веселым и остроумным собеседником. На протяжении всех лет он оставался холостяком, имел склонность к аскетическому образу жизни. «Жития был трезвого и строгой добродетели », - писал об актере Н.И.Новиков.

Новиков, Фонвизин, Державин и многие другие выдающиеся современники высоко отзывались о Федоре Волкове: «Сей муж был… редких дарований, украшенных многими учением и прилежным чтением наилучших книг».


…Федор Волков умер молодым – ему было всего 35 лет. Но главное дело своей жизни он завершить успел – его усилиями возник и утвердился первый русский постоянно действующий, профессиональный, общедоступный государственный театр.

После кончины Ф.Г.Волкова 4 апреля 1763 года его место занял выдающийся русский актер Иван Афанасьевич Дмитриевский.

Ярославцы бережно хранят память о славных днях зарождения в городе российского театра. На бывшей Пробойной улице стоит, правда, сильно перестроенный, дом купца Полушкина, в котором жил Фёдор Волков. Дошла до наших дней церковь Николы Надеина, прихожанином которой был великий актёр. В городе бытовала легенда, что иконостас этого храма был выполнен по эскизам Волкова, а возможно, и он сам участвовал в его изготовлении.

Когда-то, путешествуя по Золотому кольцу, я с группой туристов посетила Кострому, Ярославль. Эти старинные города поражают своей сохраненной стариной – золотые купола, музеи, старинные улицы… В Ярославле мы посетили художественный музей, где я приобрела альбом «Ярославские портреты XVIII - XIX в.в.». Именем Волкова названы площадь и одна из улиц Ярославля. В 1973 году у городского театра был установлен памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Но лучшей памятью актеру служит театр, названный его именем - Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле.

ВОЛКОВ Фёдор Григорьевич (9(20) февраля 1728, Кострома — 4(15) апреля 1763, Москва) — выдающийся русский актер, театральный деятель, основатель русского национального театра.

Волков был пасынком ярославского купца и промышленника Ф. Полушкина. Детство Волкова прошло в Костроме. С 1735 семья живет в Ярославле. В 40-х гг. Волков был послан Ф. Полушкиным в Москву, «в науки», для изучения основ коммерческого дела. В Москве происходит знакомство Волкова с итальянским оперно-балетным театром. Первый биограф Ф. Г. Волкова Н. И. Новиков указывает, что встреча Волкова с итальянским театром произошла в Петербурге в 1746, где Волков знакомится« с живописцами, музыкантами и другими художниками, бывшими тогда при Императорском итальянском театре… Ходил он несколько раз на театр, чтобы обстоятельно рассмотреть оного архитектуру, махины и прочие украшения; и как острый его разум все понимать был способен, то сделал он всему чертежи, рисунки и модели…» Пребывание в столице, посещение Петербурга значительно расширило кругозор будущего организатора русского национального театра.

После смерти отчима Волков становится наследником его состояния, получив в полное владение его кожевенные и серно-купоросные заводы. Волков неохотно управлял заводами, все вдохновение и время он отдает театру, к созданию которого приходит, обладая талантом, энергией и необходимыми знаниями. С 1750 в Ярославле начинаются регулярные представления труппы« охочих комедиантов»(любителей), возглавляемой Волковым. В составе этой труппы были знаменитые в будущем актеры И. Дмитревский (Нарыков), Я. Шумский, А. Попов и другие. Первоначально театр помещался в т.н. «кожевенном амбаре»(помещении для хранения кож), оборудованном для театральных представлений. Спектакли пользовались большим успехом у ярославской публики. Однако небольшой театр стал тесен для умножающегося числа зрителей. Волков обращается к зрителям, к публике, дабы собрать средства для постройки нового театра. По словам Новикова, новое театральное здание, построенное под наблюдением Волкова, вмещало до тысячи зрителей.

