Проективный рисунок игра арт терапевтические методы. Психодиагностика в арт-терапии. Этап обсуждения и рефлексивного анализа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

АРТ-ТЕРАПИЯ

Рисование — самый популярный метод арт-терапии.

Произвольный, тематический, сюжетный, хаотический, раскраски... О мастерстве и таланте в арт-терапии речь не идет.

Главное — получить огромное удовольствие от самого процесса рисования , когда даже каракули и черкания играют роль исцеления.

Рисунок — это отражение нашего бессознательного Я. Мы переносим свое состояние на лист бумаги, а потом моделируем его с помощью изменения рисунка.

Как внести позитив в свою жизнь при помощи арт-терапии?

Например, как избавиться от страха? Можно нарисовать свой страх, а потом, посмотрев на результат, сказать, что лично у вас вызывает эти негативные чувства. Изменив рисунок так, чтобы эмоции перешли в позитивное русло, мы изменим отношение к тому, что нас настораживает и страшит.

Вы нарисовали какого-то монстра? Пусть он улыбается — и вы почувствуете, что тень страха постепенно уходит и с вашей души.

А если вы подвергаетесь стрессу на работе? Вы чувствуете несовместимость с начальством. У вас дрожат руки и колени, хочется спрятаться в офисе там, где вас никто не увидит или поглощать тонны конфет — психологи называют это состояние двигательно-моторным возбуждением.

Что делать? Взять в руки средства арт-терапии - яркий фломастер - и позволить своей руке совершать самые что ни на есть хаотические движения на бумаге. Старайтесь выплескивать на бумаге все переполняющие вас эмоции. И скоро заметите, что напряжение уходит и вы снова обретаете способность спокойно жить.

А если у вас депрессия? Достаньте несколько ярких карандашей или мелков и нарисуйте то, что будет вас радовать. При этом можете вспоминать все самое счастливое и светлое, что было в вашей жизни: места, где вам безумно понравилось, праздники, вечеринки, подарки и успехи.

Нарисуйте солнышко, зеленую травку, кота, который греется на солнышке. Затем этот рисунок можно оформить в рамочку и, разглядывая его, «подзаряжаться» в тяжелую минуту.

Выбираем цвета для арт-терапии

Белый цвет

Этот цвет через центральную нервную систему действует на все органы.

В арт-терапии белый цвет:

Гармонизирует все функции организма;

Повышает силу, энергию;

Нормализует деятельность центральной нервной системы;

Положительно влияет на деятельность желез внутренней секреции.

Желтый цвет

Органы, на которые действует желтый цвет: нервы, мозг, лимфатическая система, желчный пузырь, желудок, двенадцатиперстная кишка.

В арт-терапии желтый цвет:

Стимулирует интеллектуальные способности человека;

Оказывает очищающее действие на органы пищеварения, печень и кожу;

Способствует выделению желчи;

Активизирует вегетативную нервную систему;

Восстанавливает запасы минеральных веществ и снижает кислотность в организме.

Оранжевый цвет

Органы, на которые действует оранжевый цвет: селезенка, поджелудочная железа, тонкий кишечник, органы
дыхания, сосуды.

В арт-терапии оранжевый цвет:

Оказывает в целом укрепляющее воздействие на жизнеспособность организма;

Снабжает энергией селезенку и поджелудочную железу;

Укрепляет органы дыхания;

Способствует очищению сосудов;

Повышает аппетит и мышечную силу;

Стимулирует деятельность половых желез;

Омолаживает;

Улучшает настроение, снимает депрессию

Красный цвет

Органы, на которые оказывает действие красный цвет: сердце, артерии и вены (кровь), печень, почки, прямая кишка.

В арт-терапии красный цвет:

Оказывает стимулирующее действие на органы кровообращения;

Повышает содержание гемоглобина в крови и тем самым препятствует возникновению анемии;

Повышает иммунитет;

Устраняет застойные явления;

Способствует выделению тепла;

Регулирует деятельность печени и почек;

Способствует мышечному расслаблению;

Помогает при нарушениях менструального цикла и стимулирует сексуальную активность.

Зеленый цвет

Органы, на которые действует зеленый цвет: нервы, глаза, бронхи, мышцы, кости, сухожилия, ферменты и гормоны.

В арт-терапии зеленый цвет:

Оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические и
противомикробные свойства;

Укрепляет мышцы и ткани;

Оказывает стимулирующее действие на гипофиз;

Благотворно действует на глаза;

Снимает спазм бронхов;

Является прекрасным успокаивающим средством при хронических заболеваниях.

Голубой цвет

Органы, на которые действует голубой цвет: нервы, гортань, область придатков, глаза, уши, нос.

Голубой цвет относится к разряду холодных цветов и оказывает прежде всего успокаивающее действие на нервную систему, приводя человека в состояние внутреннего покоя.

В арт-терапии голубой цвет:

Успокаивает боли, оказывает освежающее и сосудосуживающее действие;

Подавляет воспалительные процессы, оказывает антисептическое и жаропонижающее действие;

Оказывает благотворное влияние при нервных расстройствах, усталости, бессоннице.

Синий цвет

Органы, на которые оказывает влияние синий цвет: органы дыхания, нервная система, щитовидная железа, миндалевидные железы, слепая кишка.

В арт-терапии синий цвет:

Оказывает положительное воздействие на органы дыхания, поэтому особенно эффективен при бронхите, воспалении легких и астме;

Уменьшает воспалительные процессы в слепой кишке (аппендицит) и миндалинах;

Регулирует деятельность щитовидной железы;

Способствует остановке кровотечений, быстрому рубцеванию и заживлению рак;

Оказывает обезболивающее действие при всевозможных болях.

Фиолетовый цвет

Органы, на которые действует фиолетовый цвет: нервы, железы, прежде всего гипофиз, лимфатическая система.

В арт-терапии фиолетовый цвет:

Снижает температуру, уменьшает боли;

Оказывает благоприятное воздействие на человека при напряженном ритме жизни, при бессоннице, мигренях и депрессиях.

Только, покупая карандаши или пастель, обращайте внимание на то, что цвета должны быть чистыми: часто, например, «красный» на самом деле оказывается малиновым.

Арт-терапия - упражнения (практика)

Розовый куст

Почему жизнь вас не радует? Психолог ДЖОН АЛАН разработал тест под названием «Розовый куст». Например, кто-то нарисует пышный куст в шикарном саду — значит, у человека все в порядке, он в буквальном смысле «цветет и пахнет». А кто-то изобразит чахлый, с облетевшими листьями и вялыми бутонами куст на фоне полуразрушенного дома. Значит, у него — подавленное состояние.

Рисуя розовый куст, вы фактически рисуете свой внутренний мир.

