Зеленов николай андрианович. Николай зеленов, человек-эпоха Зеленов николай

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Родился в 1917 году в деревне Поповка, ныне Красносельского района Костромской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов средней школы, Костромской землеустроительный техникум, работал землемером. С 18 августа 1935 года в Красной Армии, призван по спецнабору Ярославским РВК. Окончил Луганское военное лётное училище. Служил в строевых частях ВВС.

Участник Советско-Финляндской войны 1939—1940 годов. Награждён медалью «За отвагу».

С июня 1941 года младший лейтенант Н. А. Зеленов в действующей армии. По декабрь 1941 года служил в 127-м ИАП; по июль 1943 года — в 154-м ИАП (29-й Гвардейском ИАП); по июль 1944 года — в 14-м Гвардейском ИАП.

К началу июля 1942 года заместитель командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка (8-я Армия, Ленинградский фронт) старший лейтенант Н. А. Зеленов совершил 382 боевых вылета. В 47 воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 8 самолётов противника.

10 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил 606 успешных боевых вылетов. В 117 воздушных боях сбил 30 самолётов лично и 10 — в составе группы.

29 июня 1944 года погиб в авиационной катастрофе в районе города Выборга. Похоронен в Ленинграде (Санкт-Петербург) на Шуваловском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды); медалями. Зачислен навечно в списки 14-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Его имя носит МиГ-29 и улица в городе Волгореченске Костромской области.

Машины, надрывно урча, набирали скорость и старались уйти от появившихся в воздухе вражеских самолётов. Немецкие пикировщики изготовились к атаке по автоколонне, вывозящей из осаждённого Ленинграда жителей — женщин, детей, больных, стариков.

— Мама, сейчас бомбить будут! Ой, страшно! — маленький мальчик припал к груди матери и закрыл глаза ручонкой.

— Ничего, сынок, не бойся. Сейчас проскочим.

Шофёры гнали машины по Ладоге во весь дух. Но «Юнкерсы», нагнав колонну, уже входили в пике. Где-то сзади рванули взрывы, затрещали пулемёты, взметнулось пламя. А машины, не сбавляя скорости, всё гнали и гнали вперёд.

И когда позади стал нарастать гул приближающегося пикировщика, все поняли, что это конец. И взрослые, и дети низко склонили головы, тесно прижались друг к другу и замерли в тягостном ожидании.

Но бомбёжки не последовало. Лишь сзади раздались короткие пулемётные очереди, послышался треск, и через мгновение дорогу потряс взрыв большой силы. Кто-то в машине осмелился приподнять голову и тут же радостно закричал:

— Сбили! Так тебе, гитлеровский выродок!

Действительно, сзади у дороги дымились обломки сбитого вражеского пикировщика, а остудившая пыл его тройка советских истребителей шла уже в новую атаку на врагов, разворачивавшихся для нового захода по цели.

Мальчик, который ещё минуту назад говорил, что ему страшно, теперь упоённо следил за полётом краснозвёздных «ястребков» и радостно приговаривал, заглядывая матери в глаза:

— Мам, это наш папа дал фашисту? Да?

— Может быть, сынок... Может, наш папа, а может, чей другой. — Екатерина Семёновна смахнула кончиком платка скатившуюся по лицу слезинку.

— Наш, наш!

Е. С. Зеленова оторвалась от только что полученного письма и задумалась. Перед глазами встал осаждённый Ленинград, последние сообщения в газетах, облик мужа. Да, её Николай сейчас там, под Ленинградом, каждый день в опасности, накоротке со смертью. А они вот с сыном эвакуировались. Жизнь здесь, в Богатовском районе Куйбышевской области, тоже не сладкая, но разве сравнишь её с той, какой живёт сейчас блокированный Ленинград.

Екатерина Семёновна предалась воспоминаниям.

...Встретились они с Николаем за несколько лет до войны в селе Яковлевском, под Костромой. Курсант Луганского авиационного училища Николай Зеленов приехал в отпуск в родную Поповку. Здесь на берегу Волги и Шачи он родился, вырос, отсюда на протяжении нескольких лет ежедневно бегал за 7 километров в районный центр: село Красное в школу. Не в этом ли мальчишечьем подвижничестве закладывались основы не только отличных физических качеств будущего воина, но и стойкость характера?

Окончив школу-семилетку, Николай поступил в Костромской землеустроительный техникум и после 2-х лет учёбы уехал работать землемером на Украину. А затем — увлечение авиацией, лётное училище.

Катюше нравился весёлый, подтянутый и никогда не унывающий курсант с голубыми петлицами. И он, кажется, в ней души не чаял. Ежедневно, чтобы встретиться, Николай проделывал путь в 12 километров от Поповки до Яковлевского. После провожанья, ночью, а то и поутру возвращался домой. И Катюша была уверена, что вечером он снова будет в Яковлевском.

Вскоре они поженились. И с этого дня жена военного лётчика Николая Зеленова потеряла покой. Она знала, что муж её влюблён в свою лётную профессию, отважен и храбр, старается во всём подражать прославленным истребителям, чьи имена гремели в те годы по всей стране — Валерию Чкалову, Анатолию Серову, Степану Супруну. Его короткая, но славная жизнь, словно зеркало, отразила величие и трагизм эпохи...

Что Николай напорист и не из трусливого десятка, Катюша знала хорошо. Видно, в мать, Елизавету Алексеевну, пошёл. Отца своего Николай не помнил — тот умер вскоре после его рождения в 1917 году, от ран, полученных на «германской» войне. Мать Николая — женщина волевая, самостоятельная. Рано овдовев, она одной из первых подала заявление в колхоз, стала первой в деревне женщиной-коммунисткой, председателем колхоза.

Упорным, отчаянным рос и Николай. Однажды в глухом месте кулацкие выкормыши подстерегли молодого землемера-активиста и думали легко разделаться с ним. Зеленов не растерялся и смело вступил с ними в схватку. Домой он вернулся с ножевой раной, но с победой — бандиты позорно бежали.

В 1935 году Николая Зеленова призвали в ряды Красной Армии и направили в Луганское лётное училище, которое он закончил в 1937 году. Потом была служба в 154-м истребительном авиационном полку Ленинградского военного округа. Зимой 1939—1940 года, находясь в 26-м ИАП на должности командира звена, участвовал в Советско-Финляндской войне, совершив более 10 вылетов на штурмовку войск противника.

Вот и сейчас Екатерина Семёновна знала, что Николай, не щадя себя, дерётся где-нибудь в воздухе с численно превосходящим противником, защищая город на Неве, наземные войска, Ладогу — дорогу жизни.

С первого же дня Великой Отечественной войны, Николай Зеленов принимает участие в воздушных схватках с противником. О своей боевой мощи он заявил сразу же после перевооружения полка с И-16 на более совершенный истребитель P-40Е — «Киттихаук». В течение 1, 6, 30 апреля и 1 мая 1942 года он одерживает беспрецедентную серию исключительно двойных побед, сбив 5 Ju-88, Ju-87, Ме-109F и Hs-126.

В боевой характеристике, подписанной командиром полка, отмечалось: «Молодой, быстрорастущий, волевой командир. Является хорошим организатором боевых действий эскадрильи. Показал себя отважным лётчиком-истребителем...»

Краснозвёздый истребитель, пробежавшись по хорошо выровненному полю, несколько раз фыркнул мотором и подрулил к капониру. На землю соскочил заместитель командира эскадрильи, старший лейтенант Николай Зеленов. Техник тотчас же приступил к осмотру самолёта.

— Как только долетели, товарищ командир! Живого места на самолёте нет.

— Да, бой нынче был горячий: 7 «Юнкерсов» фрицы не досчитаются, и 2 из них на счету вот этого израненного «ястребка», — Зеленов ласково похлопал рукой по фюзеляжу самолёта и неторопливо пошёл к штабу. Нужно было сдать официальный рапорт о проведённом только что бое командиру полка, подполковнику Матвееву.

— Значит рисовать ещё две звёздочки? — не скрывая радости, крикнул вдогонку лётчику авиамеханик и, получив утвердительный кивок, заверил: — А насчёт самолёта не беспокойтесь: к утру привёдем в полный порядок! К вылету будет готов.

Николай только тут, на земле, почувствовал усталость. Возглавляемая им шестёрка истребителей утром получила задание прикрыть от вражеской бомбёжки наземные войска 54-й армии. В районе Макарьевская Пустынь истребители встретили 9 бомбардировщиков Ju-87, шедших на задание под прикрытием 2 Ме-109.

Зеленов сразу же принял решение. Он первым ринулся на головной бомбардировщик, поднырнул под него и, как только позволило расстояние, нажал на гашетки пулемётов. Его примеру последовали другие истребители, выбравшие свои цели. Завязался ожесточённый бой.

Озлобленные потерей ведущего, сбитого Зеленовым, прикрывавшие группу «Мессеры» взяли его машину в клещи. Но недаром Зеленов числился в полку одним из лучших пилотов, прекрасно владевшим техникой пилотирования, и лучшим воздушным стрелком. Получив вражеский «гостинец» в плоскости, он мастерски ушёл из-под удара и, оторвавшись от «Мессеров», сам атаковал оказавшийся рядом «Юнкерс».

Тем временем товарищи расстроили всю вражескую группу: 4 «Юнкерса» были сбиты, а 5-й с густым, чёрным шлейфом дыма уходил на бреющем к своей базе.

