Мир Кристины. Почему картина Эндрю Уайета стала культовой. Картины Эндрю Уайета (Andrew Wyeth) и Мир Кристины Художник эндрю уайет картины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Всемирно известный и один из самых любимых художников консервативной части американского общества, Эндрю Уайет вошел в число самых дорогих современных художников XX века. Однако одновременно с этим он был одним из самых недооцененных американских живописцев. Его творения, написанные в реалистичной манере, в эпоху взлета абстракционизма и модерна вызывали бурю протеста и негативных откликов у влиятельных критиков и искусствоведов. Зато американский зритель толпами шел на выставки работ, кураторы музеев втихаря покупали его картины, дабы не прослыть ретроградами, и только коллеги-художники точно знали, что Эндрю Уайет представляет собой мощный и загадочный талант.


При всем при этом Эндрю никогда не был модным художником, его творчество долгие годы считалось самым спорным в истории американского искусства ушедшего столетия. И невзирая на то, что критики обвиняли живописца в отсутствии воображения, и в том, что он потакает низким вкусам домохозяек, эти самые домохозяйки отвечали Уайету искренней благодарностью и любовью. Его экспозиции работ, где бы они ни выставлялись, проходили с неизменными аншлагами. «Публика любит Уайета, - писали в 1963-м году в одной нью-йоркской газете, - за то, что носы у его героев там, где им полагается быть...». И это происходило как раз в то время, когда Америка находилась под абсолютным влиянием модерна и абстракционизма.


Художник-реалист, яркий представитель изобразительного искусства США прошлого века - Эндрю Ньюэлл Уайет (Andrew Newell Wyeth) родился в 1917 году в местечке Чеддс-Форде, штат Пенсильвания в семье художника-иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета, завоевавшего известность своими романтичными книжными иллюстрациями. Мало того, Эндрю был братом изобретателя Нэтениела Уайета и художницы Генриетты Уайет Хёрд, и наконец отцом художника Джейми Уайета.

Эндрю был младшим ребёнком в семье. Наблюдая за работой отца, мальчик очень рано начал рисовать. Ньюэлл делал все возможное, дабы развить в своих детях образное мышление, воображение и творческое начало. Помимо воспитания собственных детей, Ньюэлл щедро делился своим опытом со своими учениками, которых у него был не один десяток. Он искренне считал: «Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему» .


Поэтому и неудивительно, что Эндрю начал рисовать едва ли не раньше, чем говорить. Позже, вспоминая о своем становлении как художника, он всегда называл первым отца в числе своих учителей. И в этом была львиная доля правды. Ньюэлл решил, что колледж художнику не нужен и обучал сына художественному искусству самостоятельно, а другие науки мальчику преподавал преподаватель, приходивший на дом.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219417240.jpg" alt="Автопортрет.

Многое изменилось в жизни 28-летнего художника после трагического события, произошедшего в их семье: автомобиль Уайета-старшего столкнулся на железнодорожном переезде с товарным составом, в результате чего тот погиб. С тех пор на полотнах Эндрю постоянно присутствовал отпечаток утраты и некий трагизм.

Мало того, и без того не особо общительный, он стал замкнутым и остаток своей жизни прожил затворником. И в этом был немалый плюс, именно отрешенность от мирской суеты помогла художнику остро не реагировать на нападки критиков и не замечать, что где-то рядом "ревет и беснуется двадцатый век".


И нужно отметить, что художник очень дорожил уединенным и размеренным образом жизни. Он нечасто покидал Чеддс-Форд, выезжая иногда летом лишь в Кушинг, штат Мэн, где стоял его дом на побережье. Живя попеременно, то Пенсильвании, то в Мэне, живописец создавал свои удивительные картины, которые впоследствии искусствоведы отнесут к направлению магического реализма.


Художник рисовал только местность этих двух городков, писал портреты только их жителей. И говоря о «мире Эндрю Уайета», ссылаясь на географию, можно сказать, что был он совсем крошечным. Неизменной темой творчества Уайета всегда был провинциальный быт и американская природа. Обыденные ландшафты сельской глубинки, старые здания и простые интерьеры, обычные провинциальные люди, написанные кистью Уайета, выглядят как наглядные свидетели национальной американской истории и архетипические образы «американской мечты».


Эндрю всегда умел найти и подчеркнуть поэзию, философию и магию в простых обветренных лицах соседей и друзей, а также в «почвенных» пейзажах американских прерий, открывающихся из окон их домов. Предпочитая темперную технику, позволяющую особенно тонко прорабатывать детали, мастер продолжил традиции американского романтизма и реализма. Стиль художника на протяжении творческой карьеры практически не изменился, хотя со временем картины Уайета становились более символическими, уходя в сторону магического реализма.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219417643.jpg" alt="Интерьерная живопись от Эндрю Уайета." title="Интерьерная живопись от Эндрю Уайета." border="0" vspace="5">


И наконец, хотелось бы отметить, что в отличие от своего создателя, картины Эндрю объехали весь мир. Его персональные выставки были проведены во многих ведущих галереях мира, в том числе и в России в 1987 году, где экспозиция имела грандиознейший успех.

В 2007 году президент США Буш-младший лично вручил художнику "Национальную медаль" - высшую награду Америки в области искусства.


А через два года, на 91 году жизни Эндрю Уайет скончался во сне в своем доме в Чеддс-Форде. Незадолго до своей кончины он сказал: «Когда я умру, не беспокойтесь обо мне. Я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути, который в два раза лучше прежнего».