Нет ничего более индивидуального, чем неожиданный рисунок. «Розовый куст» — это метафора человека, его состояния.

Что с этим делать? На протяжении примерно 2-х недель снова и снова рисуйте куст, представляя, что за ним ухаживают, поливают. На нем появляются листочки, распускаются бутоны. Куст может измениться, а вслед за ним изменитесь и вы!

Рисунок дома

Рисунок дома — это отображение вашего эго. Есть ли у вашего дома окна, двери, какого они размера и формы, есть ли решетки на окнах и засовы на дверях — все это на бессознательном уровне отражает, насколько вы открыты для мира, как сосуществуете с окружающими. Важно только не преувеличивать свои проблемы.

Готовых ответов нет — психолог не выносит приговор. Вы сами в силах понять почему ваш дом выглядит именно так, что это означает для вас.

Например, если в вашем доме нет двери, то это может свидетельствовать о временном желании уединения, страхе, обиде или боязни общения с людьми.

Границы

У всех есть понятие о границах в общении и личном пространстве. С разными людьми мы их то расширяем, то сужаем так, чтобы нам было комфортно. С коллегами у нас одна дистанция, а с близкими людьми — совсем другая.

Если вы, рисуя, всегда выходите за границы и вам нужен еще один лист, чтобы рисунок «поместился», можно сделать вывод, что вы считаете, что все вертится вокруг вас. Скорее всего, он не дифференцирует «мое — чужое», «я — он». Если рисунок, напротив, очень мал, то ситуация у вас обратная.

Диагностика в арт-терапии:

КВАДРАТ — это фигура, обозначающая полную уверенность в себе.

ТРЕУГОЛЬНИК — устойчивая фигура, но если он стоит на остром угле, то это уже говорит о том, что человеку не хватает каких-то ресурсов, уверенности.

КРУГ — женская фигура, символизирует материнское чрево. То есть олицетворяет защиту. Во всех фантастических сюжетах герои, которые хотят обезопасить себя, очерчивают вокруг себя эту фигуру.

Что дает арт-терапия?

Вам чего-то не хватает в жизни (активности, уверенности, терпения, жизнелюбия)? Так подарите это себе!

Как часто нас переполняет злость на кого-то, отбирая массу энергии! Вместо того чтобы ругаться, исчеркайте бумагу, постепенно находя и позитивные стороны.

Вы, мягко говоря, «темпераментная женщина», у вас нет больше сервизов для битья? Несколькими цветными карандашами «изливайте» свои чувства, пока не остынете.

ТАЛИСМАН

Вы беспокоитесь о каком-то важном деле? Нарисуйте «позитивный результат» своих желаний (это могут быть и чувства). Разглядывайте его почаще — это ваш талисман!

Вы не уверены, что знаете, куда двигаться дальше? Нарисуйте ваш путь к успеху таким, каким вы его видите. Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете прилив энергии.

Арт-терапия ставит перед собой 3 основные задачи:

Диагностика состояния, проблемы и т.д.;

Возможность отреагировать эмоции (страх, гнев и т.д.);

Психокоррекция.

При этом диагностика – не является центральной составляющей. Она может иметь место для нахождения контакта с клиентом, например. Для поиска путей дальнейшей работы. Диагностика в арт-терапии – это чаще всего некий эмоциональный отклик на артефакт; набор гипотез, позволяющих нащупать путь.

В групповой работе рисунки могут обсуждаться самими участниками группы. Как правило, именно эти «диагнозы» партнеров по арт-терапевтическому пространству и свои собственные открытия запускают терапевтические процессы. Как правило, в группе люди довольно быстро «включаются» в предложенные правила игры. Нередко в конце занятий участники с удивлением говорят о том, как много можно узнать о человеке по рисунку. Даже без специальных знаний.

На мой взгляд, желание клиентов узнать о себе что-то по рисунку больше связано с неким ожиданием чуда и проверкой терапевта на профессионализм. По большому счету, эти ожидания – дело рук сопротивления. «А вот, вытащи-ка ты зайца из шляпы. Тогда я тебе поверю и потребую свою волшебную таблетку!»

Терапевт, в свою очередь, может использовать диагностику для установления контакта с клиентом и совместного поиска направления работы. В длительной терапии серия рисунков может служить маркером успешности (или неуспешности) процесса.

Если говорить о двух других задачах арт-терапии (отреагировании и психокоррекции), то процессы эти начинаются уже с момента выполнения техники (рисунка, скульптуры, инсталляции, ассамбляжа и т.д.). Этот момент, как мне кажется, является великолепным ресурсом. Поскольку клиент получает возможность помогать себе сам – фактически, на сеансах арт-терапии он имеет возможность обучиться методам психологической самопомощи. В этом случае, степень его ответственности за результат терапии увеличивается вместе с шансами на успех.

Таким образом, если коротко, то арт-терапия – это психотерапия, основанная на использовании прикладного творчества. Современная арт-терапия объединяет множество разнообразных методик и направлений. Сюда входит и использование изобразительного искусства (собственно арт-терапия), а также музыкальная терапия, танце-двигательная терапия, песочная юнгианская терапия, драматерапия и т.д.

В данном мини-пособии мы коснемся, в большей степени, рисуночной арт-терапии.

2. Материалы и организация пространства рисуночной арт-терапии

Очевидно, что для рисуночной арт-терапии потребуется арсенал материалов и принадлежностей для рисования: бумага, карандаши, мелки, краски, кисти и т.д. Естественно, потребуется удобное место (места) для рисования – оптимально большой стол. Почему большой, станет понятно чуть позже.

Теперь детальнее. Давайте начнем с того, что нам важно, чтобы клиент оказался в непривычной для себя ситуации. Сами задания, которые дает терапевт, способствуют этому: они, как правило, непривычны для обывателя. Например, нарисовать свое текущее состояние или представить себя группе в виде метафорического портрета. Если человек «не знает», что рисовать, можем предложить ему закрыть глаза и водить карандашом по бумаге с закрытыми глазами. После чего открыть глаза, попытаться увидеть в этих каракулях некий образ. Дорисовать недостающие детали, если хочется. Тем самым мы получаем доступ к бессознательному материалу. Чего, собственно, и добиваемся.

Непривычность обстановки и техник можно (крайне желательно) усилить с помощью материалов.

Бумага . Привычный размер листа, с которым человек имеет дело, — А4 (210х297 мм) – это бумага, которой пользуются в офисах, для распечатки текстов. В общем, самый традиционный размер. В арт-терапии формат А4 используется. Но предпочтительнее А3 (300х420 мм, т.е. вдвое больше А4) – для индивидуальных и парных работ.

