Гностические преобразующие изыскательские профессии. Типы профессий. Выбор сферы деятельности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

По предмету труда (то, с чем работает человек), средствам труда (какими инструментами или машинами он пользуется), условиям труда, целям труда все профессии можно отнести к тому или иному типу. Учитывая такую типологию в соответствии каждой профессии можно поставить некоторый код, или профиль - то есть, по какому критерию к какому типу она относится. Затем можно для себя составить «идеальную формулу профессии», предпочитаемые средства труда и предмет труда. Таким образом, несложно будет для себя определить, какая профессия Вам подойдет, а какая нет.

Всякую профессию по каждому из оснований строки можно отнести либо к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий.

1. В зависимости от предмета труда все профессии принято делить на пять типов.

На самом деле это грубое деление. Такое деление подходит для профессий, в которых четко прослеживается принадлежность одному из пяти предметов труда. Психологи определяют для каждой профессии, какой предмет труда ей ближе, с чем в основном имеет дело человек в процессе труда, а характеризующих профессию предметов труда может быть три. Такая оценка позволит различать профессии внутри группы, определяя вторичный для данной профессии предмет труда.

"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"

Профессии : зоотехник, кинолог, мастер-животновод, семеновод, агроном, лаборант химико-бактериологического анализа и другие.

Из профессий этого типа выделяют профессии, для которых предметом труда будут являться:

· растения

· животные

· микроорганизмы

Такие профессии связаны с пищевой промышленностью, медициной, сельским хозяйством, и научными исследованиями в сфере биологии и географии. Некоторый интерес к природе, как ни покажется странным, должны иметь менеджер по гостиничному бизнесу и туризму, психолог…

Такое деление вовсе не означает, что весь труд человека направлен лишь на упомянутые предметы труда. Например, растениеводы используют различную технику, работают в коллективе, проводят экономическую оценку своего труда. Но всё равно главным предметом забот и внимания растениеводов являются растения и среда их существования.

С другой стороны, если Вы выбираете профессию типа «человек-природа», очень важно выяснить Ваше отношение к природе: как к месту отдыха или как к Вашему рабочему месту, где Вы будете отдавать свои силы производству.

При выборе профессии следует учитывать ещё один момент. Особенность биологических объектов труда заключается в их сложности, изменчивости (по своим внутренним законам), нестандартности. Животные, растения, микроорганизмы растут, развиваются, живут, болеют и даже гибнут. Работник должен не просто много знать о живых организмах, но также и предвидеть возможные в них изменения, которые иногда бывают необратимыми. Человек должен обладать такими качествами как самостоятельность в принятии решений, дальновидность, инициатива, заботливость.

"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"

Профессии : столяр, проходчик, техник-металлург, архитектор, инженер-механик, радиомеханик, электромонтажник, строитель, специалист по телекоммуникациям, сборщик компьютеров и другие.

Естественно, здесь труд работников направлен не только на технику, но всё равно основной предмет профессионального внимания - технические объекты и их свойства.

· профессии, связанные с добычей и обработкой грунтов и горных пород;

· профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, полуфабрикатов, изделий;

· профессии по производству и обработке металлов, механической сборкой, монтажом машин и приборов;

· профессии, связанные с ремонтом, обслуживанием, наладкой технологических машин, транспортных средств, установок;

· профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, конструкций, сооружений;

· профессии, связанные со сборкой, монтажом, ремонтом, наладкой, обслуживанием приборов, аппаратов, электрооборудования;

· профессии, в которых используются транспортные и подъемные средства и управление ими;

· профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

В процессе обработки, перемещения, преобразования или оценки технических средств работник должен быть точен, от него требуется определенность действий. Так как технические объекты всегда разрабатываются самим человеком, то в техническом мире много возможностей для новаторства, технического творчества, выдумки. Кром творческого подхода в деле техники от человека требуется также высокий уровень исполнительской дисциплины.

"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"

Ведущим предметом труда в этой категории профессий являются люди.

Профессии : учитель, психолог, врач, экскурсовод, парикмахер, руководитель художественного коллектива, менеджер и другие.

К профессиям этого типа относятся:

· профессии по обучению и воспитанию, по организации и управлению детскими коллективами;

· профессии по управлению производством, руководству людьми и коллективами;

· профессии по бытовому и торговому обслуживанию;

· профессии по информационному обслуживанию;

· профессии по информационно-художественному обслуживанию людей и руководству художественными коллективами;

· профессии по медицинскому обслуживанию.