Помимо вышеупомянутого произведения Генри Торо, Уайет называл одним из главных впечатлений детства «Большой парад» Кинга Видора. Это также найдёт отражение в творчестве повзрослевшего Эндрю, которое навсегда, при внешнем статизме, будет нести отпечаток кинематографичности. Много лет спустя Видор снимет документальный фильм о творчестве Уайета, вернув таким образом поклон.

Не меньшее влияние оказала на мальчика и чрезмерная опека отца, который взял воспитание и учёбу сына в собственные руки. После того как Уайет-старший стал знаменитостью (прославившись в жанре оформления и иллюстрации), в их дом зачастили знаменитости вроде Ф.Скотта Фицджеральда и Мэри Пикфорд. Мальчик стал продолжателем художественных поисков отца, безусловно превзойдя его, а сын самого Эндрю окончательно оформил право Уайетов называться художественной династией.

Christina"s World, 1948

Может быть именно благодаря невольному затворничеству (Эндрю даже сравнивал отцовскую «школу» с тюрьмой) подавляющее большинство картин были написаны Уайетом в родном городе Чеддс-Форд в Пенсильвании и в летнем доме в Кушинге, штат Мэн. Даже став знаменитым художником и потеряв в автокатастрофе отца, Эндрю не хотел отказаться от родных пенат, за что получил определение художника-регионалиста.

Отсюда доминирующее на полотнах «одноцветье»: либо сепийная (то ли сгоревшая от солнца летняя, то ли пожухлая к осени) трава, либо снега. Картины Уайета скупы на яркие краски, все цветовые решения кроются в полутонах. Обратные примеры можно наблюдать лишь на ранних полотнах 30-х годов, ознаменовавших начало его творческой жизни, и поздних произведениях датирующихся началом 2000-х. Исследователями творчества художника выдвигалось предположение, что исчезновение яркости на полотнах того времени связано с гибелью Уайета-старшего.


Public Sale, 1943

Главная тема Уайета – тихая деревенская и провинциальная жизнь, не имеющая, впрочем, ничего общего с пасторалью и посконным реализмом. Да, на полотнах есть намёки на то, что герои только занимались или вот-вот займутся ловлей рыбы, охотой или делами по дому, но чаще всего, как ни парадоксально, люди на картинах Уайета не занимаются ничем, находясь в полусомнамбулическом единении с природой.

Многие обманутые Уайетом искусствоведы и по сей день упорно относят его к реалистам, но любой пытливый взгляд сразу заметит в их доводах ошибку. Вопреки твёрдой реалистичности подачи, нутряная жизнь картин наталкивает на мысли о том, что главное происшествие оставлено за кадром и зрителю придётся искать в обычном изображении людей, в пейзажах и натюрмортах разгадку, ответ на вопрос: что именно не успел запечатлеть художник? Именно этот «приём» позволяет Уайету удерживать внимание зрителя при созерцании самых обыденных вещей и явлений.


Spring, 1978

Героями картин художника может стать кто и что угодно: люди, вешалки с одеждой, стены домов, морские раковины, занавески, сугробы, посуда, etc. Удивительное смещение точек взгляда на мир зачастую не даёт назвать портреты Уайета портретами, а натюрморты натюрмортами. Будто сказочные медведи, вернувшиеся в свой дом, зрители смотрят на картину и пытаются понять, кто надевал этот дождевик, кто смотрел в это окно, кому принадлежит висящее на плечиках детское платье; кто жарил на костре омаров, ел морских ежей и лакомился устрицами?

Всё изображённое Уайетом создаёт впечатление недосказанности незримого присутствия некой силы, приводящей мир в движение, но о какой именно силе идёт речь зритель может только догадываться. Всё либо случилось за секунду до появления художника, а вместе с ним и зрителя, либо должно произойти вот-вот. Самое удивительное – эта недосказанность не раздражает, лишь будоражит аппетит смотрящего, подобно аперитиву.


Squall, 1986

Сам Уайет также не преминул отказаться от «обвинений» в реализме, заметив, что люди и предметы на его картинах «дышат по-другому, глубоко внутри каждого из них скрыто волнение, вполне абстрактное» и, если действительно присмотреться к объекту творческого исследования, познать его суть, то «эмоциям, переполнившим тебя, не будет конца».

Подтверждают слова художника и редкие полотна на стыке сюрреализма и магического реализма, которые красной нитью прошли через весь творческий путь Уайетта. Впрочем, даже не прибегая к подобным жанрам, он может создать с помощью гиперболизации тревогу и напряжение у зрителя, как в картине «Лунное безумие». Неудивительно, что многие режиссёры (М. Найт Шьямалан, Ф. Ридли) вдохновлялись атмосферой картин Уайета при создании кинохорроров.


Moon madness, 1982

Показная реалистичность, скрывающая внутри полотна тревогу, а также повторяющиеся мотивы окон, оцепенелых, отстранённых друг от друга героев, в некотором смысле роднит Уайета с другим американским классиком – Эдвардом Хоппером. За портретную серию «Хельга» Уайет получил традиционно характерные для критики Хоппера обвинения в вуайеризме, но если у Хоппера через окно можно увидеть или точнее подглядеть жизнь людей, их однообразный быт, то Уайет часто оставляет комнаты пустыми, обращая взгляд не внутрь дома, а вовне. Тем не менее, всё-таки застигнутые Уайетом герои бывают весьма похожими в своей оцепенелости на героев Хоппера. Однако разница в эмоциях, всё равно не даёт породнить их окончательно.


