Странные болезни, которые ученые до сих пор не могут понять. "Большинство россиян до сих пор не могут понять: великой России уже давно нет" Роль языкового явления в тексте

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Принято считать, что мы живем в просвещенном обществе. Еда производится с помощью науки, эпидемии потихоньку отступают, до Марса рукой подать. Между тем сотни тысяч людей страдают от весьма необычных заболеваний, которые просто не в состоянии объяснить современная медицина. Казалось бы, опыт врачей должен показать им правильный путь к решению любой проблемы - на деле же, причины возникновения обыкновенной мигрени до сих пор остаются тайной за семью печатями. Мы собрали здесь несколько наиболее странных случаев заболеваний, который ставят в тупик даже лучших докторов планеты.

  • Сердце не на месте

    Беспечный ездок попал в аварию на мотоцикле - казалось бы, тут и сказке конец. Но ужасное столкновение заставило сердце мужчины повернуться на 90 градусов, не причинив организму никакого вреда. Врачи так и не смогли понять, как это произошло. Зато, уже несколько лет, итальянские специалисты пытаются проверить степень мобильности главных человеческих органов. В перспективе, подобные наработки могут спасти чью-то жизнь - как только врачи поймут странные принципы работы нашего организма.


  • Без головы

    Девушка 24 лет от роду попала в больницу с жалобой на постоянное головокружение и тошноту. Ничего удивительного, как выяснилось после томографии. Красотка просто родилась без мозжечка, что ничуть не мешало ее повседневной жизни до последнего момента.


    Музыкальная пауза

    Представьте, как приятно было бы слышать музыку безо всяких дополнительных приборов. Но что, если мелодия не остановится вообще никогда? Сьюзен Рут из Эссекса прекрасно знает, на что это похоже. Уже четыре года подряд в ее голове дают постоянные концерты парни из Ливерпульской Четверки, причем играют только The White Album. Ее мужу приходится постоянно кричать, иначе музыку не заглушить. Врачи же понятия не имеют, чем вызвана эта проблема и уж тем более - как ее решать.


    Мигрень

    Ни один доктор в мире не знает, чем вызвана мигрень. Вспышки ужасной боли, способные свести с ума и самого стойкого человека, просто не поддаются науке. Единственное, что точно известно врачам - мигрень передается по наследству.


    Болезнь юных дев

    И еще один, довольно-таки странный случай заболевания вот уже сто лет тревожит городок Эль-Кармен, Колумбия. Каждую весну несколько сотен местных девушек синхронно поступают в больницы с одинаковыми синдромами: тошнота, боли в животе, онемение конечностей. Что может вызывать эту странную болезнь с такой периодичностью и такой избирательностью?

15.1 Сочинение на лингвистическую тему

Прочитайте текст Дины Рубиной. Заполните таблицу, вписав номера предложений и роль языковых явлений в тексте.

(1)До сих пор не могу понять, что же заставило меня эти дурацкие штучки взять... (2)Забрать... (3)Да что там церемониться! - украсть.

(4)Да-да, налицо была кража. (5)Пусть ерундовая, пусть совершенная восьмилетней девчонкой, но все же кража. (6)Было бы понятно, если б я использовала их по назначению. (7)Все знают, какой интерес проявляют даже маленькие девчонки ко всякой косметической чепухе. (8)Так ведь нет! (9)Я вытряхивала вязкий яркий брусочек губной помады сразу же, выйдя за калитку, - наивная неосмотрительность! (10)И тут же, прополоскав блестящий патрон в прозрачной воде арыка, мчалась домой, ужасно довольная приобретением.

(11)Смешно сказать! (12)Меня волновал прекрасный, как мне казалось, женский профиль, выбитый на крышке патрона. (13)Четкий античный профиль с малюсенькими пластмассовыми кудряшками. (14)И забавлял стаканчик, действовавший в патроне как микроскопический лифт. (15)Он подавал вверх оранжевый столбик помады к толстым морщинистым губам учительницы.

(16)Нельзя сказать, что я ненавидела занятия музыкой или не любила учительницу. (17)Мое отношение к этому делу можно было бы назвать чувством обреченности. (18)Так было нужно - заниматься музыкой, как мыть руки перед едой, а ноги перед сном. (19)Уж очень мама хотела этого.

(20)Я же равнодушно повторяла нужный такт ровно столько, сколько требовалось, при этом блуждая взглядом по стенам, глядя в окно. (21)И вот так-то однажды я и обнаружила между решеткой и оконной рамой то, чему раньше совершенно не придавала значения. (22)Патроны с губной помадой: красные, блестящие желтые, белые - лежали, казалось, никому не нужные и даже слегка запыленные. (23)Но поразила меня не столько их кажущаяся ненужность, нет, я знала, что учительница тщательно ухаживает за своими губами, - а их количество. (24)Зачем столько помады для одного рта? (25)Доиграв такт ровно столько, сколько полагалось, я встала из-за пианино и, ощущая некоторое деловое нетерпение, стала осматривать все это богатство. (26)В какой момент мелькнула у меня мысль о том, что недурно бы иметь хотя бы одну такую вещичку? (27)Каков был ход моих рассуждений? (28)И вообще знала ли я тогда, что взять чужую вещь - это значит украсть? (29)Да, конечно, я знала, что не следует брать чужого. (30)Без спроса. (31)Но о каком спросе могла идти речь при таком количестве одинаковых губных помад? (32) Ведь их было так много! (33)Чуть ли не семь-восемь... (34)Словом, я выбрала для себя самый, на мой взгляд, скромный - белый патрон и сунула его в карман платья. (35)А в следующий раз я просто решила, что будет справедливо, если красивых тюбиков с губной помадой у нас с учительницей станет поровну. (36)Коричневый пластмассовый патрон проследовал в мой карман.


