Народные промыслы: творческое обучение в процессе уроков ИЗО в младших классах на примере Берестяного промысла. Научить творчеству – такое возможно? Можно ли научить творчеству обществознание

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Людей, активно ищущих вдохновение, часто посещает вопрос: можно ли научиться быть креативным? Порой, с завистью глядя на великих художников, музыкантов или предпринимателей, мы думаем, что их талант врожденный, а они принадлежат к малочисленной касте избранных. Нам, простым смертным, остается только восхищаться, глядя на их великие работы или оценивая достижения.

Тенденция образовательного процесса в последние годы

Тем не менее, ученые предлагают внести коррективы в общеобразовательный процесс. Существует слишком много предпосылок для изучения творческих дисциплин, начиная с детских садов, заканчивая университетами. И это несмотря на то, что секрет разгадки творческого гения по-прежнему остается неуловимым. Результаты исследований констатируют: творческую искру можно разжечь даже в зрелом возрасте. Ну а если начать обучение с малых лет, тогда можно добиться поистине грандиозных успехов. В некоторых местах обучение творчеству как дисциплина получило академический статус.

Время перемен

Специалисты, работающие в сфере образования, говорят об однобокости школьной системы. Приоритеты обучения расставлены, а школьники получают базовые знания по основным и дополнительным предметам. Школа не в состоянии развивать творческие способности учащихся.

Специалисты утверждают, что нынешняя школьная система основана на принципе подавления талантов детей. Если от выпускников требуется только лишь хороший средний бал по результатам тестирования, их мышление самопроизвольно стандартизируется. Но ведь стандартное мышление - это враг креатива. Получается, нынешние дети привыкли мыслить по шаблону и совсем не знают, как подходить к процессам нестандартно.

Действительно ли творчество сдерживается?

Доказательства того, что школа сдерживает тягу к творчеству у детей, противоречивы. Ученые Университета Кливленда наблюдали за группами детских садов, начиная с 80-х годов прошлого столетия, и выяснили: дети, изучающие 2-3 предмета в день в игровой форме, получают больше творческих навыков. Выходит, креативность в детстве формируется с помощью кукол и игрушек.

Данные тестов на творческое мышление

Этот широкомасштабный эксперимент длился целых 23 года. Сначала ученые проводили тесты творческого мышления в детских садах, а через некоторое время аналогичные исследования с этими же детьми, уже ставшими школьниками. Детям были предложены различные задания, среди которых было такое: необходимо было придумать альтернативное использование различных предметов (например, книги или жестяной банки). Результаты нынешних школьников неутешительные. Их средние баллы за тест на творческое мышление на порядок ниже результатов детей, обучавшихся в 90-е годы.

Неутешительное заключение

Когда ребенок становится школьником, он попадает в формальную обстановку. Учителя младших классов, логопеды и психологи следят за тем, чтобы ребенок поскорее утратил тягу к играм и перестроился на новые образовательные рельсы. Считается, что если ребенок скучает по детскому саду и по играм, значит, он еще недостаточно готов к школе психологически. В этом и кроется беда школьной программы.

Страх несоответствия

Чем старше становится ребенок, тем более трепетно он относится к тому, чтобы быть как все и знать ровно столько, сколько от него требуется. У детей вырабатывается страх несоответствия. Если же среди общей массы учащихся находятся такие смельчаки, которые не боятся показаться не такими, как все, в дальнейшем они добиваются больших успехов на творческом поприще.

Это установили сотрудники Университета Итака, штат Нью-Йорк. Они просили некоторых школьников из числа участников намеренно не соответствовать общей массе своих сверстников. Другие добровольцы должны были, напротив, соблюдать точное соответствие. В дальнейшем ученикам, отразившим свою уникальную индивидуальность, было гораздо проще искать вдохновение и разжигать в себе творческую искру.

Ученые бьют тревогу

Американские эксперты говорят о том, что повышение творческих навыков учащихся - это злободневный вопрос. К сожалению, школа воспринимает подобные занятия как роскошь. Однако ученые непреклонны: экономика процветает только там, где процветает и творчество. За примерами далеко ходить не надо, взять хоть упадок автомобильной промышленности в Детройте.

В настоящее время в США функционирует Международный центр исследований в области творчества, который стал первым подобным университетским департаментом в мире. Сотрудники департамента экспериментируют с методами, провоцирующими творческое мышление. Наиболее популярным методом считается мозговой штурм. Ученые также пришли к выводу, что от творческих занятий будет намного больше отдачи, если их начинать еще в школьном возрасте.

