Причины и условия организованной преступности. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности - реферат Условия организованной преступности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Причины и условия организованной преступности не своеобразная надстройка над общественными отношениями, которую можно изолировать и отсечь в кратчайшие сроки, а определенный аспект самой этой системы либо побочные, но достаточно устойчивые последствия ее функционирования.

В последнее десятилетие круг и характер детерминант организованной преступности качественно изменился.

Детерминанты организованной преступности связаны с:

а)резким имущественным расслоением в среде населения страны,приобретения особо ценного и престижного имущества.

б)установление взаимовыгодных криминальных связей -- для охраны от конкурентов или их устранения, для использования одних криминальных структур для защиты от других, для совместной деятельности по извлечению максимальной прибыли из легальных и нелегальных экономических операций, для отмывания и вложения средств, полученных преступным путем, и т. д.

в)расширение нелегального рынка для удовлетворения социальнопорнографии, наркотизме, тотализаторе и т. д.) Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2011. - 665 с..

Общественное мнение дезориентировано публикациями о всесилии организованных преступных структур и поэтому, выражая в вербальной и обезличенной форме недовольство положением дел, вместе с тем не побуждает граждан к реальному противостоянию вымогательству или иным посягательствам, возможно, исходящим от организованных преступников.

Еще одна социально неверная тенденция в публикациях относительно преступности вообще и организованной преступности в частности состоит в нарушении оптимального соотношения между резкой и во многих случаях справедливой критикой конкретных недостатков правоохранительной деятельности и показом ее положительных сторон. До достаточно низкой отметки упал и общий показатель доверия населения органам милиции, прокуратуры, судам. Криминогенное влияние этих факторов на создание ситуаций, благоприятных для действий организованных преступников, очевидно.

В частности, организованные преступные структуры целенаправленно создают условия для своего воспроизводства путем распространения в среде населения азартных игр, наркотиков, проституции и т. д. (прямое вовлечение, пропаганда через средства массовой информации, притоносодержательство), что увеличивает численность фонового контингента, поддерживающего организованную преступность и готового оказывать ей услуги.

Создаются молодежные территориальные группировки и банды, служащие начальным этапом приобщения к организованной преступности.

Выборочное изучение молодежных группировок негативной направленности показало, что от 1/3 до 1/2 взрослых, входящих в руководящее ядро этих группировок, как правило, в возрасте 18 -- 24 лет, одновременно входили во «взрослые» организованные преступные структуры и выполняли их задания, используя силу и средства своих группировокВоронин Ю.А. Сущность и тенденции развития организованной преступности Организованная преступность: состояние и тенденции (материалы исследования). Екатеринбург, 2009 г..

Процессы и явления, приводящие к усилению организованной преступности:

Культивирование идей рынка и частной собственности без надлежащего правового обеспечения, неоправданная затяжка принятия основополагающих, законов, обеспечивающих нормальный переход к рынку, в первую очередь по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;

Обнищание и правовой нигилизм большинства населения страны;

Доктор юридических наук, криминолог Овчинский Владимир Семенович считает, что организованные преступные группировки в России продолжают существовать и в настоящее время, но уже в другом виде.

«Наверное, главное отличие новых бандитов в том, что никогда - ни в 1980-х, ни в 1990-х - не было такого масштабного присутствия в ОПГ представителей официальных госструктур.

Можно с уверенностью говорить о том, что у нас в стране нет ни одной «незапятнанной» госструктуры - будь то правительство, министерства, аппарат губернаторов или мэрия.

Особое место в этом “хит-параде” занимают силовые структуры. Даже в лихие 90-е не было такого масштабного вовлечения в ОПГ сотрудников правоохранительных органов.

В качестве иллюстрации можно привести совершенно фантастическое дело подмосковных прокуроров, «крышевавших» игорный бизнес. Я, как бывший начальник Интерпола, утверждаю, что в мировой практике аналогов не существует.

То, чем занимались подмосковные прокуроры, - не просто коррупционная система. Эти люди на себе замкнули функции бандитов. Они лично вымогали, лично угрожали, лично приводили бандитов.

Никогда не было такого, чтобы зампрокурора Московской области ушёл в бега и находился в розыске. Это беспрецедентно. И если бы только дело прокуроров.

К примеру, в мае завершился судебный процесс по «братскому» ОПГ, за которым - рейдерство, незаконный лесной бизнес, убийства, рэкет.

Любопытно, что возглавлял «братскую» ОПГ бывший депутат от «Единой России», известный бизнесмен Вадим Маляков, инициатором заказных убийств был начальник УВД Братска Владимир Утвенко, исполнители - милиционеры и бандиты, координатором был депутат от ЛДПР Александр Загороднев

Чтобы понять причины происходящего, нужно вспомнить историю.

Я как практик могу утверждать, что уже в 80-х годах, когда появились первые признаки преступной организованности, в силовых структурах начали заниматься этим вопросом.

К середине 80-х годов руководство МВД направило на места секретные директивы о борьбе с особо опасной формой организованной преступности - организованными группами.

Потом, в 1988 году, начали создаваться спецподразделения по борьбе с оргпреступностью. В итоге преступность удавалось сдерживать. Однако с 2008 года ситуация резко изменилась. Подразделения по борьбе с оргпреступностью - УБОПы - были ликвидированы.

Специалисты считают, что в 2008 году, после ликвидации этих спецподразделений, ситуацию одним махом вернули на 20 лет назад.

В результате этого необдуманного шага мы потеряли структуры, которые должны заниматься оргпреступностью, а вместе с ними большое количество профессионалов.

Кроме того, дела оперативного учёта в отношении организованных бандитских группировок были потеряны или уничтожены. Хотя общественность уверяли, что все сохранено. В масштабах страны бесконтрольными остались до 80 000 активных членов организованных преступных групп.

Я недавно проанализировал статистику Верховного суда за период с 2004 по 2009 год.

Получилась страшная картина. К примеру, из совершивших умышленные убийства пожизненное наказание было назначено всего 0,2%.

На 25 лет из них были осуждены только 3-4%. Из 234 000 осуждённых за нанесение тяжкого вреда здоровью, в том числе повлёкшего смерть, максимальный срок получили только двое бандитов.

