Правило трех единств в мещанин во дворянстве. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии. «Мещанин во дворянстве» черты классицизма

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Комедия «Мещанин во дворянстве » имеет много особенностей классицизма.

«Мещанин во дворянстве» черты классицизма

  • пьеса разделена на пять действий с четкой привязкой каждой из них к главным этапам развертывания сюжета;
  • соблюдено правило трех единств
  • персонажи пьесы делятся на положительных и отрицательных, в их характерах четко определяется доминирующая черта, а главная проблема, которую ставит комедия, имеет воспитательную функцию.

Соблюдение правил классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве»

  • Единство места (все события происходят в парижском доме господина Журдена);
  • единство времени (действие ограничивается одними сутками);
  • противопоставление отрицательных и положительных персонажей;
  • разоблачаются социальные и человеческие пороки

Нарушение правил классицизма «Мещанин во дворянстве»

  • Нарушено правило трех единств (Не выдержано единство действия. Конечно все события разворачиваются вокруг личности главного героя. Но кроме сюжетной линии влюбленного господина Журдена в комедии разворачиваются еще три линии: Люсиль и Леонта, Доранта и Доримену, Николь и Ковьель);
  • Нарушены жанровые границы

Особенности жанра »Мещанин во дворянстве»

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» по своим содержательным признакам относится к жанровой группы высокой комедии, то есть до произведения, в котором комичность изображаемых ситуаций сочетается с серьезной моральной проблематикой.

Вводя в комедии многочисленные песни, танцы, музыкальные интермедии, Мольер, однако, не превращает свою пьесу на чисто балетное действо.

Все музыкально-танцевальные вкрапления в сюжет комедии прежде дополняют характеристики героев, подчеркивая те или иные их черты, создавая необходимый автору эмоциональный колорит и одновременно пародируя тематику и стиль тогдашней салонной литературы. Впитывает в себя мольеровская пьеса и жанровые признаки распространенных в то время комедии характеров и комедии нравов. Если в комедии характеров ставилась задача раскрыть морально-психологическое состояние героя, то в комедии нравов высмеивались традиции, предпочтения определенного общественного слоя.

В «Мещанин во дворянстве» главный интерес зрителя прикован не столько к сюжетной интриги, которая мотивирует развитие событий, сколько к персоне самого Журдена, его мыслей, переживаний, а также с общими нормами и правилами поведения двух представленных в пьесе слоев тогдашнего французского общества — буржуа (мещан) и дворян. Есть в пьесе Мольера и отзывы итальянской комедии дель арте и старофранцузского фарса, в частности в приеме введения характерных для этих жанров параллельных влюбленных пар — хозяев и их слуг. И все эти многочисленные и разноплановые жанровые элементы построения пьесы подчинены одной главной цели — созданию комедии, в которой бы гармонично сочетались профессиональные художественные качества комедийного жанра с высоким гражданским призванием художника — указывать обществу на моральные проблемы, которые нуждаются в исправлении.

В мольеровская комедии соблюдены классицистические требования.

Художественные особенности комедии Мольера Мещанин во дворянстве

В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII века.

В историю мировой литературы Мольер вошел как основатель «высокой комедии». Мольер создал художественно совершенные комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами. В основе сюжетов его комедий лежит конфликт, известный классицистам, - противостояние страстей здравому смыслу. В основе комизма - несоответствие реальных событий, как они воспринимаются персонажами. Эту общую комичную установку Мольер насыщает исторически достоверными персонажами, раскрывает наиболее типичные характеры.

Как художник в свое время Мольер хорошо понял, в чем нуждается публика, и создавал пьесы, которые пользовались популярностью. Талант его заключается в том, что, развлекая зрителя, он его воспитывает, обращает к моральным ценностям. Имена многих его персонажей стали общими и означают человека, которому присущи те или другие черты.