Повышение творческого потенциала школьников и студентов

Как мы выяснили, повышение креативного потенциала людей, целесообразнее проводить в условиях общеобразовательной программы. Так, во многих университетах по всему миру сейчас уже открыты различные творческие курсы.

Четыре этапа обучения

Обучение творческому процессу проходит в четыре этапа: уточнение, формирование идеи, разработка и реализация. Начальный этап отвечает за создание необходимых предпосылок для возникновения идей. В стадии формирования идеи участники ищут все возможные варианты. На этапе разработки студенты получают уверенность в том, что их идея является практичной. На заключительном этапе они должны убедить в практичности своей идеи и окружающих.

Мозговой штурм

Более всего инновационное мышление способен развить этап под названием «формирование идеи». Именно на этой стадии принято проводить так называемые мозговые штурмы. Обычно наш мозг не находится в аналитическом состоянии, он сосредотачивается на одном решении и игнорирует другие варианты. Техника мозгового штурма способна реализовать весь потенциал интеллекта человека. Студенты, которые проводят необычные параллели между решениями, а также выискивают различные взаимосвязи, таким образом находят креативную идею.

Способность к творчеству - отнюдь не врожденное качество, присущее немногим счастливчикам. Все мы можем стать более творческими людьми.

Как можно отнять один от девяти и получить десять? Задача, кажется, не сложная: если отнимать отрицательную единицу, результат будет тот же, что и при сложении. А есть ли у вас другие варианты? Возможно, что и нет. А вот как на этот вопрос отвечают ребята, явно обладающие творческим потенциалом: “Римскими цифрами девять пишется как IX, поэтому если отнять I (единицу), получится X, римская цифра десять или если написать девять по-английски – NINE – и убрать вторую букву I (похожую на единицу), то останется NNE – в этом слове десять прямых линий”. Как, кажется, все легко и просто, но ведь до этого нужно было додуматься!

Каждый раз со своими новыми учениками я провожу творческий тренинг. Цель его – выяснить уровень их творческого воображения (I уровень – начальный: называются готовые, существующие в природе материалы и явления; II уровень – средний: называются предметы и явления, которые подвергались воздействию человека; III уровень– высокий: он основан на образном восприятии и максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению). Итак, наша задача: за 3 минуты нужно придумать не менее 5 предметов и явлений, которым соответствовали бы 3 определения: круглый, красный, кислый. Высокому уровню творческого воображения, например, соответствует такой ответ: красный мяч, облитый лимонной кислотой.

Зачем я определяю при знакомстве с ребятами их творческий уровень? Во-первых, потому, что невозможно понять психологию человека, не поняв, каковы его творческие способности. Во-вторых, потому, что творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.

Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое “Я”. Часто мы считаем, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. “ Но как показывает практика, - говорит психолог О. Дьяченко, - такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности”.

Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (от латинского creare “творить, создавать”). Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего “Я”.

Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.

А что следует понимать под “творчеством”? Мы говорим: “Это творчество”, если человек сделал нечто такое, что можно назвать необычным, но в то же время значимым и полезным. А значимым и полезным для кого? Для окружающих? Для себя? Я знаю некоторых ребят, которые пишут прекрасные стихи “в стол” Так что “нужность” и “полезность” - критерии весьма относительные, как, кстати, и само понятие творчества.

Существует поэтическое определение творчества, которое, несомненно, само по себе можно назвать творческим. Вот оно: “Творчество – это несогласованная гармония, прогнозируемое потрясение, привычные откровения, знакомый сюрприз, щедрый эгоизм, уверенное сомнение, непоследовательное упорство, жизненно важный пустяк, дисциплинированная свобода, пьянящее постоянство, повторяющееся начинание, тяжелая радость, предсказуемая рулетка, эфемерная твердость, одинаковое разнообразие, требовательное потакание, ожидание неожиданного, привычное удивление” (Принц Дж.М. Практика творчества. - Нью-Йорк, 1970) Наверно, к определению творчества необходимо добавить еще такое условие: творческий человек непременно должен регулярно решать творческие задачи и создавать продукты творчества.

На уроке литературы, например, я рассказываю учащимся известную многим басню о старом уродливом ростовщике, который обманным путем хотел взять себе в жены прекрасную дочь купца, задолжавшего ему огромную сумму денег. Ростовщик сказал, что положит в мешок один черный и один белый камень, а девушка должна будет вытащить один из них. Если камень окажется черным, она станет женой ростовщика, а ее отцу будет прощен весь долг; если же белым, то она останется с отцом, а ему долг все равно простится. Если же она откажется вытаскивать камень, ее отец будет брошен в тюрьму, а ей самой придется голодать.