Из этой же категории осуждённых 37% получили условный срок и остались на свободе. За бандитизм за этот же период привлекались 1180 человек. Из них только три получили максимальный срок. За разбойные нападения были осуждены 147 000 человек. Из них максимальный срок получили только семеро.

За достаточно редкую статью «организация преступного сообщества» были осуждены 440 человек. Из них только 37 мафиози получили максимальный срок.

Но даже те, кто получает максимальные сроки, особо не расстраиваются. Они выходят на свободу по УДО (условно-досрочно) спустя полсрока. Поэтому весь контингент 1990-х годов, который, как нам кажется, сидит, уже давно вышел. Тем более все условия для этого есть»Овчинский В.С. Криминальная Россия. Московский Комсомолец № 25679. 29 июня 2011 г..

Вывод: К основным процессам и явлениям, которые приводят к усилению организованной преступности относятся:

Сращивание главарей и активных участников организованных преступных формирований с представителями законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, бизнеса, коммерции, средств массовой информации и культуры;

Неспособность государства защитить ряд основных конституционных прав и интересов граждан и общества;

Лоббирование интересов отдельных групп ответственными должностными лицами в узкокорыстных целях.

Организованная преступность (ОП) - это высшая форма групповой преступности, это система взаимосвязанных преступлений и их организаторов и исполнителей, которые объединены в устойчивые, иерархические планомерно и целенаправленно действующие преступные структуры (группы, организации, сообщества, ассоциации). Деятельность этих структур носит масштабный характер и направлена на достижение максимальной прибыли из преступного бизнеса или из легального бизнеса, взятого под свой контроль на определенной территории.

Детерминанты организованной преступности.

Анализ юридической и специальной литературы, а также практической деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью позволяет выделить основные причины и условия, порождающие организованную преступность и отметить, что социальные отношения непреступного характера перерастают в преступность при недостатках ее прогноза, выявления и борьбы с социальными отклонениями.

Преступность - продукт общества и относительно самостоятельное социальное явление, имеющее свои специфические характеристики, закономерности, логику развития. Преступность при недостатках борьбы с ней способна к самодетерминации и оказанию обратного отрицательного влияния на породившие ее обстоятельства, в том числе на экономику, социальную ситуацию, политику, духовную сферу, а также на социальные отклонения, усугубляя их и придавая им новые характеристики.

Организованная преступность - это своего рода итог взаимодействия прежних состояний преступности и неблагоприятных социальных условий, сложившихся в том числе и под ее воздействием.

Развитию организованной преступности прежде всего способствует экономическая ситуация, характеризующая недостаточностью решения вопросов, касающихся собственности, полномочий по отношению к государственной собственности (например, самого государства и тех юридических лиц, в ведении которых она находится).

Существенное значение в развитии организованной преступности имеет рассогласованность роста денежных доходов населения и их товарного обеспечения, возникновение и усугубление дефицита денежных средств на все более широкий круг товаров и услуг, а также различия в оплате одного и того же труда, выполняемого работником государственного сектора производства и коммерческого.

На проявление преступности влияют также обстоятельства социального плана. Это и отстаивание социального развития от экономического, и усиливающееся в результате перераспределения доходов социально-экономическое расслоение общества на две полярные группы - одни материально обеспечены значительно лучше, другие - заметно хуже. Представляется, что наличие таких полярных групп в обществе связано, во-первых, с особенностями доходов и гораздо меньше - с расходами; во-вторых, с нарушением принципов справедливости в экономике.

Лучшая материальная обеспеченность отдельных лиц объясняется прежде всего тем, что они по месту работы имеют доступ к материальным ценностям. Сосредоточение значительных материальных средств у небольшой части населения крайне опасно, так как это противоречит принципам справедливости, подрывает значимость трудовой деятельности и ее общественной оценки, дает возможность определенной части населения демонстрировать такой уровень жизни, который не может быть достигнут законным путем, позволяет в первоочередном порядке получать доступ к ряду благ на основе подкупа соответствующих лиц, подрывает престиж закона, доверие к государству, создает социальную напряженность.

Значительно худшая материальная обеспеченность другой категории граждан объясняется их плохой социальной защищенностью, низкой зарплатой. Многие из них не имеют постоянной работы. Часть этих людей злоупотребляет спиртными напитками, уклоняется от общественно полезного труда. Нахождение в люмпенизированной среде, возможно, и заслуженно для тех, кто не желает трудиться и пьянствует, но обществу следует подумать о членах их семей, несовершеннолетних детях, которые поставлены в условия, не способствующие их умственному и физическому развитию, и обречены на то, чтобы пополнять в дальнейшем криминогенную среду.

Организованная преступность стремится к расширению сферы своей деятельности за счет контрабанды наркотиков, оружия и т.п., использованию зарубежного криминального опыта организованных преступных групп.

К основным социальным условиям живучести криминальных организованных форм следует отнести:

  • - противоречия в распределительных отношениях;
  • - ослабление отдельных нравственных и социальных институтов;
  • - недооценку общественной опасности организованной преступности и ее последствий;
  • - отстаивание форм и методов работы правоохранительных органов от изменений качественной стороны преступности.

Противоречия в распределительных отношениях выражаются в такой опасной форме неравенства, когда отдельные граждане разными способами обирают общество, живут прямо или косвенно за счет честных тружеников. Несправедливая, искусственно складывающаяся ситуация материального неравенства является причиной возникновения многих негативных социальных явлений.

Ослабление некоторых социальных и нравственных институтов обусловлено, прежде всего, снижением социальной роли семьи и изменением взглядов на ценности морального характера, установленные нормы поведения. Действие этих факторов приводит к омоложению уголовной среды.

Недооценка правоохранительными органами общественной опасности организованной преступности и ее последствий нередко создает видимость благополучия в борьбе с преступностью и не позволяет принимать правильные управленческие решения.

Отставание форм и методов работы правоохранительных органов от качественных изменений преступности выражено, в первую очередь, в:

  • - потере профессионального ядра, несоблюдении принципа преемственности поколений сотрудников правоохранительных органов, преимущественно полиции, в борьбе с преступностью;
  • - слабой качественной информационно-аналитической базе, что не позволяет учитывать профессиональных преступников, правильно оценивать криминогенную обстановку;
  • - децентрализации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, препятствующей надлежащему взаимодействию служб и подразделений в борьбе с преступностью.