Задание было выполнено — группа не допустила бомбёжки наземных войск и возвратилась на свой аэродром с победой.

Но день ещё не кончился. И истребителям группы Зеленова вскоре пришлось вновь вступить в бой с немецкими бомбардировщиками — на этот раз с девяткой Ju-88. И снова немцы не досчитались несколько машин! Двумя кострами из обломков вражеских самолётов — у деревень Смердыня и Доброе — отметил старший лейтенант Зеленов день 1 апреля 1942 года. Да ещё помог сбить 2 «Юнкерса» своим товарищам.

Первая звёздочка на борту самолёта Николая Зеленова появилась 12 октября 1941 года после боя у Новой Ладоги. Тогда её с особой тщательностью и любовью нарисовал на фюзеляже по выпиленному трафарету его авиамеханик. Теперь на самолёте Зеленова было уже несколько таких звёздочек. Но та, первая, для лётчика осталась самой дорогой. И вот почему.

Когда началась война, лётчики 154-го истребительного полка, как и все наши авиаторы, надеялись, что в первых же боях покажут немцам почем фунт лиха. Они были уверены в своем воздушном мастерстве, мужестве, надеялись на свои машины. Эти-то боевые машины их и подвели. Старые наши самолёты значительно уступали немецким в скорости, маневренности, в мощности двигателя, не имели бортовой радиосвязи. А перевооружение на новую технику только что начиналось.

Сколько злости, горечи и досады во время боёв было у лётчиков, храбрых и отважных людей, готовых в любую минуту пойти на риск, когда они чувствовали, что машины их подводят. Они жали до отказа на сектора, самолёт трясся мелкой дрожью, двигатель захлебывался, но немецкие самолёты были недосягаемы — они спокойно уходили от советских И-16. Много горечи испытал тогда старший лейтенант Зеленов. Он, участник боёв с белофиннами, награждённый медалью «За отвагу!», всегда на учебных состязаниях и проверках бывший в числе передовых, сейчас, в сражениях с немцами, часто чувствовал себя совершенно беспомощным. Немецкие самолёты не давались ему, они уходили, как быстроходный автомобиль от колченогой лошади, трясущейся по неровной дороге с дребезжащей телегой.

Но нужно было учиться воевать и на тех машинах, какие были. И лётчики стали думать. «Не хватает скорости — значит, при перехвате надо получить преимущество в высоте, дождаться противника и затем сверху вниз камнем, как сокол, превращая высоту в так не хватающую машинам скорость. Тогда уж фрицам никуда не уйти!»

С каждым днём совершенствовалось боевое мастерство лётчиков, рос счёт сбитых вражеских самолётов. В районе болота Малуксинский мох Николай Зеленов сбил быстроходный немецкий истребитель Ме-109F, у Виняголово подстерёг и вогнал в землю разведчик Hs-126. А сколько вражеских стервятников было сбито в групповых боях!

1 апреля 1942 года, прикрывая наземные войска 54-й армии в районе посёлка Макарьевская Пустынь, Зеленов, возглавляя шестёрку истребителей, вступил в бой с 9 бомбардировщиками противника Ju-87 и 2 истребителями Ме-109F. В том воздушном бою наши лётчики сбили 4 вражеских самолёта и один подбили. Зеленов сбил один самолёт. В тот же день наша группа из 6 самолётов, также возглавляемая Зеленовым, провела ещё один воздушный бой с 9 самолётами противника. И вновь Зеленов сбил ещё один вражеский самолёт.

Всего в тот день старший лейтенант Н. А. Зеленов сбил 4 вражеских самолёта: 2 лично и 2 — в составе группы.

30 апреля 1942 года, в канун Первомайского праздника, немецкой авиации был дан приказ разрушить железнодорожный мост через Волхов и Волховскую ГЭС, снабжавшую электроэнергией Ленинград. Вражеские бомбардировщики шли к Волховстрою несколькими группами — эшелон за эшелоном.

Все истребители были подняты в воздух для прикрытия жизненно важных для Ленинграда и Ленинградского фронта военных объектов.

— Ну, ребята, день сегодня предстоит жаркий, — сказал Зеленов перед вылетом своим товарищам по звену лейтенантам Горбачевскому и Солодкову. — Боекомплект расходуйте экономней. Особенно это касается тебя, Горбачевский. А то одна-две атаки, и у тебя стрелять нечем, хоть пропеллером отбивайся.

— Уж очень он, товарищ командир, этих фашистов ненавидит, — не удержался богатырь Солодков, — как увидит фрица, в каждого готов весь боезапас выпустить.

В небо взвилась сигнальная ракета. Истребители один за другим выруливали на взлётную полосу и отрывались от земли. Посты ВНОС уже оповестили, что немецкие бомбардировщики в воздухе.

Зеленов собрал своё звено и повёл в заданную зону. Нужно было успеть не только вовремя встретить вражеские самолёты, но и суметь набрать максимальную высоту, выгодную для маневра и нанесения внезапного удара.

Когда истребители вышли в зону, впереди на встречном курсе показался первый эшелон вражеских бомбардировщиков. В ведущей группе шли 6 Ju-88.

— Лобовая атака всем звеном!

Зеленов первый ринулся на врагов. Сзади плотно шли Солодков и Горбачевский.

Атака была настолько энергичной и неожиданной, что весь строй вражеских самолётов сразу же рассыпался. Зеленову с первого захода удалось зажечь ведущий самолёт, и тот, объятый пламенем, рухнул на землю возле деревни Гороховец. Второй «Юнкерс» зажёг лейтенант Горбачевский. Бомбардировщик отвалил в сторону, но тотчас же попал под трассирующую очередь, пущенную разворачивающимся после атаки Солодковым. Второй стервятник штопором пошёл к земле. Быстро освободившись от бомб, другие «Юнкерсы» повернули вспять.

Но бой за Волховстрой не был ещё окончен. В прозрачной дали появилась вторая группа немецких бомбардировщиков.

Сходу звено Зеленова атаковало и эту группу. И второй эшелон был рассеян и не прорвался к Волховстрою.

Задание по прикрытию наземных целей было выполнено, и Зеленов повёл звено на аэродром. Но тут истребители заметили третью группу «Юнкерсов», идущих с другого направления.

Боезапас был почти полностью израсходован, на исходе было и горючее. И всё же истребители решили атаковать немецкие самолёты.

Правда, приходилось экономить: нажимать на пулемётные гашетки только тогда, когда удар был неотвратим, и не форсировать работу моторов при выполнении фигур высшего пилотажа. Но, очевидно, участь первых эшелонов «Юнкерсов» немецким лётчикам третьей группы была уже известна. Поэтому, как только ястребки начали свою атаку, вражеские бомбардировщики сразу же рассыпали строй и поодиночке стали ложиться на обратный курс. Одному всё же не удалось уйти — его сбил в районе Веретье лётчик старший лейтенант Зеленов. Советские истребители без потерь вернулись на свой аэродром.

— Отлично поработали! — поздравил лётчиков командир полка подполковник Матвеев, выслушав рапорт Зеленова. — В канун Первомая — замечательный подарок Родине.

А назавтра звено Зеленова по сигналу тревоги снова поднялось в воздух. Истребителей вновь бросили на перехват вражеских бомбардировщиков. В районе Оломна — Шум лётчики встретили 6 Ju-88. Но на этот раз они шли под прикрытием 4 Ме-109.

«Твёрдый орешек, — подумал Николай. — Видно, фрицы учли вчерашний горький урок и выделили истребителей прикрытия. Нелегко сегодня будет». Но недаром его аттестовали в полку волевым и инициативным командиром, прекрасным воздушным бойцом. Зеленов и на этот раз первым ринулся в стремительную атаку на вражеские бомбардировщики и ударил по ближайшему «Юнкерсу». Но уже через мгновение он увидел, что навстречу в лобовую атаку идёт на него «Мессер». Николай стиснул зубы. «На испуг берёшь? Не выйдет! Нервы у меня крепкие».

Первому выдержки не хватило немцу. Боясь врезаться в идущий на него «ястребок», он сделал «горку» и отвалил в сторону.

Набор высоты, и вот Зеленов вновь устремляется в атаку на «Юнкерсы». Горбачевский и Солодков рядом ведут упорный бой с «Мессерами», с трудом отражают их яростные атаки. Отогнав пристроившегося в хвост Солодкову «Мессера», командир звена сам оказался на хвосте у замыкающего «Юнкерса» и меткой очередью зажёг его.

— Готов, вражина! Туда тебе и дорога! — Проводив взглядом падающий бомбардировщик, Зеленов вновь бросился на выручку товарищам.

Потеряв 2 самолёта и получив значительные повреждения других машин, немцы освободились от бомб и повернули назад. Ещё долго их преследовали советские истребители.

В этот день, 1 мая 1942 года, на истребителе старшего лейтенанта Зеленова техник нарисовал 8-ю и 9-ю звёздочки. И отметил в своей записной книжке: «Плюс 8 вражеских самолётов, сбитых в групповых боях».

К 25-летию Великого Октября на фюзеляже зеленовской машины красовались уже 12 красных звёзд.

9 июня 1942 года командир полка Матвеев и военком Сясин направили командованию ВВС 8-й армии Ленинградского фронта наградной лист о присвоении Николаю Андриановичу Зеленову звания Героя Советского Союза.