Волков отличался завидной многогранностью: он был архитектором, живописцем, художником, машинистом сцены, а потом директором, режиссером и первым актером. В репертуаре театра Волкова ярославской поры духовные драматические сочинения Димитрия Ростовского , пьесы Сумарокова, Ломоносова, комедии Мольера. Обращение к русской драматургии было значительным явлением — профессиональный общедоступный театр, созданный в Ярославле, становился национальным театром.

В 1751 вести о ярославском театр доходят до Петербурга. Сенатский чиновник Игнатьев, находясь в Ярославле по казенным делам, посещает спектакли волковской труппы, а затем сообщает о ярославском театре в своем отчете о поездке. 5 января 1752 был издан высочайший указ: «Федора Григорьева сына Волкова, он же и Полушкин, з братьями Гаврилом и Григорьем(которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург…»

В конце января 1752 ярославцы прибыли в Царское Село. Подробный и достоверный рассказ о дебюте волковской труппы в Петербурге можно найти в работе П. И. Сумарокова «О российском театре от начала оного до конца царствования Екатерины II»: «Приказано было на другой день представить им «Хорева». Они дали еще в след за сим четыре представления: «Хорева» в другой раз, «Синава», «Артистоны» и «Гамлета».

Наиболее способные и талантливые актеры-ярославцы были отданы на обучение в Шляхетный корпус, где проходили общий курс вместе с кадетами, за исключением военных дисциплин. Через четыре года, когда время обучения подошло к концу, 30 августа 1756 от имени императрицы был дан Указ правительствующему Сенату: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления трагедий и комедий театр…» В отличие от типа придворного театра, театр Волкова являлся общедоступным и был рассчитан на широкие слои городской публики.

1756−62 — годы расцвета творческого дарования Волкова. Высокое профессиональное мастерство, природная одаренность способствовали признанию его таланта, славе первого актера Российского театра. Волков отстаивает национальную самобытность русского театра, ратует за развитие отечественной науки, литературы, искусства. Это время сближения и сотрудничества Волкова с Ломоносовым, Тредиаковским, Сумароковым, знакомство с будущим писателем и комедиографом Фонвизиным. Актерские работы Волкова отмечены тираноборческим пафосом, он равно владеет и лирической, и сатирической интонацией и жанровой формой. Театр Волкова отстаивал мотивы вольности, свободы, человеческого достоинства и гордости.

Волков был не только актером, но и театральным деятелем в самом широком смысле этого слова. Он принимал активное участие и в политической жизни страны. Волков явился одним из прямых участников заговора против императора Петра III, в результате которого свершился дворцовый переворот, царь был убит, а на трон вступила Екатерина II. Волков уверовал в утопическую легенду о монархине как великой просветительнице народа, в ее слова о театре: «Театр есть школа народная, а государыня в ней старшая учительница».

В начале 1763 Волкову была поручена важная государственная задача: на его плечи было возложено полное руководство работами по созданию грандиозного маскарада« Торжествующая Минерва» — празднество должно было проходить в Москве по случаю коронации Екатерины II. Маскарад должен был оправдать дворцовый переворот, объяснив его как победу справедливости и разума, прославить императрицу как« торжествующую Минерву», покровительницу искусств и просвещения. Но маскарад имел целью и осмеяние социальных язв, беззакония, произвола власть предержащих. Волков в резких контрастных масках сталкивал богатство и бедность, зло и добро, бессердечие и любовь, и не Торжество Минервы-императрицы становилось центром карнавала. В числе государственных пороков были представлены Невежество, Несогласие, Обман, Мздоимство, Спесь, Мотовство, Превратный Свет. В толпе карнавала шли Обираловы и Обдираловы, надменные Кривосуды, плутнеписатели и крючкотворцы, волокитчики и бюрократы XVIII в. Независимо от намерений Екатерины II, маскарад приобретал иной, более грандиозный смысл. Это массовое зрелище было и великой утопией, в которой выражалась народная мечта о «Золотом веке», времени без войн и раздоров, крови и оружия, о равенстве и свободе. Но Маскарад явился и великой сатировой драмой. Великолепная организация массового зрелища свидетельствовала об исключительных режиссерских способностях Волкова, о его умении привлечь творческие силы народа к участию в маскараде.