Яркий образ создает Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве». Главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: семью, деньги, здоровье. Но Журдену захотелось стать дворянином. Это становится его маниакальной идеей, которая наносит немало хлопот его семье, но нравится целой куче шарлатанов, которые кормятся за его счет и потешаются над ним: парикмахеры, сапожники, «учителя» этикета. Пользуется прихотью Журдена и аристократ Дорант. Он знает, что Журден влюбленный в благородную Доримену, с которой он и сам не прочь обручиться. Дорант приводит Доримену в дом Журдена, где их ожидает роскошный обед. От своего имени он дарит красавице драгоценности, которые передал ему для Доримены Журден. Возникает комичная ситуация, герои говорят, не понимая друг друга, каждый о своем: Доримена думает, что драгоценности подарил Дорант, и возмущается, когда Журден приуменьшает их ценность, желая выглядеть скромным в глазах своей избранницы. Желание стать дворянином лишает Журдена остатков здравого смысла: он не дает согласие на брак своей дочери Люсиль с Клеонтом только потому, что он не дворянин. Но остроумный слуга Клеонта находит выход. Он переодевает своего хозяина турецким пашой, сватает за него Люсиль. Комедия завершается настоящим праздником веселья. Все герои получают то, к чему стремились: три пары влюбленных соединяются (Клеонт и Люсиль, Дорант и Доримена, Ковьель и Николь), а Журден становится, хотя и причудливым, но дворянином.

Мольера справедливо называли автором «высокой комедии». «Мещанин во дворянстве» - яркое тому доказательство. За смешными событиями комедии прячутся серьезные выводы, а комичные образы становятся сатирическими. Поведение Журдена, Доранта обусловлено их положением в обществе. Журден стремится стать дворянином, чтобы доказать всем и себе свою значимость. Но Мольер показывает, что человека нужно ценить таким, каким он есть, что каждый должен делать в жизни свое дело. Дорант - аристократ, но ничего, кроме титула, у него нет: ни денег (их он берет в долг в Журдена), ни аристократических, возвышенных чувств. Он использует Журдена, чтобы произвести на Доримену впечатление богача. Маркиза дает согласие на брак потому, что считает Доранта действительно тем, за кого тот себя выдает. Ее разочарование автор мудрено вынес за пределы комедии.

В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, но он не является залогом нравственности человека. На примере негативных персонажей автор показывает, что коварный, лицемерный человек может быть умным, и побеждают всегда человеческие добродетели.

«Мещанин во дворянстве» - комедия-балет, созданная великим Мольером в 1670 году. Это классицистическое произведение, дополненное элементами народного фарса, чертами античной комедии и сатирических композиций эпохи Возрождения.

История создания

Осенью 1669 года Париж посетили послы султана Оттоманской порты. Турков встречали особо помпезно. Но украшения, эффектная встреча и роскошные апартаменты не удивили гостей. Более того, делегация заявила о том, что прием был скуден. Вскоре оказалось, что посетили палац не послы, а самозванцы.

Впрочем, обиженный король Людовик все же потребовал у Мольера создать произведение, где бы высмеивались помпезные турецкие обычаи и специфические нравы восточной культуры. Понадобилось всего 10 репетиций и королю была продемонстрирована пьеса «Турецкая церемония». Спустя месяц в 1670 году в конце ноября спектакль презентовали в Пале-Рояль.

Однако, талантливый драматург спустя некоторое время кардинально трансформировал первоначальную пьесу. Кроме сатиры на турецкие обычаи, он дополнил произведение размышлениями на тему современных нравов дворян.

Анализ произведения

Сюжет

Господин Журден имеет деньги, семью и хороший дом, но он хочет стать истинным аристократом. Он платит парикмахерам, портным и учителям, чтобы те делали из него почтенного дворянина. Чем больше слуги его хвалили, тем больше он им платил. Любые капризы господина воплощались в реальность, при этом окружающие щедро хвалили наивного Журдена.

Учитель танцев обучал минуэту и искусству правильно клонятся. Это было важно для Журдена, влюбленного в одну маркизу. Учитель фехтования рассказывал, как правильно наносить удары. Его обучали правописанию, философии, познавал тонкости прозы и поэзии.