Также широко используются большие форматы – до А0 (размер листа ватмана), а также бумага в рулонах (обратная сторона обоев, к примеру). Большие форматы используются, к примеру, для коллажей, групповых рисунков, работы с контурами тела в натуральную величину и т.д.

Можно также использовать цветную, фактурную бумагу, бумагу разной плотности – желательно плотнее офисной (80 г/м).

Непривычные форматы, текстура, плотность бумаги помогают клиенту вырваться из привычного контекста своей жизни. Здесь сразу можно «вытащить» страхи, способность реагировать на стресс, помочь погрузиться в себя.

Изобразительные средства . Карандаши, мелки, краски, фломастеры кисти. Ластики, емкости для воды, губки. Клей, ножницы, скотч. Все, что используют для занятий творчеством.

Набор может быть больше или меньше. Важно предоставить клиенту выбор изобразительных средств (особенно на начальных этапах работы). Как минимум, в арсенале арт-терапевта должны быть средства разной жесткости. Оптимальный минимальный набор: мелки (восковая пастель или цветные карандаши) и краски. Во-первых, выбор клиентом того или другого дает информацию для диагностики. Во-вторых, в определенных ситуациях нужны либо твердые средства (мелки) либо более мягкие (краски). Об этом в следующих разделах.

Дополнительные материалы и средства. . Кроме собственно материалов для рисования будет полезно иметь:

Музыку (например, медитативную для техник, глубоко погружающих в себя);

Набор иллюстраций, журналов, фотографий – изображений на разную тематику (используется для коллажей; в качестве стимульного материала и т.д.);

Старые газеты или упаковочная бумага, пергамент, фольга (используется, к примеру, для работы с агрессией);

Крупы, макаронные изделия, семена растений и т.д. (для создания аппликаций);

Материалы для рукоделия (к примеру, для работы с костюмом, талисманами);

Декоративную косметику или грим (для работы с масками, драматерапии)

Пластические материалы (глина, пластилин, соленое тесто и пр.) – для техник, связанных с созданием скульптур, ассамбляжей и т.д.

Набор миниатюрных фигурок (людей, животных и пр.), игрушек, камешков, раковин и т.д. (для техник ассамбляжа, ролевых игр, песочной терапии);

Песок и специальные «песочницы» — для занятий песочной терапией.

Арт-терапевт может предложить клиенту принести с собой на занятия необходимые материалы (например, иллюстрации для коллажа). Хорошо, если в кабинете арт-терапевта есть разные материалы для творчества.

3. Анализ рисунков. На что обращать внимание.

Диагностика по рисунку исследует 2 основных группы признаков:

2 – формальные (как нарисовано)

1 – Для анализа содержания важны такие моменты:

1.1 – тематика рисунка;

1.2 – что изображенное на рисунке означает для автора.

2 — Формальные признаки могут быть следующие:

2.1 — Изобразительные средства. Чем нарисовано?

Если техника не предполагает конкретных материалов, выбор клиента имеет значение. Если человек выбирает твердые материалы (фломастеры, карандаши, мелки), это может говорить о следующем:

Высокий контроль сознания (как правило, твердые материалы выбирают чаще на начальных этапах работы);

Проявления тревоги, агрессии (в сочетании с другими признаками).

Выбор красок может говорить в пользу того, что задействована эмоциональная сфера человека, а также о погруженности в себя.

Терапевт может регулировать процесс коррекции, предоставляя клиенту те или иные материалы для рисования. Например, краски больше подходят для отреагирования эмоций. Однако имеет смысл проявить осторожность в отношении тревожных клиентов. Им лучше предлагать более твердые материалы. Карандаши, мелки также подойдут для выплеска агрессии.

2.2 – Характер линий

Преобладание прямых линий может свидетельствовать о контроле сознания, преобладании логического мышления. Извилистых – о проявлении аффективных состояний, интуитивном процессе. Извилистые линии более природны, женственны. Прямые линии в рисунке более характерны для мужчин, извилистые – для женщин.

В зависимости от темы работы, соответсвующий (или несоответсвующий) характер линий может дать важную информацию. К примеру, если в рисунке на тему постановки целей преобладают извилистые линии, я бы попыталась прояснить у клиента, хорошо ли он представляет себе, к чему стремится. Насколько его выбор продиктован эмоциями и насколько логикой.

2.3 – Общий характер изображения: упорядоченный или хаотический рисунок. Упорядоченный рисунок может быть связан с контролем сознания; характером мышления данного человека; консерватизмом; склонностью к следованию правил и т.д.

Хаотический рисунок связан со снижением сознательного контроля. Что, в свою очередь, может свидетельствовать о «выпеске» эмоций; органических поражениях мозга и т.д. Это также характерно для детей до 3-х лет.

2.4 – Количество и насыщенность цветов

Яркость рисунка, количество цветов может быть признаком эмоционального состояния; разнообразия (однообразия) внутреннего мира; настроения; уровня энергии человека.

К примеру, бедность цветового выбора, бледность рисунка, слабый нажим могут быть признаками депрессии. Рисунок при этом, часто, схематичный, с минимумом деталей, прорисован только контур.

2.5 – Анализ цвета

Существуют разные методики анализа цвета. Например, связь цвета с временами года. Какие цвета соответствуют зиме? Белый, черный, красный. Яркие, проявленные цвета. Без особых полутонов. О чем может говорить «зимнее» состояние человека? Покой, усталость, мысли о смерти, восстановлении сил, чистоте, строгости и т.д.

Другой вариант – связь цвета с природными явлениями. Синий – вода – женственность, плавность, текучесть, эмоциональность. Красный – огонь – яркость, целеустремленность, энергия, мужское начало. Зеленый – листва, трава – цвет жизненности, надежды и т.д.

Система энергоцентров человека – чакр также имеет свои привязки к цветам. 7 цветов радуги разложены в теле человека. Соответственно, в этой системе цвет определенной чакры дает представление о тематике рисунка. К примеру, охристо-красный связан с корневой чакрой, вопросами выживания. Оранжевый – с сексуальным центром. Желтый – с солнечным сплетением – отношения с социумом. Зеленый – цвет сердечного центра. Голубой – горловая чакра, вопросы эмоций. Синий – лоб – сознание. Фиолетовый – верхний центр над макушкой – цвет духовности. Более подробно об этой системе в статье «Радуга твоего тела».

Любое предположение терапевта по цветовому значению рисунка – это лишь гипотеза. Важнее здесь смысл того или иного цвета для автора рисунка. К примеру, в рисунке преобладают оранжевый и синий цвета. Терапевт предлагает синий – признак женского начала. Для автора синий – мужской цвет (холодный, рациональный). Дальнейший анализ рисунка делается исходя из восприятия автора, а не гипотезы терапевта.