Чтобы успешно работать по профессиям этой категории нужно быть коммуникабельным, уметь контактировать с людьми и поддерживать контакты, уметь понимать людей, разбираться в их особенностях, а также получить знания в соответствующей сфере производства, науки и искусства.

Качества, которые имеют важное значение в работе:

· хорошее устойчивое настроение в ходе работы с людьми;

· потребность в постоянном общении;

· способность понимать настроение людей, их намерения, помыслы;

· умение разбираться во взаимоотношениях людей;

· умение общаться с разными людьми и находить с ними общий язык.

"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы"

Профессии : инженер, чертежник, переводчик, секретарь-машинистка, топограф, программист и другие.

В группу профессии типа «человек - знаковые системы» входят:

· профессии, связанные с делопроизводством, оформлением документов, перекодированием, анализом текстов и их преобразованием;

· профессии, связанные с числами и количественными отношениями;

· профессии по обработке информации, представленной в виде схематических изображений объектов или в виде системы условных знаков.

Для успешной работы по одной из профессии типа «человек - знаковая система» нужно иметь особый способности для погружения в мир сухих обозначений, уметь отвлекаться от окружающего мира и сосредотачиваться на тех сведениях, которые заключены в знаках. При обработке информации, представленной условными знаками, необходимо будет решать задачи проверки, контроля, обработки, учета, сведений, а также работать над созданием новых знаков и знаковых систем.

"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З"

Профессии : художник, дизайнер, артист, музыкант, литературный работник, резчик по камню.

Группа профессий типа «человек - художественный образ» объединяет в себе:

· профессии, связанные с изобразительной или музыкальной деятельностью;

· профессии литературно-художественной направленности;

· профессии актерско-сценической деятельности.

Отличительной особенностью профессий типа «человек - художественный образ» является то, что большая часть трудовых затрат скрыта от стороннего наблюдателя. Кроме того, зачастую прилагаются специальные усилия, чтобы создать эффект непринужденности и легкости конечного результата труда.

2. В зависимости от условий труда все профессии делят на четыре группы:

· Труд в условиях обычного микроклимата (бытового) - инженер, секретарь-референт, бухгалтер, программист;

· Труд на открытом воздухе, где возможны резкие перепады температуры и влажности - агроном, полевод, пожарник, строитель;

· Труд в необычных условиях: под водой, в воздухе, под землей, на высоте, в горячих цехах и цехах с вредным производством - водолаз, шахтер, аппаратчик, летчик;

· Труд с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей, за материальные и общественные ценности - врач, учитель, аудитор, инженер по технике безопасности.

3. По средствам труда профессии принято делить на четыре категории:

· профессии, где используется ручной труд - хирург, ювелир, столяр, музыкант, монтажник радиоаппаратуры;

· профессии, где используются машины с ручным управлением - машинист, водитель, оператор связи, токарь;

· профессии, где используются автоматы, полуавтоматы, робототехнические комплексы, автоматические линии - аппаратчик, печатник, диспетчер энергосистем, сталевар;

· профессии, где используются функциональные средства труда - дирижер, актер, преподаватель, спортсмен, режиссер.

4. В зависимости от цели труда выделяют три группы профессий:

· гностические: различить, проверить, оценить, распознать - контролер, санитарный врач, товаровед, следователь, литературный критик, эксперт;

· преобразующие: преобразовать, переместить, организовать, обработать - преподаватель, живописец, водитель, портной, слесарь, паркетчик;

· изыскательские: придумать, сконструировать, изобрести, найти новый вариант - художник-оформитель, разметчик, закройщик, селекционер.

Пример формулы профессии : Юрист

Предмет труда : ЧЕЛОВЕК - юрист обслуживает людей, помогает в решении их проблем, анализирует их, общается с людьми; ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ - юрист читает и анализирует документы, сборники законов, справочники, статистические данные.

Условия труда : С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - за жизнь и честь человека; БЫТОВЫЕ - в случае, когда это юрист-следователь, когда полицейский, тогда на открытом воздухе.

Средства труда : ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ - язык, мимика, жесты, собственные мозги; иногда АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ - использование компьютера.

Цели труда : ГНОСТИЧЕСКАЯ - определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента, определить, распознать причину, классифицировать, сортировать; ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ - улики, найти способ подачи информации, найти способ лучшей защиты подсудимого.

