Цель: сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.
- подвести учащихся к пониманию особенностей жанра, через повторение и обобщение изученного;
- развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность учащихся,
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Оборудование.
1. Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.
Приложение 1 . “Репродукции произведений известных художников”.
Приложение 2 . “Жанры ИЗО”.
2. Художественные материалы для практической работы.
3. Словарь художественных терминов.
План урока.
1. Беседа о понятии жанр с проверкой и закреплением знаний учащихся.
2. Ознакомительная беседа о тематической (сюжетной) картине, ее видах, с демонстрацией иллюстраций.
З. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов и анализ работ.
Ход урока
Учитель: На предыдущих уроках речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать. Наши дальнейшие уроки - об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа - бытового жанра.
Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете?
Ответы учащихся. Архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство.
Учитель: Да действительно верно вы вспомнили, что изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ребята, а как вы считаете, в каком виде искусства ярче всего это деление проявляется?
Ответы учащихся. В живописи и графике.
Учитель: Что же такое жанры в изобразительном искусстве? Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других - людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы - пейзаж, вещей - натюрморт, человека - портрет, событий жизни - сюжетно-тематическая картина.
В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности - портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины - историческая, батальная, бытовая картины.
А теперь выберите из картин, представленных на доске те, жанр которых вам знаком.
Жанры в изобразительном искусстве.
Демонстрация Приложения 2.
1) Анималистический жанр.
2) Портрет - парадный, интимный, групповой.
3) Пейзаж - сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический.
4) Натюрморт - цветочный, со снедью, бытовые вещи, атрибуты спорта и искусства.
5) Сюжетно-тематическая картина: историческая, батальная, бытовая, сказочно-былинная.
Учащиеся: Группируют картины, предложенные учителем.
Учитель: Что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но и он может быть абсолютно разным.
Каков сюжет представленных живописных работ?
Учащиеся: Рассуждая “о чем эта картина”, стараются определить сюжет.
Учитель: Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?
Демонстрация Приложения 1 (слайдов 1-4 )
Исторический - ему принадлежит особое место. Этот жанр
включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события,
Какие картины с историческим сюжетом вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.
(В.И. Суриков “Утро стрелецкой казни”, “Переход Суворова через Альпы”, К, Брюллов "Последний день Помпеи” и др.)
Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
Батальный жанр (от франц. Bаtaille - битва) - посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.
Иллюстрируя понятия этого жанра, учитель демонстрирует (слайды 5-8) произведения Н.Пуссена, А.Ватто, Ф.Гойя, Г.Жерипо, а также В.Верещагина, М.Грекова и др.
Попробуйте самостоятельно дать определение сказочному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.
Учащиеся: Дают определение сказочно-былинному жанру (демонстрация слайдов 9-11), вспоминая произведения В. М. Васнецова “ Богатыри”, “Витязь на распутье”, “Иван-царевич на сером волке” и др. Учитель дополняет представленный ими ряд картиной М. Врубеля “Демон” и др.
При разговоре орелигиозно-мифологическом жанре демонстрируются слайды 12-27 картин С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэля, Н. Пуссена, П. Рубенса, Рембрандта, Д. Веласкеса, Ж-П. Давида, Ж-Д. Энгра. А. Лосенко, А. Иванова.
Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи (от франц. benre - род, вид).
К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
Об этом жанре мы подробнее поговорим на следующем занятии, на примере знакомства с творчеством “малых голландцев”.
Я предлагаю вам, выполнить поисковую творческую работу индивидуальную или групповую на тему “О малых голландцах”.
Практическая работа.
А сейчас попробуйте выполнить зарисовки для будущей картины в любом из жанров.
Дома доделайте работу и назовите ее.
Домашнее задание.
Выполнить творческую работу (сообщение-реферат) с подбором иллюстративного материала о малых голландцах.
Тематическая картина
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Тематическая картина |
Рубрика (тематическая категория) | Искусство |
Понятие ʼʼтематическая станковая живописьʼʼ связывается прежде всего с жанрами бытовым, историческим, батальным. Несмотря на то что тематическая картина исполняется по этюдам с натуры, по сущности своей она ʼʼпротивостоит этюдной живописи, которая имеет лишь вспомогательное назначение и ставит частные, нередко узкоспециальные задачиʼʼ.
С чего начинается работа над тематической картиной, каковы пути и особенности ее композиционной разработки?
Живописец постоянно наблюдает, эстетически осваивает жизнь, у него накапливаются впечатления. Среди многообразных явлений действительности его особенно волнует, допустим, какое-то общественное явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он пытается осмыслить и о котором хочет рассказать изобразительными средствами. Более целенаправленным становится его наблюдение, но будущее произведение пока еще представляется в общих чертах. Думая о теме, художник одновременно оценивает ее с определенных идейных позиций.
Так образуется идейно-тематическая основа будущего произведения. Далее содержание темы обретает свои более конкретные рамки в сюжете.