Sleep

Над героями Уайета довлеет покой, почти левитановский но не светлый, не «вечный», а немного меланхоличный, словно их поразило этакое «Comfortably numb», приятное оцепенение, как у лирического героя в песне группы Pink Floyd.

Эндрю Уайетт прожил долгую жизнь, скончавшись на 92-м году жизни, и оставил ценителям живописи своё внушительное творческое наследие, заслуживающее пристального внимания, изучения и восхищения, конечно же, ведь для художника не столь важны премии (даже если речь идёт о Золотой медали конгресса или Национальной медали искусств), а, в первую очередь, внимание зрителя.


On the Edge, 2001


Adrift, 1982


Love in the Afternoon, 1992


Omen, 1997


Ring Road, 1985


Winter, 1946


Airborne, 1996


Black velvet, 1963


Turkey Pond, 1944


Wind from the Sea, 1947


Faraway, 1952


Embers, 2000


Arctic Circle, 1996


Man and the Moon, 1990


The Kuerners, 1971


Breakup,1994


Charlie Ervine, 1937


The Hunter, 1943


Young bull, 1960


Painter"s Folly, 1989


Winter fields, 1942


Soaring,1950


Scuba, 1994


Brown Swiss, 1957


The Carry, 2003


Winter Carnival, 1985


Two If By Sea, 1995


Black Hunter, 1938


Siri, 1970


Indian summer, 1970


Walking Stick, 2002

Эндрю Ньюэлл Уайет

Эндрю Ньюэлл Уайет (англ. Andrew Newell Wyeth, 12 июля 1917, Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, США — 16 января 2009, там же) — американский художник-реалист, один из виднейших представителей изобразительного искусства США XX века. Сын выдающегося художника-иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета, брат изобретателя Нэтениела Уайета и художницы Генриетты Уайет Хёрд, отец художника Джейми Уайета.

Основная тема работ Уайета — провинциальный быт и американская природа. В основном, на его картинах изображены окрестности его родного города Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, и города Кашинг, штат Мэн, где художник жил летом. Использовал темперу и акварель (за исключением ранних экспериментов с маслом).


Эндрю был младшим ребёнком в семье Ньюэлла Конверса и Каролины Уайетов. Обучался дома по причине плохого здоровья. Рано начал рисовать, учился живописи у отца. Историю искусства Уайет изучал самостоятельно.

Первая персональная выставка акварелей Эндрю Уайета состоялась в Нью-Йорке в 1937 году, когда ему было 20 лет. Все работы, выставленные на ней, были довольно быстро распроданы. В начале своей карьеры Уайет также немного занимался иллюстрированием книг, как его отец, но вскоре прекратил это.

В 1940 году Уайет женился на Бетси Джеймс. В 1943 году у супругов родился сын Николас, а ещё через три года появился на свет второй ребёнок Джеймс (Джейми). В 1945 году Уайет потерял отца (тот погиб в катастрофе). Примерно в это время окончательно сформировался реалистический стиль Уайета. (Википедия)

Мир Кристины, одна из самых известных картин Уайета


На картине изображена Кристина Ольсон, соседка Уайета по его летнему дому в штате Мэн, сидящая в поле и смотрящая на свой дом. Кристина Ольсон страдала от последствий полиомиелита, и её целеустремлённость и сила духа поражали Уайета. Несмотря на то, что на картине представлен образ Кристины, художнику позировала его жена, Бетси Уайет. Художник писал о ней: "Кристина была ограничена физически, но никак не духовно".

Дом, на который смотрит девушка, — ферма Ольсонов в Кушинге, штат Мэн. Кушинг был одной из главных тем творчества художника, который всю жизнь проводил здесь летние месяцы.

Эндрю Уайет — один из самых обожаемых и , вместе с тем , один из самых недооцененных американских художников XX века. Уайет писал в реалистичной манере — в эпоху модернизма это была самоубийственная смелость. Критики упрекали его в отсутствии воображения , в том , что он потакает вкусам домохозяек , в том , что он дискредитировал художественный реализм.

Уайет никогда не был модным художником: порой , покупая его картины , кураторы музеев старались делать это без лишнего шума — чтобы не прослыть ретроградами и сохранить реноме. Что касается домохозяек , они отвечали Уайету взаимностью. Его выставки проходили с неизменными аншлагами. «Публика любит Уайета, — писали в 63-м году в одной нью-йоркской газете, — за то, что носы у его героев — там, где им полагается быть».

Эндрю Уайет родился в 1917 году в крошечном городке Чеддс-Форд в Пенсильвании. Его отец - Ньюэлл Уайет - был известным иллюстратором. Известным настолько , что в его деревенский дом , случалось , приезжали погостить такие знаменитости , как Скотт Фицджеральд и Мэри Пикфорд.


Ньюэлл главным образом специализировался на детских книгах. И повседневная жизнь в поместье Уайетов тоже напоминала сказку: дом был битком набит пиратскими сундуками , рыцарскими плюмажами , индейскими томагавками и прочим реквизитом , который был нужен Ньюэллу для работы. Рядовое празднование Хэллоуина в доме Уайетов могло посоперничать с театральной постановкой средней руки. Каждую рождественскую ночь Ньюэлл Уайет , не считаясь с вероятностью бытового травматизма , забирался на крышу в костюме Санты и проникал в собственный дом через дымоход. Он делал все , чтобы разбудить в своих детях воображение и творческое начало.

Впрочем , не только в своих — у Ньюэлла были десятки учеников. Окрестности были густо уставлены мольбертами. Близлежащие амбары , гаражи и все , что только можно , было переоборудовано в художественные мастерские. Случись вам побывать в 20-е годы прошлого века в Чеддс-Форд , вы не прошли бы и ста шагов , не споткнувшись о какое-нибудь перепачканное красками юное дарование.