Идеальную формулу профессии для Вас могут составить с помощью тестов психологи. Вам задается ряд вопросов и в результате анализа выявляются предпочитаемые Вами средства труда выбранной профессиональной деятельности. Психологи формулы профессий составляют на основе профессиограмм (описаний профессий, решаемых в процессе трудовой деятельности задач, требований профессии к качествам человека). Можно воспользоваться существующими компьютерными системами для составления Вашей идеальной формулы. Такие услуги Вам могут оказать в профориентационных центрах и центрах психологической поддержки, а также в центрах компьютерного психологического тестирования. Но лучше всегда самому уметь анализировать профессию - тогда Ваш выбор действительно будет осознанным. Вы будете понимать, чем Вас привлекает какая-либо профессия (например, профессия физика-теоретика - изыскательскими целями, профессия каскадера - необычными условиями).

Разделы: Технология

Класс: 9

Цель урока: Создать условия для формирования информационной компетенции учащихся для осознанного выбора профессии на основе знакомства с миром профессий.

Оборудование:

  • словарь профессий,
  • компьютер для демонстрации презентации "Классификация профессий"

Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Проще всего ее найти, если знаешь автора и название - в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог, по которому можно найти нужные книги. Найти книгу помогает классификация - правила размещения книг на стеллажах. На уроках биологии вы изучаете классификацию мира природы, на уроках химии классификацию химических элементов. В широком смысле этого слова классификация - это осмысленный порядок вещей. Слайд 3.

Классификация профессий строится по своим законам. В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен - это буфетчик, а менеджер - управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий. Сколько профессий знаете вы?

Задание № 1. "Назови профессию". Все учащиеся по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.

В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет - и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков (Е.А. Климов. Как выбирать профессию).

  • Слайд 4. Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:
  • нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
  • полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
  • щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);
  • тщетные науки (алхимия, астрология);
  • вредительские науки (колдовство).

Слайд 5. У нас в стране чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.

Слайд 6. По Климову, можно выделить пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда - "техника", "человек", "природа", "знак", "художественный образ". Это - первый уровень классификации.

1. ТЕХНИКА (Т). К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей - вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

Какой тип мышления характерен для профессионалов в области техники?

2. ЧЕЛОВЕК (Ч). Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод - все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда - человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях - эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие - осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная - будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

Какой темперамент располагает к общению с другими людьми?

3. ПРИРОДА (П). К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение - вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь - деятельная, а не созерцательная. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

Какой тип мышления характерен для успешных специалистов в этой сфере?

4. ЗНАК (З). К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является "знаковая система", то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой - представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

Какой тип мышления характерен для специалиста в области знаковой информации?

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства - особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания - необходимы творческие способности, талант, трудолюбие. Какой тип темперамента чаще всего встречается у людей искусства?

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.

Слайд 8. Пирамида профессий

Задание № 2. "По горячим следам". Перечислите предметы труда по классификации Климова.

(По ходу объяснения учителя ребята самостоятельно заполняют все четыре этажа пирамиды, записывая на первом уровне сокращенные названия предметов труда, на втором - целей труда, на третьем - средств труда, на четвертом уровне - условий труда, подчеркивая предпочтительные для каждого предметы, цели, средства и условия труда.)

Выбирая профессию, прежде всего, имеют в виду предмет труда. Таким образом, понятие "предмет труда" является основанием для дальнейшей классификации, фундаментом пирамиды, придуманной профессором Е.А. Климовым.

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ТЧПЗХ)

Слайд 9. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 10. Независимо от предмета труда все профессии классифицируются по трем целям труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Это - второй уровень.

1. Гностические профессии (Г) Гностические, или познавательные, цели труда могут быть разнообразными: сортировать, сравнивать, проверять, оценивать. Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти типов профессий: "Природа" - биолог-лаборант, специалист по экстерьеру; "Техника" - контролер радиоаппаратуры, испытатель; "Человек" - судебно-медицинский эксперт, социолог; "Знак" - корректор, аудитор; "Художественный образ" - искусствовед, театровед. Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность.

2. Преобразующие профессии (П) Преобразующая деятельность человека может быть направлена на предметы, энергию, информацию, процессы. В одних случаях результаты можно увидеть сразу - строитель, кузнец, художник, в других - результаты ждут месяцы и годы (селекционер, воспитатель). Преобладание практической или умственной деятельности специалиста зависит от предмета и содержания его труда: "Природа" - животновод, растениевод, зоотехник; "Техника" - слесарь, станочник; "Человек" - учитель, тренер; "Знак" - верстальщик, бухгалтер; "Художественный образ" - художник-оформитель, модельер.