Ситуация в духовной сфере характеризуется присутствием явлений эгоизма, частнособственнических проявлений, недоверия к официальным институтам государства, их возможностям удовлетворить насущные потребности. организованная преступность социальный криминологический

Особо следует сказать о просчетах в самой стратегии и тактике борьбы с преступностью.

Во-первых, недооценивалась и практически не реализовалась последовательно такая сторона борьбы с преступностью, как ее общая организация: анализ положения, определение направлений главных ударов, программно-целевое планирование, его должное ресурсное обеспечение.

Во-вторых, до сих пор не разработано четкого правового документа борьбы с организованной профессиональной преступностью: криминологическая ситуация изменяется быстро, действующий закон ее полностью «не перекрывает».

В-третьих, правильный тезис о предупреждении как главном направлении борьбы с преступностью иногда понимался так, что предупреждение могут заменить правоохранительные меры. Между тем, предупреждение и правоохранительная деятельность - это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие виды деятельности.

В-четвертых, предупреждение преступлений зачастую сводилось к общим беседам, предостережениям и т.п., без грамотного объяснения причин и условий их совершения соответствующего воздействия на факторы, способствующие совершению тех или иных преступлений. Психологическая и профессиональная подготовка работников правоохранительных органов не соответствует требованиям жизни. Призывы к усилению борьбы с преступностью, в частности с ее организованными формами, не подкрепляются в организационно-ресурсном отношении, связанные с:

  • - недооценкой проблемы организованной преступности. Она выражается в первую очередь, в слабом знании, получении достаточной информации практическими работниками на местах общей картины, отражающей процессы консолидации, кооперирования, профессионализации криминальной среды;
  • - недостаточно активным и целенаправленным оперативным поиском лиц;
  • - возможными участниками организованного преступного сообщества, в том числе и в местах лишения свободы;
  • - отсутствием опережающего поиска со стороны органов внутренних дел сфер приложения преступной активности;
  • - недостатками в контроле за деятельностью особо опасных лидеров в местах лишения свободы;
  • - недочетами в работе по развенчиванию деятельности особо опасных лидеров преступных сообществ, как в условиях свободы, так и в исполнительных учреждения.

Причинами и условиями существования организованной преступности также являются:

Против правоохранительных органов организованная преступность ведет работу по трем направлениям:

  • 1) умышленная дискредитация и ослабление позиций правоохранительных органов;
  • 2) слежка за мероприятиями, проводимыми правоохранительными органами по борьбе с преступностью;
  • 3) стремление втянуть в преступные махинации отдельных сотрудников правоохранительных органов.

Все выше перечисленное краткро:

Организованная преступность -- это форма преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами и преступными сообществами), имеющими иерархическую структуру, материальную и финансовую базу и связи с государственными структурами, основанные на коррупционных механизмах. К первоочередным причинам развития организованной преступности можно отнести следующие процессы:- сращивание главарей и активных участников организованных преступных формирований с представителями законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, бизнеса, коммерции, средств массовой информации и культуры;- неспособность государства защитить ряд основных конституционных прав и интересов граждан и общества;- культивирование идей рынка и частной собственности без надлежащего правового обеспечения;- неоправданная затяжка принятия основополагающих законов, обеспечивающих нормальный переход к рынку, в первую очередь по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;

  • - обнищание и правовой нигилизм большинства населения страны;- лоббирование интересов отдельных групп ответственными должностными лицами в узкокорыстных целях. Условия преступности - это совокупность явлений, которые сами по себе не могут породить преступность, но служат обстоятельствами, способствующими ее возникновению и существованию. Условия преступности подразделяются на три основные группы:
    • 1) сопутствующие условия, - те, которые образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени;
    • 2) необходимые условия, - без которых событие не могло бы наступить;
    • 3) достаточные условия - комплекс всех необходимых условий.

Объективные условия преступности - недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие действие субъективных и объективных причин преступлений. Субъективные условия преступности - это демографические, социально-ролевые и психологические особенности населения. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные, позволяет выявить возможность воздействия внешних факторов на человеческое поведение и влияние внутренних, личностных особенностей индивида на его поступки.

Причины и условия тесно связаны между собой и необходимы для возникновения преступности. Те факторы, которые выступают в качестве причин, без соответствующих условий не могут породить преступность. Связь причин и условий называют детерминизмом.

Именно взаимодействие причин и условий порождает следствие.

Преступность в России в отличие от стран Западной Европы складывалась в специфических социально-экономических условиях, наложивших на неё свои национальные особенности.

Во-первых, Россия была преимущественно аграрной страной с прочными патриархальными традициями и преобладающим сельским населением.

Во-вторых, она являлась крепостнической державой и по своему экономическому положению долгое время была одним из отсталых государств в Европе, что способствовало усилению эксплуатации народа и возникновению исключительного по своим формам беззакония со стороны официальных властей.

Крайне тяжёлое экономическое и правовое положение крепостных крестьян неизбежно влекло за собой рост преступности, в которой преобладали бродяжничество, грабежи, но главным образом кражи. Воровство - это бич России, это феномен, над разгадкой которого до сих пор бьются многие ученые.

Исследователи, изучавшие преступный мир России, отмечали, что к XVIII в. встречались целые селения воров и разбойников, "изначально, еще при царском режиме, имелись профессиональные виды групповой преступности с некоторой долей организованности". Такое положение было характерно для любого более или менее обжитого места России. К этому же периоду относится появление традиций и "законов" преступного мира, которые сохранились до настоящего времени:

  • - внесение определенных сумм денег при вступлении в "воровское братство", необходимых для поддержания членов групп;
  • - проведение при этом обрядов посвящения; наделение кличками;
  • - общение на жаргоне - "фене" (тайном языке офеней - бродячих торговцев-коробейников) и др.

Известный правозащитник и исследователь уголовного прошлого Российской Империи В. Чалидзе считает, что для изучения организационной структуры воровского мира весьма важны два обстоятельства: то, что их ассоциации ведут свою историю издавна, и то, что этот мир весьма консервативен в почитании своих организационных и этических принципов. Именно эта консервативность позволяет проводить аналогию между воровской организацией и артелью - давнишним русским социальным институтом, дожившим в прежнем виде до начала XX в. и не прекратившим существование и ныне. Для различных артелей (в том числе и воровских) характерны следующие признаки:

  • - "молчаливый" договор участников;
  • - ограничение свободы выхода из артели;
  • - принцип круговой поруки;
  • - равноправие основных членов при приоритете лидера ("атамана", "старшого");
  • - внутренняя система наказаний;
  • - высокая степень информационной замкнутости;
  • - взаимодействие с другими артелями в разделе территории промысла.