(37)В это время со двора возвратилась учительница. (38)Я очень спокойно сидела на крутящемся черном табурете, положив руки на клавиатуру. (39)Учительница села на свой стул рядом и помолчала.

(40)- В последнее время, - мягко и лениво, как всегда, проговорила она, - у меня стала пропадать губная помада... (41)Ты не знаешь, кто ее крадет?

(42)Я молчала. (43)Самое интересное заключалось в том, что мне было стыдно не столько потому, что меня уличили в краже, сколько потому, что я врала. (44)Противная, очень противная штука вранье! (45)Все мои мысли в этот момент были заняты не преступностью кражи, а преступностью вранья. (46)Моей же учительнице было наплевать на вранье, она словно и не сомневалась, что так и будет.

(47)- Это ужасно... ужасно... - повторяла она, пригорюнившись, машинально ковыряя карандашиком между клавишами. (48)Я смирно сидела рядом, напряженно вытянув спину, уже не веря, что где-то есть пыльные улицы со свободными людьми, что где-то есть наш двор и наша квартира.

(49) - Что же с тобой будет? (50)Послушай, девочка, а ты не больна?

(51)- Нет! - удивившись, ответила я. - (52)Почему больна?

(53)- Есть такая болезнь - клептомания. (54)Когда человек и рад бы не воровать, да не может. (55)Болезнь, понимаешь?(56)Это очень серьезная болезнь. (57)Ею один граф болел. (58)Богатый был, именьями владел, а вот у приятеля нет-нет да что-то стянет. (59)В общем, передай маме, чтобы прислала с тобой три рубля. (60)Или нет, я напишу ей записку, а то ты не передашь.

(61)Выйдя на террасу, я тут же развернула записку. (62)Там было написано: (63)«Уважаемая такая-то! (64)Ваша дочь ворует. (65)У меня она украла три шт. губной пом. (66)Прошу возместить три руб. (67)И заняться воспитанием своего реб.».

(68)- Что так долго? - спросила мама, открыв дверь. - (69)Зазанималась?

(70)«Бедная мамочка...» - подумала я, почему-то очень жалея ее. (71)Я зашла в комнату, где мама проверяла ученические контрольные, и как-то вяло, на выдохе, сказала:

(72)- Мам, я воровка...

(73)- Чего-чего? - спросила мама, подняв от тетрадей голову и засмеявшись.

(74) «Бедная мамочка!» - опять подумала я и повторила:

(75)- Я украла губную помаду. (76)Вот, - и положила на стол записку.

(77)Потом в комнате наступила очень тихая тишина, и мне стало так плохо, что я не могла на маму смотреть.

(78)- Слушай, а зачем тебе эта ерунда была нужна? - недоуменно спросила мама.

(79)- Не знаю... - сдавленно прошептала я и заплакала. (80)Теперь я и в самом деле не знала, зачем мне нужны были те штучки.

(81)- Ну да, - растерянно сказала мама, - понимаю. (82)Я ведь не крашу губы, тебе это было в диковинку...

(83)Главным было то, что много лет подряд после этого случая, даже в юности, я продолжала носить в себе страшную тайну своей порочности. (84)И когда при мне кто-нибудь рассказывал, что где-то кого-то обокрали и унесли ценностей на три тысячи, я каждый раз внутренне вздрагивала и думала: (85)«А ведь я тоже... такая...» (86)И боялась, когда меня оставляли одну в чужой квартире хотя бы на минуту. (87)Я боялась, что во мне проснется таинственная графская болезнь. (88)Такой страшной силы заряд презрения к себе сообщила мне мягкая ленивая женщина, превосходно игравшая изящную пьесу Бетховена «Элизе».

(По Д. Рубиной)


№ предложения или слово

Языковое явление

Роль языкового явления в тексте

парцелляция

синонимы

однородные члены предложения

инверсия

градация

разговорная лексика

уменьшительно-ласкательные суффиксы

многоточие

лексический повтор

вводные слова и словосочетания

обращение

вопросно-ответная форма изложения

риторические вопросы

восклицательные предложения

Языковые средства

Возможная роль в тексте

Эпитеты

Усиливают выразительность, образность языка произведения; придают художественную, поэтическую яркость речи; обогащают содержание высказывания; выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; создают живое представление о предмете; оценивают предмет или явление; вызывают определённое эмоциональное отношение к ним; помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

Сравнение

Сообщает явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель; помогает более точно представить предмет или явление;
помогает увидеть в предмете новые, невидимые стороны;

сравнение придает описанию особую наглядность.

Метафора

Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта.

Олицетворение

Олицетворения придают тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора.

Гипербола

Литота

Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.
Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов

Ирония

Помогает создать комический эффект

Перифраз (а)

Перифразы позволяют:
выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого; избежать неоправданной тавтологии; ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.