Развитие сюжета средствами изобразительного искусства требует знания композиционных основ, иначе материал наблюдений останется нереализованным в художественной форме. В результате складывается замысел художника и более или менее конкретное представление о формальных средствах картины, включая ее конструкцию.
В замысле (иногда называемом пластическим мотивом) обычно бывают заложены основы художественного образа, его новизны и потенциальные возможности дальнейшей разработки. Новизна пластического мотива отражает не только новое явление в жизни, но и новый сюжет. Это новое явление может заинтересовать многих художников, и, в случае если они остановятся на одном сюжете, им не избежать однообразия, штампа.
Первоначальные композиционные эскизы должны отвечать таким требованиям, как наличие конструктивной идеи и контрастов. Конструктивная идея, лежащая в пластическом мотиве, подсказывает место сюжетно-композиционного центра, в котором сосредоточивается главное в содержании картины.
Наличие конструктивной идеи в первоначальных эскизах помогает установить формат картинной плоскости, масштаб, относительную величину главного и второстепенного, основные тональные и цветовые контрасты.
Поиски композиции продолжаются и в период работы над этюдами, и даже при создании картона.
Работа над эскизами ведется параллельно с выполнением этюдов, набросков, зарисовок. В процессе собирания этого подсобного материала уточняется сюжет, и это оказывает существенную помощь в период завершения картины. Надежными помощниками художника на этой стадии будут исторические данные, предметы быта͵ документы, военное оружие и снаряжение, памятники архитектуры, зафиксированные при крайне важно сти в этюдах, набросках, зарисовках. Вся эта предварительная работа позволяет уточнить, усовершенствовать композицию, избавить ее от приблизительности в расстановке смысловых акцентов.
Далее наступает время разработки картона, т. е. рисунка в размер будущей картины. В нем прорисовываются все элементы композиции, включая детали, после чего рисунок с картона (через кальку или припорохом) переносится на холст. Далее выполняется так называемый подмалевок, чаще всего тонким слоем жидкой краски, ʼʼв протиркуʼʼ, лессировочными, т. е. прозрачными и полупрозрачными, красками. В подмалевке стараются верно взять цветовые или тональные отношения.
Работая над картиной, живописец решает целый ряд сложных задач, к примеру: придать локальным цветам - предметной окраске - колористические качества, установить меру интенсивности, насыщенности цветосочетаний - словом, вылепить цветом форму, сверяясь с условиями освещения, образующего светотень и рефлексы. Все эти и другие не менее трудные задачи решаются с прицелом на реализацию идейного содержания. При этом нельзя забывать о силе воздействия законов композиции на процесс формирования художественного образа средствами живописи.
В создании композиции большую роль играет подсобный материал. Но иногда он должна быть недостаточно целенаправленно собран и проработан, тогда на завершающем этапе вдруг выяснится, что не хватает каких-то важных элементов для целостного выражения сути композиции. Выход один: восполнить недостающее, вновь обратившись к источникам, к поискам нужного материала.
Дробность, ощущение делимости композиции на несколько самостоятельных частей мешают зрителю прочитать замысел художника, затрудняют восприятие картины как целостного организма. По этой причине, заканчивая работу, надлежит обратить внимание на выразительность сюжетно-композиционного центра, на его смысловые связи с второстепенными частями картины, сравнить силу контрастов в главном и подчиненном, проверить, нет ли повторяемости в тональных напряжениях, формах, величинах.
СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА - определение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, многофигурной композицией. В понятие сюжетно-тематическая картина входит:
историческая картина
бытовая (жанровая) картина
Батальная картина
Тематическая картина - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тематическая картина" 2017, 2018.
Урок ИЗО в 7 классе по программе Б.М. Неменского в разделе "Поэзия повседневности" отводится на изучение тематической (сюжетной) картины и на ее виды. Для эффективного усвоения знаний обучающимся предлогается просмотреть презентацию по данной теме. В презентации имеется задание для закрепления полученных знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Тематическая (сюжетная)картина
Виды изобразительного искусства Архитектура Скульптура Графика Живопись ДПИ
Жанры изобразительного искусства Пейзаж (изображение природы) Натюрморт (изображение вещей) Портрет (изображение человека) Сюжетно –тематическая картина (изображение событий жизни) Анималистический жанр (изображение животного мира)
Жанровые разновидности Пейзаж – сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический. Натюрморт – цветочный, бытовые вещи, атрибуты спорта и искусства. Портрет – парадный, интимный, групповой. Сюжетно –тематическая картина – историческая, батальная, бытовая, сказочно - былинная
Натюрморт
Сюжетно –тематическая картина Исторический жанр Это жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события. Эти произведения могут быть посвящены событиям как минувших, так и событиям наших дней, имеющих большое историческое значение.
Сюжетно –тематическая картина Батальный жанр От французского – «битва» - посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.
Сюжетно –тематическая картина Сказочно-былинный и религиозно-мифологический жанр Посвящен сюжетам мифологии, жизнеописанию святых, сказочным произведениям.