В XIX столетие преступный мир России вступил окрепшим, сплоченным, монолитным, имеющим силу противопоставить себя общественному порядку и закону. Его традиции, обычаи, "законы" укрепились в сознании целых поколений правонарушителей. В XIX веке профессионализация преступной деятельности достигла такого размаха, что не было уже проявления общественной жизни, к которому преступный мир не приспособился для своей пользы. К концу XIX в. преступный мир приобрел черты стройной организации.

Однако становлению "российской мафии" мешали отсутствие рынка и сильная военно-политическая государственная власть в Российской Империи, "ломавшая хребты" потенциальным конкурентам.

В предреволюционный период (1917 г.) в условиях экономического и политического кризиса в стране возникла торгово-финансово-промышленно-чиновничья организованная преступность. Черный рынок перекрыл обыкновенный во много раз. Коррупция охватила аппарат, связанный с финансовыми и товарными потоками.

Революция 1917 года и последующие события коренным образом изменили ситуацию в преступном мире России. В первые послереволюционные годы многие профессиональные преступники были выпущены на свободу, ряд из них даже пришел на службу в органы ЧК и милицию. Тем самым были нарушены вековые воровские законы. Одновременно в организованные банды объединялись бывшие сотрудники жандармерии, офицеры разгромленной белой армии.

К концу 20-х годов наблюдался определенный кризис в распределении сфер влияния в преступном мире. Постоянные конфликты между различными группировками диктовали необходимость совершенствования воровских "законов". В результате на базе традиций и обычаев прошлого возник единый воровской "закон", по которому наиболее авторитетных преступников стали именовать "ворами в законе". Именно к этому периоду относятся некоторые принципы деятельности "воров в законе", которые сохранили актуальность до настоящего времени:

  • - решение сложных вопросов коллегиально на "сходках" как в местах лишения свободы, так и "на воле";
  • - возрождение "общака" как материальной базы преступников, образование "ворами в законе" в каждой местности своих баз, общин, "малин";
  • - соблюдение "закона" мести за отход от соблюдения воровских обычаев и традиций.

С середины 30-х годов одновременно с политическим террором были ужесточены репрессивные меры по отношению к профессиональным преступникам. Уголовный мир был вновь загнан в подполье и вынужден был в местах лишения свободы бороться за выживание. "В сталинское время и предвоенные годы профессиональной преступности был нанесен серьезный удар".

Хрущевская "оттепель", либерализация уголовного наказания, попытки первых экономических реформ стимулировали уголовный мир изменить свою направленность. Профессиональная преступность, которая формировалась из шаек уголовников, приобрела в новых социальных условиях совершенно иное качественное состояние, весьма схожее с аналогичным явлением в развитых буржуазных странах. "Во-первых, появилась сетевая структура организации, при которой стал возможен и даже неизбежен раздел сфер и территорий между группами. Во-вторых, произошло сращивание преступников общеуголовного профиля с расхитителями, тех и других - с представителями государственного аппарата. В-третьих, организованные группы преступников проникли в экономику и даже политику. Последнее характерно именно для организованной преступности".

В этот период начинает формироваться теневая экономика. Подпольные дельцы многократно увеличили уровень своих преступных доходов. Действуя вначале скрытно и осторожно, они, справедливо отметил Е.Г. Андрющенко, нагло и чванно вдруг выползли наружу.

К середине 80-х годов в обществе существовали высокоорганизованные антисоциальные силы: коррумпированная часть партийно-государственной бюрократии и мафиозные структуры. Именно они хлынули в образовавшийся при сломе административных структур вакуум, активно ломая эти структуры и обогащаясь в условиях хаоса. В руки преступников попал огромный стартовый капитал в результате антиалкогольной кампании, которая не только породила дефицит в госбюджете, но и способствовала возникновению новых устойчивых мафиозных структур, быстрому наращиванию теневого капитала.

Следует согласиться с мнением, что в советское время существование организованной преступности официально отрицалось, что оказало в целом негативное влияние на борьбу с преступностью.

По мнению В.С. Овчинского, на развитие организованной преступности сегодня повлияли:

  • - всеуглубляющийся кризис в экономике и общественно-политической жизни общества,
  • - стремительное падение уровня общественного производства при одновременном росте инфляции и безработицы,
  • - резкое увеличение разрыва между уровнями жизни различных групп населения в связи с введением рыночной экономики, как в социальной структуре общества, так и по различным регионам,
  • - нарастание антидемократических, националистических, сепаратистских тенденций, перешедших в ряде регионов в разновидность гражданской войны 6.

Масштабы организованной преступности все больше охватывали именно те сферы экономики, которые непосредственно связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей населения. Это относится, прежде всего, к предприятиям и организациям, осуществляющим хранение, транспортировку и реализацию товаров народного потребления.

В период коренных изменений социально-экономических отношений, когда происходит первоначальное накопление капитала, резкое расслоение населения по уровню доходов, когда изменяются стандарты и образцы поведения отдельных социальных групп, рост преступности становится неизбежным явлением.

Та критическая ситуация в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией, которая наблюдается сейчас, берет начало в 1988 году, когда после известного закона бывшего СССР о кооперации по существу и началось стихийно-неконтролируемое накопление капитала с перекачкой огромных государственных средств в кооперативный, а вернее, в частный сектор, носивший в большинстве случаев противозаконный характер.

Политика, проводимая российским правительством, не только не смогла добиться снижения уровня преступности, в том числе экономической, а даже наоборот, привела к ее высокому всплеску. Процесс приватизации приводит к распродаже за бесценок объектов государственной собственности, баснословному обогащению хозяйственных руководителей (красных директоров) и дельцов теневой экономики, обману рядовых тружеников. Сфера предпринимательства все больше поражается уголовной активностью и уходит в зону теневой экономики. Полностью в теневой сфере в настоящее время находится мелкое предпринимательство и сфера услуг. Усиливается криминализация финансово-кредитной системы. Все это является закономерным следствием ошибочной экономической политики. Как говорят российские экономисты, такие тяжелые последствия - есть результат слепого копирования западных моделей и рецептов Международного Валютного фонда. А также результат еще и того, что переход к рынку осуществляется без надлежащей социальной и правовой защиты. Мы считаем, что экономические реформы социально приемлемы в той мере, в какой они стимулируют экономическое, социальное и духовное развитие общества и личности, не создают препятствий для их взаимного развития. Специфической экономической причиной резкого разрастания организованной преступности является массовый вывоз капитала за границу. По данным ученых, до 20 миллиардов долларов в год переправляется за границу на зарубежные счета.