Перифразы играют в речи эстетическую роль, их отличает яркая эмоционально – экспрессивная окраска. Образные перифразы могут придавать речи самые различные стилистические оттенки, выступая то как средство высокой патетики, то как средство непринужденного звучания речи.

Метонимия

Метонимия позволяет кратко выразить мысль, она служит источником образности.

Синекдоха

Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл

Антитеза

Сочетание контрастных понятий сильнее оттеняет значения слов и делает речь более яркой и выразительной

Риторический вопрос

Привлечь внимание читателя к изображаемому; усилить эмоциональное восприятие

Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем.
Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.

Риторическое восклицание

Риторическое восклицание отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце).

Риторическое обращение

Риторическое обращение служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.

Синтаксический параллелизм

Усиливает эмоционально-образную выразительность; придает художественной речи ритмичность

Антонимы

Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.

Синонимы

Служат для более точного выражения мыслей и чувств.

Оксюморон

Подчёркивает противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме, создаёт эмоциональное впечатление.

Однородные члены предложения, градация, синонимы, антонимы

Бессоюзие

Речь приобретает большую сжатость, компактность, динамичность.

Бессоюзие как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи, а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и повышения экспрессивности текста.

Первая из названных функций характерна для бессоюзия в художественном стиле речи, вторая - для бессоюзия в публицистическом стиле.

Многосоюзие

Подчеркивается единство перечисляемого.

Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости.

Инверсия

Инверсия используется преимущественно в поэтической речи для привлечения внимания читателя или слушателя к самым важным в смысловом отношении словам.

Парцелляция

Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому.

Парцелляция широко распространена в современной печати. Её употребление связано со стремлением передать интонации и акцентированность живой речи.
Разделенные точками члены предложения или их группы отделяются от базового предложения, акцентируются, становясь самостоятельно оформленными частями высказывания, приобретают самостоятельность отдельного высказывания, с их помощью выделяются наиболее важные моменты в сообщении.
Каждый из последующих элементов высказывания как бы возникает в сознании не сразу, а в процессе раздумья. Получается, что мысль в сообщении подается отдельными порциями, что создает прерывистость интонации и имитирует естественность и непосредственность живой речи. Стыки этих смысловых «порций» и фиксируются точками.

Градация

Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла. ()

Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами.()

Следует учитывать, что прием градации основан на изменении признака по абстрактной шкале количества (вверх: средне - больше - много - очень много; вниз: много - меньше - мало - совсем мало) и абстрактной шкале оценки (при положительной оценке: хорошо - довольно хорошо - очень хорошо - превосходно - выше нормы; при отрицательной оценке: плохо - довольно плохо - очень плохо - отвратительно).

Умолчание

Передает эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным.

"Новая" поговорила с профессором права Высшей школы экономики Владимиром Четверниным о либертарианстве и закулисных играх Конституционного суда

- Владимир Александрович, на ваш взгляд, уместны ли аналогии между советскими временами и современностью?

Да, это в какой-то мере уместно, но и в то же время не совсем. Многое, что происходит в России сегодня, формально напоминает какие-то советские порядки, но по существу это небо и земля. Я могу свободно рассказывать студентам то, что я думаю даже про самого Владимира Владимировича Путина. В классическом Советском Союзе меня бы за намек на такой рассказ уже посадили или расстреляли бы.

Пародия на сталинские времена

- А в брежневское время?

В брежневское время, конечно, не посадили и не расстреляли бы, но дворником отправили бы работать.

- То есть вы можете сказать, что сейчас время более демократичное и спокойное?

Оно не спокойное. Тем и интересна жизнь в России, что здесь ничего спокойного нет и быть не может, пока существует эта «русская система». Классическая коммунистическая система сломалась где-то в 1950-е годы, и восстановить ее объективно невозможно. Можно сказать, что и в брежневские, и в путинские времена как была авторитарная система, так и осталась. С точки зрения репрессивности - сейчас жестче, но только потому, что советский репрессивный период прошел в основном до брежневских времен. Так что сейчас - пародия на сталинские времена. Кроме того, ментальность людей изменилась настолько, что того страха, который определял жизнь человека в советской системе, уже нет в основной массе. И если при Сталине был железный занавес, при Брежневе - психушки, запрет эмиграции, то в последние десять-пятнадцать лет людей просто выдавливают из России: кому не нравится такая социокультура - ну поезжайте туда, где вам нравится.

- Получается, строй в России крепнет одновременно с тем, как из страны выдавливают неугодных?

Да, это способ изменить соотношение людей с разными ценностями. Вообще, все лучшее за последние 15 лет отсюда уезжает. Возрастает доля люмпенства, которое не просто согласно мириться с тем, что происходит, а считает, что так и должно быть: высшая сила, обеспечивающая их социальными благами. Те, кто «крымнаш», это они и есть - определяющие сегодня специфику российской социокультуры.

- Могут ли сегодняшние настроения большинства превратить страну еще одну Северную Корею?

Нет, что вы! Даже при Сталине была еще не Северная Корея. Эволюция больших сложных систем в любом случае необратима. Даже возвращение к уровню сталинского СССР невозможно. Чем больше будет нарастать репрессивность нынешней системы, тем скорее все разрушится и великая Россия развалится на кусочки.

- Как вам удалось сформировать у себя именно такое мировоззрение во времена, когда пропаганда активно навязывала студентам совсем иные ценности?