Облачившись в новый костюм, Журден решил прогуляться по городу. Госпожа Журден и служанка николь заявили мужчине, что выглядит он, как шут и все носятся с ним лишь из-за его щедрости и богатства. Возникает перепалка. Появляется граф Дорант и просит Журдена одолжит тому еще немного денег, несмотря на то, что сумму долга и так довольно солидная.

Молодой человек по имени Клеон любит Люсиль, которая отвечает ему взаимностью. Госпожа Журден согласна на брак своей дочери с ее возлюбленным. Господин Журден, узнав о том, что Клеонт не дворянского происхождения, резко отказывает. В этот момент появляется граф Дорант и Доримена. Предприимчивый авантюрист ухаживает за маркизой, передавая подарки от наивного Журдена от своего имени.

Хозяин дома приглашает всех за стол. Маркиза наслаждается вкусными угощениями, как вдруг появляется жена Журдена, которую отправляли к сестре. Она понимает, что происходит и устраивает скандал. Граф и маркиза покидают дом.

Сразу же появляется Ковьел. Он представляется другом отца Журдена и настоящим дворянином. Он рассказывает о том, что в город прибыл турецкий наследник престола, безумно влюбленный в дочь господина Журдена.

Чтобы породниться Журдену нужно пройти обряд посвящения в мамамуши. Затем появляется и сам султан - переодетый Клеонт. Он разговаривает на вымышленном языке, а Ковьель переводит. Затем следует смешенная церемония посвящения, дополненная нелепыми ритуалами.

Характеристика главных героев

Журден - главный герой комедии, буржуа, желающий стать дворянином. Он наивный и непосредственный, щедрый и безрассудный. Идет напролом к своей мечте. С радостью одолжит денег. Если его разозлить, мгновенно вспыхивает, начинает кричать и скандалить.

Он верит во всесилие денег, поэтому пользуется услугами самых дорогих портных, надеясь, что именно их одежда «сделает свое дело». Его дурачат все: от слуг до близких родственников и лжедрузей. Грубость и невоспитанность, невежество и вульгарность весьма заметно контрастируют с претензиями на дворянский лоск и изящество.

Жена Журдена

Жена самодура и лжедворянина в произведение противопоставляется своему мужу. Она воспитана и полна здравого смысла. Практичная и утонченная дама всегда достойно себя ведет. Жена пытается направить своего супруга на «путь истины», разъясняя ему то, что все его используют.

Она не заинтересована в дворянских титулах, не помешана на статусах. Даже свою любимую дочь госпожа Журден желает выдать за человека равного по статусу и уму, чтобы ей было комфортно и хорошо.

Дорант

Граф Дорант представляет благородное сословие. Он аристократичен и тщеславен. Водит дружбу с Журденом исключительно из корыстных побуждений.

Предприимчивость мужчины проявляется в том, как он ловко присваивает дары влюбленного Журдена, презентованные маркизе, как свои собственные. Даже подаренный бриллиант он выдает за свой подарок.

Зная о розыгрыше Ковьеля, он не спешит предупредить друга о коварных планах насмешников. Скорее наоборот, граф сам вдоволь потешается с глупого Журдена.

Маркиза

Маркиза Доримена - вдова, представляет знатный дворянский род. Ради нее Журден обучается всем наукам, тратит немыслимые деньги на дорогие подарки и организацию светских раутов.

Она полна лицемерия и тщеславия. В глаза хозяина дома она говорит о том, что он понапрасну столько потратил на прием, но в то же самое время с удовольствием наслаждается деликатесами. Маркиза не прочь принять дорогие подарки, но при виде супруги своего ухажера, притворяется смущенной и даже обиженной.

Возлюбленные

Люсиль и Клеонт - люди нового поколения. Они отличаются хорошим воспитанием, умны и находчивы. Люсиль любит Клеонта, поэтому узнав о том, что ее будут выдавать замуж за другого искренне противится.

Юношу действительно есть за что любить. Он умен, благороден по манерам, честный, добрый и любящий. Он не стыдиться своих родных, не гонится за призрачными статусами, открыто заявляет о своих чувствах и желаниях.