3. Изыскательские профессии (И) Цель труда профессий этого класса - поиск чего-то нового, неизвестного. "Природа" - инспектор рыбнадзора, егерь, биолог-исследователь; "Техника" - инженер-конструктор; "Человек" - агент по снабжению, организатор производства; "знак" - программист, математик; "Художественный образ" - композитор, дизайнер. Многие профессии сочетают в себе признаки разных классов.

Слайд 12. Цели труда составляют второй этаж пирамиды Климова.

ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)
ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Слайд 13. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 14. На следующем уровне профессии классифицируются по орудиям, или по средствам труда. Средства труда могут быть вещественными и функциональными.

Слайд 15.Вещественные орудия труда - это молоток и топор плотника, скальпель хирурга, скрипка музыканта, указка учителя, компьютер программиста. Вещественные средства труда бывают ручными (Р) - скальпель, отвертка, резец, кисть; механическими (М) - швейная машина, автомобиль, подъемный кран; автоматическими (А) - автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.

Функциональные орудия (Ф) незримы. Это глазомер плотника, тактильные ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя и программиста.

Слайд 16. Средства труда составляют третий уровень нашей пирамиды.

СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)
ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)
ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Слайд 17. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 18. Каждая из профессий предполагает работу в определенных условиях: в кабинете и под водой, под землей и в космосе, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года. Различают четыре группы условий труда:

Б - обычный, бытовой микроклимат (лаборант, бухгалтер, продавец, ученый);

О - открытый воздух (агроном, инспектор ГИБДД, монтажник, геолог);

Н - необычные условия (шахтер, космонавт, подводник, пожарный);

М - повышенная моральная ответственность за здоровье и жизнь людей, за большие материальные ценности (учитель, врач, судья, охранник).

Слайд 19. Водолаз обследует акватории, подводную часть сооружений и судов, находит и устраняет повреждения в корпусах кораблей и гидротехнических сооружениях, прокладывает под водой кабельные линии, трубопроводы, поднимает затонувшие судов, проводит резку и сварку металлоконструкций под водой; проводит исследования.

Подземные штурманы - маркшейдеры, - пользуясь специальными приборами, производят измерения и вычисления, составляют подземные карты, работая и под землей, и на местности, и за письменным столом. Они работают с ювелирной точностью, потому что отклонение даже в пять сантиметров при встречной проходке тоннелей недопустимо.

Пилоты гражданской авиации не только перевозят грузы и пассажиров. Они уточняют карты местности, тушат лесные пожары. Крены, углы набора высоты, скорости, направления, состояние бортовых систем - все это в поле зрения пилота.

Врач, воспитатель, учитель несут ответственность за жизнь, здоровье, полноценное воспитание людей. Их труд, как и труд пилота, связан с повышенной моральной и материальной ответственностью.

Слайд 20. Условия труда составляют четвертый уровень пирамиды Климова.

УСЛОВИЯ ТРУДА (БОНМ)
СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)
ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)
ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Слайд 21. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 22. Пользуясь этой классификацией любую профессию можно обозначить формулой из четырех букв, обозначающих соответствующий признак. Почти каждая профессия имеет несколько признаков. Поэтому главное - выделить основные признаки и второстепенные.

Контрольные вопросы.

1. Основание "пирамиды Климова" составляют:

а) условия труда;

б) предмет труда ;

в) средства труда;

в) цели труда.

2. Предметом труда водителя является:

а) техника;

б) человек;

в) природа;

г) художественный образ.

3. Учитель работает:

a) в бытовых условиях;

б) на открытом воздухе;

в) в необычных условиях;

г) в условиях повышенной ответственности.

4. Ручные орудия труда необходимы в работе:

а) хирурга ;

б) космонавта;

Когда человек находится на пороге выбора профессии, ему стоит знать о том, что стоящая перед ним задача не сводится лишь к определению того, каким способом он будет в дальнейшем зарабатывать себе на жизнь. Та или иная деятельность, вне всякого сомнения, определит и сам образ его жизни. Если к этому вопросу подойти легкомысленно, основываясь только на внешних проявлениях профессии, и не учитывать свои внутренние требования, различного рода ограничения и обязательства, то такой эксперимент может весьма дорого обойтись не только самому человеку, но и окружающим его людям.

Выбор сферы деятельности

На сегодняшний день в мире существует более двадцати тысяч профессий. Столь большое многообразие часто ставит в тупик старшеклассников и вчерашних школьников. Но чаще всего, выбирая сферу своей будущей деятельности, они руководствуются мнением родителей, модой и престижем профессии. При этом мало кто интересуется соответствием будущей специальности и собственной психологии. Однако это очень важный момент. Такого же мнения придерживаются и психологи.