Ростовщик положил в мешок два черных камня, а затем предложил девушке (которая успела заметить его манипуляции) вытянуть камень и тем самым решить свою участь и участь отца.

“Что бы вы сделали на месте девушки?” - такое задание получают ребята после прослушивания, но с условием: решение должно быть необычным и единственно правильным для девушки. Если “включается” воображение у ребят, то вариантов ответа великое множество. Практика показывает, что подобные задания помогают развивать творческое мышление.

Возможно, вы слышали анекдот об одноклассниках, которые встретились через много лет после окончания школы. После того, как они поговорили обо всем и обо всех, один из них спросил приятеля, есть у него дети. В ответ тот печально ответил: “Да, один жив, а другой женат”. Слушатель ожидает услышать “один жив, а другой мёртв””, и неожиданное сочетание “жив и женат”, являясь “изюминкой” этой шутки, часто вызывает невольный смех. Неожиданные сочетания способствуют созданию хороших шуток и творческих идей. Поэтому этот прием или вид творческого задания я тоже использую на уроках, например, при знакомстве учащихся с оксюмороном (в переводе с греческого – “остроумно-глупое”). Они не только находят в тексте этот особый вид антитезы, но и сами соединяют те или иные контрастные величины, создавая новое, довольно оригинальное понятие.

Человеческое мышление не обходится без аналогий. Мы используем их, чтобы понять мир. Они помогают нам понять новое, соотнося его с уже известным; они позволяют связывать мысли; они являются основой творческого мышления. Чтобы использовать аналогии творчески, можно начать с тренировки в их придумывании, раскрытии уже существующих, изменении широко известных - или же заняться обратным процессом и искать вместо сходств различия. Хороший материал для подобных творческих заданий мы находим, например, при работе над темой “Лишние люди” в русской литературе”.

Говоря о творчестве, мы имеем в виду то, что рождается свободно, по внутреннему побуждению, из индивидуальности и взрослого, и ребенка. Поэтому многие считают, что творчеству учить нельзя. Но ведь и не учить нельзя! Не учит творчеству последовательный приверженец “академического” подхода в педагогике. Он учит лишь навыкам, и ребенок теряет интерес к предмету, в котором ему самому “нет места”. Не учит творчеству и последовательный представитель свободного воспитания. Он лишь создает условия, чтобы ребенок с удовольствием осуществлял свою возрастную склонность к тому или иному виду деятельности. Но меняется возраст, и спонтанному творчеству приходит конец. “Учить творчеству” нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось – необходимо. Можно и нужно давать на уроках и во внеурочное время такие задания, благодаря которым ученик понимает, что значит быть автором художественного произведения, приобретает опыт “бывания в авторской позиции” (М.Бахтин). А задавая тему и средства работы, мы создаем те “предлагаемые обстоятельства”, в которых развернется собственное творчество ребенка.

Может быть, в результате такой работы в душе ребенка откроется внутренний источник творческих замыслов, и он будет порождать их уже независимо от каких-либо заданий. Его творческое мышление будет развиваться интенсивно и, возможно, в дальнейшем творчество станет основой его профессиональной деятельности. А остальные научатся, воспринимая, например, произведения искусства, постигать мысль и чувство автора, которые он воплотил в выразительных словах, звуках и формах, потому что сами в школе приобрели подобный опыт, работая над творческими заданиями. Ведь именно они ставят ребенка в позицию творца, подводят к той черте, за которой может начаться порождение собственных творческих замыслов.

В заключение следует сказать, что внутренняя мотивация является одним из мощнейших двигателей творчества. Для того чтобы человек стремился к творчеству, необходимо, чтобы окружающая среда подпитывала его внутреннюю мотивацию.

ФОТО Getty Images

«Прежде всего, креативность – это процесс рождения оригинальных идей, которые имеют ценность. Это именно процесс, а не событие, случившееся в одночасье. Оригинальные идеи редко возникают случайно (хотя и такое бывает). Как правило, приходится потратить немало времени и усилий, прежде чем удастся решить сложную проблему. Затем это решение нужно воплотить в жизнь, причем конечный результат может сильно отличаться от первоначальной идеи.

Во-вторых, креативное мышление – это оригинальное мышление. Совсем необязательно придумывать что-то новое для всего мира, мысль должна быть оригинальной для вас самих и, возможно, для вашего круга. Иногда случаются открытия, которые полностью меняют взгляд людей на окружающий мир, но это не обязательное условие креативности.