В ноябре 1942 года 154-й истребительный полк был переименован в 29-й Гвардейский. А ещё через 3 месяца: 10 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Николаю Андриановичу Зеленову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 802).

Впереди были новые бои: при прорыве блокады Ленинграда, освобождении Эстонии, Карельского перешейка. И в этих боях не меркла воинская слава командира эскадрильи Гвардии капитана Н. А. Зеленова.

Боевой счёт отважного лётчика продолжал расти. 23 марта 1943 года вдвоём со своим ведомым он дрался против 8 «Юнкерсов». Два из них были подожжены. 3 апреля, бросившись на помощь молодому пилоту, Зеленов один вражеский самолёт сбил, а второй повредил. На следующий день Николай снова спас лётчика, атакованного двумя вражескими истребителями...

19 июля 1943 года четвёрка «Яков», ведомая Гвардии капитаном Н. Зеленовым, сопровождала группу бомбардировщиков Пе-2. На обратном маршруте в районе станции Владимирская наша группа встретилась с 4 FW-190. Зеленов сам сбил один самолёт противника и умелыми действиями звена не допустил поражения наших бомбардировщиков. При разборе боевого вылета командование отметило умелые действия Зеленова: "...всякое увлечение боем истребителей прикрытия влечёт за собой отрыв от прикрываемого объекта, тем самым ставит объект под угрозу нападения противника". В данном случае «увлечения боем» не произошло, тем не менее, одного самолёта противник лишился.

Наступление советских войск под Ленинградом и Новгородом в январе — феврале 1944 года проходило при безраздельном господстве в воздухе нашей авиации, что в значительной степени способствовало успеху соединений Ленинградского и Волховского фронтов. Но противник прилагал все усилия, чтобы изменить соотношение сил в свою пользу. В ходе боёв немецкое командование неоднократно перебрасывало на Ленинградское направление новые авиационные части и соединения, доведя к началу марта самолётный парк до 400 единиц. Резко возросла и активность вражеской авиации. Всё чаще немецкие истребители стали нападать на наши самолёты. В марте 1944 года неожиданно разгорелись ожесточённые воздушные бои.

7 марта личный состав 14-го Гвардейского ИАП, в котором теперь служил Николай, отмечал вторую годовщину присвоения полку Гвардейского звания. В этот день шестёрка истребителей под командованием Гвардии капитана Н. А. Зеленова вылетела на сопровождение эскадрильи пикирующих бомбардировщиков. Ещё при подходе к Тарту на отставший Пе-2 напал истребитель FW-190, но был отогнан. При отходе от цели младший лейтенант М. Глазунов заметил, как снизу сзади заходит в атаку пара «Фоккеров». Он успешно отразил их атаку, сбив один из FW-190.

Вскоре пришлось отражать нападение врага и самому командиру группы прикрытия. При атаке 2 Ме-109 Николай Зеленов зашёл в хвост ведущему пары и с дистанции 50-100 метров сбил его. Ведомому удалось скрыться. Неожиданно на наши истребители напала группа FW-190. В завязавшемся бою, спасая своего ведущего В. Д. Деревянкина, только что сбившего одного «Фоккера», младший лейтенант В. П. Гусев таранил вражеский истребитель. При ударе оба самолёта разрушились... Товарищи отомстили за его смерть, сбив ещё 4 «Фоккера».

Николай Зеленов продолжал героически сражаться с врагом и дальше, но, к сожалению, дожить до Великой Победы советского народа ему не пришлось.

29 июня 1944 года Гвардии капитан Н. А. Зеленов возвращаясь с боевого задания и проводя учебный воздушный бой, сорвался в штопор на малой высоте и погиб в районе Выборга. Боевые друзья похоронили его со всеми воинскими почестями на Шуваловском кладбище в Ленинграде (ныне Санкт-Петрбург).

Приказом Министра обороны СССР от 4 мая 1967 года навечно зачислен в списки 14-го Гвардейского ИАП. В городе Волгореченске Костромской области есть улица Н. А. Зеленова, его имя увековечено на мемориале погибшим землякам.

За годы войны отважный лётчик совершил более 600 боевых вылетов, участвовал в 117 воздушных боях, в ходе которых лично сбил 30 самолётов противника и 10 — в группе с товарищами. Среди лично сбитых им самолётов 10 бомбардировщиков Ju-88. В результате штурмовок уничтожил 10 автомашин с грузом, около 70 человек живой силы противника, подавил огонь 5 батарей зенитной артиллерии.

«Генерал» шинной отрасли, авторитет на уровне республиканской и федеральной элиты, неутомимый и неравнодушный общественный деятель – таким нижнекамцы знают почетного гражданина города, первого директора акционерного общества «Нижнекамскшина» Николая Зеленова. 28 мая Николай Александрович отмечает знаменательную дату – 85 лет со дня рождения.

ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ

Николай Зеленов стал отцом-основателем шинного производства в Татарстане. Он возглавлял его 27 лет. За это время предприятие прочно встроилось в производственную цепочку «нефть – шины – автомобили». Нижнекамский шинный завод не только по объемам, срокам строительства, но и по темпам освоения производственных мощностей стал образцом для всей страны. По нему равнялись, у него учились…

Сила зеленовской мысли, особая позитивная энергетика, умение эффективно организовывать работу, вдохновить коллектив на большие свершения стали тем уникальным мотором, который не позволял останавливаться на достигнутом, всегда требовал движения вперед. Под руководством Николая Зеленова были построены оба завода «Нижнекамскшины», проведены первая реконструкция производства и установка оборудования известной итальянской фирмы, началась масштабная программа по выпуску высокоскоростных радиальных шин. Идеи создать фирменный товарный логотип и назвать марку шин коротко и понятно – «Кама», построить в Нижнекамске завод по производству шин с цельным металлокордом также принадлежат Николаю Зеленову.

Под руководством Николая Зеленова были построены оба завода «Нижнекамскшины», проведены первая реконструкция производства и установка оборудования известной итальянской фирмы, началась масштабная программа по выпуску высокоскоростных радиальных шин

Нижнекамский шинный гигант всегда находился в центре внимания руководства страны и республики. С именем Николая Зеленова ассоциировалось высокое качество татарстанских покрышек. Даже после трудных 90-х годов «Нижнекамскшина» смогла сохранить лидирующее положение среди шинных заводов России и стран СНГ. Ею закрывалось свыше 50 процентов комплектации российских автозаводов. Более того, на шине «Кама» остановило свой выбор и новое в то время совместное российско-американское предприятие «Дженерал Моторс – АвтоВАЗ» – для комплектации нового внедорожника «Шевроле Нива».

Огромное внимание «генерал» уделял и социальной сфере – строительство детского лагеря «Чайка» и дворца спорта «Юбилейный», санатория и базы отдыха, поликлиники, жилых домов и детских садов в Нижнекамске проходило при его под­держке, под его строгим контролем.

«Никогда, никогда, никогда не уступайте ничему, кроме своей чести и здравого смысла» – знаменитое изречение Уинстона Черчилля очень подходит в качестве жизненного кредо Николаю Александ­ровичу, как нельзя лучше характеризует эту масштабную личность, настоящего профессионала и прирожденного руководителя.

СЛАГАЕМЫЕ ЕГО УСПЕХА

Родина Николая Зеленова – город Лысково Горьковской области. После успешного окончания Московского института тонкой химической технологии он начал свою карьеру на Воронежском шинном заводе, где прошел путь от мастера до заместителя главного инженера. Приказом от 15 июня 1971 года Николай Александрович был назначен директором еще только строящегося шинного производства на Каме. Сам он не раз вспоминал, как тяжело пришлось в то время прежде всего из-за отсутствия профессиональных кадров, которые пришлось собирать по крупицам по всей стране, потом с их помощью растить и обучать новичков. Так что для многих специалистов Николай Зеленов стал не только руководителем, но и учителем. На производстве он знал все до мелочей, но при этом умел делегировать полномочия, выстроил эффективную систему управления, подготовил успешных топ-менеджеров. Его ученики в один голос утверждают, что во многом благодаря его мудрым, продуманным и взвешенным решениям, особому чутью, стратегическому мышлению и поразительному умению предвидеть будущее шинные заводы устояли в самые трудные для страны времена.

Николай Александрович – еще и яркий общественный деятель. Он неоднократно избирался депутатом Нижнекамского городского Совета, Государственного Совета Татарстана. Активную общественную деятельность ветеран продолжает и в свои 85 лет! По жизни он вечный оптимист, который своей энергетикой заряжает всех, кто находится вокруг него.

Глава Нижнекамского муниципального района, мэр Нижнекамска Айдар Метшин, говоря о Николае Александровиче, отмечает: «Я счастлив, что знаком с человеком, подарившим городу и людям мощный шинный комплекс, с человеком, который сделал так много для развития Нижнекамска. Николай Александрович для нашего поколения, безусловно, учитель. Он вырастил ту команду, которая стоит сегодня у руля «Нижнекамскшины». Это человек, который всегда отличался своей дальновидностью, смелостью, творческим подходом к любому делу. А его шутки, юмор… У Николая Александровича на любой случай найдется анекдот…»

А вот что вспоминает о нем Радик Ильясов, бывший генеральный директор ОАО «Нижнекамскшина»: «Николай Зеленов – это мощная, значительная фигура в масштабе Нижнекамска, республики и российской экономики в целом… Это настоящий эталон дальновидного хозяйственного руководителя. Он относится к той категории людей, которые способны в любых, самых непростых условиях решать сложнейшие задачи, возглавить работу на самых актуальных направлениях, четко понять стоящую перед коллективом задачу, найти способ ее решения и воплотить его на практике».