2.6 — Размер рисунка, размещение на листе

Размер рисунка может говорить о том, насколько человек занимает собой жизненное пространство, о его силе или слабости, возможных страхах.

Например, большой рисунок на весь лист можно трактовать как жизненную силу, энергичность, возможно самодовольство. Маленький рисунок может говорить о страхе идти до конца; заполнить собой все жизненное пространство; о депрессии. Пустоты на рисунке могут также говорить о некой недосказанности, тайне, осторожности.

Положение листа может быть вертикальным (портрет) и горизонтальным (ландшафт). Это также может быть диагностическим критерием. Вертикальное положение может говорить о духовных поисках; эгоизме; романтизме; некой оторванности от земных реалий. Горизонтальное – о способности «крепко стоять на ногах»; амбициях; материалистичности; уверенности в себе.

Если рисунок занимает часть листа, стоит определить, какую именно. Тем самым есть возможность определить «проблемные» зоны.

Разделение листа на «Верх-Низ», «Лево-Право». Заполненность листа сверху или снизу, слева или справа говорит о преобладании соответствующих сфер в жизни человека, их ресурсности. Соответственно, пустоты – о недостающих вещах, возможных проблемах, нехватке ресурсов в этой зоне.

Возможные гипотезы по диагностике размещения рисунка в разных частях листа:

Таблица 1.

Таблица 2.

2.7 – Оценка движения

Рисунок может быть статичным. В нем также может ощущаться некая динамика. Если есть ощущение движения (изображен идущий человек; стрелки; спирали; элементы направлены в определенную сторону и т.д.), направление является диагностическим критерием.

Например, движение по часовой стрелке может быть признаком стремления к развитию, росту, решению проблемы. Против часовой стрелки – уход от проблем, поиск ресурсов в прошлом опыте, уход в себя.

Движение сверху вниз и наоборот, слева направо и наоборот можно оценивать исходя из того, что означает верх, низ рисунка, его левая и правая сторона (см. таблицы 1, 2 выше).

Например, движение слева направо может трактоваться как из прошлого в будущее, от потаенного к проявленному и т.д. Оценка движения, равно как и других диагностических признаков, рассматривается в привязке к общей картине и другим аспектам.

2.8 — Время на создание рисунка

Время, затраченное на создание рисунка, может дать информацию, например:

О скорости психических процессов, темпераменте человека;

Степени погруженности в работу над рисунком;

Энергичности или, наоборот, упадке сил, депрессивном состоянии.

Для лучшего понимания клиента терапевту важно наблюдать за процессом создания рисунка. В этот момент можно получить ценную информацию. В особенности, когда клиент полностью вовлечен в работу, степень его сознательного контроля уменьшается. И становятся более заметными неконтролируемые невербальные проявления.

4. Рисуночные техники для отреагирования и психокоррекции

Как упоминалось выше, для работы с эмоциями лучше использовать краски (чем карандаши или другие твердые материалы). Хорошие результаты дает рисование на влажной бумаге, к примеру. В групповой работе коллективное рисование на влажной бумаге эффективно после того, как участники прошли ознакомительный период. Такой вид рисования (и некоторые подобные техники) способствуют погружению в себя. Их хорошо сочетать с медитативными техниками.

Исключением может служить работа с тревожными клиентами. Им лучше предлагать твердые изобразительные средства или стимульный материал (готовые шаблоны или набор рисунков, карт, фотографий). Твердые материалы также подойдут для отреагирования агрессивных состояний, страхов.

Существуют и другие способы, стимулирующие «выплеск» эмоций. Сюда, в частности, относится:

Работа с пластическими материалами (глиной, пластилином, соленым тестом),

Создание объемных композиций (из бумаги, например – как работа со страхами),

- «песочные» техники,

Создание мандал – изображений в круге (рисование в круге, расписывание круглых предметов – тарелок, пасхальных яиц и т.д.).

Большинство указанных техник дают, кроме прочего, эффект психокоррекции. Впрочем, как практически любые работы в арт-терапии. Процесс коррекции, в определенной степени, начинается уже на этапе их выполнения.

Однако, более глубокий эффект достигается с помощью многоступенчатых, мультимодальных техник. Например, делается рисунок на мокрой бумаге. Далее, его используют для создания коллажа; пишется эмоциональный отклик на коллаж в технике интуитивного письма. После этого, возможно предложить драматизировать (сыграть на сцене) переживания от изображения и текста. Потом, как вариант, можно создать образ идеального состояния – в форме рисунка, скульптуры. Завершением процесса может быть создание талисмана – как некого «якоря» — напоминания об изменениях в привычной жизни. Фактически, через все техники, каналы восприятия проходит одна тема. Она как бы рассматриватеся с разных сторон. Ощупывается, проявляется разными гранями. И с каждой новой техникой углубляется ее проработка.

Кроме того, в длительной терапии, к примеру, используются серийные техники – одна и та же техника выполняется на протяжении нескольких сессий. Хорошо работает серийное рисование мандал.

В целом, арт-терапия открывает невероятные возможности для творчества. Техники могут создаваться терапевтом интуитивно для конкретного человека или группы. В данном случае, интуиция, способность к эмпатии являются важными качествами специалиста и составляющими успеха терапевтического процесса.

Надеюсь, информация выше поможет почувствовать себя более уверенно при работе с клиентами с использованием арт-терапии.

С верой в Ваш успех и искренним уважением,

Ольга Гриценко, психолог, арт-терапевт, член Арт-терапевтической Ассоциации (С.Пб.)

Техника применялась в работе с запросами - Понять, что со мной (жизнью) творится.

Пошаговая инструкция.

1. Сделайте на отдельных листах серию рисунков. (Подготовьте листы формата А4 и А3, краски, гуашь, карандаши). Рисуем то, что происходит сейчас, состояние на сегодня. Рисовать в любой последовательности.
~ Моя жизнь, как дорога.
~ Моя жизнь, как река.
~ Моя жизнь, как гора.
~ Моя жизнь, как еда.
~ Моя жизнь, как огонь.
~ Моя жизнь, как игра.

2. Расскажите, что вы нарисовали? Что чувствуете, когда смотрите на свой рисунок? Как эти чувства откликаются в теле? Опишите, что такое для вас символ дороги? (реки, горы, еды, огня, игры). Работаем сначала до конца с одним рисунком. Человек может описать так: «Дорога для меня- это путь к цели». А на рисунке изобразил дорогу, как в сказке, с тремя разветвлениями, типа, налево пойдешь, фиг с маслом найдешь.

Как вы можете объяснить для себя, что происходит в вашей жизни судя по этому рисунку?

