Омские министры написали большой этнографический диктант. Корреспондент тюменской «Комсомолки» проверил свои знания на этнографическом диктанте Спят в Симферополе в могиле братской

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

III Международный конгресс традиционной художественной культуры, завершившийся накануне в окружной столице, - не только обмен опытом ученых и художников, это решение волнующих вопросов, наметки будущих дел.

Китайские сувениры из России

Один из таких вопросов - создание инфраструктуры сбыта изделий промыслов, а также борьба с контрафактом. «К сожалению, часть четвертая Гражданского кодекса, призванная урегулировать оборот прав интеллектуальной собственности на произведения науки, литературы и искусства, сегодня исключает произведения народного художественного творчества из числа объектов авторского права и, соответственно, делает невозможным применение к нему института смежных прав. По-моему, это - серьезное упущение законодателя. И одна из задач Конгресса - выработать консолидированное мнение и практические рекомендации по решению этой проблемы, - рассказал действительный гос. советник РФ 3 класса, доцент Юрий Бундин .

Сегодня рынок сувениров наводнен дешевыми китайскими подделками, которые могут быть в 6(!) раз дешевле оригинала. Но нашим мастерам особенно обидно, что их в качестве сувенира из России покупают иностранные туристы.

Фото: пресс-служба владимирской администрации

Участники Конгресса решили предложить минкультуры РФ ускорить ратификацию конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, а субъектам страны рекомендуют принять аналогичные региональные законы по примеру Татарстана. Таким образом, вопросы народной художественной культуры повысятся до уровня государственной политики РФ.

Второй блок мер, которые, по мнению участников конгресса, необходимо принять правительству страны и субъектам РФ, - это всесторонняя поддержка и популяризация традиционных промыслов и культуры. В резолюцию вошло предложение о ежегодном проведении праздника народных мастеров, региональных конкурсов, научно-практических конференций и выставок. Доктор искусствоведения и профессор Кабардино-Балкарского университета города Нальчик Борис Мальбахов считает, что необходимо регулярно проводить практические работы по возрождению художественных промыслов, выявлять народных мастеров и привлекать их в качестве работников системных предприятий художественных промыслов, содействовать совершенствованию системы подготовки кадров для таких предприятий.

«В советское время художественным промыслам уделялось большое внимание. В то время все туристы брали на память местные сувениры. Чтобы возродить это, необходимы инвестиции», - считает Борис Хасанович.

Загадки артефактов

На конгрессе Югра поделилась опытом в области сохранения традиционной культуры с другими регионами и странами. Мастера округа по крупицам возрождают забытые ремесла, но до сих пор не все секреты древних технологий ими раскрыты.

Более 20 художников и мастеров представили авторские работы на выставке «Керамика - источник открытий». Экспозиция работает в Доме-музее народного художника СССР В. Игошева в Ханты-Мансийске, до 26 ноября.

«Я использовала технику папье-маше, а материал - бумага, клей ПВА, пеньковая нить, растительные материалы - трава, ветки, - рассказывает художник-конструктор Центра народных художественных промыслов и ремесел Инесса Скрябина. - Моя научно-исследовательская работа - в воссоздании технологии бронзового века. Для этого готовила глину с добавками, она несколько месяцев отлеживалась. А рисунки на сосудах - из археологических находок».

Мастерицы из Кондинского района Светлана и Екатерина Лебедевы показали, как древние жители Югры наносили узор на керамические сосуды. Мать и дочь провели мастер-класс на древних турнетках - специальных крутящихся деревянных пеньках, обтянутых кожей.

Екатерина Лебедева добавляет шерсть в глину для вязкости и пластичности, а при обжиге проявляется интересный цвет на сосуде. Идеи она тоже черпает из археологических находок со стоянок, на которых раньше находились поселения. Это - Чилимка, Малый Атлым, Барсова гора, Ендырь, Хулюм-сунт, Низямы и Лучкино.

«Атлымская керамика мало изучена, особенно в нашем районе. Штампы на керамике были сделаны до того аккуратно, что даже современные люди не могут этого повторить. Как в то время, когда не было техники, изготавливалась такая керамика? Аккуратно, ровно, без линеек и карандашей, без единого изъяна! - размышляет Екатерина. - Либо у тех народов был хорошо развит глазомер, либо имелись какие-то приспособления. И еще - на керамике орнаменты никогда просто так не ляпали. Они все имели своё место. Каждый крестик и каждая полосочка что-то значили».