В этот период начинает проявлять себя такое явление как легализация организованной преступности. В связи с этим нам представляется важным мнение доктора юридических наук Л.Д. Гаухмана, который указал проявление легализация организованной преступности в трех ее сферах, а именно: социально - экономической, политической и правовой. В социально-экономической сфере наблюдается приватизация партийной и государственной властно-управленческой элитой государственного имущества и имущества общественных организаций по чисто символическим ценам.

Бывшие лидеры теневой экономики, а также партийно-государственной номенклатуры выдвигаются в депутаты представительных органов, а также выдвигаются на должности в органы исполнительной власти. Такое положение метко охарактеризовал кандидат юридических наук Л. Тимофеев:

"Реальная власть в государстве принадлежит новой корпорации мафиозного типа, сложившейся в недрах партийно-хозяйственных административных структурах".

С нашей точки зрения к середине 90-х годов процесс формирования организованной преступности был завершён, пройдя все изложенные выше этапы.

§ 4. Причины, условия организованной преступности и их предупреждение

В каждой стране, где сегодня существует организованная преступность, процесс ее появления, становления и развития имел свои особенности, но он связан и с общими социально-экономическими факторами.

В условиях СССР формирование организованных преступных структур происходило под воздействием целого ряда социальных, экономических и правовых факторов. Но прежде чем они начали действовать, для них была создана прочная криминогенная база. С 60-х годов преступность росла, опережая темпы прироста населения, создавая устойчивый и большой контингент профессиональных преступников (воры, грабители, мошенники, валютчики), живущих за счет преступной деятельности. Они не составили основу организованной преступности, а лишь стали катализатором криминогенных процессов, которые заключались в следующем.

В период застоя росли и не удовлетворенные государством обычные потребности народа в питании, одежде и других товарах, жилье; росло количество неотоваренных денег. Стали нормой показуха, безответственность, перестал действовать контроль за мерой труда и потребления. В результате стало увеличиваться число хищений государственного имущества в крупных и особо крупных размерах. Появились лица и группы, незаконно сосредоточившие в своих руках огромные суммы денег и ценностей, которые они вкладывали в нелегальное производство. Так начинала укрепляться криминальная часть теневой экономики. Появившиеся мультимиллионеры окружили себя боевиками, боролись за рынки сбыта, подкупая должностных лиц, проникали в государственный аппарат. Вовлекая в сферу преступных сделок все большее число служащих, они превращали отдельные отрасли народного хозяйства в свою вотчину, в постоянный и неиссякаемый источник средств существования. Это особенно ярко проявилось в торговле, в сфере снабжения, сбыта, ряде отраслей производства. Началось как бы стихийное и уголовно-организованное перераспределение национального дохода.

В этот период в уголовном мире прочно утверждается новая категория преступников под названием цеховики. С целью расширения своего нелегального бизнеса и в связи с возникшей конкуренцией они по объективным законам экономики стали объединяться в сообщества и с помощью целой системы взяток, иных противоправных средств создавать надежную защиту от социального контроля. Появились преступные структуры, действующие как по вертикали, так и по горизонтали. Организованная преступность появилась в виде кланов, различного рода дельцов и махинаторов в сфере экономики. Фактически внутри государственных учреждений действовали преступные организации, занимаясь получением незаконной прибыли.

Поскольку существовала профессиональная преступность, началось вторичное перераспределение преступно нажитых средств. Традиционная уголовная среда в этих условиях переориентировалась, стала обворовывать и грабить тех, кто обогащается. Резко возросли различные виды игорного мошенничества, похищения людей, появился рэкет в уголовной среде. Среди профессиональных преступников появились свои некоронованные короли. Они делили территории и сферы влияния, облагали данью дельцов теневой экономики. Все это стало приводить к сращиванию дельцов с главарями преступных сообществ.

Таким образом, в отличие от организованной преступности ряда западных стран, которая развивалась на запрещенных видах услуг – проституции, азартных играх, сбыте наркотиков, советская организованная преступность сформировалась в сфере экономики. В дальнейшем интересы дельцов подпольного бизнеса стали переплетаться с интересами традиционного уголовного элемента. Поэтому в отечественной организованной преступности наиболее распространены экономическая и общеуголовная преступность.

Разрастанию экономической организованной преступности в начале 90-х годов способствовали: распад СССР и последовавший после этого разрыв экономических связей, глубокий экономический кризис.

Предупреждение организованной преступности осуществляется на основе всего комплекса мер общесоциальной и специально-криминологической профилактики. Решающее значение имеет подрыв экономических корней организованной преступности, разработка и последовательное осуществление организационно-управленческих, финансовых, налоговых и других мер, создающих невыносимые условия для преступного бизнеса и направленных на вытеснение из сферы производства и распределения криминальных способов регулирования экономических отношений, пресечение движения и легализации преступных капиталов.

Для общесоциального предупреждения организованной преступности и максимального ограничения возможностей ее функционирования и воспроизводства первоочередным является: повышение жизненного уровня большинства населения, сокращение разрыва между богатыми и бедными в уровне доходов, сокращение безработицы, равный доступ каждого к занятию предпринимательской деятельностью, существенная поддержка малого предпринимательства, подъем материального производства, усиление внимания к культуре, сохранение духовно-нравственных традиций, решение проблемы воспитания подрастающего поколения.

В данном русле перспективными представляются профилактические мероприятия, связанные с: 1) восстановлением с помощью служб социального обслуживания населения жизненной перспективы лиц, утративших ее в результате потери работы, демобилизации, ухода в отставку и т.д.; предоставление специалистам в отношении которых особо значим риск их вербовки организованными преступными структурами, альтернативы в профессиональной деятельности и ее оплаты; 2) введением деклараций для государственных (муниципальных) служащих и близких родственников о доходах и имуществе; декларирования источников средств на приобретение ценного имущества; обязанности банков сообщать правоохранительным органам о принятии или перемещении крупных вкладов, происхождение которых вызывает подозрения.