Сюжетно –тематическая картина Бытовой жанр Его родина Голландия 17 века. От французского – «род, вид» - картины, рисунки, скульптуры рассказывающие о событиях повседневной жизни.
Определите в каком жанре выполнены картины
Иван Вишняков портрет императрицы Елизаветы Петровны
Иван Иванович Шишкин «Рожь»
Виктор Михайлович Васнецов «Иван-Царевич на сером волке»
Александр Герасимов «Розы»
Илья Ефимович Репин «Царь Иван Грозный и сын его Иван»
Домашнее задание: подготовить к уроку доклад на тему «Что я знаю о малых голландцах?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл логопедических занятий:"Обучение пересказу по серии сюжетных картин с использованием массажа фаланг пальцев" для детей 5-7 лет.
конспект занятия "Рассказывание по сюжетной картине с добавлением предшествующих событий"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста лексико-семантической готовности к составлению рассказа по сюжетной картине....
Коррекционная направленность в работе над сюжетной картиной как фактор развития познавательных интересов детей со зрительной депривацией (из опыта работы).
В статье отражено значение сюжетных картин в развитии детей с нарушением зрения, особенности восприятия детьми сюжетных изображений, задачи и организация работы. В статье представлен практический мате...
Картина в сюжетно-тематическом жанре основана на смешении традиционных жанров изобразительного искусства. Комбинация может подразумевать сочетание батального, бытового жанров, пейзажа, портрета. Направление развивалось параллельно с другими жанрами, в разных стилях, зависимо от исторического периода.
Исследователи истории искусства считают, что жанр появился в 1930-е годы и характерен для живописи советской России. Другие называют более обширный период развития направления, упоминая среди представителей художников эпохи Ренессанса.
Особенности
Главная особенность – социальная значимость картины. Изображение не абстрактное – объекты на полотне иллюстрируют событие из жизни. Картина имеет фабулу, сюжет, действие. Большинство работ – многофигурные, динамичные композиции.
Тематические картины могут представлять сочетание пейзажа и батального, исторического, религиозного направлений. Примеры работ присутствуют в творчестве многих живописцев.
Сюжетной называют картину, которая отображает определенный сюжет, событие, в котором задействовано несколько или большое количество участников. Тематическое изображение несет в себе определенную идею, смысл, не скрытый при помощи аллегории. Тема четко выражается при помощи художественных средств, в стиле, характерном для определенной исторической эпохи. Сюжетно-тематическое разнообразие отображает широкий круг мероприятий, которые свойственны для жизни человека.
Передача сюжета не обязательно использует изображения людей, задействованных в определенном событии. Чтобы передать достижения науки, культуры или промышленности можно использовать изображения объектов, которые появились или развились в результате улучшений в определенной сфере.
Примером могут служить полотна времен СССР. Достижения экономики государства могут передавать детализированные пейзажи, бытовые сцены. Такие изображения будут тематическими, поскольку демонстрируют связь человека, его достижений, и природы, которая дала свои плоды для развития населения и экономики страны.
Пейзаж портрет натюрморт
Любой жанр живописи может быть сюжетно-тематическим:
- Пейзаж: может передавать достижения экономики, человеческого труда;
- Портрет: при условии передачи характерных черт исторической эпохи, наличию динамики изображения;
- Натюрморт может быть тематическим, если живописец вложил определенную идею в произведение.
Комбинация предметов на картине может демонстрировать интересы художника, особенности развития общества на определенном этапе, нюансы жизни представителей профессий.
Исходя из особенностей жанра, можно сделать вывод, что любое изображение можно охарактеризовать как сюжетно-тематическое, если путем передачи объектов на полотне, художник излагает свой идейный замысел. Опираясь на тему и идею, художник выбирает стиль и жанр, которые максимально подходят для иллюстрирования идеи живописца.
Структура
Направление подразумевает наличие идейного замысла, темы, формы, мотива, которые помогают сформировать и передать зрителям идею автора полотна.
- Идейный замысел – центральная линия идеологии, исходя из которой, художник выбирает средства для реализации идеи.
- Тема – событие, действо, изображенное на полотне для воплощения идейного замысла.
- Художественная форма, выбирается, исходя из особенностей темы и идеи. Правильно выбранная форма – залог доступности идеи автора зрителям. Художественная форма – это особенности выбора цветовой гаммы, света и стиля, прочих средств художественной выразительности.
- Мотив или сюжет – воплощение темы и идеи на полотне.
Композиция
Композиция – это гармоничное сочетание цвета, света, формы и других средств, которые позволяют зрителю понять и осмыслить идею автора полотна. Правильное построение композиции поможет доступно передать зрителю замысел, проникнуться эмоциями и чувствами живописца. Создание сюжетного полотна невозможно без людей, как главных действующих лиц.
Если композиция построена правильно, а все детали изображения представляют единое художественное целое. Мастерство художника состоит в умении из нескольких деталей создать цельное сюжетное повествование.