Варианты ответа: нет у меня никакой цели сейчас, не знаю, куда мне идти, хоть куда пойду, что-нибудь потеряю и т.д. Итак, как соотносится ваше убеждение об образе с вашей жизнью, с тем, что происходит с вами? Или, о чем это в вашей жизни?

3. Посмотрите, сейчас на ваш рисунок? Что чувствуете? Что происходит в теле? Хочется ли что-нибудь закрасить, убрать или дорисовать? Если да, то даем рисунок и клиент вносит желаемые для него изменения. (нужно иметь в наличии белую гуашь). Коррекция происходит в настоящем времени. Обычно после внесения изменений в рисунок, даже небольшой детали, происходит быстрая внутренняя метаморфоза. Клиент закрасил ответвления от дороги, оставив центральную, в перспективе сверху нарисовал дерево и сбоку нарисовал автозаправку и шашлычную.

4. Просим теперь клиента рассказать по рисунку, что такое его жизнь, как дорога (река, гора, еда, огонь, игра)? Например, рассказ может звучать так: «Моя жизнь – это прямая дорога, асфальтированная, не сильно широкая, но и не узкая, движение на ней в обе стороны. Это дорога из одного города в другой. На ней есть места, где можно заправить автомобиль, перекусить и отдохнуть. После этого можно спокойно ехать дальше. Мне нужно туда, где виднеется дерево. Там цель моей поездки. Я его вижу и мне спокойно и радостно, что до него осталось совсем немного. В теле легкость».

(Обратите внимание на последовательность исполнения рисунков и на формат бумаги. Что в приоритете, судим по символу. Обращаем внимание на чувства и ощущения в теле во время беседы по рисунку. В принципе, кто знаком с арт-терапевтическими методами, знают, что с этим материалом делать для диагностики).

Всем, кто хоть немного имеет представление о символике, будет легко провести это упражнение. Информации об актуальном состоянии предостаточно. Бессознательное просто радостно делится с вами на понятном ему языке. Коррекция происходит на ваших глазах.

2. РИСУНКИ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ

Назначение и приоритетные цели:

Выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний; в ситуации острого стресса - оперативная помощь, отреагирование психотравмирующих переживаний, эмоциональная разрядка;

«проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;

Психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;

Содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

Гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;

Развитие креативности.

Материалы: листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, кисти, акварель, пиалы с водой.

Этап настроя

Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые удалось припомнить. Далее из этого списка предлагается выбрать наиболее сильное чувство, переживание, которое вызывает эмоциональный отклик в данный момент.

Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных проявлений, чтобы участники при составлении списка не испытывали интеллектуальных затруднений в различении понятий.

Этап индивидуальной работы (разработка темы)

Инструкции

Простым карандашом на листе бумаги формата А3 или А4 сделайте контурный рисунок выбранной для «проработки» эмоции (чувства, переживания, состояния).

Произведите с бумагой следующие манипуляции (обращая при этом внимание на мысли и чувства, которые возникают у вас в процессе работы): сомните лист бумаги с контурами рисунка, затем опустите его на некоторое время в воду, расправьте, разложите на столе и только потом раскрасьте нарисованный простым карандашом образ.

Придумайте название и историю, которую могла бы рассказать ваша «картина». Попробуйте построить диалоги между изображенными объектами или частями рисунка.

Этап обсуждения и рефлексивного анализа

Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, рассаживаются в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процессе художественного творчества. Каждый, по желанию, показывает свой рисунок, сообщает его название, рассказывает историю.

Нередко участники изменяют первоначальное название, поскольку в процессе работы происходит трансформация создаваемого образа, а следовательно, меняется замысел, происходит осознание скрытых смыслов. В процессе обсуждения можно корректно использовать «вопросы-подсказки» для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные. Особенно важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств, и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

Арт-терапевтическая сессия завершается внесением изменений в созданный художественный продукт сообразно желанию автора.

В целом, ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы - перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение субъекта вне терапевтической группы.

Примечание.

Важно для изображения эмоций и чувств побуждать участников к созданию спонтанных образов, избегая, по возможности, сюжетных и стереотипных картинок. Неструктурированный рисунок: линии, контуры, пятна помогают нивелировать когнитивный паттерн, способствуют проявлению креативности и свободному самовыражению, стимулируют процессы самопознания.

Огромный позитивный потенциал заключен в возможности многократных трансформаций в процессе работы над образом: чуть заметный контур простым карандашом преломляется, изменяет очертания изображенного объекта, когда бумагу мнут, а затем опускают в воду и вновь разглаживают. Далее с помощью акварельных красок рисунку придают цвет, как бы «проявляют», расцвечивают задуманный образ.

Работа акварелью на мятой, влажной бумаге имеет глубокий психологический смысл и заметный терапевтический эффект, поскольку позволяет добиться большей выразительности и одновременно эмоциональной разрядки. Один из психологических механизмов эмоционального отреагирования заключается в особенности акварели как изобразительного материала.

Источник: Оксана Роздорская

3. Упражнение для работы с личными границами "КАРТА МОЕЙ ЖИЗНИ"

Инструкция:

"Нарисуйте карту своей жизни, где вы и все окружающие вас люди – страны. Вы разного размера, у вас разные отношения. С кем-то у вас общие границы, с кем-то – нет. С кем-то вы можете граничить по воде. С кем-то у вас может быть некая общая зона – таможенный союз или «Шенгенское соглашение». С кем-то упрощенный визовый режим, с кем-то усложненный.

А после посмотрите на свой рисунок и вспомните, какими были границы, скажем, пять лет назад?

И иногда это помогает увидеть многие вещи. Например:

Может быть, у вас пять лет назад было много тесных границ и связей, много контактов и конфликтов. И именно поэтому сейчас вы «перенасытились общением" и стали… островом… Который никто не трогает и не захватывает.

Может быть, наоборот, вы перешли из состояния изолированности к тесным прочным связям

Может быть, вашу страну постоянно захватывают другие страны, и вы не умеете этому противостоять?

А может быть, вы сами всех вокруг захватываете и отвоевываете земли? (сложно в этом признаться, но в каждом человеке есть такое стремление – просто масштабы разные)

Может быть, вы делите страны на союзниц, с которыми у вас упрощенные режимы взаимоотношений, и на противников – с которыми строите заборы и готовите против них компании…

И когда вы видите основные закономерности, вам проще понять, куда стремиться. Нужно ли учиться защищаться или нужно учиться жить в мире и не нападать. Нужно ли учиться строить взаимоотношения или нужно позволить себе взять паузу и побыть в одиночестве"

4. Арт-терапевтическая техника "РИСУНОК В КРУГЕ"

Техника очень хорошо работает на первой консультации, в ситуации сложности формулирования запроса, размытых ожиданий клиента.