Как не раствориться

Мастер урайского филиала Центра ремесел «Школа-мастерская народных промыслов» Галина Тарасова показывает коллекцию табакерок из бересты. По сути, табакерка сейчас вещь никому не нужная - табак не употребляют. На вопрос «зачем» уже заготовлен ответ - дело в хитроумных замках на табакерках. Конечно, им не сравниться с современными кодовыми замками и сейфами, но выполнены они без клея и прочих скрепляющих материалов, что говорит о тогдашней ловкости и изобретательности.

Ее коллега Екатерина Смирнова говорит о способе реконструкции и репликации мужского и женского костюма купеческого сословия городов Сургут, Мангазея и Берёзово. Швы на работе выполнялись вручную, не используя швейной машинки, и ткани подбираются подобные тем, что нашли на территории этих городов.

Главный хранитель Межпоселенческого центра национальных промыслов и ремесел Марина Айпина провела мастер-класс по плетению циновок. Сотрудники этого учреждения возродили старинное ремесло аганских ханты.

«Раньше жили в чумах, и, чтобы пол был теплый, на него сначала клали траву, затем циновки, а сверху - оленьи шкуры, - рассказала Марина Айпина. - Это помогало сохранять тепло в жилище. Сегодня в центре заказывают циновки, чтобы украсить интерьер, или в подарок близким».

Воспитатели детского сада «Теремок» Татьяна Волкова и Марина Жилякова пришли на конгресс, чтобы познакомиться с технологиями народных ремесел.

«Сегодня мы пробовали рисовать, плели циновки, делали куклы, - поделилась впечатлениями Марина Жилякова. - Будем учить наших воспитанников. Нужно знать наши традиции, помнить, как жили наши предки, как они создавали уют».

По мнению профессора Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова Марии Майстровской, Югра трепетно относится к возрождению традиционных народных промыслов и ремесел.

«Самое важное в эпоху глобализации, в которой мы живем, - не утратить себя и не раствориться в этом огромном безбрежном море среднестатистического человечества, - подчеркнула Мария Майстровская. - И именно в традиционной художественной культуре человек может черпать свою самобытность и неповторимость. У вас в Югре это делают с успехом».

Фото: / Евгений Зиновьев

Особое мнение

Председатель Ассамблеи коренных малочисленных народов Севера Еремей
Айпин: «Хочу несколько слов сказать о Мастерах. Вспомнил историю о «великом охотнике Бахтиярове». Вот видит он красиво построенный дом и говорит: «Мастер!» - высшая оценка у него была такая. Встретил охотника - «Мастер!». Встретил красивую женщину в красивом платье - «Мастер!». А почему великий охотник? Периодически он вырезал на деревьях «здесь охотник убил лося», «здесь охотник добыл росомаху». Но зачем? Он ведь всего этого не делал. А затем, чтобы другой охотник, идя по следу Бахтиярова, видел, что лося уже нет, и уходил. Пусть лось живет, преумножается. И вот, когда я встречаюсь с хорошими исследователями, учеными, я всегда вспоминаю Бахтиярова. Желаю вам, чтобы вы были Мастерами, и чтоб каждое ваше слово, которое вы оставите в душе наших жителей округа, преумножало наше ощущение прекрасного».

Под таким девизом в этом году в нашей стране проходила международная культурно-просветительская акция «Большой этнографический диктант», приуроченная к государственному празднику – День народного единства. Как и в прошлом году, когда она проводилась впервые по инициативе Федерального агентства по делам национальностей и Министерства национальной политики Удмуртии, акция охватила все 85 регионов РФ, а также страны ближнего зарубежья.

Участником проекта мог стать любой желающий, владеющий русским языком, независимо от гражданства, уровня образования, социальной принадлежности и вероисповедания. Более двух тысяч площадок по всей России и в республиках СНГ были организованы для желающих проверить свою эрудицию в области истории и культуры России, населяющих ее многочисленных народностей. Кроме того, было предусмотрено онлайн-тестирование на сайте Большого этнографического диктанта www.miretno.ru.

