Конфликт катерины с темным царством краткий конспект. Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с "темным царством" в драме А. Н. Островского "Гроза". Что такое кульминация

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с "темным царством" в драме А. Н. Островского "Гроза".

Драма "Гроза" была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году."Гроза", - как писал Добролюбов, - без сомнения, самое решительное произведение Островского". Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени.

Среди всего написанного Островским "Гроза" является, несомненно, лучшим произведением, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор", "Борис Годунов" и т. д. С поразительной силой изображает Островский уголок "темного царства", где нагло попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли.

Среди героев драмы главное место занимает Катерина, которая задыхается в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. Она говорит Кабанихе: "Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты". Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: "Какая я была резвая, а у вас завяла совсем... Такая ли я была? 1" Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом "темного царства". Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона: "Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает".Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца "темного царства".Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.

Добролюбов писал, что характер Катерины "исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения". Далее Добролюбов называет Катерину "лучом света в темном царстве". Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак "темного царства". В ее трагическом конце, по словам критика, "дан страшный вызов самодурной силе". В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.

При анализе образа Катерины Кабановой, безусловно, в центре внимания окажутся монологи героини, раскрывающие ее чувства, богатый и сложный душевный мир.

Анализ первых сцен приоткрывает некоторые черты характера Катерины: порывистость, откровенность, гордость. Стремление поддержать мужа заставило её нарушить «этикет» и вмешаться в разговор старших членов семьи. Важно понимать, что вызывает недовольство Кабанихи. Поведение Катерины, которое нам кажется совершенно естественным, на самом деле противоречит общепринятым нормам той эпохи: Катерина, по всем традициям младшая в семейной иерархии, обращается к свекрови на ты, возражает ей, демонстрирует свою обиду. Всё это расценивается Марфой Игнатьевной как дерзость и просто невоспитанность. Упрёки Кабанихи Тихону действительно необоснованны, а вот раздражение против Катерины вполне закономерно и естественно с точки зрения той системы правил, по которой живёт Кабаниха.

По-настоящему раскрывается героиня в своём монологе (действие 1, явление 7). Читая его, мы можем ощутить лирическую приподнятость, выразительность речей Катерины, их поэтическую образность и эмоциональную напряжённость.

Наблюдая, как развиваются мысли героини (микротемы монолога) мы увидим, что главная тема, развёрнутая в нём, — это изменения в душевной жизни героини. Они лишь отчасти связаны с изменениями внешних обстоятельств.

«Отчего люди не летают!»

«...Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем...»

«...Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле...»

«...Да здесь всё как будто из-под неволи...»

«...И до смерти я любила в церковь ходить!..»

«...А какие сны мне снились. ...какие сны!., будто я летаю, так и летаю по воздуху...»

«...И теперь иногда снится, да редко, да и не то».

«...И что-то со мной недоброе делается... быть греху какому-нибудь!.. Такой-то на меня страх!.. Перед бедой перед какой-нибудь это!..»

Катерина с удивлением вглядывается в собственную душу, в которой открылись новые, неведомые ей самой и страшные для неё самой глубины. Она ищет прежнюю себя и потому стремится памятью в светлую безмятежную юность. На минуту становится прежней: резвой и своевольной — и снова возвращается в тревожное «теперь». Задумаемся, что означает хрестоматийная фраза: «Почему люди не летают?», отчего повторяется в монологе Катерины образ птицы, мотив полёта? Нетрудно понять, что в этих словах и образах воплощается мечта о свободе, о душевной ясности, о гармонии с миром. Всего этого лишилась теперь героиня. Вместо полёта ей снится падение, пропасть. Вместо счастья светлой молитвы — лукавый шёпот соблазна.

Жажда полёта и страх греха — вот два полюса душевной жизни героини, одинаково могучие. Полюбив «другого», Катерина обречена на трудную нравственную борьбу. Она знает, как должна поступить, но уже почти уверена, что не сможет. Ей не за что удержаться, она уже решила, что, увидевшись хоть раз с любимым, не пойдёт домой ни за что на свете.