Ну это как-то формируется независимо от университета, хотя учился я у Валерия Зорькина (сейчас председатель КС РФ, доктор юридических наук, с 1967 по 1979 г. - доцент юрфака МГУ. - Прим. ред. ) и, главное, у Нерсесянца (российский ученый-юрист, специалист в области философии права . - Прим. ред. ) после университета. Но есть разные ментально-антропологические типы. И я принадлежу к личностному типу. Я старался существовать в той среде, которая не слишком на меня давила. Всегда я был свободолюбивым человеком. И я родился уже не в сталинские времена, поэтому можно было без особых проблем приспосабливаться и выживать. Когда я наконец уезжал в 1990 году в Германию, получив стипендию фонда Александра фон Гумбольдта, у меня было твердое намерение никогда не возвращаться.

- Даже так?

Именно! В Германии мне было легко, спокойно, свободно. Но тут потом начались такие интересные события, что я вернулся. Я, кстати, единственный из моих русских приятелей-гумбольдтианцев того времени, кто вернулся обратно в Россию.

- Получается, именно события начала 1990-х года стали толчком к вашему возвращению?

Мои немецкие коллеги тогда мне говорили: «Если такие, как ты, будут здесь оставаться, то вы и получите в России то, чего вы боитесь». И я решил вернуться, и поначалу мне очень нравилось. События августа 1991 года - все закрутилось, и я на этой волне чувствовал себя великолепно. Я, например, привел в только появившийся Конституционный Суд РФ своего немецкого друга, который тогда был референтом председателя Конституционного суда ФРГ. Я помог установить контакты двум судам. Тогда я жил в состоянии эйфории, я дружил с судьями Конституционного суда… Но все это быстро кончилось.

- Поясните, пожалуйста, в чем главные отличия либеральной идеологии от либертарианства?

Кратко можно сказать так: главное - смысл, который вкладывается в слово «свобода». Для либертарианцев свобода есть только в обществе, которое строится на признании людьми самопринадлежности каждого взрослого и психически нормального человека. А либералами сегодня называются те, кто полагает, что свобода - это то, что дозволено Хозяином, известным под названием «Государство». Для либертарианцев свобода - это право каждого распоряжаться собой и своим имуществом и запрет трогать других и их имущество без их согласия. Иначе это называется «собственность». А в разных направлениях либерализма по-разному определяется то, что должно быть дозволено государством, но при этом либералы всегда требуют или отрицают то, что им выгодно или, соответственно, невыгодно.

Те, кто сегодня называется либералами, убеждены, что социальный порядок может быть создан только силой. А либертарианство различает два типа социального устройства: потестарное, строящееся на силе, и правовое, строящееся на признании людей автономными субъектами, на запрете агрессивного насилия. С точки зрения либертарианцев агрессивное насилие - это отказ другому в значениях самопринадлежности.

Вообще-то правильным названием либертарианства было бы «социализм». Социум - это общество. А либертарианство - это как раз про общество, а не про государство. Про то, как общество может быть устроено на добровольных взаимодействиях. Про способность людей сотрудничать, используя государственную власть только для подавления агрессивного насилия. Вот и выходит, что этатисты узурпировали название «социализм», извратили его смысл, и получилось, что социализм, как сказал Шпенглер, это власть, власть и еще раз власть.

- Сколько последователей ваших взглядов в России, как вы думаете?

Личностного типа ментальности менее десяти процентов. А правового ментального типа, то есть тех, кто готов признавать самопринадлежность других, - таких еще меньше, наверное, процентов пять. Среди студентов побольше.

Российскую систему в ее сущности изменить нельзя

- Какие советы дадите молодым людям, желающим сегодня сохранить независимый взгляд на действительность? Возможно ли таким людям достигнуть успеха в нынешнем обществе?

Невыгодно признавать самопринадлежность других, когда другие не хотят и не будут признавать это в отношении тебя. Но люди умеют приспосабливаться друг к другу, к социокультуре - я же тоже приспосабливался к жизни в СССР. Человек либо приспосабливается к культуре, либо она его выдавливает. А быть людьми молодыми и уже оттого счастливыми можно лет до двадцати. Потом уже надо определяться: либо вы можете приспособиться и быть успешными в обществе, где самая выгодная стратегия - партиципироваться к власти и доходам от природных ресурсов, либо уезжайте. Российскую систему в ее сущности изменить нельзя, и если вас тут многое принципиально не устраивает, то не тратьте время зря, уезжайте сразу.

- В последнее время люди в нашей стране уходят в эмиграцию - внутреннюю или внешнюю. К чему это может привести?

Все зависит от индивидуальной позиции. Я могу говорить только за себя. Лет в сорок пять я окончательно понял, что здесь ничего хорошего не будет. Тогда я думал, что уже поздно уезжать. А теперь я понимаю, что тогда было еще не поздно. Но тогда я не поверил бы, что дойдет до «крымнаш», а теперь я с этим уже смирился. Очевидно, и другим людям тоже и надеяться свойственно, и думать, что хуже уже не будет.

Дзержинскому приписываются такие слова: «Жизнь нужно прожить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», а в советское время в моем окружении эта фраза звучала чуть иначе: «Жизнь нужно прожить там, чтобы потом не было мучительно больно…»

- В последнее время на постсоветском пространстве либертарные взгляды получили достаточное распространение. Чего стоит одна Грузия, где к проведению реформ и управлению страной Михаил Саакашвили и Каха Бендукидзе привлекли молодых либертарианцев. Сейчас аналогичное происходит на Украине, хотя и в меньшей степени. Ждет ли подобное Россию?