В Калмыкии организаторами мероприятия были Министерство культуры и туризма республики совместно с Министерством образования и науки РК и Калмыцким госуниверситетом им. Б. Б. Городовикова. Диктант проводился в Элисте одновременно на семи площадках — Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана, Нацмузей РК им. Н. Н. Пальмова, Элистинский колледж искусств им. П. О. Чонкушова, Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования, Элистинский политехнический колледж, Институт калмыцкой филологии и востоковедения, гуманитарный факультет, факультет педагогического образования и биологии КалмГУ.

На одной из них, в большом читальном зале Национальной библиотеки РК, около 10 часов утра появился Глава Калмыкии Алексей Орлов, впервые решивший принять участие в написании этнографического диктанта в очной форме вместе со своими земляками. В их числе оказался и корреспондент «Степных вестей», также дебютировавшая на всероссийском экзамене по этнографии.

По словам главы региона, организуемые на протяжении последних нескольких лет такого рода диктанты — это не просто образовательное мероприятие, а одна из форм участия людей в процессе воспитания гражданского самосознания, осознания принадлежности всех нас, жителей многонационального и многоконфессионального государства, к одной общности – российскому народу. Для Калмыкии же, национальной республики в составе Российской Федерации, этнографический диктант, тематика его вопросов имеет особое значение, отметил Алексей Орлов. Он выразил уверенность в том, что большинство граждан напишут его на «отлично», и цель акции будет достигнута: россияне почувствуют, что они – часть большой общей Родины.

После столь ободряющего напутствия участники акции приступили к волнительной процедуре написания диктанта. Мне тоже, признаться, было довольно непривычно оказаться, как когда-то в школьные и студенческие годы, на письменном экзамене. И пусть от него не зависела судьба аттестата или диплома, но все равно не покидало чувство какой-то особой торжественности момента и важности происходящего.

Задания диктанта состояли из 30-ти пунктов, тематика которых включала как общефедеральные, так и региональные вопросы. Ответить на них необходимо было в течение 45 минут. Вместе с листком для ответов каждый экзаменуемый получил «черновик» — бланк самоконтроля, куда мог заносить предварительные результаты своих раздумий. Общая сумма баллов, которые можно набрать за выполнение всех заданий – 30, по одному баллу за каждый верный ответ.

Получив все необходимые разъяснения, участники диктанта приступили к выполнению заданий. А они, следует заметить, оказались не из легких. К примеру, для меня, у которой по истории и обществознанию всегда были пятерки, не составило труда ответить на вопросы с упоминанием исторических дат и событий в жизни России. Вместе с тем вопросы, связанные с биографиями выдающихся личностей в истории нашего государства, а также по краеведению и культурологического свойства меня по-настоящему озадачили.

В частности, как вам такое задание: «Назовите известный народный промысел, в котором работала Мария Алексеевна Сычева (Угловская) – первая женщина, посвященная в секрет нанесения рисунков из специального сплава по металлу»? Нужно было выбрать один из четырех вариантов ответов: а) дымковская игрушка; б) художественная резьба по кости; в) великоустюжское чернение по серебру; г) напайная филигрань. Я выбрала ответ «г». Потом, уже дома проверив себя по Википедии, узнала, что мой ответ неверный.

И таких неправильных ответов у меня набралось 5. Это – по моим прикидкам. Тут же подумалось: интересно, а Глава Калмыкии как написал диктант? Примечательно, что Алексей Маратович с ответами уложился менее чем в 30 минут. Спустя пару минут после него свой бланк с ответами сдал мой «сосед по парте» отец Антоний, молодой священнослужитель Элистинской и Калмыцкой епархии. Кстати, я получила от него подсказку на вопрос о том, из какого из древних городов современного Крыма началась христианизация Руси. Его ответ – Корсунь (бывший Херсонес) оказался верным.

Окончательную оценку моим этнографическим познаниям я смогу узнать в срок до 12 декабря по присвоенному мне идентификационному номеру на сайте проекта, где будут опубликованы правильные ответы на задания и разбор типичных ошибок. А в целом, по задумке организаторов, по результатам всероссийской проверки знаний в регионах будут сформулированы рекомендации по внесению изменений в учебные программы по этнографии.