Принципиальное значение при этом имеет такое понятие, как профессиональная установка. Оно отражает готовность человека принимать важные решения на профессиональном уровне. С одной стороны, подобные установки имеют связь с объективными ситуациями, возникающими при выполнении служебных обязанностей, а с другой - невозможны без имеющегося у личности опыта решения различных жизненных задач.

Определение типа будущей профессии

Высокая конкуренция, которая наблюдается сегодня на рынке труда, непременно потребует от молодого специалиста, желающего занять свою нишу, не только достаточно высокой активности. Он обязательно должен продемонстрировать и хорошие профессиональные качества. Как же выбрать нужное направление в жизни?

Для этого существуют различные методики. Определение типа будущей профессии с их применением значительно упрощается. Но для уточнения склонности человека к той или иной специальности все же предлагается воспользоваться дифференцированно-диагностическим опросником Е. А. Климова. Это короткий тест, который на сегодняшний день является наиболее популярным и распространенным в практической психологии. В его основе лежит классификация, рассматривающая типы профессий по Климову.

Опросник включает в себя двадцать альтернативных суждений. Тому, кто проходит подобное испытание, нужно просто выбрать одно из двух занятий, которые указаны в каждом вопросе.

Классификация существующих специальностей

Основным критерием методики, которая определяет типы профессий по Климову, является «объект труда». Это то, на кого или на что направлена преобразующая активная деятельность профессионала.

При этом Климов выделяет пять таких «объектов труда». Это:

Природа, здесь имеются в виду биологические объекты, то есть живая природа;
- техника, включающая в себя машины и материалы, механизмы и различного рода энергию;
- человек, который находится в разном возрасте (ребенок, а также взрослый и пожилой);
- знаковая система, включающая в себя разнообразные тексты, формулы, цифры и информационные системы;
- художественный образ.

В соответствии с такой классификацией выделяется пять сфер профессиональной деятельности. Рассмотрим их подробнее.

«Человек - природа»

Существуют определенные типы профессий для тех, кто любит работать в огороде и в саду, ухаживать за животными и растениями и хорошо разбирается в биологии. Для таких людей стоит ознакомиться со специальностями, которые находятся в сфере «человек - природа». Предметом труда в этом случае, как правило, выступают животные и условия их жизни и роста, а также растения и условия их произрастания.

В этом случае классификатор «Тип будущей профессии» Климова указывает на то, что специалисты в этой области будут осуществлять такие виды деятельности, как:

Изучение, исследование, проведение анализа состояния и условий жизни растений или животных (микробиолог, агроном, гидробиолог, зоотехник, фитопатолог, агрохимик);
- уход за животными и выращивание растений (полевод и лесовод, овощевод и цветовод, животновод и птицевод, пчеловод и садовод);
- проведение профилактических работ по предотвращению заболеваний животных и растений (врач карантинной службы, ветеринар).

Психологические требования

Типы профессий, находящихся в сфере «человек - природа», может выбрать только тот, кто обладает:

Развитым воображением, наглядно-образным мышлением, хорошей зрительной памятью, способностью оценить и предвидеть изменчивые факторы природы, наблюдательностью;
- настойчивостью и терпением, способностью работать вне коллектива, в грязи и при сложных погодных условиях.

Представителям этой профессии приходится смотреть на мир как на целую систему биологических явлений и живой природы. Им необходимо сохранять в уме значительные объемы информации, касающиеся существования водоемов и лесов, парков и т.д. Эти профессионалы должны иметь естественнонаучное мышление, которое позволит увидеть в любом ряду некую закономерность и, учитывая ее, продолжить этот ряд. А для тех людей, работа которых связана с экспедициями и путешествиями (океанолог, геолог и т.д.), потребуется сила, ловкость и физическая выносливость. И, разумеется, тот, кто мечтает об одной из подобных профессий, должен любить природу и относиться к ней очень бережно.

«Человек - техника»

Методика Климова по определению типа будущей профессии предлагает обратить внимание на эту сферу деятельности тем людям, которым нравится принимать участие в лабораторных работах по электротехнике, химии и физике. Особенно сфера «человек-техника» подойдет тому, кто разбирается в бытовой технике, способен создавать, ремонтировать и эксплуатировать различные механизмы, машины, аппараты и станки.

Какие же предметы труда используют специалисты, выбравшие подобные типы профессий? К ним относят механизмы и машины, то есть технические объекты, а также виды энергии и материалы.