Неудивительно , что Эндрю начал рисовать едва ли не раньше , чем произнес первое слово. Эндрю Уайет всегда называл отца в числе своих учителей первым. Тем не менее , он быстро понял , что в творческом смысле ему с Ньюэллом не по пути.

Реальность влекла Эндрю Уайета сильнее книжных фантазий. Однако « волшебное» детство не прошло даром: в незатейливом северном пейзаже , в простых обветренных лицах соседей , в паутине заиндевевшей сорной травы он умел разглядеть что-то таинственное , иррациональное и нередко пугающее.

Когда Эндрю было 28 , автомобиль его отца столкнулся на железнодорожном переезде с товарным составом. С тех пор в его полотнах почти всегда угадывалось ощущение утраты. Частой гостьей на них стала незримая , но оттого не менее завораживающая героиня — Смерть.

Не будет большим преувеличением сказать , что Уайет жил затворником. Он не реагировал на нападки критиков , сторонился светской суеты и , казалось , не замечал , что за окнами ревет и беснуется двадцатый век. Однажды Уайету поставили в упрек , что его модели не носят наручных часов — вот как здорово , по мнению столичных искусствоведов , он опоздал на поезд.

Эндрю Уайет очень дорожил таким уединенным и размеренным образом жизни. Он редко покидал Чеддс-Форд (делая исключения для своего летнего дома на океанском побережье штата Мэн). Он рисовал только эти два места. «Из путешествия человек возвращается не тем, что прежде, — говорил он. — Я никуда не езжу, потому что боюсь утратить что-то важное — возможно, наивность».

По большей части Эндрю Уайет коммуницировал с цивилизацией через свою жену — Бетси Джеймс. Бетси хорошо понимала его творчество и к тому же обладала недюжинными организаторскими способностями. В интервью она сравнивала себя с режиссером , в чьем распоряжении оказался лучший в мире актер. Бетси давала картинам названия , она без устали общалась с галеристами и коллекционерами , составляла каталоги — словом , вела бизнес энергичной и твердой рукой. Младший сын художника —Джейми Уайет, тоже художник — шутил , что однажды обнаружил в ящике маминого стола фотографию отца с инвентарным номером на лбу.

Само собой , такой интроверт , как Уайет , ревниво оберегал границы своего мира даже от жены. Иногда — особенно от нее.

В 1986 году Уайет обнародовал серию картин под общим названием « Хельга». В начале семидесятых он познакомился с жившей по соседству с его летним домом в Кушинге Хельгой Тесторф. С тех пор Хельга была его постоянной моделью. Об отношениях (определенно выходящих за рамки профессиональных) знали только пара-тройка близких друзей. Когда журналисты , привыкшие , что от лица Уайета традиционно говорит Бетси , спросили ее , что все это значит , та лаконично ответила: «Любовь». Она была раздосадована: 15 лет жизни , почти 250 картин , и все это вне ее контроля. «Чего она ждала? Чтоб я всю жизнь писал старые лодки?! — говорил позднее Уайет. — Нет, я знаю, я — змея в овсе… Я — мастер уверток…» .

Как бы виртуозно не маневрировал Уайет , всенародная любовь и признание критиков его все-таки настигли. Когда схлынула волна повального увлечения абстракционизмом , стало ясно , что у домохозяек — отменный вкус , что старым лодкам тоже есть , что рассказать , что Эндрю Уайет — один из самых ярких и важных художников в человеческой истории. В 2007-м он получил из рук президента Буша-мл. Национальную медаль — высшую награду Америки в области искусств.

В 2009-м Эндрю Уайет умер во сне в возрасте 91 года. Разумеется , в своем доме в Чеддс-Форд. «Когда я умру, не беспокойтесь обо мне, — сказал он незадолго до смерти, — я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути, который в два раза лучше прежнего» (из статьи Андрея Зимоглядова)

Американская живопись в России практически неизвестна, многие считают, что в США вообще нет искусства, так что на легендарную картину "Мир Кристины" художника Эндрю Уайета я наткнулся совершенно случайно - и был поражен до глубины души. Почти всю свою долгую жизнь (1917 - 2009) Эндрю прожил в штате Мэн, рисовал в основном окружающую природу и знакомых ему людей. С научной точки зрения он творил в стиле реализма , в свете современной моды "магического реализма " (я сразу вспомнил "социалистический реализм" другой эпохи). Его работы вызывали скептическую реакцию критиков, но неизменно нравились обычным людям. В Америке его называли художником простых людей и певцом севера.

Эндрю Уайетт Мир Кристины Andrew Wyeth Christina"s World (1948)


На картине изображена соседка художника Кристина Ольсен. После перенесенного в детстве полиомелита она не могла ходить.

Кристина могла передвигаться в коляске, но тогда бы ей пришлось все время просить близких возить ее. Она не хотела их утруждать, ей хотелось, пусть даже таким образом, но сохранить свободу передвижения, а значит и определенную личную свободу. Эндрю Уайет однажды увидел ее из окна своей мастерской, ползущую домой по полю. В первый момент художник хотел броситься на помощь соседке, но что-то остановило его. Он говорил позже, что Кристина своими нелепыми, но упорными движениями к дому напомнила ему выброшенную на берег и раздавленную раковину омара, который продолжает двигаться к морю. В ее движении он увидел квинтэссенцию внутренней силы Кристины – духовного (нераздавленного) панциря, благодаря которому она с достоинством переносила телесные немощи. Увиденное настолько вдохновило Эндрю Уайета, что он взялся за создание картины. После Кристина еще не раз становилась персонажем, моделью картин художника. Кристина кажется юной, хотя ей было в ту пору 53 года (умерла она в 1969 году).