Как построить
Для правильного построения сюжетной картины необходимо:
Таким образом, главное в сюжетно-тематической живописи – гармоничность композиции. Сложность этого задания в том, что целью жанра является передача социальных взаимоотношений, отличающихся многогранность, неоднозначностью. Это касается и общественной жизни, и бытового уровня отношений.
Наиболее распространено использование бытового жанра при создании сюжетных полотен. Художники стремятся передать эмоции и характеры героев при помощи средств художественной выразительности, выразить свое субъективное мнение относительно событий, отображенных на полотне.
Умение передать все нюансы жанра – результат мастерства и опыта художника. Для работы в данном направлении мало умения красиво отображать на полотне объекты, требуется быть наблюдательным живописцем, умеющим замечать тонкости эмоций и чувств человека.
Необходимые навыки
Для написания сюжетной картины необходимо:
- Развивать умение наблюдать, распознавать эмоции, тонкости настроения.
- Овладеть техникой работы в разных стилях.
- Иметь достаточный уровень знаний в искусстве.
Художники представители
Представители жанра: российские «передвижники», Э.Делакруа, Д.Веласкес.
Замечательный пример сюжетно-тематического жанра живописи необычные и очень интересные, необычные картины современного художника Юрия Бралгина:
Современное искусство ставит сюжетно-тематическое направление на должное место среди других жанров, благодаря возможности передать индивидуальный стиль мастера и показать высокий уровень профессионализма.
Содержанием сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях. По содержанию замысла детский рисунок очень рано, примерно с двух лет (с первой младшей группы), является сюжетным, но по объективным признакам он долгое время не становится таковым. Если понаблюдать за процессом развития даже ассоциативного образа в рисунке, то можно увидеть, что он нередко развивается как сюжетный образ. Рисунки-каракули, выполняемые по замыслу, при всей их объективной неузнаваемости для малыша могут быть полны смысла. Однако сюжет выражается не в рисунке, он скорее существует по поводу рисунка, около рисунка. Даже когда эти отдельные образы-изображения узнаваемы, они как бы рядоположены на листке, сосуществуют в рисунке, объективно-узнаваемой взаимосвязи нет, связь между отдельными предметами-изображениями передается словом, моторным действием, игрой. Стихийно появляются некоторые приемы изображения, помогающие передать взаимосвязь между предметами. Например, отдельные детали, свидетельствующие о действии (в руках девочки букет цветов, значит, собирает цветы) и др. Однако стихийные находки очень незначительны и мало удовлетворяют ребенка.
Почему детский рисунок по замыслу очень рано становится сюжетным? Предметный рукотворный мир, мир природы (животные, растения) не существуют изолированно, они связаны в реальности, они связаны с человеком, человек взаимосвязан с другими людьми. Как только ребенок начинает устанавливать эти связи, это находит отражение в моделирующих типах деятельности (в первую очередь игре, изодеятельности). Поэтому содержание детского рисунка (лепки) почти всегда сюжетно. Однако изображение не сразу становится сюжетным.
Почему сюжетный замысел не воплощается адекватно, изобразительно? Сначала у ребенка не возникает такая необходимость, а когда появляется желание, он сталкивается со сложностями изображения, так как не знает изобразительных приемов и способов передачи этих связей.
Дошкольнику нужно освоить доступные приемы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трехмерном пространстве. Эти приемы условны, их придумывало человечество в течение многих сотен лет.
Взрослые художники передают зрительное изменение предметов по форме, величине, цвету по мере их удаления. Линейная и воздушная перспектива как художественные приемы передачи пространства и предметов в пространстве придуманы человечеством относительно недавно, в эпоху Возрождения.
Некоторые элементы из них оказались доступны детям, но сам ребенок открыть их не может. Взрослый передает ему некоторые доступные способы изображения. Например, предметы, которые расположены ближе к воспринимающему картину, располагаются внизу листа, те, что дальше, - наверху. Чем дальше расположение, тем выше изображение.
При построении сюжетного образа всегда выделяется композиционный центр, то главное, что определяет содержание образа. Дошкольнику доступны некоторые приемы изображения главного: тех предметов и персонажей, которые выражают содержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе (в центре). Без передачи главного трудно понять содержание рисунка. Однако этому умению ребенка надо научить. Иначе он может нарисовать дремучий лес и уверять, что рисует сказку «Три медведя», хотя таким образом может быть изображена любая сказка (узнать без пояснения невозможно).
При овладении композицией сюжетного рисунка важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавая отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей.
При изображении пейзажа все эти приемы важны, но при этом особенно важен колорит.
Все эти приемы, хотя и наиболее доступны детям (старшим дошкольникам), однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога.
Почему ребенок испытывает трудности? Е.А.Флерина мягко назвала их «слабостями» детского рисунка. Она заметила, что малыш лист бумаги воспринимает только как горизонтальную плоскость и «раскладывает» предметы-изображения, как на столе. Затем он рисует линией землю. На полосе-линии, изображающей землю, он ставит предметы в ряд. Флерина назвала это «фризовым» построением рисунка. Иногда ребенок рисует два фриза, две полоски-линии земли, если изображение не умещается на одной линии. Представляя себя участником изображаемых событий, дошкольник иногда смотрит на рисунок как бы изнутри и рисует предметы, которые далеко от него более мелко внизу листа. Е. А. Флерина назвала эту особенность «обратной перспективой».