Каков в этом случае выбор профессии? Типы видов деятельности данной сферы лежат в следующих областях:

Создания, сборки и монтажа технических устройств. Это специалисты, которые проектируют и конструируют различные устройства и технические системы, а также разрабатывают технологии процесса их изготовления. В этой сфере работают и профессионалы, способные из отдельных узлов и деталей собрать приборы, механизмы и машины, а после наладить и отрегулировать их.
- Эксплуатации технических устройств. Подобные специалисты осуществляют свой вид деятельности, работая на станках, управляя транспортом или автоматическими системами.
- Ремонта технических устройств. В этом случае специалисты способны выявить и распознать неисправности аппаратов, приборов, механизмов, приводя их в нормальное состояние и осуществляя наладку.

Психологические критерии специалистов сферы «человек - техника»

Люди, выбравшие эти типы профессий, должны обладать:

Хорошей координацией движения;
- точным кинестетическим, слуховым, зрительным и вибрационным восприятием;
- развитым творческим и техническим воображением и мышлением;
- умением концентрировать и переключать внимание;
- наблюдательностью.

При работе таких людей возникает необходимость удержания в уме сложнейших процессов, которые происходят в технических системах. Это может быть компьютер или современная модель автомобиля, начиненная электроникой, автоматизированная линия производства и т.д. Все технические объекты, которыми оперируют профессионалы данной сферы, обладают огромной разницей в размерах. Ведь к ним относится и колоссальная паровая турбина и транзистор, увидеть который можно только под микроскопом. Разнообразны в этой сфере и средства труда. Это может быть и гигантский экскаватор и тончайший микроскальпель. Именно поэтому люди, выбравшие эту область деятельности, должны обладать ловкостью движений, а порой выносливостью и физической силой.

«Человек - знаковая система»

Что предлагает испытуемому методика Климовой? Тип профессии, которая находится в сфере «человек - знаковая система», прекрасно подойдет для того, кто любит чертить чертежи и выполнять вычисления, систематизировать разнообразные сведения и вести картотеки, не против заняться экономикой, программированием, статистикой и т.д.

Характеристика типов профессий «человек - знаковая система» говорит о том, что основными предметами труда для таких специалистов являются:

Тексты на иностранном или родном языках (корректор и редактор, делопроизводитель и машинистка, наборщик и телеграфист);
- таблицы, формулы и цифры (оператор ЭВМ и программист, бухгалтер и экономист, а также статистик);
- карты, схемы и чертежи (инженер-технолог и конструктор, копировальщик и чертежник, геодезист и штурман);
- звуковые сигналы (стенографист и радист, звукооператор и телефонист).

Психологические особенности представителей сферы «человек - знаковая система»

Как в данном случае применить классификацию, которую предложил нам Е.А. Климов? Определение типа будущей профессии невозможно без имеющихся у человека качеств:

Хорошей механической и оперативной памяти;
- способности к длительной по времени концентрации внимания на знаковом материале;
- хорошего переключения и распределения внимания;
- умения видеть сущность за условными знаками;
- точности восприятия;
- терпения и усидчивости;
- логического мышления.

Представители данной сферы оценивают мир со стороны его упорядоченности и с той точки зрения, насколько в нем все учтено, изучено и подсчитано. Такие специалисты должны хорошо ориентироваться в условных обозначениях и в знаковых системах. Именно поэтому для них важно чувствовать язык, то есть иметь способность быстро найти общий смысл, заложенный в тексте, и уловить те моменты, которые ему не соответствуют.

«Человек - художественный образ»

Это четвертая сфера, в которой человек может стать первоклассным специалистом. Для этого потребуется применять в своей деятельности предмет труда в виде художественного образа и способов его построения.

Специалистам, выбравшим данное направление, придется осуществлять такие виды деятельности, как;

Проектирование и создание художественных произведений (художник и писатель, модельер и композитор, скульптор и архитектор, хореограф и журналист);
- изготовление по образцу или воспроизведение различных изделий (реставратор и ювелир, музыкант и гравер, столяр-краснодеревщик и актер);
- размножение и массовое производство художественных произведений (шлифовщик по хрусталю и камню, мастер по росписи, печатник и маляр).

Требования к психологическому портрету представителей профессий «человек - художественный образ»

Тому, кто планирует работать в данной сфере деятельности, понадобятся:

Художественные способности;
- зрительная память и наблюдательность;
- творческое воображение;
- наглядно-образное мышление;
- хорошо развитое зрительное восприятие;
- наблюдательность;
- знание и понимание психологических законов, способствующих воздействию на людей.