В 1965 году он даже раздосадованно сказал, что "слишком много сюжета" присутствует в "Мире Кристины". "Лучше бы я обошелся вообще без Кристины", заявил он не без вызова.

Это полотно не только поразило современников и всемирно прославило автора, но и вызвало ожесточенные нападки критиков. Как, впрочем, и всё его творчество. Возмущало отсутствие у Уайета "оригинальности", новаторства, "прогресса", социальной критики и политики, его противостояние моде в искусстве послевоенных лет. Его и в последующие десятилетия упрекали то в иллюстративности, то в излишней чувствительности, "приторной сентиментальности", слезливости, то в болезненном пристрастии к болезненному, ужасному, извращенному, в патологии. Художника, запечатлевшего мир сельской Америки, презрительно уподобляли кумиру домохозяек Марте Стюарт , которая по ТВ и в своем журнале по домоводства дает советы, как обставить дом, как вкусно по-американски готовить... Или в том, что он создает "подобие Вильямсберга", музей старины, на который надо смотреть "с высоты геликоптера".

В 1940 году Эндрю Уайет женился на Бетси Джеймс, которая скоро стала "главой семьи" художника, оказывая на него влияние даже большее, чем отец при жизни, ведала его делами на протяжении почти семи десятков лет, давала дельные советы по части живописи… что, впрочем, не мешало ему, человеку по натуре независимому и "уединенному", создавать многие произведения от нее втайне, и о них она узнавала лишь по прошествии лет.

Он писал пейзажи и портреты обыкновенных людей, которых знал и любил, фермеров. В частности, с 1940 по 1968 год ему позировали Кристина Олсен и ее младший брат Альваро, а начиная с 1948 и по 1979 год он писал портреты своих друзей Карла и Анны Кёрнеров. Немец Карл прошел через первую мировую войну, служил в германской армии… Картину "Карл" 1948 года он считал лучшим из своих портретов.

Distant Thunder (Отдаленный гром - "портрет" жены) 1961

Ферма Кёрнеров тоже стала музеем и доступна посещению. Обе семьи, Олсенов и Кёрнеров, вошли благодаря художнику в историю искусства. Соседскую девочку Сиру Эриксон он рисовал обнаженной много лет, но показал сделанные им ню людям только когда ей исполнился 21 год. Она начала ему позировать обнаженной в 13 лет, не испытывая смущения: "Он весь постоянно в работе, смотрит на тебя как на дерево". Так она вспоминает о своем общении с "Энди" (близкие люди называли его по-простому), когда ей уже исполнилось 32 года.

Он любил писать обнаженную натуру. Не пользуясь в сельской глуши услугами профессиональных натурщиц, он просил позировать ему соседок, молодых и не очень, те доверяли его скромности и целомудрию и не стеснялись его, как то было в случае с Сирой Эриксон. При этом художник не хотел никого смущать эротическими картинами, особенно семьи своих добровольных натурщиц, да и собственную жену. Вот и отлеживались годами полотна и рисунки, сделанные "для себя", прежде чем попасть в поле публичного обозрения. Доходы от продажи двух-трех картин в год удовлетворяли его материальные потребности, и он мог не спешить с обнародованием своих работ.

"Я сознательно не люблю путешествовать. После путешествия вы никогда не возвращаетесь такими же – вы делаетесь более эрудированными… Я боюсь утратить что-нибудь важное для моей работы, может быть, наивность."

Из дневников Эндрю Уайета


Известный и самый спорный американский художник Эндрю Уайет (Andrew Wyeth) представитель реализма, а позже магического реализма, действительно был убежденным домоседом. Проведя всю свою жизнь всего в двух местах Соединенных Штатов, он нисколько не сожалел об этом. Для него холмы и долы родного города Чеддс Форд штата Пенсильвания и городка Кушинг, расположенного на океанском побережье штата Мэн, куда художник с семьей выезжал на лето, были исполнены глубоким смыслом. На его картинах мы увидим пейзажи только этих мест в разную пору года. Хотя сам художник предпочитал писать зиму и осень, считая, что в эту пору года в пейзаже открывается его остов. Для Эндрю Уайета всегда был интересен именно внутренний, скрытый в глубине, каркас на котором держится все остальное. Чтобы прочувствовать, увидеть эту внутреннюю суть, художник мог часами лежать на земле, вглядываясь в маленькую веточку или цветок – «вживался в их бытие».

В творчестве Эндрю Уайета ощутимы черты, свойственные американской реалистической традиции: идеализация фермерской Америки, пристрастие к родным местам, к точности изображения видимого, порою близкое к топографической иллюзорности. Но все это в сочетании с присущим ему тонким поэтическим восприятием реальности позволяет связать его с направлением магического реализма. У Эндрю Уайета всегда чувствуется некая напряженность. Он, скорее, даже сюрреалистичен, нежели реалистичен.

Dil Huey Farm 1941

Blackberry Picker (Сборщик ежевики) 1943

Весенняя красавица (Spring Beauty, 1943)

Quaker Ladies, 1956

Сарита, 1978
Но не только холмы родных окрестностей интересовали Эндрю Уайета. Также пристально вглядываясь в человека, художник не отделял его от окружавшей природы, видя гармонию жизни в невидимой связи каждого из людей с землей, лесом, океаном. Определяющим фактором при выборе персонажей для работ Эндрю Уайета была эмоциональная связь между художником и моделью. Он рисовал только тех людей, к которым испытывал сильные чувства. Это могла быль любовь, восхищение, страх или что иное, но мистер Уайет находился в длительном эмоциональном контакте с героями своих картин. Можно сказать, что все они были частью его биографии.