Не менее важна в монологе тема неволи. Только одной фразой объясняет Катерина, чем образ жизни в доме мужа отличается от прежнего. «Да здесь всё как будто из-под неволи». Думается, на этих словах стоит остановиться, чтобы прочувствовать всю силу и значение этой короткой реплики. Да, в доме Кабановых «всё то же», что было в родительском: молитвы, рукоделье, беседы странниц, гулянье в саду. Быт всё тот же, и всякий, кто воспринимает его только как внешний распорядок жизни, не заметит никакой разницы. Почему же Катерине так тяжело и душно в этом доме? Именно потому, что для неё этот быт — не форма, а сама жизнь. Она так искренне и глубоко любила всё это, так была счастлива всем этим. И что же? Теперь это всё вменено ей в обязанность, регламентировано и подчинено строгому контролю. Попробуем представить, что подобное происходит с нами; какое любимое, наилюбимейшее дело не опротивеет нам на другой же день?

Беда не только в вечных придирках и попрёках Кабанихи, свекровь отняла у Катерины всё пространство её душевной жизни, отравила всё, что та любила прежде, и не дала ничего взамен. Свекровь фактически не позволяет Катерине любить мужа, поскольку не любить должна жена, а бояться. И самой ей не нужна дочерняя любовь Катерины, требуется только почтительность и послушание. Детей Кабановым не дал Бог. Что же остаётся этой душе — такой сильной, деятельной, богатой, душе с такой жаждой полёта?

Жизнь нашла решение. «Беззаконная» страсть оказалась выходом для души, ограниченной во всех законных стремлениях. Так, уже в первом монологе героини Островский обозначает двойственность конфликта, в который она втягивается. Внешний конфликт — её противостояние жестокому укладу жизни, убивающему всё свободное, искреннее, индивидуальное в чувствах и отношениях людей. В этом конфликте Катерина, подобно другим «горячим сердцам» Островского, готова на непримиримую борьбу. Но другое противоречие разрывает её собственную душу: требования совести и потребности сердца сталкиваются в неразрешимом конфликте, предопределяя гибель героини.

Движение действия на первых порах способствует сердечным стремлениям Катерины. Каждый сюжетный поворот приближает её к пугающей и желанной пропасти: обещание Варвары, отъезд мужа, получение ключа от садовой калитки, устроенное Варварой свидание — и голос совести на время умолкает, заглушённый торжеством любви.

Обращаясь к этим эпизодам, можно проследить за тем, как пытается Катерина побороть себя, как цепляется за каждую соломинку: гонит от себя Варвару, ластится к мужу, просит взять её с собой, умоляет взять с неё страшную клятву, хочет забыться в труде и молитве и, даже взяв ключ, всё ещё уговаривает себя: «Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть...»

Предлагаем подумать и над тем, почему никто из близких не захотел помочь Катерине в её борьбе. Легко убедиться в том, что в действиях Варвары и Тихона эгоизм и равнодушие преобладают над всеми другими чувствами. Катерине действительно не за кого ухватиться.

Не станет опорой для неё и любимый человек. Читая сцену первого свидания, мы убеждаемся в том, насколько Катерина нравственно сильнее своего избранника. Она мужественно и прямо глядит в глаза роковой судьбе; до конца понимая, что ее ждёт, она принимает всю ответственность на себя. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — восклицает Катерина в ответ на трусливые обещания Бориса сохранить в тайне их связь.

Катерина переступила черту страха, пошла вопреки своей совести. Обрела ли она свободу? Похожа ли её любовь на тот полёт души, о котором она мечтала в первой сцене?

Островский подсказывает нам ответ. Приземлённая сцена привычного свидания Вари и Кудряша не только служит контрастом предшествующему лирическому объяснению, но и заставляет взглянуть на это объяснение «по-житейски». Простой вопрос: «Ну что, сладили?» — обдаёт героев духом пошлости и заставляет Катерину спрятать лицо. Зевая, прощается Варвара со своим дружком, и мы понимаем, что к такому итогу придут и Борис с Катериной, если научатся жить в согласии с общим законом города Калинова: делай что хочешь, лишь бы всё шито-крыто было. Не случайно встреча влюблённых происходит не на высоком волжском берегу, а в заросшем овраге.