В чем же секрет Николая Александровича? Где находится та скрытая пружина, которая позволяет человеку собрать целеустремленную команду и так закрутить пространство вокруг себя, чтобы изменить в лучшую сторону окружающий мир?

Первая составляющая – умение мечтать, видеть, что ты получишь в итоге, тогда путь покажется вдвое легче. Эту черту характера Николая Зеленова как нельзя лучше иллюстрируют воспоминания Александра Приказчикова, который долгие годы возглавлял цех КИПиА на заводе массовых шин «Нижнекамскшины». «Вспоминаю встречу Николая Александровича с жителями Нижнекамска в концертном зале музыкального училища имени Салиха Сайдашева осенью 1973 года. Энергичный молодой руководитель своим рассказом о перспективах развития шинной промышленности в нашем городе и о том, как ведет себя шина на асфальте, покорил присутствующих». Уже в те годы Николай Александрович видел будущее своего детища и шел к намеченной цели.

Вторая составляющая грамотного руководителя – отсутствие страха сделать ошибку, умение идти на риск, ведь известно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. И таких ситуаций в жизни и карьере Николая Зеленова было немало. Переход на выпуск шин радиальной конструкции, модернизация производственных мощностей, строительство завода цельнометаллокордных шин и многие другие управленческие решения показывают масштабность его мысли, умение видеть перспективу и готовность поменять вектор движения в соответствии с вызовами времени.


И еще одно, может быть, самое главное. Для того чтобы все решения претворялись в жизнь, очень важно иметь коллектив единомышленников и доброжелательные отношения с коллегами. Николай Александрович очень тактично относится к людям. По воспоминаниям коллег, когда он шел по заводу, а ходил он обычно один, без свиты, всем было ясно: идет человек, который знает здесь все и может с каждого спросить за работу. И спросить довольно жестко. Он мог ругать за дело, но ни при каких обстоятельствах, ни словом, ни даже намеком не унижал достоинство человека. Его простую манеру общаться с людьми, открытость и душевное богатство знают и отмечают все, кто с ним работал, – от простых сотрудников до руководителей высшего звена. И за глаза его с любовью называют «дядя Коля».

Николай Александрович – еще и яркий общественный деятель. Он неоднократно избирался депутатом Нижнекамского городского Совета, Государственного Совета Татарстана. Активную общественную деятельность ветеран продолжает и в свои 85 лет!

«С 1975 по 1979 год я работал на заводе массовых шин, затем четырнадцать лет трудился главным инженером на заводе грузовых шин, семь лет был его директором, в 2007 году возглавил новый завод шин ЦМК, – вспоминает директор ООО «УК «Татнефть-Нефтехим» Анвар Вахитов. – И все эти годы чувствовал под­держку Николая Александровича и, самое главное, его доверие. С любым вопросом можно было к нему подойти, и вопрос тут же решался…»

Михаил Мохнаткин, бывший исполнительный директор ООО «Нижнекамский завод грузовых шин», рассказал, что у Николая Александровича было три основных принципа как у начальника: первый – профессионализм, второй – честность, третий – любовь к людям. И эти принципы соблюдались неукоснительно, стали ценным активом последующих поколений руководителей.

Имя Николая Александровича Зеленова навсегда вписано золотыми буквами в историю города, республики, страны. А заложенные им добрые традиции бережно сохраняются и передаются из поколения в поколение шинников.

От имени всех нижнекамцев сердечно поздравляем Николая Александровича с юбилеем и желаем отменного здоровья, счастья и семейного благополучия!

Валерия ЖУРАВЛЕВА

Фото: пресс-служба мэрии г. Нижнекамска



З еленов Николай Андрианович - заместитель командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка 8-й армии Ленинградского фронта, старший лейтенант.

Родился 5 сентября 1917 года в деревне Поповка (попала в зону подтопления при строительстве Горьковской ГЭС), ныне Красносельского района Костромской области, в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года. Окончил 7 классов средней школы, Костромской землеустроительный техникум. Работал землемером на Украине.

В Красной Армии с 1936 года. В 1937 году окончил Луганское военное лётное училище. Потом была служба в 154-м истребительном авиационном полку Ленинградского военного округа. Зимой 1939 - 1940 годов Зеленов участвовал в советско-финляндской войне, совершив более 10 вылетов на штурмовку войск противника.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. В 1941 году, летая на истребителе И-16, Зеленов участвовал в обороне Ленинграда. В 1942 году он освоил новый тип самолёта - P-40Е – «Вохаук». В течение апреля 1942 года он одержал 4 двойные победы подряд, лично сбив 5 Ju-88, Ju-87, Ме-109F и Hs-126.

1 апреля 1942 года, прикрывая наземные войска 54-й армии в районе посёлка Макарьевская Пустынь, Зеленов, возглавляя шестёрку истребителей, вступил в бой с 9-ю бомбардировщиками противника Ju-87 и двумя истребителями Ме-109F. В том воздушном бою наши лётчики сбили 4 вражеских самолёта и один подбили. Зеленов сбил один самолёт. В тот же день наша группа из 6 самолётов, также возглавляемая Зеленовым, провела ещё один воздушный бой с 9-ю самолётами противника. И вновь Зеленов сбил ещё один вражеский самолёт.

30 апреля 1942 года, прикрывая район Волховской электростанции, звено во главе с Зеленовым встретило 6 самолётов типа Ju-88. Старший лейтенант повёл лётчиков в лобовую атаку. В этом бою было сбито 2 «Юнкерса», одного из них уничтожил командир звена. В этом же вылете звено Зеленова атаковало вторую группу бомбардировщиков противника, которая также была рассеяна. При возвращении на свой аэродром завязался бой с третьей группой «юнкерсов». Зеленов уничтожил ещё один Ju-88. Наше звено вернулось без потерь на свой аэродром.

К июлю 1942 года заместитель командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Зеленов совершил 382 боевых вылета. В 47-и воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 8 самолётов противника. Командованием был представлен к геройскому званию. 154-й истребительный авиационный полк получил наименование «гвардейский» и стал 14-м гвардейским истребительным авиаполком.

18 сентября 1942 года гвардии капитан Зеленов в районе Новой Ладоги перехватил одиночный Ме-109 и после короткого боя, подбил его. Лётчик известной немецкой истребительной эскадры «Зелёное сердце», фельдфебель Петер Зиглер, имевший 49 побед, получил серьёзные ранения, не смог довести истребитель до своего аэродрома и разбился.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Зеленову Николаю Андриановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 802).

Боевой счёт отважного лётчика продолжал расти. 23 марта 1943 года вдвоём со своим ведомым он дрался против 8 «юнкерсов». Два из них были подожжены. 3 апреля, бросившись на помощь молодому пилоту, Зеленов один вражеский самолёт сбил, а второй повредил. На следующий день он снова спас лётчика, атакованного двумя вражескими истребителями...

Наступление советских войск под Ленинградом и Новгородом в январе - феврале 1944 года проходило при безраздельном господстве в воздухе нашей авиации, что в значительной степени способствовало успеху соединений Ленинградского и Волховского фронтов. Но противник прилагал все усилия, чтобы изменить соотношение сил в свою пользу. В ходе боёв немецкое командование неоднократно перебрасывало на ленинградское направление новые авиационные части и соединения, доведя к началу марта самолётный парк до 400 единиц. В марте 1944 года неожиданно разгорелись ожесточённые воздушные бои.

7 марта 1944 года шестёрка истребителей под командованием гвардии капитана Зеленова вылетела на сопровождение эскадрильи пикирующих бомбардировщиков. При подходе к городу Тарту ему пришлось отражать нападение врага. При атаке двух Ме-109 Зеленов зашёл в хвост ведущему пары и с дистанции 50-100 метров сбил его. Ведомому удалось скрыться. Неожиданно на наши истребители напала группа FW-190. В завязавшемся бою, спасая своего ведущего В.Д.Деревянкина, только что сбившего одного «фоккера», младший лейтенант В.П.Гусев таранил вражеский истребитель. При ударе оба самолёта разрушились... Но товарищи отомстили за его смерть, сбив ещё 4 вражеские машины.

Н.А. Зеленов продолжал героически сражаться с врагом и дальше, но дожить до Великой Победы советского народа ему не пришлось. 29 июня 1944 года он погиб в катастрофе во время учебного воздушного боя на Як-9 в районе города Выборга... Похоронен в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на Шуваловском кладбище.

Всего за годы войны Н.А. Зеленов произвёл более 600 боевых вылетов, участвовал в 117 воздушных боях, в ходе которых лично сбил 24 самолёта противника и 9 в группе.

Приказом Министра обороны СССР от 4 мая 1967 года гвардии капитан Зеленов Н.А. навечно зачислен в списки личного состава гвардейского истребительного авиационного полка.

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями.

В городе Волгореченске Костромской области есть улица Зеленова (установлена аннотационная доска), его имя увековечено на мемориале погибшим землякам. В селе Сидоровское у здания школы в 2015 году открыт бюст.