Фото пресс-службы Главы РК

Этнографический диктант: какие вопросы оказались самыми сложными для казанцев

Хорошо ли вы знаете культуру родной страны? А региона? Эти знания можно было проверить, написав Большой этнографический диктант. В этом году его «сдают» жители 85 регионов России и 11 стран ближнего зарубежья. Мы спросили, ради чего люди в рабочий день готовы сесть за парту и отвечать на вопросы о народах страны

Проверить свою этнографическую грамотность в Казани в этом году можно было на двух площадках: в Доме дружбы народов РТ и в Казанском федеральном университете. В районах республики для желающих присоединиться к культурно-просветительской акции организовали 20 площадок.


При входе на диктант всем раздали идентификационные номера, по которым можно узнать свои результаты. В 10 часов волонтеры раздали бланки с вопросами. На диктант это мало похоже, а скорее на ЕГЭ, только без звенящих рамок, контролеров и отобранных телефонов. Но пользоваться «шпаргалками» и гуглить ответы в интернете организаторы все же не советовали, ведь диктант - это проверка знаний, а иначе какой в этом смысл?

Может быть, потому, что акция проходила в рабочий день, желающих написать диктант набралось немного. Площадка Дома дружбы народов была заполнена лишь наполовину.

Мы пришли писать обыкновенный диктант на знание русского языка, пришли и обнаружили, что пишем этнографический тест, - говорит перед диктантом Фания Габитова . - Теперь мы вынуждены собрать все свои знания, сконцентрироваться и вспомнить все, что знаем о народах нашей страны. Но мы всегда надеемся на хорошие результаты. Наверное, будут вопросы о традициях, этносе народа, возможно, о языковой культуре, танцах, кухне, мы к ним готовы.

В предположениях участница акции не ошиблась. Диктант состоял из 30 тестовых вопросов. 20 вопросов одинаковые для всей России и стран ближнего зарубежья, а 10 составлены с учетом региональной специфики. В Татарстане это были вопросы о татарской культуре, истории, обычаях и выдающихся людях. К примеру, вопрос о татарском поэте, герое СССР, родившемся в Оренбургской области. В прошлом году все вопросы были общефедеральными.


Участниками диктанта могли стать жители России и зарубежных стран, владеющие русским языком, независимо от образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства. Главное - быть старше 15 лет.

Цифра

30 - максимальная сумма баллов, которые можно набрать за правильное выполнение всех заданий в этом году (по одному баллу за каждый правильный ответ).

45 минут дается на написание Большого этнографического диктанта.

Оценок не ставят - можно отлично знать историю и географию, но не представлять, зачем татарским женщинам нагрудник изю или как называется праздник кряшен, отмечаемый в день памяти апостолов Петра и Павла.

В текстах вопросов была полезная информация и история о других схожих народах. Например, в вопросе о женщинах-мастерах можно узнать, что Первой женщиной Дагестана по обработке ювелирных изделий из металла была Манаба Магомедова, а женщиной-гравером на Чукотке - Вера Эмкуль. А вот промысел, в котором прославилась Мария Сычева, нужно было назвать самому.

Учитель английского языка на пенсии Алия Нургалиева рассказывает, что пришла на диктант ради интереса:

Диктант средней трудности. Самым сложным стали вопросы о многообразии народов, их обычаях и традициях... дагестанцы, удмурты, карелы. Этот диктант дает возможность понять, что мы живем в большом многонациональном государстве и должны жить в мире и согласии. Думаю, у меня будут средние результаты, ближе к 30. Для школьников все же тест сложноватый, если только для 11-го класса, да и то для продвинутых учеников, которые хорошо разбираются в географии и истории, - говорит она.


Для тех, кто не смог проверить свои знания на региональных площадках, на сайте Большого этнографического диктанта miretno.ru организовано онлайн-тестирование, которое можно пройти 3 ноября с 10.00 до 5 ноября до 23.59.

Кстати, спустя час после старта онлайн-тестирование написали 3 425 человек.