Для работы необходим набор разнообразных изобразительных материалов: бумага разного формата, карандаши, фломастеры, пастель, акварельные краски, гуашь.

1. Предлагаем клиенту расслабиться, сконцентрироваться на своих ощущениях здесь и сейчас, и нарисовать на листе круг такого цвета, размера, какой захочется именно в данный момент.

2. Затем – заполнить его рисунком.

3. Далее обсуждаем рисунок, актуализируем мысли, чувства, ощущения. Уточняем: менялось ли состояние в процессе рисования? Хочется ли что-то изменить. При необходимости – клиент корректирует рисунок – дорисовывает, закрашивает, стирает и т.д.

Конечно же, рисунок несет в себе определенную диагностическую информацию. Как и при анализе проективных методик обращаем внимание на размер круга, его размещение на листе, толщину линий, наличие или отсутствие цвета и др. Однако, терапевтический подход предполагает, прежде всего, не интерпретацию рисунка, а следование за эмоциями и ощущениями клиента. Важно, что он видит, как воспринимает свое произведение.

Можно применять рисунок в круге и в групповой работе. Вначале каждый рисует на большом общем листе свой круг, затем совместно заполняется пустое пространство. Процесс может иметь мощнейший ресурсный эффект, но иногда может спровоцировать выброс негативных эмоций.

Наиболее ценно в этой методике – возможность здесь и сейчас проработать ситуацию, скорректировать в нужном направлении.

5. Техника "КАРТА ЦЕЛЕЙ"

1. Обведите вашу руку на бумаге и получите контур вашей будущей карты.
2. Заполните карту различным ландшафтом: обозначьте горы, равнины, реки, водопады, ледники, ущелья, пустыни, леса, поляны, моря, океаны и т. д
3. Флажком укажите цель, к которой вы стремитесь.
4. Обозначьте точку начала движения на вашем маршруте
5. Пунктиром проложите маршрут, который имеет начало и конец.
6. Обозначьте, на каком этапе пути вы находитесь сейчас.
7. Пропишите условные обозначения - дайте определение своим горам, деревьям, морям...
8. Сопоставьте их с вашими эмоциями, ощущениями, состояниями.

Информация, которую раскрывает рисунок:
- Характер маршрута говорит о том, как человек сам ставит себе преграды в жизни и как их преодолевает
- В какой ландшафт попал флажок цели: пустыню, водопад... и что для вас это значит?
- Если в своём маршруте вы проходите все ландшафты - вы творческая личность, нет - вы исполнитель.
- Если вход и выход совпадают - человек приходит к тому, с чего начинал, но уже на уровень выше.
- Обратите внимание какие эмоции вы испытывали, прежде чем достигнуть цели
- Вход внизу, выход вверху - человек идёт от практики к теории, и, соответственно, - наоборот.
- Вход слева, выход справа - человек доводит дело до конца, хотя очень тревожится вначале.
- Вход справа, выход слева - развита интуиция, чувство нового.
- Поделите на три части по диагонали и по вертикали не страницу, а карту: левая часть - прошлое, центральная часть - настоящее, правая часть - будущее. Верхняя часть - мысли, центральная часть - идеи, планы, нижняя часть - поступки.

Мандала – рисунок, изображение в круге. Подобие земного шара, символ исторического кругового мотива цикличности природы и жизни.

Мандала терапия – путь духовного исцеления, очищения. Метод познания себя, своих сакральных возможностей. Столкновение сознательного с бессознательным.
Первоисточники необычного метода арт-терапии уходят корнями к древним восточным народам и древним религиям (Индия, Тибет).

Развитие современной идеи арт-терапии и диагностика методом мандала принадлежит Карлу Гюставу Юнгу.

Мандала терапия: показания

  • Мандала терапия необходима при следующих состояниях:
  • нервное напряжение;
  • заниженная самооценка;
  • агрессивность поведения;
  • семейные конфликты;
  • детское непослушание и отстранение от взрослых;
  • депрессии;
  • сложная адаптация к новым условиям;
  • расстройства мелкой моторики;
  • психосоматические нарушения;
  • страхи, хроническое тревожное состояние;
  • склонность к суициду;
  • потеря творческого потенциала;
  • кризис среднего или подросткового возраста;
  • нетерпеливость и гиперактивность.

Быстрый способ избавиться от выше описанных состояний – использовать систему Турбо-Суслик (). В отличие от мандалы, избавляет от этих и многих других состояний навсегда. Фактически, перебрасывает в иную плоскость бытия, где такие низкочастотные состояния, просто, не актуальны.

Мандала терапия – метод работы многих педагогов-психологов в детских учреждениях. Арт-терапия – идеальный вариант для контакта ребёнка и взрослого.

Значение цветов и символов

Диагностика в арт-терапии включает в себя знакомство, настрой на сотрудничество, непосредственное собирание артефактов (готовых изображений) и метод расшифровки символов.
Основные символы в мандале:

Цветок – символ прекрасного, гармонии, начала жизни, весны.

Крест – нерешительность, символ выбора, раздумий. Перекрёстное состояние сознательного и бессознательного.

Круг – завершённость, осознание целостности и порядка во внутреннем мире. Уравновешенность.

Квадрат – символ управляемой энергии. Открывает возможность человека материализовать свои идеи и цели.

Треугольник. В зависимости от расположения вершины. Вверх – сила, мужественность, целеустремлённость; вниз – нерешительность, проявление слабости, саморазрушения.

Пятиконечная звезда – символ силы, защищённости, самоуверенности, свободы.

Спираль. Вращающаяся вправо – символ растущей луны и пути солнца, начало чего-то нового.

Вращающаяся влево – регресс, трата силы не в правильном направлении, постепенное опустошение.

Глаз – желание следить за происходящим, не упустить ничего из виду, понять суть.

Сердце – чувствительность, переживания, эмоциональность.

Трава – символ тишины, молчания, спокойствия.

Корни – связь с родными, с родной землёй.

Деревья – мироздание, основательность.

Кошка – символ закрытости, настороженности, тайны.

Собака – дружелюбие, преданность.

Бабочка – развитие по стадиям, гармония с природой.

Змея – мудрость, хитрость.

Черепаха – уход в себя, необщительность, страх перед миром.

Голубь – счастье, любовь.

Павлин – сила характера, гордость.

Петух – символ желания высказаться, отстоять свою позицию, начать бой.

Рыба – уединение, желание справедливости.