Огромное напряжение сил, затраченных Волковым, привели к роковому концу. После сильной простуды началась горячка, болезнь оказалась смертельной. В апреле 1763 Волков скончался.

Фёдор Волков был похоронен в Москве, на кладбище Златоустовского монастыря(монастырь не сохранился, находился между Мясницкой и Покровской улицами). Никаких следов от его могилы не осталось. В начале 1960-х годов на кладбище Спасо-Андроникова монастыря установлено надгробие-кенотаф, т. к. до обнаружения Л. М. Стариковой документов о погребении Ф. Г. Волкова, считали, что он похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре.

Именем Волкова названы ярославский театр(Российский государственный академический театр драмы им. Ф.Г. Волкова), центральная площадь и одна из улиц в Ярославле. В 1975 в связи с 225-летием театра в Ярославле, на площади Волкова воздвигнут памятник первому русскому актеру(скульптор

Ф.Г.Волков родился 9 февраля 1729 в Костроме в купеческой семье. После смерти отца переехал в Ярославль, где воспитывался отчимом – ярославским купцом и промышленником. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами, но главной его страстью был театр. Юность совпала с расцветом театрального любительства, уже приближавшегося по своим формам к профессиональному театру.

В 1741–1748 Волков обучался в Москве. Время учебы совпало с восхождением на престол дочери Петра I, Елизаветы Петровны , которая немало способствовала развитию культуры. Императрица любила маскарады, зрелища, театральные представления. В Москве Волков прошел свои первые театральные «университеты». Он играл на святках в духовных драмах и переводных комедиях. Познакомился с итальянским оперно-балетным театром, дававшим представления в дни коронационных торжеств. Это знакомство было продолжено в Петербурге, в 1746, когда Волков не только подробнее рассмотрел театральную архитектуру и сценические механизмы, но и сделал ко всему чертежи, рисунки и модели, изучил характер декорационного искусства и техники, – все, что определяло тип театрального здания и сценического оформления в европейском театре 18 в.

«Отец русского театра»

К созданию собственного театра Волков подошел, имея большой запас театральных знаний, включая знакомство с трагедиями А.П.Сумарокова . Первые представления театра, организованного им в Ярославле, относятся приблизительно в 1750. Возглавив труппу любителей-разночинцев, он создал театр, отвечавший потребностям публики. Это был решительный шаг на пути превращения театра любительского в общедоступный профессиональный театр. Открылся театр Волкова представлением трагедии Сумарокова Хорев и комедии Мольера Лекарь поневоле . Репертуар театра был обширен и сложен. Это и школьная драма Димитрия Ростовского, и пьесы-инсценировки, и трагедии Сумарокова.

Становление русского национального театра стремительно набирало силу. Необходимость создания театра на государственном уровне диктовалось многими причинами, и прежде всего тем, что Российская империя нуждалась в поднятии собственного престижа, как просвещенного европейского государства. Поэтому, когда в 1851 известие о Ярославском театре доходит до Петербурга, выходит высочайший указ, требующий доставить братьев Волковых с их труппой в Санкт-Петербург. В конце января 1852 ярославцы, прибыв в Царское Село, сыграли несколько пьес: Хорев , Синав и Трувор , Гамлет Сумарокова и Комедия о покаянии грешного человека Ростовского. Игра волковской труппы отличалась природной талантливостью исполнения. Наиболее одаренные актеры Ярославского театра, в том числе и Волков, были отданы на обучение в шляхетный корпус, где их учили искусству исполнения трагедий. 30 августа 1756 Императрица Елизаветы издала приказ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра». В отличие от придворных театров, предназначенных для узкого круга аристократического зрителя, «Российский театр» был общедоступным и давал платные представления для широких слоев городской публики. Основной репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили профессиональные актеры из числа ярославских комедиантов: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др.