Фото предоставлено Андреем Рожковым

ЗЕЛЕНОВ НИКОЛАЙ АНДРИАНОВИЧ

Родился в деревне Поповка ныне Красносельский район Костромской области. Отец Николая умер вскоре после рождения сына от ран, полученных в Первую Мировую войну. Мать, оставшаяся одна с тремя детьми, сначала батрачила в Красном, а когда получила свой клочок земли, стала трудиться на ней. Когда же стал организовываться колхоз Елизавету Андреевну избрали председателем.

Николай помогал матери по хозяйству и учился в Красносельской семилетней школе. От Поповки до Красного было семь километров. Кроме того необходимо было переправляться через Волгу. Но это не остановило любознательного паренька, и он успешно закончил обучение в школе и поступил в Костромской землеустроительный техникум. После окончания техникума он был направлен работать землемером на Украине.

В Красной Армии с 1936 года. В 1937 году окончил 11-ю школу летчиков имени Пролетариата Донбасса, которая располагалась в городе Ворошиловграде (ныне г. Луганск). Во время отпуска из училища Николай женился на жительнице соседнего села Яковлевское.

После окончания школы лётчиков лейтенант Зеленов был направлен для прохождения службы в Ленинградский военный округ. В 1938 году в составе военно-воздушных сил округа был сформирован 154-й истребительно-авиационный полк, куда был переведён на должность лётчика и Зеленов. Полк был вооружён истребителями конструкторского бюро Н.Н. Поликарпова, монопланами И-16 и бипланами И-153.

На одном их этих типов самолётов Николай принял участие в советско-финской войне 1939 - 1940 годов. При этом он совершил более 10 вылетов на штурмовку войск противника и был награждён медалью «За отвагу». Кроме того он получил очередное воинское звание старший лейтенант, а в 1940 году от вступил в члены ВКП(б).

По состоянию на 22 июня 1941 года полк, в котором служил Зеленов, базировался в Пушкине и Зайцево под Ленинградом, имея на вооружении 47 самолётов И-16 и И-153 (в том числе 3 неисправных), но всего при 15 лётчиках. Но уже в июне 1941 года передал большую часть своих самолётов в другие подразделения и был вооружён истребителями МиГ-3 и Зеленову пришлось осваивать новую для себя технику.

Полк ведёт бои над подступами к Ленинграду, начиная с июля 1941 года, над Лугой, Плюссой затем, например, 18 августа 1941 года над Новгородом и Чудово, 21 августа 1941 года над Пушкиным. В сентябре 1941 года базируется на аэродроме Плеханово в Волховском районе.

В статье профессора Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина генерал-майора Зайцева, имеющейся в фондах Красносельского музея ювелирного и прикладного искусства утверждается, что свой первый самолёт Зеленов сбил 12 октября 1941 года. Данный факт подтверждается текстом представления Зеленова к присвоению звания Героя Советского Союза, подписанном командиром 159-го истребительного авиационного полка. В то же время в представлении к награждению орденом Красное Знамя, подписанном командиром 127-го истребительного авиационного полка говорится, что свой первый самолёт Ю-88 Зеленов сбил 15 августа 1941 года. Противоречия здесь нет. Видимо самолёт, сбитый Зеленовым в августе, числится сбитым в группе, когда точно установить того, кто подбил конкретный самолёт, установить не удалось. Факт же уничтожения самолёта 12 октября 1941 года официально подтверждён наблюдателями и поэтому он считается первым, лично сбитым Зеленовым самолётом.

Осенью 1941 года 154-й истребительный авиационный полк перебазировался в 27-й запасной авиационный полк под Вологду где прошёл обучение на самолёты P-40 «Tomahawk»,поступившие в нашу страну по Ленд-Лизу из США. 26 ноября 1941 года полк в двухэскадрильном составе перебазировался на полевой аэродром Подборовье и приступил к сопровождению транспортных самолётов, летящих в Ленинград и из него, выполнял эту задачу в течение месяца. Транспортные ПС-84 (Ли-2) в осажденный город перебрасывали продовольствие и другие грузы. Во время обратных рейсов вывозились женщины, дети, старики, раненые. В самолеты люди садились на глазах летчиков-истребителей, надеясь, что они их защитят, поэтому бои на трассе были исключительно ожесточенными. Истребители защищали транспортники до последнего, вплоть до тарана самолетов противника.

С этим периодом связана ещё одна не совсем понятная страница в боевой биографии лётчика Зеленова. Представление к награждению орденом Красного Знамени, имеющееся у автора, подписано командиром 127-го истребительно авиационного полка. По всей видимости, в конце 1941 года Зеленов какое-то время воевал в составе этого полка. Приказ о награждении лейтенанта Зеленова орденом Красного Знамени, первой его наградой в годы Великой Отечественной войны, был подписан командующим войсками Ленинградского фронта 26 февраля 1942 года. По всей видимости Зеленов на какое-то время был переведён в 127-й полк, но весной 1942 года он уже в своём родном 154-м полку.

С конца декабря 1941 года, 154-й истребительный авиационный полк снова перебазировался на аэродром Плеханово и обеспечивал прикрытие войск 54-й армии, а также охрану железной дороги на участке Мыслино — Пупышево — Георгиевский, железнодорожного моста через Волхов и Волховстроя. В январе — апреле 1942 года ведёт бои в основном над Погостье, Виняголово, Кондуя, Смердыня, Кордыня, Макарьевская пустынь обеспечивая действия 54-й армии в ходе Любанской операции. И в это время Зеленов уже в своём полку.

В ходе воздушных боёв в апреле 1942 года Зеленов одержал 4 двойные победы подряд, лично сбив 5 Ju-88, Ju-87, Ме-109F и Hs-126. 1 апреля 1942 года, прикрывая наземные войска 54-й армии в районе посёлка Макарьевская Пустынь, Зеленов, возглавляя шестёрку истребителей, вступил в бой с 9-ю бомбардировщиками противника Ju-87 и двумя истребителями Ме-109F. В том воздушном бою наши лётчики сбили 4 вражеских самолёта и один подбили. Зеленов сбил один самолёт. В тот же день наша группа из 6 самолётов, также возглавляемая Зеленовым, провела ещё один воздушный бой с 9-ю самолётами противника. И вновь Зеленов сбил ещё один вражеский самолёт.

30 апреля 1942 года, прикрывая район Волховской электростанции, звено во главе с Зеленовым встретило 6 самолётов типа Ju-88. Старший лейтенант повёл лётчиков в лобовую атаку. В этом бою было сбито 2 «Юнкерса», одного из них уничтожил командир звена. В этом же вылете звено Зеленова атаковало вторую группу бомбардировщиков противника, которая также была рассеяна. При возвращении на свой аэродром завязался бой с третьей группой «юнкерсов». Зеленов уничтожил ещё один Ju-88. Наше звено вернулось без потерь на свой аэродром.

К июлю 1942 года заместитель командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Зеленов совершил 382 боевых вылета. В 47-и воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 8 самолётов противника.

9 июля 1942 года командир полка подполковник Матвеев и военный комиссар полка батальонный комиссар Сясин подписали представление на присвоение Зеленову «Высшей правительственной награды» (Так написано в представлении).

Но пока представление ходило по инстанциям, теперь уже гвардии капитан Зеленов продолжал совершать боевые вылеты.18 сентября 1942 года он в районе Новой Ладоги перехватил одиночный Ме-109 и после короткого боя, подбил его. Лётчик известной немецкой истребительной эскадры «Зелёное сердце», фельдфебель Петер Зиглер, имевший 49 побед, получил серьёзные ранения, не смог довести истребитель до своего аэродрома и разбился.

21 ноября 1942 года командир полка подписал представление о награждении командира эскадрильи капитана Зеленова орденом Отечественной войны 1-й степени. Приказом по войскам 13-й воздушной армии от 15 января 1943 года представление было удовлетворено и Зеленов был награждён вторым боевым орденом.

На следующий день после подписания представления, а именно 22 ноября 1942 года приказом Народного комиссара обороны СССР № 374 преобразован 154-й истребительный авиационный полк преобразован в 29-й гвардейский истребительный авиационный полк. И поэтому в тексте представления исправлен номер полка, а звание Зеленова исправлено на гвардии капитан.

Но вот и пришло долгожданное известие. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Зеленову Николаю Андриановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда.

Боевой счёт отважного лётчика продолжал расти. 23 марта 1943 года вдвоём со своим ведомым он дрался против 8 «юнкерсов». Два из них были подожжены. 3 апреля, бросившись на помощь молодому пилоту, Зеленов один вражеский самолёт сбил, а второй повредил. На следующий день он снова спас лётчика, атакованного двумя вражескими истребителями...

Наступление советских войск под Ленинградом и Новгородом в январе - феврале 1944 года проходило при безраздельном господстве в воздухе нашей авиации, что в значительной степени способствовало успеху соединений Ленинградского и Волховского фронтов. Но противник прилагал все усилия, чтобы изменить соотношение сил в свою пользу. В ходе боёв немецкое командование неоднократно перебрасывало на ленинградское направление новые авиационные части и соединения, доведя к началу марта самолётный парк до 400 единиц. В марте 1944 года неожиданно разгорелись ожесточённые воздушные бои.

7 марта 1944 года шестёрка истребителей под командованием гвардии капитана Зеленова вылетела на сопровождение эскадрильи пикирующих бомбардировщиков. При подходе к городу Тарту ему пришлось отражать нападение врага. При атаке двух Ме-109 Зеленов зашёл в хвост ведущему пары и с дистанции 50-100 метров сбил его. Ведомому удалось скрыться. Неожиданно на наши истребители напала группа FW-190. В завязавшемся бою, спасая своего ведущего В.Д.Деревянкина, только что сбившего одного «фоккера», младший лейтенант В.П.Гусев таранил вражеский истребитель. При ударе оба самолёта разрушились... Но товарищи отомстили за его смерть, сбив ещё 4 вражеские машины.