Позднее в возрасте с четырех до шести лет дети чаще всего изображают пространство земли и неба в виде узких полосок внизу и вверху листа (Л.А.Раева).
Это связано с особенностями представлений дошкольников: они видят небо над головой, землю внизу, под ногами. Это они и передают в рисунке. Дети не охватывают взором глубину пространства, редко фиксируют взглядом пространство неба от края горизонта ввысь небесного купола. Ребенок, живущий в городской местности очень долго, просто может не видеть широких далей с незаслоненным горизонтом, а поэтому имеет представление об отдельных предметах, расположенных на земле, а о самой земле - как горизонтальной плоскости. Он не представляет общую картину той или иной части пространства и удаленные планы воспринимает труднее.
Поэтому одна из причин «слабостей» детского сюжетного рисунка - в малом жизненном опыте детей, несовершенстве их знаний об окружающем мире, слабости восприятия, неумении распределить внимание, охватить взглядом широкое пространство обобщить в единое целое во всех связях и отношениях детали расстилающегося перед ними пейзажа.
Другая причина - трудности изображения пространственный отношений в рисунке. Ребенок должен понять, что нижняя часть листа может изображать горизонтальную плоскость пространства (земля, пол), а верхняя часть - вертикальную плоскость (небо, стены). Линия, разъединяющая плоскости неба и земли, - линия горизонта. Композиция рисунка может быть двухплановой и многоплановой. Это сложно для дошкольника. Сказываются на изображении и слабости зрительного контроля в процессе изображения. Известной слабостью детского рисунка является и искажение пропорциональных отношений при изображении частей предмета (у человека слишком длинные руки или ноги, туловище - прямоугольное, широкое или слишком узкое и т.п.), искажение при передаче относительной величины предметов (цветок выше дома, человек выше большого дерева и т.п.). Эта особенность характерна для рисунков не только младших, но и старших дошкольников.
Причины здесь те же самые: слабость аналитико-синтетического восприятия, умения сравнивать, сопоставлять предметы по признакам величины. У детей нет искаженного представления о величине предметов, но представления об их соотношениях нечетки. В исследованиях по проблеме сенсорного воспитания (под руководством Л.А.Венгера) показаны возможности специального формирования у детей способности зрительной оценки пропорций, после чего дети переносят это умение в рисование. Однако эта работа должна быть специальной, с применением моделей, демонстрирующих отношения, обучающих сравнению размеров между собой и оценке пропорций.
Затрудняются дети и в передаче действия, движения, динамики, хотя потребность в передаче движения появляется рано. Е.А.Флерина отмечала, что на первых порах ребенок передает движение, динамику реальным моторным действием, словом, игрой. Такой способ воплощения динамичного образа для него даже более убедителен, чем изобразительный. Позднее самостоятельные поиски изобразительного способа передачи движения редко заканчиваются успехом. Это связано с той же особенностью, о которой говорилось выше: трудностью восприятия детьми изменчивой динамической формы.
В деятельности дошкольников кроме слабостей восприятия сказывается и несовершенство зрительного контроля в процессе рисования, неумение распределить внимание, видеть изображаемый предмет расчленение и одновременно целостно (П.П.Чистяков напоминал своим ученикам, рисуя пятку, смотреть на ухо). Поэтому ошибки в передаче пропорций движения неизбежны. По данным Л.А. Раевой, более простыми и доступными для передачи детьми являются движения верхних конечностей.
Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребенком, понимая их причины, можно помочь дошкольнику преодолеть многие трудности. Однако следует при этом помнить о его возможностях и мере необходимости в обучении грамотному рисунку.
Каковы же задачи обучения дошкольников сюжетному рисунку?
1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.
3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.
4. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.
5. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:
а) приемам создания простейших композиций, т.е. расположению изображений на плоскости листа, сначала на всем листе, ритмично повторяя изображение одних и тех же предметов с незначительными дополнениями (цветы на лугу, божьи коровки на
листке) - в младшей и средней группе;
стимулируя и поощряя изображение одного предмета в разных вариантах, тем самым осваивая способы изображения предмета на вариативном уровне – в средней группе;
располагая изображения на широкой полосе листа, обозначающей землю, небо, намечая линию горизонта, размещая изображение тех предметов, что ближе - внизу листа, дальше - наверху; варьируя расположение изображений на листе (или на более широкой, или более узкой полосе, в зависимости от замысла), т.е. подводить детей к осознанному выбору и построению композиций, изображать при этом предметы ближних планов более крупно, дальних - меньшего размера - в старших группах;
б) учить изображать в рисунке главное, т.е. те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшие группы);
в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);
г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах).
6. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.
7. Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.
8. Побуждать детей к самостоятельности, творчеству в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности (композиции, колорита и др.).
9. Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т.е. формировать способность художественного творческого восприятия рисунков. Таким образом, задачи сюжетного рисования не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности дошкольника.
Сюжетный рисунок как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознания ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе. Этот творческий процесс не ограничивается рамками занятия.
Исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:
1. Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлениях. Развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорций, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.
2.Помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения.
В основе всех методов - специально организованные наблюдения, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой. Наблюдения дают основу всех впечатлений о явлениях и событиях, интересующих детей. Цель и содержание таких наблюдений могут быть ориентированными на общее когнитивное, эмоциональное, нравственно-волевое развитие дошкольников. Проводятся такие наблюдения в системе общевоспитательной работы. Как правило, «живые» впечатления (труд взрослых, родной город или поселок, весенняя природа и т.п.) дополняются чтением художественной литературы, просмотром диафильмов, встречами-беседами с людьми тех или иных профессий, слушанием музыки, беседами и т.п. Складывающийся при этом интеллектуально-эмоциональный опыт детей служит основой для игры и других видов деятельности, в том числе изобразительной.
Как и любая другая, изобразительная деятельность должна органично вписываться в систему общевоспитательной работы, направленной на развитие личности ребенка-дошкольника, его общее психическое развитие. Педагогу важно знать только возможности и специфику личностного развития в условиях данного вида деятельности. В зависимости от доминирующего типа ориентации дошкольника (на предметный мир, на человека и его дело, людей и их взаимодействия, события) возникают и сменяются ведущие типы деятельности, определяется их содержание. Например, содержанием детской игры и рисунка ребенка являются люди и их профессиональная деятельность. Однако кроме мотива и постановки соответствующей цели-темы для рисования необходимо четко представлять изобразительные стороны этого явления: что нарисовать, какие предметы, как их расположить, какой цвет использовать и т. п. Для возникновения такого замысла, изобразительного представления Л.А.Раева рекомендует проводить перед сюжетным, тематическим рисованием большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций и т.п. Это создает благоприятные условия для закрепления вновь образованных связей, их синтезирования со старыми.
Приобретение конкретных знаний, формирование представлений об изображаемых явлениях в процессе предварительной работы непременно должны быть связаны с чувствами. Побуждение детей к неравнодушному восприятию, познанию - залог инициативного, творческого создания и воплощения замысла.
Только развитие в единстве знаний (представлений), соответствующих чувств и выражение их в активном художественном действии оказывает влияние на формирование личности, ее инициативы в «устремлениях» к познанию и действенному выражению отношения к познанному.
Таким образом, после определения темы изображения педагогом (желательно вместе с детьми) идет этап специальной подготовки к занятию. По видам и формам работы с детьми, она может быть та же, что была в системе общевоспитательной работы, но по сути она более узкая и целенаправленная. Ведущее место занимает наблюдение.
В зависимости от конкретных задач занятия, опыта детей определяются содержание и методика наблюдения. В сюжетном рисовании нужно передать внешний вид отдельных предметов (форму, строение, пропорциональные отношения, цвет), отношения, взаимодействие их по сюжету, расположение этих предметов в пространстве.
Следовательно, это и будет содержанием наблюдения. Если стоит задача передачи пространственных отношений - расположение на плоскости отдельных изображений - акцент в наблюдении делается на этот момент, если центральная задача - передача движения, при наблюдении особое внимание обращается на позы, изменение положения рук, ног по отношению к туловищу и т.п. По мере освоения детьми разнообразных способов изображения их внимание фиксируется на всех изобразительных признаках: пространственном расположении разнообразных предметов, колорите, движении и т.д.
Специально проводимые для занятия по изобразительной деятельности наблюдения должны быть неоднократными, последнее максимально приближено к моменту изображения. Как показали исследования Л.А.Раевой, через четыре дня после наблюдения в рисунке появляется большое количество деталей, отбрасывается несущественное, однако пропорции многих предметов нарушаются, пространственные отношения передаются нечетко. А через несколько дней после наблюдения теряется свежесть впечатления, это влечет за собой снижение эмоционального настроя, яркости представления. Воображение, не подкрепленное свежестью впечатлений, работает менее интенсивно. Рисунок недостаточно выразителен, может быть выполнен небрежно. Рисование через семь дней после непосредственного наблюдения обнаруживает уже моменты забывания, поэтому последнее наблюдение проводится перед занятием.
Наряду с наблюдениями, общими для всех, следует широко практиковать наблюдения с небольшими подгруппами детей и индивидуальные для того, чтобы разнообразить детские впечатления, уточнить и обогатить по возможности индивидуальные замыслы. В зависимости от характера наблюдаемых объектов необходимо фиксировать внимание в большей степени или на их эстетической стороне (красота природы) и вызывать соответствующие чувства, или на нравственной. Например, забота птиц о детенышах-птенцах.