1756–1762 – расцвет творчества Ф.Волкова. Актер принимал участие и в политической жизни России. Он был одним из инициаторов заговора с целью свержения Петра III. За многие заслуги перед императрицей был возведен в дворянское сословие. Однако, от предложенной Екатериной II должности кабинет-министра и ордена святого Андрея Первозванного, отказался. Выдающийся общественный деятель второй половины 18 в. писатель Н.И.Новиков писал: «Сей муж был великого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг».

Волков – Актер

Современники называли Волкова великим актером, однако точных сведений об обширном репертуаре Волкова не имеется. Известно, что обладая колоссальным актерским темпераментом, великолепными внешними данными, Волков играл как комические, так и трагические роли. Для эстетики классицизма , которой в целом отвечало театральное творчество Волкова, такой универсализм был удивителен. Рамки амплуа и строгое разделение на жанры предполагали соблюдение правил при распределении ролей актерам. Нарушив этот незыблемый для классицистов канон, Волков положил начало своеобразию национального актерского искусства: почти все выдающиеся актеры 18 в. играли как трагические, так и в комические роли, что делало их исполнение более близким жизненным образцам.

Для исполнительской манеры Волкова характерно сочетание напевности декламации с повышенной эмоциональностью игры, преодолевающей схематизм построения классических трагедий. В творчестве актера утверждался особый характер русского классицизма. Славу Волкову принесли, главным образом, три роли драматических произведений Сумарокова: Оскольд в трагедии Семира , Американец в балете со сценами Прибежище добродетели , Марс в прологе Новые лавры. Все эти произведения, написанные в разных жанрах, на самом деле были объединены героико-патриотическим характером главных ролей и гражданственной тематикой, несомненно близкой Волкову с его государственным складом ума и качествами, необходимыми актеру-трибуну, просветителю, показывающему зрителю образцы нравственности.

Волков – Режиссер

В начале 1763 Волков выступил в качестве режиссера-постановщика маскарада Торжествующая Минерва , организованного в Москве в честь коронации Екатерины II. Смысл этого пышного зрелища состоял в оправдании дворцового переворота и свержения Петра III, объясняя его, как победу справедливости и разума, а также прославление новой императрицы, как «торжествующей Минервы» (богини мудрости и правосудия, покровительницы искусства, науки и ремесел). Цель маскарада состояла и в осмеянии человеческих пороков, таких, как мздоимство судей, крючкотворство чиновников, беззаконие и произвол. «Торжествующая Минерва» обещала искоренить эти пороки, покровительствовать мирному труду, способствовать развитию наук и искусства. Волкова горячо увлекла возможность выразить в массовом зрелище, обращенном к народу, важнейшие для него мысли и чувства, мечты о золотом веке. Вместо мифологических фигур он вводит образы и приемы, заимствованные из народных представлений, игр и песен. Так, одна из частей маскарада, «Превратный свет», была построена на фольклорных мотивах. В другой сцене маскарада прославлялся Мир, сжигающий военные орудия. Тексты некоторых сатирических песен приписывались Волкову. В грандиозном зрелище участвовали все театральные силы Москвы, как любительские, так и профессиональные, труппы «охочих комедиантов», артисты иностранных театров. Великолепная организация сложного массового зрелища свидетельствовала об исключительных режиссерских способностях Волкова.

Но на этой высокой ноте творчество Волкова оборвалось. Принимая активное участие в руководстве колоссальным действием, контролируя различные участки маскарада, продолжавшегося три дня на сильном морозе, Волков заболел и скончался 4 апреля 1763.

Екатерина Юдина

Его называют «отцом русского театра».

Родился Фёдор Волков 9 (20) февраля 1729 года в Костроме. Его отец умер, когда Федор был еще маленьким. Мать в 1735 году вышла замуж за купца Фёдора Полушкина и переехала к нему с детьми в Ярославль.

Грамоте мальчик обучался у пастора, состоявшего при герцоге Э. И. Бироне, сосланном в Ярославль. Уже тогда у мальчика обнаружились разнообразные способности и таланты. Полушкин, видя это, прочил старшего пасынка в наследники и продолжатели своего дела.