Цвета и значения:

  1. Красный выражает возможности и силу. Активность, борьба, стремление к справедливости, к борьбе, к достижению цели. Огонь, поглощающий злое и тёмное.
    Если красный цвет вообще отсутствует на рисунке – это, наоборот, означает слабость, нехватку сил, нежелание бороться.
  2. Жёлтый символизирует понимание, открытость ко всему новому, к познанию. Жизнелюбие, независимость, прозрение.
  3. Зелёный указывает на оздоровление, желание помогать себе и другим, спасать, защищать. Мудрое, правильное восприятие себя и других.
  4. Фиолетовый – королевский цвет. Объединяет мужское и женское начала. Духовная энергия, которая иногда проявляется как эгоизм, индивидуализм. Что может привести к разрушениям собственных идеалов и связи с миром.
  5. Синий – проявление интуиции. В тёмных оттенках – символ неспокойствия, бури, ночи, переживаний. В светлых (голубой) – сострадание, безоблачное небо, бесконечность, глубокое чувство материнства.
  6. Оранжевый – символ положительной энергии, мягкости и самовосприятия.
  7. Чёрный – символ пустоты, отрицания, печали, потери. Как начало появления из темноты чего-то нового. В темноте тоже могут происходить процессы, незаметные для других.
  8. Белый может символизировать духовность, открытость миру, чистоту сознания. А может означать недостаток энергии, отстраненность от реальности и верного восприятия мира.

Использование всех цветов (радужное настроение) означает путь к исцелению, новое восприятие начала жизни, переосмысление. Открытие всех чакр.

Диагностика по сочетанию цветов:

  • Чёрно-белый рисунок – борьба противоположностей без эмоций. Своеобразный отдых от переживаний. Преобладание интеллектуального над эмоциональным.
  • Красный + чёрный – злость, гнев, беспокойство, печаль.
  • Красный + зелёный – спорные чувства, конфликт между потребностью и родительским контролем.
  • Жёлтый + чёрный – низкая самооценка, переплетающаяся с ранимостью и желанием большего. Частые перепады настроения.
  • Красный + синий – конфликтное состояние. Стремление быть свободным от опеки. Вызов.
  • Розовый + чёрный – отрицательные мысли о самом себе. Потребность во внимание, любви ближних.

Важные моменты трактовки мандалы:
– доминирование или отсутствие какого-либо цвета
– пространственное расположение:

  • Центральная часть рисунка – основа, то главное, о чём думает человек больше всего в данный момент.
  • Контур – ключ взаимодействия с миром.
  • Верхняя часть рисунка – то, что человек успел осознать и понять. Нижняя – наше бессознательное.

Основы рисования

Метод мандала терапии чаще практикуют в рисовании на бумаге. Это может быть готовая раскраска с множеством замысловатых линий и изгибов.

Для создания рисунка понадобится большой лист белой бумаги, карандаши или краски.

Техника рисования не очень сложна. Главный принцип – рисование в круге.
Цвет, фактура и расположение образов полностью определяется рисующим. По этой причине невозможно увидеть одинаковые мандалы. У каждого она своя – оригинальная и индивидуальная.

Никогда не поздно познать самого себя. Используйте новый метод арт-терапии для самосовершенствования и самоуспокоения.

Мандала терапия поможет обрести гармонию с собой и с окружающим миром.

Разделы: Работа с дошкольниками

Интерпретация рисунка - это и таинственная игра, и научная работа.

П. Брутше

Для того чтобы понятьэлементы арт-терапевтических техник в контексте диагностики детей дошкольного возраста, нам необходимо проанализировать несколько частных вопросов:
- во-первых, что собой представляет арт-терапия, как метод работы;
- во-вторых, описать изо-терапию, как один из видов арт-терапии;
- в-третьих, обозначить диагностические возможности арт-терапии, и изо-терапии в частности.
Перейдем к рассмотрению вопросов.

Арт-терапия искусство. Иными словами, арт-терапия - это направление работы, которое основано на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние клиента.
Изобразительная творческая деятельность рассмат-ривается в АТ изначально как терапевтический процесс, предназначенный, образно говоря, для «исце-ления души».

Вместе с тем зарубежные и отечественные специали-сты подчеркивают значительный диагностический по-тенциал творческой продукции участников АТ работы, которая позволяет выразить внутренние, глубинные переживания, увидеть яркую ин-дивидуальность личности.
Личность как сложное, динамичное, пластичное об-разование характеризуется склонностью к непрерывным изменениям ее составляющих. Исследование этих про-цессов далеко не всегда поддается формализации, так как затрагивает разные характеристики психической дея-тельности, включая сферы сознательного и бессознатель-ного. Поэтому диагностика требует привлечения соот-ветствующих системных и нелинейных по своей природе процедур.

В АТ диагностический и собственно терапев-тический процессы протекают одновременно посредством увлекательного спонтанного творчества. В результате, лег-че устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между сторонами, включенны-ми в диагностический процесс.

Основа диагностического материала - изобразительная продукция. Это в какой-то мере сближает АТ с проективными рисуночными тестами. Неко-торые авторы, Е. М. Бурно, С. Кратохвил, А. А. Осипова и др., даже выделяют в качестве самостоятельной разновидности — проективную АТ. В других публикациях отмечается принадлежность АТ к группе экспрессивных проективных ме-тодов, что вполне оправдано в аспекте диагности-ческих возможностей рисунка. Вместе с тем АТ, безусловно, более глубокий феномен.

Артерапевтчисекая интерпретация рисунков не яв-ляется самоцелью и не сводится к количественному и качественному анализу формальных элементов, хотя, несомненно, основы такой работы присутствуют. При-оритетные формальные составляющие - линия, форма, цвет в их взаимосвязанной динамике, а также другие ас-пекты и способы символического выражения средства-ми изобразительного творчества.

Арт-терапия позволяет эффективно выстраивать арт-терапевтическое взаимодействие с клиентами любых возрастов - взрослыми и детьми.
Мы остановимся в докладе на возможностях арт-терапии применительно к детям.

Рассмотрим взгляды известных умов на значение арт-терапевтических технологий.

В свое время К. Д. Ушинский, призывая учителей опираться на особенности детского мышления, писал, что детство - это период интенсивного становления физио-логических и психических функций. «Дитя мыслит фор-мами, красками, звуками, ощущениями вообще». Иными словами, работа фантазии проявляется в визуальных образах, а потом - в словах. Изобразительная работа - безопас-ный и естественный для ребенка вид деятельности, ко-торый служит для него «транзитным пространством»

Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполне-ния программы совершенствования организма и пси-хики, а также способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В. С. Мухина и Д. Н. Узнадзе, в своих работах указывали на то, что в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, свя-занное в основном с, работой правого полушария го-ловного мозга, а также абстрактно-логическое, за ко-торое ответственно левое полушарие. Поэтому многие специалисты рассмат-ривают детское рисование как один из видов аналитико-синтетического мышления. А. А. Смир-нов, С. С. Степанов также указывали на то, что рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, графически оформляя свое знание, изучая закономерности, каса-ющиеся предметного и социального мира.