Борьбе с вербовкой новых членов организованной преступности будет способствовать восстановление деятельности правоохранительных органов по предотвращению формирования группировок с антиобщественной направленностью, вовлечения несовершеннолетних в преступления; реализация и расширение сохранившихся в трудовом законодательстве и законодательстве об образовании норм о трудоустройстве выпускников образовательных учреждений, а также детей-сирот или оставшихся без попечения родителей; восстановление системы социального контроля и помощи в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы и закрытых воспитательных учреждений.

Необходимо создание системы борьбы с организованной преступностью основное направление которой – ликвидация организованных преступных формирований как таковых, их деятельности, а также экономической, организационной и другой основ их возрождения. В этих целях особое значение приобретают следующие меры: 1) разоблачение и привлечение к уголовной ответственности лидеров организованных преступных формирований; 2)перекрытие каналов движения и использования преступных доходов и капиталов, недопущение их легализации и приумножения; 3) дифференцированный подход к рядовым участникам организованных преступных формирований и поощрение добровольного сотрудничества их в деле разоблачения организованной преступной деятельности, оказание им необходимой социальной помощи в трудовом и бытовом устройстве, решение иных насущных вопросов; 4) обеспечение безопасности лиц, участвующих в разоблачении организованных преступных сообществ, свидетелей, иных участников уголовного процесса; 5) одновременное принятие действенных мер по борьбе с коррупцией; 6) противодействие установлению межрегиональных преступных связей; 7) дискредитация уголовных авторитетов; 8) нейтрализация влияния организованной преступности на малый и средний бизнес, промышленные предприятия, выпускающие высоколиквидную продукцию; 9)повышение качественного уровня агентурно-оперативной работы; 10) принятие эффективных мероприятий по обеспечению возмещения вреда жертвам преступлений организованных формирований.

Правовой основой в борьбе с организованной преступностью является принятый 3.06.97 г. Палатой Представителей Закон Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» и одобренный Советом Республики 10.06.97 г.

Этот закон направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных и государственных интересов от организованной преступности и коррупции и определяет государственную политику борьбы с этими правонарушениями.

Основной задачей Закона является создание организованных и правовых основ борьбы с организованной преступностью и коррупцией и обеспечение при этом гарантированной защиты интересов физических и юридических лиц.

Законодательство о борьбе с организованной преступностью и коррупцией основывается на Конституции Республики Беларусь и включает Закон «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией», Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы республики Беларусь, другие акты законодательства РБ, а также международно-правовые договоры, участницей которых является Республика Беларусь.

Государственными органами, ведущими борьбу с организованной преступностью и коррупцией являются органы внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры, а коррупцией – органы Комитета государственного контроля, государственные налоговые органы, действующие в пределах своей компетенции.

Государственным координирующим органом по борьбе с организованной преступностью является межведомственная комиссия по борьбе с преступностью и наркоманией при Совете Безопасности РБ.

В органах внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры создаются специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

Порядок создания этих подразделений в органах внутренних дел и государственной безопасности определяется Президентом РБ, в органах прокуратуры – генеральным прокурором РБ.

Права и обязанности сотрудников специальных подразделений в зависимости от их ведомственной принадлежности определяется Законом РБ «О милиции», «О прокуратуре РБ», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» и другими законодательными актами РБ.

Значительная роль в решении проблемы борьбы с организованной преступностью принадлежит совершенствованию организации оперативно-розыскной деятельности специальных подразделений органов внутренних дел и государственной безопасности.

Специальные подразделения ОВД и КГБ по борьбе с организованной преступностью и коррупцией предусмотренные УГ РБ и Законом «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» меры для выявления организованных групп и преступных организаций и пресечения их деятельности.

Оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие права и законные интересы граждан по проверке сведений об организованных преступных группах или преступных организациях и их деятельности, осуществляются в срок не более одного года.

Указанный срок может продлен по причине особой необходимости Министром внутренних дел и Председателем КГБ РБ с санкции генерального прокурора РБ до 1,5 лет. Среди практических мер направленных на борьбу с организованной преступностью можно выделить следующие.

1. Объединение усилий всех правоохранительных органов при наличии межведомственного координационного органа с тщательно разработанной программой на определенный промежуток времени.

2. Совершенствование в процессе кодификации законодательства, с тем чтобы создать прочную правовую основу для борьбы с преступными сообществами.

3. Специальная профессиональная подготовка лиц, включенных в борьбу с преступностью организованных сообществ, подобных зарубежной мафии.

4. Материально-техническое обеспечение специальных подразделений отвечающее характеру и серьезным последствиям организованной преступности.

5. Солидное пропагандистское обеспечение мер борьбы с организованной преступностью, имеющее целью раскрыть перед широкой общественностью преступные цели, планы и способы противоправной деятельности преступных сообществ, показ антигосударственной и антиобщественной направленности заправил преступных организаций, создать должную нравственную атмосферу в обществе, при которой у преступников «горела бы земля под ногами», а у каждого человека горела бы душа негодованием и стремлением внести свой посильный вклад в дело борьбы с опасными формами организованной преступности.

В статье 6 Закона «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» определен порядок взаимодействия органов внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры, иных государственных органов в борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

В органах внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры определяются лица, в функциональные обязанности которых входит осуществление взаимодействия в борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Координация деятельности специальных подразделений возлагается на Прокуратуру РБ.

Территориальные и другие органы дел государственной безопасности и прокуратуры обязаны передавать соответствующим специальным подразделениям оперативную информацию и другие материалы, связанные с организованной преступностью и коррупцией и оказывать содействие в выполнения поставленных перед специальными подразделениями задач.

Национальный банк РБ и иные государственные органы, действующие в пределах своей компетенции должны оказывать содействие органам внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры в выявлении фактов организованной преступности, в необходимых случаях участвовать в проведении проверок и ревизий.