Н.А. Зеленов продолжал героически сражаться с врагом и дальше. 14 мая 1944 года за умелое руководство личным составом эскадрильи и за 10 лично сбитых самолётов противника командир полка подписал представление о награждении капитана Зеленова орденом Суворова 3-й степени. Приказом по войскам 13-й Воздушной армии от 21 июня 1944 года Зеленов был награждён вторым орденом Красного Знамени. Но получить эту награду герой не успел. 29 июня 1944 года он погиб в районе города Выборга...

Похоронен в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петрбург) на Шуваловском кладбище.

Всего за годы войны Н.А. Зеленов произвёл более 600 боевых вылетов, участвовал в 117 воздушных боях, в ходе которых лично сбил 24 самолёта противника и 9 в группе.

Приказом Министра обороны СССР от 4 мая 1967 года Н.А.Зеленов навечно зачислен в списки личного состава гвардейского истребительного авиационного полка. Имя его есть в списках в Зале славы Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.

Память о герое хранят и его земляки. Одна из улиц города Волгореченска, который построен уже после войны неподалеку от родины героя носит имя Героя Советского Союза Зеленова Николая Андриановича.

В дни празднования 70-летия Великой Победы имя Зеленова Н.А. занесено на памятные доски, размещённые на Монументе Славы на площади Мира в Костроме.

Семья Николая Андриановича в годы войны была эвакуирована в г. Куйбышев (ныне Самара), где и сейчас живут его внуки.

Источники:

  • Веричев А.В. Советская авиация в небе Волховского фронта.
  • Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
  • Зайцев А.Д.,Рощин И.И.,Соловьёв В.Н. Зачислены навечно. Кн. 1. М.: Политиз,1990.
  • Голубев Е.П. Боевые звёзды. Кострома 2009 стр. 65-71
  • Железова А. Герой учился в школе села Сидоровское. Газета Энергетик 11 мая 2002.
  • Материалы из фондов Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Заведующий военно-историческим отделом

Костромского Государственного историко-архитектурного

и художественного музея-заповедника,

Белоус Михаил Александрович

Родился в 1917 году в деревне Поповка, ныне Красносельского района Костромской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов средней школы, Костромской землеустроительный техникум, работал землемером. С 18 августа 1935 года в Красной Армии, призван по спецнабору Ярославским РВК. Окончил Луганское военное лётное училище. Служил в строевых частях ВВС.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Награждён медалью "За отвагу".

С июня 1941 года младший лейтенант Н. А. Зеленов в действующей армии. По декабрь 1941 года служил в 127-м ИАП; по июль 1943 года - в 154-м ИАП (29-й Гвардейском ИАП); по июль 1944 года - в 14-м Гвардейском ИАП.

К началу июля 1942 года заместитель командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка (8-я Армия, Ленинградский фронт) старший лейтенант Н. А. Зеленов совершил 382 боевых вылета. В 47 воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 8 самолётов противника.

10 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил 606 успешных боевых вылетов. В 117 воздушных боях сбил 30 самолётов лично и 10 - в составе группы.

29 июня 1944 года погиб в авиационной катастрофе в районе города Выборга. Похоронен в Ленинграде (Санкт - Петербург) на Шуваловском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды); медалями. Зачислен навечно в списки 14-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Его имя носит МиГ-29 и улица в городе Волгореченске Костромской области.

* * *

Машины, надрывно урча, набирали скорость и старались уйти от появившихся в воздухе вражеских самолётов. Немецкие пикировщики изготовились к атаке по автоколонне, вывозящей из осаждённого Ленинграда жителей - женщин, детей, больных, стариков.

Мама, сейчас бомбить будут! Ой, страшно! - маленький мальчик припал к груди матери и закрыл глаза ручонкой.

Ничего, сынок, не бойся. Сейчас проскочим.

Шофёры гнали машины по Ладоге во весь дух. Но "Юнкерсы", нагнав колонну, уже входили в пике. Где-то сзади рванули взрывы, затрещали пулемёты, взметнулось пламя. А машины, не сбавляя скорости, всё гнали и гнали вперёд.

И когда позади стал нарастать гул приближающегося пикировщика, все поняли, что это конец. И взрослые, и дети низко склонили головы, тесно прижались друг к другу и замерли в тягостном ожидании.

Но бомбёжки не последовало. Лишь сзади раздались короткие пулемётные очереди, послышался треск, и через мгновение дорогу потряс взрыв большой силы. Кто - то в машине осмелился приподнять голову и тут же радостно закричал:

Сбили! Так тебе, гитлеровский выродок!

Действительно, сзади у дороги дымились обломки сбитого вражеского пикировщика, а остудившая пыл его тройка советских истребителей шла уже в новую атаку на врагов, разворачивавшихся для нового захода по цели.

Мальчик, который ещё минуту назад говорил, что ему страшно, теперь упоённо следил за полётом краснозвёздных "ястребков" и радостно приговаривал, заглядывая матери в глаза:

Мам, это наш папа дал фашисту? Да?

Может быть, сынок... Может, наш папа, а может, чей другой. - Екатерина Семёновна смахнула кончиком платка скатившуюся по лицу слезинку.

Наш, наш!

* * *

Е. С. Зеленова оторвалась от только что полученного письма и задумалась. Перед глазами встал осаждённый Ленинград, последние сообщения в газетах, облик мужа. Да, её Николай сейчас там, под Ленинградом, каждый день в опасности, накоротке со смертью. А они вот с сыном эвакуировались. Жизнь здесь, в Богатовском районе Куйбышевской области, тоже не сладкая, но разве сравнишь её с той, какой живёт сейчас блокированный Ленинград.

Екатерина Семёновна предалась воспоминаниям.

Встретились они с Николаем за несколько лет до войны в селе Яковлевском, под Костромой. Курсант Луганского авиационного училища Николай Зеленов приехал в отпуск в родную Поповку. Здесь на берегу Волги и Шачи он родился, вырос, отсюда на протяжении нескольких лет ежедневно бегал за 7 километров в районный центр: село Красное в школу. Не в этом ли мальчишечьем подвижничестве закладывались основы не только отличных физических качеств будущего воина, но и стойкость характера?

Окончив школу - семилетку, Николай поступил в Костромской землеустроительный техникум и после 2-х лет учёбы уехал работать землемером на Украину. А затем - увлечение авиацией, лётное училище.

Катюше нравился весёлый, подтянутый и никогда не унывающий курсант с голубыми петлицами. И он, кажется, в ней души не чаял. Ежедневно, чтобы встретиться, Николай проделывал путь в 12 километров от Поповки до Яковлевского. После провожанья, ночью, а то и поутру возвращался домой. И Катюша была уверена, что вечером он снова будет в Яковлевском.

Вскоре они поженились. И с этого дня жена военного лётчика Николая Зеленова потеряла покой. Она знала, что муж её влюблён в свою лётную профессию, отважен и храбр, старается во всём подражать прославленным истребителям, чьи имена гремели в те годы по всей стране - Валерию Чкалову, Анатолию Серову, Степану Супруну. Его короткая, но славная жизнь словно зеркало отразила величие и трагизм эпохи...

Что Николай напорист и не из трусливого десятка, Катюша знала хорошо. Видно, в мать, Елизавету Алексеевну, пошёл. Отца своего Николай не помнил - тот умер вскоре после его рождения в 1917 году, от ран, полученных на "германской" войне. Мать Николая - женщина волевая, самостоятельная. Рано овдовев, она одной из первых подала заявление в колхоз, стала первой в деревне женщиной - коммунисткой, председателем колхоза.

Упорным, отчаянным рос и Николай. Однажды в глухом месте кулацкие выкормыши подстерегли молодого землемера - активиста и думали легко разделаться с ним. Зеленов не растерялся и смело вступил с ними в схватку. Домой он вернулся с ножевой раной, но с победой - бандиты позорно бежали.

В 1935 году Николая Зеленова призвали в ряды Красной Армии и направили в Луганское лётное училище, которое он закончил в 1937 году. Потом была служба в 154-м истребительном авиационном полку Ленинградского военного округа. Зимой 1939 - 1940 года, находясь в 26-м ИАП на должности командира звена, участвовал в Советско - Финляндской войне, совершив более 10 вылетов на штурмовку войск противника.

Вот и сейчас Екатерина Семёновна знала, что Николай, не щадя себя, дерётся где - нибудь в воздухе с численно превосходящим противником, защищая город на Неве, наземные войска, Ладогу - дорогу жизни.

С первого же дня Великой Отечественной войны, Николай Зеленов принимает участие в воздушных схватках с противником. О своей боевой мощи он заявил сразу же после перевооружения полка с И-16 на более совершенный истребитель P-40Е - "Киттихаук". В течение 1, 6, 30 апреля и 1 мая 1942 года он одерживает беспрецедентную серию исключительно двойных побед, сбив 5 Ju-88, Ju-87, Ме-109F и Hs-126.

В боевой характеристике, подписанной командиром полка, отмечалось: "Молодой, быстрорастущий, волевой командир. Является хорошим организатором боевых действий эскадрильи. Показал себя отважным лётчиком - истребителем..."