Л. С. Выготский видел в изобразительной деятельности своеобразный аналог графической речи потому, что осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Рисова-ние предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и пере-живает, несмотря на нехватку слов.

К. Рудестам в своих работах отмечал, что речь возникает на «фундаменте» образов. При их сло-весном описании иногда, особенно у детей, возникают затруднения. Поэтому, именно невербальные средства это зачастую есть единственная возможность для выра-жения и прояснения сильных переживаний и убеждений. «Я бы мог нарисовать, но не знаю, как выразить слова-ми».

С. Левинштейн, В. С. Мухина и другие исследовате-ли также подчеркивают, что рисунок для детей не искус-ство, а речь. Им свойственно стремление рисовать. Это своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность лич-ности в самовыражении. Именно спонтанная изобрази-тельная деятельность для ребенка наиболее естествен-на, интересна, приятна. Она не требует исключительных, волевых и интеллектуальных усилий, близка к игре и поэтому не вызывает тревожных переживаний.

Возраст от 4-5лет до приблизительно десяти лет даже называют золотым веком детского рисунка, поэтому арт-терапия является неотъемлемым видом работы с ребенком.

Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:

Изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
- имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
- музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
- сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
- кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную;
- коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;
- игровая терапия и т. д.

Мы плавно перешли к анализу вопроса о изо-терапии, как одного из видов арт-терапии. Рассмотрим, что же собой представляет изо-терапия.
Изотерапия - это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции, диагностики и развития.

Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. Как мы уже отмечали выше, по мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактнологическое, за которое ответственно левое полушарие.

Иными словами, мы видим, что арт-терапия в широком смысле этого слова, и изо-терапия в частности обладают огромным диагностическим потенциалом и имеют некоторые преимущества перед другими формами диагностической работы. Перечислим их.
Во-первых, практически каждый ребенок может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
Во-вторых, изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает её особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, т.е. детей.
В-третьих, изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения. При затруднении в налаживании контактов.
В-четвертых, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет их использовать для оценки состояния, проведения соответствующих исследований.
В-пятых, изотерапия является средством самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка.
В-шестых, изотерапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает им открыться и преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Рассмотрим в качестве примера пару простых диагностических техник изотерапии:

Эмоции и цвета. Эта техника пригодится для анализа рисунков ребенка. Составьте список эмоций, которые человек испытывает чаще всего. Обычно список включает в себя 6 положительных и 6 отрицательных эмоций (любовь, радость, спокойствие, страх, боль, волнение и т.д.). Предложите малышу нарисовать для каждой эмоции кружок определенного цвета. Не забудьте заранее убедиться, что ребенок правильно понимает значение слов. Впоследствии вы можете использовать получившуюся цветовую гамму для распознавания чувств и эмоций в рисунках ребенка.

Хаотичные рисунки. Пусть ребенок свободно рисует «каракули» на бумаге. Этот способ помогает снять напряжение, тревогу и иные поверхностные эмоции. А вы с помощью цветовой гаммы поймете, в каком настроении пребывает ваш ребенок, не испытывает ли волнение или страх.

Рисуем тело. Эта техника поможет ребенку осознавать собственное тело, а родителям - выявить проблемы в его самочувствии. Кроме того, данная техника помогает влиять на здоровье через подсознание. Предложите малышу нарисовать себя, свое тело, разным цветами. Затем, задействовав гамму чувств, совместно проанализируйте, какие части он выделил и что его беспокоит. Закончить упражнение следует позитивным рисунком «Каким я хочу быть».
В заключении, еще раз обозначим, что для того, чтобы наиболее полно раскрыть вопрос, касающийся элементов арт-терапевтических техник в контексте диагностики детей дошкольного возраста, мы проанализировали несколько частных вопросов:
- во-первых, рассмотрели, что собой представляет арт-терапия, как метод работы;
- во-вторых, описали изо-терапию, как одного из видов арт-терапии;
- в-третьих, обозначили диагностические возможности арт-терапии, и изо-терапии в частности.

Подводя итоги проделанной работы, мы пришли к некоторым выводам:
Во-первых, арт-терапияпроисходит от английского слова «арт», которое обозначает искусство.
Во-вторых, изобразительная творческая деятельность рассмат-ривается в АТ изначально как терапевтический процесс, предназначенный, образно говоря, для «исце-ления души». Вместе с тем зарубежные и отечественные специали-сты подчеркивают значительный диагностический по-тенциал творческой продукции участников АТ работы, которая позволяет выразить внутренние, глубинные переживания, увидеть яркую ин-дивидуальность личности.

В-третьих, современная арт-терапия включает в себя следующие направления: изотерапия, имаготерапия, сказкотерапия, кинезитерапия, хореотерапия; игровая терапия и т. д.
В-четвертых, изотерапия - это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции, диагностики и развития.
В-пятых, обладая многосторонними диагностическими возможностями изо-терапия, она может быть отнесена к проективным тестам.
В ходе анализа теоретических работ, посвященных арт-терапии, мы пришли к главному выводу, что в контексте диагностики детей арт-терапевтические техники в широком смысле этого слова, и изотерапевтичекие в частности, являются эффективными и информативными, потому, что:
- позволяют установить с ребенком эмоционально-доверительные взаимоотношения;
- позволяют получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребёнка, выявить его скрытые потребности, возможности, страхи и опасения;
- позволяют понаблюдать за ребенком в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.
- позволяет в процессе занятий проследить характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации многое другое.
Именно поэтому изо-терапия сегодня популярна и востребована.

Благодарю Вас за внимание!
Доклад окончен!

Список используемой литературы:

  1. "Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания" Сборник статей. Островитянин, 2008. "Арт-терапия". ред.-сост. А.И. Копытин . СПБ., 2001.
  2. Бетенски М. "Что ты видишь? Новые методы арт-терапии". М., 2002.
  3. Богданович В. "Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы". Золотое Сечение, 2008.
  4. Будза А. "Арт-терапия: Йога внутреннего художника". Феникс, 2006.
  5. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.
  6. Вальдес Одриосола М. - "Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности." Методическое пособие. Владос, 2005.
  7. Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2001.
  8. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002.
  9. Копытин А.И. "Тест "Нарисуй историю". СПб.: Речь, 2003.
  10. Копытин А.И. "Системная арт-терапия". СПб.: Питер, 2001.
  11. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. "Арт-терапия детей и подростков". М.: Когито-Центр, 2007.
  12. Уильямс Х. "Говорящий" рисунок, или как познать свое глубинное "Я". АСТ, 2007.
Рассказать друзьям