Говорят, что однажды на просьбу чиновников от искусства СССР передать на его московскую выставку картины с неграми, художник ответил, что не рисует негров, он рисует друзей.


Christinas World (Мир Кристины) 1948
Например, на картине «Мир Кристины», которая сделала его знаменитым, изображена соседка художника Кристина Ольсен. После перенесенной в детстве болезни женщина не могла ходить и всю свою жизнь ползала по дому и усадьбе. Она, конечно же могла передвигаться в коляске, но тогда бы Кристине пришлось все время просить близких возить ее. А ей не хотелось их утруждать, а ей хотелось, пусть даже таким образом, но сохранить свободу передвижения, а значит и определенную личную свободу.

Эндрю Уайет однажды увидел ее из окна своей мастерской, ползущую домой по полю. В первый момент художник хотел броситься на помощь соседке, но что-то остановило его. Он говорил позже, что Кристина своими нелепыми, но упорными движениями к дому напомнила ему выброшенную на берег и раздавленную раковину омара, который продолжает двигаться к морю. В ее движении он увидел квинтэссенцию внутренней силы Кристины – духовного (нераздавленного) панциря, благодаря которому она с достоинством переносила телесные немощи. Увиденное настолько вдохновило Эндрю Уайета, что он взялся за создание картины. После Кристина еще не раз становилась персонажем, моделью картин художника.

Corner of the Woods 1954
Albert"s son 1959

Master Bedroom 1965

Spring Fed 1967
Sea Boots 1976

Full Moon 1980
Adrift (По течению) 1982
Уайета называли художником простых людей и певцом севера. Критики достаточно скептически относились к его творчеству, считая его манеру письма тривиальным отображением действительности. Однако музейные работники скупали его картины и выставки его работ пользовались неизменной популярностью. При всей своей простоте сюжета, картины Эндрю Уайета таят в себе некую загадку, заставляющую вглядываться в изображение, размышлять над ним.

Moon Madness 1982

Airborne 1996


Embers 2000
И несмотря на это, гравюры с изображением произведений Уайета пользовались большой популярностью не только у простых смертных, но и у власть предержащих – среди их владельцев были Дуайт Эйзенхауэр и Никита Сергеевич Хрущев.

В 1955 году Эндрю Уайет стал членом Американской академии искусств и литературы, в 1977 году был избран членом Французской академии изящных искусств, в 1978 году становится почетным членом Академии художеств СССР, а в 1980-м его избирают в Британскую Королевскую Академию. В 1963 году президент Джон Кеннеди наградил художника самой высокой гражданской наградой Америки – медалью Свободы. А в 1970 году Уайет стал первым художником, чья выставка картин прошла в Белом доме при жизни их создателя.


В 2007 году художник был удостоен Национальной медали искусств, которую ему в Белом доме вручил президент США Джордж Буш.


В интервью журналу "Тайм" художник говорил о себе: "Чем дольше я остаюсь с объектом, вещью или живым натурщиком, или пейзажем, тем больше я вижу то, чего прежде в нем не замечал, был слеп. И начинаю проникать в суть, глубже видеть". Отрицая в своем творчестве реализм, он называл себя сюрреалистом: "Пищу не то, что вижу, но то, что чувствую". Говорил, что не чувствует приверженность к какой-то одной школе, считая, что главное в творчестве -- не техника, но эмоциональная напряженность.

Эндрю Уайет прожил долгую и насыщенную жизнь. Родился Эндрю в небольшом городе Чеддс-Форде, в Пенсильвании 12 июля 1917 года пятым ребенком в семье популярного в США художника-иллюстратора и живописца Ньюэлла Конверса Уайета. Будущий художник был болезненным мальчиком и родители, оберегая его здоровье дали сыну домашнее образование. Отец обучал маленького Эндрю не только чтению, письму и математике, но и дал ему первые уроки живописи. «Отец говорил: «Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему». Я очень рано начал рисовать, и отец считал, что колледж художнику не нужен: меня учили приходивший на дом преподаватель, сам отец и его друзья-художники. И он добился своего». Отец учил сына, что в живописи главное колорит, особенно если ты рисуешь такую страну, как Америка. Сын возражал: "Великая страна нуждается не в ярких красках, а в ярких людях. Величие в простоте. А самый простой и естественный цвет - серый, цвет обычной земли, которую истоптал башмак фермера, чье лицо, как и землю, выветрили ветра и лишил колорита пот того, кто на земле трудится". В начале своей карьеры Уайет также немного занимался иллюстрированием книг, как его отец, но вскоре прекратил это.


Сюжет 27, 1930-40
Первая персональная выставка пейзажей 20-летнего Энди в Галерее Макбет (Нью-Йорк) принесла ему триумфальный успех - в течение одного дня все работы были распроданы. Успех сопровождал и следующие выставки акварелей, и привел к избранию Э.Уайета членом Национальной академии дизайна.