Но, к несчастью или к счастью, подталкивая Катерину на свою дорожку, Варвара не рассчитала её характера, не поверила словам невестки: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу». Подчинившись всеобщей лжи внешне, Катерина тем сильнее страдает от душевной муки. Голос больной совести снова берёт верх над любовью и требует выхода, эта борьба достигает кульминации и разрешается публичным покаянием.

Если вы правильно оценили характер героини, для вас не составит труда ответить, было ли покаяние Катерины спровоцировано случайными обстоятельствами (гроза, появление старой барыни, встреча с Борисом), или оно было неизбежной развязкой любовной истории.

Конечно, такой исход закономерен. Для горячего сердца Катерины невыносимее всего притворство и ложь. Лучше терпеть позор, побои мужа, попрёки свекрови, чем носить в себе грех неисповеданный, ненаказанный, неотмоленный. Обратившись к последнему монологу Катерины, мы видим, что покаяние не принесло ей облегчения. Страх и муки совести теперь сменяются отчаянием. Внешний гнёт стал ещё невыносимее, любовь к Борису ещё сильнее и безнадёжнее — он уезжает и не берёт её с собой. Заметим, что и в момент последнего прощания Катерина ни в чём не винит Бориса, ничего не требует от него, себя обвиняет в том, что его сгубила. Совесть Катерины спокойна: за свой грех героиня расплатилась достаточно. Но ей нечем и незачем жить. Последний отчаянный порыв к воле задохнулся в беспросветной калиновской жизни.

Мотив полёта сменяется в последних монологах ключевым образом могилы. Дом для неё настоящая могила, где её похоронили заживо и на веки вечные. Катерина уверена, что душа её погибла, она замучена, нравственно истощена, она видит себя уже мёртвой, отпеваемой и не хочет лгать, притворяясь живой. Под деревцом могилушка отраднее, чем опостылевшие стены дома-склепа. Можно по-разному относиться к её последнему роковому выбору, но нельзя не увидеть в нём ту же правдивость, которая свойственна всем поступкам Катерины. Драматург до конца выдерживает правду её характера, в этом его мастерство. И как бы мы ни сочувствовали героине, как бы ни осуждали её, мы со всей ясностью понимаем: другой финал для Катерины невозможен.

Сравнение Катерины с Варварой позволяет оттенить искренность, чистоту, глубину души главной героини, сознательность её бунта против удушающих законов «тёмного царства».

Вполне допустимо и даже закономерно и сопоставление Катерины с Кабанихой. Сила натуры отличает их от всех окружающих. Умная и властная купчиха Кабанова легко может «прекратить» даже ругателя Дикого. Она способна сказать нелестную правду в глаза и «разговорить» — утешить, успокоить душевным словом. Лютость ее с домашними не от скверного характера идёт, а закономерно следует из житейской премудрости, впитанной с самого детства. Задача старших — поучать, а младших — слушать и набираться ума-разума. Упреки родных, по её мнению, спасают молодых от чужих насмешек, от нелепых и опасных поступков. В её жизненной философии есть своя правота, но вся она основана на недоверии к человеку, на подавлении живых чувств, свободных проявлений души. Новая эпоха теснит Марфу Игнатьевну. Даже её собственный сын не считает нужным запугивать жену, довольствуясь любовью, а не страхом. Провозглашаемые Кабанихой ценности во многом близки и Катерине. Обе они видят в грозе Божий суд. Только Марфа Игнатьевна, в отличие от Катерины, считает себя безгрешной, она не сомневается в своих правах и в правоте. Но при всём своем уме Кабанова не понимает, что, загоняя в угол своих домашних, ужесточая давление, она сама готовит взрыв протеста, бунт против её власти.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014


Конспект урока по предмету
«
Литература
» Преподаватель русского языка и литературы Макашова Н.В.
Тема урока
:
«Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».