Такие специалисты ищут в окружающем их мире красоту и гармонию. Они также пытаются принести в него что-либо прекрасное. Для решения подобных творческих задач нужно быть человеком, тонко чувствующим мир. Но при этом важно обладать невозмутимостью и душевной устойчивостью. Это придаст силы и не позволит расстраиваться в случае неудач.

«Человек - человек»

Для большинства профессионалов, работающих в данной сфере, предметом труда являются люди. Это касается таких сфер деятельности:

Обучения и воспитания (учитель и воспитатель, а также спортивный тренер);
- медицинского обслуживания (фельдшер и врач, няни и медсестры);
- бытового обслуживания (парикмахер и продавец, вахтер и официант);
- защиты государства и общества (милиционер и юрист, военнослужащий и инспектор);
- информационного обслуживания (лектор, экскурсовод и библиотекарь).

Психологические требования к профессиям «человек - человек»

Какие черты характера должны иметь специалисты, работающие в данной сфере? Для них важно:

Обладать коммуникабельностью, легко вступая в контакты с незнакомыми людьми;
- стремиться к общению;
- обладать устойчивым и хорошим самочувствием при работе с людьми;
- быть отзывчивыми и доброжелательными;
- иметь выдержку;
- быть способным сдерживать собственные эмоции;
- уметь анализировать поведение не только окружающих, но и свое собственное;
- предвидеть намерения и понимать настроение других людей;
- разбираться в человеческих взаимоотношениях;
- сдерживать возникающие разногласия и организовывать взаимодействие между людьми;
- иметь способность поставить себя на место собеседника, уметь выслушать и учесть его мнение;
- владеть жестами, мимикой и речью;
- уметь убеждать людей;
- быть пунктуальными, аккуратными и собранными;
- знать психологию людей.

Представители профессий, находящихся в сфере «человек - человек», должны понимать, что все люди воспринимают этот мир по-своему. При этом многие трудности, возникающие в человеческих отношениях, вызваны нежеланием принять точку зрения собеседника.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым .

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1. Человек - живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2. Человек - техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

3. Человек - человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4. Человек - знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. Человек - художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" - знание) .

Примеры:

В типе "человек - природа" - контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;

4. Конвенциальный тип .

Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип .

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.

6. Артистический тип .

В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

Для оптимизации работы по описанию большого количества профессий разрабатывались их классификации. Критериями классификаций чаще всего служила отраслевая принадлежность профессий, что создавало большие трудности в их отнесении к тому или иному классу. Позднее появились классификации, основанные на более существенных основаниях, связанных с технологическими характеристиками.

За рубежом наиболее популярной является классификация профессий, разработанная американским психологом Джоном Холландом. В соответствии с ней профессии делятся на 6 типов:

    реалистичный (рабочие в промышленности и сельском хозяйстве, техники),

    интеллектуальный (ученые, программисты),

    артистический (специалисты в сфере искусства)

    социальный (врачи, педагоги, психологи)

    предприимчивый (коммерсанты, менеджеры, журналисты, юристы, политики)

    конвенциальный (бухгалтеры, канцелярские служащие).

В России наиболее распространенной является классификация Е. А. Климова, которая делит профессии по предмету труда (человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ и человек-природа), по целям труда (гностические, преобразующие, изыскательские), по средствам труда (ручные, механизированные, автоматизированные, функциональные), по условиям труда (в помещении, на открытом воздухе, в экстремальных условиях и в условиях повышенной ответственности). Однако в связи со сложностью использования целей, средств и условий труда в качестве критериев классификации профессий, на практике классификацию Климова сводят только к пяти типам профессий по критерию предмета труда .

К этому традиционному делению профессий на пять типов по критерию предмета труда мы добавили деление профессий по критерию характера труда на два класса: алгоритмический (исполнительский) и эвристический (творческий), получив ставшую популярной карту профессий, состоящую из десяти профессиональных групп (Таблица 1) .