Дочь Маги (Maga’s Daughter) (портрет жены), 1966
В это же время он познакомился с девушкой из старинной уважаемой семьи 18-летней Бетси Джеймс. Она устроила ему тест – повела знакомиться с парализованной Кристиной Олсон и инквизиторски следила за его реакцией. Он тоже провел тест – пригласил Бетси на свою небольшую выставку, и спросил, понравилось ли ей что-нибудь. «Эта», - сказала Бетси и показала на ту единственную картину, которой Эндрю гордился. На следующий день он сделал Бетси предложение, которое она приняла, а в 1940 году женился на ней. Бетси Джеймс суждено было сыграть большую роль в его творчестве. Она была не только его моделью, но и секретарем, критиком, консультантом, агентом и близким другом. Она придумывала сюжеты его картин, давала им названия, советовала ему отказаться от ярких красок. В 1943 году у них родился первенец Николас (впоследствии он стал галеристом), а три года спустя - Джеймс, который тоже стал довольно известным художником. Свою жену художник изобразил на картине "Дочь Маги". Кстати, именно жена Уайета, Бетси, позировала ему для картины «Мир Кристины».


Но будучи сама свободной и смелой душой, Бетси, похоже, не заметила, как поработила тоже рвущийся к свободе эльфовский, причудливый дух художника. Она энергично и умело продавала и распространяла его картины, каталогизировала их, создавала архив, пока не вызвала у Уайета ощущение (как он пишет), что он - “предмет купли-продажи”. Младший из двух сыновей Уайетов - Джеми, тоже художник - то ли шутя, то ли серьезно рассказывал, что однажды полез в ящик стола и увидел фотографию отца с номером на лбу. Отношения между супругами напряглись, Эндрю все чаще исчезал с мольбертом. Биограф рассказывает: "Однажды в доме Кёрнеров он услышал незнакомый голос, говоривший по-немецки. Это была Хельга, дочь знакомых Карла, которую наняли помогать по дому. Она была молодой, красивой, естественной, и в ней было обаяние иностранки. Эндрю воодушевился. Дело в том, что он почти сознательно устраивал свою жизнь так, чтобы в ней постоянно создавалось эмоциональное напряжение: восторг, страх, предчувствия, и все - неуемной, заражающей силы... Началась тайная работа над серией картин “Хельга”. Мне и еще двум друзьям он сказал: “Если со мной что-нибудь случится, на чердаке у Кёрнеров - коллекция картин”. Раскрой он свой секрет Бетси, это убило бы его внутреннее возбуждение, и тогда - конец всей затее."

Зима (Winter, 1946)
В октябре 1945-го, отец Эндрю и его трехлетний племянник, погибли, когда их автомобиль застрял на железнодорожных рельсах перед движущимся поездом. Гибель отца подвела черту под юностью Уайета. Откликом на смерть отца стала темпера "Зима". Через два года в штате Мэн, на ферме Ольсенов была написана самая, пожалуй, известная картина мастера "Мир Кристины".

Немец (The German, 1975)
В 1948 Уайет начал писать Анну и Карла Кернеров, соседей по Чeддс-Форду. Их ферма располагалась всего в нескольких ярдах от того места, где погиб его отец. Соседа-немца Карла Кёрнера в детстве и юности Эндрю больше боялся, чем любил. Он привязался к Карлу после смерти своего отца («такие же жестокие немецкие губы», — говорил он). Карл и Анна Кёрнеры отдали Эндрю под студию светлую кладовку. Уайет сделал портрет Карла – один из лучших американских портретов.

Поля, луга, леса и холмы Чеддс-Форда, стали для него не просто родиной, но местом встречи с самой большой любовью. Зимой 1971 года в доме Кёрнеров он услышал новый женский голос, говоривший по-немецки. Это была Хельга Терстоф, 32-летняя дочь знакомых Карла, которую наняли помогать по дому… В жизнь Уайета вошла новая любовь. Началась тайная работа над серией картин «Хельга».


Косы (Braids, 1977, Seattle Art Museum)
В своей автобиографии художник пишет: "И тут на вершине холма показалась маленькая фигурка в зеленом немодном пальто с пелериной. Покрытый жухлой прошлогодней травой, освещенный слепящим зимним светом бесконечный этот холм вдруг приблизился. В этой худенькой женщине, рука которой повисла в воздухе, я увидел себя, свою мятущуюся душу".

По словам Уайета, "это был решающий, поворотный момент в его жизни". Он смотрел в ее серые задумчивые северные глаза и понимал, что вновь хочет жить и писать. Он спросил: "Как тебя зовут?". Но сердце уже знало - как бы ее ни звали, где бы она ни жила, - он не в его силах забыть эти светлые волосы, этот нежный пшеничный пушок над ее верхней губой, этот застенчивый румянец на бледных щеках. "Человек, освобожденный от случайных обстоятельств времени", вот, пожалуй, тема его работ с Хельгой.


Overflow, 1978
«Я отличаюсь от большинства художников тем, что мне необходим личный контакт со своими моделями… Я должен быть очарован. Сражен. Именно это произошло со мной, когда я увидел Хельгу».