Всероссийские итоги акции подведут ко Дню Конституции Российской Федерации 12 декабря. Узнать свои результаты жители Татарстана смогут 8 ноября на сайте Дома дружбы народов РТ.

Кстати

Впервые акция «Большой этнографический диктант» стартовала в 2016 году. Диктант написали почти 90 тысяч человек: 35 тысяч очно и более 50 тысяч - онлайн.

Самым молодым участником диктанта оказалась 12-летняя девочка из Ульяновской области, самым старшим - 80-летний мужчина из Мордовии. Средняя оценка за диктант по стране составила 54 балла из 100 возможных. Татарстан показал лучший по России результат - самый высокий средний балл составил 81,3.

Внимание! Если вы ещё не прошли диктант, но хотите это сделать, сначала пройдите тест на сайте miretno.ru (это доступно до 23:59 5 ноября), а уже потом читайте, как с ним справились белгородцы.

Кристина Кравцова, студентка БГИИК:

Фото Натальи Малыхиной

«Самый сложный вопрос для меня был о народных ремёслах, которые считались мужскими. В определённый момент женщины стали осваивать и такие промыслы.

Нужно было назвать народный промысел, в котором прославилась Мария Сычёва . Были даны варианты ответов: дымковская игрушка, художественная резьба по кости, чернение и напайная филигрань. Я долго думала между вторым и третьим вариантом, выбрала второй (на самом деле Мария Алексеевна руководила артелью по велокоустюжскому чернению серебра – прим. ред.) .

Лёгкие вопросы были в начале о Конституции. Ещё сразу же ответила на вопрос о том, какую крепость обороняли с июня до сентября 1941 года. Это, конечно же, Брестская крепость».

Владимир Меренков, рабочий «Белэнергомаша»:

Фото Натальи Малыхиной

«Лёгкими показались вопросы о современной истории нашего государства. Сложными для меня были те, которые связаны с народами нашей страны. Пока я обо всех народах не так много знаю.

Нужно всегда заниматься саморазвитием, а участие в образовательных акциях способствует этому. Подготовиться к этнографическому диктанту сложно: никогда не угадаешь, о чём будут вопросы. Интуиция и смекалка – главные помощники.

В прошлом году у меня было 80 баллов. Посмотрим, как в этот раз получится».

Виктория Селихова, студентка БГИИК:

Фото Натальи Малыхиной

«Мне было сложно отвечать на вопросы о северных народах, потому что я о них практически ничего не знаю. Задания о нашем регионе показались лёгкими, потому что в институте мы изучаем традиции Белгородчины (девушка учится на режиссёра – прим. авт.) .

Очень интересно узнать историю не только своего края, но и других мест. Мне кажется, каждый человек должен быть образован и в этой области. Стыдно не знать историю нашей страны.

Если честно, я никак не готовилась: всё, что ответила, это мои знания. Сегодня я узнала много нового о других народах. Так что это полезный опыт».

Татьяна Якунина, преподаватель народного пения БГИИК:

Фото Натальи Малыхиной

«Мне, к сожалению, не хватило бланка для участия, но я пришла поддержать своих студентов. После диктанта они поделились, какие вопросы вызвали затруднение.

Например, вопрос о Семёне Дежнёве . Мало, кто знает, что в Якутске его семье стоит памятник, который является символом дружбы якутов и русских. В вопросе говорится, что глава семейства – русский первопроходец и казак, а участники должны назвать его имя.

Ещё сложный вопрос был про народные танцы: мы в основном изучаем местную хореографию, знакомимся с традициями соседних регионов. Танцы других районов мы проходим в общих чертах. Поэтому не каждый смог ответить на вопрос о том, какой круговой танец был у лезгин».

Илья Романов, студент БелГУ:

Фото Натальи Малыхиной

«Мне очень нравятся такие акции: всегда участвую и проверяю свои знания. Я учусь на географическом факультете, поэтому мне особенно интересно.

Лёгкими мне показались сказочные вопросы: например, надо было определить родину Снегурочки. Думаю, многие знают, что это Кострома.

Были вопросы, которые связаны с удмуртами и карелами, о которых не так много людей знают что‑нибудь. Но мне кажется, что цель диктанта, как раз познакомить с такими народами. Было бы здорово, если бы организаторы выпускали потом книжку, которая подробно бы рассказывала о затронутых темах.