Таблица 1. Карта профессий

Типы профессий по предмету труда

Классы профессий по характеру труда

Задачи труда

Способности работника

Алгоритмический, исполнительский (А)

Эвристический, творческий (Б)

«Человек-человек» (1)

Агент

Медсестра

Милиционер

Официант

Проводник

Продавец

Санитар

Социальный работник

Воспитатель

Врач

Менеджер

Психолог

Секретарь-референт

Тренер

Учитель

Юрист

Медицинское обслуживание, обучение и воспитание, бытовое обслуживание, торговля, правовая защита, управление людьми

Установление и поддержание контактов, понимание людей, влияние на других, выдержка и доброжелательность, речевые способности

«Человек-техника» (2)

Бетонщик

Водитель

Каменщик

Крановщик

Маляр

Машинист

Механик

Монтажник

Наладчик

Оператор

Плотник

Сварщик

Слесарь

Станочник

Токарь

Фрезеровщик

Швея

Штукатур

Электромонтер

Инженер

Конструктор

Технолог

Обработка материалов и изделий, сборка и наладка технических устройств, эксплуатация и ремонт техники, промышленность, транспорт, связь, строительство

Наглядно-образное мышление, пространственные представления, техническая осведомленность и сообразительность, хорошие двигательные навыки, ловкость

«Человек- «информация» (3)

Кассир

Машинистка

Наборщик

Радист

Телефонист

Чертежник

Библиотекарь

Бухгалтер

Геодезист

Математик

Переводчик

Программист

Редактор

Штурман

Экономист

Работа с текстами, таблицами, схемами, сигналами, информация и связь, финансы

Отвлеченное мышление, оперирование числами, длительное и устойчивое сосредоточение внимания, усидчивость

«Человек-искусство» (4)

Закройщик

Парикмахер

Повар

Портной

Реставратор

Фотограф

Ювелир

Актер

Архитектор

Журналист

Модельер

Музыкант

Хореограф

Художник

Создание и воспроизведение художественных произведений, создание чувства удовольствия, искусство

Художественный вкус, эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение

«Человек-природа» (5)

Животновод

Зоотехник

Лесничий

Овощевод

Озеленитель

Садовник

Фермер

Цветовод

Агроном

Биолог

Ветеринар

Геолог

Фармацевт

Физик

Химик

Изучение живой и неживой природы, уход за растениями и животными, профилактика и лечение заболеваний растений и животных

Наблюдательность, ориентирование в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, выносливость и терпеливость

Задачи труда

Выполнение решений, работа по заданному образцу, соблюдение имеющихся правил и нормативов, следование инструкциям, стереотипный подход к решению проблем

Анализ, исследование, испытание, контроль, планирование, организация и управление, конструирование, проектирование, разработка новых образцов, принятие нестандартных решений

Способности работника

Стандартное мышление, практичность, исполнительность

Независимое и оригинальное мышление, высокий уровень умственного развития

Карта профессий представляет собой наглядное и метафорическое представление психологической классификации профессий и может быть использована с целью информирования клиента о видах профессий, о предъявляемых ими требованиях, возможностях трудоустройства и профессионального обучения.

Любая профессия может быть одновременно отнесена на основании предмета труда – к одному из пяти типов и на основании характера труда – к одному из двух классов. Поэтому классификация профессий является двухмерной и состоит из 10-ти клеток. Пять строчек по горизонтали, обозначенных цифрами от 1 до 5, соответствуют типам профессии по предмету труда, а две колонки, обозначенных буквами «А» и «Б», соответствуют классам профессий по характеру труда. Каждая группа профессий имеет свой буквенно-цифровой индекс, например: «А1» – исполнительские профессии типа «человек-человек», «Б2» – творческие профессии типа «человек-техника» и т.д.

Разумеется, ряд профессий может быть с определенной степенью условности отнесен к двум или нескольким типам и классам в зависимости от специализаций. Например, большинство практических психологов, занимающихся консультированием, тренингами, психотерапией, преподавательской деятельностью, несомненно, относятся к представителям профессий типа «человек-человек». Но психологическая деятельность, связанная с научными исследованиями и психодиагностикой, относится, скорее, к профессиям типа «человек-информация», нейропсихология и психофизиология – «человек-природа», арт-терапия – «человек-искусство». Профессия воспитателя учреждения дошкольного образования, в определенной мере, может быть отнесена как к исполнительскому, так и к творческому классу.

Каждая группа объединяет несколько профессий, сходных между собой по наиболее существенным психологическим признакам. При этом не учитываются такие признаки, как отрасль экономики, статус предприятия, условия труда, уровень заработной платы и т.п.

С целью ориентации клиента на профессии, по которым возможно трудоустройство и обучение, рекомендуется составлять карту профессий отдельно для каждого региона. Это делается на основании конкретной информации о вакантных рабочих и учебных местах, имеющихся в регионе, полученной при анализе современных банков вакансий государственной службы занятости и коммерческих агентств по трудоустройству и подбору кадров.

Рассказать друзьям