* * *

Краснозвёздый истребитель, пробежавшись по хорошо выровненному полю, несколько раз фыркнул мотором и подрулил к капониру. На землю соскочил заместитель командира эскадрильи, старший лейтенант Николай Зеленов. Техник тотчас же приступил к осмотру самолёта.

Как только долетели, товарищ командир! Живого места на самолёте нет.

Да, бой нынче был горячий: 7 "Юнкерсов" фрицы не досчитаются, и 2 из них на счету вот этого израненного "ястребка", - Зеленов ласково похлопал рукой по фюзеляжу самолёта и неторопливо пошёл к штабу. Нужно было сдать официальный рапорт о проведённом только что бое командиру полка, подполковнику Матвееву.

Значит рисовать ещё 2 звёздочки? - не скрывая радости, крикнул вдогонку лётчику авиамеханик и, получив утвердительный кивок, заверил: - А насчёт самолёта не беспокойтесь: к утру привёдем в полный порядок! К вылету будет готов.

Николай только тут, на земле, почувствовал усталость. Возглавляемая им шестёрка истребителей утром получила задание прикрыть от вражеской бомбёжки наземные войска 54-й армии. В районе Макарьевская Пустынь истребители встретили 9 бомбардировщиков Ju-87, шедших на задание под прикрытием 2 Ме-109.

Зеленов сразу же принял решение. Он первым ринулся на головной бомбардировщик, поднырнул под него и, как только позволило расстояние, нажал на гашетки пулемётов. Его примеру последовали другие истребители, выбравшие свои цели. Завязался ожесточённый бой.

Озлобленные потерей ведущего, сбитого Зеленовым, прикрывавшие группу "Мессеры" взяли его машину в клещи. Но недаром Зеленов числился в полку одним из лучших пилотов, прекрасно владевшим техникой пилотирования, и лучшим воздушным стрелком. Получив вражеский "гостинец" в плоскости, он мастерски ушёл из - под удара и, оторвавшись от "Мессеров", сам атаковал оказавшийся рядом "Юнкерс".

Тем временем товарищи расстроили всю вражескую группу: 4 "Юнкерса" были сбиты, а 5-й с густым, чёрным шлейфом дыма уходил на бреющем к своей базе.

Задание было выполнено - группа не допустила бомбёжки наземных войск и возвратилась на свой аэродром с победой.

Но день ещё не кончился. И истребителям группы Зеленова вскоре пришлось вновь вступить в бой с немецкими бомбардировщиками - на этот раз с девяткой Ju-88. И снова немцы не досчитались несколько машин! Двумя кострами из обломков вражеских самолётов - у деревень Смердыня и Доброе - отметил старший лейтенант Зеленов день 1 апреля 1942 года. Да ещё помог сбить 2 "Юнкерса" своим товарищам.

Первая звёздочка на борту самолёта Николая Зеленова появилась 12 октября 1941 года после боя у Новой Ладоги. Тогда её с особой тщательностью и любовью нарисовал на фюзеляже по выпиленному трафарету его авиамеханик. Теперь на самолёте Зеленова было уже несколько таких звёздочек. Но та, первая, для лётчика осталась самой дорогой. И вот почему.

Когда началась война, лётчики 154-го истребительного полка, как и все наши авиаторы, надеялись, что в первых же боях покажут немцам почем фунт лиха. Они были уверены в своем воздушном мастерстве, мужестве, надеялись на свои машины. Эти-то боевые машины их и подвели. Старые наши самолёты значительно уступали немецким в скорости, маневренности, в мощности двигателя, не имели бортовой радиосвязи. А перевооружение на новую технику только что начиналось.

Сколько злости, горечи и досады во время боёв было у лётчиков, храбрых и отважных людей, готовых в любую минуту пойти на риск, когда они чувствовали, что машины их подводят. Они жали до отказа на сектора, самолёт трясся мелкой дрожью, двигатель захлебывался, но немецкие самолёты были недосягаемы - они спокойно уходили от советских И-16. Много горечи испытал тогда старший лейтенант Зеленов. Он, участник боёв с белофиннами, награждённый медалью "За отвагу!", всегда на учебных состязаниях и проверках бывший в числе передовых, сейчас, в сражениях с немцами, часто чувствовал себя совершенно беспомощным. Немецкие самолёты не давались ему, они уходили, как быстроходный автомобиль от колченогой лошади, трясущейся по неровной дороге с дребезжащей телегой.

Но нужно было учиться воевать и на тех машинах, какие были. И лётчики стали думать. "Не хватает скорости - значит при перехвате надо получить преимущество в высоте, дождаться противника и затем сверху вниз камнем, как сокол, превращая высоту в так не хватающую машинам скорость. Тогда уж фрицам никуда не уйти!"

С каждым днём совершенствовалось боевое мастерство лётчиков, рос счёт сбитых вражеских самолётов. В районе болота Малуксинский мох Николай Зеленов сбил быстроходный немецкий истребитель Ме-109F, у Виняголово подстерёг и вогнал в землю разведчик Hs-126. А сколько вражеских стервятников было сбито в групповых боях!

1 апреля 1942 года, прикрывая наземные войска 54-й армии в районе посёлка Макарьевская Пустынь, Зеленов, возглавляя шестёрку истребителей, вступил в бой с 9 бомбардировщиками противника Ju-87 и 2 истребителями Ме-109F. В том воздушном бою наши лётчики сбили 4 вражеских самолёта и один подбили. Зеленов сбил один самолёт. В тот же день наша группа из 6 самолётов, также возглавляемая Зеленовым, провела ещё один воздушный бой с 9 самолётами противника. И вновь Зеленов сбил ещё один вражеский самолёт.

Всего в тот день старший лейтенант Н. А. Зеленов сбил 4 вражеских самолёта: 2 лично и 2 - в составе группы. Именно в этот день военный корреспондент А. В. Буров и сделал на аэродроме данный снимок.

30 апреля 1942 года, в канун Первомайского праздника, немецкой авиации был дан приказ разрушить железнодорожный мост через Волхов и Волховскую ГЭС, снабжавшую электроэнергией Ленинград. Вражеские бомбардировщики шли к Волховстрою несколькими группами - эшелон за эшелоном.

Все истребители были подняты в воздух для прикрытия жизненно важных для Ленинграда и Ленинградского фронта военных объектов.

Ну, ребята, день сегодня предстоит жаркий, - сказал Зеленов перед вылетом своим товарищам по звену лейтенантам Горбачевскому и Солодкову. - Боекомплект расходуйте экономней. Особенно это касается тебя, Горбачевский. А то одна - две атаки, и у тебя стрелять нечем, хоть пропеллером отбивайся.

Уж очень он, товарищ командир, этих фашистов ненавидит, - не удержался богатырь Солодков, - как увидит фрица, в каждого готов весь боезапас выпустить.

В небо взвилась сигнальная ракета. Истребители один за другим выруливали на взлётную полосу и отрывались от земли. Посты ВНОС уже оповестили, что немецкие бомбардировщики в воздухе.

Зеленов собрал своё звено и повёл в заданную зону. Нужно было успеть не только вовремя встретить вражеские самолёты, но и суметь набрать максимальную высоту, выгодную для маневра и нанесения внезапного удара.

Когда истребители вышли в зону, впереди на встречном курсе показался первый эшелон вражеских бомбардировщиков. В ведущей группе шли 6 Ju-88.

Лобовая атака всем звеном!

Зеленов первый ринулся на врагов. Сзади плотно шли Солодков и Горбачевский.

Атака была настолько энергичной и неожиданной, что весь строй вражеских самолётов сразу же рассыпался. Зеленову с первого захода удалось зажечь ведущий самолёт, и тот, объятый пламенем, рухнул на землю возле деревни Гороховец. Второй "Юнкерс" зажёг лейтенант Горбачевский. Бомбардировщик отвалил в сторону, но тотчас же попал под трассирующую очередь, пущенную разворачивающимся после атаки Солодковым. Второй стервятник штопором пошёл к земле. Быстро освободившись от бомб, другие "Юнкерсы" повернули вспять.

Но бой за Волховстрой не был ещё окончен. В прозрачной дали появилась вторая группа немецких бомбардировщиков.

Сходу звено Зеленова атаковало и эту группу. И второй эшелон был рассеян и не прорвался к Волховстрою.

Задание по прикрытию наземных целей было выполнено, и Зеленов повёл звено на аэродром. Но тут истребители заметили третью группу "Юнкерсов", идущих с другого направления.

Боезапас был почти полностью израсходован, на исходе было и горючее. И всё же истребители решили атаковать немецкие самолёты.

Правда, приходилось экономить: нажимать на пулемётные гашетки только тогда, когда удар был неотвратим, и не форсировать работу моторов при выполнении фигур высшего пилотажа. Но, очевидно, участь первых эшелонов "Юнкерсов" немецким лётчикам третьей группы была уже известна. Поэтому как только ястребки начали свою атаку, вражеские бомбардировщики сразу же рассыпали строй и поодиночке стали ложиться на обратный курс. Одному всё же не удалось уйти - его сбил в районе Веретье лётчик старший лейтенант Зеленов. Советские истребители без потерь вернулись на свой аэродром.

Отлично поработали! - поздравил лётчиков командир полка подполковник Матвеев, выслушав рапорт Зеленова. - В канун Первомая - замечательный подарок Родине.