С заданиями было интересно работать: во многих были подсказки прямо в тексте вопроса. Так что даже у человека, который плохо знаком с темой, был шанс ответить. Конечно, 45 минут мало для 30 заданий, хотелось чуть больше подумать. Но я надеюсь, я хорошо справился».

Алексей Дегтярь, студент БГИИК:

Фото Натальи Малыхиной

«Сейчас молодёжь мало интересуется историей страны: студенты плохо знают, например, о тех народах, которые живут на Сахалине.

Мне было легко отвечать на вопросы о Великой Отечественной войне. Были интересные вопросы о народных костюмах: нужно было сопоставить, как одеваются разные народы. Ещё мне понравился вопрос про нашу мифологию о Бабе-яге и кикиморе. Сложным для меня было определить, о каком народе написаны стихотворные строки.

Я долго сидел над заданиями диктанта. Не хотелось сделать много ошибок, но думаю, они есть и результат будет средний. Все результаты анонимны, так что это проверка знаний для себя».

Записала Наталья Малыхина

    Тульская область присоединилась ко Всероссийской просветительской акции Большой этнографический диктант. Как туляки писали этот тест, смотрите .

    А если вы хотите сами попробовать ответить на вопросы теста, то вот сами вопросы:

    1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России согласно Конституции Российской Федерации является:

А) Президент РФ

Б) Государственная Дума Федерального Собрания РФ

В) Многонациональный народ РФ

Г) Конституционный Суд РФ

2. Россия исторически сложилась как многонациональное государство. Определите, какая территория первой добровольно вошла в Российское государство, если известно, что Республика Хакасия празднует в этом году 290-летие в составе России, а Республика Саха (Якутия) - 385-летие.

А) Республика Ингушетия

Б) Республика Хакасия

В) Республика Саха

Г) Удмуртская Республика

3. Деревянное зодчество имеет многовековую историю в России и, благодаря искусным мастерам, известно далеко за ее пределами. Недаром древнейшая русская обитель, основанная в X веке на Афоне, носит название «Ксилгургу», что значит «древодел», «плотник». Шедевры деревянного зодчества сохраняются в музеях под открытым небом во многих регионах нашей страны: в Иркутской области - в «Тальцах», недалеко от Великого Новгорода - в «Витославицах», в Архангельской области - в «Малых Корелах». В каком регионе расположен всемирно известный музей-заповедник «Кижи»:

А) Республика Карелия

Б) Удмуртская Республика

В) Москва

Г) Севастополь

4. Соотнесите названия священных писаний или сводов священных текстов, а также вида храмов с традиционными религиями России (ответ запишите в формате А-1-IV, Б-2-III и т.д.):

А) Христианство 1) Трипитака I) церковь

Б) Ислам 2) Таназ II) ступа

В) Буддизм 3) Библия III) синагога

Г) Иудаизм 4) Коран IV) мечеть

5. 65 лет назад Расул Гамзатов написал поэму «Солдаты России» о героическом экипаже танка Т-34, совершившем подвиг при освобождении Крыма от немецко-фашисткой оккупации в апреле 1944 года. Погибший экипаж состоял из семерых русских и представителя одного из народов Северного Кавказа - Героя Советского Союза Магомед-Загида Абдулманапова. Ниже приведен отрывок из поэмы:

Спят в Симферополе в могиле братской

Семь русских и_____, мой земляк.

Над ними танк, их памятник солдатский,

Еще хранит следы былых атак,

И благодарно вывела страна

На мраморной плите их имена.

Какое слово пропущено?