Любовники (Lovers, 1981)
Наверное, это была самая большая, самая сильная любовь в его жизни и, пожалуй, исключительное, если не единственное, явление в истории американской живописи. Свою любимую модель - немку Хельгу Тесторф с соседней фермы, он рисовал, скрывая свою работу от всех. Не знала об этом ни жена Эндрю Бетси Уайет, ни муж Хельги Джон Тесторф. Все картины и рисунки хранились у друга и ученика Уайета Джорджа Веймута («Фролика»), жившего поблизости. Это была его главная тема и главная любовь всей его жизни. С 1971 по 1985 год Уайет написал 247 работ, посвященных Хельге: 47 картин (темпера) и 200 акварелей и рисунков.
On Her Knees (Siri), 1987
Когда Бетси увидела картины, она была ранена сильнее, чем Эндрю мог предположить. Журналисты привыкли обращаться к Бетси, как к споксмену Эндрю Уайета, и когда на открытии выставки они замучили ее вопросом «что всё это значит?», она коротко ответила: «Любовь». А дальше все, что мы имеем, - лишь обрывки сведений. Читаем в биографии Меримена “Засекреченная жизнь Эндрю Уайета”: "Эндрю говорил друзьям о Бетси то с раскаянием, то с раздражением: “Чего она ждала? Чтоб я всю жизнь писал старые лодки?!. Нет, я знаю, я - змея в овсе. Я - мастер уверток. Художник не должен жениться - где начинается брак, там кончается роман. Единственным мудрецом среди американских художников был Уинслоу Хомер, проживший всю жизнь холостяком."


Интуиция и воображение - более верный способ познания истины, нежели абстрактная логика или научный метод. Вслед за Уитменом художник Уайет выводит американское искусство ХХ века на мировой уровень, потому что видит в каждом человеке черты, которые свойственны не только жителям Америки, но и всем людям Земли. В простой женщине Хельге, которая трудилась на соседней ферме, он открывает целый мир и воспринимает его как часть Вселенной. Даже рисуя ее обнаженной, он как бы понимает, что это всего лишь часть того материка, который называется душа. Глаза Хельги, ее неповторимая грустная улыбка пронизаны особым ощущением жизни. Через свою любовь художник размышляет о старости, юности, о смерти и жизни. Об их отношениях можно было догадаться по долгим прогулкам в окрестностях Мэна, которые так любили Эндрю Уайет и Хельга. Она шла, и все время глядела вперед, что-то высматривая, часто не могла разглядеть и оборачивалась на Эндрю. А он торопливо делал зарисовки. В его глазах Хельга видела отражение того, что впереди, а он к этому отражению добавлял что-то от себя. Что они искали на этом маленьком пятачке Чеддс-Форда под огромным снежным небом над головой? Здравый смысл? Счастье? Или мир и покой, в котором так нуждается человеческое сердце? Самые обыкновенные вещи: поворот головы любимой, ветер за ее спиной, открытое окно - Уайет с великой силой художника сумел поднять на необычайно эмоциональную высоту. Он, как сэлинджеровский герой Холден Колфилд, бережно охраняет свою девочку, играющую во ржи. Конечно, опыт поколений не прошел для Уайета даром, в его творческом сознании произошел своеобразный сплав, и в портретах Хельги можно с одинаковым успехом видеть и дюреровскую законченность, и ренессансные принципы картинного пространства. Но это только сумма слагаемых. Главное - не это. Главное - эти всегда живые глаза цвета студеной воды, это ласковое озорство в уголках пухлого рта, и еще ее нежность, как легкий снег, стремительная, летящая...

Убежище (Refuge, 1985)
Мудрая Бетси самоотверженно заявляла, что “искусство важнее отношений”. Тем не менее, сделав это мудрое заявление, она практически ушла из дома. Она проводила большую часть времени или в Нью-Йорке, или в Мейне, где устроила дом по своему вкусу. Они чаще перезванивались, чем виделись. Уайет писал Хельгу еще пять лет, то есть всего - пятнадцать, но... В конце концов Уайет исчерпал этот источник… У него появились другие модели: Энн Колл, Сюзан Миллер. Он вернулся к пейзажам. Но Хельга - не Бетси, для нее внимание и любовь Эндрю стала единственным смыслом жизни, и, брошенная Уайетом, она впала в глубочайшую депрессию. Уайет нанял ей сиделку, устроил на несколько месяцев в психиатрическую лечебницу и в итоге съехался с ней. “У меня теперь две жены, - говорил он другу. - В моем возрасте я могу делать все, что хочу”. Он жил то с Хельгой в своей студии в помещении старой школы, то переезжал к сестре, и тогда Хельга снова впадала в депрессию. Старый друг Эндрю Уильям Фелпс писал о нем в письме: “Эндрю загорается людьми, испытывает к ним теплые чувства. Но я сомневаюсь, чтобы он их любил”. В середине 1980-х годов он написал картину «Убежище»: Хельга, в пальто, с опустошенным лицом, стоит, прислонившись к стволу дерева. Это было прощание.

Омен (Предзнаменование), 1997
В последние годы жизни один журналист спросил у Уайета, пригласит ли он Хельгу на свое 90-летие? И Уайет воскликнул: «Обязательно! Ведь она уже стала членом моей семьи!..». И он действительно пригласил ее… Есть фотографии, на которой они сидят вместе за столом: уже очень старый Уайет, одетый во все черное, и пожилая Хельга в ослепительно белом меховом манто. Оба они смеются, глядя в объектив фотоаппарата…


«Великая страна нуждается не в ярких красках, а в ярких людях. Величие в простоте. А самый простой и естественный цвет — серый, цвет обычной земли, которую истоптал башмак фермера, чье лицо, как и землю, выветрили ветра и лишил колорита пот того, кто трудится на земле.»
Трость (Walking Stick, 2002)
Умер художник в 2009 г. в возрасте 91 года. В последние годы жизни он перестал давать интервью и появляться на публике, говоря: «Всё, что я мог сказать, уже висит на стенах».

Иной мир (Other world, 2002)
Закончу еще одним высказыванием художника. «Когда я умру, не беспокойтесь обо мне. Я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути. Который в два раза лучше прежнего ».
Доктор Син, 1981
Рассказать друзьям