В процессе наблюдения Л.А.Раева рекомендовала использовать игровые приемы - видоискатель, «фотоаппарат» (коробка с отверстиями с противоположных сторон). Такой видоискатель помогает ограничивать воспринимаемое пространство, количество объектов и позволяет сосредоточить внимание детей на их соотношении, взаиморасположении.
Рассматривание предметов в видоискатель приближает натуру к картине, придает ей плоскостной вид, наглядно показывает расположение предметов (одного за другим) на «картине». Это помогает детям более сознательно воспринять пространство в натуре и лучше понять способ его изображения на плоскости в виде широкой полосы. Рассматривание пейзажа дает дошкольникам возможность убедиться в том, что небо (которое они чаще видят над головой и поэтому представляют его в виде плоскости, параллельной земле, и изображают в виде плоскости сверху листа) является задним фоном для всех предметов, возвышающихся над землей. Если в пейзаже видна линия горизонта, то дети легко воспринимают ее и сознательно переносят в свой рисунок, доводят плоскость неба до линии земли.
Дети, играя с «фотоаппаратом» - видоискателем, обращают внимание на видимое уменьшение предметов дальнего плана.
Непосредственное, игровое познание детьми этой особенности важно, так как облегчает понимание дошкольниками приемов пере дачи перспективы на картинах. Дети знают, что предметы на картине по мере их удаления изображаются меньшего размера, но истинный размер уменьшение изображенных предметов не понимают.
Во время наблюдения полезны игры-сравнения «На что похоже?» (облака); придумывание загадок про наблюдаемое и др. Эту игры также обостряют восприятие детьми окружающего, формы, цвета, величины.
В старших группах целесообразно на листе бумаги спланировать будущий рисунок - расположение отдельных изображений. То есть соотнести пространство наблюдаемой натуры (природы) с пространством листа, где будет выполняться изображение.
После наблюдения, а затем параллельно с ним полезно рассматривать подлинники и репродукции известных картин, в которых отражены подобные явления (Левитан «Золотая осень», Герасимов «Пчелы звенят», Саврасов «Грачи прилетели» и т.п.). Эстетическое и осмысленное восприятие картин обусловлено «живыми» наблюдениями, в то же время в процессе их восприятия лучше осознаются изобразительно-выразительные средства.
Для установления связи между представлением пространства и способами его передачи в рисунке Л.А.Раева впервые предложила ряд приемов, нашедших затем широкое применение в практике. Так, уже с младшего возраста следует формулировать темы рисунков как сюжетные («цветы растут на поляне»). Кроме этого эффективно, предлагая детям цветной лист бумаги, сразу говорить: «Это зеленая лужайка. Нарисуем на ней цветы (цыплят, жуков и т.п.)» или «Голубой лист - небо, нарисуем на нем облака» и т.п. Такие приемы помогают учить ребят располагать изображение на всей плоскости листа.
Предварительное планирование на листе места расположения отдельных изображений также помогает осмыслить приемы изображения. Этот прием применяется в момент наблюдения и в первой части занятия, в беседе при формировании замысла.
В сюжетно-тематическом рисовании кроме передачи пространственных отношений и соотношения предметов по величине требуется решение и еще одной существенной задачи, а именно - выделение главного в теме и по возможности выразительная его передача в рисунке. Выделить главное - это значит хорошо осмыслить тему, ее содержание; выделение главного дисциплинирует воображение, направляет основную мысль ребенка в определенное русло, не дает отвлекаться - ограничивает пассивное течение ассоциативного потока мыслей, основанного на слабом, еще недостаточно систематизированном опыте ребенка. Творческое воображение всегда целенаправленно. Однако анализ тематических рисунков детей показывает, что основная тема часто теряется. Ребенок изображает предметы, не имеющие прямого отношения к содержанию темы. Рисование последних вызвано пассивным возникновением в сознании ребенка ассоциаций, основанных не на существенных, а на случайных связях (по внешнему сходству и т.п.). Иногда просто непроизвольное движение карандаша на бумаге, оставившего след, напоминающий какую-то форму, уводит ребенка от темы вследствие слабости процессов торможения и отсутствия целенаправленности в его действиях.
Выделение главного способствует большей целенаправленности в выполнении рисунка. Осознав главное, основное в теме, ребенок ставит на первое место изображение основного действия. В некоторых случаях (где это возможно) с него и начинает свой рисунок. Это в первую очередь способствует совершенствованию композиции рисунка. Ребенок в центре листа изображает основных персонажей, основное действие, заполняя в дальнейшем рисунок второстепенными деталями.
Таким образом, выделение главного способствует большему осмысливанию темы, целеустремленности в рисовании, обогащению, дисциплинированности детской, подчас беспочвенной, фантазии, совершенствованию композиции рисунка.
Как помочь ребенку выделить главное? Как правило, это происходит в беседе, где с помощью вопросов выясняется, что будут рисовать дети. Что надо изобразить, чтобы сразу это было понятно? Как будет выглядеть в рисунке тот или иной предмет? Где лучше расположить главное изображение?