Комедия отличается особо продуманным и четким строением: 5 действий, как того и требуют каноны классицизма. Одно действие не перерывается второстепенными линиями. Мольер вводит в драматическое произведение балет. Это нарушает требования классицизма.

Тема - свихнутость господина Журдена на дворянских титулах и благородстве. Автор критикует в своем произведении аристократический лад, унижение буржуазии перед классом, который якобы господствует.

Разделы: Литература

“Поскольку назначение комедии состоит в том,чтобы развлекать людей, исправляя их, я рассудил, что по роду своих занятий я не могу делать ничего более достойного,чем бичевать пороки моего века...”.

Ж.-Б. Поклен

Оборудование: портрет Ж. Б. Мольера, тексты комедии "Мещанин во дворянстве", слайдовая презентация, запись сюиты Штрауса “Мещанин во дворянстве”, шахматная доска, таблица.

Цели урока.

1. Рассмотреть пьесу Мольера “Мещанин во дворянстве” как классицистическое произведение.

2. Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы.

3. Проанализировать эпизоды пьесы, выражающие авторское понимание своей задачи как драматурга.

4. Воспитывать критическое отношение к себе, окружающим и действительности.

1. Вступительное слово учителя.

2. Театр Мольера.

Сравнение с шахматной игрой.

3. Принципы классицизма.

4. Характерные черты классицизма в тексте.

5. Сообщение ученика “Особенности эпохи”.

6. Слайд “Два мира”.

7. Идейно-художественное своеобразие пьесы.

8. Вывод по уроку. Особенности пьесы.

9. Актуальность пьесы.

Ход урока

1. Театр Мольера

Живут в веках гордые колонны древнегреческого Парфенона, многоцветно сияют витражи Собора Парижской Богоматери, высятся статуи Микеланджело, приводит в трепет и ныне “Сикстинская Мадонна” Рафаэля… (Слайды)

Пока физически невредимы гранит, мрамор и краски – незыблемы и сами творения резца и кисти.

У театра этого свойства нет. Он бессилен перед неумолимым ходом времени. И должен умереть в тот миг, когда иссяк срок самого представления, но зато он обладает чудодейственным свойством воскрешения из мертвых… Сценический образ, как легендарная птица феникс, возрождается из пепла, герои вновь поднимаются на сцену, и театральная ветвь снова зеленеет и распускается цветами. Быть сразу в двух эпохах – такова норма классической драмы, и театр – посредник между гениями прошлого и нами.

2. Объявление темы, цели урока. Эпиграф (Слайды)

Девиз классицистического театра: “изображая и высмеивая, воспитывать”. Как мы сегодня понимаем эти слова?

Перед вами шахматная доска. Что общего в шахматной игре и классицизме?

Назовите принципы классицизма. (Слайд)

Назовите характерные черты классицизма в пьесе. Докажите примерами из текста?

Почему М. обратился к этой теме?

Сообщение ученика “Особенности эпохи 17 в.”. (17 век - это время расцвета абсолютной монархии во Франции…).

Прежде чем обратиться к содержанию пьесы, попробуем увидеть эту непростую эпоху в остановленных мгновениях на полотнах западноевропейских художников 17-18 веков. Репродукции картин сгруппированы на доске следующим образом: одна часть - картины, отражающие жизнь придворных кругов, так называемые “галантные празднества”, другая представляет сюжеты из жизни торговцев, богатых ремесленников.

Два мира. (Презентация).

Два мира мы увидели в этих остановленных мгновениях: мир аристократов и мир буржуазии, так называемого третьего сословия.

К какому из них принадлежит главный герой комедии Мольера. Почему вы так решили? (Мир Ж.- мир покоя и уюта,комфорта, простых радостей и удовольствий. Люди, представляющие его, довольны, богаты, но просты в своих нравах.)