Цели урока:

Методические:
- внедрение информационных технологий на уроке литературы; - использование технологии критического мышления на уроке литературы; - распространение опыта.
Образовательные:
- анализ образа Катерины; - определение структурных элементов композиции драматического произведения.
Развивающие:
- совершенствование умения и навыка анализа драматургического произведения; - развитие внимания и памяти.
Воспитательные:
- воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа Катерины; - воспитание интереса к предмету.
Тип урока:
комбинированный.
Техническое оснащение урока
: интерактивная доска;
Методическое оснащение урока
: презентация, опорный конспект по теме: «Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».
Ход урока.
Организационный момент
I. Повторение материала предыдущего урока.
-Дайте краткую характеристику Дикому и Кабанихе.
-
Что называется композицией пьесы?
II.Объяснение нового материала.
-Тема. Цель урока.
- Реализуя цель урока, мы должны ответить на проблемный вопрос:
«Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?

-Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем

из этого действия?

(Завязка
- на придирка свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает:
«Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю» Первое столкновение. (д. I, явл. 5). В основе конфликта пьесы лежит столкновение самодуров их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы.
-Как вы считаете, это первое столкновение героев?
(Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты. Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападает на Катерину.)
-Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах?
(Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства). Конфликт намечается уже в первом действии: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
Беседа по тексту.

-Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине

рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве?

Задание.

Сравните, какая атмосфера окружала Катерину в детстве и в семье мужа. Составьте

таблицу.

-Обратимся к Д.I явл.7. Прочитайте, как жилось Катерине до замужества.

Сделайте вывод.
(Катерина жила счастливо, ее любили родители)
-Как относится Катерина к религии, религиозна ли она? Прочитайте Д.I явл.7
(Катерина религиозна, она любила ходить в церковь «до смерти» А еще она выходила молиться в сад) В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями христианской культуры. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор. А когда молится героиня, у нее на лице улыбка ангельская и вся она как будто светится. Радость жизни переживает Катерина в храме. Солнцу кладет она земные поклоны в своем саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы. «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу...»
-А как живется Катерине в доме Кабановых?
(«Все как будто из-под неволи», «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем»)

Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины.
В детстве В семье Кабановых «Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду. «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой). Черты «темного царства»: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение упреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие. Для Катерины главное - жить в согласии со своими нравственными убеждениями. Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт. -
Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?
Д I, явл. 2 (В этом разговоре раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Обманывать – то я не умею, скрыть- то ничего не могу», «Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»).
Этими словами

предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.

-Что мы узнаем о чувствах Катерины?
Д I, явл. 7,9 (В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)
- Катерина рада этому чувству?
Она нигде не говорит, что будет встречаться с Борисом. -
Д.II, явл.3
,4,5 «Проводы Тихона».
- Прочитайте Д.II, явл.3,4. Как ведут себя герои в этой сцене?
(Сначала Кабаниха читает наставлении Тихону. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.
Когда наставления Кабанахи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней». Цель Кабанахи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.) -
Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?
(В сцене проводов Тихона обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)
-Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?
(Ответы детей) Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы». В душе Катерины сталкиваются друг с другом два равновеликих и равнозаконных побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком много.
- Читаем Д. II , явл.10. «Монолог с ключом».

Задание

Как в сцене с ключом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила?

Какие

чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково

значение сцены?
(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героина полна коротких, отрывистых вопроси тельных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины. После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины. Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его».) -
Д. IV, явл.3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?
(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)
-Действие движется к кульминации. Где происходит покаяние Катерины?

Полуразрушенная церковь - символ города Калинова.

- Что такое кульминация?

Задание.

состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия.
(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина вбегает на сцену, хватает Варвару за руку и держит крепко. Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина, как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».) Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...». Как и в Д. 1, появляется сумасшедшая барыня; но в Д. 1 ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..). То в Д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.
Задание.

- Чем вы можете объяснить и мотивировать раскаяние героини?
(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность, совесть героини восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, попытку нравственного очищения.)
Вывод.
Подлинный источник покаяния героини в ее совестливости. «Какая совесть!.. Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила... Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества и красоты», - писал о Катерине- Стрепетовой В. М. Дорош.
Анализ действия V.