В борьбе с организованной преступностью заметное место должно быть отведено средствам массовой информации и особенно тем, объектом воздействия которых является молодежная аудитория. Сейчас фильмов, публикаций, передач по радио, телевидению и т.д., посвященных разоблачению организованной преступности, немало. Однако в них следует усилить нравственный акцент, четче показать тот огромный ущерб, который наносится ею обществу и, что очень важно, личности, ее духовному развитию. Обязательная задача – вскрыть социальные корни этой преступности, в первую очередь те, которые лежат в повседневной жизни, психологии некоторых малых социальных групп. Нужно исключить даже малейший намек, позволяющий романтизировать преступные организации, образ жизни и поведение отдельных ее представителей, делать их привлекательными в глазах молодых людей.

Необходимо вносить коррективы в Уголовный кодекс по мере появления новых форм организованной преступной деятельности. В Уголовно-процессуальном кодексе целесообразно предусмотреть процедуру использования в уголовном судопроизводстве результатов оперативно-розыскной деятельности, а также широко применяемых в США, Италии, ряде других государств оперативно-розыскных мер и мер по предупреждению легализации (отмывания) преступных доходов.

Комплекс мер борьбы с легализацией и приумножением преступных доходов должен включать наряду с уголовно-правовыми мерами меры финансового и иного контроля, носящие специально-предупредительный характер и одновременно он должен быть направлен на выявление, пресечение незаконных операций с преступными доходами.

Организованная преступность, как уже указывалось, является следствием общих противоречий в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной, духовной), результатом достаточно противоречивого развития нашего общества в течение последних десятилетий.

Преодоление кризисных явлений, а значит, и организованной преступности - процесс весьма сложный, длительный, требующий значительных материально-технических, интеллектуальных, правовых, информационных, кадровых ресурсов. Причины и условия существования и развития организованной преступности это не своеобразная надстройка над общественными отношениями, которую можно изолировать и отсечь в краткие сроки, а либо определенный показатель самой системы этих отношений, либо побочные, достаточно устойчивые негативные последствия ее функционирования.

В настоящее время изменения в организованной преступности происходят под влиянием сложных процессов, динамически развивающихся во всех сферах жизни общества.

Особое значение при этом имеют коренные изменения в экономике и социальной сфере, прежде всего уход от монополии государства в экономической жизни общества и переход к рыночным отношениям при отсутствии надежных альтернатив разрушаемым экономическим структурам, наличии экономических противоречий в условиях нестабильности.

Рассмотрим их подробнее:

1. Передел собственности в условиях недостаточной урегулированности и стабильности рыночных отношений, складывающихся в экономике переходного периода. Существующий в настоящее время "дикий рынок" позволяет отдельным лицам в небывалых ранее масштабах и без особых усилий получать громадные доходы за счет государственной собственности.



В частности, непоправимый ущерб интересам общества и отдельных граждан нанесла проведенная в ряде случаев с нарушениями установленных законами правил приватизация государственного и муниципального имущества (продажа за бесценок объектов, имеющих высокую стоимость; приобретение имущества частными лицами под видом его приватизации трудовым коллективом; произвольное изменение профиля и режима работы приватизированного предприятия).

Большой вред обществу причиняют и злоупотребления в кредитно-финансовой сфере: произвольное распоряжение целевыми кредитами и ссудами; несанкционированное распоряжение оборотными средствами клиентуры, обман вкладчиков коммерческими банками; несанкционированное и бесконтрольное обналичивание денежных средств; выпуск в оборот фиктивных финансовых документов; легализация средств от преступной и иной незаконной деятельности и т.п.

Неурегулированность рыночных отношений приводит к злоупотреблениям и во внешнеэкономической деятельности: незаконному вывозу за рубеж сырья и материалов; сокрытию валютных средств за границей; неэквивалентному торговому обмену вследствие низкой котировки курса рубля на валютном рынке и т.п.

"Дикий рынок" характеризуется грубейшими нарушениями прав потребителей: несоблюдением порядка ценообразования, сертификации, лицензирования торговли; сбытом некачественной, фальсифицированной продукции и др.

2. Имущественное расслоение общества в результате сосредоточения высоких доходов у лиц, занимающихся коммерческой, посреднической деятельностью, не оказывающей существенного влияния на возрождение экономики (5 - 10% населения), и падения жизненного уровня большинства граждан страны (60% населения).

Следствием такого расслоения стало появление десятков и сотен тысяч "адресов" для совершения корыстных и корыстно-насильственных преступлений организованными группами; установление взаимовыгодных криминальных связей в целях охраны от конкурентов или их устранения, использования одних криминальных структур для защиты от других, совместной деятельности по извлечению максимальной прибыли из легальных экономических операций, отмывания и вложения средств, полученных преступным путем; расширение нелегального рынка для удовлетворения антисоциальных потребностей людей (пристрастия к азартным играм, проституции, наркотикам, извращенным эротическим удовольствиям и др.).

Имущественное расслоение общества приводит также к люмпенизации значительной части населения, увеличению числа маргинальных элементов, легко вовлекаемых в организованную преступную деятельность в качестве охранников, боевиков, исполнителей совершения преступлений.

3. Безработица, утрата гражданами гарантий трудоустройства. Резкое изменение социального статуса лиц, не сумевших адаптироваться в новых экономических условиях, приводит к распространению установок на криминально-силовые методы разрешения социальных противоречий и конфликтов. По оценкам зарубежных специалистов, увеличение безработицы только на 1% вызывает рост преступности на 5%, а для организованной преступности этот показатель в 1,5 раза выше. Причем потенциал криминогенного слоя безработных ориентирован не на традиционную общеуголовную преступность, а главным образом на включение в криминальный бизнес, организованную преступность, совершение наряду с должностными и экономическими преступлениями убийств, вымогательств, похищений людей, уничтожения имущества и т.п.

Резервом для увеличения количества организованных преступных структур являются бывшие спортсмены, уволенные в запас военнослужащие и работники правоохранительных органов, невостребованные обществом специалисты, обладающие знаниями, умениями, необходимыми для противоправной деятельности в различных сферах криминального бизнеса. Большое значение при этом имеет крупное вознаграждение, в десятки раз превышающее прежнюю зарплату, выплачиваемое этим лицам преступными сообществами.

4. Повышение виктимности поведения граждан в сфере социально-экономических отношений. Отсутствие у подавляющего большинства населения экономических навыков в условиях нарождающихся рыночных отношений, недостаточная осведомленность о правилах и процедурах совершения сделок и других гражданско-правовых операций способствуют снижению уровня защищенности его собственности, развитию криминального бизнеса, совершению тяжких корыстно-насильственных преступлений организованными преступными структурами.