В-третьих, в любом творческом процессе нам приходится оценивать и критиковать свои труды для того, чтобы достичь «идеала». Если вы пишете поэму, разрабатываете дизайн или планируете речь, совершенно естественно при взгляде на свою работу чувствовать, что «это немного не то, что я задумывал» или «я не уверен, что хорошо справился с этим». Мы постоянно оцениваем, что-то меняем, ведь творчество – это не самопроизвольный процесс, у которого есть начало и конец. Часто все начинается с мозговых штурмов, теорий и гипотез, а затем следует неустанная работа, попытки снова и снова сделать все как надо.

Существует мнение, что креативность нельзя оценить. Однако если вернуться к определению, ключевые понятия креативности – оригинальность и ценность. В любой области можно определить критерии оригинальности, а также подумать, какие идеи могут считаться ценными. Как вы, например, оцените работу по математике? Можно поинтересоваться мнением людей, которые разбираются в этой области и могут судить, насколько работа оригинальна. Но помните о том, что нельзя оценивать детский рисунок и олимпийского чемпиона одинаковыми мерками.

Другим мифом является то, что креативности нельзя научить. На самом деле, когда люди так говорят, они основываются на очень узком представлении о том, что же такое преподавание. Да, обучать креативности совсем не то же самое, что учить водить машину. Нельзя научить быть креативным посредством прямых указаний: «Просто делай то, что делаю я, и ты сразу станешь креативнее». В любой области существуют техники и методики, которыми необходимо овладеть. Но преподавание – это гораздо больше, чем просто инструкции. Учить – значит открывать новые возможности, вдохновлять, наставлять и поддерживать. Одаренные учителя помогают людям открыть их творческие таланты, взрастить их и в результате стать более креативными.

Можно быть креативным в любой области. Люди часто говорят: «Я совершенно не творческий человек», имея в виду только то, что они далеки от искусства. Они не играют ни на каких инструментах, не рисуют, не выходят на театральную сцену и не танцуют. Мы забываем, что можно быть творческим математиком, творческим химиком или творческим шеф-поваром. Все, в чем участвует человеческий интеллект, является тем полем, на котором возможны творческие достижения».

Сэр Кен Робинсон (Ken Robinson) – британский писатель, мотивационный спикер и эксперт с мировым именем в области образования, развития творческих способностей и инновационного мышления. Один из вдохновителей и организаторов программ позитивного образования, основанных на идеях позитивной психологии.

Можно ли научить творчеству?

« Дети должны жить в мире красоты,

Игры, сказки, музыки, рисунка,

Фантазии, творчества.»

В.А. Сухомлинский.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования - это умелое руководство со стороны взрослых.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, не доучили, не доразвили Нельзя упускать такой благодатной, с точки зрения развития, разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его мира. Пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробудившемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому. Многому другому, чему мы взрослые, разучились радоваться.

Предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания. Но мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить с ней детскую душу, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них - это и есть сама жизнь их души.

Важно пробудить постоянную потребность в общении с музыкой творческую активность.

Творческие задания.

У детей, как правило, существует потребность в самореализации - как у способных к музыке, так и у не столь одаренных. Но желающих приобщиться к творчеству.

На занятиях используются различные творческие задания, развивающие непосредственные навыки, предлагаются творческие задания для развития пластической выразительности образа, задания для развития речевой интонационной выразительности, творчества в движениях, пантомимике и театрально - игровой деятельности.

  • Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности

Упражнение-игра « У зеркала»

1. Нахмуриться, как

А) король;

Б) ребенок, у которого отняли игрушку

2. Улыбнуться, как

А) кот на солнце;

Б) мать младенцу;

В) вежливый японец

3. Сесть, как

А) пчела на цветок

Б) обиженная собачка

В) наказанный Буратино;

Г) обезьяна, изображающая нас

  • Превращения

(Для развития у ребенка выразительности и воображения при передачи различных эмоциональных состояний можно использовать лаконичные игровые упражнения)

« Два клоуна» Д.Б.Кабалевского

Изобразить следующую ситуацию: два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами не замечая друг друга

Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им немножко грустно; они сидят на полу и качают головами.

Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова жонглируют. Теперь они бросают кольца друг другу.

«Новая кукла» П.И. Чайковского.

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывает всем желанный подарок, прижимает ее к себе и снова кружится.

  • Игровые задания для развития пластической выразительности при создания образа

(Важно, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику)

  1. Детям необходимо пройти по камешкам через ручей
  2. (от лица любого персонажа. Сказки, рассказа, мультфильма по их выбору)
  1. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрадываться к спящему зверю (зайцу. Медведю. Волку)
  2. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.
  • Задания для речевой интонационной выразительности

Предложить детям произнести фразы

«радуга появилась»

«солнышко встало»

«у меня зазвонил телефон»

По-разному.