Краткий пересказ действия V.
(Мы узнаем, что Кабаниха заперла Катерину в доме, поедом ее ест, Тихон защитить жену не в силах. Убежав из дома, Катерина находит Бориса и просит взять ее с собой, но тот ей отказывает.)
Беседа.
-
Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе и не кончать жизнь

самоубийством?
(Нет. /Да)
- Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к

современному специалисту-психологу.
Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам
известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения - это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой - негативные последствия. Давайте по- пробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты: Позитивные стороны «Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молить- ся, замолю свои грехи...» «Не дают мне весь мир воспринимать сво- бодно, вольно - создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...» «Запрут - вот и будет тишина, никто мешать не будет...» «Мою любовь у меня никто не отнимет...» «Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...» «Сколько радости принесут мне дети...» Негативные стороны «Найдут, силой поволокут домой...» «Свекровь заест совсем...» «Никогда не быть мне свободной...» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...» «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...» Итак, позитивного в жизни Катерины - больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.
- Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? Почему

Катерина не смогла жить дальше?
(Ей не позволяет ее совестливость, сознание своей греховности и еще то, что никто не хочет ей помочь. Тихон боится мать. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» - просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее.)
Д.5 явл.4

-Зачитаем последний монолог Катерины. Мы выяснили, что Катерина верит в

Бога, она набожна, а по христианским законам самоубийство – грех. Почему

Катерина решается на самоубийство?
(Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». «Смерть по грехам страшна», - говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в душу героини: «Под деревцем могилушка... Солнышко ее греет... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут... Ее смерть - это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: к деревьям, птицам, цветам и травам.)

Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью,

отличали святого: она и мертвая, как живая. «А точно, ребяты, как живая! Только

на виске маленькая такая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови».

Гибель Катерины в народном восприятии - это смерть праведницы. «Вот вам ваша

Катерина, - говорит Кулигин. - делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите

его: а душа теперь не ваша: она теперь перед Тем Судией, который милосерднее

вас».

Финал пьесы оставляет надежду на то, что Бог будет милосерднее к ней, чем люди,

за ее великое страдание, за ее грешную любовь, за ее всепрощение миру.

Проблемный вопрос.

-Можем ли мы считать гибель Катерины протестом против «темного царства»?
1.Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. Самоубийцы – люди слабые. 2.Смерть Катерины - это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

III. Закрепление.
Обобщение материала по образу Катерины.
IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание.
Эссе: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?

Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в то время, когда в обществе наиболее отчетливо обозначился главный конфликт эпохи - конфликт между личностью, отстаивающей свое право на свободу, и обществом, подавляющим эту личность. Этот конфликт - главный конфликт середины девятнадцатого века - отразился в драме в виде столкновения Катерины с «темным царством». Сущность этого конфликта очень точно охарактеризовал Н.А. Добролюбов: «В... личности мы видим уже возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни». Столкновение личности и общества было неизбежно накануне коренных реформ, потрясших все русское общество, и Островский был первым из русских писателей, показавших всю трагичность этого столкновения.
Всех героев драмы можно разделить на две группы: это хозяева «темного царства» и их жертвы. К первой группе относятся Дикой и Кабаниха, ко второй - практически все остальные персонажи драмы.
Неизбежность конфликта между ними ощущается уже в самом начале пьесы. Мы видим, как Кулигин восхищается красотой великолепного пейзажа, открывающегося с высокого берега Волги, и тут же слышим, как бранит за что- то своего племянника Дикой и «пилит» своих домашних Кабаниха. Гармония природы как бы противопоставлена «жестоким нравам», царящим в человеческом обществе.
Савел Прокофьич Дикой, богатый купец, чувствует себя хозяином в городе. Его власть основана на силе денег, поэтому он может даже городничего снисходительно похлопать по плечу. Дикой чувствует свою силу, свою безнаказанность в мире «темного царства» и поэтому вдоволь куражится над теми, кто зависит от него: над своими домашними, Борисом, мужиками. Его можно охарактеризовать одним словом - «самодур». Но гораздо страшнее Дикого, как мне кажется, Марфа Игнатьевна Кабанова - Кабаниха. Это тип домашнего тирана, она «как ржа железо» точит своего сына Тихона, дочь Варвару, сноху Катерину. Больше всего на свете она боится потерять власть над ними, боится, что они прекрасно смогут жить и без ее мелочной опеки. Кабанова и Дикой олицетворяют в драме те темные силы, которые подавляли личность, унижали достоинство человека, превращали замужнюю женщину в безответную, забитую домашнюю рабыню.
Жертвами «темного царства» являются Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Но разрушающее влияние этой мертвящей среды сказалось на них по-разному. Тихон находится в полном подчинении у своей маменьки; он не смеет возразить ей, не смеет заступиться за Катерину, хотя понимает, что мать относится к ней несправедливо. И лишь гибель Катерины породила на мгновение протест в его сердце, но это был «бунт на коленях», а потом все пойдет по-старому. Борис, в отличие от Тихона, вырос в другой среде (в Москве); ему дико видеть местные обычаи и нравы. Он искренне полюбил Катерину; но он же ее и предал, отказавшись взять с собой в Сибирь. Его предательство стало последним толчком, подтолкнувшим героиню к самоубийству. Кудряш, как и Тихон, вырос в Ка- линове. Он давно понял, что в этом городе ценится только сила, и он умеет постоять за себя. Кудряш слывет в городе грубияном, и даже Дикой его побаивается. Кудряш сумел отстоять свою любовь - он бежит с Варварой. Варвара также смогла приспособиться к этой жизни. Она знает, что все в доме ее матери держится на лицемерии и обмане, и она научилась лгать. «Я тоже раньше не обманщица была, да выучилась, когда надо стало», - говорит она Катерине. Ее принцип - делай все, что хочешь, лишь бы все было «шито да крыто». Но, когда обман раскрывается, она вынуждена тайно бежать с Кудряшом - ведь Кабаниха никогда не согласится выдать ее замуж за конторщика Кудряша. Поступок Варвары нельзя считать протестом против удушающих порядков «темного царства»; это лишь способ сохранения своей минимальной свободы и своей личности.
«Темному царству» противостоит в драме Катерина. Хотя она происходит из той же купеческой среды и воспитывалась в тех же условиях, что и Варвара с Тихоном, но сама атмосфера в семье Катерины была другой. Это была атмосфера любви, взаимопонимания, и поэтому, попав в дом Кабановой, в атмосферу страха и обмана, она чувствует себя как птица, попавшая в клетку. Образ птицы вообще не случайно связан с образом Катерины. Она говорит Варваре: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Но Катерина не может вырваться из клетки кабановского дома. Катерина не принимает атмосферу лжи и обмана дома Кабановых, и поэтому героиня мучается из-за того, что вынуждена обманывать мужа, любить тайно, скрывать свои чувства. Но Катерина наделена не только чувствительной душой, но и сильным, решительным характером. «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» Героиня Островского сильно страдает из-за того, что ее лишили права любить и быть любимой. Тихон сам отталкивает от себя Катерину, и у нее, к сожалению, нет детей, ради которых она стерпела бы все. Поэтому Катерина так откликнулась на любовь Бориса, но эта любовь, кроме непродолжительного счастья, принесла Катерине новые страдания. Ей не нужна «ворованная» любовь. Во время страшной грозы Катерина, боясь быть внезапно убитой и поэтому страшась предстать перед богом непричащенной, во всех своих грехах признается мужу, кается перед ним и перед людьми. Но после этого признания жизнь героини становится еще более невыносимой. Тихон простил ее, но никогда не простит ее Кабаниха за то, что Катерина призналась прилюдно, «опозорила» семью. Для героини есть только один выход - бежать с Борисом, но он малодушно предает ее, советует ей «терпеть». И тогда для Катерины остается только один путь - броситься в Волгу, потому что вернуться домой еще страшнее, страшнее смерти, это значит обречь себя на медленную, мучительную смерть.
Н.А. Добролюбов написал в статье «Луч света в темном царстве», что гибель Катерины - это «страшный вызов само дурной силе». Критик видит в Катерине «протест против кабановских понятий о нравственности». Героиня пьесы Островского осмелилась бросить вызов всему «темному царству», и в столкновении с ним она погибает. В этом и заключается трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в драме «Гроза».

Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» (По драме А. Островского «Гроза»)

Драма А. Н. Островского «Гроза» была задумана под впечатлением от поездки автора по Волге в 1856–1857 годах, но написана только в 1859 году. «Гроза», по выражению Добролюбова, «самое решительное произведение Островского». Если в жанре комедии у Островского были в русской литературе предшественники, то о «Грозе» без преувеличения можно сказать, что это первая русская классическая бытовая драма, по своему высокому поэтическому строю и накалу конфликта приближающаяся к социальной трагедии.

Действие драмы разворачивается в уездном городе Калинове, но название это условное - все могло произойти в любом городе России. С поазительной силой изображает Островский в «Грозе» уголок «темного царства», где попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они притесняют людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли.

Среди героев драмы главное место занимает Катерина, молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова, задыхающаяся в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам она резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб многих русских женщин той поры.

Катерина, выйдя замуж, оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой (Кабанихой), являющейся здесь полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, посещала церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за его грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны все будто бы обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством и грубостью. Жизнь в такой обстановке изменила харакер Катерины: «Какая я была резвая, а у вас завяла сосем...» Со стороны Тихона Катерина также не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он и сам целиком находится под властью матери.

С первых сцен драмы Катерина как бы все время прислушивается к тому, что в ней происходит и что ее саму удивляет: «Точно я снова жить начинаю...» Эту-то жизнь Катерины, жизнь сызнова, и раскрывает Островский шаг за шагом. Причиной «обновления» Катерины стала ее любовь к Борису, но ей кажутся преступными мысли об измене мужу, и она тщетно борется с нахлынувшим на нее чувством. Катерина изображена писателем в различных, даже контрастных эмоциональных состояниях: в тихой радости и неизбывной тоске, в чаянии счастья и предчувствии беды, в смятении чувств и порыве страсти, в страшном отчаянии и бесстрашной решимости принять смерть.

Поначалу Катерина пытается отогнать от себя даже мысль о Борисе: «Я его и знать не хочу!» Но уже в следующую минуту признается: «Об чем ни задумываюсь, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак». Катерина пытается еще обрести душевную близость с Тихоном: в сцене прощания с мужем слышится боязнь остаться наедине с искушением и предчувствие того непоправимого, что случится после его отъезда. В знаменитом монологе с ключом Катерина пробует «заговорить себя», но быстро понимает никчемность самообмана. «А горька неоля, ох, как горька», - звучит опорная фраза всего монолога. Горечь неволи и толкнула героиню драмы на роковой шаг. Монолог, начинавшийся душевным смятением, завершается бесповоротным решением: «Будь, что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..»

Сцену в овраге, которую принято называть сценой «падения» Катерины, которую следовало бы назвать, напротив, сценой величайшего духовного взлета героини, решившейся, вопреки всему, последовать велению своего сердца. Вскоре происходит сцена признания Катерины. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили Катерину сделать этот шаг. Для ее честной и цельной натуры двусмысленное положение, в котором она оказалась, было невыосимым. Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона. «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает». Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится наконец открыться мужу. В состоянии самозабвения выкрикивает она слова признания, не задумываясь о последствиях.

Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и ничем не может ей помочь, вскоре он уезжает, В сцене прощания с Борисом Катерина предстает просветленной и умиротворенной. Она как будто успокоилась, но это спокойствие кажущееся. На самом деле, это последняя степень отчаяния, когда уж и слез нет, все выплаканы. Борис уехал. Все кончено. Идти Катерине некуда. Катерина отвергает жизнь в полжизни, не решаясь на нравственный компромисс. Положение становится безвыходным - Катерина гибнет. Добролюбов подчеркивает «решительную необходимость того фатального конца, какой имеет Катерина в «Грозе».

Но в гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее смерть - свидетельство несовместимости высокой нравственности героини и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы, самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено серьезного значения». Далее Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве». Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак «темного царства». В ее трагическом конце, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе». В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца.

Рассказать друзьям