А) чеченец

Б) аварец

В) ногаец

Г) даргинец

6. Многие просветители России, проявлявшие заботу о развитии национальных языков, в то же время стремились приобщить народы к общероссийской культуре и истории, учили любви и к малой, и к большой Родине-России. Среди них можно назвать великого просветителя чувашского народа Ивана Яковлева, башкирского народа - Мифтахетдина Акмуллу. Для алтайцев и телеутов много значит имя Михаила Чевалкова. Определите, сыном какого народа является просветитель Каюм Насыри:

А) ингуши

Б) татары

В) удмурты

7. В Якутске в 2005 году был открыт необычный памятник семье, олицетворяющий дружбу якутов и русских. В скульптурной композиции представлены: отец - русский землепроходец и казачий атаман, мать - якутская красавица Абакаяде Сючю, их сын Любим. Назовите имя отца семейства - великого русского землепроходца:

А) Семен Дежнев

Б) Витус Беринг

В) Николай Миклухо-Маклай

Г) Петр Семенов-Тянь-Шанский

8. Аппаз Илиев является старейшим человеком России. 1 марта 2017 года ему исполнился 121 год. В своем недавнем интервью, отвечая на вопрос, что сегодня главное для жителей многонациональной, многомиллионной России, долгожитель сказал: «Россияне должны всегда говорить правду, жить по справедливости, тогда польза будет. Если сегодня будете жить по правде, тогда и завтра будет нормальная жизнь. Сегодня у нас в стране справедливый правитель, берите из этой ситуации все хорошее». В родном селе старейшего человека живут 43 семьи, и все носят одну фамилию - Илиевы. Назовите регион, где расположено это село:

А) Нижегородская область

Б) Алтайский край

В) Оренбургская область

Г) Республика Ингушетия

9. Известно, что на выдающегося русского поэта А. С. Пушкина большое влияние оказала его няня Арина Родионовна, которая, по одной из версий, имела финно-угорское происхождение и была родом из деревни Лампово в Ингерманландии. Укажите, в каких регионах в настоящее время проживают ингерманландцы:

А) Удмуртская Республика

Б) Республика Карелия

В) Санкт-Петербург, Ленинградская область

Г) Калининград

10. В XX веке в нашей стране среди мастеров народных ремесел, считавшихся прежде «мужицкими», появились выдающиеся мастера женщины. Первой женщиной Дагестана, посвятившей себя ювелирной обработке металла, стала Манаба Омаровна Магомедова. Первой женщиной-гравёром на Чукотке - Вера Аромке Эмкуль. Первой художницей по палехской лаковой миниатюре - Софья Михайловна Голикова (Вакурова). Назовите известный народный промысел, в котором работала Мария Алексеевна Сычева (Угловская) - первая женщина, посвященная в секрет нанесения рисунков из специального сплава по металлу:

А) дымковская игрушка

Б) художественная резьба

В) великоустюжское чернение по серебру

Г) напайная филигрань

11. «Иван Федорович Крузенштерн - человек и пароход» - всем известные слова почтальона Печкина из любимого детского мультфильма. Под командованием адмирала И. Ф. Крузенштерна было совершенно первое русское кругосветное путешествие. Иван Федорович впервые нанес на карту большую часть побережья Сахалина и описал быт и нравы коренных жителей этого острова. Кто они :

Б) удмурты

В) лезгины

12. Татарские мастерицы изготавливали матерчатые нагрудники изю (или изу) для женской одежды, искусно украшая их шелковыми и золототкаными лентами. Изю носили только замужние женщины. Для какой цели:

А) для защиты от ветра

Б) скрыть грудной разрез женского платья

В) только чтобы показать достаток

Г) исключительно как украшение

13. Один из самых известных военных летчиков Великой Отечественной войны, лакец по отцу и крымский татарин по матери, в 25 лет стал дважды Героем Советского Союза. Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета, провёл 150 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолетов противника. Назовите его имя:

А) Александр Покрышкин

Б) Владимир Коккинаки

В) Алексей Маресьев

Г) Амет-Хан Султан

14. Танцы каждого народа России внесли вклад в культуру нашей страны. В то же время в народном творчестве есть немало общего, например круговые танцы: у бурят - это ёхор, у осетин - симд, у русских - хоровод. А как называется похожий танец у лезгин?

А) карагод

В) ялли яр

Г) барыня

15. В годы Отечественной войны 1812 года французская армия называла представителей этого народа «северными амурами» за их виртуозную стрельбу из лука. О ком идет речь?