Федора отправили сначала в Москву в Заиконоспасскую академию учиться Закону Божию, немецкому языку и математике. Немецкий язык Федор Волков выучил в совершенстве, говорил «как природный немец». В академии молодой Волков постоянно принимал участие в сценических представлениях. По свидетельству А. А. Шаховского, Волков «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты». Он выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями.

Из академии Полушкин отправил пасынка «для навыка в бухгалтерии и торговле» в одну из петербургских немецких контор. Кроме своих занятий, Волков бывал в придворном театре и посещал итальянскую оперу. Опера произвела на молодого человека глубокое впечатление, еще большее впечатление испытал он, проникнув за кулисы театра, устроенного воспитанниками Шляхетского корпуса, которые разыгрывали драмы А.П. Сумарокова. Там он снял планы и рисунки всего устройства сцены, машин и декораций.

Вернувшись в Ярославль, Федор Волков начал обучать своих братьев, а также знакомых, живописи, музыке, драматическому искусству. Наконец, в одном из амбаров своего отчима Федор Григорьевич устроил театр. Первое представление театра состоялось в день именин отчима 20 июня 1750 года. Первый русский театр начал привлекать зрителей, весть о нем дошла до Петербурга. Императрица Елизавета Петровна повелела «немедленно привезти труппу, на почтовых, ко двору».

Здесь они сыграли несколько пьес, затем наиболее понравившихся актеров она оставила в Петербурге, а остальных, наградив, отправила обратно в Ярославль.

30 августа 1756 Императрица Елизаветы издала приказ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра». Первым директором театра стал А.П. Сумароков, а Федор Волков «был в оном Первым актером», а позднее заменил Сумарокова на посту директора. Репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили актеры из числа ярославских комедиантов: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др.

«Тогда Волков показал свои дарования в полном уже сиянии и тогда-то увидели в нем великого Актера и слава его подтверждена была и иностранцами», - пишет Н.И. Новиков. В игре Волкова были простота и страстность, она была основана на чувстве, а не на эффекте.

Его можно с полным правом назвать основателем российской актерской школы. Такие актеры, как Дмитревский, Щепкин, Шаляпин, Станиславский, считали себя его учениками.

В дни коронования императрицы Екатерины Волкову было поручено устройство в Москве маскарада, носившего название: "Торжествующая Минерва". Это гулянье стоило ему не только большого труда, но и жизни: во время маскарада он простудился и вскоре умер. Федор

Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Следов от его могилы не осталось. На кладбище установлена памятная доска.

Главным делом недолгой, но яркой его жизни стал российский профессиональный театр, театр общедоступный. Вот слова из его дневника: «Общая польза от театра российского будет ощущаться, когда театр выйдет из рамок придворной затеи. Он должен быть публичным и общенародным, в нем просвещенные и важные господа должны являться желанными, но не единственными зрителями и ценителями. К такому театру должны быть привлечены все живые, все просвещенные силы страны и привлечены не насильно, не приказами или указами, а по доброму их желанию и сознанию пользы отечества Доброхотность и общая польза должны быть навечно положены в основание российского театра...»

Знаменитый современник Новиков характеризует Федора Волкова так: «Сей муж был великого, обымчивого и проницательного разума, основательного, здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и чтением наилучших книг. Театральное искусство знал он в высшей степени, при сем был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант не многих инструментах, посредственный скульптор, и, одним словом, человек многих знаний в довольной степени. С первого взгляда казался он несколько суров и угрюм; но сие исчезало, когда находился с хорошими своими приятелями, с которыми умел он обходиться и услаждать беседу разумными и острыми шутками. Жития был трезвого и строгой добродетели; друзей имел немногих, но наилучших, и сам был друг совершенный, великодушный, бескорыстный и любитель воспомоществования».

Фонвизин о Волкове отзывается так: «Волков был муж глубокого разума, исполненный достоинств, он имел большие знания и мог бы быть человеком государственным».

Рассказать друзьям