Нет, в том, что называется Россией, это невозможно. На Украине пока не видно таких фигур. А что касается Грузии, то это как раз пример того, что невозможно. Я, например, не верил в их «чудо». Это были авторитарные, навязанные реформы, и стоило пройти свободным выборам, как стало ясно, что большинство населения не согласно двигаться в сторону правового в либертарном смысле порядка. И вообще - то, что сегодня называют всеобщим избирательным правом, это атрибут социализма.

Несколько мест в парламенте - это ничего

- Возможно ли, что в среднесрочной перспективе ваши идейные соратники получат места в парламенте, государственные посты или это пустые иллюзии?

Несколько мест в парламенте - это ничего. А вообще, ответ на этот вопрос давно уже дан. Мои идейные соратники составляют ничтожное меньшинство, а в условиях, когда они выдавливаются из страны, надеяться на это глупо. Речь может идти только о том, что левых либералов будет больше. Либертарианцев точно не будет. Вот Андрей Илларионов, которого можно характеризовать как либертарианца, хотел видеть в Путине человека типа Франко. Он бы президенту советовал, а президент к нему прислушивался.

- Но он вскоре понял, что это не так.

Да, он почти сразу это понял. Но мне кажется, что здесь уместно процитировать известный псалом Давида: «Блажен муж, который не идет на совет нечестивых…». А он думал, что пойдет туда и все переделает. Или, например, Гадис Абдуллаевич Гаджиев - очень хороший человек, который убежден в том, что если бы не он в Конституционном Суде, то было бы еще хуже.

- В последнее время Конституционный суд РФ обвиняют в излишней политизированности. Председатель КС Валерий Зорькин реагирует на такие заявления весьма эмоционально. А как вы оцениваете эту тенденцию?

Я уже давно не читаю все то, что исходит от Валерия Дмитриевича Зорькина. Я не читаю решений Конституционного суда, потому что забочусь о своем здоровье. Некоторые решения у меня такое возмущение вызывают, что я боюсь, меня инфаркт хватит во время чтения какого-нибудь их очередного постановления или определения.

Вообще в системе, которая движется от демократии к тоталитаризму, не может быть Конституционного суда в смысле правовой культуры. Попытка установления конституционного порядка в России бессмысленна, ибо пока существует русская система - средневековая и принципиально нереформируемая, немодернизируемая, здесь не может быть Конституции. Напомню анекдот: «Путин не нарушает Конституцию, он просто ею не пользуется». Но в действительности не совсем так: Конституция в России - это то, как ее понимает один человек, потому что русская система - принципиально моноцентрична. А Конституционный суд в этой системе - «пятое колесо», не просто так их сослали в Петербург. Хорошо, что их сюда сослали, а не в солнечный Магадан.

- Сейчас и вовсе ходят разговоры об отмене «особых мнений» для судей КС РФ.

Правильно, системе не нужны никакие «особые мнения», достаточно мнения начальника. В связи с этим я вспомнил, как бывший судья КС Николай Витрук сказал мне про судью Кононова: «Толя Кононов - правозащитник, а правозащитник не может быть судьей Конституционного суда!» Так что в России быть правозащитником - это противостоять государству, а судьи - люди государевы, правозащитниками они быть не могут. Это могут быть честные люди, но они государственники, и они не могут противоречить государю, с его пониманием конституции.

Ничего не ждет. Вопрос должен быть о том, что ждет в целом эту российскую систему. А она развалится на куски. Как только окажется, что ресурсов управления в центре уже мало, тут же все местные элиты растащат российское пространство по своим углам и под более надежные крыши: что-то отойдет Китаю, что-то к США, что-то к Турции. А Москва и Санкт-Петербург будут самыми восточными регионами Евросоюза. России, может, не будет уже через несколько лет. По большому счету ресурсы кончились.

- К чему тогда готовиться россиянам?

У культуролога Андрея Анатольевича Пилипенко я прочитал очень умную фразу: «Когда погибает культура, то это не значит, что погибают люди. И трамваи будут ходить, правда реже». На месте разрушившейся культурной системы будут строиться новые. И тогда молодым людям, готовым создавать новое, откроется широчайшее пространство возможностей. Россияне еще не поняли этого. Один американский психолог выделяет пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.

Большинство россиян до сих пор не могут понять: великой России уже давно нет. В стадии гнева люди ищут в своих бедах вымышленных врагов, обвиняют их во всем…

Ничего не напоминает? А когда наступит последняя стадия, люди наконец начнут строить, создавать что-то новое. Я пока еще надеюсь, что доживу до этой поры.

Справка «Новой»

Владимир Александрович Четвернин (род. 27 декабря 1954 г., Москва, Россия) - российский правовед, известный теоретик права и государства, последователь и оригинальный интерпретатор либертарно-юридической теории права и государства. Профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ. Кандидат юридических наук (с 1982 г.).

Вопреки тому, что думают многие люди, наука не в состоянии доказать все на свете. На самом деле работа современных ученых зачастую состоит в том, чтобы развеять старые мифы и опровергнуть труды исследователей прошлых лет. Наука – это целый процесс доказательств, проверок, сомнений и опровержений.