Ф) чеченцы

Б) карелы

В) башкиры

Г) русские

16. Одним из самых известных собирателей русских сказок был Александр Николаевич Афанасьев. Им было опубликовано более 70 статей, посвященных исследованию сказочных преданий русского народа, в том числе «Дедушка домовой», «Зооморфические божества у славян», «Поэтические предания о светилах небесных». Кроме того, А. Н. Афанасьев издал сборник «Народные русские сказки». Укажите, сколько сказок вошло в этот сборник:

17. Алтайские народные сказители, кайчы, сопровождают свое повествование аккомпанементом необычного инструмента, напоминающего домру - топшура. Этот инструмент изготавливается из цельного куска священного для алтайцев дерева - кедра. Из чего делают струны для данного инструмента (выберите из списка ниже правильный вариант):

А) из кишок животных

Б) из крапивы

В) из кожи

Г) из конского волоса

18. В традиционной кухне многих народов России есть напитки из кислого молока: у татар, башкир, калмыков, алтайцев и других - катык, айран, кумыс; у чеченцев и ингушей - йетшура. А как называется кисломолочный напиток в традиционной русской кухне:

Б) варенец

В) йогурт

Г) суорат

19. Оборона этой крепости - с утра 22 июня и до сентября 1941 года - пример бесстрашия, доблести и героизма советских людей. Установлено, что здесь насмерть стояли воины более 30 национальностей, демонстрировавшие верность дружбе народов нашей многонациональной Родины. О какой крепости идет речь :

А) Кронштадтская крепость

Б) крепость Орешек

В) Петропавловская крепость

Г) Брестская крепость

20. Известно, что указом Петра I впервые на русский язык были переведены священная книга мусульман Коран и жизнеописание пророка Мухаммеда. А чьим указом Коран впервые был издан типографским способом на государственные средства:

А) Екатерины II Великой

Б) Ивана IV Грозного

В) Владимира Великого

Г) Ярослава Мудрого

21. Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, многие годы провел на Дальнем Востоке России, путешествовал на собаках и на оленях по северным землям. Кротостью и приветливостью он заслужил любовь алеутов, коряков, чукчей и тунгусов, строил для них школы, сам учил детей, впервые исследовал быт и традиции этих коренных народов. Укажите город, одним из основателей которого являлся святитель и название которому он дал:

А) Владивосток

Б) Благовещенск

В) Владимир

Г) Москва

22. Традиционно одним из самых массовых и популярных праздников, которые широко отмечаются на тульской земле, является Троица. В Суворовском районе Тульской области на Троицу принято «крестить кукушку». Это означает:

А) печь пироги

Б) ловить жаворонков

В) жарить яичницу

Г) плести корзины

23. В XIX веке в Московской губернии весьма популярным элементом одежды были калижки, которые являлись:

А) разновидностью рубашки

Б) легкой обувью из бересты

В) вязаной шапкой

Г) коротким тулупом

24. Назовите имя собирателя народных песен в Воронежской губернии, организатора первого русского народного хора:

А) Митрофан Ефимович Пятницкий

Б) Игорь Александрович Моисеев

В) Михаил Борисович Турецкий

Г) Виталий Григорьевич Костомаров

25. Православные святые Петр и Феврония являются покровителями семьи и брака. С каким городом была связана их жизнь:

А) с Владимиром

Б) с Муромом

В) с Суздалем

Г) с Москвой

26. О русской эмали финифти, известной с Х века, восторженно отзывались еще в средневековой Европе. Сегодня это «огненное письмо» - одно их уникальных ремесел современного …

А) Мышкина

Б) Рыбинска

В) Ростова Великого

Г) Переславля-Залесского

27. До наших дней дошла традиция сжигать на Масленицу соломенную куклу - символ древнеславянского божества. Укажите одно из названий этой соломенной куклы:

А) Кострома

В) Мокошь

28. В Чернском уезде Тульской губернии на праздник Вознесения крестьяне пекли особые лепешки, смазанные яйцами. Как назывались эти лепешки?

А) лесенки

В) пирожки

Г) сырники

29. О рязанских говорили - «косопузые», оттого что за поясом у них всегда был некий предмет. Какой?

«Забыв родной язык - я онемею,

Утратив русский - стану я глухой».

А) Танзиля Зумакулова

Б) Габдулла Тукай

В) Расул Гамзатов

Г) Коста Хетагуров

Рассказать друзьям