Есть ли в этом мире что-нибудь привлекательное. Что в нём главное? (Конечно, есть. В этом мире можно не притворяться, всё достаточно просто и понятно, деньги дают возможность получать от жизни все её радости. Ведь достаток, комфорт, уют – главные ценности этого мира)

Кто представляет его в комедии Мольера? (Журден, г-жа Ж, Люсиль, Клеонт)

Почему Ж. тянет в другой мир? Чтобы ответить на этот вопрос, взглянем на другую половину нашей выставки. Как выглядит этот мир в глазах мещанина?

(И на картинах, посвящённых жизни придворных кругов, повторяются те же сюжеты: пиршества, концерты, гулянья и т.п. Но они более изысканны, утончённы, одежды героев роскошны, позы и жесты жеманны, иногда даже искусственны. Всё это больше похоже на праздник, на карнавал, чем на повседневную жизнь. Может быть и вся жизнь аристократов - бесконечный праздник?)

Всё это так привлекательно и заманчиво для мещанина!..

Что ещё привлекает Ж. в мире дворян-аристократов?

В высшем свете Ж. привлекают изысканные манеры, изящные костюмы, приобщение к культурным ценностям, возможность общения со знатью и приближение к самому придворному кругу.

Кто представляет этот мир в комедии Мольера?

(Дорант и Доримена. Они одеты по последней моде….Это те люди, которые являются для него воплощением аристократического мира). Но с другой стороны…

Вывод. Какой вывод следует из того, что вы сказали? (Вывод, который делает Мольер, заключается в том, что дворяне, служившие Журдену образцом, вовсе недостойны его, что аристократы - плуты, воры, бездельники. Журден стоит морально выше их, он чище в своих помыслах и образе жизни).

На партах лежат карточки (озвучить). Подберите к данным словам контекстные антонимы, опираясь на текст. Вспомните, какие слова называются контекстными антонимами. (Контекстный антоним – лексическое средство выразительности. Слова противоположные по значению в контексте; словесные пары со взаимно противоположным значением в конкретном тексте)

Особенности характера Журдена.

Глупость – сметливость (чтение диалога).

Невежество – стремление к знаниям.

Прозаичность, косность – чувство языка.

Подражание дворянству – стремление к преодолению мещанской ограниченности.

Тирания, самодурство – чувство семьи.

Вывод. Образ Журдена неоднозначен. Странно. В эпоху классицизма невозможно было появление такого героя (он должен быть только отрицательным или только положительным). Как невозможно появление такой фигуры (на шахматную доску поставить чёрно-белую пешку) в шахматной игре. А у Мольера так получилось… Это является одной из особенностей в тв-ве Мольера. Раньше такое было невозможно.

Журден будто примеряет маску. Маска дворянина, а сущность мещанина. На протяжении всей пьесы М. использует противоречие между видимостью (дворянин) и сущностью (мещанин) господина Ж.

Какая черта явно доминирует в образе Ж?

(Чудачество…. Давайте выстроим цепочку нарастания смыслового и эмоционального значения. Чудачество –– страсть – мания - этот стилистический приём называется градацией.

Градация расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения как стилистический прием. (Запись на доске)

3. Идейно-художественное своеобразие пьесы.

Назовите основную идею пьесы (в словах какого героя пьесы она сформулирована).

(Клеонт: “Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание, - подобный род воровства, по-видимому, вошёл в обычай. Но я на этот счёт, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе Небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, - это, на мой взгляд, признак душевной низости”)

К этими словами оппозиционирует чудачеству главного героя. Так ли это. Что происходит в конце пьесы. (Клеонт идёт на обман…)

Обратимся к особенностям композиции.

3. Вывод по уроку. Особенности пьесы.

В чём особенность жанра произведения?

1. Комедия-балет (отрывок).

2. Какой приём из комедии дель-арте ввёл автор? (Сцена “любовная досада” – диалог)

Кто над кем смеётся в этой сцене? Автор и зрители смеются над всеми, т.к. индивиды относятся к своим целям крайне серьёзно, они выступают” как объект чужого смеха”. Карнавальный же смех предполагает, герой смеётся над собой вместе со всеми. Сатирический и карнавальный смех довольно сложно сочетаются в пьесе.