Узнавая причину, почему что-либо не работает, мы понимаем, как оно вообще устроено и за счет чего функционирует. Но до сих пор существуют некоторые явления, которые человечество не в состоянии объяснить. В некоторых случаях мы можем только догадываться. Перед вами 25 научных фактов, которые все еще не изучены до конца.

25. Питание

Мы примерно понимаем, что вредно, а что полезно, но ученые все еще не пришли к общему мнению по многим пунктам. Стоит просто проследить, как со временем меняется знаменитая модель пищевой пирамиды…

24. Из чего состоит ядро Земли?


Фото: Kelvinsong / wikimedia

Мы знаем, что внутренне ядро твердое, а внешнее – жидкое, и мы почти уверены, что они состоят в основном из никеля и железа. Но ученые никогда не имели возможность взять образцы земного ядра на точную проверку…

23. Числа е и πи


Фото: wikimedia

Хотя известно, что оба этих числа иррациональные, математически пока не было доказано, дает ли их сумма рациональное число. Что еще интереснее для любителей математики, ученые до сих пор не знают, будет ли произведение е и πи иррациональным.

22. Почему мы зеваем?


Фото: pixabay

Никто точно не уверен, почему мы зеваем. Ученые пытались разобраться в этом вопросе. Но так и не было выяснено, почему причина этого явления приводит именно к зеванию, и чем оно так важно для нас. Исследователи до сих пор работают над решением этой загадки, выдвигая все новые теории.

21. Что является причиной магнитного поля Земли?


Фото: TStein / wikimedia

Мы до сих пор не в курсе, как внешнее ядро нашей планеты производит магнитное поле. И ученые до сих пор не знают, почему это поле менялось и продолжает меняться. По большому счету мы знаем больше о том, что происходит внутри Солнца, чем внутри собственной планеты.

20. Уникальны ли отпечатки пальцев?


Фото: Frettie / wikimedia

Любители детективов могут удивиться, но на самом деле наши отпечатки не такие уж и уникальные. На Земле уже находились идентичные пары, которые не смогли различить даже профессиональные сканеры. Так ли уникален рисунок на наших пальцев? Это до сих пор остается открытым вопросом.

19. Менструальная синхронность


Фото: pixabay

Так называется феномен, согласно которому менструальный цикл женщин, живущих под одной крышей, синхронизируется. Кроме опровергнутого исследования 70-х годов, никаких других научных доказательств или объяснений по этому поводу выдвинуто не было.

18. Сахар вызывает гиперактивность


Фото: pixabay

Мы давно считали, что глюкоза и сахароза дают энергию. Но на сегодняшний день появилось достаточно много доказательств того, что сахар не имеет никакого отношения к гиперактивности. Так что, когда кажется, что от сладкого у нас появляются новые силы, в основном речь идет о предвзятых ожиданиях, основанных на стереотипах.

17. Почему мы спим?


Фото: publicdomainpictures.net

Ученые до сих пор не уверены, почему человек спит. Это, конечно, не причина отказывать себе в 8 часах приятного отдыха, но факт остается фактом. Феномен сна до сих пор остается не до конца изученным явлением.

16. Детекторы лжи


Фото: wikipedia

В сфере научного сообщества достаточно велико сопротивление проверкам на детекторе лжи. А все потому, что не существует никакого полноценного научного доказательства того, что эти устройства на самом деле могут выявлять вранье, или же они просто фиксируют волнение.

15. Луна


Фото: freestockphotos.biz

Существует множество теорий, но ученые пока не могут принять однозначное решение о том, почему единственный спутник Земли такой большой. Если бы у нас не было нашей привычной , осевые колебания родной планеты были бы намного более значительными вплоть до несовместимости с жизнью. На самом деле подобная стабилизация сил притяжения и осевых колебаний, происходящая за счет естественного спутника, – крайне редкое и практически уникальное явление во Вселенной.

Наиболее популярное в научной среде объяснение размеров Луны состоит в гипотезе о столкновении с гигантским астероидом. Теоретически что-то огромное влетело в Землю, в итоге образовалось множество осколков, которые в свою очередь и сформировали нашу Луну.

14. Черные дыры


Фото: wikimedia

Мы знаем, что они должны существовать, но пока это не было доказано наверняка. Для подтверждения существования черных дыр необходимо продемонстрировать наличие тела определенной массы в пределах гравитационного радиуса Шварцшильда (Schwarzchild). Если вам это удастся, считайте, что Нобелевский приз у вас в кармане!

13. Эффект душевой занавески


Фото: wicker paradise / flickr

Вы заметили, что ваши занавески из ванной постоянно задираются нижними концами вверх? И хотя речь о довольно будничном явлении, существует несколько теорий на этот счет, и ни одного точного объяснения.

12. Вызывает ли заменитель сахара аспартам рак?


Фото: flickr

Недавно исследование, доказавшее, что сахарозаменители – канцерогены, было опровергнуто. Дальше больше – оказывается, развенчанный миф был спонсирован представителями индустрии по производству сахара.

11. Польза витамина С во время простуды и гриппа


Фото: Max Pixel

Существует доказательство того, что витамин С вообще-то не так уж и эффективен. Конечно, принимать его полезно в качестве профилактики для улучшения иммунитета и защиты от простуды, но когда вы уже заболели, он не поможет.