А назавтра звено Зеленова по сигналу тревоги снова поднялось в воздух. Истребителей вновь бросили на перехват вражеских бомбардировщиков. В районе Оломна - Шум лётчики встретили 6 Ju-88. Но на этот раз они шли под прикрытием 4 Ме-109.

"Твёрдый орешек, - подумал Николай. - Видно, фрицы учли вчерашний горький урок и выделили истребителей прикрытия. Нелегко сегодня будет". Но недаром его аттестовали в полку волевым и инициативным командиром, прекрасным воздушным бойцом. Зеленов и на этот раз первым ринулся в стремительную атаку на вражеские бомбардировщики и ударил по ближайшему "Юнкерсу". Но уже через мгновение он увидел, что навстречу в лобовую атаку идёт на него "Мессер". Николай стиснул зубы. "На испуг берёшь? Не выйдет! Нервы у меня крепкие".

Первому выдержки не хватило немцу. Боясь врезаться в идущий на него "ястребок", он сделал "горку" и отвалил в сторону.

Набор высоты, и вот Зеленов вновь устремляется в атаку на "Юнкерсы". Горбачевский и Солодков рядом ведут упорный бой с "Мессерами", с трудом отражают их яростные атаки. Отогнав пристроившегося в хвост Солодкову "Мессера", командир звена сам оказался на хвосте у замыкающего "Юнкерса" и меткой очередью зажёг его.

Готов, вражина! Туда тебе и дорога! - Проводив взглядом падающий бомбардировщик, Зеленов вновь бросился на выручку товарищам.

Потеряв 2 самолёта и получив значительные повреждения других машин, немцы освободились от бомб и повернули назад. Ещё долго их преследовали советские истребители.

В этот день, 1 мая 1942 года, на истребителе старшего лейтенанта Зеленова техник нарисовал 8-ю и 9-ю звёздочки. И отметил в своей записной книжке: "Плюс 8 вражеских самолётов, сбитых в групповых боях".

К 25-летию Великого Октября на фюзеляже зеленовской машины красовались уже 12 красных звёзд.

9 июня 1942 года командир полка Матвеев и военком Сясин направили командованию ВВС 8-й армии Ленинградского фронта наградной лист о присвоении Николаю Андриановичу Зеленову звания Героя Советского Союза.

В ноябре 1942 года 154-й истребительный полк был переименован в 29-й Гвардейский. А ещё через 3 месяца: 10 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Николаю Андриановичу Зеленову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 802).

Впереди были новые бои: при прорыве блокады Ленинграда, освобождении Эстонии, Карельского перешейка. И в этих боях не меркла воинская слава командира эскадрильи Гвардии капитана Н. А. Зеленова.

Боевой счёт отважного лётчика продолжал расти. 23 марта 1943 года вдвоём со своим ведомым он дрался против 8 "Юнкерсов". Два из них были подожжены. 3 апреля, бросившись на помощь молодому пилоту, Зеленов один вражеский самолёт сбил, а второй повредил. На следующий день Николай снова спас лётчика, атакованного двумя вражескими истребителями...

19 июля 1943 года четвёрка "Яков", ведомая Гвардии капитаном Н. Зеленовым, сопровождала группу бомбардировщиков Пе-2. На обратном маршруте в районе станции Владимирская наша группа встретилась с 4 FW-190. Зеленов сам сбил один самолёт противника и умелыми действиями звена не допустил поражения наших бомбардировщиков. При разборе боевого вылета командование отметило умелые действия Зеленова: "...всякое увлечение боем истребителей прикрытия влечёт за собой отрыв от прикрываемого объекта, тем самым ставит объект под угрозу нападения противника". В данном случае "увлечения боем" не произошло, тем не менее, одного самолёта противник лишился.

Наступление советских войск под Ленинградом и Новгородом в январе - феврале 1944 года проходило при безраздельном господстве в воздухе нашей авиации, что в значительной степени способствовало успеху соединений Ленинградского и Волховского фронтов. Но противник прилагал все усилия, чтобы изменить соотношение сил в свою пользу. В ходе боёв немецкое командование неоднократно перебрасывало на Ленинградское направление новые авиационные части и соединения, доведя к началу марта самолётный парк до 400 единиц. Резко возросла и активность вражеской авиации. Всё чаще немецкие истребители стали нападать на наши самолёты. В марте 1944 года неожиданно разгорелись ожесточённые воздушные бои.

7 марта личный состав 14-го Гвардейского ИАП, в котором теперь служил Николай, отмечал вторую годовщину присвоения полку Гвардейского звания. В этот день шестёрка истребителей под командованием Гвардии капитана Н. А. Зеленова вылетела на сопровождение эскадрильи пикирующих бомбардировщиков. Ещё при подходе к Тарту на отставший Пе-2 напал истребитель FW-190, но был отогнан. При отходе от цели младший лейтенант М. Глазунов заметил, как снизу сзади заходит в атаку пара "Фоккеров". Он успешно отразил их атаку, сбив один из FW-190.

Вскоре пришлось отражать нападение врага и самому командиру группы прикрытия. При атаке 2 Ме-109 Николай Зеленов зашёл в хвост ведущему пары и с дистанции 50 - 100 метров сбил его. Ведомому удалось скрыться. Неожиданно на наши истребители напала группа FW-190. В завязавшемся бою, спасая своего ведущего В. Д. Деревянкина, только что сбившего одного "Фоккера", младший лейтенант В. П. Гусев таранил вражеский истребитель. При ударе оба самолёта разрушились... Товарищи отомстили за его смерть, сбив ещё 4 "Фоккера".

Николай Зеленов продолжал героически сражаться с врагом и дальше, но, к сожалению, дожить до Великой Победы советского народа ему не пришлось.

29 июня 1944 года Гвардии капитан Н. А. Зеленов возвращаясь с боевого задания и проводя учебный воздушный бой, сорвался в штопор на малой высоте и погиб в районе Выборга. Боевые друзья похоронили его со всеми воинскими почестями на Шуваловском кладбище в Ленинграде (ныне Санкт - Петрбург).

Приказом Министра обороны СССР от 4 мая 1967 года навечно зачислен в списки 14-го Гвардейского ИАП. В городе Волгореченске Костромской области есть улица Н. А. Зеленова , его имя увековечено на мемориале погибшим землякам.

За годы войны отважный лётчик совершил более 600 боевых вылетов, участвовал в 117 воздушных боях, в ходе которых лично сбил 30 самолётов противника и 10 - в группе с товарищами. Среди лично сбитых им самолётов 10 бомбардировщиков Ju-88. В результате штурмовок уничтожил 10 автомашин с грузом, около 70 человек живой силы противника, подавил огонь 5 батарей зенитной артиллерии.

* * *

Список всех известных побед Гвардии капитана Н. А. Зеленова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 12.10.1942 г. 1 Ju-88 Новая Ладога И-153, И-16,

Р-40 "Киттихаук",

2 15.03.1942 г. 1 Hs-126 (в паре - 1 / 2) восточнее Бараки
3 01.04.1942 г. 1 Ju-88 (в группе - 1 / 6) восточнее Кордыня
4 1 Ju-88 западнее Смердыня
5 1 Ju-87 (в группе - 1 / 3) южнее Зенино
6 1 Ju-87 Сараи
7 1 Ju-87 (в группе - 1 / 6) юго - восточнее Кордыня
8 04.04.1942 г. 1 Hs-126 (в группе - 1 / 5) южнее Малиновка
9 06.04.1942 г. 1 Ме-109 болото Малуксинский Мох
10 1 Hs-126 юго - западнее Виняголово
11 15.04.1942 г. 1 Ме-109 (в группе - 1 / 5) станция Погостье
12 30.04.1942 г. 1 Ju-88 Веретье
13 1 Ju-88 (в группе - 1 / 3) Гороховец
14 1 Ju-88 Гороховец
15 1 "Хе-113" (в группе - 1 / 3) Хондрово
16 01.05.1942 г. 2 Ju-88 Оломна
17 14.09.1942 г. 1 Ju-88 южнее Кипуя
18 15.09.1942 г. 1 Ju-88 Оломна
19 1 Ju-88 Малуксинские болота
20 15.01.1943 г. 1 Ме-109 Мустолово
21 24.01.1943 г. 1 Ме-109 южнее Мустолово
22 23.03.1943 г. 1 Ju-88 Ям - Ижора
23 24.03.1943 г. 1 Ме-109 южнее Мустолово
24 03.04.1943 г. 1 FW-190 Красный Бор
25 13.04.1943 г. 1 FW-190 Владимирская
26 10.07.1943 г. 1 FW-190 Ловда
27 19.07.1943 г. 1 FW-190 севернее станции Владимирская
28 27.02.1944 г. 1 Ме-110 северо - западнее Рогозинка
29 09.03.1944 г. 2 Ju-87 Нарва
30 3 Ju-87 Вивикона
31 26.03.1944 г. 1 FW-190 (в группе - 1 / 3) Иыхви
32 02.04.1944 г. 1 Ju-87 (в паре - 1 / 2) восточнее Педсери
33 08.04.1944 г. 1 FW-190 северо - восточнее Парканова
34 07.05.1944 г. 1 Ju-87 западнее Горово
35 1 FW-190 западнее Горово
36 10.06.1944 г. 1 "Брюстер" Матселька

Всего сбитых самолётов - 30 + 10; боевых вылетов - 606; воздушных боёв - 117.
Рассказать друзьям