Комедия дель-арте (в которой объединяется слово, танец, пантомима, музыка, изобразительное искусство, и черты комедии характеров, построенной на изобличении черт характера, которые вызывают смех).

Мольер стоял у истоков комической оперы - оперного жанра.

3.Отход от рамок классицизма. Нет абсолютно положительного и отрицательного героя.

4. Образ главного героя неоднозначен.

5. Две сюжетные линии. (Почему две? Первый сюжет представляет традиции французского фарса – М. изображает утратившего разум отца семейства, желающего приобщиться к дворянскому обществу. Вторая линия Клеонта и Люсиль. Она дважды пародийно оттенена - Николь и Ковель, Дорант и Доримена). Нарушает ли Мольер каноны классицизма? Нет. Обе линии связаны. Комедия характера предстаёт на фоне комедии нравов (худ. своеобразие).

6. Создал жанр социально-бытовой комедии , (сатира) в которой буффонада, юмор сочетались с изяществом и артистизмом.

8. В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, но он не является залогом нравственности человека.

9. Веселый, жизнерадостный смех у Мольера сочетается со смехом трагикомическим и сатирическим.

10. Создал “комедию характера” на фоне “комедии нравов”.

11. Актуальность. Мольер - мостик из прошлого в будущее. Чем сегодня современному читателю, зрителю может быть интересна пьеса. Актуальна ли она?

Классицизм формируется во Франции в конце XVI века. Связано это литературное направление с именем поэта Малерба. Его перу принадлежат высокие оды. Дальнейшее же развитие можно увидеть в творчестве таких авторов, как Корнель, Лафонтен, Расин, ну и, конечно, Мольер. Черты классицизма легко найти и в знаменитой комедии великого драматурга «Мещанин во дворянстве».

Классическая комедия всегда отражала повседневную жизнь в ее обычных бытовых проявлениях. Причем, чаще всего в отрицательных. Герои же – люди, далекие до нравственного идеала. Их несостоятельность показывалась при помощи смеха, либо доброго, либо же злого, сатирического. Цель комедии классицизма – высмеять недостатки, отрицательные качества человека, такие, как лень, глупость, грубость, расточительность, чудаковатость.

Но все же комедии имели и общественную значимость. Идеальным человеком был тот, который выше личных ставил государственные интересы. Черты, выходящие за рамки таковых, также высмеивались на страницах произведений.

В комедии « » показана попытка буржуа вырваться из привычного сословного круга и войти в высшее общество. Мольер осуждает Журдена за его стремление жить в аристократической роскоши, пустой и никчемной, за желание разорвать связь с тем окружением, в котором родился и жил. Автор считает, что необходимо сохранить чистые человеческие чувства и не претворяться тем, кем ты на самом деле не являешься.

Таким образом, в этой комедии четко прослеживается принятое в классицизме назначение комедии – через смех воспитывать «отбившихся» представителей общества.

Занимает стабильное положение, которого он сам же и добился, причем постоянным трудом и наличием определенного таланта. Но его претензии просто зашкаливают! Невежество и необразованность толкают Журдена на необдуманный поступок – преклоняться перед чужой, мало известной культурой.

Для комедии Мольера характерно и классическое триединство – времени, места и действия. События разворачиваются в Париже в доме господина Журдена, все время заключено в рамки одного дня. Основные же события показаны вокруг главного героя. В произведение включается и любовная линия, но она имеет второстепенный характер. Это небольшое отклонение от нормы, но благодаря таким нововведениям комедия только интереснее.

Что касается языка пьесы, то в основном он также соответствует принятым в то время канонам. Правда, для раскрытия персонажей, не принадлежащих к аристократическому кругу, автор использует народные обороты речи.

Итак, просмотрев все основные уровни художественной системы, мы видим, что на всех них в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» прослеживаются черты, характерные для классицизма. Их можно обнаружить в композиции, способах изображения героев, средствах выражения комического, речи персонажей.

Рассказать друзьям