10. Боль


Фото: Scott Robinson / flickr

Представьте себе, ученые так и не научились ее измерять. Никто не сможет узнать, больно ли вам и насколько. Только вы сами можете почувствовать свою боль и ее глубину.

9. Проблемы с перемещением дивана


Фото: Claudio Rocchini / wikimedia

Магнитное поле, черные дыры, отпечатки пальцев. Давайте немного расслабимся и потаскаем диваны. Шутка. Однако почему-то до сих пор никому толком не удается математически вычислить точный размер фигурно изогнутого дивана, который мог бы идеально поместиться в углу комнаты. Звучит глупо, но это довольно частая проблема во время переездов. Сколько бы вы не готовились, а в итоге диван все равно не помещается, куда надо.

8. Лед


Фото: Ian Mackenzie / flickr

Мы до сих пор не знаем, почему он скользкий. Ну, почти. Мы понимаем, что скольжение вызывает тонкий слой жидкости на поверхности льда. Но мы до сих пор не уверены, почему только образует такой слой, а другие твердые поверхности не в состоянии. Существует несколько гипотез, основывающихся на влажности, давлении и низких точках таяния, но общего согласия на этот счет все еще нет.

7. Как работают анестетики?


Фото: wikimedia

Механизм действия некоторых из них вполне понятен, как в случае с оксидом азота. Но вопрос состоит в том, на самом ли деле они обезболивают во время операции. Или же они просто не позволяют нам запомнить болевые ощущения?

6. Как работает велосипед?


Фото: Mariordo (Mario Roberto Durán Ortiz) / wikimedia

Вот еще кое-что, что может прозвучать очень глупо и неожиданно, но для физиков принцип работы велосипеда до сих пор остается дилеммой. Да, есть определенные математические расчёты, но ученые все еще не понимают конкретные механические принципы, которые вызывают ускорение стабилизации этого двухколесного транспорта.

5. Сознание


Фото: Davidboyashi / wikimedia

Оно есть у каждого, но ученые до сих пор не в состоянии понять, что же это такое или как-то доказать его наличие.

4. Сила притяжения


Фото: wikimedia

Конечно, мы знаем, что она существует и влияет на нас ежесекундно. Но мы все еще не понимаем ее до конца. Особенно интересно, что исследователи пока не могут до конца объяснить принцип действия силы притяжения. Например, существует целая гипотеза о существовании особенных безмассовых частиц - гравитонов. Но это пока только предположение.

3. Магниты


Фото: Geek3 via wikimedia

Точный принцип действия магнитов до сих пор до конца не изучен, хотя мы постоянно пользуемся ими в нашей будничной жизни.

2. Как действуют антидепрессанты?


Фото: pixabay

Точно так же, как в случае с гравитонами, мы до сих пор не понимаем, как работают антидепрессанты. Мозг – чрезвычайно сложный орган, и в работе над его изучением еще очень много пробелов.

1. Как электричество распространяется по проводам?


Фото: M.O. Stevens / wikimedia

Да, речь о потоке электронов. И существует несколько теорий о том, как именно он происходит, но ученые еще не пришли к единому согласию по этой теме. Хорошо, что это не мешает нам продолжать пользоваться этим приятным благом цивилизации и дальше.

(1)До сих пор не могу понять, что же заставило меня эти дурацкие штучки взять... (2)Забрать... (3)Да что там церемониться! - украсть.

(4)Да-да, налицо была кража. (5)Пусть ерундовая, пусть совершённая восьмилетней девчонкой, но всё же кража. (6)Было бы понятно, если б я использовала их по назначению. (7)Все знают, какой интерес проявляют даже маленькие девчонки ко всякой косметической чепухе. (8)Так ведь нет! (9)Я вытряхивала вязкий яркий брусочек губной помады сразу же, выйдя зa калитку, - наивная неосмотрительность! (10)И тут же, прополоскав блестящий патрон в прозрачной воде арыка, мчалась домой, ужасно довольная приобретением.

(11)Смешно сказать! (12)Меня волновал прекрасный, как мне казалось, женский профиль, выбитый на крышке патрона. (13)Чёткий античный профиль с малюсенькими пластмассовыми кудряшками. (14)И забавлял стаканчик, действовавший в патроне как микроскопический лифт. (15)Он подавал ввepx оранжевый столбик помады к толстым морщинистым губам учительницы.

(16)Нельзя сказать, что я ненавидела занятия музыкой или не любила учительницу. (17)Моё отношение к этому делу можно было бы назвать чувством обречённости. (18)Так было нужно - заниматься музыкой, как мыть руки перед едой, а ноги перед сном. (19)Уж очень мама хотела этого.