Если это пейзаж, важно выяснить, какое время года будет изображено? Что и как следует изобразить, чтобы сразу было видно -нарисована осень (зима)? Какие деревья (кусты) можно нарисовать? Какой они породы? Какой величины (ширины) будет полоса земли, неба? Где будут «расти» деревья (кусты)? Что будет изображено внизу листа (справа, слева)? Что будет посредине поляны? Как будут расположены кроны деревьев (на фоне неба, земли)? И т.п.
В системе предварительной работы очень эффективно рисование пейзажа непосредственно с натуры. В этом случае дошкольники значительно легче, с меньшим количеством ошибок, сознательнее осваивают изображение широкого пространства - земля, река, дальний берег; свободнее изображают предметы: ближние ниже на листе, дальние - выше. Приведем пример такого наблюдения-рисования с детьми 6 лет. Дети рисуют вид на Волгу с Нижегородского откоса: лужайка, на краю которой растут два больших дерева на расстоянии 6-8 метров друг от друга. Вдали от деревьев видна лента реки, теплоходы на ней, противоположный берег и неясные очертания домов, дальний лес и голубое пространство неба над линией горизонта.
Воспитатель: Дети, посмотрите, как красиво здесь. Какое голубое небо, как блестит и переливается вода на солнце. Видите: деревья, река, теплоходы на ней (пауза). Давайте попробуем нарисовать такую красивую картину. Сначала подумаем, что мы будем рисовать. Что находится ближе к нам? (Лужайка и два дерева.) Где расположены деревья? (Справа дерево высокое и немного согнулось.) А какая листва на дереве? (Зеленая, желтая, густая.) А с другой стороны какое дерево, одинаково ли оно по величине с первым? (Ниже, листва гуще.)
Какого она цвета? Широкая ли? (Широкая, синяя и теплоходы на ней.)
А что видно дальше, за берегом? (Небо голубое и немного серое.) Вот, дети, мы и нарисуем все, что видно между деревьями. Что нарисуем внизу листа? (То, что ближе к нам: траву, широкую лужайку.) Потом что будем рисовать? (Деревья и то, что видно между ними, другой берег Волги и т.д.)
Давайте подумаем, как нам лучше спланировать рисунок?
Попробуем наметить линию горизонта (тонкой линией простым карандашом). Сколько места на листе займет полоса земли, неба?
Полоса земли шире, чем полоса неба. Надо подумать, что мы изобразим на полосе земли, что у нас будет на первом плане, внизу листа? Посмотрите еще раз на этот пейзаж (лужайка). Она широкая? Наметьте карандашом. Что видим за лужайкой? (Волга.) Наметьте ширину полосы-ленты реки. А за Волгой - другой, песчаный берег и видна линия горизонта. Вот мы с вами наметили главные планы в рисунке.
А теперь подумайте и наметьте, где вы изобразите деревья?
Мы взяли с вами цветные восковые мелки и карандаши. Сами решите, чем вы будете рисовать.
Рисование пейзажа с натуры помогает детям воспринимать пространство земли, неба, взаимное расположение отдельных объектов и способ адекватного построения изображения (намечая сначала линию горизонта, затем планы, изображение отдельных предметов).
На начальных этапах обучения можно изображать более простые: одно- и двухплановые пейзажи.
Если дети изображают событие из жизни или сюжет литературного произведения, то ребенку надо понять основное действие,
основную мысль. Произведение читается заранее. Без понимания и чувства слова (сравнений, эпитетов и пр.) трудно вызвать образ в представлении дошкольников. (Про что рассказывается в сказке «Гуси-лебеди»? Почему вы сразу почувствовали, что Машенька смелая девочка, как про это в сказке говорится? И т. п.)
Для изобразительной деятельности важно перевести слуховой образ в зрительный. Ребенку надо помочь зрительно представить будущий рисунок. При предварительном формировании индивидуальных замыслов можно спросить: «Про что вы хотите нарисовать? Какую картинку, эпизод можно изобразить? А что надо нарисовать, чтобы сразу можно было узнать, что Машенька просит яблоню спрятать ее от гусей? Что здесь самое главное, без чего картинка будет непонятна? А где вы нарисуете Машеньку, а яблоню? А во что будет одета Машенька? В какой сарафан ее можно нарядить? Подумайте, как ее надо нарисовать, чтобы сразу было видно, она уговаривает, просит яблоньку...» и т.д. В старших группах детям можно предлагать для рисования один определенный эпизод из сказки. (Как Колобок с зайчиком встретился.)
По мере развития изобразительных умений и творчества предлагается любой эпизод на выбор. Чем больше возможностей для выбора, тем большая самостоятельность и творчество требуются от детей.
Предварительное чтение и беседы с отдельными детьми или с подгруппами очень важны, так же как и просмотры иллюстраций разных художников с анализом главных персонажей, пространственного расположения предметов и персонажей, изображения действий, передающих чувства и переживания героев.
Сюжетно-тематическое рисование представляет большие возможности для детского творчества. Чем более творческий характер оно носит (в соответствии с задачами), тем больший акцент делается на предварительную работу.