Таким образом, основным фактором роста организованной преступности является процесс криминализации экономики, проявляющейся в разбалансированности финансово-кредитной сферы, высокой степени монополизации при относительно свободной системе ценообразования, инфляции, неразвитости и несовершенстве налогообразования, недобросовестных операциях с ценными бумагами, неурегулированности отношений собственности, неудовлетворительном контроле за законностью происхождения капиталов, используемых в ходе приватизации, и т.п.

Экономические процессы, способствующие росту организованной преступности, в значительной мере определяются следующими социально-политическими факторами.

1. Ослабление роли государства в правовом регулировании экономики, в формировании цивилизованных рыночных отношений, в борьбе с проявлениями "дикого рынка" (под предлогом невмешательства в рыночные отношения как самоуправляющуюся систему, якобы способную к самостоятельному обеспечению своего функционирования без вмешательства извне).

Процесс демократизации общества в условиях политической нестабильности привел к ослаблению государства и его органов, к отставанию правового регулирования перехода к рынку, к бессистемности и противоречивости принимаемых законодательных и нормативных актов, отсутствию в них сбалансированности прав и обязанностей перед обществом участников экономических отношений. Чаще всего в таких актах только упоминается об ответственности, но не предусматривается санкций за посягательство на правоохраняемые интересы.

В результате либерализации правового регулирования экономики в сферу предпринимательства все шире вовлекаются лица с корыстной антиобщественной ориентацией, в том числе имеющие опыт и навыки преступной деятельности. Одновременно государство, провозгласившее курс на развитие рыночной экономики, недостаточно защищает бизнесменов как от коррумпированных чиновников, так и от уголовных элементов, которые диктуют бизнесменам свои условия, устанавливают собственные правила и в конечном счете берут бизнес под жесткий контроль и уже с помощью огромных капиталов создают новые преступные структуры.

2. Ликвидация большинства форм социального контроля в результате политической нестабильности общества, обострения межнациональных, этнических, религиозных конфликтов, распада единой системы правоохранительных, таможенных, пограничных, контрольных органов, снижения эффективности их деятельности.

Существовавшая в тоталитарном государстве система контроля за личностью ушла в прошлое, новая же система предупреждения преступлений, адекватная реалиям переходного периода, пока не создана. Это не позволяет эффективно контролировать законность экономической деятельности и осуществлять социальную защиту особо уязвимых категорий населения с тем, чтобы максимально сузить базу для пополнения организованной преступности их представителями. Правоохранительная система, несущая основное бремя контроля над преступностью, переживает острый кризис, обусловленный, с одной стороны, определенным разрушением ее кадрового ядра, а с другой - снижением доверия населения. Просчеты в правоприменительной практике, ее значительные колебания, пассивность правоохранительных органов являются важным негативным фактором, влияющим на развитие организованной преступности, ослабляющим социальный контроль над нею.

В этих условиях организованные преступные сообщества, вовлеченные в криминальный бизнес и заинтересованные в установлении и поддержании собственного порядка в подконтрольной им сфере, стремятся устанавливать контроль над самой преступностью. Разумеется, эту задачу они решают беззаконными способами, вплоть до совершения убийств своих конкурентов при разрешении имущественных споров и конфликтов и т.п. Такая система контроля нацелена, кроме того, на поддержание интересов организованной преступности в правовой сфере (лоббирование принятия или непринятия законов) и блокирование мер по укреплению государственной правоохранительной системы. В этом смысле организованные сообщества не заинтересованы в резком росте регистрируемых показателей преступности, так как это может привести к ужесточению мер по укреплению правопорядка и повышению эффективности деятельности правоохранительных органов. Дальнейшее сужение сферы позитивного социального контроля над преступностью особенно опасно тем, что в обществе могут возобладать неправовые методы регулирования отношений, и оно в целом будет становиться все более криминальным.

К числу недостатков в деятельности правоохранительных органов нужно отнести: несоблюдение принципа неотвратимости ответственности и наказания; низкую раскрываемость преступлений; длительные сроки следствия; неправильную квалификацию фактического бандитизма по статьям уголовного закона, предусматривающим ответственность за разбой, вымогательство (из-за нерешительности, боязни расправы, нежелания следователей и судей вести такие дела); участие многих сотрудников милиции (в силу недостаточного материального обеспечения) в охране коммерческих предприятий, организаций и их руководителей, что неминуемо приводит к установлению криминальных контактов милиции с преступными структурами.

Недостатки системы уголовной юстиции порождают безнаказанность виновных, способствуют воспроизводству преступности. Отрицательно сказывается на криминальной ситуации в стране и отсутствие реальной помощи жертвам преступлений.

3. Пробелы в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве относительно понятий преступного сообщества, организованной преступной деятельности как обстоятельств, квалифицирующих деяние и отягчающих наказание виновных, процедуры доказывания и обеспечения безопасности участников процесса по делам об организованных преступлениях.

Серьезно способствуют росту организованной преступности и противоречия в сфере духовной жизни общества. Здесь особое значение имеют следующие факторы.

1. Деформация нравственной позиции населения в отношении преступности вообще, организованной преступности в частности. Совершение различного рода злоупотреблений и правонарушений в экономике, в быту, привыкание к ним как к допустимым для себя и простительным для других провоцирует рост организованной преступности, не побуждает граждан к реальному противодействию ей. Ситуация, сложившаяся в последние годы в духовной сфере, характеризуется проявлениями крайнего эгоизма, корыстных частнособственнических интересов, все большим В рассматриваемом аспекте обращают на себя внимание также следующие процессы и явления, приводящие к усилению организованной преступности:

сращивание главарей и активных участников организованных преступных формирований с представителями законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, бизнеса, коммерции, средств массовой информации и культуры;

неспособность государства защитить ряд основных конституционных прав и интересов граждан и общества;

культивирование идей рынка и частной собственности без надлежащего правового обеспечения, неоправданная затяжка принятия основополагающих, законов, обеспечивающих нормальный переход к рынку, в первую очередь по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;

обнищание и правовой нигилизм большинства населения страны;

лоббирование интересов отдельных групп ответственными должностными лицами в узкокорыстных целях.

Рассказать друзьям