(20)Я равнодушно повторяла нужный такт ровно столько, сколько требовалось, при этом блуждая взглядом по стенам, глядя в окно. (21)И вот так-то однажды я и обнаружила между решёткой и оконной рамой то, чему раньше совершенно не придавала значения.(22)Патроны с губной помадой - красные, блестящие жёлтые, белые - лежали, казалось, никому не нужные и даже слегка запылён- ные. (23)Но поразила меня не столько их кажущаяся ненужность - нет, я знала, что учительница тщательно ухаживает за своими губами, - а их количество. (24)Зачем столько помады для одного рта? (25)Доиграв такт ровно столько, сколько полагалось, я встала из-за пианино и стала осматривать всё это богатство. (26)В какой момент мелькнула у меня мысль о том, что недурно бы иметь хотя бы одну такую вещичку? (27)Каков был ход моих рассуждений? (28)И вообще, знала ли я тогда, что взять чужую вещь - это значит украсть? (29)Да, конечно, я знала, что не следует брать чужого. (30)Без спроса. (31)Но о каком спросе могла идти речь при таком количестве одинаковых губных помад? (32)Ведь их было так много! (33)Чуть ли не семь-восемь... (34)Словом, я выбрала для себя самый, на мой взгляд, скромный - белый патрон и сунула его в карман платья. (35)А в следующий раз я просто решила, что будет справедливо, если красивых тюбиков с губной помадой у нас с учительницей станет поровну. (36)Коричневый пластмассовый патрон проследовал в мой карман.

(37)В это время со двора возвратилась учительница. (38)Я очень спокойно сидела на крутящемся чёрном табурете, положив руки на клавиатуру. (39)Учительница села на свой стул рядом и помолчала.

(40)- В последнее время, - мягко и лениво, как всегда, проговорила она, - у меня стала пропадать губная помада... (41)Ты не знаешь, кто её крадёт?

(42)Я молчала. (43)Самое интересное заключалось в том, что мне было стыдно не столько потому, что меня уличили в краже, сколько потому, что я врала. (44)Противная, очень противная штука враньё! (45)Все мои мысли в этот момент были заняты не преступностью кражи, а преступностью вранья. (46)Моей же учительнице было наплевать на враньё, она словно и не сомневалась, что так и будет.

(47)- Это ужасно... ужасно... - повторила она, пригорюнившись, машинально ковыряя карандашиком между клавишами. (48)Я смирно сидела рядом, напряжённо вытянув спину, уже не веря, что где-то есть пыльные улицы со свободными людьми, что где-то есть наш двор и наша квартира.

(49)- Что же с тобой будет? (50)Послушай, девочка, а ты не больна?

(51)- Нет! - удивившись, ответила я. - (52)Почему больна?

(53)- Есть такая болезнь - клептомания. (54)Когда человек и рад бы не воровать, да не может. (55)Болезнь, понимаешь? (56)Это очень серьёзная болезнь. (57)Ею один граф болел. (58)Богатый был, имениями владел, а вот у приятеля нет-нет да что-то стянет. (59)В общем, передай маме, чтобы прислала с тобой три рубля. (60)Или нет, я напишу ей записку, а то ты не передашь.

(61)Выйдя на террасу, я тут же развернула записку. (62)Там было написано: (63)«Уважаемая такая-то! (64)Ваша дочь ворует. (65)У меня она украла три шт. губной пом. (66)Прошу возместить три руб. (67)И заняться воспитанием своего реб.».

(68)- Что так долго? - спросила мама, открыв дверь. - (69)Зазанималась?

(70)«Бедная мамочка...» - подумала я, почему-то очень жалея её. (71)Я зашла в комнату, где мама проверяла ученические контрольные, и как-то очень смущённо, вяло, на выдохе сказала:

(72)- Мам, я воровка...

(73)- Чего-чего? - спросила мама, подняв от тетрадей голову и засмеявшись.

(74)«Бедная мамочка!» - опять подумала я и повторила:

(75)- Я украла губную помаду. (76)Вот, - и положила на стол записку.

(77)Потом в комнате наступила очень тихая тишина, и мне стало так плохо, что я не могла на маму смотреть.

(78)- Слушай, а зачем тебе эта ерунда была нужна? - недоумённо спросила мама.

(79)- Не знаю…- сдавленно прошептала я и заплакала. (80)Теперь я и в самом деле не знала, зачем мне нужны были те штучки.

(81)- Ну да, - растерянно сказала мама, - понимаю. (82)Я ведь не крашу губы, тебе это было в диковинку…

(83)…Главным во всей этой истории было то, что потом, много лет подряд, даже в юности, я продолжала носить в себе страшную тайну своей порочности. (84)И когда при мне кто-нибудь рассказывал, что где-то кого-то обокрали и унесли ценностей на три тысячи, я каждый раз внутренне вздрагивала и думала: (85)«А ведь я тоже… такая…» (86)И боялась, когда меня оставляли одну в чужой квартире хотя бы на минуту. (87)Я боялась, что во мне проснётся таинственная графская болезнь. (88)Такой страшной силы заряд презрения к себе сообщила мне мягкая ленивая женщина, превосходно игравшая изящную пьесу Бетховена «К Элизе».

(По Д. Рубиной)

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Ироничная, выразительная и умная проза Дины Рубиной отличается многими, часто любимыми ею средствами выразительности. Не стал исключением и этот текст о наивной восьмилетней девчонке, которой однажды внушили идею о её порочности. Автор использует (А)____ («патрон проследовал», «заряд презрения», «болезнь проснётся»), а также многочисленные синтаксические средства выразительности (Б)____ («взять - забрать - украсть» в предложениях 1-3), (В)____ (предложения 1-2, 32-33, 53-54) и (Г)____ (предложения 44, 57, 58)».

Список терминов:

  1. метафора
  2. однородные члены предложения
  3. парцелляция
  4. восклицательные предложения
  5. инверсия
  6. фразеологизмы
  7. градация
  8. анафора
  9. разговорные слова
Рассказать друзьям