Затем повторить эти варианты, но без слов, обращая внимание на то, что слова исчезли, но мелодика произношения фразы:

То восторженная,

То удивленная

То горестная

То сердитая - осталась.

Когда все варианты произношения текста исчерпаны, можно предложить пропеть. фразы самыми разнообразными голосами и способами:

Напевно

Отрывисто

С легким звуком и т. д.

  • Творческие упражнения при восприятии музыки.

«Какую линию выбрать?»

При звучании музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии, например:

плавные, волнообразные - под медленную и спокойную;

прямые, изогнутые - под решительную

прерывные - под легкую отрывистую музыку

Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

«Волшебная картинка»

Для работы потребуется:

акварельные краски или гуашь, кисть, промокательная бумага (белая) палитра (можно использовать кафельную плитку)

При прослушивании музыкальнаго произведения, найти краску, созвучную настроению в данный момент, и методом набрызга капнуть ее на палитру.

Во время прослушивания настроения, а следовательно

и краски, могут меняться несколько раз.

По окончанию прослушивания предложить детям аккуратно положить промокательную бумагу на палитру. Краски сольются, и появится цветовая гамма, соответствующая ощущению каждого ребенка.

  • Творческие задания на развитие воображения

« Волшебник»

В качестве музыкального материала использовать музыку П.И. Чайковского «Спящая красавица»

После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабас предложить шаблоны «волшебниц». Дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебницу.

Целесообразности сделать выставку детских рисунков и отметить старание детей.

« Танец»

(психологический тренинг - танцевальная психотерапия)

Ребенку предлагается в танце выразить какой-нибудь образ придуманный им самим или предложенный.

Главное правило подбора тем:

идти от простого образа к сложному, от одушевленного к неодушевленному

Например: станцуй «бабочку», «кошку», «лошадку», «Цветок», и т. д.

Чтобы дети могли проявить свои дарования, нужно умелое руководство со стороны взрослых, которые должны быть всегда в «форме», уметь в нужный момент вызвать в себе эмоциональный подъем и передать его детям.

«Кто испытал наслождение творчества, для того уже все другие наслождения не существуют.»

А.П. Чехов.

«Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта - нет творчества.»

Д.Д. Шостакович.

«Творить искусство может лишь избранник.

Любить искусство - всякий человек»

Жюльен Грюн.

«Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.»

П.И. Чайковский.


Можно ли обучить творчеству?

Если творчество зависит от культуры и образования человека, то можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как определить творчество. Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более "творчески" решать головоломки или зондировать научные и философские вопросы более глубоко, чем раньше, - но трудно доказать эмпирически, что путем одного только обучения из случайно выбранного человека можно получить таких как Де Квинси, Ван Гог, Логфелло, Эйнштейн, Павлов, Пикассо, Дикинсон или Фрейд.

Гайес (Hayes, 1978) полагал, что творчество можно расширить следующими средствами:

Развитие базы знаний.

Сильная подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает творческой личности больший запас информации, из которой вырабатывается ее талант. Все вышеперечисленные творческие люди потратили многие годы, собирая информацию и совершенствуя свои базовые навыки. Изучая творческих художников и ученых, Энни Ро (Anne Roe, 1946, 1953) обнаружила, что среди группы людей, которых она изучала, единственной общей чертой было желание работать необычно усердно. Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдохновило его на развитие общей теории тяготения, оно ударило по объекту, наполненному информацией.

Создание правильной атмосферы для творчества.

Какое-то время назад в моду вошел прием "мозгового штурма". Суть его в том, что группа людей генерирует как можно больше идей, не высказывая критики в адрес других членов. Этот прием не только позволяет генерировать большое количество идей или решений проблемы, его также можно использовать на индивидуальной основе с целью облегчить развитие творческой идеи. Зачастую генерировать необычные решения нам мешают другие люди или наша собственная ограниченность.

Поиск аналогий.

Как показали некоторые исследования, люди не распознают ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение которой они уже знают (см. Hayes and Simon, 1976; Hinsley, Hayes, and Simon, 1977). Пытаясь сформулировать творческое решение задачи, важно вспомнить аналогичные задачи, с которыми вы возможно уже встречались.

Обучение может приводить к улучшению показателей при стандартном измерении творчества, но неизвестно, помогает ли такой опыт продуцировать тип деятельности, свойственный тем людям, которых обычно считают "творческими".

Рассказать друзьям